Методики раннего развития. Развивающие методики

Создавая семью, молодые люди берут на себя большую ответственность друг за друга, а когда появляется маленький человек необходимо создать для его жизни и развития все необходимые условия. Хорошее питание и здоровый сон очень важны для крохи, но не стоит забывать о том, что для успешного будущего необходимо гармоничное раннее развитие ребёнка как личности.

Современные родители могут самостоятельно подобрать способы развития своего малыша, большинство техник подробно описано в виртуальной паутине, существует множество книг, однако лучше всего опираться на свои наблюдения за малышами. Вы с лёгкостью сможете, определить к чему тяготеет карапуз и, исходя из этого, можно осуществить выбор в пользу той или иной методики раннего развития. Психологи и педиатры советуют начинать активное развитие малыша с , именно в этом возрасте формируется психика и тактильное восприятие окружающего мира.

Для ребёнка в грудном возрасте очень важно внимание родителей и именно в это время легче всего вложить в своего кроху необходимые знания и навыки для формирования сильного и волевого характера. Учёные на протяжении длительного времени считали, что начинать развитее ребёнка лучше всего перед посещением детского сада, однако последние двадцать лет это мнение кардинально поменялось. Современные малыши более активны и прекрасно воспринимают интересные занятия и обучающие программы в игровой форме.

Исходя из способностей своего малыша, можно самостоятельно разработать обучающий курс на основе предложенных современных программ, только родители могут сделать правильный выбор. Обязательно обратите внимание, что начинать обучающие программы лучше всего с шести месяцев, сознание начинает формироваться под воздействием впечатлений от окружающего мира, головной мозг активно растёт и впитывает больше новой информации.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками:

Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий.

Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их.

Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное - Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки.

Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях.

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения. Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи.

Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша. Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Какие варианты развивающих программ существуют?

Современные родители начинают подбирать обучающие курсы для своих малышей практически с самого рождения, не задумываясь об уровне нагрузки на детскую психику. Правильно выбрать методику развития для малыша помогут специалисты различных развивающих центров, однако если подобной возможности у вас нет, можно определиться с нужной программой самостоятельно. Ниже мы представим самые популярные методики развития малышей дошкольного возраста.

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори , которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.

Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.

Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша , который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.

Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов , которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.

К данной группе можно отнести и развивающие игрушки , которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.

Следующая группа обучающих тренингов поможет развить у малыша любовь к музыке, чтению и математике

Деток старшего возраста необходимо обучать чтению и на сегодняшний день существует две интересные программы, разработанные Чаплыгиной и Зайцевым .

Эти две программы основываются на чтении по слогам, в каждом из наборов существует несколько кубиков с буквами, а также специальный блок, который формирует слоги. Ребёнку намного проще запомнить буквы в виде кубиков, потому что он может ассоциировать их с различными цветами.

Развивать у своих крошек музыкальные таланты очень просто с интересной теорией семьи Железновых , данное обучение включает в себя прослушивание классической и современной музыки, интересные танцевальные игры, а также веселые жесты, которые формируют не только слух, но и визуальное восприятие.

По теории Кюизинера обучить малышей счёту и малейшим математическим операциям легче всего в раннем возрасте, он разработал, комплект разноцветных палочек различной длинны, которые ассоциируются у карапуза с цифрами. Используя эти красивые палочки можно научить малыша различать, где больше, а где меньше. Воспринимать буквы и цифры довольно сложно даже взрослому ребёнку, однако игровая форма и привлекательные цвета позволяют сделать этот процесс весёлым и максимально комфортным.

Представленные выше теории обучения, как правило, предназначены для детей от года и старше, однако существуют теории, что всему малыша можно научить только до трёх лет. Пропагандистами такой теории можно считать Тюленева и метод Ибука , они утверждают, что используя специальные игрушки и пособия можно обучить малолетнего малыша чему угодно. Данные методики противоречивы, но, несмотря ни на что дают отличные результаты, поэтому родителям необходимо познакомится с этими обучающими программами. Важно помнить, что маленький ребёнок воспринимает всю информацию только визуальным образом, и лучше всего на начальных парах обучения наблюдать за тем, как ребёнок относится к получаемой информации.


