История дредов. Спорные вопросы о дредах

Среди немногих вещей, в которых все старцы соглашались, было то Хайле Селасси является "божественным" , а также что он намеревается возвратить всех негров Нового Света в Африку . Это придало Растафари открыто политическую окраску: все растафарианиты, без исключения, хотели немедленно эмигрировать в Эфиопию. Эта ситуация ни на что более не походила, кроме как на сионизм, и это уже было слишком для властей Ямайки. Однако это было не революционное движение, требующее власти для тех или иных групп людей.

Девизом Расты было " отпусти мой народ ". Ситуация особенно обострилась после 1954 года, когда правительство опустошило растафарианитское мини-государство под названием Pinnacle, управлявшееся Старцем Леонардом Хауэллом в традициях западноафриканских вождей. Последователи Хауэлла переселились в трущобы Кингстона, и таким образом крестьянское сельское сепаратистское движение внедрилось в столичные гетто. В конце 50-х - начале 60-х некоторые доведенные до отчаяния раста отказались от доктрины ненасилия, мира и любви, проповедовавшейся великими Старцами. Эти воинственные дрэды устроили целый ряд восстаний, и в конце концов кровопролитные столкновения между раста и британскими солдатами исказили мирный характер истории движения.

В связи с эти насилием Растафари получило известность (отрицательную) во всем мире. Более позитивный образ сложился уже позднее благодаря популярности пропагандирующей Расту танцевальной музыки рэггей. Классический период изоляции подошел к концу. Обладая "просветленным умом", они по-своему видят Ветхий Завет и традиционно употребляют термины "культура", "идентичность" и "корни". Оспаривать их суждения настолько же неразумно и бессмысленно, насколько вступать на улице в спор с родным, "доморощенным" славянофилом. Тем более что эти рассуждения очень характерны для любого нормального почвеннического движения подобного типа.

Но им сильно хочется верить - до того безудержна в своем великолепии Африка, а рэггей, в свою очередь, уникален парадоксальным, на первый взгляд, но очень органичным соеднненнем Великого ритма Черного континента, его истинного духа и культуры с политическими прокламациями в духе Маркуса Гарви и Нельсона Манделы . Тем не менее, совершенно ясно, почему пролетевшая в 70-х гг. по всему миру мода на расту, затронула не столько внутренние, политико-религиозное содержание, сколько внешнюю форму атрибутику, слэнг и, конечно, в первую очередь музыка рэггей. В общинах растаманов культивировались не только музыка, но и художественные ремесла и искусства, определившие весь облик современной ямайской культуры, но лишь рэггей смогла выйти за пределы Ямайки, покорив мир и сделав "культуру Растафари " явлением поп-культуры.

Боб Марли и его солнечная музыка

С взлетом рэггей растафаризм обретает поклонников повсюду, где проживают цветные общины, т.е. не только в США и Европе, но и даже среди молодежи маори в Новой Зеландии и аборигенов Австралии. Растущая популярность рэггей была объективно связана с творчеством Боба Марли . Боб Марли (Роберт Неста Марли ) родился 6 апреля (по паспорту 6 февраля) 1945 года на Ямайке. В 16 лет Марли познакомился и записал несколько своих песен с ветераном ямайской музыки Джоном Хиггсом.

С этого времени Хиггс оказывает на Марли огромное влияние и, будучи его другом и, в какомто смысле, наставником, учавствует практически во всех музыкальных мероприятиях Марли. Так в 1963 году при помощи Хиггса он создал команду ТНЕ WAILERS , куда помимо него вошли Питер Тош, Банни Ливингстоун, Джуниор Брэйтуэйт и Беверли Келсо. В 1965 году THE WAILERS сократились до трио (Марли, Тош, Ливингстоун ), а в 1966 году распались.

