Описание основных типов подростковых групп. Подростковые неформальные группы: индивидуально-психологические особенности подростков

Страница 1

Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, его твёрдым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестёрка», которым все помыкают. Состав групп стабилен, приём новых членов сопряжён с особыми «испытаниями» или ритуалами. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свой «язык», свои клички, обряды. Подобные группы обычно образуются только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечётким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы обычно разнополый и нестабильный - одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо чётких требований, удовлетворение которых необходимо для вступления в неё.

Группа защищает подростка, даёт ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему жёсткие требования. Группа создаёт особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» - сверстники, члены одной группы, и «они» - взрослые или ровесники, но члены другой группы - имеет для подростка очень большое значение.

Желание добиться признания со стороны сверстников оказывает серьёзное влияние на нравственное развитие подростка. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе ровесников. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников.

Реакцией группирования может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. В группе сверстников, как правило, начинается также алкоголизация, осуществляется первое знакомство с действием токсических веществ. Даже формирование психической зависимости к алкоголю или иным токсическим веществам проходит стадию особой «групповой зависимости» - когда, например, влечение к алкоголю вспыхивает только когда подросток попадает в «свою» группу. Отрыв от «своей» группы сразу же прекращает алкоголизацию.

Ранняя алкоголизация часто возникает поначалу как одно из проявлений деликвентности.

Под деликвентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат. Delinguo - совершить проступок), отличающихся от криминала, т. е. наказуемых согласно Уголовному кодексу серьёзных правонарушений и преступлений.

Деликвентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей. Реже встречается мошенничество, “домашние кражи” небольших сумм денег.

Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

Oсознание этнической идентичности
Осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенно...

Динамика развития стрессового состояния
Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье. За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения дея...

Способы быстрого запоминания учебного материала в классах детей с ЗПР
Наверное каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, а существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запоминать различную информацию более эффективно, то есть сделать процесс усвоения знаний более легким и естественн...

Среди младших членов общины есть те, кого зовут подростками, возраст которых обычно определяется между двенадцатью и пятнадцатью годами. Они представляют собой особую группу со своими особенными потребностями, поскольку они оказываются где-то между детством и юностью, когда с ними происходит много перемен.


ОТНОШЕНИЕ К ПОДРОСТКАМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:

К сожалению, в современном обществе подросткам не уделяется должное внимание, чаще всего на них смотрят как на все еще детей и продолжают к ним относиться соответственно. Важный период упускается и взрослые не успевают ответить на потребности этого возраста.

В то же время, мы не можем не признавать негативного влияния внешнего мира на наших детей, и не можем уберечь или оградить их ото всех опасностей, с которыми они неизбежно столкнуться, став взрослыми.

Если группа подростков проявляет нежелательное поведение ― помимо того, что естественным образом появляется во время сменяющих друг друга кризисов и побед, характерных для процесса нормального роста, ― причины этого явления нужно искать в социальном окружении, а возможно и в вопиющих противоречиях, которые пробуждающиеся умы открывают в мире взрослых, которым они раннее всецело доверяли.

Эта позиция, конечно же, не говорит о полном отсутствии горячности или непокорности подросткового возраста. Предполагается, что чаще всего социальное окружение и поведение взрослых несут ответственность за многие негативные черты, ассоциирующиеся с этим возрастом.

Как вожатый подростковых групп, вы должны знать, что на подростков оказывает сильное влияние то, как другие относятся к ним. Таким образом, мрачная картина подросткового возраста, превалирующая в обществе, способствует созданию условий для распространения нежелательных моделей поведения.

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

Ранний подростковый возраст ― жизненный период, когда мы значительно усиливаем нашу способность возвышаться над внешними проявлениями и искать более глубокое понимание того, что мы видим и что мы испытываем. Это подразумевает, что подростки нуждаются в духовном восприятии и им нужно помогать осознать духовные силы, увидеть духовную суть во всяком положении и найти соответствующие духовные принципы.

«Быстрое распространение программы взращивания духовного потенциала подростков — еще один признак сдвига в культуре общины бахаи. В то время как в мире преобладает тенденция изображать эту возрастную группу как проблемную, одолеваемую муками бурных физических и эмоциональных изменений, безразличную и зацикленную на себе, община бахаи — в стиле языка и в подходах, которые она использует, — решительно движется в противоположном направлении вместо этого отмечая в подростках альтруизм, обостренное чувство справедливости, стремление больше узнать о Вселенной и желание внести свой вклад в построение лучшего мира. Многочисленные сообщения о том, как подростки по всему миру высказывают свои мысли, участвуя в этой программе, подтверждают обоснованность этого видения. Все свидетельствует о том, что программа вовлекает их расширяющееся сознание в исследование окружающей действительности, что помогает им анализировать созидательные и разрушительные силы, существующие в обществе, и распознавать влияние, которое эти силы оказывают на их мысли и поступки, обостряя их духовное восприятие, улучшая их способность самовыражаться и укрепляя их систему нравственности, которая будет служить им на протяжении всей жизни. В возрасте, когда подростки уже могут опираться на свои расцветающие интеллектуальные, духовные и физические возможности, они получают инструменты, необходимые для служения общему благу и противостояния силам, которые могут затмить их подлинную сущность, заключающуюся в том, что они — благородные существа.»

Из Послания Всемирного Дома Справедливости к Ризвану 2010 г.

Подростковый возраст ― это период жизни, когда человек учится решать все более сложные вопросы. Поэтому очень важно, чтобы в программе были виды деятельности, способствующие укреплению с илы мышления и речи. Нам нужно помнить, что между мыслью и языком существует неразрывная связь. Через речь проявляется сила мысли и понимания. Но в то же время наше понимание действительности формируется и развивается в контексте слов. Таким образом, развитие силы словесного самовыражения и расширение понимания действительности идут рука об руку.

