Урок литературного чтения знакомимся с экономикой через сказки. Материал (8 класс) на тему: Экономическая сказка

по мотивам сказок А.С.Пушкина

"Сказка ложь, да в ней намек! Добрым мол одцам урок."

На одном большом острове в океане правил когда-то молодой князь Гвидон и женился он на прекрасной царевне Лебеди.

Много было на том острове разного богатства: и леса, и горы, и заливные луга, и много рыбы в океане. Однако народ острова жил бедно, так как в ту пору в качестве денег в ходу были золотые, да серебряные монеты, да еще драгоценные камни, а на острове не добывалось ни злата, ни серебра, ни каменей драгоценных. А все это было привозное - заморское, из соседнего царства - государства, где правил славный царь Салтан. По указу царя Салтана его купцы закупали на острове только лес, да уголь и более - ничего. И вот, сколько закупят купцы заморские этого товару, столько и денег ходило, а других денег на острове в ходу не было. А князю Гвидону надо было еще платить целому войску великанов - "Все равны, как на подбор; старый дядька Черномор с ними из моря выходит и попарно их выводит, чтобы остров тот хранить и дозором обходить..."

Еще надо было содержать большой княжеский двор, чиновников, да многочисленную челядь, чтобы перед заморскими гостями в грязь лицом не ударить. Как оплатит все это князь, так денег в казне боле и нет, народу перепадали жалкие крохи. Так что, жили люди в основном своим натуральным хозяйством - "сколько потопали, столько и полопали." Между собой люди занимались натуральным обменом, так что торговля не развивалась.

Хоть леса и руды на острове было много, так ведь когда-нибудь могло и закончиться. А чем тогда торговать, и где потом деньги брать? Сильно об этом кручинился молодой князь.

Как водится, князь еще разбирал споры между людьми и вершил правый суд. А споров было очень много, почитай каждый день приходилось разбирать - сколько и на что можно менять разного товару. Каждый, кто приходил, был обижен и жаловался князю, что его мол обделили и обобрали. Так что, вместо того, чтобы с молодой женой - лебедушкой о наследниках радеть, приходилось одни и те-же жалобы каждый день слушать, "ряды рядить, да лясы точить."

И еще очень печалился князь Гвидон, что в городе, да и в округе бродят много нищих, оборванных людишек и просят подаяния. Беда в том, что много среди нищих было вдов с голодными детишками: у какой муж - рыбак в шторм пропадет, у какой - на лесоповале надорвется или в шахте поломается. Все, пиши:- пропало, детей кормить нечем. И шли вдовы с детками в город к добросердечному князю просить подаяния. Много он милостыни раздавал, только нищих становилось все больше и больше. А заморские купцы его еще и подначивали - "Что это у тебя столько нищих, князь? Не умеешь ты стало-быть ни хозяйство вести, ни порядок навести."

Князь у купцов спрашивал: "А что в царстве славного Салтана делается? Как он с нищетой справляется?"

На что гости отвечали: "Как царские слуги увидят какую-нибудь нищенку с ребенком, так они их хватают, в бочку сажают, да в море-океан с горы сбрасывают. И нищих в том царстве-государстве, почитай - и не видать. Хоть баб, да их детишек всем жалко, да делать нечего, надо-же как-то с нищетой бороться."

И вот Князь три ночи не спал, не ел - все думу думал: как нищету одолеть и всех богатыми сделать, и при этом жизни человеческие не губить?

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?" - Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает: "Грусть-тоска меня съедает; чудо чудное завесть мне б хотелось. Где-то есть ель в лесу, под елью белка; диво, право, не безделка - белка песенки поет да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд; но, быть может, люди врут".

Князю лебедь отвечает: "Свет о белке правду бает; это чудо знаю я; полно, князь, душа моя, не печалься; рада службу оказать тебе я в дружбу".

Жена князя была волшебницей, она умела превращаться хоть в лебедя, хоть в муху, хоть в комара, и в таком обличие летала в дальние три-девятые и три-десятые царства, и даже в другие - параллельные миры. Она смотрела, что там происходит и могла присылать от туда разные диковинки, каких на острове сроду не видывали.

И вот, по желанию Гвидона, выросла на княжеском дворе ель с золотыми орешками и изумрудными ядрами, которые белка добывала, да еще при этом и песни пела.

