«Школьная физкультура – это галочка на совести государства».

Знаменитый педиатр, телеведущий, автор многочисленных научно-популярных трудов Евгений Комаровский рассказал в интервью Anews.com о целесообразности детского фитнеса, нюансах пищевого поведения ребенка, укреплении иммунитета, а также о том, как отличить хорошего педиатра от плохого.

«Если врач подчеркнул, что без него вы теперь пропадете, значит, здесь что-то не так»

Что должно сразу же насторожить родителей при знакомстве с новым педиатром? В каких случаях нужно бить тревогу, забирать ребенка и идти к другому специалисту?

Прежде всего, вы должны понимать: задача детского врача – помогать вам и решать ваши проблемы. Если же по итогам встречи у вас намного больше проблем, чем было до нее, если вы услышали от врача «страшилки», если была произнесена фраза типа «это вам только кажется, что все хорошо, а на самом деле у вас все плохо», если врач подчеркнул, что без него вы теперь пропадете, значит, здесь что-то не так. Врач не должен демонстрировать свою заинтересованность в вас, не должен ругать других специалистов, не должен отправлять вас в строго определенную лабораторию или в строго определенную аптеку. Врач, в конце концов, должен быть улыбающимся и доброжелательным.

Все вышеперечисленное – это общечеловеческие рекомендации. Но если вы занимаетесь своим образованием, если вы адекватно и ответственно относитесь к родительству, если вы понимаете, что в сложившейся в нашей стране ситуации папа и мама не могут слепо доверять жизненно важные решения, касающиеся здоровья их ребенка, другим людям, если вы читаете и вам знакомы элементарные основы медицинских знаний, то определенные диагнозы и определенные названия лекарств уже вам скажут о том, что пора искать другого врача. Ну, например, вам лечат дисбактериоз, «поднимают иммунитет», советуют не гулять, рекомендует с двух месяцев яблочный сок, назначают интерфероны, лечат обычную ОРВИ кучей отхаркивающих препаратов и противовирусными средствами, рекомендуют лекарства «для аппетита», «для печени» и так далее. Понимаю, что этим ответом я, скорее всего, огорчу огромное количество читателей, ибо им предстоит решить сложнейшую задачу – обнаружить явление крайне редкое, почти несуществующее. Главное – сделать из всего этого два вывода: что, во-первых, проблемы отечественной педиатрии вовсе не связаны с конкретными педиатрами, и, во-вторых, что в сложившейся ситуации родители просто обязаны заниматься самообразованием.

«Взрослые женщины считают себя крупными экспертами в деле ухода за детьми»

Есть ли темы, на которые родители стесняются разговаривать с педиатром, предпочитают умалчивать, решать проблему самостоятельно?

Конечно, есть. Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что все взрослые, особенно взрослые женщины старшего поколения, считают себя крупными экспертами в деле воспитания/ухода за детьми. Мнение педиатра, озвученное маме, часто не совпадает с мнением бабушки, и ситуация, когда мама игнорирует назначения врача и руководствуется рекомендациями бабушки, встречается весьма часто. Как правило, не обсуждают и даже скрывают от врача реальные семейные проблемы, которые влияют на здоровье ребенка. Вот типичный пример: вы такой-сякой, не можете помочь нашему малышу с бронхиальной астмой, но при этом курящий в доме папа выводится за рамки обсуждения. Очень часто рекомендации врача элементарно не могут быть выполнены, поскольку нет жилищных или материальных условий для их реализации, но даже обсуждаются эти проблемы далеко не всегда. Ну и еще одна постоянно актуальная проблема: родители зачастую стесняются задавать уточняющие вопросы. Как следствие – непонимание правил лечения ребенка, ошибки с дозировкой и приемом лекарств, ненужная родительская самодеятельность.

«Если ребенок прогнозирует неадекватную реакцию взрослых, он будет скрывать болезнь до последнего»

Свойственно ли детям скрывать болезнь, не рассказывать родителям о возникших проблемах со здоровьем? Чем это может быть обусловлено?