Большую роль для грудничка играет сопровождение всего процесса родителями, Вы должны набраться терпения и принимать участие во всех уроках или играх своего ребёнка. Только сообща можно получить желаемые результаты. Изучив все рекомендации, посоветовавшись с педагогами и психологами можно сделать правильный выбор, но не стоит забывать, что развитие ребёнка должно быть не только интеллектуальным, но и физическим. Необходимо использовать одновременно несколько программ, благодаря такому подходу Вы сможете направить способности своего карапуза в нужном направлении и получить в последствии успешного взрослого человека.

Что выбрать если малыш отличается от других деток!

Конечно, в правильном формировании сознания нуждаются все дети, но иногда возникают ситуации, когда ребёнок немного отличается от своих сверстников и отстаёт в развитии. Несмотря на наличие уникальных технологий, различные тестирования отклонений в утробе, детки рождаются с различными патологиями и отклонениями эмоционального и интеллектуального развития.

Методика Домана

Родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, не стоит отчаиваться, ведь Глен Доман предложил свою методику развития способностей у детей с отклонениями в развитии. Доман выдающийся нейрофизиолог, который длительное время наблюдал за детьми с умственными отклонениями, и предложил свою обучающую программу, которая способствует быстрой реабилитации малышей. Основа теории заключается в том, что существует большое количество карточек, демонстрирующих различные жизненные аспекты.

На представленных картинках могут быть изображены животные, числа, композиторы и поэты, различные политические деятели, одним словом всё, что связано с повседневной жизнью любого человека. Карточки демонстрируют карапузам с шести месяцев несколько раз в день определёнными группами, постепенно расширяя группы и добавляя в них новые карточки.

Используя эту теорию, можно значительно расширить кругозор ребёнка, способствуя его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Получив отличные результаты с детками, имеющими проблемы в развитии, методика была немного усовершенствована и адаптирована для обучения малышей, имеющих нормальный уровень развития.

Благодаря стараниям Глена и его помощников в мире появилось большое количество учёных и даже нобелевских лауреатов, которые в ранние годы отставали в своём развитии, поэтому родителям особенных малышей важно обратить внимание на предложенную программу. Родителям стоит понять одну важную вещь, будущее их ребёнка завит от того, насколько внимательно они будут относиться к развитию его талантов и навыков.

Используя современные технологии и различные методики обучения довольно просто привить своему карапузу любовь к музыке и творчеству, научить читать и считать, а также позаботиться о психологическом и нравственном развитии.

Для ребёнка важно ощущать поддержку своих родителей в любом возрасте, поэтому постарайтесь как можно больше времени проводить вместе. Получить лучшие результаты можно получить только вместе начав любое дело, главное помнить, что будущее ребёнка зависит от того, что в него будет вложено родителями.

Добрый день, уважаемые читатели! Все мы с вами желаем счастья и успеха нашим детям. Чтобы они росли крепкими, здоровыми, счастливыми и умными. Большинство родителей задумывается о воспитании и развитии ребенка еще до его рождения. Яркий пример этого — тот факт, что многие беременные начинают слушать классическую музыку, приучая малыша к прекрасному и способствуя гармоничному развитию ребенка. Многие педагоги и психологи считают, что раннее развитие ребенка до года способствует его более успешной адаптации и развитию в будущем.

Раннее развитие детей — уже звучит не как какое-то новшество, а как необходимость для дальнейшего благоприятного развития малыша. Но вокруг столько разных методик. Что выбрать? Заниматься по системе Монтессори? Или выбрать принципы Вальдорфской педагогики? В этой статье я вам расскажу про наиболее популярные системы раннего развития, используемые до года, их плюсы и минусы. Давайте разбираться!

Начнем с наиболее популярных методик раннего физического развития.

