Материал на тему: Если ваш ребенок -левша. Если ваш ребенок левша: признаки и особенности воспитания

Замечая, что ваш ребенок все чаще берет ручку, карандаш или ложку левой рукой, вы начинаете переживать, не левша ли ваш ребенок.

Ведь, сложилось мнение, что левша имеет постоянные проблемы с излишним вниманием окружающих, и с тем, что многие предметы в нашей жизни не приспособлены для левшей и от этого ребенок будет испытывать дискомфорт. И все это может сформировать в ребенка комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Так давайте разберемся, что такое леворукость, как определить левша ли ваш ребенок, какие проблемы, в связи с этим могут возникнуть и как помочь малышу их преодолеть.

Мозг человека состоит из правого и левого полушария. Левое полушарие отвечает за абстрактное мышление и речь, а правое – за творческие навыки и образное мышление. Ведущее полушарие, как правило, определяется ближе к трем годам. Если доминирует левое полушарие, ребенок, скорее всего, будет правшей, если правое – левшой. Считается, что ребенок с доминирующей правым полушарием головного мозга, более эмоционален, доверчив, склонен к перепадам настроения. Ребенок – левша легко раздражается, также есть склонность к вспышкам злости и гнева, Но при всем этом, ребенок-левша, скорее всего, будет очень целеустремленным и настойчивым человеком. Также у таких деток наблюдаются склонности к живописи и музыке, но у леворукого ребенка могут быть проблемы с речью.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЧТО ВАШ МАЛЫШ ЛЕВША?

Наблюдайте, какой рукой ребенок обычно держит карандаш при рисовании, какой ногой бьет по мячу.

Вот простые способы, с помощью которых можно определить ведущую руку:

– Рука, в которой ребенок держит расческу при расчесывании – ведущая

– Пусть ребенок послушает, как шумит ракушка или как тикают часики, к какому уху он поднесет предмет?

– Пусть малыш топнет ножкой, какая это ножка?

При скрещивании пальцев в замок, большой палец ведущей руки будет сверху.

– Каким глазом ребенок будет смотреть в подзорную трубу или калейдоскоп?

– Если ребенок гладит игрушку, какой ручкой он это делает?

– Когда малыш сидит, предложите положить ногу на ногу, какая нога будет сверху?

Если при выполнении этих действий доминирует левая рука и нога, то большая вероятность, что ваш малыш действительно левша. И если среди ваших близких родственников есть кто-то леворукий, тогда вероятность того, что ребенок ваш левша возрастают очень сильно. Хотя я, будучи левшей, так и нашла среди наших родственников больше никого с такой проблемой. Но может это из-за того, что раньше активно детей переучивали пользоваться правой рукой.

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ВЫ МОЖЕТЕ, СТОЛКНУТСЯ?

Большинство предметов, которыми мы пользуемся в жизни, приспособлены для использования правой рукой и у «леворукого» человека могут быть некоторые проблемы от этого. Из своего опыта скажу, что у меня всегда были проблемы с ножницами, некоторыми специальными кухонными ножами, пожалуй, всё. Правда, компьютерной мышкой и клавиатурой я пользуюсь обычной, привыкла, необходимости в специальной мыши для левшей не было и вяжу спицами я как все. Пользование дверными ручками, отвертками, замками и еще многими вещами, которые считаются неприспособленными для левшей, особых проблем никогда не вызывало. А ножницы, ножи и прочие необходимые мелочи, необходимые для комфортной жизни можно купить специально для левши.

Проблема может возникнуть при обучении ребенка письму. Обучение по стандартной прописи практически не возможно, ребенок не будет видеть образца, поэтому нужно либо приспосабливать ее под нужды ребенка и делать образцы написания букв справа, чтобы малышу было видно, или искать специальные прописи для левшей, а они, к сожалению, есть не ко всем прописям, которые используются в начальной школе.

Создайте маленькому школьнику комфортную обстановку для работы, попросите, чтобы в школе ребенка посадили с левой стороны парты, так ему никто не будет мешать. Дома организуйте рабочее место так, чтобы свет падал с правой стороны стола.

СТОИТ ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ РЕБЕНКА?

