Скифы и их золото. Золото скифов

Золотая скифская пектораль, из музея в Киеве

Те, кому доводилось путешествовать днепровскими степями, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути земляные курганы. Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.

Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.

Последняя версия в скором времени подтвердилась.
Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов — то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале - находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.

Так, во второй половине XIX века крестьяне в окрестностях Никополя, добывая песок в одном таком холме, прозванном местными жителями «Луговой могилой», нашли золотые изделия с отчеканенными на них изображениями странных чудовищ. Счастливые обладатели находок доложили об этом происшествии в местное управление, а чиновники уже поведали археологам. В результате последовавших за этим раскопок удалось найти могилу скифского царя, останки которого обильно украшали золотые предметы.

Скифы - этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.

Откуда появились скифы в Северном Причерноморье - неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.

Более того, скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью. Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со Скифией.
Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию - ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.

Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.
Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах — никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в Скифии не имелось.

Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию Северного Причерноморья, приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.

Справедливости ради следует отметить, что он все же предупредил о своем намерении и предложил отдать ему сокровища добровольно. «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем мы сражаться за эти могилы или нет», — так ответили скифы Дарию. Воинственные степняки вместо того, чтобы принять бой с огромной, превосходящей их в силе и численности армией, разумно ограничились партизанской тактикой, измотав внезапными атаками неповоротливое войско захватчиков. Так они отстояли свои земли.

Когда же скифы исчезли так же внезапно, как и появились, могилы их предков остались без защиты и в курганы ринулись охочие до легкой наживы кладоискатели. Правда, добраться к легендарным сокровищам оказалось не так уж просто. Требовалось немало усилий, чтобы раскопать многометровую земляную насыпь, а скрыть столь масштабные раскопки, естественно, не представлялось возможным. Земляные работы «черных археологов» неизменно привлекали внимание как простых жителей, так и конкурентов, а особенно властей. Вот и приходилось нелегальным искателям сокровищ проявлять поспешность, что, как известно, ни в одном деле до добра не доводит. К тому же, против разорения могил восстали и сами их обитатели. Как вскоре выяснилось, не только фараоны умели защищать свои захоронения проклятиями.

В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей — перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Курган после раскопок «черных археологов»

Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана — в диаметре он достигает 100 метров, в высоту — 18.

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.

Дальше - больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера — место погребения самого царя — до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э., весящая более килограмма (если быть точным, то 1 кг 150 г). В диаметре это украшение достигало 30,6 сантиметра и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 килограмма уникальных золотых изделий.
Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.



Какие ассоциации возникают при упоминании о кочевых племенах скифов? Лихие наездники, покорившие просторы Евразии. Конкуренты греков в освоении Северного Причерноморья. Пионеры партизанской войны, победившие могущественных персов. И, конечно же, мы знаем о скифах благодаря разбросанным по украинским и российским степям погребальным насыпям – курганам, а также найденным в них несметным сокровищам.


Сегодня эти сокровища пользуются немалым спросом на мировом рынке древностей. То и дело на ведущих аукционах Европы и Америки всплывают шедевры скифского искусства, законность попадания за границу которых более чем сомнительна. Например, стандартная скифская золотая бляшка в виде оленя весом менее грамма оценивается на «Сотбис» в 10 тысяч долларов. И это – штамповка, которая распространена весьма широко. Более редкие изделия ценятся куда выше – например, бляшка в виде козы ушла с молотка за 380 тысяч условных единиц.

Как и другие древние народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому умершего сопровождали в последний путь «по высшему разряду» – в могилу знатного скифа клали не только личные вещи, а и лошадей, слуг, наложниц и жену (которых перед этим специально убивали). Над погребением насыпали земляной холм – курган, размеры которого, как правило, зависели от влияния и богатства усопшего.

«Степные пирамиды» еще в древности манили любителей легкой наживы. Поэтому многие скифские захоронения предстали перед учеными уже разграбленными. Тем не менее, на протяжении двух последних столетий курганы не раз преподносили археологам «сюрпризы» в виде уцелевших бесценных сокровищ.



