Мужские и женские архетипы. Фильмотерапия

Есть 4 условно позитивных и 4 условно негативных женских архетипа.

Позитивные:

  • хозяйка
  • принцесса
  • охотница
  • жрица

Негативные:

  • злая мачеха
  • плохая девочка
  • амазонка
  • «ведьма»

Разделение архетипов происходит по тому, как женщина выглядит, как себя ведет, во что верит, что ценит, что считает истиной, что умеет, как мотивируется, какие имеет личные отношения к родителям, с друзьями, с мужчинами, каков у нее денежный поток, личный уровень энергии.

На протяжении жизни женщина проходит все эти архетипы. Для каждого жизненного этапа, должен включаться определенный архетип.

Можно выделить такие этапы:

  • конфетно-букетный до первого секса,
  • совместная жизнь до регистрации брака,
  • регистрация брака и рождение первого ребенка,
  • дальнейшая совместная жизнь.

Архетип «принцесса»

В идеальном варианте все начинается с «принцессы», у кого-то он заканчивается в 15, у кого-то в 60. В этом образе окружающие видят женщину или девушку наивной, вызывающей доверие, безопасной, она располагает к себе. Этот период необходим до встречи своего мужчины, в конфетно-букетный период, но даже в зрелом возрасте, когда женщина одинока, то нужно включать принцессу. Принцесса вся нежная, в постельных тонах, верит в романтику, ценит дружбу, она не умеет говорить нет, всем должна, мотивируется чужими успехами, она себя еще не нашла, она большая транжира, деньги у нее не задерживаются, энергии у нее хватает только на мечтание, эта девушка хорошо знакомится, умеет заводить отношения, но не умеет их доводить до брака.

Принцессу полезно включать, когда нужно что-то попросить, познакомиться с мужчиной, с его родителями, добиться своего от начальника.

Архетип «плохая девочка»

Бывает, что принцесса совершает какой-то плохой поступок, за который мама не похвалит, и тогда она превращается в плохую девочку. Есть женщины, которые никогда в этой фазе не были. Но, как ни странно, этот архетип важен и нужен, в нем больше энергии и больше сил для реализации. Конечно, принцессы удобны обществу, а вот управлять плохой девочкой с такой легкостью не получится. Главное в плохой девочке – это протест, главный позыв – я особенная.

Плохая девочка считает себя самой гениальной, отношения с родителями плохие, количество друзей уменьшается, парням с ней сложно.

Архетип «жрица»

Из принцессы или плохой девочки нужно уметь переключиться на архетип «жрица». Эта женщина нравится мужчинам, она элегантна, ухожена, эротична, носит платья и юбки. Она нравится мужчинам даже больше чем «принцесса», однако они боятся к ней подойти. У этих женщин появляется свой бизнес, к мужчинам она относится осознанно, в ней больше жизненной энергии, она верит и ценит в счастье, для нее истина – эмоции, ими она мотивируется. Жрица хороша для построения отношений.

Архетип «ведьма»

У женщин часто популярен образ ведьмы, но он весьма разрушителен для них. Внешний вид ведьмы стилизован под соблазнение, она вся в черном, что-то домысливает, она провокатор. Ведьма хороша, когда нужно людей распугать, возбудить, манипулировать ими, но для любви она не подходит.

Архетип «охотница»

Женщина охотница выглядит удобно, стилизована под мужской образ, она с мужчинами наравне. С ней не хочется знакомиться для романтических отношений. Охотница хороша годам к 40, так как она результативна, ей легко захватить территорию, она ставит цели, логична, верит в свой план, ценит свое время, мотивируется конкретными вещами, характеристиками.

Архетип «амазонка»

Женщина, которая разочаровалась в жизни - это амазонка. Она плюнула на свой внешний вид, депрессивна, разрушает себя, верит в то, что все бесполезно, у нее нет высоких ценностей. Из этого архетипа нужно выходить. Побыть в нем можно для перезагрузки какое-то время, но не зависать. Выйти из амазонки можно только через охотницу, системой маленьких побед.

Архетип «хозяйка»

Женщина хозяйка консервативна, как бабулька, заботится обо всех, верит в комфорт. Обычно происходит прыжок из принцессы в хозяйку, но это не лучший вариант. Мужчинам хозяйка неинтересна. Хозяйку можно включать только в отношении своей территории, но не в отношении мужчины. Забота в отношении мужчины опасна, так как часто проявляется в сверхконтроле, что ослабляет мужчину, разрушает его.

