Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности. Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей

«Народная музыка в эстетическом воспитании детей»

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. (Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие). Наиболее распространенное и доступное средство - песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами.

Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные. Особенно прелестны колыбельные песни «котя, котенька-коток», «баю-баю». В последней песне ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели. Маленькие дети с удовольствием слушают и подпевают эти песни, эмоционально откликаются на них.

Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей.

В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают музыкальные средства доступные для переноса в собственное творчество. К ним можно отнести: мелодическое движение, ладовую организацию звуков, некоторые нюансы при исполнении песен.

Для развития песенного творчества детей необходимо овладение детьми навыками пения. С этой целью важно включать специальные упражнения-попевки, доступные для детского голоса, в которых выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни. Следует учить детей петь естественно, легко, звонко, напевно. Добиться напевности можно за счет протяжного пения детьми гласных звуков: «а», «у», «э». Например, при пении песни «Котя, котенька - коток» помогает следующий прием: «Давайте позовем котенка, чтобы он услышал».

Для овладения детьми навыками легкого, подвижного пения необходимо предлагать показ, построенный на имитации игры на народном инструменте, игровой прием.(«Споем на дудочке: ду-ду-ду», «Покажи, как звенит колокольчик: динь-динь-динь» и т. д.) Таким образом у детей, особенно старших, развивается умение произвольно менять характер звучания.

Знакомя детей с песней, следует стремиться раскрыть художественный образ народной песни, добиваться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Эмоционально исполненная песня - это залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно.

Народная музыка должна широко включаться в различные виды досугов, проводимых с детьми. Разнообразные семейные праздники, в них должна включаться народная музыка. Это различные русские народные песни, детские народные песенки.
В настоящее время широко используется исполнение песен под караоке, тоже весьма увлекательно и развивает ребенка.

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать, кроме народной песни, и специально написанные песни -образцы. В них поется о каком - нибудь знакомом жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит гудок, жужжит пчелка, звучит рожок,

Позывные горна. После этого предлагается ребенку придумать конец песни самостоятельно, и спеть ее.

В свободное время можно предложить ребенку такое коротенькие упражнение: взрослый задает музыкальный «вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный «ответ».

При объяснении задании детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает. Например: «Ты куда идешь? - «домой».

В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. Например: «Зайчик, зайчик, где ты был?» (пропевается) и обращается внимание, какой может быть музыкальный ответ. Но каждый раз можно по-разному ответить, например, так спеть и по-другому (пропеваются ответы).

С целью развития детского песенного творчества можно использовать музыкальное лото. На карточке лото изображены 1-2-3 картинки (мишка, лягушка, машина, гусь, петух). Ребенок, выбравший одну-две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной-двух-трех строк.

Ведущий читает текст, например:
«Утром на опушке
Квакали лягушки».

Ребенок, у которого на карточке оказалась лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущей карточку- дубликат и закрывает на карточке лягушку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке. Игра продолжается.

Таким образом, специальные задания, игры, составленные на основе музыкального фольклора, стимулируют художественную образность песенного творчества, позволяют лучше ориентироваться в творческой деятельности.

Действуя совместно со взрослыми дети получают представление о том, что общими усилиями можно доставить радость друг другу. Использование музыкального фольклора при формировании песенного творчества старших дошкольников значительно облегчает и ускоряет процесс овладения детьми средствами музыкальной речи для создания собственных отношений.

Кроме того, было замечено, что формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, нравственных качеств.

Поэтому родителям не надо упускать из своего поля зрения такой важный аспект развития и воспитания ребенка, как народная музыка.

Литература
1. Байтуганов,В.И. Народные музыкальные традиции в дошкольном
воспитании // Музыкальный руководитель - 2006 №4 - с.22-26.
2. Науменко, Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М.,1999- 169с.
3. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений,учителей начальных классов, руководителей художественных студий./ Под ред. Т.С.Комаровой. - М.: изд. «Российское педагогическое агентство»,1997. - 208с.

Роль народной музыки в развитии личности ребенка

Силков Иван Николаевич, концертмейстер ансамбля народной песни «Румяные щёчки» г.Иваново
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Музыкальная культура и народная музыка в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно народная музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.
Народной музыке как уникальному средству воспитания должное внимание уделяли видные деятели школьной музыкальной педагогики О.А.Апраксина, НЛ.Брюсова, Н.А.Ветлугина, Г.С.Виноградов, и др. В частности, Н.Я.Брюсова в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка к народу, от его народной песни»

Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова задача любого образовательного учреждения, особенно это касается системы дополнительного образования. Личность имеет социальную, общественную природу и формируется под влиянием воздействий окружающей среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек
Личность и ее психологические особенности формируются в детском возрасте под решающим влиянием обучения и воспитания, правильной организации жизни и деятельности ребенка. Организуя обучения и воспитание необходимо принимать во внимание некоторые врожденные, природные анатомо-физиологические особенности ребенка, например особенности его нервной системы, наличие музыкального слуха, чувства ритма и так далее.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к нему. С каждым днем возрастает интерес к окружающему; появляются новые интересные игры, сначала сюжетные, а потом и ролевые. В них ребенок воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, игра способствует всестороннему развитию ребенка, развитию его восприятия, воображения, мышления. Эмоции ребенка становятся более устойчивыми, формируются интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. В игре, в доступных формах трудовой деятельности, под воздействием взрослых формируются личностные проявления, привычные формы поведения, волевые качества. При этом, в каком бы виде деятельности ребенок не проявлял себя, на какой стадии своего развития не был, он эмоционально откликается на выразительные интонации музыки.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, она помогает в воспитании личности, она необходима каждому ребенку, а не отдельным, от природы музыкально одаренным детям. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. И чтобы открыть перед ним дверь в мир музыки необходимо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, чему способствуют занятия народной музыкой.
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни, служит средством сохранения национальных традиций. Многолетний опыт работы с детьми позволяет говорить о необходимости расширения репертуара русских песен, хороводов, игр, а также изготовления необходимых атрибутов и костюмов. Несомненно, именно народная музыка, фольклор являются совершенным средством в воспитании детей, способствуют воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного и младшего возраста получает первые представления о культуре. При этом народный фольклор обогащает детские игры новым содержанием.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Яркие, оригинальные, порой шуточные и сказочные, доступные по форме и содержанию заклички и попевки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. Основатель русского народного хора М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, частушка, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Вот почему, приобщение ребенка с ранних лет к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую под силу педагогам дополнительного образования, работающим в ансамбле народной песни.
На занятиях в ансамбле подбирается необходимый для дальнейшей деятельности музыкальный и методический материал. Параллельно осуществляется знакомство детей с народными традициями и детским фольклором. Формы и способы подачи информации могут быть разнообразными. Это и беседа, и занятия, на которых особое внимание можно уделить русскому народному искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах. Таким образом, детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для педагога важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, инсценировок сказок и т.д., поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, знакомить с музыкальной культурой своего народа.

Чтобы успешно претворить в жизнь поставленные задачи, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального и поэтического материала и высокое качество исполнения его;
2. учет возраста и особенностей конкретного ребенка, в том числе, его общего и музыкального развития;
3. учет специфики восприятия музыки детьми;
4. Поощрение активности и интереса ребенка к восприятию народной музыки.