Исследователи выяснили, что самые знатные скифы заказывали украшения у греческих мастеров. Эллины (в том числе колонисты – соседи кочевников) достигли небывалых высот в ювелирном деле.


Уникальные находки из причерноморских курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха получили мировую известность. Крупнейшие музеи желали заполучить образцы скифского искусства. Кстати, нажиться на всеобщем интересе к скифам стремились не только расхитители могил. Одесские аферисты продали доверчивым французским ученым изделие современных ювелиров под видом «короны скифского царя Скилура». Некоторое время «предмет старины» даже выставлялся в Лувре, пока обман не был раскрыт.


Пожалуй, самая знаменитая скифская находка всех времен была сделана во время исследования кургана Толстая Могила, что в Днепропетровской области. Раскопки этого погребения (которое изначально казалось специалистам «неперспективным») проходили в 1971 году. Руководителем работ был Борис Мозолевский – археолог и поэт, не имевший на тот момент научной степени, но мечтавший во что бы то ни стало найти захоронение скифского царя. Мечта ученого-романтика сбылась. Ему удалось сделать то, чего не удавалось именитым профессорам и академикам. «Жемчужиной» Толстой Могилы стала пектораль – золотое нагрудное украшение тончайшей работы и весом более килограмма. Изображения людей и животных на пекторали до сих пор вызывают интерес ученых, которые не пришли к единому мнению относительно их значения. Открытие Мозолевского стало одной из самых громких археологических сенсаций века.


Сегодня интерес к скифскому наследию не утихает. И проявляется этот интерес не только в лучших выставочных залах мира, куда отечественные музеи периодически привозят «скифские» экспозиции. С распадом Советского Союза финансирование археологических исследований (и в России, и в Украине) резко сократилось, а освободившуюся нишу заняли «черные археологи». Скифское золото – самое прибыльное «направление» деятельности охотников за артефактами.

Title="По мнению, ученых, среди
современных народов ближайшие родственники скифов - осетины." border="0" vspace="5">


По мнению, ученых, среди
современных народов ближайшие родственники скифов - осетины.

Кстати, с грабителями скифских погребений связана одна любопытная история. В 1862 году археолог Забелин исследовал курган Чертомлык. Во время раскопок ученый обнаружил скелет, принадлежавший «черному археологу» древности. Судя по всему, грабитель прорыл узкий тоннель в центр кургана, где находилось погребение. Ему удалось достать оттуда золото, однако тоннель обрушился, и горе-преступник был погребен вместе с добычей.

Четыре крымских музея 16 января подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Пирсона, требуя вернуть коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция величиной около двух тысяч артефактов была вывезена из крымских музеев и Музея исторических драгоценностей Украины на выставку в музей Алларда Пирсона в начале февраля 2014 года. После присоединения Крыма к России возникли разногласия по поводу того, какой стороне должны быть возвращены экспонаты. Осенью 2014 года Украине вернули киевскую часть экспонатов, предметы из крымских музеев остаются в Нидерландах. Окружной суд Амстердама 14 декабря постановил, что коллекция должна быть возвращена Киеву. Во всей этой истории, крепко завязанной на политике, интереснее всего сами скифы. Сиб.фм в формате «Короче» разбирается, кем же они были, чем знамениты и откуда взялось их золото в музеях?

Кто такие скифы?

Если совсем коротко, то скифы — ираноязычный кочевой народ, живший в степях Южной России, Украины и Казахстана с VIII века до н. э. по IV век н. э.

Иногда под скифами понимаются только племена, жившие в Северном Причерноморье, между Дунаем и Доном, и описанные Геродотом и другими античными авторами.

В широком смысле к скифам и родственным им народам (сарматам, аланам, готам и другим) относят кочевников-индоевропейцев, расселившихся на огромной территории — от Алтая и Тувы до Венгрии, где и кончается евразийская Великая Степь. Культура их была достаточно однородной, хотя, конечно, менялась со временем.

А разве скифы — наши предки?

Не совсем. Славяне прямыми потомками скифов считаться не могут. Они были соседями скифов и испытали их культурное влияние. Мифы скифов отразились в русских сказках и былинах. В пантеоне киевского князя Владимира были боги скифского происхождения. Однако это народы одного индоевропейского корня.

