Конспект нод по экологии в старшей группе. Конспект нод по экологии

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе

«Давайте сохраним животных и птиц».

Подготовила и провела воспитатель

2017 год

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область – познание

Вид НОД : экологическое воспитание

Тип НОД: интегрированное

Тема НОД: «Давайте сохраним животных и птиц»

Цель: формирование полного представления о причинении человеком вреда живому миру планеты Земля.

Задачи:

1. Образовательная:

Дать детям полное представление о «Красной книге».

Выявить причины вымирания животных.

Формировать экологическую культуру у детей.

2. Развивающая:

Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.

3. Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение и сочувствие к живой природе.

Принципы воспитания и обучения

1. Воспитание через взаимодействие

2. Принцип наглядности

3. Принцип доступности

4. Принцип систематичности и последовательности

5. Принцип сознательности

Методы воспитания и обучения:

Художественное слово

Поощрение и порицание

Игровые ситуации

Словесные

Наглядные

Практические

Формы организации: групповая.

Связь НОД с другими образовательными областями:

«Социально - коммуникативное», «Физическая культура».

Предполагаемый результат: любознательно-активный, физически развитый, обладает необходимыми умениями и навыками.

План НОД:

1. Организационный момент

2. Мотивационно – целевой этап

3. Основная часть:

3.1 Обсуждение «Древний мир»

3.2 Рассказ «Морские коровы»

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»

3.4 Рассказ-объяснение «Красная книга»

3.5 Дид. игра «Найди опасные предметы»

3.6 Опыт «Загрязнение воды»

3.8 Игра «Изобрази природу будущего»

4. Подведение итогов

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель говорит закличку:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй милая земля!

Здравствуйте мои друзья!

В. – Ребята, посмотрите пожалуйста, и скажите что у меня в руках!

Дети обращают внимание и отвечают.

В. - Правильно, это глобус – модель нашей планеты Земля.

Кто населяет нашу планету?

Да ребята, нашу планету населяют мир людей, мир животных, растительный мир.

В. - Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. И животные были совсем другие.

Вы хотите поближе познакомиться с древним миром планеты?

Я приглашаю вас в небольшое путешествие в прошлое. Садитесь в нашу машину времени. (Кручу глобус)

Дети усаживаются на стульчики перед экраном.

3.1 Обсуждение «Древний мир»

Просмотр слайдов с древними животными.

В. -Раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные: динозавры, мамонты.

В. -Все эти древние животные вымерли. Как вы думаете, почему они вымерли? Начался ледниковый период, было очень холодно, животные лишились воды и питания. Это и привело к их вымиранию.

3.2 Чтение рассказа «Морские коровы».

(показ слайдов)

В рассказ об одном виде животных, которые вымерли по вине человека.

Читаю рассказ «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль.

Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные,

похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками.

Из обломков разбитого корабля они смогли построить лодку и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»В. - Ребята, это очень грустный рассказ, я смотрю вы все загрустили, я хочу поднять вам настроение и приглашаю вас на игру: надо изобразить фигуру какого-нибудь древнего морского животного.

В. - Ребята, нам необходимо вернуться обратно в наше время, чтобы больше узнать о том, как живут животные сейчас. Занимайте места в машине времени.

(Кручу глобус)

Очень много видов разных животных и птиц были уничтожены людьми. Одних истребили охотники или браконьеры . Люди выстраивают большие города и заводы на земле, где обитают животные. Ради красивых перьев исчезают птицы. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: что животные, птицы, растения могут совсем исчезнуть. Чтобы этого не случилось ученые решили внести редкие виды животного мира в Красную книгу. Вы уже знаете немного о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета?

Дети активно демонстрируют свои знания

В. - Для нашего хабаровского края тоже составлена красная книга. Это означает, что и у нас в крае есть вымирающие виды животных и птиц.