Марли уезжает в Штаты, но вскоре возвращается и воссоздает THE WAILERS. К 1971 году W очень популярны на Ямайке, но практически неизвестны за ее пределами. Марли и Хиггс организуют собственную фирму грамзаписи "Tuff Gong". 1972 г - выходит альбом "Catch a Fire" - первый успех и признание в Соединенных Штатах. 1973 - гастроли по США, уход из W Тоша и Ливингстоуна, начало их сольной карьеры 1974 г - Боб Марли и все тот же Джон Хиггс набирают женское вокальное трио и в мировое турне по Европе Африке и обеим Америкам отправляется вновь созданная команда BOB MARLEY AND THE WAILERS. К середнне 7О-к г г Марли стал признанным лидером рэггей. В Великобритании практически все его новые вещи входили в ТОР 40 (No Woman No Cry 1975; Exodus, 1977; Waiting In Wain, 1977; Satisty My Soul, 1978) и в TOP 10 (Jamming, 1977; Punky Reggae Party,1977; Is This Love, 1978), а в США его альбомы неизменно занимали высокие места и пользовались невероятной популярностью в сферхинтеллектуальной элиты.

А ты когда-нибудь фанатела от Боба Марли, мечтая о таких же дредах, как у него? Ты не единственная, даже звезды порой соблазняются перспективой пощеголять бунтарской прической. И если ты решилась на эксперимент с волосами, стоит узнать о дредах все! А мы, по обыкновению, тебе в этом посодействуем.

Разновидности дредов

Дреды дредам рознь, прежде чем бежать к мастеру, определись, какие хочешь именно ты.

· Безопасные. Такие дреды плетутся из канеколона и их словно натягивают на локоны как чулок. Поэтому они и считаются самыми безопасными для волос, их можно без всякого риска снять, если надоели. Но канеколон не переносит сушку феном и быстро превращается в мочалку.

· Опасные. Классические дреды, которые плетутся из собственных волос, при этом твоя шевелюра не должна быть меньше 10 сантиметров. В чем опасность? А в том, что расплести опасные дреды, не повредив волосы, практически нереально, проще состричь. Кстати, неприятные ощущения тебя ждут и во время заплетения.

· Войлочные. По технологии схожи с безопасными, так как одеваются на волосы, как чехлы. Очень легко снимаются, но при этом недостаточно популярны, так как на голове выглядят неестественно.

· Двойные. Это смесь собственных волос и канеколона, заплетенных между собой в спираль.

· Индустриальные. Крепятся на проволочном каркасе, при этом зачастую торчат в разные стороны. Неудобны, так как во время сна на голову давит каркас.

Дреды: способы плетения

Да, заплести дреды – непростая задача, посильная только профессионалам. Различают несколько способов:

1. Крючком или струной . По этой технологии дред формируют руками, буквально сваливая его, не затрагивая кончик. Затем оставшийся хвостик протягивают крючком или струной через «свалявшийся» дред. Так можно получить очень тугие и, главное, долгосрочные дреды.

2. Ручной, или «шерстяной» способ . Мастер, вооружившись шерстяными варежками, работает над каждой прядкой, пока она не превратится в дред, после чего обрабатывает его воском.

3. Начесывание . Дреды буквально создаются из колтунов, для этого волосы пропитываются воском, а затем начесываются узким гребешком.

4. Скручивание . На данный момент самый простой способ, для которого необходим только воск и терпение помощника. Волосы при этом делятся на равные по объему прядки, а затем каждую скручивают по спирали и пропитывают воском. И, хотя голову мыть запрещается около месяца (!), эта конструкция считается достаточно долговечной.

Дреды: как ухаживать

Чтобы дреды выглядели ровными, они нуждаются в ежедневном «подкатывании». Для этого с помощью пальцев их крутят в разные стороны от корней к кончикам.

Мыть голову тебе придется реже, чем обычно. Рекомендуется делать это не чаще одного раз в 10 дней, при этом забудь об использовании шампуней и кондиционеров – их дреды боятся. Специалисты советуют воспользоваться мылом или дегтярным шампунем, который можно приобрести в обычной аптеке.

Через месяц-два следует появляться у мастера на коррекции, чтобы заправить выбившиеся волоски и подплести отросшие корни. Если у тебя дреды из войлока или канеколона, то их раз в 2-3 месяца следует снимать и заменять новыми.