Потомками скифов считают себя осетины, живущие по обе стороны Кавказского хребта. И действительно, язык их считается самым близким к скифским наречиям.

Так что в культурном смысле нынешние россияне вполне могут считать себя наследниками скифов. Особенно если учесть, что Россия — страна многонациональная.

Это античный народ или варвары?

Предметы искусства, которые изготовляли скифы и родственные им народы, в музеях обычно проходят по разделу первобытного искусства. Но это не более чем условность — конвенция, удобная искусствоведам.

На самом деле культура скифов — это самая настоящая античность, только не греко-римская, а наша, доморощенная.

Скифы были одним из самых известных античных народов. Скиф Анахарсис считался одним из семи величайших греческих мудрецов. В Афинах была поговорка об остроумных ораторах: «Говорит как скиф». Знаменитые амазонки — тоже племя скифского происхождения.

А что там с их кровожадностью и воинственностью?

Древнегреческий историк Геродот писал, что скифские племена изготавливали пергамент и плащи-накидки из кожи, содранной с вражеских воинов, шесты с головами убитых врагов ставили над кровлями жилищ, совершали человеческие жертвоприношения и даже пили кровь врагов. Подлинность таких описаний современные историки ставят под сомнение, поскольку Геродот часто писал, опираясь на рассказы разной степени достоверности.

Другое дело, что важную часть славы скифов составили их подлинные воинские доблести. Скифы первыми сделали конницу главным родом войск и искусно применяли тактику партизанской войны. В родных степях их не мог победить никто.

Привычка носить штаны или такое изобретение, как стремя — также скифско-сарматское наследие. Правда, европейцы усвоили эти новшества уже в Средние века.

Где археологи находят золото скифов?

Главный источник музейных коллекций скифского искусства — погребальные курганы, разбросанные по всей Великой Степи от Чёрного моря до Западной Сибири.

Скифы очень пышно хоронили своих покойников. Курганы на могилах их царей достигали 20 метров в высоту и содержали в своих недрах огромные богатства. Включая ювелирные изделия из драгоценных металлов.

Скифские поясные пластины, браслеты, накладки на оружие, гребни, ритуальные чаши и сосуды отличаются филигранностью отделки. В них часты мотивы борьбы животных — это знаменитый «скифский звериный стиль». Но встречаются и сцены повседневной жизни скифов.

А при чём тут три мушкетёра?

Об особом отношении скифов к золоту говорит их миф. Небеса послали сыновьям первого человека Таргитая три раскалённых золотых дара: плуг, секиру и чашу. Их не смогли взять ни старший сын Липоксай, ни средний Арпоксай. Только младшему Колаксаю дались они в руки; он и стал первым царём скифов.

Три небесных дара символизируют здесь три сословия: земледельцев, воинов и жрецов.

Подобное тройственное деление общества можно проследить у всех индоевропейских народов, включая славян. Отсюда же ведут своё происхождение христианская Троица, сказочные три медведя, былинные три богатыря. И даже три мушкетёра, хотя на самом деле их не три, а четыре.

А откуда у скифов золото?

Из тех самых мест, где начиналась золотая лихорадка в нашем отечестве — с Урала и с Алтая. О золоте этих краёв знали ещё в ранней Античности. Правда, сведения о нём носили легендарный характер.

Древние греки рассказывали, например, что где-то в стране гипербореев, на северном краю земли, золото добывают фантастические существа — грифоны с львиным туловищем, крыльями и птичьей головою. А с грифонами за это золото воюют одноглазые люди — аримаспы.

В этих россказнях была и толика правды. Изображения грифонов — один из частых мотивов скифского искусства.

Разумеется, на протяжении тысячелетий скифские курганы грабили все, кому не лень. Но кое-что осталось и на долю нынешних археологов.

При чём тут Пётр Великий?

Самая большая коллекция скифского золота хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Однако начало ей было положено при Петре Великом, когда никакого Эрмитажа ещё не было.