Многолетний опыт работы с детьми позволяет достаточно определенно утверждать, что работу по музыкальному воспитанию подрастающего поколения можно и нужно начинать с раннего возраста. Подрастая, дети систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с народной музыкой. Результатом обучения является не только то, насколько правильно и выразительно ребенок исполнил песню или пляску, но и то, в какой степени у ребенка возник интерес к занятиям, полюбил ли он музыку, стал ли стремиться к самостоятельной музыкальной деятельности.
Для достижения цели музыкального воспитания ребенка следует начинать занятия с обучения детей слуховому восприятию музыки. Этот раздел включает в себя знакомство, как с вокальной, так и инструментальной музыкой. Причем, самым увлекательным для детей является слушание русских народных инструментов, как в записи, так и в «живом исполнении».
При прослушивании музыки в исполнении оркестра следует обращать внимание детей на особенности звучания каждого музыкального инструмента. При исполнении вокальных произведений также нужно уделять внимание характеру и содержанию песни. Желательно сравнить звук или фразу с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, движением мехов гармошки, стуком дождя, бегом лошадки. На данном этапе музыкального развития педагог может предложить ребенку ассоциативные образы, а с возрастом у обучающегося появится свое видение и чувствование музыкального произведения. При прослушивании музыки обязательно следует использовать иллюстрации из детских книг, репродукций русских художников, заклички, загадки,потешки, прибаутки…
Короткие тексты потешек легко усваиваются детьми, даже без дополнительного заучивания. Динамичность, образность вызывают у них желание двигаться. Это очень интересный и доступный детям игровой материал, который они переносят в свободные игры.
На занятиях важно использовать такой прием как «прослушивание музыки», где целесообразно использовать метод сопоставления: несколько раз дети слушают «живое исполнение» песни или инструментального произведения, а затем воспринимают уже знакомую им музыку в оркестровом звучании, при этом узнавая музыкальные инструменты, особенно солирующие. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания. Этот прием помогает ребенку при каждой новой встрече с произведением, будь то вокальная или инструментальная музыка, испытывать радость, узнавая что-либо новое, ранее не отмечавшееся.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками крайне полезно использовать наглядно-зрительные приемы. Например, в виде театрализованного представления, где используются народные костюмы и другая фольклорная атрибутика. В старшем возрасте чаще следует использовать иллюстрации; таким образом, их представления о картинах природы («На горе-то калина»), шуточные(«Долговязый журавель»),о труде человека («Во кузнице») дополняются средствами изобразительного и музыкального искусства.
Многолетний опыт работы позволяет утверждать, что слушание народной музыки – это активный вид музыкальной деятельности. Активность выражается во внутренней готовности к ее восприятию, к умению не только слушать, но и слышать. Подобные свойства народной музыки могут быть использованы при воспитании ребенка, формировании его нравственности и мировоззрения.
Особый вид музыкальной деятельности – пение. Это наиболее доступный исполнительский вид. Петь дети любят, охотно, с удовольствием, выражая свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. При этом задачей музыкального руководителя является научить детей любить песню, и в первую очередь песню народную, так как она обладает художественно-воспитательной ценностью.
Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов помогает педагог, и часто дети и сами быстро находят им синонимы..
Организуя музыкальное образование и воспитание детей, следует знакомить их с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными. При этом следует учитывать возраст детей и подбирать песни соответствующие возрасту ребенка, ориентируясь на то, вызывает ли данная музыка интерес у ребенка, то насколько она ему понятна.
Например, дети подготовительной группы очень любят песню «У медведя во бору» и исполняют ее с большой выразительностью.
В репертуар младших школьников следует включать песни напевные, задушевные; легкие, подвижные; задорные плясовые.
Весь процесс обучения следует организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. И если использовать игровые приемы и доступный материал, дети будут проявлять эмоциональную отзывчивость. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, целесообразно первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.
Если работа по обучению детей пению поставлена методически верно, педагог искренне и доходчиво объясняет и показывает изучаемый материал, то дети с удовольствием будут посещать музыкальные занятия, постепенно изучая богатый репертуар народных песен. Они полюбят слушать песни и сами станут их петь во время игр. Народные песни способствуют расширению кругозора детей и одновременно обогащают их запас слов, порой исправляют их произношение и, несомненно, воспитывают в них чувство коллективизма.
Следующим направлением работы музыкального руководителя детского ансамбля народной песни являются музыкальные танцевальные занятия. Дети, как младшего школьного возраста, так и более взрослые очень любят танцевать. Малыши особенно охотно танцуют сами и с удовольствием смотрят на танцы старших детей и взрослых, отражая отдельные движения танцев в своих творческих играх. Живой интерес к танцевальным движениям в народной песне позволяет широко использовать всю палитру выразительных средств для достижения целей эстетического воспитания детей. Обучая воспитанников народным танцам, мы знакомим их с одной из важнейших отраслей народного творчества.
Как уже говорилось выше, народные танцы, наряду с песнями, занимают важное место в воспитательной работе с детьми младшего и среднего возраста. В народных сказках, загадках, песнях, плясках, в узорах народных мастеров созданы художественные образы, близкие детям.
По своей содержательности, силе и яркости образов, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские народные пляски представляют превосходный материал для развития художественного вкуса детей, они помогают знакомить обучающихся с обычаями своего народа. Типичными чертами русской пляски являются широта движений, плавность, мягкость. Не менее увлекательными для детского восприятия являются задорные плясовые и весёлые шуточные песни и танцы.
В процессе обучения народным танцам следует знакомить детей с элементарными понятиями о народном искусстве (танец, песня, хоровод, использование народного костюма и народных инструментов, которые использовались в танцевальных произведениях.); В этом случае у детей активнее развивается музыкальность, движения становятся ритмичными, грациозными.
Вместе с тем, использование народных плясок порой представляет для ребёнка некоторые затруднения. Поэтому народный танец нужно так адаптировать, где-то изменить или упростить, чтобы он был доступен младшим школьникам, но при этом не исказить характера и народного колорита. На этом пути необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. танец должен быть невелик по объему;
2. несложный по композиции;
3. построен на понятных и характерных движениях;