Как известно, ни у одной сказочной ведьмы нет стойких отношений с мужчинами, нет своих детей. Ближе к негативному полюсу в адрес мужчин и детей Ведьма ведет себя как захватчица. Мужчин она старается обмануть, превращаясь в прекрасную деву. Разлучая влюбленных героев, сказочная ведьма стремится погубить красавицу-героиню и занять ее место рядом с героем. Так архетип Ведьмы обнаруживает свое стремление к развитию, к достижению более высоких ступеней женственности. Конкурируя с аспектами высшей женственности, внутренняя Ведьма тянется к ним, пытается уподобиться им.

Негативная Ведьма способна удерживать прекрасный облик лишь ограниченное время, после чего она снова становится старой и безобразной. Мы называем этот феномен мерцанием. Мерцание является закономерностью, следуя которой, все архетипические функции развиваются, поднимаясь все выше по ступеням зрелости архетипической лестницы. Это естественное поступательно-колебательное движение, с помощью которого внутренние процессы следуют по пути своего развития. Непрямой характер такого движения отражает цикличность и периодичность явлений жизни.

Молодую Ведьму можно отнести к переходному типу, дальнейшее развитие которого приводит женское на следующую архетипическую ступень - уровень Амазонки.

Что касается детей, во многих сказочных сюжетах, Ведьма похищает их с целью уничтожения, поедания. Например, она предлагает маленькому Иванушке сесть на лопату, чтобы отправить его в печь, а затем съесть. Так символически отражается в сказочном сюжете способность женщины уничтожить ребенка, находящегося в ее утробе (печи) - сделать аборт. Сказочная ведьма нередко удерживает детей и других героев в плену, наводит на них морок - точно так же внутренняя Ведьма как функция личности околдовывает развивающиеся части Я. Если сказочная ведьма порой лишает своих пленников их привычного облика и красоты, превращает их в уродцев (уподобляет себе), это символизирует распространение влияния архетипической области негативной Ведьмы во внутреннем пространстве личности - Ведьма захватывает Я.

Сказки щедро представляют не только негативный, но и позитивный полюс архетипа Ведьмы. По мере приближения к положительному полюсу Ведьма становится все более конструктивной. Она концентрирует и умножает свою волшебную силу. Кроме познавательной роли, у нее появляется задача контролировать невидимую границу между сознательной и бессознательной областями личности, а также - задача охранять границы личности в целом. На определенных этапах развития личности Ведьма служит первым «кордоном», оберегающим достоинство человека. Негативная Ведьма делает это с помощью интриг, коварства и других агрессивных действий, в то время как позитивная - с помощью освоения новых знаний, умений и умножения своей волшебной силы. Кроме того, позитивная внутренняя Ведьма увлеченно исследует глубинные, скрытые потребности личности, служа тем самым ее развитию и успешному решению наиболее актуальных задач.

У внутренней Ведьмы есть важная функция проводницы. В этой роли Ведьма выступает по отношению к созревающему мужскому началу. Она указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кащею, Змею Горынычу и т.п.), у которого в плену томится похищенная красавица (созревающее женское). Когда Баба Яга помогает Ивану-царевичу победить Кащея, похитившего Василису Прекрасную, это отражает тот момент развития личности и семьи, когда действует негативная часть матери, помогающая подрастающей дочери преодолеть эдипальные трудности романтических отношений с отцом. Самой опасной является инцестуозная часть этих отношений, где дочь невольно пробует свои женские чары на первом сексуально безопасном объекте - в отношениях с отцом. Последний в этот период решает нелегкую задачу, поскольку, с одной стороны, для отца естественно восхищаться расцветающей женственностью дочери, а с другой - отец является первым естественным защитником дочери и не должен переступать священную черту, проходящую между ними. Эта невидимая черта отделяет супружеский мир мужа и жены от остальных пространств семьи.

В помощь мужчине-отцу возникает естественная ревность реальной матери. В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери - ее внутреннему герою-защитнику. В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кащеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское. Для юной девушки это, пожалуй, период первых битв ее внутренних Героя со Злодеем.

В инициационной терапии проводится направленная работа с положительным и негативным полюсами функции Ведьмы. Для установления контакта с негативным аспектом Ведьмы используются такие темы как «В плену у злодейки», «Гуси-лебеди», «Мачеха» и др. Для работы с позитивной Ведьмой подходят темы «В гостях у Яги», «Полезная Баба Яга» и т.п. Сюжеты на эти темы не только позволяют устранить дефициты, имеющиеся в зоне негативного полюса внутренней Ведьмы, не только инициируют развитие ее позитивных свойств, но главное - стимулируют созревание у Ведьмы более женской позиции. Становясь более женственной, Ведьма действует внутри личности все более гармонично - не завоевывает территории и не навязывает свои способы защиты остальным частям личности, а лишь откликается их просьбы о помощи.