ЦЕЛЬ ПОДРОСТКОВОЙ ПРОГРАММЫ:

Сформировать основу характера подростков;

Помочь подростку справляться с трудностями;

Оказывать активное влияние на свое окружение и изменять его к лучшему;

Научиться размышлять;

Предвидеть последствия своих действий;

Отличать истинное от ложного;

Программа рассчитана на три года. Каждый год этой программы важный, потому что был разработан с учетом потребностей каждого года подросткового возраста.

Для того чтобы уметь делать нравственный выбор, человеку нужно больше, чем просто набор правил; в уме молодого человека должна быть построена полная нравственная структура с сильной социальной направленностью, устанавливающая связь между духовными концепциями, моделями поведения и знанием последствий, ― структура, поддерживаемая силами воли и мужества. Подобная нравственная структура обычно тесно связана со структурой языка, которая должна установиться в уме человека. Я зык должен бать достаточно богатым, чтобы помочь молодым людям понять мощные социальные, культурные и идеологические силы, формирующие поведение людей, и духовные веяния, необходимые для преобразования этих ценностей.

Развитие духовного восприятия, укрепление силы речевого самовыражения, построение прочной нравственной структуры ведет к усилению духовных способностей (наделению духовной силой), а это процесс, который лежит в основе ваших усилий. К сожалению, обладание силой ассоциируется у большинства людей с ценностями, которые не согласуются с духовной сутью человека. Образы, обычно приходящие на ум при обсуждении вопроса силы, связаны с контролем, манипуляцией, господством, управлением, верховенством и подчинением. Развивая способности подростков, вы помогаете им сформировать другой вид силы ― нравственной и духовной. Образы, возникающие при упоминании такой силы, включают любовь справедливость, знания, понимание, восприимчивость и служение. Именно эта сила превращает комара в орла, каплю воды в реки и моря и атом в источники света и солнца.

Новый уровень самосознания, который проявляется в период юности, может развиваться в двух противоположных направлениях. Одно из них ведет к повиновению Воле Божьей и самоотверженному служению человечеству, а выбрав другое человек попадает в плен эгоизма и страстей.

«Индивидуальность всякого создания основана на божественной мудрости, посему в творении Бога нет недостатков. Однако в личности нет элемента постоянства. Это слегка изменчивое качество человека, которое можно повернуть в любом направлении. Например, если он приобретет похвальные добродетели, они укрепят индивидуальность человека и проявят его скрытые силы; но если он приобретет пороки, красота и простота его индивидуальности будут утеряны и его Богом данные качества задохнутся в зловонной атмосфере себялюбия.»

Абдул-Баха

Мы живем в век, когда агрессивная культура материализма вторгается во все слои общества. Чрезмерная занятость собой, что вплетена в ткань этой повсюду распространяющейся культуры, ставит перед нами множество препятствий, когда мы пытаемся помочь молодежи развить их способности. Даже самые искренние усилия высвободить потенциал молодежи могут пострадать от влияния принципов, индивидуалистических в своей основе. Это сложная задача. Система, существующая в современном мире, лишает большинство людей способности справляться с жизнью.

«Уверенность в себе» сокрушает чувство истинной природы человека, как следствие самореализация становиться предметом серьезной озабоченности (беспокойства). Она заставляет миллионы людей забыть о жизни души; поэтому заслуживает внимания понятие «самопознание». Все же, программы, делающие упор на личность не обязательно спасут ситуацию. Слишком легко романтизировать индивидуума и взращивать эго. Подлинное индивидуальное развитие требует отказа от себя. Наша задача воспитывать в молодежи истинную духовную восприимчивость, так, чтобы их нежные сердца трепетали, привлеченные Наивеличайшей Красотой и обратились к высоким идеалам бескорыстного служения Делу.В этот период становления мы должны пытаться развивать их способности и таланты таким образом, чтобы сдерживать настойчивое эго, утверждающее себя.

ПОДРОСТКОВАЯ ГРУППА:

Вся идея программы основывается на идее подростковой группы. Это группа друзей, которая вместе учиться новому и полезному, делает добрые дела, строит дружбу. В каждой группе есть вожатый, более старший друг, который помогает им развить свои способности.

Помимо изучений книг подростки занимаются творчеством, планируют проекты добрых дел, занимаются спортом. Группа встречается один раз в неделю. Обычно группы формируются из друзей, живущих недалеко друг от друга.

Очень важно, чтобы на первых нескольких встречах были подробно обсуждены цели группы и определенные задачи, которые члены группы хотят установить для себя. Группа также должна прийти к согласию в вопросе особенностей тех видов деятельности, которые будут предприниматься. Необходимо сделать особый упор на концепцию совершенства и служения. Важное требование успеха ― это построение доверия и дружбы с родителями подростков. Вожатые должны посетить родителей до или вскоре после того, как подростки сформируют свою группу, и объяснить им цель программы. После этого им следует продолжать регулярно посещать родителей и советоваться с ними по поводу благополучия и прогресса их детей.

ПОДРОСТКОВЫЕ КНИГИ:

Книги были разработаны с учетом возраста от 11 до 15 лет и делятся на разные категории, которые:

помогают подросткам развить способность ясно выражать свои мысли;

помогают подросткам взаимодействовать с обществом;

ВЕТРЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Подростки знакомятся с историей четырех молодых людей, которые задумываются о том, кем они будут в будущем. Важной мыслью книги есть то, что необходимо прилагать усилия в достижении цели. Подростки узнают себя в этой книге и размышляют о своем будущем. Еще в книге после каждой истории даются упражнения, которые помогают ребятам научиться пользоваться словами, узнать и размышлять над смыслом некоторых новых слов.