При возникновении проблем детеныши инстинктивно обращаются за помощью к взрослым членам стаи. С учетом этого инстинкта можно сказать, что детям совершенно несвойственно скрывать болезнь. Ну а если ребенок прогнозирует с учетом своего предыдущего опыта неадекватную реакцию взрослых на его обращение за помощью, если он обоснованно предполагает, что реакцией на его жалобы будут крики, запреты и ограничения, так понятно, что он будет скрывать болезнь до последнего. В общем, прямой ответ на вопрос, чем это может быть обусловлено, таков: почти всегда – отсутствием взаимопонимания между взрослыми и детьми, неадекватной реакцией взрослых на детские жалобы. Хотя иногда складываются такие обстоятельства, когда никто не виноват: собрались завтра с папой на рыбалку, а утром ребенок проснулся, у него болит живот… Ну как об этом сказать папе, если точно знаешь, что после этого рыбалка сорвется, а мы о ней мечтали два месяца…

«В детском саду получается гремучая смесь, которая и формирует нравы нашего взрослого общества»

Если ребенок не будет ходить в ясли/сад, а вместо этого будет сидеть дома с бабушкой, впоследствии у него возникнут проблемы с общением со сверстниками. Это правда?

Я бы не утверждал этого столь категорично, но считаю, что вероятность таких проблем действительно вырастет многократно. Нам всем в течение жизни приходится общаться с огромным количеством людей, и от искусства этого общения зависит очень многое: личная жизнь, успехи в учебе, профессиональная реализация. Неудивительно, что стандартная рекомендация подразумевает обучение искусству коммуникации с другими людьми с самого раннего детства. Другой вопрос в том, что действительно ли в детских дошкольных учреждениях много внимания уделяют тому, чтобы научить детей общаться и строить отношения друг с другом по-человечески. Как правило, малыши приносят в детский сад те навыки выяснения отношений и улаживания конфликтов, которыми они овладели, наблюдая за взрослыми членами своей семьи. В детском саду они обмениваются этими навыками, и в дальнейшем получается гремучая смесь, которая, собственно говоря, и формирует нравы нашего взрослого общества.

Нахождение с ранних лет в коллективе помогает укреплять иммунитет, ведь в саду или яслях ребенок неминуемо будет болеть простудными заболеваниями. Это правда?

В течение жизни человек обязательно встречается с определенным количеством вирусов и вырабатывает к ним иммунитет. Встретиться с вирусами можно в школе, а можно раньше – в детском саду. Понятно, что повстречавшись с ними в детском саду и переболев, мы фактически укрепим иммунитет ребенка, но не иммунитет вообще, а иммунитет по отношению к совершенно конкретным заболеваниям. В целом же надо отметить, что многочисленные «детсадовские» болезни могут оказывать на иммунитет и крайне негативное влияние – здесь все определяется как тактикой лечения, так и условиями, в которых ребенок находится в детском саду. Если каждая вирусная инфекция – это повод засунуть в ребенка десяток никому ненужных лекарств, если в детском саду практикуется ограничение физической активности малышей, если здесь их заставляют есть, если они мало гуляют, если в помещениях жарко и сухо, то понятно, что такое лечение и такой детский сад уж точно не будут укреплять иммунитет.

Резюме: нам всем надо хорошо подумать о том, как получить пользу от детского сада. Я имею в виду прежде всего пользу для здоровья ребенка. Ну а для этого необходимы действия в двух направлениях: во-первых, обучение родителей обязательным для исполнения правилам помощи детям при ОРВИ и, во-вторых, общественный контроль соблюдения персоналом детских дошкольных учреждений очевидных и обязательных для выполнения санитарно-гигиенических требований.

«Анорексия – это, конечно, очень круто для слезливых телевизионных программ»

- Анорексия в детском возрасте – это миф, большая редкость или реальная угроза?

Для практикующего педиатра тема анорексии крайне малоактуальна. Это, конечно, очень круто для обсуждения в социальных сетях, для слезливых телевизионных программ, для сплетен на лавочке, но в реальной жизни нарушения пищевого поведения достигают уровня анорексии довольно редко, и проблемы эти лежат, как правило, в плоскости психиатрии и обычных педиатров не касаются. Возможно, я заблуждаюсь, тем не менее из полумиллиона писем, полученных мною за последние 20 лет, было всего два (!) на тему анорексии. И в обоих случаях речь шла о девочках-подростках, которые были затравлены одноклассниками.

- Как родителям отследить на самых ранних этапах, что у их ребенка намечается нарушение пищевого поведения?