Князь было собрался из золотых скорлупок лить монеты, да пускать их в ход по свету, а княгиня и говорит: "Ты князь, у ели стражу поставь, пусть люди на это чудо из далека любуются, а все золотые скорлупки, да изумрудные ядрышки в казну, под спуд запирай. А народу раздавай золотые деньги да изумруды, но только не реальные, а виртуальные. и чтобы торговля велась через магазины - тоже виртуальные."

"Это как же так?" - Изумился князь.

"А так, елка с золотыми орешками у тебя одна и белка тоже одна, а народу много. Как начнут они товар производить и торговлю вести, и с этого - богатеть, так ни каких шишек не напасешься. Ты народу объяви, что мол для сохранности от грабителей - злодеев, все эти драгоценности будут храниться в княжеской казне, а народ будет регулярно получать необходимое количество денег в виде условных чисел на их именных счетах и люди смогут самостоятельно ими распоряжаться для ведения хозяйства и торговли. И объяви, что количество условных чисел соответствует определенному количеству ценностей, хранящихся в княжеской казне."

Князь сначала обрадовался: "Это ты хорошо придумала! Выходит, что виртуальных денег я смогу раздавать сколько угодно!"

А волшебница отвечает: "Да, только я это не сама придумала, а в три-десятом царстве подсмотрела. Скоро от туда придет корабль и привезет волшебные зеркала - айфоны, через которые люди будут управлять своими виртуальными деньгами. Но за айфоны пока придется заплатить настоящим золотом и настоящими изумрудами, так как к тебе пока еще не достает доверия у заморских купцов."

"Но погоди!" - Воскликнул князь: "От куда же возьмется доверие? Когда я умру, наследники откроют мои закрома и увидят, что на самом деле там драгоценностей - кот наплакал. Что они тогда обо мне скажут?"

"Не тревожься об этом, князь!" - Ответила княгиня лебедь: "Пусть люди вначале привыкнут к виртуальным деньгам, да на собственном опыте убедятся, что для торговли им не нужны ни золото, ни изумруды, а нужны только виртуальные числа на их денежных счетах, да государственный закон - принимать эти числа в уплату за реальные товары. А потом мы как-нибудь эту привязку к золоту и отменим. В тех дальних мирах, где я побывала, "золотого стандарта" давно уж и в помине нет."

Но все-таки у князя ни как не могло уложиться в голове, как с помощью каких-то абстрактных, не реальных чисел, можно добывать реальные ценности, он ведь никогда такого не видывал и никогда о таком не слыхивал. Тогда княгиня дала ему волшебное зеркало - айфон и сказала: "Вот, иди поиграй в социальную игру, а заодно и потренируйся."

Несколько дней князь игрался с демо-версией в социальной игре, пока постепенно не начал постигать суть дела, но кое-какие неразрешенные вопросы все-таки остались. Пришел князь к своей лебедушке и спрашивает: "Если золотой стандарт - это фикция, то чем тогда инвестиционные деньги реально обеспечены? И сколько их надо выпускать? И почему их объем надо к народонаселению привязывать?"

"Реально инвестиционные деньги обеспечены потенциалом." - Ответила лебедушка.

"Каким таким потенциалом?" - Изумился князь.

"В первую очередь - человеческим созидательным потенциалом, а во вторую очередь - потенциалом окружающей нас природы. Поэтому деньги должны быть привязаны к населению. Вот мы идем с тобой сейчас по песчаному берегу и ты думаешь, что из песка невозможно построить прочный дом; а между тем, человек придумал как превращать песок в легкую, но прочную пену, из которой можно строить легкие и прочные дома. Человек способен придумать и потом воплотить в реальной жизни такое, что без него в природе никогда не было и не будет. Вот волшебное зеркало у тебя в руках - его тоже человек придумал.

С другой стороны, производство без людей - покупателей не имеет смысла, поэтому потребительские деньги тоже должны быть привязаны к народонаселению, чтобы люди смогли спокойно жить и самовоспроизводством заниматься (детей растить да воспитывать) да еще, чтобы все находили себе занятие по душе и сотрудничали друг с другом для совместного созидания разных благ.