Таким образом, архетипическая функция Ведьмы является первой ступенью развития женственности, неким стартом на пути к женской зрелости. Отражая начало духовного созревания женщины, Ведьма не только позволяет ей впервые осознать (изведать) могущество природных целебных женских сил, но и служит уникальным ключом доступа, позволяющим регулировать уровень женской защитной агрессии.

В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное , унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.


Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.


Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те , которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, .
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.


Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

У человека тысячи голов,

Тысячи глаз, тысячи рук,

Охватывающих землю повсюду,

Он пропускает ее между своими пальцами.

Человек не что иное, как вся эта вселенная.

Все, что минуло, придет снова.

Он повелитель бессмертного царства,

Потому что верит не только в свое пропитание.

Ригведа

Вставляет последнее время на тему Юнгианского анализа. Когда в первый раз с ним познакомился - он мне очень понравился, но сознание на отрез отказывалось воспринимать что такое «коллективное бессознательное» или «архетипы». А сейчас как-то всё само собой в голове утряслось. Может, всё-таки дорос? Да и интерес есть. Надо копать потихоньку.

Ниже я привожу таблицу архетипов (не совсем классическое изложение) для мужчин - принц/бродяга, трикстер/чёрный маг, воин/убийца, хозяин/самодур. И для женщин - принцесса/шлюха, жрица/ведьма, охотница/амазонка, хозяйка/ужасная мать.

В каждом из нас проявляются эти основные архетипы и возможно многие другие. Если, допустим, слабо проявлен «принц» или не проявлен совсем, то сильно проявлена его тень - «бродяга».

Термин «тень» используется потому, что, как правило, негативные проявления себя видеть очень не хочется и до уровня сознания действия теневого архетипа не доходят, но зато он беспрепятственно имеет возможность действовать на уровне подсознания. И если кажется, что какой-то архетип, из приведённые ниже, в вашей жизни не проявлен, то, скорее всего, в действительности проявлена его теневая сторона.

Предлагаю с помощью приведённых ниже таблиц для мужчин и женщин взглянуть на свою жизнь, получив возможность прикоснуться к своему бессознательному - к своей тени.

Мужчины:

Принц

Бродяга (тень Принца)

Сын, наследник. Хороший мальчик. Внимателен, особенно к слабым. Четкое деление добра и зла. Чувство социальной справедливости. Романтик, мечтатель. Карьерист. Подчеркнутая духовность. Творчество. Рефлексия. Самоанализ. Внутренний диалог. Благородство. Героизм. Эмпатия. Харизма. Уверен, что все его любят. Отношения с женщинами романтичные, всегда с серьезными намерениями.

Принц, не нашедший своего королевства. Дряной мальчишка. Инфантильный, избалованный. Может специально повредить себе назло другим. Бомж, бродяга, панк. Претензии на гениальность. Презрение к социуму. Нищий, пьяный, грязный - но гордый. Отрицание авторитетов и в то же время сильная зависимость от мнения окружающих: похвалили - окрылен, покритиковали - раздавлен.

Трикстер

Чёрный маг (тень трикстера)

Волшебник. Шут. Обаятельный, душа компании. Талант. Смелый, сообразительный, хитрый, с чувством юмора. Хороший посредник. Меняет окружающую реальность в свою пользу, реализует невозможное. Ловелас, соблазнитель.

Обманщик. Мошенник. Интриган. Манипулятор. Колдун. Смелый, хладнокровный, расчетливый, хитрый. Использует все и всех в своих сиюминутных целях. Двойной агент, предатель. Женщин легко соблазняет и использует.

Воин

Убийца (тень воина)

Солдат. Благородный рыцарь. Тактик. Защитник. Сильный, решительный, мужественный. Слабость недопустима. Соблюдает иерархию, уважает законы. Кодекс чести. Сентиментальность. "Все ради победы", он - часть команды. К женщинам относится с уважением, но к участию в "мужских" делах не допускает.

Бандит. Преступник. Мародер. Насильник. "Сдохни ты сегодня, а я - завтра." Homo homini lupus est. Активный, крутой, суровый, агрессивный. Слабость наказуема. Тюремная сентиментальность, "не забуду мать родную". Женщины служат для удовлетворения потребностей.