Переучивать ребенка и принуждать к использованию правой руки, однозначно не стоит. Психологи и врачи утверждают, что это может привести к заиканию, ночному энурезу, возникновению головных болей, повышенной утомляемости. Также ребенок может стать излишне раздражительным, капризным, потерять аппетит и привести к нарушениям сна. И еще один момент, переученные левши, как правило, имеют очень скверный почерк. Никогда и ни в какой форме не преподносите леворукость как недостаток, гораздо лучше формировать уверенность ребенка в том, что леворукость, это скорее его преимущество, ведь многие известные люди были левшами, леворукость спортсменов во многих видах спорта это просто огромное преимущество и т.п.

Одним словом, любите своего ребенка и принимайте его, таким как он, есть, не формируйте в нем комплексы и не давайте это делать другим, сделайте его жизнь максимально комфортной.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЕВШИ

– Николай Лесков – известный русский писатель, написал в рассказ «Левша»

– Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам

– Сергей Рахманинов – русский композитор, пианист, дирижер

– Владимир Даль – создатель всем известного толкового словаря

– Сергей Прокофьев – известный композитор

– Иван Павлов – русский ученый – физиолог

– Василий Кандинский – художник

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

– Все белые медведи - левши

– Нейл Армстронг, первый человек на луне – левша

– Четыре из пяти создателей Макинтоша были левшами

– В Японии мужу разрешалось развестись с женой, если она - левша

– Все претенденты на пост президента США на выборах в 1992 году были левшами: Джордж Буш, Росс Пэрот, Билл Клинтон

– Левши зачастую рождаются с июля по декабрь. Меньше всего – весной

– Левши лучше видят под водой

– 500 миллионов людей на нашей планете – левши.

– У женщин-левшей риск развития рака молочной железы выше чем у правшей больше чем на 40%

– В Москве левшей около 3,5%, а на Таймыре - 34%

– Леонардо да Винчи, будучи левшой, писал справа на лево и прочитать их можно было, только с помощью зеркала

 /  Ваш ребенок - левша

Ребенок взял ложку, вилку и карандаш в левую руку - для многих родителей эти факты звучат как приговор. Однако негативная реакция на леворукость здесь неуместна. Так как родителям реагировать на левшу и о чем говорит такая особенность ребенка? Пробуем разобраться в этом деликатном вопросе, понять, чем левша отличается от правши и раз и навсегда развеять многие мифы.

Из этой статьи вы узнаете об особенностях детей-левшей. Мы поговорим о том, нужно ли переучивать детей при леворукости.

Причины леворукости

Так уж мы устроены — несимметрично. Действительно, человеческие органы имеют зеркальное отражение только в теории. На практике — глаза, брови, уши, почки и даже легкие не являются точной копией друг друга. Тоже самое происходит с мозгом. У одних людей главным (ведущим) полушарием является правое, у других — левое. Первые и становятся теми людьми, которые в возрасте активного развития моторики (3-6 лет) начинают делать все левой рукой. Их и называют «левшами».

Однако специалисты сходятся во мнении, что ведущая левая рука — признак левши, но не такого явления, как «левшество», которое характеризуется ведущей левой рукой, левым глазом, левой ногой и ведущим ухом. Все это также связано с более активной работой правого полушария мозга.

Будет ли ваш ребенок левшой или нет? Это зависит от многих факторов. Причиной «победы» правого полушария над левым могут стать особенности внутриутробного развития, наследственность (в семье, где один из родителей левша или скрытый левша, вероятность появления левши выше), травмы мозга (левого полушария), травмы правой руки (или подражание взрослым, если у них повреждена правая рука), псевдолеворукость (или равное использование обеих рук — в этом случае ребенка именуют «амбидекстр»).


Особенности

Если ваш ребенок левша, вам стоит знать, что помимо ложки и цветного карандаша в левой руке от большинства детей он будет отличаться еще кое-чем.

Психологи говорят о более высоких творческих способностях при более медленном формировании навыков деятельности, которая требует взаимодействия обоих полушарий. Так, у многих (но не у всех) левшей могут быть проблемы с почерком, медленный темп письма. Дети могут путать похожие цифры (например, 7 и 1), геометрические фигуры (круг и овал), долго учатся определять время по циферблату и т.д.

Что касается эмоционального фона, то классический левша более эмоционален, нежели правша. Такие дети требуют к себе повышенного внимания, очень ранимы, раздражение у них легко сменяется весельем и наоборот.