Но есть такие страны, где деньги привязаны к ростовщикам, и люди к ним за деньгами на поклон ходят. Если ростовщик захочет, может деньги дать, а может и не дать, а может все имущество у должника отнять и по миру его пустить. Потому, что владеет ростовщиком страсть власти и наживы - маммона, и испытывает он такой голод, который невозможно ни чем утолить, хоть ты все богатства мира влей в его ненасытную глотку."

"От чего же зарождается такая ненасытная страсть?" - Подивился молодой князь.

"От страха нищеты, поэтому нищету надобно одолеть, но не уничтожая нищих (от этого страх только растет), а нужно людей умиротворить и обнадежить. Для этого им надобно обеспечить достойный (не нищенский) базовый уровень жизни и вселить уверенность в завтрашнем дне. Когда человек уверен, что ни он, ни его близкие не будут страдать от голода и холода, и что есть у них надежная защита, тогда сможет человек спокойно посвятить себя тому, к чему у него душа лежит. А чем более люди образованы и развиты духовно, тем больше у них проявляется жажда творчества, тем больше им хочется созидать что-то новое и доселе невиданное."

"Все это хорошо." - Вздохнул князь: "Но если людей обеспечить базовым уровнем жизни, никто тогда и работать не захочет."

"Не беспокойся!" - Ответила княгиня: "В других странах проводили такие эксперименты, где людям просто раздавали деньги. Вначале они, правда - пили и гуляли, но потом брались за голову, и начинали порядок наводить да жизнь обустраивать, человеческое здравомыслие еще никто не отменял."

"А от чего зависит базовый уровень жизни?" - Поинтересовался князь.

"От технического прогресса. Чем выше уровень технического прогресса, тем ниже потребность в рабочих руках, то есть в людях, делающих монотонную стандартную работу. Но зато, повышается потребность в специалистах, обладающих высокой умственной способностью и глубокими знаниями. Хоть их труд оценивается высоко, но в общем и целом затраты на человеческий труд сокращаются, это называется - сокращение внутренних затрат. Но, с другой стороны, все руководители предприятий заинтересованы в росте объемов производства и сбыта своей продукции. Этот парадокс как раз и устраняется при помощи электронной денежной системы (системы распределения благ). Когда на потребительские счета граждан регулярно перечисляются деньги, составляющие разницу между объемами предложения продукции (в деньгах) и объемами спроса, обеспеченного заработанными деньгами."

"Почему деньги должны быть разделены на два отдельных потока - инвестиционные и потребительские?" - Спросил князь, подумав.

Должен работать сбалансированный товарно-денежный механизм, чтобы с одной стороны - не было перепроизводства товаров или денег, а с другой стороны - нехватки товаров или денег. Такой механизм автоматически регулируется и отлаживается с помощью электронной денежной системы и электронной системы товарного оборота.

Инвестиционные деньги можно тратить только на средства производства и на материалы и еще - на оплату труда. Потребительские деньги тратятся уже на готовую продукцию. Чтобы деньги контролировались по назначению платежей применяются автоматические ограничители и контролеры. Для этого используются два вида электронных порталов, через которые проводятся электронные (безналичные) платежи: один портал для частных инвесторов и частных покупателей розничной продукции; второй портал - для производителей продукции, через него ведется торговля промышленным оборудованием и оптовая торговля сырьем и материалами, а также к нему подключена электронная биржа труда.

Чтобы цены были предсказуемыми и фиксировались на определенный отрезок времени, по всей цепочке заключаются длинносрочные договоры поставок продукции и различных услуг по фиксированной цене."

"Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; о н бежит себе в волнах н а раздутых парусах м имо острова крутого,м имо города большого; п ушки с пристани палят, к ораблю пристать велят. Пристают к заставе гости. Князь Гвидон зовет их в гости. Он их кормит, и поит, и ответ держать велит: "Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?"

Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет, т орговали мы недаром н еуказанным товаром; а лежит нам путь далек: ... м имо острова Буяна, в царство славного Салтана".
Князь им вымолвил тогда: "Добрый путь вам, господа, п о морю по Окияну к славному царю Салтану; д а напомните ему, г осударю своему: к нам он в гости обещался, а доселе не собрался - ш лю ему я свой поклон".

Весь товар скупил Гвидон, а назывался он - айфон.

Уговорил князь остаться на острове двух специалистов, которых звали Ай и Ти, а остальных гостей отпустил с миром. Ай Ти - Специалисты помогли Гвидону организовать беспроводную сеть - интернет, а питание все IT-устройства получали от солнечных батарей.