Задача музыкального руководителя – сохранить у детей первоначальный живой интерес к пляске, эмоциональность восприятия, желание настойчиво и старательно над ней потрудиться. На занятии необходимо ставить перед детьми конкретные задачи, обращать их внимание на новые детали образа, движения, музыки. Для поддержания и углубления интереса детей к народной пляске следует использовать показ всей группе удачное исполнение движения одним ребенком или несколькими детьми; использовать соревнование групп в выразительном выполнении. Такие показы и проверки следует сопровождать анализом и оценкой детьми исполненных движений пляски, их соответствия музыке, их выразительности и правильности.
В исполнении народных танцев большую роль играет костюм. Необходимо стараться использовать не только элементы, но и, по возможности, народные костюмы в целом. Это и яркие пестрые сарафаны, красные косоворотки, красивые кокошники, различного цвета платки на голову, картузы. На ежедневных занятиях это, конечно, сделать непросто, а порой и невозможно, но на прогонах, генеральных репетициях и, конечно, на выступлениях, делать это нужно непременно!
Пожалуй, самый любимый вид музыкальной деятельности детей – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.
Каждая игра должна имеет четкую педагогическую направленность, при помощи которой можно учить ребенка воспринимать музыку и передавать в движение ее содержание и особенности. При этом одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности детей, повышает интерес к музыкальным занятия, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Особенно детям нравится играть на русских народных инструментах. Дети быстро осваивают игру почти на всех народных музыкальных инструментах, так как они в основном являются шумовыми и главная трудность заключается в правильном исполнении ритмического рисунка.
Одной из целей музыкального развития детей является поощрение их активности к познанию нового. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях (играх) с элементами фольклора. При проведении развлечений с использованием русской народной музыки и поэтического жанра следует определять следующие задачи:
1. показать детям интересные зрелища;
2. наполнить их впечатлениями, доставить положительные эмоции от увиденного;
3. дать возможность проявить самостоятельность и творческую активность.

Игровая деятельность повышает жизненный тонус ребенка, имеет большое образовательное и воспитательное значение. Большое место в этом занимает народная музыка.
Формы игровой деятельности очень разнообразны: проведение концертов, на которых исполняются песни, игры, стихи, разученные на занятиях; сказки – драматизации, тематические вечера, игровые блоки.
Проводя вечера развлечений, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, к красоте родной природы, родной речи и напевов.
Очень важно отметить, что результаты музыкального воспитания детей, становление эстетически развитой личности во многом зависят от того, как поставлена задача воспитания в семье. Поэтому следует знакомить родителей с методикой нашей работы, приемами и средствами, способствующими выработке музыкальных навыков. Использовать самые разнообразные формы общения с родителями: беседы, консультации, открытые музыкальные занятия, организация концертов, тематических и календарных праздников.
В завершении, следует сказать, что с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии народной музыки, обогащают личность, её духовный мир. Ведь музыка украшает жизнь, делает ее более интересной. И в этом, безусловно, большую роль призвана сыграть народная музыка!
ЛИТЕРАТУРА.
1.А.В. Кокуева. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа"
2.С.Ю. Куликова. "Детям о традициях и праздниках русского народа."
3. Ширяева. «Фольклорные праздники» - методическая разработка.
4. Г.Федорова. «Заглянет солнце и в наше оконце» - СПб.: 1997.
5. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб.: 1997.
4. Остроух. «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей».

Чугунова Лариса Николаевна , музыкальный руководитель,

Максимова Татьяна Васильевна , музыкальный руководитель,

МБДОУ д\с № 14 «Сказка», город Верхний Уфалей, Челябинская область.

Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобщения

их к народной культуре.

Цель : Формирование духовной культуры личности, творческого воображения и понимания культуры своего народа.

В связи со вступлением в силу федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, основное содержание области «Музыка» теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Ценность его в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт. Народная музыка не только обогащает душу ребенка, но и развивает творческие способности детей.
Актуальность данной темы - в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек, передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип дает возможность детям в течение нескольких лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решить многие задачи воспитания и совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, и вносят что-то своё, так развивается творчество ребёнка.

Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности. Поэтому я веду эту работу в нескольких направлениях. Это развитие художественно-творческих способностей детей в пении, танцах, музыкальных играх, которые объединяют и песню и танец, и в игре на музыкальных инструментах.

Пение - одно из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающее большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного и творческого развития.

Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых фольклорных форм - это большой и своеобразный раздел фольклора, превосходный материал для развития у детей умений музыкально-игровой импровизации. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляет малышам настоящую радость. Через исполнение простых попевок, а потом более сложных мелодий, по мере подрастания дети готовятся к исполнению более сложных песен.

Поэтому, прежде чем брать целые песни с развернутым сюжетом, нужно использовать коротенькие прибаутки, потешки, колыбельные. Так как народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента, они удобны для детского голоса. Объем звуков простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса.

Например, песня «Петушок» построена на четырех звуках. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают песню ценным средством художественно-эстетического воспитания детей.
Огромные возможности для творчества детей таят в себе русские народныепесни-игры . Они развивают способности детей к самым различным видам художественно-творческой деятельности. Например, песня «Как у наших у ворот», в которой и муха и стрекоза с муравьём и поют и пляшут, каждый ребёнок изображает это по своему.