ИДТИ ПРЯМОЙ СТЕЗЕЙ

Курс духовного и нравственного образования для подростков. Кроме того, материал курса дает возможность формирования языковых и речевых навыков. Основа курса - притчи, истории, сказки, являющиеся золотым фондом, достоянием всего человечества.
Читать, осмысливая текст и эффективно использовать силу речи - это те способности, которые каждый молодой человек старается развить. И если он хочет прожить плодотворную жизнь в постоянно усложняющемся мире, ему нужно уметь претворять высокие идеалы и благородные слова в чистые дела. Молодым умам необходимо прививать навыки распознания нравственных вопросов, лежащих в основе выбора, который они постоянно делают.
В данном материале собраны двадцать рассказов из разных культур, каждый раскрывает какую-либо тему. Предложенные для изучения, они передают концепции нравственного развития и сопровождаются упражнениями, формирующими языковые навыки.
Предлагаем вашему вниманию один из рассказов (урок №15)
Почти каждый день нам приходится по многу раз делать выбор: что делать, а чего не делать, что говорить, а чего не говорить. Правдивость и честность - это те нормы, к которым нам нужно обращаться при принятии решений. Иногда, кажется, что было бы проще немного отклониться от правды, но честность удерживает нас на прямой стезе.
В одной далекой стране правила уже немолодая царица. Беспокоясь о будущем своего государства, она начала искать наследника, поскольку у нее не было детей.
Однажды поздно ночью царица взяла мешочек с цветочными семенами и обжарила их так, чтобы они никогда не взошли. Затем она разослала гонцов во все города и деревни. Они должны были пригласить молодых людей в возрасте пятнадцати лет приехать во дворец. На следующий день десятки подростков предстали перед царицей, чтобы выслушать ее. Они возликовали, узнав, что кто-то из них станет будущим царем или царицей - тот, кто сможет вырастить самые красивые цветы из специально подготовленных семян. Каждый из них получил горсть семян и поспешил домой, чтобы посадить их. Но семена, конечно же, не проросли.
“Люди меня засмеют, если у меня не вырастут цветы, - думал каждый подросток, - Я буду унижен, а царица разочарована”.
В назначенный день они собрались во дворце. Один за другим подростки показывали царице горшки с многочисленными цветами, но она лишь грустно качала головой, думая: “Неужели их так легко прельстить? Неужели среди них нет ни одного, наделенного прямотой и смелостью, кто смог бы следовать моему примеру, когда станет правителем?”
В конце очереди стоял мальчик, с трудом сдерживавший слезы.
- Мне очень жаль Вас расстраивать, Ваше Величество, - сказал он, - Мои семена не проросли.
Радостная улыбка озарила лицо царицы. Она бросилась к мальчику и обняла его.
- Вот он! Вот он! - воскликнула она. - Мой народ будет в безопасности с таким царем, как ты!

ПОЛАГАЯСЬ НА СИЛУ СЛОВА

«Полагаясь на Силу Слова» - книга наиболее подходит для подростков в возрасте 14 лет. Она посвящена развитию способностей молодых людей. Она позволяет им овладеть силою слова. От самых простых навыков - развитие красоты чтения и грамотного письма, что более важно, она помогает осознать моральную сторону слов и действий.

Тексты строятся вокруг молодежной группы, которые проживают в деревушке под названием Алегриас (это слово означает “ радость ” ). Элиза - вожатая, Диего, Мариэла, Анна-Мария, Антонио, Карлота, Роберто - подростки, которые помогают построить в их деревне общину. Они хотят, чтобы она стала моделью прогресса в духовной и материальной жизни.

Пример игры:

Написать буквы на отдельных листах, и прикрепить на одежду подростка одну букву. Например, РУГД или ТСЕДИВНО. Потом попросить их стать в ряд и меняться до тех пор пока они выстроят слово.

«По отдельности вы похожи на перемешанные буквы. Но когда вы собираетесь вместе, то становитесь друзьями и учитесь сотрудничать. Вы становитесь словами, у вас есть значение, и вы можете сказать что-то важное» .

В каждом уроке мы можем познакомиться с рассуждениями подростков по разным темам: они говорят о прогрессе в материальном и духовном мире и размышляют о том, можно ли, например, быть счастливым и быть бедным. Особенно впечатляет урок, в котором описывается, как подростковая группа пишет “ Декларацию молодежи . В своей декларации молодежь просит свою общину задуматься о прогрессе в материальном и духовном мире. Молодежь решает, что прогресс в материальной и духовной жизни можно достичь силой слова, подкрепленного бескорыстными делами.

Очень трогательно в книге “Полагаясь на Силу слова ” описано со слов подростков о семейной консультации и совместной молитве. В уроке, посвященном рассказу молодежи о дружбе, особенно тех ситуациях, когда друг хочет делать то, что незаконно или аморально. А образование, по словам подростков, мы получаем не только в школе, а всю жизнь!

Один из уроков посвящен газетам, которые “ суть зеркала мира . Но часто в погоне за сенсационностью, в газетах искажаются факты, и они распространяют ложь. У газет есть большая власть, так как они используют силу слова. Если газеты используются правильно, то они помогают прогрессу.

ОБУЧАЯСЬ СОВЕРШЕНСТВУ

Книга для подростков, в которой мы знакомимся с Линг Ли, которая приехала к бабушке и дедушке в деревню Юан Фен. Она живет и учится в городе Донг Шане. Она закончила начальную школу и перешла в среднюю. В книге мы знакомимся с мыслями Линг Ли об отношении к ней ее родителей. Что иногда ей кажется, что родители более не любят ее. И как о любви рассуждает г-жа Чен. “ Любовь - это причина жизни. Это сила, которая соединяет все вещи во вселенной. Все атомы и молекулы соединены силой притяжения, но сила любви, которая возникает между людьми является наиболее мощной. Это не просто привязанность. Любовь способствует росту и дарит нам радость.

В следующем уроке г-жа Чен рассуждает о зависти. Она говорит, что “ человеческое сердце сотворено для любви и оно должно быть к чему-то привязано. Но если оно не привязывается к высшим идеалам, то оно тянется к низменным желаниям - мы думаем о себе, хотим всего лишь для себя и испытываем зависть к успеху и счастью других.