Потом князь раздал всем жителям острова, и малым и старым, волшебные зеркала - айфоны и велел играть в социальные игры, чтобы значит - нужные знания получать и цифровые технологии изучать, да учиться понимать - как при помощи виртуальных чисел торговать и реальные богатства преумножать. А тем, кто грамоту не разумеет - велел через интернет ее изучать.

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается."

И вот, прошло какое-то время и повелел молодой князь каждому жителю острова, и малому и старому, открыть по два счета в специальном электронном банке. На один счет приказал князь каждый месяц начислять деньги инвестиционные - инвесты, а на второй счет начислять деньги потребительские (как-бы, на потребу) и назывались они - потребы. Доступ к счетам был само-собой - через айфоны. И еще объявил князь, что деньги эти, хоть их потрогать и нельзя, но самые, что ни на есть - настоящие и обеспечены они золотом и изумрудами, которые хранятся в княжеской казне. А кто сомневается, пусть приходит на княжеский двор и на белочку с золотыми олешками полюбуется: "И усеян двор большой золотою скорлупой."

Куплю-продажу такими нереальными деньгами князь приказал вести только через специальные (тоже нереальные) интернет-магазины, которые все прописывались на специальном электронном портале.

И вот, на таком портале дает один человек объявление: "Желаю мол птице-ферму открыть, чтобы птицей и яйцами торговать. Кому птица, да яйца потребны?"

Одни люди откликаются: "Мне потребны! Да мне потребны!" А другие люди добавляют: "Мы тоже хотим покупать, да только у нас денег нет."

Или наоборот, кто-то делает заявку: "Мол желаю хлеб покупать - три буханки в неделю, вот по такой цене. Кто еще хочет покупать?" И другие люди откликаются: "Мы хотим! Да мы хотим!"

Тут вступает в действие еще один электронный портал - оптовая товарно-сырьевая биржа. На ней пекарь делает предварительную заявку: нужно столько-то муки, яиц, сахара и всего-прочего для выпуска хлеба, в оптовых объемах по фиксированной цене в течении одного года - как минимум. И еще нужно столько-то сотрудников, вот на такую зарплату.

Узнав что по чем и в какие сроки, и подсчитав предварительный спрос, пекарь на специальной программе делает расчет (бизнес-план) и делает на первом портале объявление: "Желаю расширить производство хлеба. Нужны инвестиции в таком-то размере и нужны постоянные покупатели, которые будут покупать целый год вот такой объем хлеба - минимум. А качество хлеба я гарантирую вот такое, и поставки своевременные тоже гарантирую. А цена хлеба для покупателей предварительно будет вот такая, а всем инвесторам - скидки (или бонусы, или баллы) вот такие. Люди откликаются: "Да, мы его знаем, он печет хороший хлеб, согласны покупать столько-то и столько-то в течение всего года." А другие люди отвечают: "А мы согласны покупать, да еще и инвестировать столько-то, да столько-то."

Как набралось у пекаря нужное количество инвестиций и покупателей, так пошло-поехало, процесс запущен!

Между всеми участниками заключаются предварительные договоры о намерениях, которые обязательны к исполнению в том случае, если все стороны будут соблюдать взятые на себя обязательства. Там уже окончательно утрясаются все цены, объемы и сроки, и процесс переходит в стадию реального воплощения, то есть - в стадию создания новых реальных благ с помощью виртуальных чисел (электронных денег).

Для всех производителей продукции, кто пользуется ресурсами живой природы, князь повелел ввести налог "на природосбережение" для того, чтобы люди о природе заботились, и если срубят какое дерево, чтобы новое посадили, или - убьют какую живность, чтоб новую вырастили.

Наш князь никогда не забывал о вдовах и сиротах, о больных и престарелых и поэтому он издает указ - чтобы в следующем году на потребу всем гражданам (и старым, и малым) регулярно перечислять на их потребительские счета деньги в размере разницы между объемами реального производства и объемами денежного спроса (то есть спроса, обеспеченного заработанными деньгами). Но пусть там будет действовать внешний ограничитель в виде "базового уровня жизни", чтобы у людей был стимул самим деньги зарабатывать и еще, чтобы понапрасну природные ресурсы не переводить. С этой целью князь обязывает всех производителей подсчитывать реальный спрос и сравнивать его с денежным спросом, да рассчитывать: в каких объемах смогут они в следующем году увеличить свое производство, и на сколько процентов смогут удовлетворить реальный спрос. И чтобы всю эту информацию производители на электронных информационных порталах размещали.