При разучивании любой народной песни очень важно привлечь внимание детей к ее музыкально-поэтическим образам, это может быть для ребенка естественным побудителем к творческим действиям. Перед выполнением каждого творческого задания нужно пробудить в детях воображение.

Для создания более яркого музыкального образа, используются народные музыкальные инструменты. Уже в младшей группе у ребенка возникает интерес к ним. Конечно, в этом возрасте малыши не воспроизводят нужный ритм, но огромное желание играть на инструменте приводит их в восторг.

Встреча с народной музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Для наиболее сильного воздействия я использую народную музыку в сочетании со стихами, живописью, прикладным творчеством, хореографией. Поэтому нужно проводить интегрированные музыкальные занятия по приобщению дошкольников к народной культуре и творчеству.На занятиях использовать метод художественно-творческого поиска: например, укрась музыку звучанием подходящего инструмента.

Так, на одном из занятий мы слушали «Камаринскую» М. Глинки. И дети сами придумывали рассказы об этой музыке: «Мужички сидят в деревне на лавочке. Вдруг один взял гармошку и заиграл сначала тихим, грустным звуком, а другой взял балалайку и начал играть задорно, весело, быстро так, что все остальные заплясали».
Затем можно предложить оформить свой рассказ. Под эту музыку дети играли на народных музыкальных инструментах, сами придумывали ритмический рисунок мелодии и свой танец. Затем можно включить «Камаринскую» в один из народных праздников.
В своей работе большое внимание нужно уделять образному и игровому танцу, поскольку именно они развивают самостоятельное творчество детей.
Есть немало народных хороводных песен, движения к которым нетрудно найти самим детям. Знакомая всем песня «Земелюшка-чернозем». Мелодия лиричная, мягкая, текст, насыщенный действиями («березка выросла», «рвали цветы», «плели венки»), богатый народными ласкательно-уменьшительными названиями («землюшка», «травонька»), подсказывает плавные движения.
Выразительное исполнение, беседа о содержании и характере музыки и поэтического текста - вот основные приемы, подготавливающие детей к придумыванию хороводных движений. Игровые, хороводные песни - это богатое разнообразие для детского творчества.

Какой красивый танец придумали девочки подготовительной группы! И этому способствовала нежная лирическая песня «Во поле береза стояла». Каждой части музыки соответствовало своё танцевальное движение по тексту песни. Этот танец можно включить в «Троицу».
Работая над народной песней, танцем, игрой, видно, как раскрывается в детях душа. Дети соприкасаются с фольклорным материалом на протяжении всего учебного года, он тесно переплетается с классикой и современностью. Тема прославления родного прошлого является очень значимой во всей работе, самое главное, стараться помочь детям самим искать способы выражения характера народной музыки через свое исполнительское творчество.

Как вершина творческих достижений - это участие детей в фольклорных праздниках. Именно там они применяют всё свое умение, творчество в любом виде деятельности по своему выбору, без лишних физических и психологических нагрузок.

Для успешного развития детей, необходима заинтересованность и поддержка родителей. Их нужно привлекать в участие в народных праздниках, играх, что доставляет особую радость детям. Родители с удовольствием принимают в них участие.

С целью создать творческую атмосферу и в группах, совместно с воспитателями были оборудуются музыкальные уголки в народном стиле, подбираются музыкальные инструменты, атрибуты ряжений. Также воспитатели и младшие воспитатели привлекаются к участию в разработке народного праздника или развлечения, участвуют в подготовке и часто сами выступают в качестве главных героев.

«Ярмарка», «Кузьминки», «Капустник», «Колядки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица» - эти фольклорные праздники стали традиционными для нашего детского сада.

Остановлюсь подробнее на нескольких. «Кузьминки» - весёлый осенний праздник, 14 октября, в честь святых Кузьмы и Демьяна. Эти святые - покровители любой работы, особенно, кузнечного дела. А чтобы работа спорилась весь год, их зовут в дом: «Кузьма и Демьян, идите жить к нам!»

Этому празднику предшествует большая подготовка. На интегрированном занятии можно сделать кукол - закруток, сворачивая куклы - закрутки, мы напевали протяжные народные песни по выбору детей. Затем можно сочинить куклам колыбельные, которые потом спеть на самом празднике, разыграть сценки с этими куклами, а потом продолжать играть с ними в группах. Мальчишки песней «Во кузнице» показывают, какие они удалые кузнецы. Для этого заранее на музыкальном занятии мальчики придумывают движения для кузнецов.

Капустник проходит обычно в начале ноября, праздник посвящён урожаю, особенно капусте. Обилие игр с родителями: «Плетень», «У Варвары», «На горе то лён» и др. Инсценируются песни «Как у наших у ворот», «Антошка».