О люди, тьма жадности и зависти затмевает свет души подобно туче, которая мешает пробиться лучам солнца.

В уроке посвященном ремеслам г-н Чен говорит, что “ по мере того как ты овладеваешь ремеслом и совершенствуешься в нем, между твоими руками, умом и сердцем развивается особая связь. В процессе размышления у тебя в уме появляются идеи и передаются твоим рукам. Перед твоим внутренним зрением возникают образы, того, что ты можешь создать. Твой ум и твои руки следуют за стремлением твоего сердца к красоте и совершенству.

В следующем уроке, в разговоре с учительницей, Линг Ли узнает, что “ в нашем сердце есть тяга к прекрасному и к совершенству, которая помогает нам стремиться день ото дня становиться лучше. Часто успешность вызывает зависть у людей, но более светлый путь - сотрудничество, который лучше предпочесть соперничеству. В соперничестве кто-то обязательно проиграет, а в сотрудничестве побеждают все.

В одном из уроков г-жа Вонг предложила внучке поговорить о некоторых принципах научения. Например, чтобы помогать своим друзьям в учебе, их не нужно забрасывать фактами. Нужно помочь им мыслить. Тебе нужно самой учиться и совершенствоваться интеллектуально. Нужно стремиться понять причину всего сущего; научиться задавать правильные вопросы и решать сложные задачи.

Перед отъездом внучки г-жа Чен готовит несколько уроков о духовном совершенстве, чтобы изучить их вместе. Каждый из уроков посвящен духовному развитию помогает понять концепцию “ праведного поведения ” .

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЧИСЛАХ

В книге для подростков «Размышление о цифрах» мы знакомимся с подростками, которые живут в филиппинской деревне. Их учительница, миссис Пароча, добрая и терпеливая женщина. Ее ученики по-настоящему ее любят. Она помогает им разобраться во многом. Так в первом уроке ребята узнают, что необходима точность в работе с цифрами, но не всегда степень этой точности одинакова.

Один из уроков посвящен соответствию. Миссис Пароча объясняет этот принцип на примере племени в Шри Ланке, в котором не было слов для обозначения цифр. Они при подсчете кокосовых орехов использовали палочки, каждый из которых соответствовал кокосовому ореху. Но для того, чтобы подсчитать более тысячи орехов было необходимо использовать тысячу палочек. Другой пример более удобный и помогает понять метод соответствия. Его использовали в древние времена для подсчета солдат. Когда солдат входил в казарму в один ящичек клали один камешек, и так до тех пор, пока не входило десять солдат. Когда же входил одиннадцатых солдат, начинали наполнять второй ящичек, то есть они группировали солдат в десятки, как мы в уме группируем цифры. Ребята рассуждают, что не всегда соответствие ведет к справедливости. Так, например, количество билетов, которые продают на автобус не всегда соответствует количеству пассажиров, которые может перевезти этот автобус. Это приводит к тому, что отношение к людям, которые едут в таком автобусе - не является достойным.

В одном из уроков диалог подростков и учительницы касается того, что мы обычно считаем предметы, которые, обычно, взаимосвязаны, то есть имеют общий признак или несколько признаков. Ребята в этом уроке знакомятся с понятием “множества”.

В уроке, посвященном числу π ребята узнают про иррациональные числа, то есть те числа, которые мы не можем представить как отношение двух целых чисел, то есть дроби. А в уроке №7 ребята узнают об отрицательных числах, которые расположены по оси слева от нуля. Интересно, что в конце урока рассуждая об отрицательных числах, приводят пример, что одалживая деньги получается отрицательное их число.

Предлагаем одну задачу, как пример:

Все, что мы покупаем, имеет цену. Когда мы ходим по магазинам, мы видим, что одна и та же вещь может стоить дороже в одном магазине и дешевле в другом. Давайте взглянем на двух владельцев магазина и посмотрим, как они ведут свой бизнес.

Первый владелец магазина при установке цен руководствуется справедливостью, например, он устанавливает цены таким образом, что получает меньше прибыли от тех товаров, в которых действительно нуждаются люди. Он иногда продает основные продукты питания по меньшей цене, когда знает, что покупатель беден и не может позволить себе купить их.

Другой владелец магазина устанавливает цены таким образом, чтобы получить больше прибыли. Например, Он продает алкогольные напитки по низкой цене с целью привлечь больше покупателей, когда в магазин приходит незнакомый человек он берет с него денег больше, чем обычно.

В каком магазине вы бы сделали свои покупки и почему?

В следующем уроке ребята вместе с учительницей рассуждаю об эффективности работы. Если работу необходимо сделать качественно, то нет необходимости делать эту работу очень быстро. Иногда в погоне за скоростью мы теряем качество. Но если мы будем делать работу очень медленно, мы можем не успеть сделать ее вовремя. Поэтому наша работа должна быть эффективна. Следовательно, эффективность мы не измеряем числами, а качеством.

В следующем уроке ребята вместе с учительницей рассуждают об использовании машин, и насколько это увеличивает эффективность работы человека. Они приходят к выводу, что в некоторых случаях использование машин лишает человека возможности обеспечивать себя заработком. Например, мастерские в селах. Очень часто в села привозят продукцию, произведенную в этом же селе, но уже дороже, так как она упакована в яркую упаковку.

Последнее занятие посвящено беседе о времени. Учительница предложила ребятам поразмышлять о тех выборах, которые мы делаем, когда решаем, как провести время. Из 24 часов каждый день, нам некоторое количество времени необходимо тратить на сон, прием пищи, поддержание тела в чистоте. Остальную часть времени мы посвящаем учебе, спорту, играм, общению с друзьями, работе. В любой момент времени нам необходимо принимать правильное решение, какое действие предпринять и сколько времени на это потратить. Если подумать о трех важных аспектах жизни - физическом росте, умственном развитии и духовном росте, то можно прийти к выводу что все они связаны между собой. И у нас нет необходимости делить день на три части, чтобы позаботиться о своем теле, своем разуме и своей душе. Самое важное, чтобы мы не тратили время зря, и тщательно обдумывали, почему мы проводим время так, а не иначе.