Заметила, что дреды срастаются между собой? Не пугайся, просто аккуратно раздели их пальцами. Но не забудь посоветоваться с мастером, чтобы скорректировать уход за волосами.

Дреды: как снимают

Эта процедура может быть достаточно болезненной и травматичной для волос. Но, вопреки общему мнению, бриться на лысо тебе не придется. Дреды можно расчесать, хотя это – долгий и тяжелый процесс. Твои волосы после снятия дредлоков потребуют восстановления, посоветуйся с мастером и воспользуйся всеми его советами по уходу.

Дреды: фото и видео

С дредами можно делать разнообразные прически, а также украшать их всевозможными аксессуарами. Вдохновляйся!

К удивлению вышло так, что ужасный локон завоевал сердца молодежи, людей среднего возраста. Не имея возможности быть в центре внимания другим способом, они идут к парикмахеру и просят им сделать дреды.

Дред очень эффективно смотрится издалека, он несколько агрессивен по характеру, воспринимается воинственно. Глядя на человека с дредами, никогда никто не подумает его побить.

Если посмотреть в корни истории с дредами видели амазонок, индейцев, диких воинов неизвестных племен. Всем им необходимо было иметь такую прическу, которая с первого взгляда повергла бы врага в ужас, заставила впасть в ступор, холодила кровь в жилах и провоцировала желание бежать как можно дальше от такого вот встречного.

Что касается древних воинов - они своего добились, но зачем современной молодежи понадобился такой агрессивный стиль?

Божественный посыл

Есть другое поверье о дредах - бытовало ранее мнение, что некий бог Джа при наступлении конца света будет вытаскивать верных подданных за дреды в другой мир. Вера в этот миф жила на Ямайке, в Эфиопии, Индии. Те, кто верил в это, жили высоко в горах, их редко видели, мало кто поддерживал такую версию спасения человечества.

Еще одна версия - дреды образовывались из-за отсутствия ухода за волосами, длинные волосы никогда не расчесывались, не заплетались, их редко мыли. Из-за этого структура волос портилась, они сваливались в пучки, которые разрывали пальцами их хозяева. Каждый верит в ту историю рождения дред, которая ближе его духу, характеру.

Современная молодежь не отдает дань никакой культуре или священной памяти диких воинов, это просто движение моды. Одним из первых носителей дред был рок-музыкант Боб Марли, известный всему миру как отъявленный борец за свободу, бросающий вызов окружающим своим видом, жаждущий изменить людей в лучшую сторону. Получается так, что в его протесте присутствовали отклики всех поверий о дредах: тут и агрессия воинов, и жажда свободы, как у амазонок, и надежда на изменение мира в будущем, как у тех, кто ждал прихода бога Джа.

В любом случае дреды стали нести в себе определенный смысл, они символ свободы, непокорности, желания перемен, а это выражение активности в подаче и развитии новых идей. Также носитель дредов демонстрирует свою силу воли, жажду быть в центре внимания, скрытую агрессию. У прохожего инстинктивно возникнет желание держать дистанцию от такого человека, но, в то же время, взгляд прохожего будет прикован к необычной внешности.

Если упоминать характер носителей дредов с минусовой стороны, то недостатком таких людей является отсутствие коммуникабельности, они предпочитают держаться в кругу друзей, подальше от тех, кто их не понимает. С одной стороны, нелюдимые, с другой - жаждущие понимания, но уже отчаявшиеся искать его.

В переводе с английского dread – страшный, ужасный, т.е. dreads = dreadlocks – «ужасающие локоны». Свое название «ужасающие локоны» получили в середине 50-х годов прошлого столетия на Ямайке. Цивильные граждане Ямайки, увидевшие первых растафари, были шокированы самой прической. Волосы спутаны в жесткие колтуны, висящие на голове подобно сосулькам на крыше.

«Цивилы» сразу прозвали дреды «ужасные локоны». Местные ямайские растафари сразу подхватили словечко и стали себя называть «дредлок». Поначалу отношение к подобному роду причесок было негативным, однако со временем дреды стали одной из основных причесок на Ямайке.