Сразу после новогодних праздников, разучиваем песни- колядки, и идём к друг другу в группы с этими песенками, славим друг друга, в масках, костюмах сделанных с родителями и воспитателями!

«Масленица» - здесь творчеству нет предела, это и изготовление чучела масленицы, народных инструментов, на которых потом можно играть, элементов костюмов. Учим заклички, частушки, игры с пением, которые инсценируются, а на улице можно построить снежные крепости, катания на лошадях и, конечно, блины.

«Сороки» - это праздник, когда зима встречается с весной, в день весеннего равноденствия 22 марта. Заранее, на интегрированном занятии изготовить птиц, выучить весенние заклички. Предлагаю детям придумать свою закличку с родителями, затем на празднике каждый своей закличкой закликает птиц и весну. Интересна для развития творческих способностей игра «Изобрази птицу», которую потом дети отгадывают.

Переходим к «Пасхе», целую неделю длится праздник «Красная горка», где все играют с яйцами и вербой.

В «Троицу» - заплетают берёзы лентами и водят хороводы.

Ко всем этим праздникам у хорошо иметь презентации, это очень удобно, т. к. детям можно в интересной форме преподнести тот или иной народный праздник или обряд.

Хотелось бы сказать, что народное творчество является отличным материалом, опираясь на который будут развиваться творческие музыкальные способности у детей. Народное творчество многогранно, интересно, красиво и достойно того, чтобы его изучали, помнили и знали. Мы должны знать свои корни, где бы мы ни находились.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

2. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

3. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. - 48 с.

4. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

5. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Тюнькова Л.В., музыкальный руководитель МДОУ дскв №3 «Радуга» , Г.о. Подольск

Одним из пяти, согласно (ФГОС ДО), направлении развития и образования детей, является художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений;

Искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление;

Эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных;

Представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы;

Фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Музыкальное воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребёнка сопереживать, радоваться, побуждая ребёнка к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки. В нашем детском саду в процессе музыкальной образовательной деятельности проводится систематическая работа, направленная на воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

Музыкальные занятия;

Использование музыки в повседневной жизни ДОО;

Праздники и развлечения;

Музыкальное образование в семье;

Все эти формы организации музыкального развития я применяю в своей работе. Но основной наиболее эффективной, целенаправленной, способствующей музыкальному воспитанию, обучению и развитию детей, формой организации музыкальной деятельности всё же являются музыкальные занятия, которые в свою очередь делятся на индивидуальные и по подгруппам, а по содержанию на типовые, доминантные, тематические, комплексные. Независимо от формы организации детей для достижения цели всестороннего развития личности ребёнка перед собой я ставлю следующие задачи:

  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие воспитанников.
  • Развивать музыкальные способности детей;
  • Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков каждого ребёнка;
  • Воспитывать уважение к культуре своего народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;
  • Развивать сенсорные и моторные функции;
  • Формировать потребности в двигательной активности;
  • Прививать любовь к музыке и умение эмоционально реагировать на неё;
  • Развивать творческую самостоятельность детей;

Неправильно думать, что маленькие дети не способны воспринимать музыку. Учёными доказано, что, ещё находясь в утробе матери ребёнок слышит и чувствует музыку. Начиная с трёх лет, дети уже владеют определённым набором музыкальных навыков: понимают, что музыку можно слушать, петь под неё можно танцевать, играть на музыкальных инструментах. В этом возрасте ведущую роль в музыкальном развитии детей занимает восприятие музыки, дети с интересом реагируют на яркие моменты в музыке, узнают их при повторе. В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться голосовой аппарат, слух, ритм. В старшем дошкольном возрасте музыкальное восприятие более осознанное, появляется интерес к музыке и мотивация к музыкальной деятельности, т. к. меняется мышление детей от наглядно-действенного к наглядно-образному. Во многом успех музыкального развития зависит от методов, приёмов, используемых педагогом в организации музыкальных занятий.

Для позитивного настроя к предстоящему занятию, улучшению эмоционального климата между самими детьми и педагогом, занятия я начинаю с психогимнастики, в виде валеологических игр-распевок с элементами самомассажа. Непременным условием применения таких распевок является игровая форма. Именно игровой самомассаж является тренировкой образного мышления у детей, улучшает их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни. Такие упражнения повышают защитные свойства организма, готовят голосовой аппарат к предстоящему пению.

Как пример, игра-распевка: «Доброе утро».

Доброе утро!

Поворот головы вправо.

Улыбнись скорее!

Поворот головы влево.

И сегодня весь день

Будет веселее.

Три хлопка в ладоши.

Мы погладим лобик,

Носик

И Щёчки.

Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми,

Медленно поднимают руки вверх.

Как в саду цветочки!

Выполняют «фонарики».

Разогреем ладошки

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Движения по тексту.

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Движения по тексту.

Улыбнёмся снова, будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны.

В каждое занятие я включаю музыкальные пальчиковые игры в качестве физкультминуток во время слушания, пения и проведения музыкально-дидактических игр. Игровая форма таких упражнений позволяет незаметно для детей укреплять их здоровье, развивать их внимание и память, формировать образное мышление дошкольников.

Одним из любимых детьми видом деятельности на музыкальных занятиях являются логоритмические упражнения. Опять же игровая форма таких упражнений способствует развитию навыков общения, координации речи с движением, развитию чувства ритма. Выполняя эти упражнения в детях формируется умение перевоплощаться в разные образы, развивается воображение, обогащается словарный запас, развиваются художественно-творческие способности, укрепляется здоровье детей.

В основном в каждое занятие, проводимое мною включены все виды музыкальной деятельности. Конечно, я стараюсь формировать певческие навыки у детей, навыки исполнения танцевальных движений, учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. Ещё раз хочу заметить, что эмоциональное состояние детей и моё собственное для меня – практически главная задача. «Идти к детям только на позитиве» - мой девиз.

Восприятие музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. Вместе с детьми мы размышляем о музыке, переживаем, оцениваем, стараемся в разных формах выразить услышанное музыкальное произведение.

Приведу пример, как дети полюбили творчество Петра Ильича Чайковского и запомнили этого великого русского композитора. Перед знакомством с произведением «Сладкая грёза» я объяснила детям, что «грёза» - это светлая мечта, приятное, радостное мечтание. Затем, дети прослушали произведение, узнали о характере и форме его. А уже потом, мы слушали, мечтали под музыку и делились впечатлениями. Какую радость вызывали у меня некоторые так называемые детские «мечты», например, мальчик представил себе, как он дарит маме цветы, девочка – «летала» и любовалась красотой нашей земли, другая девочка представляла себя в красивом лесу. Было много также интересных «грёз», были и обычные мечты об игрушках и новых вещах, хотя, наверное, и это тоже важно. В этом случае я применяла метод пассивного слушания (дети сидели на ковре с закрытыми глазами).

Мы с детьми слушали ещё два других произведения Петра Ильича Чайковского: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Но здесь уже мною был применён метод активного слушания. Я придумала сказку о кукле и её хозяйке, провела пример из реальной жизни: «мамы заботятся о детках, когда они болеют» и т. д. Затем, я предложила желающим детям во время звучания музыки, «пожалеть» кукол. Вначале откликнулись только несколько детей, в основном девочки, остальные стеснялись, зажимались, некоторые мальчики даже несколько возмущались, как же им предлагают жалеть куклу. Пришлось опять говорить с детьми о жизни: «папы тоже могут и должны уметь пожалеть своих деток, если тем более ребёнок болен. Раз за разом армия желающих «пожалеть» увеличилась практически до всей группы. Но самое радостное для меня наступило потом, когда по моему плану у нас не было ничего из репертуара Петра Ильича, дети сами у меня спрашивали: «мы сегодня будем слушать Чайковского»? Спустя некоторое время, дети таким же образом услышали новое произведение «Новая кукла».

Это произведение по характеру совершенно другое – радостное, весёлое. Дети с удовольствием выражают свои эмоции при прослушивании, и стеснения почти совсем уже нет. Далее прибавилось произведение «Марш оловянных солдатиков» - опять же другое по характеру произведение. Здесь мы - «маршируем». Зная уже несколько произведений, дети вполне справляются с задачей сравнения их меду собой. Мне радостно, что ребята эмоционально реагируют на музыку, различают характер, хорошо знают великого русского композитора, и самое главное, проявляют инициативу и желание слушать музыку. Это, конечно, малая часть творчества Петра Ильича, но мы с детьми продолжим знакомство с произведениями Чайковского, и произведениями других композиторов.

Ещё хочу немного сказать о ритмопластике на занятиях. Музыкально-ритмические движения являются естественным и важным способом самовыражения личности и физического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет. Как раз в этот период закладывается начальное эстетическое представление о красоте окружающего мира, формируется психика, вырабатываются правильная осанка и дыхание, развивается детская двигательная память, координация движений, ориентация в пространстве. В детском саду ребёнок занимается ритмопластикой в коллективе. На этот вид деятельности выделяется педагогом какая-то небольшая часть времени, и как правило его мало, хочется, чтобы детки как можно больше получали навыков танцевальных движений, передавали в танце эмоционально-образное содержание. Для меня самое главное не заставлять детей выполнять те или иные упражнения, а заинтересовать.