Поэтому развитие правого полушария предъявляет определенные требования к поведению родителей. Хотя леворукость вашего ребенка вполне может не выходить за рамки письма левой рукой.

Запреты для родителей

Если 10-15 лет назад специалисты не видели ничего плохого в переучивании тех, кто взял ручку в правую руку, то теперь психологи категорически против таких метаморфоз. «Не переучивайте левшу», — эту фразу родителям стоит запомнить и повторять. Процесс трансформации левши в правшу является настоящим насилием над мозгом ребенка. Более того, это может приводит к неприятностям.

«Это сильная психологическая нагрузка, давление на ребенка. У меня самой остался негатив с того времени, как меня переучивали. Например, в детском садике ела левой рукой, воспитательницы привязывали руку к стулу.

Когда дочери было 5-6 лет, она активно начала рисовать, я пыталась перекладывать в правую руку карандаши, но она все равно брала все в левую. В то время проходила горячая линия у ГорОНО, они посоветовали не ломать ребенка и оставить все как есть»

Счастливая мама Татьяна Сальникова

Так, у ребенка с задержкой формируется речь, нарушается сон и аппетит, появляются головные боли. Возможно, ваш малыш начнет заикаться и не сможет освоить элементарные навыки (ему с трудом будут даваться танцы, уроки пения, рисования и т.д.).

Более того, родителям не стоит не только переучивать, но и акцентировать внимание ребенка на его «непохожести». Лучше всего, если ребенок никогда не услышит от вас фразы: «та не такой, как все» или «ну ты же левша». Малыш может замкнуться в себе, самооценка снизится, а комплексов станет значительно больше.

И еще — не кричите на ребенка-левшу. Конечно, этого не стоит делать ни одним родителям, но помните, что в вашем случае это может обернуться самыми неприятными последствиями: нелюдимостью, замкнутостью и нервными расстройствами.

«Когда мой сын учился в школе, у него сменилась учительница по русскому языку и литературе. Это произошло в связи с тем, что сын попал в экспериментальный класс для одарённых детей. Классный руководитель считала, что левша в жизни не сможет ничего добиться. Ну и ещё приводила ужасную статистику левшей. Число самоубийств у них и сколько из них становятся сумасшедшими.

Я, конечно, удивилась, но согласилась, на то, что она сама переучит сына в правшу. Она заставляла нас исписывать тетради, чтобы он писал туда правой рукой (допустим, всю субботу и воскресенье). Писал он туда всяческие стихотворения, отрывки из прозы, которую они проходили. В общем, через 2 месяца выучился писать правой рукой. И при классной руководительнице писал только правой, но бунт внутри зрел. И до сих пор умеет, конечно, красиво писать правой, но пользуется, в основном, левой».

Счастливая мама Елена Лебедева

Во-первых, будьте в три раза внимательнее к своему ребенку, если воспитывайте левшу. Как уже было сказано, они более ранимы и требуют от вас диалога, действия и повышенной заботы.

Во-вторых, расскажите ребенку о знаменитых левшах. Это особенно важно в том случае, если ребенок уже зациклен на своем отличии от других. Такая поддержка поможет малышу почувствовать себя увереннее. К слову, среди знаменитых левшей — Леонардо да Винчи, Цезарь, Том Круз, Аристотель, Александр Пушкин, Лев Толстой, Гарри Каспаров и т.д.

В-третьих, предупредите воспитателей и учителей об особенностях ребенка. От них во многом зависит то, как ребенок будет чувствовать себя в коллективе. И, при правильной стратегии поведения, ваш малыш не будет чувствовать малейшего дискомфорта при общении со сверстниками на занятиях или в процессе игр.

«Сегодня нет серьезного притеснения левшей, как это было в прошлые века: их не дразнят в детском саду, они не переживают в школе. С точки зрения психологии, это, безусловно, правильно. Левшество возникает вследствие особого устройства работы наших полушарий: доминирующее развитие правого полушария способствуют тому, что человек будет делать все преимущественно левой рукой.

Если же переучить левшу, то это приведет к усложнениям в обработке информации мозгом: информация сначала будет поступать в правое полушарие, затем вместо того, чтобы сразу перейти к действию (к левой руке, например), она отправится в левое полушарие, затем только будет совершенно действие уже правой рукой. Таким образом, человек будет тратить гораздо больше времени на любые операции. Это называется ложное правшество. В этом смысле мы видим, что переучиваание снижает эффективность работы мозга. Важно отметить также и социально-психологический контекст данной ситуации.