Петровская «сибирская коллекция» включала двести золотых изделий, присланных в 1715-1718 годах из Тобольска первым сибирским губернатором князем Гагариным.

Неизвестно, впрочем, сколько золота при этом прилипло к рукам Гагарина: вскоре его показательно повесили за воровство. Хотя воровство в те времена понимали расширительно: не только как лихоимство, но и как склонность к бунту.

Как бы то ни было, при Екатерине Второй «сибирская коллекция» стала частью сокровищницы Эрмитажа. Позднее её пополняли находки императорской Археологической комиссии.

В советское и постсоветское время сокровища из раскопок также по большей части передавались в Эрмитаж. Хотя кое-что досталось и другим музеям.

А рудознатцы при чём?

При том. Не надо думать, что князь Матвей Гагарин наладил в Сибири планомерные археологические раскопки.

В те времена по Сибири с разрешения петровской Берг-коллегии бродили ватаги рудознатцев — самодеятельные геологические партии.

В рудах и минералах неграмотные рудознатцы разбирались не слишком хорошо. Свои открытия они обычно делали по следам древних горных разработок, «чудских ям». Зато они охотно раскапывали древние курганы. Совсем как нынешние «чёрные археологи»
Пётр велел скупать их находки.

А как золото оказалось в крымских музеях?

Его там нашли. В 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи. Николай I приказал находки разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей осталась малая часть, коллекция со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

В 1960-х, после после включения Крыма в состав Украинской ССР, украинское правительство решило создать в Киеве музей исторических драгоценностей. Экспонаты туда передавались в том числе и из Крыма. Из Керченского музея древностей были вывезены практически все золотые предметы, в том числе находка 1964 года — погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

Короче, какая отсюда мораль?

Скифское наследство похоже на всю Россию. Сколько ни воруй, сколько ни передавай в дар — разворовать и раздарить дотла невозможно.

Короче, из Голландии скифское золото в Крым вряд ли вернётся, но наверняка будут раскопаны новые курганы и найдены новые скифские драгоценности.

Кроме того, скифское наследие включает не только золото. Это и мифы, сохранённые античными авторами. И прочно усвоенная тактика партизанской войны. И пугать Европу своим скифским происхождением.

Золотое нагрудное украшение — пектораль

Почти отвесный черный колодец обрывался вниз на шестиметровую глубину. И каждая ступенька деревянной лестницы опускала нас ровно на столетие в прошлое. Мы находились у порога гробницы знатной скифянки. Время и жадные руки грабителей пощадили этот удивительный и неповторимый памятник: все лежало здесь так, как было оставлено скифами двадцать четыре столетия назад…

Более двух с ‘половиной тысяч лет назад-в VIII- III веках до н. э. - в южно-русских степях, от Дона до Дуная, господствовали скифские племена кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Верховная власть принадлежала царю самого могущественного племени - скифов царских.

«По ту сторону Герроса, - пишет греческий историк Геродот,- находятся так называемые царские владения и живут многочисленные скифы, считающие прочих скифов своими рабами. Занимаемая ими местность простирается к югу до Таврики (Крыма), а к востоку… до торжища при Меотийском озере (Азовское море), частью же их владения простираются до реки Танаида (Дон)».

Обычно царь со своим ближайшим окружением, домочадцами, слугами и бесчисленными стадами медленно кочевал по степным просторам Скифии, разбивая на полюбившихся местах свой укрепленный лагерь. Лишь в конце V века до н. э. на левом берегу Днепра, напротив Никополя, возникает громадное Каменское городище, где находилась, возможно, и царская резиденция.

Когда же грозный владыка скифов умирал, его торжественно хоронили на специальном царском кладбище. «Царские гробницы,- указывает Геродот,- находятся в Геррах, до которых судоходен Борисфен (Днепр). Таким образом, речь идет о степном Приднепровье, где-то в районе порогов.

Здесь, в окрестностях Никополя, Днепропетровска и Запорожья, были найдены и раскопаны еще в дореволюционную пору наиболее интересные и богатые скифские курганы: Чертомлык, Солоха, Александрополь и другие. Обнаруженные там вещи - и особенно драгоценные ювелирные изделия работы античных и скифских мастеров - по праву составляют гордость знаменитой «золотой кладовой» Государственного Эрмитажа.

