Парень сказал что у нас нет будущего. "У нас нет будущего, но я не могу его отпустить": история нашей читательницы

Сегодня мы публикуем первую историю, которая пришла в нашу редакцию в ответ на , чтобы найти решение.

Героиня, которая пожелала остаться анонимной, поделилась с нами опытом долгих и непростых отношений с мужчиной, который не держит и не отпускает.

Какие выходы есть из непростой ситуации, расскажет Валентина Хожаева — профессиональный психолог, тренер личностного роста, руководитель Школы личности «Всплеск сознания».

«Добрый день!

Четыре года назад в парикмахерской у своей подруги я случайно увидела мужчину, который мне очень понравился. Тогда я еще была замужем и даже подумать не могла, что когда-нибудь буду с ним близка.

Впоследствии я развелась и долгое время была одна… Ухаживаний было много, но не хотелось близко подпускать к себе никого.

И вот однажды вечером раздается звонок с незнакомого номера. Абонент представился как «Сергей из парикмахерской». Я не поверила своим ушам! Как он узнал мой номер?

Оказалось, его дала моя подруга.

После длительного разговора он попросил меня встретиться. Я собралась в течение пары минут и поехала к нему, сама не веря, что я это делаю.

Правда жизни была такова: Сергей был пьян, и ему нужен был просто «трезвый водитель», чтобы отвезти его в кабак к друзьям. Но мне даже это было приятно…

Так я возила его около двух месяцев. Он пил, отдыхал, а я была за рулем. «Наивная дура», — думала я сама про себя. Но ничего не могла с этим поделать. Сергей был (и есть) веселым, добрым, интересным и безумно привлекательным мужчиной.

Radchenko-anna.com

Оказывается, он развелся с женой и начал пить. Мне всячески хотелось ему помочь, и было очень его жалко. Хотя и мне в тот момент было нелегко — одной с ребенком после развода.

В общем, мы стали с ним просто близкими друзьями. Каждый день проводили вдвоем — он пил, я его слушала.

Сергей очень веселый и добрый. Его внешность притягивает взгляды множества женщин…

После полугода нашей дружбы он пригласил меня к себе. У нас был секс… И я влюбилась окончательно!

У нас завязались отношения. И, как мне казалось, серьезные. Он часто со мной и моей дочкой выезжал на природу, готовил для нас ужины, устраивал классные вечера… Мы часто выезжали за границу, проводили время весело… Он даже помогал мне материально, хотя такую банальную вещь, как букет цветов, не подарил ни разу.

Все было настолько хорошо, что я на многое закрывала глаза.

«Многое» — это его друзья, которые постоянно отдыхали в клубах, это звонки непонятных мне женщин, это выключенный телефон на некоторое время, запои на пару дней…

Со временем мне это очень надоело, мы стали часто ругаться. Он постоянно врал, гулял по ночам, его часто видели с другими девушками… А я просто устала от такого отношения к себе.

Чтобы мне было легче его забыть, я на год уехала в Германию, благо была такая возможность.

Сергей звонил мне в скайпе каждый день, плакал, говорил, что не может без меня, что скучает и любит, что он стал другим и ждет моего возвращения.


anastasiagibskaya.com

Прошел год, и я вернулась… А он другим не стал. В его жизни и поведении не изменилось ровным счетом ничего!

Однажды я не выдержала и нашла в соцсетях пару его «подруг». Да, это были просто подруги, с которыми он отдыхал. Каждая из них знала, что у него есть я и что он меня любит. Но я все равно ревную и злюсь, что он врет мне о том, что не общается с другими женщинами!

Только за это лето я раз пять хотела закончить отношения. Устала от того, что он не только мой, что он постоянно «тусит» с друзьями, пьет и развлекается.

С другой стороны, я люблю его. Он состоятельный, хорошо относится к моей дочери. Когда мы наедине, внимателен, нежен… Но как только кто-то из его друзей приходит в гости, он начинает общаться со мной на повышенных тонах, иногда кричит, может даже замахнуться!..

Мозгом понимаю, что будущего у нас нет, он к нему не стремится… Но сердцем не могу отпустить человека!

После ссор у меня хватает сил не брать телефон лишь два дня, потом я его прощаю, и мы снова вместе. И так уже три года. Ругаемся, миримся… В неделю по несколько раз!

Как отпустить человека, который на 90% в отношениях ведет себя неправильно и жестоко? Хотя остальные 10% просто необходимы мне…

Вы, как и мои все знакомые, будете мне советовать расстаться с ним, найти новые отношения, но я не могу справиться с собой. Молюсь, чтоб не думать о нем, клялась, что не прощу ему многих вещей, но прощаю… Он мне необходим. Мне 28, ему 44…"

Комментарий психолога:

— С точки зрения психологии не существует правильного или неправильно поведения в вашей ситуации. Все, что вы получите от отношений, будет очень сильно зависеть от вас. А в вас сейчас много противоречий, которые и создают фонтан проблем.

Для того чтобы начать разбирать ситуацию, стоит определиться, чего же вы хотите. «Сердцем не могу отпустить человека», «прощаю», «отношения, которые… просто необходимы мне» — в этих моментах кажется, что вы хотите сохранить и наладить отношения, сделать их такими, чтобы вам в них тоже было комфортно, приятно.