Тут может возникнуть вопрос: почему базовый уровень жизни надобно обеспечивать всем людям, а не только нищим, больным, престарелым да убогим? Как справедливо рассудил князь - нельзя кого-то обидеть и кого-то обделить, ведь все мы под богом ходим, как говорится: "от сумы да от тюрьмы не зарекайся."

И еще на собственном опыте убедился Гвидон, что невозможно подсчитать и определить - кто достоин княжеской милости, а кто не достоин. И вместо того, чтобы содержать целую армию чиновников, юристов, охранников, да полицейских (для защиты сытых людей от голодных), лучше будет обеспечить всех людей поголовно таким достойным уровнем жизни, который способно создать и поддерживать все ныне живущее сообщество.

"Ветер весело шумит, с удно весело бежит м имо острова Буяна, в царство славного Салтана - и желанная страна в от уж издали видна; в от на берег вышли гости; ц арь Салтан зовет их в гости,... видят: весь сияя в злате, ц арь Салтан сидит в палате н а престоле и в венце, с грустной думой на лице... Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: "Ой вы, гости-господа, д олго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?"
Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет; з а морем житье не худо; в свете ж вот какое чудо: о стров на море лежит, г рад на острове стоит с златоглавыми церквами, с теремами да садами, ... Все в том острове богаты, и зоб нет, везде палаты; а сидит в нем князь Гвидон; о н прислал тебе поклон". Царь Салтан дивится чуду. "Если только жив я буду, ч удный остров навещу, у Гвидона погощу". А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой н е хотят его пустить ч удный остров навестить."

Ведь ткачиха с поварихой вышли замуж за местных ростовщиков. А ростовщики в первую голову думают о своей мошне - о маммоне. Им выгоднее народ всегда в страхе и невежестве держать, вдов с детишками в бочках в море бросать, да кровушку народную с помощью долговой повинности сосать.

Не знаю, какое представление смогут получить о нашем мышлении люди будущего, которые прочтут написанные сегодня сказки, но вот сказки Пушкина вполне могут служить материалом для изучения мыслей наших предков, их представлении о жизни, их морали, развитии разума и общественных взаимоотношений…

Вступление.

Коллективный архетип этноса непрерывно развивается, происходят неизбежные изменения, связанные с развитием производства, общества, а вместе с этим развивается культура, меняется мораль и нравственность. Как оказалось, уже через 20 лет можно заметить глубочайшие изменения в людях. А как заглянуть в мысли людей, которые жили за 200 лет до нас? Не писателя, а тех, кто его окружал.

Поскольку не изучал биографию Александра Сергеевича Пушкина, то и не знаю чем занимались его родители. Неизвестна мне и их роль в воспитании ребёнка. Зато всякому грамотному человеку известно, что у него была няня Арина Родионовна, необразованная крестьянка, и при этом, несомненно, очень талантливый человек. Она рассказывала ребёнку сказки, пела народные песни, так он и развивался. Родители ребёнком не занимаются, няня – неграмотная, в наше время прямой повод вызвать наряд работников опеки, и изъять ребёнка у таких нерадивых родителей.

Но тогда было несколько иное время, свалить ребёнка на неграмотную деревенскую старуху, а самим смотаться в Ниццу на годик-другой полечиться, да и в море окунуться, было в порядке вещей. Все так делали. Хотя понимаю, для нас нынешних такое отношение к воспитанию собственного ребёнка может показаться возмутительным.

Сказка экономическая о рыбке, старухе, старике и море.

Для анализа представлений нашего предка об иерархии в управлении обществом, и его устройстве для нормальной жизни и развития возьмём сказку А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке. Сюжет сказки заключается в следующем:

Жили старик со старухой у синего моря очень бедно. Она была домохозяйкой, а он рыбаком. На двоих у них была землянка, да одно единственное, и то разбитое корыто. И вот однажды, старик отправился на рыбалку. Погода была чудесная, море спокойное, но рыба в этот день в невод не шла, и вытащил он из моря одну лишь рыбку. Но не простую, а золотую.