Но лишь в наши дни планомерные и широкие исследования скифских древностей во многом углубили представления ученых о важнейших сторонах жизни скифов. И раскопки кургана, о котором пойдет речь, безусловно, займут в ряду этих открытий далеко не последнее место.

Ранней весной 1971 года украинские археологи Б. Н. Мозолевский (начальник экспедиции) и Е. В. Черненко приступили к изучению огромного девятиметрового кургана - «Толстой могилы», расположенного в степи, на окраине небольшого украинского города Орджоникидзе, на Днепропетровщине.

Несколько недель спустя под гигантской земляной насыпью показались пятна двух обширных могил: центральной и боковой. Шансов на успех на первый взгляд было немного. Хорошо заметный грабительский ход шел прямо к главному погребению в центре кургана. Поэтому сперва решили раскопать боковую гробницу, сооруженную, судя по всем признакам, несколько позже основной. В нее вели два длинных коридора - дромоса. Внутри находилось пять погребенных. Главными там, без сомнения, были знатная скифянка и ее малолетний сын. Бесчисленные золотые украшения с головы до ног осыпали тех, во имя кого были насильственно умерщвлены и брошены рядом слуги: кухарка, воин и возничий. Социальное положение последних определяли вещи, положенные рядом: подле кухарки - бронзовая посуда, рядом с воином - лук и колчан с острыми стрелами, возничий же находился возле обломков самой погребальной повозки.

Гробница оказалась абсолютно нетронутой, и все оставались точно на тех же местах и в окружении тех же вещей, как и в момент сооружения кургана - почти две с половиной тысячи лет назад.

Высокая коническая шапочка (вероятнее всего, кожаная), сплошь обшитая золотыми фигурными бляшками и пластинами, украшала голову царицы. На ней была одежда с длинными, расширяющимися на концах рукавами, расшитыми двумя рядами золотых бляшек, и изящные, вышитые золотом башмачки. Тут же положен полный набор дорогих украшений: массивные золотые серьги с изображением богини, сидящей на троне и молитвенно простирающей вверх руки; золотая гривна с фигурками 7 львов, преследующих лошадь; 3 золотых браслета и 11 золотых перстней, бусы. Туалетные принадлежности, бронзовое зеркало и три дорогих сосуда (в том числе и чернолаковая греческая чаша) дополняют общую картину, подчеркивая необычайную пышность погребального ритуала.

Рядом со скифянкой, в деревянном, отделанном алебастром саркофаге, лежал мальчик двух-трех лет. Его принадлежность к царскому роду доказывают вещи: такой же, как у матери, большой золотой браслет и золотой перстень, массивная золотая гривна, золотые серьги. Весь костюм царевича сплошь обшит фигурными золотыми бляшками. В головах бережно положены священные серебряные сосуды скифов - ритон (сосуд для вина в виде рога), полусферическая чаша и маленький кувшинчик с округлым дном, близкий по форме знаменитым вазам со сценами из жизни скифов из курганов Куль-Оба и Частые курганы. На Древнем Востоке и у многих ираноязычных племен (в том числе и у скифов) ритон считался не только священным сосудом, но и одним из атрибутов царской власти. С его помощью земные владыки как бы приобщались к миру владык небесных. Согласно одной из скифских легенд, дошедшей до нас в пересказе Геродота, символы царской власти в виде золотого плуга, ярма, секиры и чаши упали когда-то с неба. Все эти предметы непременно встречаются почти во всех более или менее уцелевших от разграбления курганах скифских царей.

Центральная гробница была разграблена. В перемешанной вязкой земле грабительского хода повсюду валялись золотые бляшки и куски железного чешуйчатого панциря. В небольшой комнате - склепе площадью в 4 квадратных метра и высотой около 1,3 метра - беспорядочно разбросаны человеческие кости, принадлежавшие взрослому мужчине, а вокруг множество вещей: боевой пояс из бронзовых пластин, золотая нагайка, два ножа, двузубая вилка, часть булавы и обломки двух железных наконечников дротиков. Здесь же четыре колчана, туго набитые стрелами, бронзовые котлы и глиняная амфора с тремя ручками. Такова была картина, открывшаяся в первый момент взору археологов.