Для младенцев, только что появившихся на свет, водная среда остается более привычной. Ведь он 9 месяцев провел в водной стихии в животе у мамочки, поэтому рекомендовано начинать заниматься сразу после рождения, пока у детей не пропали врожденные рефлексы.

Сначала занятия могут проходить дома в ванне, а после 2−3 месяцев в бассейне, как говорят инструкторы по грудничковому плаванию — «в большой воде».

Лучше начинать занятия под руководством опытного инструктора, который подскажет, как лучше держать ребенка, какие упражнения с ним уже можно делать и распишет для вас занятия по месяцам. Основная задача взрослого — привить любовь к воде, чтобы малышу нравилось купаться и плавать.

Плавание развивает практически все группы мышц, улучшает работу дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы. Занимаясь плаванием с грудничком, мы также и закаливаем ребенка, укрепляем его иммунитет.

Такие занятия могут помочь снять излишний тонус, помогают расслабиться, даже уменьшают вероятность , что так часто беспокоит малышей. Но что самое главное — поднимают настроение ребенку и приносят вам с вашим малышом яркие положительные эмоции. Ведь в это время мама находится рядом с малышом в тесном телесном контакте. Что может быть лучше для новорожденного?

Основные минусы данной методики :

  • В бассейнах все еще часто хлорируют воду, что может раздражать нежную кожу малыша.
  • Несмотря на то, что вода и помещения тщательно дезинфицируются, все-таки, бассейн — это общественное место, соответственно увеличивается возможность подхватить инфекцию.

Если вас заинтересовала данная методика, предлагаю ознакомиться с книгой «Плавать раньше, чем ходить » автор В. Скрипалев

Динамическая гимнастика для малышей: Китаев и Трунов

Данная методика отличается от обычного массажа. Она более динамичная, эмоциональная, можно даже назвать это акробатической гимнастикой. С ребенком выполняются различные динамические упражнения с подбрасывание вверх, малыша крутят и вертят в разные стороны. Большинство бабушек, конечно, не смогут на это спокойно смотреть, тем более что ранее было принято пеленать детей практически до 6 месяцев.

Авторы данной системы развития предлагаются соединить закаливание, массаж, упражнения на мяче и в воздухе, тем самым предоставляя ребенку массу возможностей для развития двигательной активности. Каждый месяц малыш усваивает все новые навыки — учится , координировать движения ручек, а задача взрослого — идти немного на опережение, показывая ребенку все возможности его тела.

Плюсы :

  • Малыш лучше ориентируется в пространстве.
  • Укрепляет иммунитет.
  • Развивает мышечный тонус.

Минусы :

  • При неправильном исполнении занятия могут быть травматичны! А родители не всегда могут самостоятельно дома правильно просчитать предлагаемую малышу нагрузку.

Раннее развитие ребенка до года: системы общего раннего развития

Методика Глена Домана

Глен Доман — врач-нейрофизиолог. Его методика делает упор на интенсивное физическое развитие детей с самого момента рождения и активное развитие их интеллекта.

Доман считает, что, взяв за основу прекрасную зрительную память новорожденных, можно быстро обучить их новым словам и понятиям. Предлагается использовать специальные карточки, на которых крупно написаны слова или точки (синонимы цифр).

Данные картинки нужно показывать практически с первых дней жизни малыша, постепенно, каждый месяц увеличивая их количество и усложняя содержание. Начать можно с изображений игрушек, фруктов, потом переходить к более сложным категориям.

Купить карточки Домана можно в интернет магазине MyToys .

Как происходит обучение? Ребенку показывается карточка, затем взрослый громко произносит слово, написанное на ней. Занятия должны быть ежедневными, в несколько подходов по несколько секунд, где на каждую секунду приходится одно слово.

Основы методики изложены в книге «Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет »

Вот основные из них:

  • Главным и самым лучшим педагогом по раннему развитию ребенка является сам родитель.
  • Чем раньше начинается обучение, тем лучше!
  • Дети в раннем возрасте могут усвоить огромное количество информации.