Хозяин

Самодур (тень хозяина)

Монарх. Начальник. Владелец. Капитан корабля. Отец. Учитель. Кормилец. "Мое!" Прагматичный, приземленный. Чувствует ответственность за все, что происходит в его "королевстве". Четкое разделение на "свой-чужой" по принципу подчинения или не подчинения ему. Уважение границ. Стремится к независимости и одновременно к контролю подчиненных. Гостеприимный, хлебосольный. Женщина - верная жена и хозяйка.

Тиран. Скряга. Рабовладелец. Самодур. "Я начальник - ты дурак!" Бережет границы своего королевства и расширяет их за счет чужих. Четкое разделение на своих и чужих, причем "свой" может стать чужим, если ослушается. "Свои" - его рабы, "чужие" - враги. Сверхконтроль. "Я знаю, как надо!" Стремится быть идеальным, богоравным. С гостями либо пускает пыль в глаза, либо жмотничает. Женщина должна тихо вести хозяйство и боготворить его.

Женщины:

Принцесса

Шлюха (тень Принцессы)

Девочка, девушка, маленькая Леди. Отличница. Джульетта. Любимая дочка. Романтичная, мечтательная. Высокие идеалы, эмпатия. В меру капризная, общительная, нуждается во внимании. Ждет принца на белом кобыле, ухаживания. Влюблена в певцов, актеров, героев книг.

Оторва. Мечтательная толстуха. Отличница, которая этого стыдится. Ленива. Избалованная дочка, внучка. Истеричная, плаксивая, суицидальная. Капризная, стервозная. Все ей должны. Несчастная идеальная любовь, на ее фоне - уйма партнеров.

Жрица

Ведьма (тень Жрицы)

Женщина-загадка. Муза. Добрая волшебница. Истинная Леди. Мери Поппинс. Незнакомка Блока. Непредсказуемость. Женская мудрость, хитрость, интуиция. Обаяние. Мужчины ей поклоняются. Ее любовь всеобьемлюща. Критерии выбора непонятны.

Обольстительница, женщина-вамп. Снежная королева. Холодная стерва. Интриганка. Ведьма. Вокруг нее разрушение. Умеет соблазнить и влюбить в себя. Мужчины ползают за ней на коленях, она их хладнокровно использует.

Охотница

Амазонка (тень Охотницы)

Молодая мама, делающая карьеру. Студентка-активистка. Валькирия. Спортсменка. Стремится участвовать в мужских играх на равных. К другим женщинам относится сочувственно-презрительно: "курицы", "дамочки". Практичная, сдерженная. Эмоции скрывает. Мужчина - равный, товарищ. Может отказаться от семьи ради карьеры.

Начальница. Бизнес-леди. Женщина-политик. Стремится побеждать в мужских играх, быть лучше любого мужчины. Постоянно активна, м.б. агрессивна. Гиперрациональная, скрытная. Железная леди. "Эмоции-признак слабости!" Женщин презирает ("курицы", "дамочки"), мужчин старается подавить.

Хозяйка

Ужасная мать (тень Хозяйки)

Мать, бабушка. Учительница, директриса. Императрица. Хозяйка дома, кормилица. Радушная хозяйка. Бескорыстная жертвенность. Терпение. Справедливость, умение рассудить и наказать. Любовь к жизни, ко всему живому. Верность. Муж - хозяин, поддержка, опора. Умеет прощать.

Квочка. Еврейская мамаша. Женщина-директор. Либо гипераккуратизм, либо неряшливость. Сверхконтроль, но возможно - игнорирование ребенка. Всех учит и обижается, если ее не слушаются. Показное терпение, мать-мученица. Тиранит своей жертвенностью. Усталость от жизни, зависть к молодым. Мужа опекает.


  • Current Music: dj shah - now or never

Я брела по лесу, с трудом пробираясь сквозь бурелом. Вообще странно, от чего здесь все так не по сказочному? – думала я. По идее Яга должна жить в темном лесу, среди гигантов-елок, в ветках которых то и дело кричат филины. В этом же лесу было совсем тихо. И только опавшие листья хрустели под ногами, и пахло первым снегом.

Наконец, я добралась до избушки лесной старухи и остановилась, чтобы перевести дух.

Так…что же ей говорить? Правду, наверное. Страшновато как-то…

Додумать я не успела. Потому как деревянная дверь скрипнула, и лохматая старуха в синем, поношенном сари (вот это наряд?!) пробурчала:

Давай, заходи уж, долго мне ждать еще, когда ты осмелишься постучаться?