Нарушение поведения - это нарушение общепринятых норм и правил. В ситуации, когда пищевые пристрастия и пищевые привычки ребенка начинают родителей удивлять – выбором продуктов, объемом съедаемой пищи, временем, которое на это поедание расходуется, – необходим спокойный и адекватный анализ причин того, почему это происходит. Но самое главное все-таки состоит в том, что желательно с помощью врача получить ответ на ключевой вопрос: действительно ли имеющиеся у ребенка пищевые привычки, которые родители рассматривают как нарушение пищевого поведения, могут привести к проблемам со здоровьем сейчас или потенциально способствуют тому, что они возникнут в будущем. Следует признать, что очень часто некие пищевые привычки родители рассматривают в качестве нарушения пищевого поведения. На самом же деле они таковыми не являются. К примеру, отказывается ребенок от первого блюда, или у него нет никакого аппетита утром во время завтрака или ему не нравится вкус гречневой каши… Другой вопрос в том, что родителям должны быть известны стандартные приемы, позволяющие оптимизировать пищевое поведение, сделать его удобным для всех членов семьи.

Ну, например, отказывается ребенок от завтрака. Что делать? Ответ очевиден - уменьшить объем и калорийность пищи, съедаемой накануне вечером, увеличить физические нагрузки. Говоря другими словами, нужно изменить образ жизни, чтобы аппетит утром появился. Ведь так удобно для всех, когда ребенок плотно позавтракал и имеет возможность в первой половине дня спокойно учиться или играть с другими детьми, не думая о еде.

В общем, искренне хотелось бы пожелать родителям самостоятельно искать ответы на вопросы, что в пищевом поведении ребенка реально хорошо и что реально плохо. А кроме этого - иметь возможность обсудить пищевые проблемы с внимательным, доброжелательным и небедным педиатром.

«Никогда не хвалить за пустую тарелку»

Если ребенок ест слишком много, постоянно требует добавки и у родителей появляются опасения, что он может набрать лишние килограммы, уместно ли посадить его на диету? Вообще диета и ребенок совместимы?

Для начала нужно найти ответ на ключевой вопрос: ребенок много ест потому что ему необходимо такое количество белков, жиров, углеводов и энергии, или он много ест потому что ему просто нравится вкус пищи, то есть еда для него не жизненная потребность, а способ получения удовольствия. И второе (об этом мы уже говорили) обязательно надо понять: «слишком много ест» - это проблема со здоровьем ребенка или с психикой мамы.

В любом случае, если ест много и если имеется тенденция к набору лишнего веса, то первоочередная задача – это не диета, а увеличение энергозатрат. Прежде всего – избегать перегрева и увеличивать физические нагрузки, приобщать к спорту, работе по дому и т.д.

Диета? Да, возможно. Резко сократить количество сладостей, уменьшить жирность продуктов и калорийность блюд. По крайней мере, сделать так, чтобы ложка в супе не стояла, а плавала. Еще очень важно следить за техникой потребления пищи. Да-да, именно за тем, как это происходит: сделать все, чтобы не торопился, чтобы хорошо жевал, чтобы была пауза между первым и вторым. Никогда не хвалить за пустую тарелку.

«Школьная физкультура – это галочка на совести государства»

Сегодня большую популярность набирает так называемый детский фитнес. Некоторые родители рассматривают его как альтернативу школьной физре и просто как способ защитить ребенка от ожирения. Насколько безопасно и оправданно водить ребенка на такие занятия? С какого возраста ребенок может действительно нуждаться в дополнительных физнагрузках в зале?

Образ жизни современных детей таков, что в дополнительных физических нагрузках они нуждаются поголовно, поэтому хороши любые способы, позволяющие оторвать ребенка от гаджетов и телевизора. Там, где нет городской инфраструктуры, позволяющей активно бегать, прыгать и тратить энергию, где нет велодорожек и спортивных/детских площадок, - там детский фитнес будет неплохим выходом из ситуации.

Школьная физкультура – это галочка на совести государства, которое якобы приобщает детей к спорту, но к реальным энергозатратам, к реальному спорту все это не имеет никакого отношения. Фитнес и любые другие спортивные занятия после уроков однозначно не могут рассматриваться как альтернатива школьной физкультуре. Это намного более эффективно и более полезно. Искренне хотелось бы пожелать всем родителям иметь возможности для того, чтобы после школьных занятий приобщать детей к физическим нагрузкам с помощью подготовленных специалистов в подготовленных помещениях.

Еще раз обращаю ваше внимание: современные дети, особенно городские, имеют двигательную активность в разы меньшую, чем предписано природой, чем положено с точки зрения их физиологических потребностей. Поэтому невозможно назвать возраст, когда ребенку полезны дополнительные физические нагрузки, они ему нужны всегда и лишними не будут в любом возрасте.

«Большинство школ в очень малой степени приспособлены обучать детей гармонично»

Сегодня родители все чаще стараются как можно раньше отправить ребенка в школу, даже не в 6, а уже в 5 лет. Что вы об этом думаете?