Отдельные фрагменты пекторали. Дерущиеся петухи — изображение на верхней части ножен меча.

В коротком коридоре, соединяющем погребальную камеру с входной ямой, во время похорон скифского царя кто-то положил, а может быть, и намеренно спрятал две наиболее ценные вещи - тяжелое нагрудное украшение из золота (пектораль) со сценами из жизни скифов и фигурами животных, а также железный меч в великолепных золотых ножнах, украшенных фигурами фантастических зверей.

Мертвому царю принесли в жертву его любимых скакунов. В двух ямах, неподалеку от центральной гробницы, лежали останки шести коней в богатой сбруе, отделанной золотом и серебром. Рядом с ними в отдельных могилах покоились убитые слуги, скорее всего конюхи. Старший конюх был вооружен двумя ножами и луком со стрелами. На шее у него золотая гривна.

Таков был мрачный ритуал торжественных скифских похорон.

Экскурсия в древнюю Скифию закончена. По той же лестнице поднимаемся назад, на вольный степной простор, к яркому солнечному свету для того, чтобы здесь, в небольшом лагере экспедиции, получить ответы на вопросы, возникшие во время нашего подземного путешествия. Предоставляем слово начальнику археологической экспедиции Борису Николаевичу Мозолевскому.

Вопрос. Борис Николаевич, можно ли по внешнему виду кургана установить, к какому времени и к какой культуре он относится!

Ответ. Скифские могильники нисколько не отличаются от курганов, оставленных населением предшествующих эпох. В 1964 году доктор исторических наук А. И. Тереножкин предложил искать скифские курганы новым способом - бурением. Суть этого метода состоит в том, чтобы определить, какой мощности слой глины лежит в глубинах кургана. Известно, что скифы хоронили своих покойников в очень глубоких подземных гробницах. При рытье могилы выбрасывалось большое количество глины, которая оставалась под курганной насы пью. В курганах других эпох могильные ямы неглубокие и глины на поверхности оставалось немного. Обычно бурение дает быстрый и точный ответ о родословной кургана. Но с «Толстой могилой» все было иначе. Долгожданная темно-желтая глина показалась только в пятой скважине. Лишь тогда мы с полной уверенностью могли утверждать, что найден еще один скифский курган.

Вопрос. Как вы оцениваете результаты раскопок и в чем их особая значимость по сравнению с другими открытиями подобного рода!

Ответ. Судя по найденным в центральной могиле характерным атрибутам власти, раскопано погребение очень знатного скифского вельможи, а скорее всего царя. Нам посчастливилось раскопать одну из богатейших скифских гробниц, обнаруженных за последние полвека. .Поражало, что и в саркофаге младенца, и у скифской женщины, и в центральной гробнице, где был захоронен знатный скиф, лежали одни и те же штампованные золотые бляшки. Одни и те же символы и орнаменты украшали одежду и обувь всех трех погребенных. По своему научному и художественному значению эти находки, пожалуй, можно сравнить лишь с сокровищами знаменитой Чертомлыцкой гробницы, где был погребен один из могущественных властителей Скифии IV века до н. э.

Вероятно, в «Толстой могиле» похоронены члены одной семьи, глава которой скорее всего был из того же рода царей, что и Чертомлыцкий властелин .

Т. Кравченко, специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь», №9, 1971 г.