В некоторых странах, например, таких как Эфиопия, заплетание дредов считается негласным договором между раста и богом Джа, который, согласно древней легенде, при наступлении конца света обязательно вытянет каждого растамана за дреды на небо, тем самым спасая от неминуемой гибели всего живого на земле. В Индии иногда можно увидеть садху с дредами, однако для современной Индии это не такое частое явление, и сейчас это не так распространено, как скажем, сто лет тому назад.

Вообще, дреды в Индии появились от бродячих отшельников, людей, которые уже достигли или на пути достижения просветления. Отрекшийся от мирской суеты отшельник уходит далеко в горы, где наедине с природой проще познать свою собственную сущность, окружающий мир и ответить на вопрос самому себе: «Для чего же я пришел в этот мир?»

Один из принципов отшельников – не стричь и не причесывать волосы, это своего рода проявление свободы тела и разума, избавляющая от стереотипов современного мира. По этой причине с годами их волосы скатываются в колтуны-локи, которые со временем могут достигать нескольких метров длины.

Также верят, что дредлоки открывают в человеке способности сверхчувственного познания и ясновидения. Кроме индусов и африканцев, похожие локи носили древние ацтеки, кельты, германцы, тихоокеанские народы, иудейские назареи, исламские дервиши и другие.

Среди известных современных обладателей дредов, наверное, всем хорошо знакомо имя Боба Марли, ямайского музыканта стиля регги, который был особенно популярен в середине 70-х годов. Тогда его влияние на массы ямайского народа было настолько велико, что его проповеди считали святыми откровениями свыше.

Заплести дреды на самом деле не так сложно. Дреды обычно не нуждаются в какой-либо завивке или химической обработке, а естественным образом «сваливаются» и принимают естественную форму. Самый естественный способ от природы, однако требующий времени,- это не расчесываться в течении нескольких месяцев. Волосы отрастая, спутываются сами собой,

образуя колтуны. Тем, у кого от природы вьющиеся волосы, еще проще. Волосы сами спутаются в колтуны-локи. Для тех же, кто предпочитает более современные методы заплетания дредов, можно посоветовать обратиться к мастеру по дредам или в салон красоты.

Дреды можно сделать как из собственных волос, так и из искусственных. Если длина не позволяет (а нужно иметь как минимум длину волос 15-20 сантиметров), то можно нарастить искусственные. Такие дреды по желанию носятся 3-4 месяца после чего удаляются.

Вообще, история дредов уходит еще во времена первобытных племен, когда не существовало ни расчесок, ни ножниц, ни фенов ни других «причиндалов» для ухода за волосами. Ошибочно считать, что дреды относятся к культуре какого-то конкретного народа: африканского, индийского или ямайского. В те далекие времена народ просто отращивал волосы естественным способом, которые со временем превращались в длинные колтуны. Поэтому дреды – это естественное состояние свободных волос.

В нашем мире бытует много легенд о дредах, например, растаманы верят, что длинные волосы делают их сильными и непобедимыми. В одном из заветов Библии утверждается, что сила Самсона была заключена в его волосах, и лишившись их, он стал бессилен. Кроме того, дредлоки напоминают собой львиную гриву, а в Библии лев считается символом божественной силы. Недаром многие пророчества называли императора Эфиопии Хайле Селассие «Львом от колена Иудина», подчеркивая ту силу, с помощью которой он должен объединить африканские народы.

По своему собственному опыту скажу, что когда стоит жаркий климат, дреды помогают – вентилируют голову, когда холодно, наоборот, греют голову. Бытует заблуждение, что раз человек носит дреды, он никогда не моет голову. Хочу огорчить всех противников дредов и сказать, что все это домыслы людей, которые никогда не носили дреды. Дреды моются не реже чем обычные волосы, есть только одно исключение – дреды нежелательно мыть с использованием шампуня с добавками и кондиционером, поскольку после этого дреды «распушатся», будут выглядеть не совсем аккуратными, будут маленькие волоски, торчащие во все стороны.