«Как отпустить человека, который ведет себя неправильно и жестоко?» — а здесь вы вроде бы спрашиваете о том, как вам расстаться. «Вы, как и мои все знакомые, будете мне советовать расстаться с ним» — кажется, что вы снова этого не хотите, кажется, что вы способны и готовы налаживать отношения.
Поэтому я покажу вам плюсы и минусы, а решение о том, чего же вы хотите, предстоит принять все-таки вам. И после того как вы примете решение, многолетняя карусель закончится и начнется новый приятный этап вашей жизни.
Если вы хотите безболезненно расстаться.
В этом случае стоит внимательно прислушаться к себе и понять, что же эти отношения дают вам хорошего, приятного. Какие бонусы вы получаете. Пока, проанализировав ваше письмо, выделю несколько пунктов, вам же стоит сделать это самостоятельно, и, вероятно, вы найдете что-то еще. С каждым из этих пунктов стоит проработать, чтобы научиться получать эти бонусы из других источников, тогда ваше расставание будет делом техники, спокойным и комфортным.
«Он состоятельный» — обеспечьте себе такие финансовые условия, которые будут вас полностью удовлетворять.
«Хорошо относится к моей дочери» — уделяйте больше внимания своей дочери сами, заботьтесь о том, чтобы рядом с девочкой чаще бывали те взрослые, которые ее действительно любят — бабушки, дедушки, крестные, дяди и тети.
«Когда мы наедине, внимателен, нежен» — научитесь строить такие отношения с мужчинами, в которых внимательность и нежность будут неотъемлемой частью, будьте той женщиной, которая тоже внимательная и нежна и этим вызывает ответные чувства у близких (и, кстати, не только у мужчин, а и у друзей, родителей).
Проработав эти и другие бонусы, найдя способ получать это из других источников, у вас не останется эмоциональной зависимости от этого мужчины, поднимется самоценность, и вы спокойно примете расставание как один из этапов своей жизни. Более того, после этих проработок вы обязательно встретите мужчину, с которым у вас сложатся внимательные, нежные, приятные отношения.


proza.ru

Если вы хотите наладить отношения.

Я за то, чтобы сохранять отношения и налаживать их. В вашей истории есть много моментов, которые показывают, что вы не доверяете своему мужчине. Доверие — фундамент любых отношений. И нет смысла требовать от мужчины «сделай так, чтобы я тебе доверяла», доверие — процесс внутренний и зависит только от состояния вас как женщины.

Вы рассказываете, как убедились, что он говорил вам правду, а после этого добавляете «но я все равно ревную и злюсь». Тогда, возможно, дело не в нем, а в ваших эмоциях… И сколько бы он ни убеждал вас, что любит, вы же все равно ему не поверите, поэтому становится проще сказать вам, что он не общается с женщинами вовсе, чем объяснять, что с ними у него ничего не было. Когда доводы разумные оказываются неуслышанными, к сожалению, начинается время умолчания, когда проще не сказать, чем в очередной раз объяснять. А вот если бы вы доверяли своему мужчине, то он бы рассказывал, где, с кем, убеждался, что вы к этому спокойно относитесь, и как минимум в этом вопросе вы были бы спокойны.

А теперь немного о том, что же с этим делать. Здесь есть два момента, оба из которых стоит осуществить, чтобы отношения изменились и больше никогда не были прежними, а приносили радость и удовольствие вам обоим. Первое — давайте определимся, на кого же из мужчин вы на самом деле все еще злитесь, кто вас предавал и кого вы до сих пор не можете простить. Как мы убедились из вашего рассказа, этот мужчина вас не предавал, а вы ему все равно не верите, значит, ситуация случилась раньше, чем вы встретили его. Когда найдете, к кому же на самом деле относится ваша злость, ревность и недоверие, то к этому мужчине многие вопросы отпадут сами собой. Ваше поведение изменится, и, соответственно, изменится и его поведение, психологический климат ваших отношений, настроение будет хорошим. Второй момент — вам предстоит научиться уважать, доверять и заботиться об этом мужчине. В двух словах этого не рассказать. Начните с того, чтобы просто верить его словам, чтобы верить в те чувства, о которых он вам говорит, верить в то, чего он хочет от ваших отношений, как видит их через год или два.

По-хорошему вопрос с тем, от кого у вас тянется недоверие к мужчинам, стоит решить как можно скорее. Встретиться, например, с тем человеком и без лишней скромности сказать ему все, что вы о нем думаете. Это может стать спасительным кругом для ваших нынешних отношений.
Вот такие два пути я готова вам показать исходя из вашего письма. Ваше счастье полностью зависит от вас. Если вы считаете, что счастье возможно с этим человеком, то решение будет одним, если счастье возможно только без него, то другим. Какое бы решение вы ни приняли сейчас, оно будет самым лучшим и откроет вам новые возможности. А все, чему будет необходимо, вы научитесь, на то вы и активная, целеустремленная женщина. Такие женщины всегда приходят к счастью!

А что вы думаете об истории нашей героини? С вами случались подобные ситуации?