Потому что потерянное время никогда не вернешь.

ХРАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

«Храм человеческий» - это подростковая книга, которая знакомит нас с учителем, Йеном Скоттом и его учениками. Йен Скотт- требовательный учитель, и никто не считает, что на его занятиях легко. Но все стремятся попасть к нему на уроки.
На первом уроке Йен Скотт предложил подросткам написать маленький отрывок и выбрать несколько глаголов, которые бы имели отношение к зрению, а на следующем уроке он предложил обсудить можем ли мы видеть только физический свет. Подростки узнают о предрассудках. Это предрассудки закрывают наше внутреннее зрение, и не дают нам увидеть истину. В следующем уроке, изучая следующее стихотворение подростки рассуждают о свете знания. Благодаря этому свету мы можем отличить правильное от неправильного, истину от заблуждения. Без знаний наши жизни полны иллюзий. Знание помогает нам понять, что не все, что привлекательно, приносит нам счастье. Подростки обсуждают тему иллюзий приходят к выводу, что сила не в богатстве и физической мощи, а в бескорыстной любви и служении человечеству. На втором занятии по теме слух, подростки рассуждают об умении вслушиваться в смысл. “Чтобы понять других мы должны слушать сердцем.” “Недостаточно просто слушать слова, мы должны постараться понять мысли чувства, стоящие за словами.” “Если люди до краев наполнены своими идеями, они не могут услышать.” “Им кажется, что они слушают, но на самом деле они думают о том, что сами хотят сказать.” Размышления подростков о шепоте совести помогает им задуматься о голосе низшей природы. Этот голос говорит нам, что мы центр Вселенной, и все что мы хотим, только для нас. Мистер Скотт объясняет, что мы должны оставлять без внимания этот голос, и прислушиваться к нашей высшей природе. Мы порой не задумываемся о последствиях наших слов, о том, как они могут задеть чьи-то чувства. Например, некоторые шутки построены на унижении других. “Язык человека не создан для пустословия, он создан для молчания”.
Подростки рассуждают о смирении. Они говорят, что смирение не означает, что вы должны позволить другим вытирать о вас ноги. Смирение - это не считать себя выше других, а также быть готовым учиться у других. Недостаточно просто говорить и действовать, важно, как мы говорим, и что мы делаем. Мы должны поступать и говорить правдиво и честно, мужественно и мудро.

ПРОБЛЕСКИ НАДЕЖДЫ

Книга «Проблески надежды» вдохновлена идеями Бахаи. Это история обычного мальчика Кибоми. Он любит учиться, играть и ловить рыбу со своими друзьями. Он очень умен. Ему двенадцать лет, и он мечтает о том дне, когда сможет улучшить мир.

Страна в которой он живет очень красива. В книге рассказывается о двух племенах этой страны - Кангу и Адумба, которые воюют между собой. Кибоми и его семья из племени Адумба.

Кибоми, после смерти родителей отправляется на поиски своей сестры. Его родители были убиты племенем Кангу в разгар гражданской войны. Все истории, которые случаются с Кибоми очень интересны. Это и встреча с добрым стариком из племени Кангу , который накормил Кибоми . А особенно жизнь в семье Макемби, в семье, которая приняла Кибоми, как родного сына.

После каждого урока в книге есть упражнения, которые помогают анализировать и размышлять над вопросами надежды и отчаяния. Эта книга способствует развитию духовного восприятия подростков.

ДУХ ВЕРЫ

Книга , одна из книг подростковой программы. Она направлена на то, чтобы помочь подросткам узнать больше о смысле их существования, как духовных творений в неразрывной связи с природой вокруг них и подталкивает их к размышлению о смысле физической действительности с духовной и научной точек зрения.

Мы познакомимся с рождением новой подростковой группы, а также с их вожатой. Мы узнаем, как размышляют подростки о том, что значит быть человеком.

В одном из уроков подростки рассуждают о том, что значит “унизиться”. Вожатая, Наталья, предлагает такой пример. Представьте себе человека, у которого есть драгоценные камни, но он выбрасывает их и собирает обычные камни. Он богат, но превращает себя в бедняка. Когда мы отказываемся от драгоценных качеств, которыми нас наделил Бог, мы унижаем себя.

Еще одна концепция, которая очень важна для понимания действительности подростков это то, что зло является отсутствием добра.

«Любовь есть свет, в каком бы доме она не светила, а вражда есть тьма в каком бы жилище она не обитала» .

В этой книге обсуждается вопрос, который волнует подростков. Почему люди ведут себя так по разному. “Волеизъявление” - это проявление нашей свободы выбора что-то сделать, а посредством проявления свободы выбора мы решаем поступать хорошо или плохо; решаем быть добрым или злым; быть жадным или щедрым.

Рассуждая о судьбе, вожатая приводит пример, который дал нам Абдул-Баха. Каждый из нас похож на ткача. Нам дана рамка и пряди нитей. Нам также дали другие нити, чтобы мы использовали их. Это наши таланты и способности. Это наша судьба. Но мы сами выбираем орнамент. Тот узор, что получается, это то, какими мы становимся. Так как это очень сложно, Бог всегда помогает нам, если мы делаем усилия. Это похоже на парусную лодку: движущая сила поступает от ветра, а не от лодки. Но именно капитан использует ветер, чтобы направить лодку по назначению.

Ребята вместе с вожатой рассуждают о происхождении видов, и человека. Очень интересна их беседа об эволюции.