Уход за дредами требует времени. Чтобы дреды держали форму и выглядели красиво, используют специальный лак для дредов (однако цена такого лака весьма высокая), поэтому каждый находит свой наиболее приемлемый способ удержать форму дредов: втирание сажи в дреды, смазывание белком куриного яйца, медом, воском и т. п. Наиболее естественные способы: белком или медом. Однако пускай читатель не подумает, что, намазав дреды медом, на голову налетят пчелы со всех окрестностей. После обработки волос медом запах меда в течение короткого времени испаряется. То же самое и с белком куриного яйца - запаха нет никакого, однако дреды выглядят более естественными и стильными.

Также бытует мнение, что те, кто носит дреды, в обязательном порядке употребляют легкие наркотики типа марихуаны. Это очередное заблуждение. Я знаком со многими людьми, носящими дреды, и которые ведут здоровый образ жизни, не курят и не употребляют крепкие напитки. Дреды – это прежде всего способ самовыражения, способ выделиться из толпы, серой массы общества.

Раста… Раста – это классно,
Раста – это все ясно,
Раста – это все Я.
Раста, Рас Тафара Силась-Я.
Будет все прекрасно,
Раста – это все Я.

(с) Ковчег

Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги... Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.

Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.

Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».

Маркус Гарви

Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.

Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.

Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I

2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.

Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».

Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.

Джа Растафара

Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.

Врезка : Джа (Jahveh, т.е. Яхве) одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).

Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.

Мечта растамана

Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».

В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.

В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!

Политика и религия растафари

После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.

Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».

Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.

В частности, растаману запрещено:

Осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;

Принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;

Соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.

Необходимо:

Соблюдать вегетарианство;

Любить и уважать человеческое братство;

Отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

Боб Марли

Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.

После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.

Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.

Самоощущение растамана

Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.

Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.

Творчество растафари

Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.

Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.

Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.

Регги

Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.

Врезка : Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.

В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.

Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.

С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).

Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.

Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.

Язык растаманов

Вместе с текстами регги распространился и созданный растаманами язык – «I-Words», или «Dread Talk». Растаманы наделяли свой язык мистическим смыслом. Например, «I» («Я») по написанию совпадает о римской цифрой I, входившей в имя живого бога, а по звучанию – с английским словом «глаз». Поэтому это слово почиталось как символ божества, присутствующего в каждом человеке, и внутреннего зрения, дарованного Богом. Вместо «мы» следовало говорить «Я и Я» (I&I) – так называлась и вся растаманская братия в целом.

«Раста», или «Рас», – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с богом Ра, имя которого присутствует в самом названии раста. Раста – это изначальная вибрация африканского духа, борющегося за прогресс, самовыражение и самоутверждение. «I» – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание «I» идет только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.

Музыканты регги очень ответственно относились к своему языку, заявляя, что его популяризация через тексты песен способствует распространению взглядов растафари. Действительно, усвоение языка раста как модного жаргона невольно заставляло смотреть на мир глазами растафари даже тех, кто ему не симпатизировал: «Африка», «Зион», «Вавилон», «ЯиЯ» надолго вошли в лексикон молодежи. Они могли и не иметь для всех того глубокого смысла, что для растаманов, но все же представляли мир в новом свете. Теперь каждый узнал, что черный человек владеет богатым культурным наследием, скрытым под слоем вавилонского мусора.

Внешний облик растаманов

Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.

Дреды

Существует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.

Врезка : Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.

Одежда и украшения

Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.

Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.

Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).

Марихуана в жизни растамана

Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению...».

При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.

Растафари в России

В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.

Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги – музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган...».

Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, – это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот...

Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами – в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.

Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более – соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.

Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по регги» – «Jah Division».

Мир вашему дому


Позитив, позитив, никаких альтернатив.
А мне хочется просто жить, эту музыку любить.
Мир вашему дому!

Уголок живой природы, планета счастья и свободы,
Смерти нет, солнца свет, много-много долгих лет,

Эй, люди,
Мир вашему дому!

(с) Республика Джа



Публикации по теме