Встречался с девушкой 9 месяцев,мы по много раз расставались и опять сходились, но расставания были не долгими 2-5 дней, в основном причиной наших расставаний были мои обманы и моя чрезмерная ревность, и к тому же это сопровождалось агрессией с моей стороны.Хочу сказать, что я люблю ее очень сильно, и терять ее не хочу.Были обманы и с ее стороны, но это было обман во блага,но это все равно отражалось на мне болью.Я ее никогда не просил говорить "люблю", потому что знал что это много что значит и она не тот человек, который полностью верит в любовь .Но на 5 месяц наших отношений она наконец-то это сказала, я был счастлив как никогда, потому что не ждал этого,но только я сделав что-то не так, она говорила что она сомневается, что она любит, и скоро совсем перестала говорить люблю.Мы студенты учимся в разных городах и странах.Отношении постоянно напряженные.Но теперь основной причиной для нашего расставания стала не вранье, не расстояние,не другие проблемы, а то что она много думает и она считает, что моя мама ее не примет в семью , или просто невзлюбит, короче говоря,то что наши отношения обречены тем, что в конечном итоге все разрушится, потому что я года через 4-6 предложу ей руку и сердце, а она откажет так как не хочет замуж, или даже если выйдет, то в моей семье ее не будут любить, потому что она не достойна, чтобы быть моей женою(она так считает),и то что мы по характерам очень сильные, и мы будем убивать друг друга.А все она говорит, что испортит мое будущее, что она не ТА, что она уже испортила мне жизнь,и моя мама уже ненавидит ее за это.Дело в чем я полюбив,(впервые в жизни, и это моя первая девушка, не надо каждый раз акцентировать проблему на то что она первая)я потерял разум и порядок в голове и в жизни.Перестал учиться, не получил медальку, не поступил в Назарбаев университет.Во всем этом моя девушка винит себя, и также она думает, что так думает моя мама.короче говоря я не люблю эти женские отношения я просто хочу быть счастлив и дарить свою любовь .В настоящее время мы как бы с ней расстались, но общаемя, я каждый день прошу вернуться, но как только она вернулась в родной город она согласилась встречаться с прошлым парнем, которого не любит,и не хочет то с ним и быть,просто она сделала это, чтобы я отстал и чтобы тот парень не страдал(он тоже как бы не отставал со времени их расставания, и говорил что не может без нее), Моя девушка-мать тереза блин, из жалости начала встречаться с ним, а мне сказала что она это делает ради всех, что я ей скажу спасибо, что она ушла из моей жизни, и мои родители будут рады.Знаете как больно это, твоя девушка с прошлым парнем.Что мне делать я не могу поехать в родной город,и боюсь что после Нового года будет уже поздно,и я потеряю свою любовь всей жизни, это чувство сильнее всего на свете.Помогите советами, я не знаю что делать, и полнейший кризис во всех сферах деятельности, а самая ее основная часть(любовь) уходит от меня семимильными шагами,Я просто не могу без нее, я не сплю, мало ем,нервничаю, курю очень много, ломаю все что под руку попадется, Я схожу с ума, и чувствую, что стану психом, узнав или услышав еще что нибудь не приятное или это ситуация протянется на долго. Если возникнут вопросы, спрашивайте отвечу, пожалуйста помогите.

Как говорил Лев Ландау - «Хорошую вещь браком не назовут!». Видимо, его высказывание глубоко засело в головах некоторых мужчин, которые никак не хотят связывать себя брачными узами. А наивные девушки верят обещаниям и ждут свой самый большой подарок в маленькой коробочке. Только этого не произойдет и если мужчина говорит, что он не хочет жениться - это значит: а) он не хочет жениться на тебе; б) он закоренелый холостяк.

Оно вам надо, ждать у моря погоды, разменивая свою жизнь на человека, которого вы устраиваете только в роли домохозяйки без обязанности жениться?

ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

Задайте себе вопрос - «Хотите ли вы знакомить его со своими родителями?» и тут все станет ясно. Если ответ «нет», значит у вас нет будущего. Значит он вам нужен только для приятного времяпрепровождения и дальнейшие планы на жизнь строить с ним вы не хотите. Задуматься о невозможности дальнейших отношений стоит и тогда, когда молодой человек скрывает вас от своих друзей, а если вы где-то случайно их встречаете, он представляет вас не как девушку, а как знакомую.

Может вы стесняетесь друг друга и вместе только потому, что одним быть не хочется. Выход один - расстаться.

ЖАДНОСТЬ - НЕ ПОРОК

Встречаетесь вы, значит, около года, но за это время ваш молодой человек ни разу не дарил вам подарки, не водил в кино или кафе, даже элементарные приятные мелочи не преподносил. Не думаем, что какой-нибудь девушке понравится такое отношение. И не нужно обвинять нас в меркантильности и желании ободрать вас как липку, просто мы понимаем, что не дай бог выйдя замуж за такого жмота, развода не избежать, поэтому даже пробовать не стоит.

ОТНОШЕНИЯ С «ЖЕНАТИКОМ»

Всегда было интересно - чего ради девушки ? Ведь понятно, что жену свою он ради вас не оставит (да, бывают исключения из правил, но это не часто), а если и оставит, то где гарантия, что не найдет другую девушку, с которой будет изменять уже вам?

Если вам хочется острых ощущений, не хватает статуса «любовницы» и истерик жены вашего избранника - пожалуйста «играйтесь», только не забывайте, что будущего у вас нет.

МАМЕНЬКИН СЫНОК


Чтобы у таких отношений появилось будущее, вам придется «не на жизнь, а на смерть» биться с его мамой. И не факт, что если вы победите, он выберет вас. Да и оно вам надо - отбивать мужа у матери, выслушивать ее постоянные претензии и мириться с ее советами. А когда у вас родятся дети, что будет тогда? Вам придется совсем туго, так что лучше даже не начинать такие отношения.

ОСНОВА ВСЕМУ - СЕКС

Отношения, основанные исключительно на плотских утехах, никак не могут иметь будущего. Да, качественный секс не маловажен для , но основываться на нем нельзя. Если вам хорошо вместе, поищите общие темы для разговоров, интересы и попробуйте какое-то время. Если ничего не получается, бегите…

ОТНОШЕНИЯ НА НЕРВАХ

Представьте такую ситуацию - вы встречаетесь с , который чуть что, поднимает на вас руку, унижает и заставляет чувствовать себя ничтожеством… Нравится? Думаем, что нет. Какое будущее вас ждет с человеком, который при каждом удобном случае использует вас вместо боксёрской груши? Рано или поздно, он вас или убьет, или покалечит так, что сделает инвалидом.