В. - Предлагаю вам посмотреть какие животные уже начинают исчезать с наше планеты и занесены в Красную Книгу России. (Просмотр слайдов)

В. - Ребята, как и с помощью чего человек может навредить живой природе и животному миру?

Дети отвечают и поясняют свой выбор.

3.5 Дид. игра «Опасные предметы»

В. - Сейчас на экране будут появляться картинки, если вы увидите на экране опасные предметы или действия людей, то вы закачаете головой, а если не опасные, то будете делать приседания.

Дети выполняют задание.

В. - Да, все верно. С помощью всех этих предметов люди загрязняют водоемы , моря, океаны, которые необходимы для жизни подводных обитателей и водоплавающих. Огромные киты, дельфины выбрасываются на берега. Водоплавающие птицы погибают от нефти и масла которые вытекают из затонувших кораблей.

Но, самое главное, что эти предметы так же наносят огромный вред и самому человеку. Если люди не будут соблюдать правила безопасности в лесу, на дорогах, водоемах, то в скором времени они тоже будут относиться к вымирающему виду. Назовите пожалуйста что является самым необходимым для жизни человека, животного мира, мира растений.

Да! Конечно это вода!

3.6 Опыт «Загрязнение воды».

На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное.

В. -Предлагаю провести эксперимент, по загрязнению воды.

Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности.

Опустить перышко в емкость с чистой водой, второе в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на то, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже.

3.7 Знакомство с природой будущего.

В. - А сейчас я предлагаю перенестись в будущее, присаживайтесь на машину времени. (Просмотр слайдов)

3.8 Игра «Придумай свой мир»

Задача: развивать воображение, воспитывать умение действовать в команде, воспитывать любовь к природе.

В. - Ребята, вам понравилась природа в будущем? Мне тоже нет. Мы можем с вами это исправить, если буде беречь ее и любить.

Предлагаю вам сейчас разделиться на команды, и придумать свой мир, используйте те картинки, которые вам необходимы.

На столах предложены на выбор детей картинки цветов, деревьев, насекомых, птиц и животных. С обратной стороны наклеены кусочки фланели. Картинки раскладывают на фланелеграфе картины будущей природы.

4. Подведение итогов

Задача: выявить результаты от проведенной работы.

В. - Ребята, вам понравилось путешествие?

В. – Ребята, расскажите пожалуйста как некоторые виды животных попали в Красную книгу! Как люди могут им помочь?

В. - Предлагаю вам каждому нарисовать свое любимое животное, которое бы вы хотели сохранить. Потом из ваших рисунков мы составим свою «Красную книгу».

(просмотр слайдов)

Ирина Горлова
Конспект НОД по экологии «В гости к фее природы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть-Ишимский детский сад №1»

Конспект НОД по экологии

«В гости к фее природы »

Подготовила : воспитатель I

Филоненко Ольга Витальевна

Усть – Ишим – 2014 г.

Образовательная область : Познание.

Интеграция образовательных областей : Познание, Чтение Художественной Литературы, Коммуникация, Социализация, Художественное Творчество.

Цель НОД :

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).

Формировать навыки правильного поведения в природе .

Задачи НОД по образовательным областям :

Познание : Закрепить знания детей о природе и заботливое отношение к природе .

Коммуникация : Активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь детей.

Чтение художественной литературы : Закрепить стихи о птицах – ласточке.

Социализация : Развивать умение быстро отвечать на блиц – вопросы; отгадывание загадок.

Художественное творчество : Развивать творческие способности детей – смекалку и сообразительность.

Методы и приемы : сюрпризный момент – появление почтового голубя, показ, вопросы, аудио – запись, рефлексия.

Формы детской деятельности : беседа, дидактическая игра с правилами, отгадывание загадок, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, слушание, экскурсия, решение проблемной ситуации.

Виды детской деятельности : двигательная, игровая, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование из бумаги , речевая, познавательно – исследовательская.

Предварительная работа : беседа, дидактические игры, чтение стихов и потешек, игры, наблюдение.