Рыбка оказалась говорящей, оказаться на сковороде ей в этот день совершенно не хотелось, потому она предложила старику бартер – он её отпускает, а она выполняет его любое желание. Дед изумился, и выпустил удивительную рыбу в море без всякого выкупа. Плыви, дескать, мне от тебя ничего не нужно.

Возвращается он домой, рассказывает старухе эту удивительную историю, а бабка его корит. Зачем, мол, не попросил ничего, иди ещё раз, пусть даст хотя бы новое корыто. Пошёл дед, погода уже начала портиться, море покрылось рябью, волны о берег бьются, но рыбка, тем ни менее, его услышали, приплыла, пообещала корыто, дед и отправился домой.

История довольно длинная – бабка гоняла деда к морю ещё несколько раз, и всякий раз рыбка давала старухе то избу – то палаты – то дворянство. Одновременно с этим портилась погода на море. В конце концов, бабка затребовала владычество морское, и чтобы рыбка у той бабки была на побегушках. Крыша у старухи съехала от неограниченного потребления. Сегодня мы видим, чтоименно так и происходит с теми, кто не может остановиться, умерить свои желания.

На этом сказка практически заканчивается. Дед приходит домой. Та же землянка, та же старуха, и опять разбитое корыто.

Сказка настолько запала в души русских людей, что «золотая рыбка» и «разбитое корыто» стали устойчивыми выражениями, вошли в устную речь и письмо. А это очень дорогого стоит. Такое удавалось мало кому из писателей. Если эти образы так легко попали в наше сознание, если они не выходят из него уже без малого 200 лет, то это означает, что наше сознание в некоторой части пересекается с сознанием Пушкина. И Арины Родионовны, которая привила ему любовь к русскому языку, русским сказкам, вложила в него народный коллективный архетип русского человека.

Многие не знают, что до Пушкина на таком же русском языке писал свои стихи Денис Давыдов. Язык этот очень сильно отличается от языка Ломоносова, Тредиаковского, Державина. Очевидно, что это язык простого русского народа, которым дворянство того времени не пользовалось, предпочитая говорить между собой по-французски, а с крестьянами через переводчика, который по совместительству исполнял роль управляющего имением.

Итак, о чём нам может сказать эта печальная история. О том, что жадничать не следует? Нет, это очень примитивно, хотя, в школе, когда я учился, такое объяснение смысла сказки не посчитали бы ошибкой. Происходит конфликт. В сказке есть золотая рыбка, и старуха, находящаяся на иждивении у старика. Производственные отношения в этом небольшом коллективе построены следующим образом – рыбка созидает материю, бабка эту материю потребляет, а дед совершает работу, курсируя между старухой и рыбкой.

Бесконечно растущие потребности бабки – это неизбежность в экономике с заёмным капиталом у производителя товара. Он должен отдать банку с процентами, потому требуется непрерывно увеличивать производительность труда, повышать количество выпускаемой продукции, иначе не из чего станет платить банку проценты по кредиту, и придётся тупо увеличивать стоимость товара, раскручивая инфляцию виток за витком. Рост потребления потому совершенно неизбежен и очень желателен. Произведённый товар нужно ведь кому-то продать, а для этого потребуется внушить обывателю, что этот товар ему непременно нужен, то есть начинается маркетинговая рекламная кампания, и прочие ухищрения, необходимые для обеспечения непрерывного роста желаний у покупателя. Как видим, модель бабки, деда и рыбки вполне применима к современной экономике.

Далее по условию сказки потребитель ставит себя всё выше и выше, и вот он уже желает быть главным над производителем товара. При этом не забывайте, что старуха ничего не производит – она на иждивении у старика. Старик трудится не покладая ног, передвигаясь от моря к бабке и обратно, но его жизнь при этом нисколько не улучшается, и об этом у Пушкина отчётливо сказано – жизнь старика, уровень его потребления не изменился по ходу событий ни на сколько. Ситуацию можно представить следующим образом:

Старуха – потребитель,

Рыбка – средство производства , при этом следует понимать, что средство производства это не материальное, а идеальное, оно работает совершенно непонятным образом, и его можно сравнить лишь с творчеством изобретателя, конструктора, архитектора, учёного, и так далее,

Старик – трудящийся.