И не нужно говорить, что вы его любите и все готовы прощать - это не так (хотя может у вас уже развился «Стокгольмский синдром», который нужно лечить), просто вы боитесь уйти и остаться одной.

ИЗМЕНА


Не каждая женщина готова своему мужчине. А если даже простила, то это только для виду и при каждом удобном случае не забудет напомнить ему о любовной провинности. Так что, вы либо действительно прощаете его, никогда не вспоминая о неприятном инциденте, либо закончите отношения раз и навсегда.

«У меня нет будущего, а вся моя жизнь течет в бездну», - такая мысль все чаще звучит у вас? Для чего мы живем и почему так важно ставить цели? Как перестать находить оправдания и достигать результатов? Почему мысли о суициде возникают так часто? Если надоело бороться с мыслью о самоубийстве, а жизнь каждый день преподает уроки - дочитайте статью до конца. Существует масса путей, которые отговорят вас расставаться с жизнью и дадут уверенность. Вы их еще не видите? Тогда оставайтесь с нами.

Почему мы считаем что у нас нет будущего

Что делать, если хочется сдохнуть? Продолжать разочаровываться в себе, винить все вокруг…но зачем? Свое существование на Земле человек ассоциирует с идеей о достижении успеха, получение статуса, богатства, а с ним, может, и зависти окружающих, но он не ищет истины своего поведения. Суицид - это хроническое психологическое состояние, когда человек загоняет себя в глухой угол. Упадок сил дополняется разбитым настроением, проблемами в обществе и внутренней болью.

Такое «ядерное сочетание» не то, что отнимает все мысли о цветочках и котиках, а просто забирает у любого способность мыслить здраво. Постоянное поглощение идеей «у меня нет будущего» - это прямая дорога к грани, где на одной стороне мысли все исправить, а с другой стороны … а с другой уже ничего нет.

Мы ищем свое место, где нас будут понимать и часто не находим понимание. Мы верим в хорошие отношения, но сталкиваемся с проблемами в поиске партнера. Мы ищем себя, но все больше разочаровываемся в своей слабости, глупости. Всегда найдутся свои НО, а лучше сказать «как я могу выйти из этой ситуации и что мне для этого нужно сделать».

Да, все просто, а во всем элементарном нужно захотеть разобраться. Любая мысль на тему «нет будущего» имеет истоки, которые начинаются от одной проблемы. Это как очаг вируса, от которого потом человек не может оправиться, а хуже того - погибнуть. Нельзя позволить дурацкому, порой, наигранному состоянию перечеркнуть все детские мечты, надежду, старания!

Человек прямо связан с обществом, где заключены его интересы, выгоды, отношения. Становится обидно, когда тебя бросают лучшие друзья в самый ответственный момент, когда не находится поддержка в ту самую мысль о самоубийстве. А откуда она вообще берется? Под давлением своих интересов, активной деятельности человека не трогают тягости о том, что «я ничего не могу, все кончено, у меня не выйдет найти собственное счастье». В этих словах заложены два важные вещи, которые друг без друга не могут - это «Я» и «счастье».

Когда у человека нет будущего? В тот момент, когда он утратил счастье всей жизни, которое приносило ему неиссякаемую энергию! Мы теряем родных, любимых, а потом не можем представить жизнь без их взгляда. Это, правда, очень трудно пережить. Трудно пережить, когда мог добиваться золотой медали, а попал в автокатастрофу. Трудно, когда собранные годами деньги на покупку собственного жилья украли. Жизнь всегда бросает вызов в тот момент, когда хочет проверить человека на силу воли. Например, если успех пришел легко, то не исключено, что он также и легко испарится. Мы плачем «что же делать дальше?», ведь это было всем смыслом существования, а к другому мы просто были не подготовлены.

Что делать если хочется сдохнуть , даже читая сейчас эту статью? Не обесценивать свое право на лучшее будущее, которое зависит только от тебя. Есть желание стремиться, а не стоять на одном месте? Почему бы не бросить эту скучнейшую работу, где тебя постоянно недооценивают? Окружающие не считают тебя за личность и всячески избегают? Запишись на актерские курсы, займись активно спортом, выучи иностранный язык и отправься в путешествие.

Почему бы не бросить вызов стереотипам, поменять внешность, разорвать связи со старым кругом общения? Хочется рыдать, а высказаться некому? Многим помогает церковь, даже когда они говорят, что не верят в Бога. Главное вера в свои силы, а когда внутри энергия растрачена, её нужно немедленно возвращать. Пустой сосуд со временем ржавеет, а полный сияет прежней красотой.

Что делать когда мы отчаялись

Лучше всего идею «у меня нет будущего» расскажет следующая история. Она взята из реальной жизни, а главное в ней состояние человека, который устал со всем бороться.

Мария - студентка университета, которой выпала тяжелая судьба в её молодые годы. Сейчас она живет в тяжелых условиях, где нет красивых интерьеров, хорошей техники, прекрасных вещей в гардеробе. Она родилась в довольно бедной семье, где, к тому же, не было особого понимания между друг другом. В свои 18 лет Маше нужно было устроиться на любую работу, чтобы оплачивать образование и еще смотреть за больной бабушкой.

Она не имела времени на личное пространство. С утра до трех часов дня она училась, а потом сразу на работу и оттуда мигом к бабушке. Такая рутина полностью вымотала её, что она сказала себе: «У меня нет будущего. Так я обречена на десятилетия. Скорее, мой выход - это умереть». Болезнь родного человека, отсутствие взаимопонимания с родными, безденежье, отсутствие своих интересов и друзей сделали Машу заложником обстоятельств. Жизнь издевалась над Машей, а она покорно несла свою ношу, думая о трагическом конце.