Однако, все приходят к выводу, что без Духа веры человек не мог бы стать просветленным, одухотворенным человеком:

«Дух Веры - это сила, которая делает земного человека небесным, несовершенного человека - совершенным, порочного - непорочным…»

«Жизнь человеческая имеет свою весеннюю пору и наделена изумительной славой. Юности свойственны сила и энергия, и она является лучшей порой в жизни человека. Посему надлежит вам денно и нощно прилагать усилия, так чтобы, наделенные небесной силой, вдохновленные чистейшими побуждениями и при поддержке Его неземной мощи, небесной милости и вспоможения, могли вы стать украшением мира человеческого и превзошли тех, кто посвящен в истинное знание и любовь Божью.»

1.2 Роль группы в социализации подростков

Принадлежность к группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения, очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки ищут такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников .

В первобытном обществе важную роль в социализации подростков и юношей играли так называемые "мужские дома" и возрастные союзы, которые зачастую охватывали и предподростковый возраст (8-12 лет). Сознание своей принадлежности и эмоциональная привязанность к возрастной группе предшествуют образованию более тесных и индивидуализированных дружеских отношений, которые нередко поддерживаются всю жизнь .

Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. И на первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т. д.

Любое общество дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.

Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации.

Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их успеваемости или принадлежности к "активу".

В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой подростковой среде. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского (1976), А.В. Киричука (1970) и др., более резкой становится разница в положении "звезд" и "отвергаемых" ("изолированных").

Типичное для подросткового возраста стремление к объединению в группы получило название реакции группирования (Личко А.Е., 1983) .

Социальная перцепция

Критерии, определяющие социометрический статус подростка, очень многообразны.

Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе – одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы. Девять десятых обследованных М.Л. Алемаскиным (1971) правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, были в своих школьных классах "изолированными". Около половины обследованных Г.Г. Бочкаревой (1972) несовершеннолетних правонарушителей относились к одноклассникам безразлично или враждебно.

Я.Л. Коломинский установил ряд закономерностей социальной перцепции у подростков:

– тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;

– эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;

– ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах (1976).

Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. Очевидно, существует и обратная связь – социометрический статус зависит и от поведенческих особенностей подростка, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу "пренебрегаемых", склонные к нонконформизму – в группу "отвергаемых" (Коломинский Я.Л., 1976). Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения.

Сравнив реальную статусную структуру классов и ее оценку работающими в этих классах учителями, Я.Л. Коломинский нашел, что учителя невольно сглаживают статусную дифференциацию, преуменьшая значение крайних категорий. А без умения оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю трудно найти индивидуальный подход к нему.

Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории. Как уже говорилось, в первобытном обществе существовали "мужские дома", в феодальном – "королевства шутов", в деревнях "левобережные" враждовали (когда условно, а когда и всерьез) с "правобережными". В городе возникали "клики", "шайки" и "ганги". В послевоенном Ленинграде одно время происходили серьезные стычки между ребятами с Петроградской и с Выборгской стороны .

В группах подростки приобретают умения разрешать конфликтные ситуации.

Основа этого явления – противопоставление "Мы" и "Они" по территориальному принципу – существует практически везде.

Ослабление влияния семьи создает так называемый "эффект стаи" – повышение степени идентификации мальчика-подростка с группой сверстников, вызываемое ослаблением влияния семьи, особенно отцовского начала.

Параметры групп

Юношеские (и шире – молодежные) группы и объединения можно сравнивать и оценивать по различным параметрам: по их юридическому статусу (официальные и неофициальные, институционализированные и спонтанно-стихийные), по социально-психологическому статусу (группы принадлежности и референтные группы), по численности (большие и малые), по степени стабильности (постоянные, временные, эфемерные, одноразовые, случайные), по социально-пространственной локализации (внутришкольными, внешкольными, дворовыми, уличными), по типу лидерства (демократические и авторитарные), по идейной направленности (просоциальными, асоциальными и антисоциальными) .

Одно из наиболее обширных исследований молодежных групп в России было проведено И.С. Полонским в Курске. По его данным, стихийно-групповое общение охватывало не менее 80-85% всех подростков и юношей. На 9/10 эти группы были разновозрастными, включающими в себя и подростков, и юношей. Социальный состав также обычно был смешанным (школьники, молодые рабочие и учащиеся ПТУ). Численность колебалась от 5 до 15 человек. Больше трети групп были исключительно мужскими; остальные объединяли юношей и девушек. Примерно половина обследованных И.С. Полонским компаний – постоянные, стабильные, остальные – временные, ситуативные.

Обнаружив, что лидерами в стихийных группах чаще всего становятся подростки и юноши, не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе, И. С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что у младших подростков сколько-нибудь резких расхождений между позицией в школе и на улице еще не наблюдается, но к 9-10-му классу ощутимо просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше статус юноши в стихийной группе, тем ниже он в официальном классном коллективе. Этот разрыв в статусе и критериях оценок школьных и внешкольных лидеров создает сложную психолого-педагогическую проблему.

Будучи основаны, прежде всего, на межличностных отношениях, стихийные группы не знают того резкого расхождения между официальной структурой и структурой личных взаимоотношений, которое наблюдается в организованных коллективах .

Конформность

Типичная черта подростковых и юношеских групп – чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и её лидеров. Неокрепшее, диффузное "Я" нуждается в сильном "Мы", которое, в свою очередь, утверждается в противоположность "Они".

Страстное желание быть "как все" (а "все" – это исключительно "свои") распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. То есть, индивидуальность утверждается через единообразие, которое тщательно поддерживается. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести .

Таким образом, коллективно-групповое поведение подростков и общение со сверстниками принимает в этом возрасте характер первоочередной необходимости. Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка, юноши в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения. Для подростковой среды характерна дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной.

Дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни. Глава 2. Молодёжная субкультура. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта...

