Перенос двигательных умений и навыков и его виды. Строение деятельности человека
Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигательных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определенным образом на становление и проявление нового умения или навыка. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть односторонне направленными и обоюдными,положительными и отрицательными,прямыми и косвенными .
Различают два типа переноса навыков. Первый такой тип – когда процесс обучения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому другой частью тела. Например, если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной рукой, то другая рука тоже овладеет этим навыком без упражнения. Данное благоприятное явление установлено для переноса двигательного навыка с ведущей (чаще правой) руки на другую (неведущую, чаще левую). Но как быть в случае с переносом навыка с неведущей (левой) руки на ведущую (правую)? Касается ли процесс переноса навыка не только рук, но и ног, и других частей тела? Эти вопросы, пожалуй, впервые отчетливо сформулировал В.В.Белинович еще в 1949 г. в своей капитальной монографии «Обучение физическим упражнениям» (М.: ФиС, М. –Л., С. 25–29) – вопросы, на которые еще до сих пор не найдены окончательные ответы.
Второй тип переноса навыков – когда обучение одному навыку влияет на обучение другому навыку. Такое влияние может быть положительным, отрицательным и нейтральным. Во всех отраслях практической педагогики, в частности в процессе физического воспитания при обучении двигательным действиям, стараются максимально использовать «положительный перенос». Например, навыки метания камней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, гранаты).
Положительным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при котором ранее сформированное умение или навык содействуют формированию, становлению других, облегчают процесс изучения и совершенствования последующих двигательных действий. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при котором ранее сформированное умение или навык препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкурируют с ними, тем самым затрудняют процесс изучения и закрепления последующих двигательных действий (интерфекренция). Например, навык выполнения сальто назад в спортивной акробатике может замедлить освоение переворота назад, или, например, в легкой атлетике бегунам на средние дистанции не рекомендуется развивать свои функциональные возможности в упражнениях педалирования на велоэргометре в силу различных двигательных и координационных структур циклических навыков.
Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навыков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совершенствование координационных и двигательных структур.
Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной координационной и двигательной структурой.
Косвенный (опосредованный) перенос навыков – результат формирования навыка вначале не обнаруживается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи - например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.
Тип переноса двигательных умений и навыков зависит как от особенностей содержания и структуры двигательных действий, а так же от стадии и условий их формирования. Вероятность положительного переноса тем больше, чем значительнее сходство смысловой основы и главных звеньев техники двигательных действий. Исходя из этого, учебный материал необходимо группировать и последовательно распределять в зависимости от степени существенной общности двигательных действий - по смысловой основе, по структуре, чтобы по возможности максимально использовать положительный перенос умений, навыков, и исключить тормозящий эффект отрицательного переноса.
Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:
· при разработка программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подготовки;
· при планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или серии занятий;
· при подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подготовки.
На различных стадиях формирования двигательных умений и навыков возможность переноса неодинакова. В начале формирования двигательного умения перенос осуществляется преимущественно на уровне ООД, при этом возможности переноса увеличиваются в случае, когда ООД достаточно полная и обобщенная. По мере формирования и упрочения двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двигательных автоматизмов, входящих в их состав. В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков. К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный перенос навыка может быть, по мере его упрочения, исключен и в дальнейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновременном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются отрицательные взаимовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не вступают в отрицательные взаимодействия.
Все это означает, что перенос умений и навыков было бы неверно рассматривать как нечто неизменное. Одна из центральных проблем теории и практики обучения двигательным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положительного переноса двигательных умений и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса и превратить его по возможности в позитивный фактор. Решение этой непростой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учетом закономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение определенного порядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом.
Перенос навыка
Способность применять навыки, усвоенные в одной ситуации, в других ситуациях, сходных с первой. Так, научившись играть в теннис, мы овладеваем навыками координации и обращения с ракеткой, что помогает быстрее обучаться сходным играм, таким как сквош или бадминтон.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .
Смотреть что такое "Перенос навыка" в других словарях:
Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не … Большая психологическая энциклопедия
ПЕРЕНОС - (навыка)влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием; обнаруживается в том, что овладение новым действием производит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм переноса заключается в выделении… …
ПЕРЕНОС - ПЕРЕНОС. 1. Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Перенос - – 1. общее значение – процесс, посредством которого опыт решения одной задачи оказывает некое влияние (позитивное либо негативное) на решение другой, отличной от первой задачи. Часто используют уточняющие слова, чтобы обозначить тип переноса; 2.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПЕРЕНОС - влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием … Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПЕРЕНОС - влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении человеком (не … Педагогический словарь
Тренинг социальных навыков (social skills training) - Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив. Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются «естественным образом», благодаря традиционным социализирующим общественным… … Психологическая энциклопедия
Might and Magic IX: Writ of Fate - Разработчик New World Computing Издатель The 3DO Company Создатели Геймдизайнер Timothy Lang … Википедия
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ - 1) закон эффекта: для развития навыка необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить; 2) закон изменения скорости усвоения навыка: быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыка … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
НАУЧЕНИЕ - изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе … Энциклопедия Кольера
Представления о механизмах двигательных умений и навыков
Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным естественным закономерностям.