Я послушно поднялась по выщербленным ступенькам и попала в жилище Яги…На удивление, внутри избушки было прибрано. На стенах красовались почти декоративно развешанные пучки трав, в уголке пыхтела растопленная печь, а стол был накрыт накрахмаленной кружевной скатертью. А в углу, если мои глаза меня не обманывали, стоял свернутый в рулон коврик для йоги… Удивительное место! Оторвавшись от изучения жилища Яги, я вспомнила, зачем собственно пришла и как-то сразу засмущалась.

Что ж, Иванушка не весел, что головушку повесил? – пошутила Яга и подбодрила меня – давай, не тяни резину, выкладывай.

Собравшись с духом, я выпалила:

Я, наверное, в Бабы-яги подамся! Возьмете?

Яга аж подпрыгнула на месте:

Чёй-то?! – она всплеснула руками, но наверное вид у меня был не самый оптимистичный, потому как старуха быстро подсуетившись, указала мне на массивный табурет из красного дерева возле стола (откуда у Яги красное дерево?) и подала кружку чая с бодрящим ароматом мяты.

Выкладывай все по порядку.

Мне ничего не оставалось, как рассказать лесной старухе всю правду. Как говорится, наболело!

Не получается у меня быть доброй, ласковой, со всеми гостеприимной, щедрой и… в общем, людей я не особо люблю, друзей выбираю с трудом, а лучше всего мне в лесу. Да, еще животных люблю! Все, как у вас!

Баба-яга зыркнула на меня зелеными глазами, которые наверняка когда-то сводили с ума мужчин, и усмехнулась:

Ты себя в зеркале видала? Яга:)! Аленушка чистой воды или Настенька. Аленького цветочка только нет)) Где-то у меня Ерань была..Выращиваю…

Поняв, что Яга мне сразу же не отказала, я продолжила:

Герань – это хорошо, Но вы же лучше меня знаете, что главное не внешность, а внутренняя суть! Так сказать самость. А самость у меня ого-го какая! Яговская! Ни дать, ни взять!

Взять с тебя правда нечего – Баба-Яга окинула меня оценивающим взглядом, под которым я даже съежилась…

А что, собираясь бродить по лесу, вечернее платье и туфли на шпильках не наденешь. Пришлось нацепить старые джинсы и куртку.

Самость – старуха – хохотнула и продолжила, - слова-то какие умные выучила. Ну-ну и чего хочет твоя самость?

Я чуть помолчала, а потом осмелилась и выпалила:

Хочется свободы внутренней, бабушка…чтобы не быть как все, чтобы собой стать. И не стесняться этого. Устала быть Аленушкой. Всегда добрая, милая, покладистая, аж тошнит…

От тошноты, того..мяту нужно заваривать – как бы между прочим заметила Баба-яга и указала мне на кружку чая, дымившегося у меня в руке.

Из-за уважения я отхлебнула глоток целебного отвара. Вкус был очень даже ничего.

Все это время Яга разглядывала меня с интересом и даже удивлением. Помолчав, лесная старуха наконец ответила:

До Яги, ты милая еще не доросла, да и не факт, что вообще это тебе нужно…а вот Аленушку твою мы поправим если хочешь.

От слов Яги мурашки побежали у меня по спине. Как-то сразу вспомнились истории про договоры с нечистой силой. Но, видимо, Яга умела читать мысли, потому как, покачав головой с укоризной, заявила:

Делать сама все будешь и не надейся! Я тут в лесу уж давно на правах психоаналитика сижу. Даю только направление мыслям, а дальше своими ножками, ручками, сердцем и мозгами..куда без них))

Облегченно вздохнув, я тихо спросила:

А что мне сделать-то, чтобы поменяться?

Яга задумалась на секунду, а потом и говорит:

Помнишь же сказку про Аленушку, вот и давай прямо сейчас и изменим ее как тебе угодно. Пусть смелой будет, раскованной…

Валяй – кивнула Баба-Яга.

И будь по-твоему! - старуха бросила щепоть травы в печь, как вдруг я оказалась на зеленой лужайке. Рядом бегал мальчишка лет пяти и звал меня: сестрица-сестрица, я пить хочу, пить хочу! Осознав, что я оказалась внутри сказки и немного ошарашенная я не успела окрикнуть братца, как тот напился из лужицы и обернулся козленочком! Вот напасть – подумала я, - не уследила!

Вскоре с козленком мы добрели до нашей, как я поняла, избушки. Покосившееся от времени жилище надо сказать мало впечатляло. Открыв ворота, мы зашли в дом. Почти большую часть внутри избы занимала огромная печь. Пол были устлан ткаными половиками. Вокруг было чисто и уютно.