Экспертиза студенческих газет начала 90-х гг. Анализу языка и стиля газеты «Петрозаводский университет» за 1991-1992 и будет посвящена исследовательская глава. 3. Лингвоэкологическая экспертиза студенческой газеты Петрозаводского государственного университета за 1991 - 1992 3.1 Нарушения в области стилистики Понятия стиль и стилистика применяются в филологической науке давно, но научная...

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

О. О. Абзалова

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ
КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

В настоящее время объединения подростков в неформальные группы участились, т. к. для многих подростков объединения в неформальные группы и асоциальный образ жизни стали своеобразной формой протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших, удовлетворением потребности в общении вне школьной системы. Количество неформальных объединений выросло и продолжает расти. Поэтому обращение к теме их влияния на формирование личности является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальным.

Группа – это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию .

В каждой группе формируются определённые нравы, обычаи, привычки, стереотипы поведения. Они усваиваются её членами и отличают данную группу от других. Группа через влияние на индивидов направляет их к достижению групповых целей, удовлетворяет потребность подростка в защите и безопасности. Группа выполняет также поддерживающую роль, так как вместе людям легче преодолевать «отрицательные» эмоции. В групповом общении дети получают друг от друга различную информацию, учатся формировать и отстаивать своё мнение по поводу разных явлений и событий, формируют свои представления о жизни, постигают систему социальных норм.

Потребность участия в группе особенно характерна для подростков в силу особенностей их психологии.

По мере взросления у подростка меняется иерархия интересов и потребностей. Особенно важным в этот период становится общество сверстников. И ни к какой другой когорте они не восприимчивы так, как к своей подростковой среде, с её положительными или отрицательными ориентациями и установками. Специфика социализации через группу сверстников является решающим фактором при передаче информации, моделей поведения, моды, возможности самоутверждения. У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив, групповая солидарность, групповое поведение – следование образу жизни, действий, нормам поведения группы, подчинение её моде.

В ряде социологических исследований показано, что часто определяющее влияние на подростков оказывает неформальная группа, а не семья и школа. Именно неформальная группа выступает основным социализирующим институтом в подростковом возрасте. Группы сверстников занимают промежуточную позицию между семьёй и школой, между семьёй и социальной системой в целом. Управляя переходом мировоззрения подростков от частных ценностей к общественным, группы сверстников выполняют функцию обеспечения своих членов определённым способом поведения, самоидентификации и самоутверждения.

Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные группы можно классифицировать по трём группам:

1. Просоциальные, то есть социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и другие. Они имеют, как правило, позитивную направленность;

2. Асоциальные, то есть группы, стоящие в стороне от социальных проблем;

3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных её представителей .

Большинство социологов и психологов считает, что тяготение подростка к неформальной группе сверстников усиливается по мере ухудшения его отношений с семьёй и школой. Подростки, ощущая себя непринятыми, непонятыми в семье, отвергнутыми школой, ищут прибежища в обществе «себе подобных». В этих случаях оценка ценностей и норм сверстников становится для подростка более убедительной и значимой, чем те, которые существуют у старших. Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что чем больше расхождение между привлекательностью сверстниковых ценностей и ценностей взрослых, тем все более возрастает влияние групп сверстников на подростка, все быстрее и больше происходит процесс его автономизации и отчужденности от взрослой среды. Именно в это время происходит разрыв в системе ценностей, норм, стереотипов поведения родителей и детей. Даже простое неучастие родителей в воспитании детей играет для них значительную роль – возможность оказаться под влиянием приятелей.

Участие в неформальных группах – явление закономерное для подростков. Оно объясняется следующими моментами:

Переориентацией общения с родителями на ровесников, ослаблением влияния семьи;

Маргинальностью социального положения (уже не ребёнок, но ещё не взрослый), что способствует появлению нестабильности, неловкости, беспокойства в поведении;

Необходимостью удовлетворить потребности подростка в общении, защите, солидарности в поведении;

Переходом форм контроля от детских к взрослым;

Трудностями переходного возраста.

Среди социальных факторов, способствующих приходу несовершеннолетних в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях; конфликты с родителями, преподавателями. Выявленные мотивы достаточно традиционны: желание провести свободное время, отсутствие взрослых и контроля, необычные приключения и переживания, общие интересы. Однако внешние причины заставляют задуматься о том, что это – внутреннее одиночество и желание найти друзей, уважение окружающих, достаточно высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой жизнедеятельности индивида. Одиночество отражает потребность в принадлежности к какой-либо группе, и как показывают наши исследования, подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни молодёжи, удовлетворяют информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности.

Особенности личности школьников среднего и старшего подросткового возраста, создающие психологическую основу их стремления к включению в неформальные молодёжные объединения, рассмотрел И. А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов (атрибуты одежды и групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков к общению с образцовой для них полезным делом в школе и вне её, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью .

Социально-педагогическая деятельность в качестве субъекта имеет многочисленные неформальные группы учащихся. Самостоятельным направлением этой деятельности выступает использование возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации, поддержки личности. Важным условием успешной работы с неформальными группами подростков является консолидация усилий социального педагога с родителями и педагогическим составом. В зависимости от типа и характера объединения «неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической работы: первое - это агитация молодёжи, если движение просоциально; второе - это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом; третье направление - перенацеливание лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов» находящихся в непосредственной близости.

Необходимо, чтобы социальный педагог находил общий язык с подростками. Если «неформалы» видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах и именно такая двусторонняя связь, между «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путем подбора «ключика» к душе подростка и становится основой в профилактической работе или в социально-педагогической коррекции подростка, его поведения и взглядов.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. Москва: ВЛАДОС, 2003. 370 с.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 624 с.

3. Степанов В. Г. Психология трудных подростков: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Степанов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.