Аппетит старухи растёт, что способствует росту производительности труда рыбки – изобретателя (конструктора, учёного, архитектора, и так далее). И это прекрасно! При таких условиях капиталистическая экономика успешно развивается, производитель платит налоги, выплачивает проценты по кредиту, всё идёт к благополучию и полному изобилию. Недалёк тот час, когда старуха соберёт все проценты, все налоги со старика, и хоть что-то начнёт оставаться и ему самому. Но нет, увы, старуха совсем взбеленилась, и ей захотелось стать выше рыбки-изобретателя, конструктора, и так далее. Отправить рыбку на побегушки – вот её последнее желание. Если бы ситуация была не сказочной, если бы Александр Сергеевич уже не написал финал истории, последствия этого желания и его реализации могли бы затянуться надолго. Но это сказка, потому вопрос решился мгновенно. Рыбка-архитектор, изобретатель, и так далее мгновенно перестала быть средством производства, а столь же мгновенно произошедший кризис уничтожил весь произведённый продукт. Получилось, что дед бегал туда-сюда совершенно напрасно? Старуха, пусть недолго, но успела пожить в приличном доме, поела столовой ложкой чёрной икры из тазика, дед же так и не получил никакой компенсации за свой труд.

Рассуждая о жизненных перипетиях трёх героев, мы как-то совсем забыли о море. Что в этой сказке такое «море»? Почему в начале сказки оно спокойно, а в конце по нему ходят огромные чёрные волны?

Море – это мы с Вами, читатель, и все, кто вокруг нас живут. По мере роста потребностей старухи-иждивенки море всё больше и больше поднимает волну, и точно так же растёт возмущение общества в нынешней России. Вот почему кризис столь стремительно смёл всё произведённое в ходе роста производства и экономики. Налетела волна, смыла старухин дворец, а землянку не тронула, и корыто выплеснула обратно на берег к старухиным ногам.

Мораль проста – главным должен быть конструктор, изобретатель, архитектор, изобретатель, и тогда кризиса не жди. Именно так и было при Сталине, а затем это уничтожили«продолжатели» «его» «дела». Сказка Пушкина совершенно точно отвечает на вопрос о причине развала страны, созданной Сталиным и её экономики. Кроме этого, посмотрите, тот, кто сегодня ничего не производит, лучше всех живёт! А уровень жизни созидателя не изменяется ничуть. Всё как в сказке.

Ну вот и сказке конец.

Надеюсь, мысли Пушкина, воспитанного простой неграмотной крестьянкой Ариной Родионовной, стали более понятны, да и мысли нашегопредка, который жил за 200 лет до нас, понятны ничуть не меньше. Вот что такое гений, вот кто такой поэт Александр Сергеевич Пушкин, и вот каков наш народ 200 лет назад. А на сегодняшнего русского человека можно посмотреть в любом месте, кроме телевизора. Всё.

Вот оно – гениальное произведение Пушкина:

Сказка о рыбаке и рыбке

Ж ил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море".
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".

Вот пошел он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
Приплыла к нему рыбка и спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
Отвечает золотая рыбка:
Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу".

Вот пошел он к синему морю,
Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,
Стал он кликать золотую рыбку,
"Чего тебе надобно, старче?"
"Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой".

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом".

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
"Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна".
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
"Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей".
Испугался старик, взмолился:
"Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство".
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? -
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле".

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!"

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, - испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: "Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна".
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
"Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!"

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
"Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках".

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей старик с поклоном отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках".
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился -
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№48 «Золотой петушок»

Педагогический проект

«Королева Экономика»

г. Нижневартовск

Педагогический проект

Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников.

«Королева Экономика»

Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

Задачи:

Расширить круг представлений о мире, человеческих отношениях;

  • развитие в ребенке понимания внутреннего мира людей;
  • пробудить фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Продолжительность проекта:

долгосрочный (2 года старший дошкольный возраст).

Паспорт проекта

Тип проекта – познавательный

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

Актуальность проекта :

Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка . «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Мы осуществили анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000).

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).

Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость» (Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. С. 497). Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.

А мы считаем, что именно сказка позволяет педагогам формировать нравственные взгляды детей.

У сказки множество функций:

Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

Способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

Пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

Помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2.Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

Использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

Организация комплексной работы со сказкой;

Создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

Сказки, отражающие труд людей;

Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Народных: «Лиса и козел».