Глен Доман огромное значение придает и раннему физическому развитию! Он продвигает идею о том, что физическая активность ребенка способствует его умственному развитию.

Малыш, только появившись на свет, уже рефлекторно знает и умеет ползать и плавать. Поэтому необходимо с самого начала постараться развивать эти навыки, пока ребенок их не забыл.

Доман предлагал использовать дома специальный трек, на котором ребенок может отрабатывать навык ползания.
Можно поставить его под небольшим наклоном, тем самым немного усложнив задачу. Чем активнее и быстрее ваш малыш физически развивается, тем быстрее развивается и интеллектуально.

Дорогие читатели, мой партнер — компания Шаг Вперед - при покупке доставит вам трек Домана абсолютно бесплатно. Для этого вам нужно назвать кодовое слово — «Блог Светланы Белошенко». При оформлении заказа сообщите оператору эти волшебные слова — и трек к вам приедет бесплатно).

Идеи Глена Домана очень заражают, кажутся простыми и доступными, ведь с помощью ежедневных занятий можно очень быстро развить потенциал малыша и его врожденные способности.

Но есть много спорных моментов :

  • В обучении малыша в основном задействуется только зрение и слух.
  • Большой объем информации может утомить ребенка, у него пропадет интерес к занятиям.
  • Отсутствуют игровые моменты, ведущие в этом возрасте. Развитие происходит только через пассивное обучение.

Система Марии Монтессори

Обучение происходит только через подражание малыша действиям взрослого. В основе данной методики — воспитание детей с опорой на духовность и традиции.

Для малышей до года используются только натуральные материалы. Занятия проходят в обучении лепке, , знакомством с ежедневными бытовыми ритуалами (как умыться, как использовать полотенце и т. д.).

Активно используется народный фольклор. Использование потешек, (преимущественно сказок), рисование, танцы. Педагоги данной системы исключают задания на развитие памяти, мышления. До 7 лет педагоги не обучают детей чтению и счету, считая, что абстрактные понятия, такие как буквы и цифры, не понятны и не нужны в раннем возрасте.

Вальдорфские воспитатели утверждают, что до 3-х лет малыши учатся наиболее интенсивно. Дети усваивают огромный объем знаний и умений, играя. Никаких специальных заданий и упражнений, а только общение с родителями, братьями/сестрами, сверстниками.

Наблюдая за происходящим вокруг, малыши подражают взрослому, например, его речи, тем самым и обучаются. Цель вальдорфской педагогики — развитие врожденных талантов и способностей ребенка.

Отсутствие «натаскивания», отказ от разных технических новинок и изобретений. Считается, что просмотр телевизора, различных, даже специально подобранных видео для детей, перенагружает нервную систему ребенка. Сторонники данного метода считают, что всевозможные технические новшества и игрушки не дают развиваться воображению, фантазии и детской смекалке. Гармоничное развитие происходит через чтение, рисование, подражание взрослым.

Основные плюсы Вальдорфской педагогики :

  • Доброжелательная атмосфера воспитания.
  • Индивидуальный темп развития каждого ребенка.
  • Независимость от оценок.
  • Многообразие форм игровой деятельности.

Минусы Вальдорфской педагогики :

  • Воспитание происходит в отрыве от достижений цивилизации.
  • Не уделяется должного внимания развитию интеллектуальной деятельности.
  • Возможны сложности в дальнейшей адаптации к обычной школе (так как детей не обучают чтению и счету).

Сесиль Лупан разработала свою собственную систему раннего развития детей, взяв за основу методику Глена Домана. Она отошла от жестких рамок Домана. Добавила больше эмоциональности и творчества. Свой опыт воспитания двух дочерей Сесиль описала в книге «Поверь в свое дитя ».

Данная методика основывается на следующих принципах :

  • Лучший учитель — это родитель.
  • Поддержание интересов ребенка и его стремлений узнать новое.
  • Обучение нужно заканчивать раньше, чем ребенок устанет.
  • Если интерес малыша угасает, смените вид деятельности.