Это очень простой вопрос, поскольку ни возраст ребенка, ни желание родителей не являются определяющими для ответа на него. Главное – школа. Если в школе созданы адекватные условия для занятий, отдыха, спорта, прогулок, если детям там хорошо и ничего не влияет отрицательно на их здоровье, так идите в школу хоть с трех лет. Но, к огромному моему сожалению, подавляющее большинство современных школ на всей территории бывшего Советского Союза в очень малой степени приспособлены к тому, чтобы обучать детей гармонично, без негативного влияния на их здоровье. Исходя из этого, я не приветствую раннее начало обучения, поскольку категорически не приемлю сложившуюся в нашей системе образования ситуацию, когда детское здоровье расходуется в обмен на получение знаний.

За свою профессиональную деятельность вы дали не один десяток интервью. Наверняка есть вопросы, которые непременно звучат почти в каждой беседе с журналистами. От каких вопросов Вы больше всего устали?

Таких вопросов три: Как вы стали врачом? Как повысить иммунитет? Делаете ли вы прививки своим детям/внукам? И огромное вам спасибо, что хотя бы в этом интервью мы обошли эти темы.

Наталья Ефремова

Уважаемый доктор, мой ребенок (3 года) не ест ничего, кроме молока и хлебобулочных изделий, совсем ничего не пробует нового, к любым продуктам относится подозрительно, при этом вес и рост, характер и здоровье не вызывают никаких волнений. Подскажите, как можно заставить есть ребенка, при этом советы бывалых о том, что нужно дать ему поголодать для меня неприемлемы, это же не щенок, которого я бы тоже не смогла оставить голодным! Подскажите, были в Вашей практике подобные случаи. Буду признательна за консультацию.

Здравствуйте! Таких случаев в практике любого , просто множество. И в первую очередь, при сложившихся обстоятельствах, необходимо работать с родителями, а не с детьми. Поскольку именно родители для которых легче дать перекусить ребенку хлеб с молоком, нежели чем попытаться организовать полноценный обед, виноваты в появлении сниженного аппетита. С таким настроем все советы просто канут в лету. Вам необходимо понять, что маленькие дети очень умные, они быстро все понимают, быстро находят слабые места родителей, бабушек, дедушек, и поэтому Вам необходимо четко задать себе цель и ни в коем случае от нее не отклоняться. Согласитесь, что ни кто Вас не уговаривает совсем оставить ребенка без еды! Просто подождите, пока малыш сам Вас не попросит кушать и в этот момент начинайте предлагать ребенку суп, салат, не стоит идти на поводу у малыша и сразу давать после первого отказа булку с молоком. Проявите настойчивость. Чтобы уговорить малыша есть более разнообразную пищу, можно: Сделать процесс кормления более похожим на игру, например, сложить из продуктов на столе забавную рожицу или фигурку. Учить на своем примере: попробуйте продукт и покажите ребенку, насколько он вкусный; малыш наверняка последует вашему примеру. Давайте новые продукты понемногу на перекус, так что, если даже какой-то из них ребенку не понравится, у него будет возможность выбрать что-либо еще (хотя не всегда следует давать детям возможность выбирать любимую пищу). Ребенку легче согласиться попробовать новую пищу, если порция будет маленькой - в конце концов, если ему понравится, вы всегда сможете дать добавки. Если малыш отказался от продукта, проявите настойчивость и дайте ее в другой день, смешав, например, с небольшим количеством любимой еды ребенка. Этот процесс длительный, но в результате он будет вам за него благодарен. Если ребенок не хочет пробовать никакую новую пищу, вам придется придумывать какие-то новые маленькие хитрости.

Консультация врача-педиатра на тему «Уважаемый доктор мой ребенок 3 года не ест ничего кроме молока и хл...» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Сафин Динар Адхамович - практикующий детский хирург, педиатр. Окончил Российский Государственный Медицинский Университет. В настоящее время проходит клиническую ординатуру по детской хирургии на базе Детской Городской Больницы Св. Владимира.

В Житомирской областной детской больницы скрывали от матери смерть малыша и продолжали брать грудное молоко.

22-летняя Анна Авраменко с сыном Михаилом попала в Житомирскую областную детскую больницу 13 декабря. По словам девушки туда их направили из Емильчинской районной больницы, поскольку заподозрили у малыша желтуху и обнаружили учащенное сердцебиение, сообщает

«Сразу мы поехали туда и нас положили в отделение патологии с желтухой. Первый день просто ребенок лежал и его лечили от желтухи. Ни УЗИ сердца, ни кардиолога, никто нам никакого внимания не придал по этому поводу. 14 декабря мы уже пошли на УЗИ сердца, кардиолог-узедист сказал, что врожденной патологии сердца у ребенка не обнаружено. Поставили нам диагноз тахикардия.