Материалы и оборудование для педагога : конверт с письмом, речка с мусором, пакет, дерево с перелетными птицами, карточки (зеленого, белого, желтого и красного цвета,экологические схемы по игре «Стань другом природы » , цветик семицветик бледный и яркий.

Материалы и оборудование для детей : карточки (красного, желтого, зеленого, белого цвета, ватман, заготовки для аппликации, ножницы, клей карандаш, фломастеры.

Ход НОД

Дети заходят в зал и становятся полукругом (на стульях у каждого лежат карточки желтого, зеленого, белого, красного цвета).

Раздается стук в дверь.

Воспитатель : Это кто же к нам стучится

Просится к нам в дом?

Влетает почтовый голубь (ребенок в маске) .

Ребенок : Я полсвета облетел

В садик к вам я залетел

Сообщенье вам из леса

Это очень интересно! (улетает)

Воспитатель : Дети что мы будем делать с этим письмом? (ответы детей)

Хорошо давайте его вскроем и прочитаем :

«Здравствуйте, дорогие дети Усть-Ишимского детского сада №1. Обращаюсь к вам я - Фея природы . В моем природном государстве есть клуб любителей природы . В этом клубе растет цветик семицветик - он исполняет добрые желания. Но вот беда цветик семицветик был яркий красивый и вот он стал бледный. Его заколдовала злая Тетушка Непогодушка. А расколдовать его можете только вы. Для этого вам нужно выполнить 7 заданий и вступить в клуб знатоков природы . Дети вы хотите там побывать и помочь цветику семицветику стать опять прежним ярким цветком. Жду вас в своем государстве. До встречи Фея природы

Воспитатель : дети, что будем делать?

Дети : Надо помочь?

Воспитатель : Как мы ему поможем?

Ответы детей.

Воспитатель : приготовились, мы отправляемся в гости к Фее природы . Закрывайте все глазки.

В королевство природы попасть легко

Не надо ехать далеко

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так

Один хлопок - еще хлопок

И вот уже виден сена стог

И вот уже поле колосится

Шумит- волнуется пшеница

Над ней синеют небеса

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы попали в клуб любителей природы . А вот и цветик семицветик. И, правда, он совсем бледный. Посмотрите ка дети здесь на лепестках что-то написано. Да это же задания. Выполнив, их все мы расколдуем цветик семицветик, и он опять станет яркий - красивый.

Воспитатель : Берет красный лепесток, отрывает. Читает задание «Назови художника» . Дети возьмите карточки на стульчиках. Я буду читать строки из стихов - а вы должны поднять правильно карточку. Если о зиме белая, о весне зеленая, о лете красная, об осени желтая :

Четверо художников

Столько же картин

Белой краской выкрасил

Все подряд один

Лес и поле белые, белые луга

У осин заснеженных ветки как рога (зима белая) ;

У второго синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся стайкой воробьи

На снегу прозрачные льдинки кружева

Первые проталинки. Первая трава (весна зеленая)

На картинке третьего красок и не счесть

Желтая, зеленая, голубая есть

Лес и поле в зелени. Синяя река

Белые пушистые в небе облака (лето красное)

А четвертый золотой расписал сады

Нивы урожайные – спелые плоды

Всюду бусы - ягоды. Зреют по лесам

Кто же тот художник. Догадайся сам (осень желтая)

Воспитатель : Замечательно справились. Продолжаем путь дальше. Вот мы и у речки (отрывает синий лепесток) «Помоги речке» .

Дети, а что же случилось с речкой. Вся в мусоре, в банках, бутылках. Как же нам помочь речке (ответы и предложения детей) .

Давайте очистим речку от мусора. Собрать весь мусор в пакет. Дети давайте послушаем, как весело зажурчала наша речка (фонограмма журчания воды) .

Воспитатель : продолжаем наш путь дальше. Вот мы и в лесу. Посмотрите-ка, какое замечательное дерево, а на нем птицы :

Что это за птицы?