В Окружном суде Амстердаме 5 октября начался суд по делу о возвращении коллекции археологических находок из курганов Крыма, и коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция скифского золота состоит из 2 тысяч артефактов, была предоставлена четырьмя крымскими музеями для выставки в голландский музей Алларда Пирсона в феврале 2014 года . Выставка «Золото скифов» побывала и в музеях Германии, и произвела Когда выставка закончилась, власти Нидерландов отказались возвращать экспонаты в крымские музеи, потому что Крым перестал быть украинским и вернулся в Россию. Такой отказ сам по себе противоречит общепринятой мировой практике взаимодействия между музеями. Экспонаты предоставлялись на выставку четырьмя музеями Крыма , а вовсе не правительством Украины. Если экспонаты взяты из конкретного музея – они должны быть возвращены в конкретный музей, вне зависимости от того, в какой национальной юрисдикции этот музей теперь находится.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть. Глава Крыма Сергей Аксенов не верит в справедливость судебного разбирательства вокруг спорной музейной коллекции золота скифов. «Судебным путем вряд ли решить этот вопрос. Всё это все не будет решено, пока не будет положительной политической воли. Процесс это политический, а не юридический и решаться должен в другом поле. Окружной Суд Амстердама ничего не решит», - считает Сергей Аксенов.

У России сейчас очень непростые взаимоотношения с Нидерландами, вызванные известным докладом по поводу судьбы самолета Малайзийских авиалиний, сбитого над Украиной. И ожидать от голландского суда непредвзятости никак не приходится.

В Амстердаме решает судьбу никакого не скифского золота, а коллекция готских, позднесарматских, боспорских предметов, найденных на территории Крыма, всего около 2 тысяч предметов. А вот скифского золота там нет, потому что скифское золото находится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины, расположенном на территории Киево-Печерской лавры. Вся скифская часть экспозиции была взята в Нидерланды именно из этого музея, и после окончании выставки благополучно вернулась обратно. Не вернулось лишь то, что было взято из крымских музеев.

Зададимся вопросом: откуда в Музее исторических драгоценностей Украины взялось скифское золото?

Впервые золото скифов было найдено в 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи и впервые были описаны археологами. Узнав о найденных драгоценностях, Николай I приказал привезти все находки в Санкт-Петербург, и разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей, основанном в России русским градоначальником Керчи Иваном Стемпковским , осталась малая часть археологических находок, которая со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

Когда же золото скифских курганов попало из Керченского музея древностей в киевский Музей исторических драгоценностей Украины? В 1960-х годах. Украинское правительство решило создать в Киеве сокровищницу, подобную собраниям Москвы и Ленинграда.

Экспонаты во вновь созданный киевский музей свозились со всей территории Украины, включая территорию Крыма, который был включен в состав Украины в 1954 году. Из Керченского музея древностей и из музея Херсонеса в Киев вывезли практически всё — сотни предметов из золота.

При распаде СССР Россия решала с Украиной много вопросов: о вывозе ядерного оружия, делили армейское вооружение СССР, обсуждали статус Черноморского флота, но никто не задался вопросом: а как быть русскими культурными ценностями, оказавшимися на территории другого государства? Царские дворцы Крыма, ценнейшие музейные экспонаты остались в Крыму, и ими стала распоряжаться Украина.

Экспонат выставки «Крым: золото и секреты Черного моря» в Амстердаме.

Передача Крыма в состав Украины в 1954 году была незаконной, так как изменение территории РСФСР не было утверждено Верховным Советом РСФСР. Все решения о переносе археологических древностей с территории Крыма в Киев, принятые украинским руководством в 60-х годах прошлого века, после незаконной передачи территории Крыма в 1954 году, тоже были незаконными. Никогда не поздно вернуться к вопросу о Реституции, предполагающей восстановление состояния чего-либо, существовавшее до принятия неправомерных решений, всё надо вернуть к состоянию «до 1954 года».

Из Керченского музея древностей практически все золотые предметы были вывезены в Киевский музей исторических драгоценностей Украины, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

России следует заявить свои права на скифское золото, хранящееся на территории Украины. Тем более, что его судьба вызывает серьезные опасения. Древние скифские украшения видели и на жене Виктора Ющенко, и на певице Софии Ротару. в скандальной истории с кражами картин из голландского музея фигурируют два имени - лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока и бывшего главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко.

Самое дикое во всей этой истории состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет, несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где теперь окажется пропавшая коллекция скифского золота можно только догадываться!

В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу - украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню «Одна калина» певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье «Бабочка», браслеты, серьги и кольца , выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.
По материалам: https://ria.ru



Публикации по теме