Что делать, если хочется сдохнуть по жизненным обстоятельствам? Нужно научиться быть благодарным. Именно благодарность освобождает человека от навязчивых мыслей. Независимо от хорошего или плохого, нужно искренне выразить понимание за свою судьбу. Плохое дано не просто так, а хорошее, явно, - это заслуженное после всех потрясений и расстройств. Почему у другого хорошее жилье, а у меня сарай с пристройкой? Почему я катаюсь на трамвае, а он разъезжает на машине? Почему у него так зашибись, а я корчусь от моральной боли? Известная притча гласит: «Если нет будущего, позаботься о нем сейчас.

Независимо от всего нужно уметь сказать спасибо Высшим силам, чему-угодно. Если не хватает сил, нужно восполнять их верой через преодоление внутренних барьеров. Со временем станет лучше, а мир не будет казаться таким убийственным».

Маша поняла, что это её долг хранить родного человека, пока он еще находится с ней. Она поняла, что от этого только станет сильнее, а всякие мелочи не будут в будущем её мучать. Когда другие будут плакаться о стрессах на работе, она с благодарностью будет вспоминать те уроки, которые сделали её сильной личностью.

Переходим к практике и начинаем перезагрузку сознания. Как преодолеть мысль «у меня нет будущего».

Обрести собственное достоинство

Не нужно постоянно тыкать пальцем «а у него это есть, а у меня этого нет», «он может, а я ничтожество». Важно начать с себя и не жить достижениями других людей, делая из себя пустое место. Чтобы вырасти в финансовом плане, в глазах других людей, нужно научиться уважать себя. Именно уважение - это ключ к самореализации, без которой не построишь твердого будущего. Уверенно смотреть вперед, уверенно говорить, уверенно поступать - везде нужно перевоспитывать свои привычки. Работа над собой делает слабого нытика с серой фантазией в подобие достойной и счастливой личности. Пребывая в таком состоянии, негативные мысли отходят на задний план.

Захотеть жить для чего-то

Почему нет будущего? Многие не знают, чем занять себя на ближайшие месяцы, уже не говоря на десятилетия. Такая тенденция тянется годами, а человек по-прежнему не находит свое предназначение. Важно задать вопрос: «Чем вообще я хочу заниматься и что это мне принесет?». Когда ты вкладываешь силы, свои года жизни, важно понимать, что это тебе принесет.

Если ты сознательно идешь на риск своему моральному настрою, знаешь, с чем столкнешься и уже воешь от безысходности - не стоит начинать. Почему бы тебе не работать туристическим гидом, если ты мечтаешь путешествовать? Хочется помогать животным, а не работать на скотобойне, тогда стоит устроиться в ветеринарную клинику. Смысл жизни - это любимое дело, которое принесет перспективы в дальнейшем. Не видишь сейчас перспектив - смени род деятельности.

Не бездельничать

Что делать, если хочется сдохнуть? Не позволять себе ленится. Такая роскошь явно не для того, кто вредно использует свое время на самоистязание. Нет целей, желаний? Тогда нужно стать на истинный путь и избавиться от вредных привычек. Алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи, даже банальное сквернословие не тянут нас к успеху. Люди утопают в собственной грязи, которая рождается от бездействия. Вода в роднике почему вкусная? Она течет, постоянно очищается, пробивается сквозь камни. Вода в бассейне - мертвая, она не способна быть чистой без помощи. Занятость - лучшее лекарство от бедности, неуважения со стороны окружающих и, прежде всего, себя.

Расширить кругозор

У меня нет будущего, так как мир вокруг ограниченный, в нем нет возможностей. Находясь в серой массе, трудно заметить проблески счастья. Нужно не переставать видеть мир иным. Когда тебе постоянно звонят и жалуются на жизнь, а ты покорно поддакиваешь, нагружаешь себя идеей «действительно, » - это путь на дно.

Кто-то говорит, что там хорошо, а тут плохо? Почему бы не сделать что-то для благополучия. Надоело видеть пустые газоны и мусор - можно написать в соц. сетях сообщение знакомым, с целью убрать парк и посадить деревья. Нет больше сил сидеть в этом городе безвылазно? Отлично, сейчас стоит заказать билет на поезд и на пару дней поехать в красивое место. Нельзя зацикливаться на одном - это душит морально, доводя человека до состояния паники. Чтение книг прекрасно тренирует фантазию, а, значит, главные извилины. Стоит сделать шаг в неизведанное и найти свои нераскрытые способности.

Инвестировать в свое будущее

Чтобы получить качественные знания, люди ходят в университеты, посещают курсы повышения квалификации, ходят на тренинги. Если сидеть на месте, видеть, как другие растут, а ты деградируешь - пора взяться за ум. Хочется овладеть навыками программиста? Отличная идея записаться на курсы, уделить время изучению в Интернете. Не хочется в старости жить бедно, не позволить себе купить личное жилье, авто?

Пора сейчас откладывать по 10% от доходов (золотое правило). А лучше, сделать так, чтобы деньги работали на тебя. Почему бы не рассмотреть стабильный банк и положить сумму на депозит? Умные люди просчитывают свои шаги наперед, определяя их цену. Если сейчас ощущается дефицит, то нужно вложить силы, деньги, интеллект в увеличение резерва.

Заняться благотворительностью

Чтобы мысли о суициде даже не старались стучаться в вашу дверь, нужно заботиться о других. Когда зацикливаешься на своей персоне, ты не думаешь о нуждах других, кто в этом действительно нуждается. Когда мы в последний раз покупали продукты и отдавали их старой бабушке? Когда останавливались и спрашивали человека, который плачет, «что с вами случилось»? Почему мы забыли, что нужно делиться любовью, заботой, своим благополучием с теми, кто в критическом состоянии? Обязательно нужно фильтровать свое окружение, так как существуют случаи обмана. Но нельзя исключать свой вклад в защиту экологии, обустройство города, помощи бедным.