Как назвать одним словом? (отрывает оранжевый лепесток) .

Задание назови птиц, что прилетают в марте, в апреле, в мае (ответы детей) .

Вспомните стихотворение про ласточку - дети читают стихотворение Плещеева «Травка зеленеет» .

Воспитатель : Дети послушайте, как птицы поют в весеннем лесу (лечь на палас, закрыть глаза и послушать) .

Воспитатель : Замечательно отдохнули. Продолжаем наш путь дальше. Мы оказались на экологической полянке . Посмотрите здесь знаки «Поведение людей в природе » (отрывает желтый лепесток) .

Дети выберете по одному знаку и расскажите о поведении людей в природе . Рассказ детей по экологической схеме .

Воспитатель : Молодцы ребята – что ж надо дальше продолжать путь. Вот мы очутились на лугу. Посмотрите сколько здесь цветов, трав (отрывает зеленый лепесток) .

Дети выберете любой цветок или лекарственную траву и расскажите о ее пользе. Как человек использует травы, цветы в каких целях (рассказ детей о лекарственных травах) .

Воспитатель : Ребята у нас осталось всего два лепестка - голубой и фиолетовый (отрывает голубой лепесток) .

Здесь ребята «Блиц – вопросы» . Отвечать необходимо быстро :

Кто на себе носит дом (улитка)

Не птичка, а с крыльями (бабочка)

У какого зверя деревья на голове (лось)

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет (гриб)

Куда исчезают насекомые с наступлением зимы (прячутся - впадают в спячку)

Перечислите хвойные деревья (ель, сосна, пихта)

Какие животные впадают в спячку (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)

Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов (кукушка)

Какую птицу называют лесным доктором (дятел)

Без чего не сможет расти растение (свет, вода, тепло)

Воспитатель : Все-то вы знает. Просто замечательно. Нас уже можно принимать в клуб любителей природы .

Остался один лепесток фиолетовый (отрывает фиолетовый лепесток)

Аппликация : Доделай аппликацию в клуб любителей природы «Мое чисто село» .

Дети делают аппликацию все вместе.

Воспитатель : Дети пока вы делали аппликацию Цветик семицветик, опять стал ярким и красивым. Кому мы сегодня помогали? Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Какие вы, испытали, трудности выполняя задания? Что вам больше всего понравилось?

За то, что вы легко справились, с заданиями вам вручаются, дипломы «Любитель природы » .

Всем спасибо наше путешествие закончено.

Используемая литература :

Программа «Детство» - Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.

Журнал «Дошкольная педагогика»

Программа «Мы» экологического образования детей – Н. Н. Кондратьева и др. – 2 изд.

Воспитатель: Зотова О.И.

Программное содержание:

Продолжать формировать знания детей о лесных обитателях: о жизни растений и животных. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Способствовать развитию умений поддерживать игровую воображаемую ситуацию.

Развивать коммуникативные навыки, умение высказать своё предположение.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о лесе и его обитателях, заучивание стихов, загадок, сбор гербария лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, рассматривание «Красной книги», рассматривание альбома «Лесные жители», ориентирование на местности по плану.

Развивающая среда:

План, письмо, буквы (К,Л,Ю,Ч.), иллюстрации с изображением лекарственных растений, макет муравейника, листья клёна и дуба, игрушки (заяц, медведь).

Ход НОД :

В.: — Дети, только что почтальон принёс письмо. Вы хотели бы узнать от кого оно пришло? Для этого нужно отгадать загадку.

— Есть у ребят хороший друг

Весёлый друг, зелёный

Он им протянет сотню рук

И тысячу ладошек.

В.:- Какую пользу приносит лес человеку?

(Ответы детей).

В.:- А теперь послушайте, что пишут в письме.

— Дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы большие друзья леса, и лес будет рад видеть вас в гостях. Лесовичок.