Для этого я применяю танцевально-игровой метод. Есть в музыкальном дошкольном репертуаре много игр, где есть ведущий ребёнок, который по правилам выбирает кого-то из детей, далее один ли он, вдвоём или может быть какая-то группа детей должны просто потанцевать. Например, игра «Колпачок»: дети водят хоровод, вокруг выбранного, кстати, считалочкой – что уже вызывает интерес у детей- ведущего, со словами: «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!» ребёнок выбирает пару, они танцуют. Моя задача в этой игре заключается в том, чтобы дети выбрали те движения, которые нам по моему плану нужно закреплять. Дети, играя, приобретают навыки танцевальных движений, и совсем не замечают, что они чему – то учатся. Таких игр очень много: «займи место», «игра с бубнами», «весёлый танец» и т. д.

Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей, поэтому на музыкальных занятиях решаются задачи развития музыкальных способностей детей в том числе и на фольклорном материале, так как фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями дети получают первые представления о культуре своего народа. В народных плясках воплощён идеальный образ человека, поэтому движения девочек становятся более нежными, плавными, когда звучит неторопливая лирическая музыка, и наоборот, появляется некоторая стремительность, удаль мальчиков при исполнении движений под весёлые плясовые песни.

Очень нравятся ребятам инсценировки русских народных песен, самое главное, что при этом дети двигаются естественно и от них не требуется каких – то определённых действий и движений. В русских народных играх с пением дети учатся выразительно передавать образы персонажей. Русскими народными играми мы часто заканчиваем занятия. В таких играх дети учатся ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал, получают радостный эмоциональный подъём.

Импровизация мелодий детьми тоже является фольклором. Например, мы разыграли игру - спектакль по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке» где дети импровизировали, сочиняли собственные мелодии колыбельных песен, старались передать образ во время исполнения. В это же время дети получили нравственный урок, который мы так и назвали «урок послушания».

В фольклорной форме мы проводим праздники: «Масленица», «Пасха», «Яблочный спас», «Троица», «Покров».

(10)

Большим подспорьем в моей работе служит мультимедийная система, с помощью которой раскрываются возможности наглядности. Слушая классические музыкальные произведения, дети имеют возможность любоваться красивыми пейзажами, закреплять знания о временах года и т. д. Современные технологии позволяют педагогу не тратить время на наклеивание, вырезание, искание подходящих теме картинок. Я постоянно пополняю электронную базу наглядного материала для подготовки различных презентаций, используемых мною на занятиях, праздниках, развлечениях. В перспективе ставлю перед собой цель освоить интерактивную доску

Для сохранения полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта перед возвращением детей из музыкального зала к себе в группу, я применяю различные релаксационные логоритмические упражнения с использованием музыкальных произведений спокойного характера, например, звучит стихотворение, дети выполняют движения по тексту:

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю и устало –

Отдыхать за лесом тёмным село.

Вместе с солнцем мы гуляли,

Вместе с солнцем мы устали.

И легли на коврик спать,

Глазки надо закрывать.

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя!

Мы на спиночке лежим,

Ровно дышим, сладко спим.

Звучит мелодия спокойного характера, дети лежат на ковре на спине, закрыв глаза.

Вот мы глазки открываем,

Ручки кверху поднимаем,

Свои ножки напрягаем.

Все зевнули, потянулись,

Встали, солнцу улыбнулись.

Поглядели мы вокруг –

Видим мы цветущий луг.

Видим мир всегда прекрасным:

Белым, жёлтым, синим, красным,

Удивительным и разным.

(11)

В заключение хочу сказать, что, работая с детьми я понимаю, какие они удивительные и разные, и для меня большая награда и мощный заряд к собственному творческому развитию, когда дети, уходя с занятия посылают мне «воздушный поцелуй» и «обещают ещё прийти».

Спасибо за внимание!


Наталья Тарасова

ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство , в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство . В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа , которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции . Обычаи. Особенности жизни своего народа , приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему . Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности . И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития . И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей , и поэтому на основе выделения элементов народного искусства , цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка ; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;

1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей ,

2) сотрудничество педагога и ребенка.

3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения , которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и

Без ущерба для творческих проявлений ребенка .

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает , если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен , плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям .

В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия , творческой активности , формирование эстетической оценки.

Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать

Доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности

привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес

Наглядность

Возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности

Коллективность эстетических переживаний и творчества

Индивидуальный подход

Учет возрастных особенностей.

На этой же основе строится и детская художественная деятельность .

Публикации по теме:

«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.

Консультация для воспитателей «Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.

В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры " Дымковские народные игрушки".

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного - эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

Игра - как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.

Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.

Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна.



Публикации по теме