Большое значение выделяется первому году жизни! За свой первый год малыш усваивает огромное количество новых знаний и навыков. За этот период времени Лупан предлагает родителям решить четыре основные задачи:

  1. Научите ребенка любить самого себя. Покажите ему, что он желанный! Очень важно всячески проявлять свою любовь к малышу, чаще улыбаться ему, ласкать, проявлять заботу, радоваться его достижениям. Если ваш кроха плачет — обязательно подойдите к нему! Ведь дети до года еще не могут манипулировать. И если ваш малыш плачет, значит ему необходимо ваше внимание.
  2. Стимулируйте и развивайте все пять основных каналов восприятия:
    Развития зрения . Стройте ему рожицы, показывайте яркие картинки, украсьте его кроватку красивым постельным бельем, разложите по дому игрушки и т. д.
    Развитие слуха . Напевайте разнообразные мелодии, песенки; разговаривая с малышом, меняйте интонации; вместе с крохой слушайте различную музыку, сказки. Помните, что ваша речь образец для подражания, говорите четко и правильно.
    Развитие осязания . Используйте различные ткани, давайте малышу гладкие, колючие и мягкие предметы, знакомьте с понятиями горячо-холодно.
    Обоняние и вкусовые ощущения . Знакомьте ребенка с различными ароматами. Для занятий можно сделать специальные мешочки, наполненные разными ароматными травами. Также поощряйте малыша к знакомству с разными вкусовыми ощущениями. Так как маленькие детки до года познают свойства предметов, потянув их в рот, можно подобрать разные безопасные игрушки, которые он мог бы погрызть и пожевать.
  3. Поощряйте любую физическую активность малыша. Сразу после рождения ребенка Лупан предлагает выполнять с малышом различные гимнастические упражнения, сгибать ручки, ножки. Как только малыш будет пытаться сесть на четвереньки, стимулировать его к ползанию и т. д.
  4. Речевое развитие. Речь развивается с момента появления малыша на свет. Поэтому чаще говорите с ним. Озвучивайте свои действия, называйте предметы, окружающие вашего малыша, переодевая ребенка, называйте части тела. Читайте сказки, стихи, сочиняйте истории. Отдельное место занимает в развитии речи звукоподражание. Ваш малыш чихнул, повторите это, он сказал первое «Агу», с улыбкой произнесите это вновь.

Лупан предлагает использовать иллюстрированные карточки. См. картинку ниже:

Данная методика рекомендует обязательно составить график занятий на неделю вперёд, а лучше по месяцам. Да, возможно, у вас не получится все сделать именно так, как планировали, но вы хотя бы сможете ориентироваться, что вы освоили, а что еще не пробовали сделать.

Очень важно, по мнению Лупан, активно развивая интеллект, помнить о личности ребенка, его желаниях и потребностях. А в главное не содержание, а атмосфера. Главное — чтобы вашему малышу было интересно.

Развивающие пособия от 0 до года

Сегодня многие развивающие программы включают лучшее из основных методик раннего развития. Существует множество различных обучающих пособий, которые можно приобрести на рынке для детей с самого рождения.

Например, пособия «Школы 7 гномов ». Про него, наверное, слышала практически каждая мама. Годовой комплект состоит из нескольких ярких иллюстрированных тетрадей. С их помощью каждый родитель может легко и непринужденно познакомить своего малыша с первыми стихами и прибаутками, познакомить с понятиями день-ночь, проиллюстрировать основные цвета, познакомить с понятием «форма». Хотя, конечно, школа семи гномов не затрагивает сферу физического развития ребенка.

Купить другие комплекты или отдельные пособия можно по ссылке .

Все наши дети разные. И подход к развитию каждого малыша должен быть индивидуальным. Какую бы методику развития для своего малыша вы не выбрали, главное — это любовь и уважение!