В.:- Давайте отправимся в лес, только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами, и поможет нам в этом вот этот план.

(Дети рассматривают план).

В.:- Вначале нужно разгадать загадку, чтобы открыть дорогу в лес.

1. Живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот).

2.В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес).

3.Куда улетают птицы осенью? (Юг).

4.Какая птица лучше всех ловит рыбу? (Чайка).

(Первые буквы слов выставляются на доске). Дети читают слово « Ключ».

В.: — Этот ключ нам откроет дорогу в лес. Счастливого пути!

В.: — Ну вот мы и пришли в лес. Представьте, что нас встречает Лесовичок. Давайте оживим его.

— На кого он похож?

— Во что одет?

— Какого роста?

— Что у него на голове?

(Дети составляют описательный рассказ про Лесовичка).

В.: — Дети, хотите послушать стихотворение про Лесовичка?

Живёт в лесу он издавна,

Следит за лесом пристально,

Чтоб лес не заболел,

Чтоб ветки были сильными,

Чтоб корни были сытыми,

Чтоб жук кору не ел.

Глухими коридорами,

По тропам, по траве.

Идёт с глазами добрыми

Хороший человек.

В.:-В лесу нужно быть внимательным, наблюдательным, чтобы не упустить ничего интересного.

(Дети идут по плану, на пути хвоя, имитирующая муравейник).

В.:- Дети, чей это домик?

— Как он называется?

— Что хорошего в муравьях?

— Что плохого в муравьях?

— Что можно сказать про муравьишек? Какие они?

Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около муравейника, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей.

В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи?

Д.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

В.:- Дети, как нужно относиться к муравьям? (Ответы детей).

В.:- Каких насекомых вы ещё знаете?

В.:- Что лежит сверху на муравейнике?

Д.:- Иголки от ёлки.

В.:- Какие иголки ещё бывают?

Д.:- Иголки для шитья, иголки у ежа, иголка у шприца.

В.:- Какие вы ещё знаете слова, которые слышатся одинаково, но обозначают разные предметы.

Д.:- Лист (у книги, дерева, шифера, духовки).

— Коса (у девочки, косят траву).

— Кран (водопроводный, подъёмный).

— Ручка (у ребенка, у двери, писать, у посуды).

В.:- Дети, давайте обойдём муравейник, чтобы не разрушить его и пойдём дальше.

(На тропинке лежат листья клёна).

В.:- С какого дерева листья?

Воспитатель поднимает листья, под ними зайчик.

В.:- Как вы думает, почему он спрятался? Может, мы в лесу шумели, вот он и испугался? Чтобы он нас не боялся, назовите его ласковыми словами.

Д.:- Зайчик, зайчишка, заинька, зайчонок.

В.:- Как зовут детёнышей у зайца?

— Если он один? Много?

— Где живёт заяц?

Физкультминутка:

— Игра «В мире животных» — дети с помощью мимики, жестов превращаются в зверей, птиц, насекомых.

В.:- А вот ещё листья лежат. С какого они дерева? (Дуба).

В.:- Какой красивый лист, но он не простой, а с загадкой:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой.

Воспитатель задаёт предыдущие вопросы, как при встрече с зайцем.

В:- Мы очень долго шли пора нам сделать привал. Останавливаются возле лесной аптеки.

Д.:- А в лесу разве есть аптека?

В.:- В лесу растёт много лекарственных растений. (Дети называют лекарственные растения).

В.:- Что хорошего в том, что есть лекарственные растения?

Д.:- Ими можно лечить разные болезни, ими лечатся животные, птицы.

В.:- Что плохого в том, что есть лекарственые растения?

Д.:- Много растений срывают люди, делают это не правильно, тем самым причиняют вред растению, оно может со временем исчезнуть совсем.

В.:- Некоторые растения занесены в Красную книгу. Назовите, какие растения занесены в Красную книгу? (Дети называют)

Дети рассматривают гербарий лекарственных растений.