Мы верим, что мысль «у меня нет будущего» вас отпустила. Вы полноценная личность, у которой есть все возможное для достижения свободы. Не ограничивайте себя мыслью о безысходности, ведь для кого-то это может быть только вершина айсберга. Будьте сильны и, знайте, поддержка всегда рядом. Мы верим в вас!

На сайте Томского отделения федеральной службы государственной статистики вышла новость: "Всё больше женщин стали рожать детей, будучи не замужем. Среди всех новорождённых 2012 г. 4067 внебрачных ребёнка – 28% от всех родившихся". Как много на Томской земле людей, живущих в блуде! У нас нет будущего...

Нельзя помочь больному,

который считает себя здоровым

"Дети прелюбодеев будут несовершенны,

и семя беззаконного ложа исчезнет"

Прем. Сол.3:16

"...ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий,

суть свидетели разврата против

родителей при допросе их"

Прем.Сол.4:6

У нас нет будущего

"Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди"

***

Читайте также по теме:

  • Максим Степаненко: что я хотел сказать - моя книга "Подкаблучники и маменькины сынки как катастрофа общества" - На злобу дня
  • Игнатий Лапкин о Степаненко - На злобу дня
  • Я прав?! Вижу массовую внутрицерковную лживость и глупость - На злобу дня
  • Вымарайте это слово из нашего богослужения, я его не буду вспоминать ни старом, ни в новом смысле - На злобу дня
  • Первый церковный фарисей Кураев закричал первым "распни его". Неудивительная резвость - На злобу дня
  • От любви без соли зарождаются черви - На злобу дня

***

Но как же возразят мне? Есть же святые, которых воспитала одна мать! Святитель Иоанн Златоуст воспитан матерью вдовой. Разведенная женщина и вдова - это принципиально разный статус.

Вот что, известно о матери святителя: "Мать Златоуста Анфуса, овдовев на двадцатом году жизни, осталась верна безвременно разбитому брачному союзу и посвятила свое вдовство воспитанию сына. Это была одна из тех христианских женщин, которые высотой своего характера приводили в изумление язычников. Сам Златоуст рассказывает, что когда его учитель Ливаний узнал о раннем и стойком двадцатилетнем вдовстве его матери, то, обращаясь к окружающим, воскликнул: "Ах, какие у христиан есть женщины!""

Эта женщина не была одолеваема похотью. Напомню также, что будущий святитель сбежал даже от благочестивой матери к монахам-пустынникам, и никогда не был женоугодником (вспомним его обличение императрицы Евдоксии).

Женщина, которая развелась с мужем, подобна своему мужу, и худа в равной степени как и он сам. Подобное сочеталось с подобным. И пусть не обманывают себя и других женщины, что мол, муж "оказался потом" плохим. Мужчина был изначально таким, и женщина отдалась ему не по ошибке, а закону подобия . Худому мужчине благочестивая женщина противна, как и доброму мужчину противна блудница.

"Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?" (Иак.3:11).

"...ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника" (Лк.6:44).

28 % детей Томска в будущем будут худы с большой степенью гарантии. Не все смогут стать на путь правды. Легче идти по пути правды, когда ты на это путь уже поставлен благочестивыми родителями. А если родители творят блуд? Лгут, исповедуют глупость?

***

Продолжим...

В воспитании мальчика крайне важно подражание отцу, мальчик может стать мужчиной только рядом с мужчиной. А если отца нет, или отец живет в состоянии "не понравиться - уйду от этой женщины". Кем вырастет сын?

Мне довелось видеть юношу, которого воспитали мама и бабушка. Его отец в малом возрасте сына исчез из семьи навсегда. Этот молодой человек помимо того, что имел серьезные проблемы с психикой, бы совершенно инфантилен, безответственен, не помогал матери. Примечательно он постоянно повторял "я чувствую... я чувствую..." Я чувствую - это доминирующая рефлексия женщины, мужчина же рефлектируют "я думаю", "я полагаю", "по моему мнению".

И это уже не исключение - это массовая картина.

Недавно старшая дочь спросила меня, почему современные юноши ведут себя как женщины - эмоциональны, впадают в истерику, обидчивы (как я понял, это она говорила о "молодых людях" ее подруг). На что я ответил: те, кого она имеет в виду, из неполных ли семей? Да, оба, был ответ.

Таким образом, женщина, по глупости и похоти соглашаясь на сожительство, обрекает своих детей на психологическую и духовную ущербность .

Сожительства - верный путь к обнищанию

"...потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу" (Прит.6:26).

"Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он" (Прит. 6:32-33).

Исключений не будет ни для кого.

Как тут не вспомнить судьбу и конец олигарха Бориса Березовского с его многочисленными женами...

Мужчины во внебрачных сожительствах - априори предатели женщины и своих детей

Ключевые свойства настоящего мужчины и мужа - главенство (в смысле глава семьи) и ответственность . Регистрация в ЗАГСе не просто формальность, но декларация долговременной ответственности мужчины перед женщиной и детьми, зачатыми в браке.

Де-факто внебрачное сожительство - это половые отношения без ответственности - это есть блуд и предательство своей женщины и детей.

Женщина, которая вступает в половые отношения с мужчиной без длительных гарантий ответственности мужчины - ведет себя как проститутка, блудница.

Ответственность же колоссальна, ибо как только мужчина познает женщину, рождается некий новый организм с мистической душевной связью:

"Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть " (Быт.2:24).

"И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Мф. 19:5-9).

"Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть " (1Кор.6:16).