Вы можете выбрать лучшую, на ваш взгляд, из предложенных методик и составить собственную программу для своей крохи. Занимайтесь с малышом тем, что нравится вам самим, и тогда это будет любить ваш малыш. Находите время для ваших занятий только тогда, когда у вас с малышом хорошее настроение и успех будет виден очень скоро.


Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 10 минут

А А

Последнее обновление статьи: 31.03.2019

Этап жизни от 0 до 3-х лет это уникальный период для развития мозга детей. Более половины своего потенциала мозг осваивает в течение 1-го года жизни (точнее 6-ти месяцев), к 3 годам формирование его структуры достигает свыше 70%, к 7-ми годам рост мозговых структур практически завершен.

Ускоренное развитие – польза или вред

Можно спорить о том, полезно развивать детей или это отнимает их детство. Есть педагоги и родители, которые считают, что ребенок научится познавать мир самостоятельно. Безусловно, формирование мозга ребенка, становление речи, мышления, самосознания будет происходить с вашим участием или без.

До трех лет ребенок – это «впитывающая губка», его «поглощающий ум» усваивает информацию окружающей среды. И эта информация носит либо обучающий, либо случайный характер.

Если вы смотрите телевизор в присутствии детей, их мозг усваивает данные, поступающие с экрана, а будет ли это «ужастик» или развивающий мультфильм – решать вам.

Современные методы в большинстве своем используют технологии тотального чтения, количественной математики, музыку, как катализатор формирования речи и мышления, и «подстройку» обучающих программ под периоды развития детей.

К сожалению, любой метод предоставляет выбор: или сенсорное развитие в сенситивные периоды («метод Монтессори»), или тренинг логического аппарата («Блоки Дьенеша»), или «грудничковое рисование», направленное на выработку творческого начала или метод доктора Г. Домана – призванный стимулировать накопление энциклопедических знаний ребенком.

Потому выбирая программу раннего обучения, которую детский ум будет осваивать в домашних условиях, придется использовать несколько схем.

Учить ребенка нужно тотально, равноценно тренируя правое и левое полушарие, и помогая малышу научаться выполнять действия самостоятельно.

Правое полушарие – тренируется методом быстрой смены изображений.

Левое полушарие – совершенствуется методом медленного многократного повторения обучающего материала.

Основные задачи ускоренного развития детей

  1. Не дать угаснуть имеющимся у ребенка до года рефлекторным навыкам (хватание, плаванье, ползание).
  2. Развивать задатки, которые имеются у детей.
  3. Максимально использовать нестандартные виды деятельности (одевание с закрытыми глазами), для формирования дополнительных связей в мозгу, улучшения мнемических и познавательных его функций, формированию навыков речи. А также технологии чтения слова целиком (не по слогам) и количественной математики, музыкальное сопровождение обучающего материала. Эта работа должна быть начата до года.

Схема раннего развития ребенка должна быть всесторонней и охватывать сенсорную, моторную, эмоциональную сферы.

Принципы любой развевающей методики

  1. Заниматься нужно начинать с самого раннего возраста , с момента, когда детский организм готов к определенной схеме научения.
  2. Малыш – это личность, индивидуальность, ее нужно уважать, ценить и доверять ей.
  3. Перед началом обучения следует подготовить все необходимые материалы, в том числе пакеты стимулирующих материалов, которые можно заменять друг другом.
  4. Начинать обучение лучше в комфортной и знакомой обстановке, малыш должен быть здоров, сыт, находиться в хорошем эмоциональном состоянии.
  5. Новые материалы нужно вводить с достаточной регулярностью.

Обзор основных методик ускоренного развития

Методика М. Гмошинской

«Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.

Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.

Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.

Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.

Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.

К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.

Методика – блоки Дьенеша

Рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).

Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.

Методика А.А. Сабурской

«Интеллектуальная музыка» , основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.

Метод М.Монтессори

Все родители хотят, чтобы их детки были развитыми, хорошо учились и в будущем стали образованными людьми. И вы не исключение!