Каждое двигательное действие начинается с синтеза чувственных возбуждений в коре головного мозга. Афферентный синтез происходит на базе доминирующей мотивации, которая создается различными стимулирующими воздействиями извне. Мотивационное возбуждение вызывает активный анализ и оценку обстановки предстоящего действия. При этом определяется, оценивается и систематизируется информация о внешних условиях и ситуации, в которых должно осуществляться действие.
Принятие решения, видимо, непосредственно сопровождается возникновением программы действия, представляющей собой систему исполнительных возбуждений, которые доводятся до органов движения исходя из биомеханической структуры двигательного акта. Начинающий возникать одновременно с программой действия сличительный аппарат формируется как чувственная модель предстоящего действия, по которой сличаются сигналы о протекании и результатах двигательного акта. Сигналами при двигательных действиях являются зрительные, проприоцептивные, тактильные и другие афферентные возбуждения, отражающие кинематические, динамические и ритмические характеристики техники действия.
Существенное значение в обучении двигательному действию имеет взаимодействие, ʼʼпереносʼʼ навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. К примеру, владение навыком метания малого мяча значительно облегчит обучение метанию гранаты: легче будет идти и начальное обучение метанию копья. В этих случаях обучению способствует ʼʼположительный переносʼʼ навыка. Перенос навыка может носить и отрицательный характер (ʼʼотрицательный переносʼʼ). К примеру, в случае если был выработан прочный навык ʼʼподъема завесомʼʼ на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения ʼʼподъема однойʼʼ; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад (Е. Г. Соколов).
Перенос навыков происходит в тех случаях, когда структуры двигательных действий имеют сходство наряду с различиями. Характер сходства обусловливает значение переноса: положительное или отрицательное. Так, приведенный выше пример положительного переноса обусловлен тем, что техника движений при метании мяча, гранаты и копья сходна в большинстве фаз, а главное-в ведущих. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий. Физиологически перенос навыков можно объяснить тем, что при построении новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, исходя из того, насколько они соответствуют объективно крайне важно й архитектуре двигательного акта͵ перенос навыков будет положительным или отрицательным, полным или частичным.
Положительный перенос навыков широко используется в процессе обучения двигательным действиям. С учетом закономерностей переноса определяют последовательность обучения различным двигательным действиям таким образом, чтобы освоение одних создавало благоприятные предпосылки к овладению другими.
При углубленном совершенствовании в отдельных действиях, двигательный состав которых относительно ограничен, положительный перенос частных навыков используется при разработке системы подводящих упражнений. Οʜᴎ, как правило, представляют из себяотносительно законченные двигательные действия, по возможности, точно воспроизводящие некоторые фазы техники изучаемого действия.
Во избежание отрицательного переноса навыков желательно так планировать учебный процесс, чтобы исключить одновременное формирование ʼʼконкурирующихʼʼ навыков, избрав такую последовательность обучения, при которой отрицательный перенос был бы наименьшим. В случае одностороннего переноса (когда один навык влияет на другой, а обратного влияния не обнаруживается) в первую очередь должен формироваться тот навык, который нарушается под влиянием другого. В дальнейшем, по мере упрочения навыков, появляется возможность преодолевать отрицательное влияние их друг на друга, ʼʼсталкиваяʼʼ их при поочередном исполнении действий; это к тому же содействует выработке тонких координаций.
навыки, которые человек приобретает в определенной степени опираются на ранее приобретенные навыки. Это означает, что вновь создаваемых динамические стереотипы накладываются в коре больших полушарий головного мозга на ранее образованные и стереотипы, не только сосуществуют с ними, но и взаимодействуют. Ранее образованные навыки могут способствовать созданию новых навыков или тормозить, задерживать этот процеес.
Во многих случаях ранее образованные навыки способствуют освоению новых навыков, облегчая этот процесс
Так, навыки лепить и рисовать помогают ребенку овладеть навыком писать. Навык игры на одном инструменте облегчает овладения техникой игры на других музыкальных инструментах. Тому, кто играет на пианино легче научиться печатать на машинке. Такой положительное влияние ранее образованных навыков на процесс формирования новых навыков называется переносням.