Действительно, современный мир толерантен к левшам, но он мало их поддерживает и создает специальные условия для левшей. Нередко в практике я сталкиваюсь с детьми, которые испытывают неудобства, например, при заполнении бланков ЕГЭ гелевой ручкой, которая оказывается для них весьма неудобной. Такая трудность влияет не только на результаты экзамена, но и на эмоциональное состояние ребят».

Дарья Шторк, психолог гимназии «Универс», преподаватель кафедры психологии развития СФУ, сотрудник Института психологии практик развития

Воспитывайте левшу правильно, не переучивайте ребенка и уделяйте ему больше внимания, дарите заботу каждый день. Тогда у вас непременно получится воспитать маленького гения, с неповторимым внутренним миром и добрым сердцем.

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
Вольтер

Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?.... Попробуем разобраться с этими вопросами.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. Восприятия и запоминания сложных

конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

  1. Формирования зрительного образа букв,

цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

  1. Выделения и различения геометрических

фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);

  1. Копирования;
  2. Неустойчивый почерк (неровные штрихи,

большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

  1. Зеркальное написание букв, цифр,

графических элементов;

  1. Очень медленный темп письма.

Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений , как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

  1. Частота зеркального письма у леворуких

детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

  1. По многочисленным наблюдениям,

снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверок.

Необходимо также сказать о

нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.

Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости;

К сведению

Левшами называют не только людей, которые лучше управляют левой рукой, но и вообще тех, чьи левосторонние парные органы (нога, рука, глаз, ухо) развиты лучше и играют ведущую роль. Такие особенности человека обусловлены строением его головного мозга. Когда у человека лучше развитыми оказываются «левые» органы, это значит, что ведущую роль в мозгу занимает правое полушарие. И вот тут выясняется, что отличие «левополушарных» людей (т.е. нашего праворукого большинства), от «правополушарных» гораздо глобальнее, чем просто выбор ведущей руки.

Левое полушарие мозга человека отвечает за такие функции нашего мышления как логика, оперирование знаками и символами, умение расчленять и детализировать предметы и события. Левополушарное мышление более ярко проявляется у мужчин. Правое же полушарие отвечает за интуицию. Люди, у которых оно занимает главенствующую роль, с трудом расчленяют картину мира на составные части, плохо анализируют, зато умеют видеть предмет или событие целиком и находить нетривиальные и оригинальные решения там, где их «праворукие коллеги» пасуют.

Недаром среди левшей такое количество художников, музыкантов, архитекторов, математиков, физиков! Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Александр Македонский, Наполеон, Черчиль, Бисмарк, Чарли Чаплин, Махатма Ганди, королева Виктория. Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, академик Павлов, Билл Гейтс, Гарри Каспаров, Альбрехт Дюрер, Огюст Роден, Анри Тулуз-Лотрек - все они были левшами… А ведь левши – это всего 10% населения земного шара.

К плюсам левшей относится их более целостная психическая структура, которая позволяет им легче приспосабливаться к новым условиям

И не только при смене работы, коллектива, сферы деятельности, но даже при смене климата. Любопытно, что у «праворуких» женщин правое полушарие мозга представлено более активно, чем у мужчин. Т.е. стиль мышления левши более схож со стилем мышления женщины.

И все же, быть левшой в наше «праворуком» обществе довольно тяжело. Очень многие вещи и предметы, окружающие нас, рассчитаны на праворукое большинство. Дверные ручки, ножницы, карандаши, авторучки, линейки, ножи, спорттовары, компьютеры, телефоны делаются для большинства. А левшам приходится приспосабливаться, испытывая при этом дискомфорт. И если взрослые уже научились мириться с определенными неудобствами, то малышам это даётся очень нелегко.

Во времена наших мам и бабушек леворукость не поощрялась. В школе и дома ребенка-левшу заставляли все делать правой рукой, стараясь сломать и переучить. Что же из этого выходило? Вместо одаренного, талантливого, успешного человека в 90% случаев получался забитый невротик-неудачник.