Именно поэтому вы задумываетесь о развитии ребенка уже на первом году его жизни. И правильно делаете! Ведь первые три года жизни малыша самые продуктивные в плане обучения и запоминания.

Вы очень хотите развивать своего малыша, но не знаете, как это делать? У вас возникает множество вопросов: с чего начать, на что стоит обращать особое внимание, к каким специалистам обращаться, какие есть , в чем их особенности?

Сегодня мы постараемся найти ответы на самые важные вопросы о раннем развитии малышей.

Раннее развитие: каким оно бывает

Раннее развитие - это обучение малыша от рождения и до 6 лет. Каждый ребенок рождается с огромным потенциалом, мозг малыша активно работает, в первые годы жизни в головном мозге малыша устанавлияваются и укрепляются связи между нервными клетками. Именно в первые годы кроха наиболее восприимчив к информации, он отлично все запоминает, умеет копировать и обладает высокой степенью любопытства. Ребенку буквально все интересно, он открыт к любым знаниям. Эти сообенности малышей безусловно стоит использовать для их обучения уже с первых месяцев жизни.

Методика Зайцева

Метод Тюленева

Вальдорфская педагогика

В контексте ребенок рассматривается как гармоничная личность. Согласно этой педагогике сначала ребенка нужно научить осознавать всое место в мире, стать яркой и свободной личностью, а уже потом учиться пистаь и читать. На первое место выступают личные отношения с родителями, другими детьми, воспитателями.

Ирина Колпакова, : «Считается, что 80% информации обо всём, знаний и навыков, которыми владеет взрослый человек, он получает в возрасте до 3х лет. Потому вполне понятно, что современные родители хотят максимально заполнить голову своего малыша всевозможными знаниями. Сейчас существует масса возможностей для этого: группы раннего развития, частные детские сады, индивидуальные занятия с преподавателями, компьютерные программы, дидактические материалы, развивающие игры и мультфильмы. Это замечательно, когда родители занимаются и развивают своего ребёнка. Но, должна заметить, что всё хорошо в меру. Перегружать ребёнка обилием информации намного хуже, чем не заниматься вовсе. Не может малыш в 2-3 года заниматься 2мя-3мя языками, один из которых японский, например. А ежедневные походы на пару-тройку развивающих занятий изматывают и маму, и ребёнка. Перегруженный занятиями малыш плохо спит, капризен, беспокоен без причины, может стать гиперактивным и непослушным. И сложно его в этом винить, он выражает свой протест, как умеет. Следует знать ещё об одном последствии избыточных занятий в раннем детстве. Напичканные знаниями дети, придя в первый класс, либо скучают, т.к. уже многое знают, либо отказываются учиться, так как к этому возрасту уже устали учиться».

Совершенно не важно, какую методику для развития своего малыша вы выберете, главное, окружить его заботой, любовью, проявлять к нему терпение и внимание, реагируя на его способности и предпочтения. а также не переусердствовать с учебой.

Как развивать малыша

Школа или домашние занятия?

Сейчас есть множество ц ентров раннего развития деток . Большинство таких центров принимает деток после годика, но есть и такие центры, которые берутся за обучение и деток помладше. В основном в таких центрах дети занимаются вместе с родителями.

Безусловно, развивать малыша можно и дома, если вы овладеете нужными знаниями, посоветуетесь со специалистами и разработаете свою собственную программу развития ребенка.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат - Гомеопатический центр им. Демьяна Попова : «Выбирайте школу раннего развития недалеко от дома или занимайтесь на дому, занятия должны быть непродолжительными. Чередуйте интеллектуальные и физические нагрузки. Помните, что здоровый своевременный сон, режим питания и прогулки на свежем воздухе намного важнее для Вашего ребёнка, чем владение иностранными языками и умение читать в 3 года».

Выбор между домашними занятиями и обучением необходимо делать, исходя из многих факторов: финансового, фактора желания, наличия свободного времени и так далее. Помните, эффективность обучения не зависит от того, учились вы дома или в специальном центре, все зависит от вашей старательности и усердности.