Ну, хоть тут повезло, - подумала я вслух, - так что там дальше было в сказке?

Сказка быстро сказывается, а дело оно долго делается. Пришлось мне познать все прелести деревенской жизни и еще больше удивляться, откуда у Аленушки столько терпения. Воды наноси, обед свари, хлеб напеки, приберись, а еще младший братик-козленок шалит. Все бы ему побегать на дворе. А тут лес неподалеку. Волки…

В общем, умаялась я за день! На ужин только и сподобилась, что кашу сварить, а есть не хочется. Села у окошка и грустно мне…хоть плачь! Решила с козленочком поговорю. Все же он человек превращенный.

Трудно мне, братец, сама не знаю…Шла к Яге чтобы сильнее стать, а в итоге, попала в сказку. И не понятно, что мне старуха этим сказать хотела?

Козленочек в ответ промолчал, только подпрыгнул и начал бодать рожками дверь.

Вот и поговорили…

Если честно, то чтобы было в сказке про Аленушку и ее братца, я помнила смутно. Что-то там с ведьмой, камнем на шее… Мда, выбрала же я себе сказочку. Лучше бы Настенькой из Морозко назвалась. Там хоть Иван красавец, да и сам Дед Мороз добрый старик… А тут сиди и жди неприятностей. Надо как-то отсюда выбираться – размышляла я, да и вообще из сказки!

Мои размышления нарушил шум в сенях. Выскочив во двор, я увидела за воротами молодца на вороном жеребце. И обомлела. Хорош был богатырь. Волосы как пшеница, глаза синие-синие. Сам косая сажень в плечах…

Не подашь ли воды, девица? – услышала я его голос как будто издалека и машинально кивнула, а сама метнулась к сеням. Сердце мое бешено колотилось.

Ну что такое, влюбиться в первого встречного..да еще сказочного героя! В общем, как смогла успокоилась, набрала воды и ковш богатырю вынесла. А на дворе уж козленочек-братец мой рядом с конем богатыря скачет, играет.

Пока богатырь воду пил, я искоса на него поглядывала, делая вид, что играю с козленочком. А молодец и говорит:

Вижу, одна живешь с козленком. Выходи за меня замуж, краса. Всегда будешь защищена, обласкана. В злато-серебро наряжу. Ведь не простой я молодец, а купец. В дальних землях бываю, товары оттуда вожу…

Не знаю, как бы на моем месте поступила другая девушка, а я согласилась. Потому как впереди была ночь, того гляди ведьма нагрянет, а один на один бороться с ней не с руки. В общем, так я и ответила молодцу:

Благодарствую за предложение, мил человек. Но хочу я подумать день-другой. Ведь замужество – шаг серьезный и хоть не ждала я предложения … (на самом деле уж давно жду – подумала про себя я), а принять сразу не могу. Согласна я вместе жить, но как друзья или родственники, пока обдумывать все стану.

На удивление купец-жених мой на условия такие легко согласился! И начали мы жить втроем – я, Егор (так звали купца) и козленочек.

Сколько времени прошло по сказочным часам я не знаю, но как-то жизнь Аленушки мне даже по душе пришлась. Домом заниматься, шить да вязать, на лугу с козленочком играть – вот и все мои занятия. Егор на себя всю тяжелую работу взял, о нас с Иванушкой заботится. Кра-со-та!

И поняла я вдруг, что все мои мысли о независимости женской и самостоятельности были наносные. Оттого и выросли как сорняки в саду, что самой все приходилось делать, даже если мужик был рядом. А тут Егор прямо чудо сотворил. Вспоминала я порой свою просьбу, которую Яге высказала и понять не могла, а чего собственно моя самость хотела? Вот он – рай!)))

Однако ж вскоре Егор собрался за море за шелками, а нас с козленочком оставил в своем терему под охраной и наказал одной за ворота не выходить. Но какое там! За окном такая весна разыгралась, такое цветение, что не выдержала моя душа. Пошли с козленком на речку. Он купаться, а я венок плести из одуванчиков. Плести и глаза Егора вспоминать, размышлять, а не выйти ли взаправду замуж? Пусть хотя бы в сказке:) Романтика…

Милая душа, помоги мне! Подай руку … Обернувшись на голос, я увидела, как недалеко от меня на земле лежит старуха в лохмотьях. Седые космы из под платка торчат, сама глазами сверкает.

Ну вот, кажется начинается, - подумала я – не признать ведьму в этой особе было очень трудно.