Переученные левши становятся плаксивыми, легко возбудимыми и неуправляемыми, у них начинается заикание и энурез, головные и желудочные боли, пропадает сон и аппетит, и в конце концов возникает стойкое отвращение к школе и учебе вообще. И когда дети-левши вырастают, многие из этих симптомов остаются с ними.

Итак, что же вам делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок – левша?

Прежде всего, подтвердить или опровергнуть свои подозрения. Чтобы определить, левша ли ребенок, вам нужно будет понаблюдать за ним в течении дня и ответить на ряд вопросов. Например, какой рукой ребенок держит ложку во время еды, открывает дверь в комнату, ковыряет в носу (да-да, все дети делают это), держит яблоко, бросает снежки, гладит кошку, держит за палочку чупа-чупс...

При этом, если вы предлагаете ребенку ложку, яблоко, карандаш, конфету, вы не должны давать ему этот предмет в определенную руку. Лучше всего положить его перед ребенком на стол на равном расстоянии от обеих рук, посередине. Если из 10 дел в течение дня 7 и более будет сделано левой рукой, ваш ребенок - левша. Если около половины – у вас амбидекстральный ребенок, т.е. оба полушария его мозга представлены одинаково сильно. Тогда вам тоже стоит прислушаться к нашим рекомендациям для родителей леворуких детей.

Свет и обучающие пособия должны находиться от ребенка-левши с правой стороны (вы помните: главное полушарие-правое, правый глаз передает картинку прямо к правому полушарию).

Ни в коем случае не позволяйте ребенку переутомляться. Дети-левши быстрее устают. Таковы особенности их нервной системы, и занятия с ребенком-левшой не должны длиться больше 15-20 минут. Потом отдых, и через некоторое время можно снова возвращаться к обучению.

Не замахиваясь на главную роль левой руки, постарайтесь научить своего ребенка действовать обеими руками. Для этого можно рекомендовать лепку, макраме, игру на музыкальных инструментах, на которых активно задействованы обе руки, плавание, игру в мяч и прочие занятия, где развивается координация движений кистей и пальцев рук.

Обучение чтению и письму у неправоруких детей имеет свои особенности

Нужно мягко указывать ребенку на его ошибки и развивать привычку писать и читать слева направо. Для этого можно «отметить» левую руку ребенка чем-либо (браслет или часы), т.к. леворукие дети часто затрудняются в определении, какая рука левая, а какая правая. Отмеченная рука всегда будет служить местом начала ряда.

Чтобы отрабатывать этот навык, можно складывать мозаику слева-направо, выкладывая ее рядами – так же, как мы пишем и читаем, складывать кубики в том же порядке, читать комиксы и придумывать собственные истории по тематическим картинкам, которые нужно разложить в порядке развития сюжета в цепочку слева направо. Можно также сначала придумывать собственные сказки (а с фантазией у вашего ребенка все хорошо) и иллюстрировать их с ребенком в том же порядке – от начала к концу.

При обучении чтению левше очень трудно удерживать строчку, которую нужно прочитать. Поэтому для начала рекомендуется закрывать текст книги непрозрачной линейкой или кусочком картона и открывать поочередно слово за словом (или даже слог за слогом) по мере продвижения ребенка по тексту. Ребенок будет читать таким образом до тех пор, пока навык удерживать нужное направление и слежение за строкой не дойдут до автоматизма.

С теми же проблемами (и даже более серьезными) сталкивается ребенок-левша при переписывании текста. Ведь в этом случае ему приходится не только фиксировать свое внимание на том месте в тексте, которое нужно переписать, но при этом также переносить этот текст в тетрадь, выстраивая буквы в ряд именно в том порядке, в котором они должны стоять.

Для левши это архитрудная задача, которая отнимает много времени и внимания. Если у ребенка не получается, а вы будете заставлять его снова и снова – результат от раза к разу будет все хуже. Поэтому не заостряйте внимание ребенка на плохо выполненном уроке, объясните основные ошибки и вернитесь к этому заданию в другой раз.

Возможно, перечисленные задачи покажутся родителям «левшей» чрезвычайно сложными, но на самом деле это не так. Постоянная систематическая работа с ребенком скоро начнет приносить свои плоды. И вы подготовите своего ребенка к обучению в школе без ущерба для его физического и нервного здоровья.

А там, возможно, в ряду великих левшей появится и его имя.



Публикации по теме