Затем, я дала согласие, чтобы сделать рентген. Мы сделали рентген, кардиограмму, все эти процедуры. Меня вызвал врач-кардиолог, говорит: мы положим вашу ребенка под надзор в реанимацию, ребенок в то время была в состоянии средней тяжести. Говорят: мы покапаемо, чтобы состояние сердечка ребенка стабилизировалось и затем перейдете на таблетки. Перевели ребенка после обеда в реанимацию, здесь меня вызывает врач в реанимацию, говорит: у ребенка пневмония, где вы взяли у ребенка пневмонию? От того эта тахикардия и началась у ребенка.

Мы пошли скупиться лекарствами на эту пневмонию, а до этого мы купили все лекарства, которые были нужны нам для того, чтобы вылечить сердце ребенка. Начали его лечить и от пневмонии, и от тахикардии, и от всего. В реанимацию меня не пускали. Пускали только для того, чтобы покормить его, я кормила грудью. Я сцедила молоко, принесла, покормила его в 3:00, в 6:00 покормила. Состояние ребенка, мне сказали, стабилизировалось, а приступ тахикардии сняли.

Пришла я в девяти часов вечера, последний раз, когда я его видела, покормила, потому что после девяти сказали, что не пускают в реанимацию. Я пришла, поиграла с ним. Около десяти часов я пошла, ребенок был в стабильном состоянии, я была, видела пульс ребенка, потому что он был подключен к аппарату. Сердечко было в норме, мне сказала медсестра: не переживайте, все будет хорошо.

В 12 ночи передала еще молоко на молочную кухню, потому что в реанимацию не пускали. А в 3:00, сказали: детское питание ему дадут. Я легла спать, в шесть часов утра пришла ребенку дать есть, а меня вызывают не к ребенку в палату, никуда не пускают. Вызвали меня в кабинет дежурного врача. Я говорю: доброе утро, а он говорит: для вас он не хорош. Сердце вашего ребенка остановилось. Как так, если в 12:00 я передавала ему молоко, а мне никто не сказал, что моего ребенка уже нет. На объяснение, почему остановилось сердце моего ребенка, я услышала: мы не знаем. Просто сердце вашего ребенка остановилось», — рассказывает мать умершего ребенка Анна Авраменко.

Убитая горем мать показывает фото ребенка, которое сделала за час до смерти сына. Говорит: до сих пор не может понять, как такое могло произойти.

«Я пела ему, я его укачала, он засыпал, я перекрестила его и ушла. Если бы знала, я бы не отходила от него», — вспоминает Анна.

В больнице оправдываются, делали все возможное, чтобы вылечить и спасти малыша.

«Ребенку было 24 дня. Сердце ослаблено у ребенка было, такое может сопровождаться воспалением легких. По сделанных обследованиях рентгенограммы была действительно описана очаговая пневмония у ребенка. У ребенка может быть совместно несколько патологий: желтуха, воспаление легких и патология сердца. Теперь мы уже знаем, что это была врожденная патология — гипертрофическая кардиомиопатия, которая может сопровождаться, в данном случае она сопровождалась нападением пароксизмальной тахикардии и она может приводить к внезапной смерти», — сказала врач — педиатр Житомирской областной детской больницы Ольга Захарчук.

«В ночное время не предупреждают, не звонят родителям. В рабочее время, с восьми часов утра, обычно в дневное период времени, в ночное время не звонят маме », — отвечает врач — педиатр Ольга Захарчук.

Родные предполагают, врачи не сообщили о смерти ребенка сразу, чтобы иметь время скрыть реальные причины смерти. Поэтому, подозревая медиков в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, мама умершего ребенка и обратилась в полицию.

«Просто, я хочу знать: что, почему, отчего, как? Даже если была патология сердца, чем не обнаружили? Почему мне никто ничего не сказал? Ни родственникам никто не сообщил, что ребенок мертв, никому. Что же они делали вечером и до утра? Я не могу этого понять. Я хочу требовать, чтобы мне объяснили причину смерти, от чего лечили моего ребенка. Причем воспаление легких, которого не было? При вскрытии поталагоанатом сказал: воспаление легких нет. Почему моего ребенка лечили от воспаления легких и чем его лечили?», — сказала Анна Авраменко.

На сегодня в полиции уже открыли уголовное производство по делу и ведут расследование.



Публикации по теме