Что же делать, промелькнуло у меня в голове? И тут мой взгляд упал на огромный камень возле реки…ага вот и камешек, который ведьма Алене на шею хочет повесить, не на ту напала!

Помня о том, как в сказке обманулась Аленушка, я резко подскочила, подобрала с земли палку и, подхватив козленка на руки, уверенно прокричала:

Ведьмам не помогаю. Только попробуй подойди!!!

Женщина в лохмотьях тут же легко поднялась с земли и уселась на тот самый камень. При ближайшем рассмотрении она казалась не такой уж и старухой. Женщина средних лет, не страшная, просто неухоженная.

Откуда узнала меня – неприветливо спросила меня незнакомка – не местная что ли?

Да! – откликнулась я, - не местная, но в курсе..ваши..твоих козней, ведьма!

Да, ладно тебе, - женщина отмахнулась, - ну узнала меня, а дальше что? Егор-то тебя теперь спасти не сможет и не влюбится.

Как это не влюбится? Он же замуж меня позвал – удивилась я.

Ну и что с того, - ведьма стала вычищать из-под ногтей грязь какой-то соломинкой – не даешь ты места для подвига мужику. Все сама, сама! А с козленком как? Он же расколдоваться должен, когда ведьму, то бишь меня схватят…

Ничего не понимаю, - я действительно растерялась. Выходит все в сказке так как нужно? И Аленушка не глупая и не доверчивая вовсе?

Аленка-она девчонка еще. А я ее учу, как не доверять всем, кому попало. Ну и взрослеть тоже пора. А то замуж собралась, а сама дитя дитем. А тут я собственной персоной ведьма. И уму-разуму учу и молодца проверю, насколько сердцем любит иль так только на лицо мила? Ведь Алена она не знает, что ведьма – это она сама и есть. Ну, то есть не вся она, а часть ее..самости!

Хорошо, что я сидела, пока слушала монолог ведьмы. Вот оно как! Она и про самость знает. А что если…

Так ты выходит и моя самость тоже? То есть ты – это я? – спросила я с замиранием сердца.

Ведьма подбоченилась, кокетливо поправила свои седые космы и кивнула:

Вроде того:) Что не по нраву тебе?

Я пожала плечами. Встреча со своей самостью была для меня сюрпризом. Зато сейчас я могла спросить у ведьмы то, что так долго мучило меня – как быть со своей злостью, обидой завистью…? И при этом оставаться собой..доброй Аленушкой…

Ведьма точно прочитала мои мысли и прищурилась. Подставив лицо солнцу, как будто совершенно не стесняясь своего неухоженного в бородавках лица.

А чего тут думать. Самость, ее нужно проявлять. Ведь доброй стать нельзя, пока ведьму в себе не примешь. Взрослая доброта – это не девчоночий восторг. Не наивность в розовых бантиках. Это смелость проявлять добро, когда на душе кошки скребут.

От услышанного не только я сидела с открытым ртом, даже мой братец-козленок что-то проблеял в ответ…

Через минуту придя в себя, я вежливо попросила:

А подробнее можно? Как это принять в себе ведьму?

Моя самость видимо очень соскучилась по беседам или вовсе была болтушкой, потому как охотно прочитала мне лекцию о том, зачем Аленушке нужны все ее испытания…

Ты пойми, ведь Аленка жизни не знает. Взрослеть ей нужно! Вот ее и лишают братца. Теперь она вообще одна в целом мире. И тут он – ее суженый. Так с ним тоже живет…не зная для чего. Смиряется со всем. А тут я – ведьма. И проверяю ее, как с обманом урок пройдет, кому верить будет – сердцу или сладким увещеваниям, а с камнем на шее вообще тяжко, но если не понять, отчего он появился, то и не снять его!

Что у тебя-то самой камнем на шее висит? – спросила у меня ведьма.

Да я…я в общем-то, хочу быть собой, чтобы не думать о мнении окружающих. – честно ответила я.

Ведьма прикрыла глаза, как будто раздумывая, а потом спросила:

Тебе нравится, как я выгляжу?

Вот тебе и вопрос! В лоб! Честно сказать, к ведьме я уже присмотрелась, нашла ее в чем-то интересной, да и обижать мне ее не хотелось:

Хм..ты знаешь..у тебя своеобразная внешность..

На что ведьма расхохоталась!