Даже короткая блудная связь объединяет совокупившихся, что говорить о месяце или годе сожительства.

Во внебрачных сожительствах любви нет!

Вот лучшее определение любви: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает..." (1 Кор. 13:4-8).

Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не мысли зла, не радуется неправде - уже этого достаточно для понимания того, что любви между людьми в сожительстве нет, и если что-то говориться "о любви", то это ложь...

Любишь - женись: предложи руку (т.е. жертвенную ответственность и заботу до смерти - это в первую очередь, и это главнейшее в истинной любви), и уж потом половое влечение (сердце).

Что делать?

Во-первых, осознать сожительства без государственной регистрации, не говоря уже о венчании - это блудные сожительства, это смертный грех, который может привести лишению Царствия Небесного: "...неверных... и любодеев... и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр.21:8).

Во-вторых, принести искреннее покаяние.

В-третьих, зарегистрировать свои отношения и дать юридические обязательства пред государством, а потом получить благословение Бога через Таинство венчания.

И, конечно, не повторять более прелюбодеяния и блуда, Христос добавил в конце, обращаясь к прощенной и раскаявшейся блуднице: "Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши " (Ин.8:11). Нельзя рассчитывать на милость Божию, если обличенный человек продолжает совершать смертные грехи.

***

Итак, "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно ; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр.13:4).

"И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть . Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует " (Мф. 19:5-9).

***

И наконец, какой смысл я наделял так возбудившее многих слово?

Обращаю ваше внимание, что это ниже – научная статья, известного филолога Андрея Юрганова:

Что такое "бля дь" и кто такой "бля дин сын" в культуре русского средневековья

В любом языке существует зона табуированной лексики, использование которой в инвективах, направленных против личности, означает, что нарушаются кодифицированные способы разрешения конфликтных ситуаций в социуме . В эту "зону" современного русского языка входят - и уже не один век существуют - слова "бля дь" и "бля дин сын". Между тем указанные инвективы были кодифицированы в средневековой книжности. Их нередко употребляли богословы, деятели Русской Православной церкви. Почему не возникало сомнений в благочестивости того, кто эти слова произносил или употреблял их в письменной форме? Чем объяснить, что по числу упоминаний словосочетание "бля дин сын" резко возрастает к середине XVII в.? Эти вопросы нуждаются в прояснении.

Каждый язык представляет собой определенное миропонимание. Изучение же изменений, которые претерпевают язык со временем, есть история этого миропонимания. "Мыслить исторически, - писал Х.-Г. Гадамер, - значит проделать те изменения, которые претерпевают понятия прошедших эпох, когда мы сами начинаем мыслить в этих понятиях. Историческое мышление всегда и с самого начала включает в себя опосредованно этих понятий с нашим собственным мышлением. Пытаться исключить из толкования свои собственные понятия не только невозможно, но и бессмысленно. Ведь истолковать как раз и значит: ввести в игру собственные предпонятия, дабы мнение текста действительно обрело язык" . Семасиологическое изучение лексики источников - символическая история сущности, стоящей за словом, или (по терминологии А.Ф. Лосева) миф этой сущности. Следовательно, познание символического богатства слова, проявляющегося в семантических явлениях лексики, позволяет подойти к изучению истории воплощения смысла идей , к важнейшей и плохо изученной стороне духовной культуры парода.

Попробуем реконструировать те предпонятия, которые, судя по всему, давали возможность средневековым людям, ничего не стесняясь, их открыто употреблять в текстах и устной речи. Вначале определим то, на чем будет основана эта реконструкция.

Когда историк начинает читать источник - независимо от того, осознает он это или пет, - перед его мысленным взором открываются уже знакомые ему параллельные тексты. Их незримое присутствие помогает понять новый текст. Однако для того, чтобы он был верно осмыслен, необходимо, чтобы все эти тексты были реально связаны между собой - генетически или семантически. Если же таких связей нет, т.е. авторы и читатели "не знакомы" друг с другом, мы получаем ложное представление о прочитанном. От репертуара ассоциированных текстов зависит полнота, точность и глубина понимания прочитанного . К.Г. Юнг, один из крупнейших психиатров XX века, писал: "Процесс распознавания можно, в сущности, представить как сравнение и различение с помощью припоминания: если, например, я вижу огонь, то световое раздражение опосредует мне представление об огне. Содержащееся в моей памяти бесчисленное множество образов воспоминаний об огне вступает в связь с только что полученным образом огня; в результате сравнения и различения с этими образами памяти возникает знание, то есть окончательная констатация особенностей только что приобретенного образа. Этот процесс в обиходном языке называется мышлением" . Именно способ распознавания и отличает современное мышление от средневекового.

"Естественно, при чтении текстов, возникших в иной культурной среде (что может объясняться географическими, временными или социальными факторами), наша память обязательно подведет нас. Она либо оставит нас "наедине" с новыми текстами, либо подставит "чужой" текст, содержащий те же (или похожие) слова, с которыми связаны, однако, совершенно иные значения и смыслы" .

Итак, определим базовые значения тех слов, употребление которых не требовало пояснений, а потому в каждом случае индивидуального их понимания не возникало ситуации, когда отклонение от "нормы" делало неконвенциальным сам акт общения. Под базовым значением понимается такое, которое в самом социуме считалось общепринятым.

Если считать словосочетание "бля дин сын" формально вторичным по отношению к "бля ди", то следует обратиться прежде всего к этимо- логии данного слова. "бля дь" производна от слова "блуд": в чешском błąd (заблуждение), в польском błędu - "заблуждение"; в словенском błod - "ошибка". Украинское "блудити" коренится в старославянском; в болгарском - "блъдя", в сербохорватском "блудити", "блудим": "заблуждаться", "ошибаться". Слово "бля дь" (бля ду) возникло из слова "блуд" в результате перегласовки корня (чередования юсов: большого и малого), или изменения корневой вокализации .