Так же как и социальные структуры взрослых, общества подростков можно разделить на формальные и неформальные группы. Неформальными обществами обычно называют слабо структурированные группы не посещающей школу молодежи, которая собирается вместе, но имеет мало возможностей принять участие в формальноорганизованной сети социальных отношений. Исключение – подростковые уличные банды, которые существуют как отдельные самостоятельные подгруппы.

По данным психологов 75% несовершеннолетних совершают преступления (грабежи, разбойные нападения, кражи, хулиганство) в составе групп. Преступность несовершеннолетних – это групповые преступления .

Психологическая характеристика подросткового возраста

Известный американский психолог Стенли Холл назвал период пубертата периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка –личностная нестабильность.

Анна Фрейд отмечала: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такуюпреданностьисамопожертвование... С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти... Иногда их поведение по отношению к другим людямгрубоибесцеремонно, хотя сами онинеимоверно ранимы. Их настроение колеблется междусияющим оптимизмоми самыммрачным пессимизмом...»

Ведущая деятельность в этот период – общение . У детей в это время появляется много знакомых и образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования».

Еще одна значимая сфера отношений подростков – отношения со взрослыми, прежде всего с родителями. Согласно данным, полученным за последние десять лет в США 36 , очевидно, что подростки не ориентируются только на сверстников или только на родителей. Чем младше подросток, тем более вероятно, что он согласен с ценностями и привычками родителей, и тем меньше влияние сверстников. Как видно из таблицы, в этом возрасте родители в большей степени определяли даже выбор одежды и еды.

Соотношение влияния родителей и сверстников по ряду вопросов (исследование Thompson,D.N., 1985)

Родители (%)

Сверстники (%)

Лучший друг (%)

Выбор одежды для посещения школы

Какую одежду покупать

Когда возвращаться домой

Посещать ли вечеринку

Предпочтения в еде

Как тратить деньги

Как проводить свободное время

Какие телепередачи смотреть

Выбор музыки

Выбор материала для чтения

Манера речи

Нормы поведения

Посещение церкви

Мнения о людях

Спортивные предпочтения

Советы по личным проблемам

Прическа

Выбор клубов

Степень ориентации на родителей или сверстников зависит от социально-экономического статуса, от пола. Например, у юношей возникает больше разногласий с родителями, чем у девушек, однако если девушки в чем-то не согласны с родителями, как правило, это выявляется в более раннем возрасте, что является проявлением более ранней зрелости у представительниц женского пола.

Для молодежи, испытывающей сильную эмоциональную привязанность к родителям, более вероятна «родительская» ориентация, чем для тех подростков, которые враждебно относятся к своим родителям или отвергают их.

Как бы ни хотелось родителям и воспитателям, но 85% всех подростков проходят через стихийное групповое общение. В отечественной превентивной психологии выделяют три типа стихийных групп:

    Просоциальные , или социально-положительные;

    асоциальные (стоящие в стороне от социальных проблем, со своими узкогрупповыми ценностями);

    антисоциальные , или социально-отрицательные.

К просоциальным готносятся 3/5 подростковых групп: экологические общества, культурологические и общественно-политические организации и т. п. К промежуточным досуговым группам относятся «фанаты», «рокеры», «металлисты», «брейкеры» и т. д.

Все эти группы – питательная среда для криминогенных групп. Основная причина их возникновения – «запретительское» отношение взрослых к молодежной моде и перестраховка. Лучший способ взаимоотношений с ними – «легализация», предоставление свободного выбора, когда они чувствуют себя свободно и независимо.

Особая группа – неформальные объединения , где объединяющий стержень:

    образ жизни

  • духовные ценности

    атрибутика

Хиппи – полная свобода, включая секс; равноправие и терпимость; отказ от всякой регламентации.

Панки – внутренняя иерархия; ритуал «опущения»; циничное отношение к девушкам; пренебрежительное отношение к закону и уголовному кодексу; снижение ценности собственной жизни.

Хайлафисты – пропаганда «красивой жизни»; изысканные манеры; роскошный образ жизни; карьерные устремления; ограничения контактов с «серостью», «быдлом».

Предпосылки для неблагоприятной динамики групповой социальной направленности: изолированность, корпоративность, замкнутость.

Девиантные субкультуры

Сатанизм – вопиющий вызов доминирующей в обществе системе ценностей. Часто создают ритуалы по оккультным книгам, обложкам альбомов пластинок, кинофильмам, видеофильмам и выступлениям рок-групп направления «хэви метал». Часто наблюдают или участвуют в физическом или сексуальном насилии над животными или людьми, которые оказывают как на жертв, так и на участников глубокое травмирующее воздействие, приводящее к серьезным психическим расстройствам.

Для некоторых подростков участие в подобных группах – лишь выражение обычного юношеского бунтарства. Было обнаружено, что семьи подростков-сатанистов, как правило, неблагополучны: родители склонны к насилию, семья неполная; влияние могут оказать наследственные психические заболевания, алкоголизм родителей, отсутствие любви к подростку, отвержение его или суровая критика в его адрес. Часто к культу обращается тот, кто стал в семье «козлом отпущения» или «паршивой овцой», именно они склонны идентифицировать себя со злом и искать общества других «исчадий ада».

Бритоголовые (скинхеды ) – самая агрессивная группа белых расистов. Пропагандируют ненависть, фанатизм и насилие по отношению к меньшинствам. Часто бреют головы, надевают черные кожаные куртки, подтяжки, закатанные джинсы и тяжелые ботинки; делают себе татуировки и носят символы, отражающие идеи неонацизма, превосходства белой расы и расового насилия. Возраст большинства членов банд – от 16 до 19 лет, но в основном банды состоят из тинейджеров 13–14 лет, подстегивающих свою храбрость наркотиками. Они, как правило, из распавшихся семей и многие из них в детстве подвергались насилию.

Асоциальные группы , в которых среда формирует и стимулирует мотивацию антиобщественного поведения:криминогенные и преступные .



Публикации по теме