В.:- Почему у мать-и-мачехи такое название?

Д.:- С одной стороны у растения листья гладкие и на ощупь холодные как мачеха, а с другой стороны покрыты пушком как мама.

В.:- Дети, хотите поиграть в игру? (Дети играют в игру «Узнай по описанию»).

Ведущий описывает растение, дети отгадывают.

В заключение экскурсии дети читают стихи про лес.

Спасибо людям, вырастившим лес,

За ели, за дубы и травы в росах.

За сосны, что касаются небес

И за берёзок ласковые косы.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь.

В.:- Дети, нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом и со всеми его жителями.

Прудникова Татьяна Григорьевна высшая квалификационная категория Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»

Программное содержание: дать детям понятие, что природа - это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию: предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы, стаканы водой пресной, соленой

Ход занятия:

Воспитатель: Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою -

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей: о природе)

Подумайте, что нельзя назвать природой? (Ответы детей: то, что сделано руками человека).

Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую - с неживой природой. Объясните свой выбор. (Дети выполняют задание).

Молодцы! А сейчас давайте отправимсяв путешествие в мир фауны, т. е. в мир животных.

макет лес

Воспитатель: А вот и первая остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Дети отвечают) . Ответьте пожалуйста на вопросы:

  1. Какие животные живут в лесу?
  2. Как называются животные, которые живут в лесу?
  3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
  4. Чем питаются животные?

Воспитатель: Вспомните, как звери готовятся к зиме.

  1. Как готовится к зиме заяц?
  2. Как готовится к зиме медведь?
  3. Как готовятся к зиме белка?
  4. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут различные дикие животные, которые приспособились к нашему климату. Всех животных можно разделить на три группы: растительноядные, хищники и всеядные. Подумайте и объясните с чем это связано. (Ответ детей)

макет водоема

Посмотрите, вот вторая наша остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Ответ детей) Рассмотрите этот макет внимательно и ответьте на вопросы:

  1. Кто живет в воде?
  2. Как можно назвать всех рыб, живущих в реке? (речные)
  3. Как можно назвать всехрыб, живущих в море? (морские)

Воспитатель: Молодцы! В любом водоеме кипит жизнь. У каждого водного жителя свои заботы. И сейчас мы свами попробуем определить, где живутвот эти водные обитатели. Перед вами стоят стаканы с водой, а подними картинки с изображением рыбок. Попробуйте воду на вкус и определите: соленая она или пресная. Догадайтесь, в какую среду обитания вы выпустите свою рыбку: в море или в речку. макет с изображением моря и макет с изображением реки.

Физминутка Изобрази животного

Воспитатель: Я называю животных, а вы показываете, как они передвигаются.

собака(бегает),

заяц (прыгает),

ласточка(летают),

змея(ползает)и. т. д.

Воспитатель: Следующая наша остановка - в небе.

Воспитатель: Подумайте и скажите:

  1. Есть ли жизнь в воздухе?
  2. Кто живет в воздухе?
  3. Чем отличаются птицы от животных?
  4. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
  5. Назовите птиц, которые улетают на зиму в теплые страны (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
  6. Назовите птиц, которые остаются зимовать (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).

Среда обитания птиц - небо, но свои гнезда птицы вьют на земле. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, и их называют ... (перелетными) . Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются... (зимующими) . Трудно птицам приходится в зимнюю непогоду, и я считаю, что люди должны им помогать. Что мы можем сделать?(Ответы детей).

Закрепление: Игра «Кто где живет?» - карточки синего, голубого и зеленого цвета (синий цвет - среда обитания рыб, голубой- птиц, зеленый- животных)

Воспитатель называет представителей животного мира, а дети с помощью карточек определяют их среду обитания.

Итог занятия: Ребята, какие вы молодцы! Столько много вы знаете о живой природе! А какое животное или птица вам больше всего понравилось и почему? Как вы думаете, кто из животного мира самый главный? (Ответ детей) Какой мы можем сделать вывод? (Ответ детей) Молодцы. В мире природы все важны и все нужны.