Сегодня рассмотрим вопрос о раннем развитии ребенка. Каждый уважающий себя родитель стремится дать своему чаду все самое лучшее и необходимое. Они стремятся научить ребенка читать, считать как можно раньше и быстрее, желательно с самого младенчества. Вообще умение читать стало для родителей своеобразным рубежом, преодолев который малыш с полной уверенность может записать себя и родителей в успешные личности.

Многие люди понимают термин «раннее развитие» как овладение навыками раньше, чем положено по возрасту. Например, научить ребенка читать в 2 года, а в 3 считать. В реальности ранним считается возраст от 1 до 3 лет, и раннее развитие – это то, что происходит с ребенком в этот период времени. Именно в этот период времени закладываются основы мышления, речи, памяти и воображения. Это те психические процессы, без которых ребенку не стать настоящим человеком.

В психологии существует такое понятие как «сенситивный период» — это время, когда мозг ребенка больше всего восприимчив к освоению нового. Для каждого блока информации существует свое время. Научиться танцевать, рисовать, решать сложные задачи можно научиться в любом возрасте, было бы желание. А вот научиться быть нормальным гармонично развитым человеком (говорить, мыслить, учиться жить в обществе) – только до 7 лет.

Полезно помнить, что такой период восприимчивости имеет не только верхнюю границу, но и нижнюю тоже. О чем многие родители даже не знают, или чаще всего благополучно забывают. Многие родители вместе в погремушками развешивают над кроваткой буквы и цифры, чтобы ребенок как можно раньше начал «развиваться».

Показывать ребенку и обучать его чтению, конечно, не вредно, но просто бесполезно. Головной мозг еще не настолько развит и не готов к работе в этом направлении. Даже если ребенок и запомнить что-то, то это будет абсолютно бессмысленно и без понимания истинного значения этих символов и закорючек. Нижняя граница сенситивного периода для обучения чтению – это 4 года, по мнению одних специалистов, и 6-7 по мнению других. То, что ребенок будет изучать ранее этого возраста, будут для ребенка совершенно бесцельными, а из-за них могут быть пропущены те вещи, которые должны сформироваться в это время.


Если малыш до 3 лет не выучит ни одной буквы, это никак не отразится на его дальнейшем развитии, но вот если к этому времени он не овладеет элементарной речью, если он не может контактировать со сверстниками, не может и не понимает, как надеть колготки, не просится на горшок, а также не знает, что ко взрослому можно обратиться за помощью, то для любого специалиста, это уже тревожный сигнал.

До трех лет ребенок должен научиться распознавать цвета и формы, а также величину предметов. Лучшими игрушками для ребенка раннего возраста подойдут различные вкладыши, сортеры, мячики, кубики, пирамидки. Бесценной будет русская игрушка – матрешка. Это одна из самых замечательных игрушек-развивалок в мире. Их можно выстраивать по росту, разбирать и собирать, вкладывать одну в другую. Можно использовать предметы с пуговицами, петельками и замочками. Такие предметы развивают мелкую моторику, а значит и речь.

И счету совсем не обязательно. Гораздо важнее учить его анализировать, мыслить самостоятельно, уметь слушать, искать новые знания, общаться со сверстниками. Успешными детьми в школе будут именно те, кто умеет соображать, а не механически заучивать урок.

Также на первых порах стоит больше времени уделять физическому развитию ребенка. Очень хорошим примером здесь может служить грудничковое плавание. Физическое развитие стимулирует развитие интеллекта. В головном мозге центр развития речи находится в непосредственной близости от центра развития движений и мелкой моторики. Побуждая ребенка двигаться, родители развивают его интеллектуально.

Раннее развитие ребенка – это замечательно, но не стоит относиться к этому с фанатизмом. Конечно, лучше идти в школу умея читать даже по слогам, и немного считать. Самое главное не взваливать на ребенка непосильную ношу знаний и информации, которую он не в силах переварить. Всему свое время!



Публикации по теме