Кривишь душой, Аленка! Да не нравлюсь я тебе. Вон как смотрела осуждающе, когда я ногти чистила. А мне знаешь, не до маникюра. И голову мыть некогда. Да и роль у меня другая! Это тебе нужно в сарафаны да ленты рядиться для Егора твоего))) Не нравлюсь я тебе. Но сказать ты это боишься. Бантики прикручиваешь. Вот тебе и ответ. Твоя собственная самость тебя не устраивает. Но правду ты сама себе не говоришь, боишься. Все в человеке должно быть прекрасно. Даже грязные ногти)))

Ведьма во всю развлекалась, а мне вдруг стало грустно. Потому как слова этой самости были верными. Я всегда боялась показать миру свою темную сторону. А если показывала, то тут же старалась полить сладким сиропом. Чтобы плохо обо мне не подумали…

Допустим, ты права – наконец выдавила я – а как тогда быть?

Ведьма с интересом разглядывала меня:

А вот как я. Быть собой во всем своем великолепии. Подумай, что у тебя сейчас ни так и подставь это солнцу. Пусть уж погреются сиротки – твои непринятые чувства и переживания.

Я последовала совету ведьмы и уселась рядом с ней на камне. Чего уж там..подружились.

Подставив лицо солнцу, я вытаскивала из себя свои потаенные страхи и негативные качества. Моими сиротками были – подавленный гнев, жадность, злоба, зависть, нелюбовь к себе…

Позволь всему этому быть…- слушала я тихий голос ведьмы – меня-то стесняться нечего. У меня побольше всяких сорняков внутри. И ничего живу! Радуюсь жизни.

Сидеть вот так, признавая в себе все темное, оказалось не так легко. Зато с каждым вдохом дышать становилось легче и свободнее. Как ни странно, ни о чем плохом не думалось. И ничего дурного сделать не хотелось. Наоборот точно камень с души спал. Кажется, под лучами весеннего солнца я задремала, а когда открыла глаза, то ведьмы рядом уже не было.

И все-таки заворожила! Обманула! – воскликнула я, но как-то без злости. Раздражения и тревоги не было. Увидев на дальней лужайке козленка, я побежала к нему, а вскоре мы были уже дома…

Как ни странно, но после встречи с ведьмой я точно знала, что и как нужно делать. Я призналась себе, что как ни хороша жизнь в сказке с волшебным богатырем, а нужно возвращаться в реальность. Поэтому я быстренько переоделась в свои джинсы и куртку и побрела в лес – искать избушку яги, но правда не удержалась. Спрятавшись за дровянницу, оглянулась напоследок и увидела я как к терему подъезжает Егор на вороном коне. Открывает ворота ему девушка с косой до пояса. А рядом прыгает мальчишка лет пяти… Вот она сказка! Все хорошо у них закончилось…

удивление нашлась очень быстро. Старуха встретила меня с радостью, усадила за стол и накормила вкусным ужином из овощей. И только потом спросила:

Ну что, Алена, так и не передумала Ягой стать?:)

Я улыбнулась старухе:

Нет, бабушка, не хочу быть Ягой. Это я просто себя не знала. Вот и думала в лесу спастись от…жизни. А сама я другого хочу…

Чего же? – полюбопытничала Яга.

Дом свой и..все такое.. - не стала распространяться я, вспоминая сказочного Егора и краснея как рак.

Хорошие желания, Аленка. Хорошие! – Яга заулыбалась и принялась собирать меня в дорогу.

Ты это, Аленка, не ходи знакомой тропой. Иди дальней. Тут ночью ветер был – веток наломало. А в обход-то лучшее будет…

Послушавшись я Ягу и пошла другой тропкой и..заблудилась. Страшно мне не было, но я решила позвать кого-нибудь на помощь. Может Яга услышит…

Вскоре я увидела, как ко мне пробирается какой-то человек.

На моем спасителе была спортивная одежда. С рюкзаком за спиной, он удивленно оглядел меня с ног до головы!

Девушка, а вы то, как сюда попали? В самую глушь?! Здесь же только звери лесные бродят…

Да, и я. Меня Георгием зовут, я так сказать любитель дикого отдыха… – мой новый знакомый подал мне руку, и мы стали выбираться из чащи.

Георгий вел меня в ближайшее село и весь путь о чем то-то рассказывал. Я часто пропускала его вопросы, думая о своем и внимательно наблюдая за своим спасителем. Георгию не могло быть больше тридцати лет, у него были синие глаза, из-под шапки выбивалась прядь светлых кудрей, а еще плечи … косая сажень…

Но это было не главное. Мне было хорошо и свободно рядом с ним. И любимый лес был рядом..!

Спасибо тебе, Яга! – прошептала я, когда мы были уже на опушке. Впереди была долгая жизнь. Моя жизнь. Жизнь, которая мне нравилась.



Публикации по теме