Описание работы: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию экологических представлений. Это конспект познавательного занятия, способствующего повышению социальной и познавательной активности. Адресовано воспитателям старшей группы дошкольных учреждений.

Тема: «Такие разные растения».

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Задачи:

1. «Социализация»:

Вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.

2. «Познание»:

Освоение действия построения моделей отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги);

Ознакомление с функциями и видоизменениями листа;

Развитие экологических представлений.

3. «Коммуникация»:

Формировать умение рассказывать о содержании сюжетных картин;

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Обогащать словарный запас;

4. «Физическая культура»

Физминутка.

Материал.

Демонстрационный. Природный материал, гербарий или картинки с изображением различных видов листьев (листья бальзамина, бегонии, липы, пальмы, кувшинки, иголки кактуса, верблюжьей колючки и др.). Картинки с изображением этих растений в реальных условиях (в пруду, в саванне, в прерии, в лесу). Растение с окрашенными стеблем, листьями. Карточки с условными обозначениями видоизменений листа, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды), односторонние стрелки.

Раздаточный. Тетради, карандаши.

Методические приемы : наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Бабушка-Загадушка загадывает загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответы детей (Комнатные растения)

Дети вместе с Бабушкой-Загадушкой рассматривают листья комнатных растений, гербарии, картинки, отмечая, что все листья разные.

Бабушка-Загадушка предлагает разделить их на две группы:

с крупными листьями и с колючками.

Бабушка-Загадушка спрашивает, куда дети отнесут эти растения:

1. У меня растёт лиана

В кадке около дивана.

Листья у неё резные -

В них окошечки сквозные. (Монстера)

2. Всю зиму и все лето

В красное платье одета. (Бегония)

Ответы детей. (К группе растений с крупными листьями)

3. Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)

4.На моем окошке поселился ежик.

Все глядит в окошко, а ходить не может.

Где же его лапки? Где у него рожица?

Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус)

Ответы детей. (К группе растений с колючками)

Бабушка-Загадушка предлагает подумать, какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, Бабушка-Загадушка предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.

Ответы детей (мокро, холодно).

После высыхания воды Бабушка-Загадушка и дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку. Бабушка-Загадушка или дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.

Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).

Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки). Бабушка-Загадушка просит детей подумать:

- «Много ли воды у нас, в нашем климате?»

Ответы детей (много).

- «Жарко ли у нас?»

Ответы детей (нет).

- «Какой же лист будет у растений средней полосы?»

Ответы детей (обычный).

- «Почему?»

Ответы детей (не жарко и воды достаточно много, её не нужно беречь и не надо много пить).

Бабушка-Загадушка обращает внимание детей на то, как они разделили растения на группы на предыдущем занятии. На одной стороне — те из них, которые много пьют, и их надо часто поливать, на другой — те, которые мало пьют, их поливают редко. Дети называют, какие у них листья (на одной стороне — мясистые, большие, на другой - маленькие, как колючки). Дети обосновывают свои предположения, а затем проверяют их.

Один из детей выкладывает модель на фланелеграфе, используя карточки с условными обозначениями видоизменений листа (крупный, обычный, колючка), условий жизни (высокая температура, низкая температура, много воды, мало воды).

Много воды, высокая температура - крупный лист.

Мало воды, высокая температура - лист - колючка.

Много воды, температура низкая - лист обычный.

Итог занятия.

Бабушка-Загадушка играет с детьми в игру «Что перепутал художник?».

Анализ ситуации изображенной на рисунке.

Объяснить её нелепость.

Придумать по картинке веселый рассказ.

Цель игры: оценить образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами природы. Развивать у детей умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

- «Мне кажется, что художник, что то перепутал, помогите мне разобраться, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. А как на самом деле должно быть?».



Публикации по теме