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».


Экономическая сказка, а может быть и быль!

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь, а у него на службе был стрелок по имени Андрей.

Пошёл раз Андрей-стрелок на охоту. Целый день по лесу ходил ничего не настрелял. Время к вечеру, идёт обратно, видит – сидит на дереве горлица. «Дай, -думает, -стрельну хоть эту». Стрельнул и ранил. Поднял Андрей с земли горлицу, хотел добить. А горлица ему говорит голосом человечьим: «Не губи меня, принеси домой, посади на окно. Как найдёт на меня дремота, бей наотмашь правой рукой, счастье великое себе добудешь». Удивился Андрей, но послушался. И вот задремала горлица. А он её наотмашь ударил. Упала горлица наземь и обернулась Марье-царевной. Женился на ней Андрей. Живёт в счастье. А службу не забывает: идёт в лес каждое утро, несёт дичь на царский стол: царь жадный мало платит Андрею. За утку – 3 рубля, за зайца – 10 рублей, за кабана – 100 рублей, а олень ещё дороже – 300 рублей. Вот такие расценки у царя! Пожили немного, Марья-царевна и говорит: «Бедно живёшь ты, Андрей! Добудь 100 рублей, да купи шёлку на все деньги, я всё дело поправлю». Послушался Андрей. Пошёл к товарищам, и занял. У первого взял 20 рублей, у второго – 50 рублей, а у третьего остальные. /сколько?/. Накупил пять видов шёлка и принёс жене. Марья-царевна взяла шёлк и говорит: «Ложись спать, утро вечера мудренее». Андрей лёг спать, а Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковёр, какого в целом мире не видать, на нём всё царство-государство расписано.

На утро Марья-царевна отдаёт ковёр мужу: «Понеси на гостиный двор, продай купцам, своей цены не запрашивай, а что дадут, то и бери». /каковы функции купцов, посредников?/

Подбегает один купец: «Послушай, сколько просишь за ковёр?». «Ты торговый человек, ты и цену давай», говорит Андрей.

Думал, думал купец – оценить не может.

Подскочил другой, третий – образовалась толпа великая купцов, диву даются, а оценить не могут. Тут едет царский советник. Увидев толпу, решил узнать, о чём купечество толкует. Вышел из кареты, насилу пропихался через толпу и спрашивает: «О чём, купцы заморские речь у вас?».

«Так и так, ковра оценить не можем», -шумят купцы. –Посмотрел на ковёр советник, глядит на ковёр и диву даётся.

Кто сделал это диво – дивное?

- «Жена моя»,- говорит Андрей.

Сколько тебе за него дать?

А я и сам не знаю, жена велела не торговаться. Сколько дадут – то и наше.

Ну, вот тебе, стрелок, 10 тысяч рублей.

/Сколько денег заработала Марья- царевна?/

Андрей взял деньги и пошёл домой. А советник поехал к царю и показывает ему ковёр. Царь взглянул и ахнул: всё царство на ковре.

Отдай ковёр, советник!

Ну, что хочешь, а ковёр тебе не отдам! /Что такое торговая наценка?/

Ну, что ж, тогда продавай ковёр!

Вынул царь 20 тысяч и отдал советнику. /Сколько заработал советник за посреднические услуги?/

- «Ничего, - думает советник, - я себе ещё лучше закажу».

Вопросы.

1.Что такое плата за труд? Какова она у Андрея? У Марьи – царевны?

2.Сколько денег взял Андрей в долг у третьего товарища?

3.Каковы функции купцов?

4.Какую прибыль за посредническую деятельность при продаже ковра получил царский советник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс. Многоярусная экономика. Экономический продукт и экономические циклы.

урок для 7 класса по экономике. Рассматриваются понятия ВВП,ВНП, многоярусность современной экономики, экономический рост....

Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников

Презентация....

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»...



Публикации по теме

  • Идеальный вес на ваш рост Идеальный вес на ваш рост

    Считается, что идеальный вес – это тот, который вы имели в 18 лет. Желательно сохранять его всю жизнь. Но если вы за прошедшие 15–20 и...

  • Как поставить ирокез или шипы свободы Как поставить ирокез или шипы свободы

    Желание удивить окружающих своим оригинальным внешним видом считается уже вполне обычным явлением среди современных людей. Однако мало кто...