Явление переноса обусловливается наличием похожих и тождественных черт в старой и новой навыках, общих приемов выполнения соответствующих действий. Элементы старой навыки включаются при этом в структуру новоут творюванои навыки и тем облегчают процесс овладение нею.
Следовательно, здесь имеет место применение ранее выработанных временных нервных связей, определенных их групп к новым случаям, в новых ситуациях, их обобщение
Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специального упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенстве) и другим органом, например левой рукой или ного.
Ранее образованные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на образование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и т.д.
Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество, бывает между некоторыми старыми и образуемыми новыми стереотипами
Интерференция происходит в тех случаях, когда на один раздражитель производится два или несколько различных реакций. Так, при изучении иностранного языка случаются ошибки в произношении букв, одинаковых по своей граф фемою с буквами родного языка, но разных по произношению ("с","х","р","у ** и др.ot;, "р", "у** та ін.).
Аналогичное случается при использовании шифровальным кодом, в котором заменены значение условных знаков. В одном эксперименте испытуемые заучили один код, в котором каждая буква обозначала определенную цифру в (например"К-5","С-2"и т.д.). Когда они справились с этой работой, им предложили заучить другой код, в котором те же буквы означали уже другие цифры (например"К-3","С лад "К-3", "С-8" тощо).
Оказалось, что для овладения вторым кодом им предстояло выполнить значительно больше упражнений, чем для овладения первой. Интерференция здесь объясняется недостаточным торможением привычных действий, произведенных ранее
Интерференция проявляется тогда, когда ранее выработанные приемы воздействия применяются в новой ситуации без учета его отличий от предыдущей. Так бывает, например, когда оператор переходит на робот ту из прибора старой конструкции на прибор новой конструкции, в действии с которым изменена последовательность операциий.
целом интерференция возникает, как видим, при определенных условиях. Зная эти условия и предвидя их действие в той или иной конкретной ситуации, можно предотвратить интерференции навыков и тем облегчить овладение новы ими навыками.
Производимые у человека навыки находятся на должном уровне совершенства, если они используются
Когда навыки в процессе определенного времени не применяются, они ослабляются. Системы временных нервных связей, что является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий упо овильнюеться, снижается их качествоть.
Так, большой перерыв в управлении автомобилем, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любые й отрасли деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенстваі.
Навыки тем быстрее ослабляются, чем меньше они сформированы, закрепленные. А ослабление их оказывается в деавтоматизация выполняемых действий
Сильное волнение и усталость человека нередко вызывают нарушение его обычных действий. В таком случае нужно иметь значительное самообладание, чтобы выполнять действие в привычном темпе и не допускать ошибок нарушений ния привычных действий случается и тогда, когда человеку приходится действовать в новых для нее условиях, которые обусловливают ее неуверенность в своих силаах.
Это свидетельствует о том, что выработанные системы условных рефлексов сохраняют характер пробкового автоматизма лишь постольку, пока существует определенная постоянство внешних и внутренних условий его выработки, т.е. пока пер находящимися в единстве внешней и внутренней стереотип.
Нарушение, расстройства навыков вызванные патологическими изменениями работы мозга. При патологических изменениях конечно разрушаются сначала сложные и позже образованные, а затем - менее сложные и ранее образованные нав вички.
Взаимодействие навыков
Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка.
Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научившись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков используется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выполнять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык анализа литературного текста переносится на другие учебные тексты,
Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерференция - такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.
Исследования Б. Ф. Ломова показали, что при обучении чертежному шрифту учащиеся заменяли некоторые буквы этого шрифта печатными и письменными. В этих фактах проявляется интерференция навыков чтения и письма обычного шрифта на навык начертания букв стандартным чертежным шрифтом (рис. 6).
Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, например 32, читается, а очевидно, и воспринимается различно. По-русски это тридцать два (30+2) , по-немецки dreibig (2+30). При обучении счету на немецком языке можно наблюдать у школьников неправильное считывание чисел по-русски на уроках математики. Вместо 32 они считывают 23, переставляя цифры в числе.
Навык беглого чтения мешает учителю русского языка видеть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.
Явление интерференции навыков связано с иррадиацией возбуждения по коре мозга, а ее исчезновение - с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нервной системе.
Зная, что при выработке новых навыков происходит их перенос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупреждает интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: “А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная”. Так учащиеся упражняются в сознательном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учитель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.