В старославянском языке Х-ХI вв. мы видим весьма своеобразное разделение сфер в использовании слов "блуд" и "бля дь". Так, слово "бля дь" мужского рода означало "болтуна", "пустомелю"; женского - "пустую болтовню", заблуждение, ересь. Производным от "бля ди" (м.р.) было слово "бля дник" с тем же значением "болтун", "пустомеля". Зато слово "блуд" и производные от него слова, такие, как "блудилище" (дом разврата), "блудник" (развратник), "блудница" (развратница), "блудничество" (сама проституция), "блудолюбие" (беспутство), означали в лексикографируемых своих значениях почти исключительно сферу телесного разврата.

Несколько иную картину представляют выявленные значения слова "бля дь" в языке русского средневековья: это сложная контаминация, структурные компоненты которой - "ложь", "ересь", "распутная женщина".

Историка не может удовлетворить буквальный, лингвистически точный перевод текста сам по себе. По словам Л.В. Черепнина, это не более чем одно из вспомогательных средств для уяснения исторического смысла источника. Кроме того, невыясненным остается частотное соотношение значений, а выявление структурных основ в употреблении того или иного слова возможно только, если историк увидит системообразующий принцип внутри выявленных значений.

В богословских трудах русских средневековых авторов, отражавших традиционные установки всего конфессионального сообщества, слово "бля дь" определялось синонимом "ложь". Но ложь в то время не существовала онтологически, а была тесным образом связана с дьвольским миром и противостояла Правде Истинной, - самому Христу. Протопоп Аввакум писал: "бля дь пишется ложь, правда от Бога, а ложь от дьявола". Таким образом, слово "бля дь" - антоним "правды". Если "правда" - это правильный путь для спасения на Страшном Суде, то "бля дь" - уклонение от совершения христианином угодной Богу, а не дьяволу, правильной воли, что вполне соотносится с этимологическим значением слова. Сфера дьявольских козней велика и затрагивает почти все, что касается человека: его жизнь, поступки, пристрастия и т.д. Уклонение само по себе тоже рассматривалось как проявление дуалистического начала в христианстве: человек приходит или к Богу, или к дьяволу. В русской культуре "верой христианской" определяли Истину, но не обретаемую, а данную изначально в божьих заповедях, апостольских и священных правилах8. Это особенно было значимо в эпоху эсхатологических ожиданий, коими заполнялась сфера духовных переживаний средневекового человека...

Максим Грек выразил отношение догматического богословия к тому, что такое вера христианская и правда. Богословие в то время не могло не воплощать в себе общезначимые для православного мира идеи. Оно выполняло особую функцию по актуализации тех или иных освященных традицией установок. Кроме того, Максим Грек был уверен, что время, в котором он живет, "последнее": вот-вот явится Антихрист, "еже не зело далече есть, но и при дверех уже стоит, яко же божественная писания учат нас, явьственне глаголюща: на осмом веце..." Знамение Антихриста - "преложение язык от непорочныя и правыя христианьскыя веры на различныя богомерския ереси..." .

Христос - "разумное солнце Правды", - сошедший с небес на землю; его "глаголы" - истина во спасение христианам. Но "ныне время", когда "вси уклонишися... от спасительнаго пути евангельскых заповедей и апостольскых, и отеческых преданий" .

Каков же выход?

Единственный - уподобляя себя Христу, осуществлять "правду" ради спасения. "Отложим дела тмы, яже суть блуд, чюжеженство и всяка нечистота плотская, и студодеяние, неправда же и лихоимание, и всяко преслушание и преступление божественных заповедей Спаса Христа". "Оружие света" - это четыре добродетели: "смысл прям", "правда", "мужество" ("не еже телеса ниизлагает и стены градскыя разоряет, но душевное сильное и терпеливо противу наводимых нам от бесов и лукавых человек") и "целомудрие" ("соблюдающее нас во всякой святыне и преподобьстве, и самем святым ангелом соединяюще нас") .

Разоблачая безбожных агарян, Максим Грек определял "веру христианскую" как самозначимую и единственно возможную Истину, полнота которой - сам Христос: "...да известится, что едина есть истинна и неблазненна и богоугодна вера, яже православным Христианом, евангельская-н апостольская". Ученый грек был уверен в том, что любые, даже малейшие изменения в "вере христианской", т.е. в истине, данной божьими заповедями, апостольскими и священными правилами, - не что иное, как измена самому Богу. Он писал: "Вемы бо, вемы известно, и от божественных писаний о сем известихомся, яко же подвигнути нечто малейшее от учений веры, или переменити, превеликих есть отрицание, и жизни вечныя отпадение. И прежде иных свидетель есть сам основатель веры нашей, и всея Истины и Правды начальник. Господь наш Исус Христос, иже начен боголепное учительство к своим учеником, аки основание крепко и неподвижно того предлагает, еже со всяким прилежанием и хранением многим даже и до малейшия соблюдати Его заповеди неподвижны и непременны" . Христос-Судья накажет "неживших по заповедем Его".

Формы воздаяния за грехи напрямую связаны с отношением человека к "вере христианской". Максим Грек выделяет три главные формы наказания:

Согрешивших в "законе" христианском будут судить по "евангельскому закону";

Согрешивших "злыми делами" православных людей ожидает очистительный огонь адских мук "прежде Суда";

Согрешивших вне Истины, т.е. вне веры христианской, ожидает вечная погибель .

Итак, богословская мысль утверждала, что Христос - это Истина и Правда, Истина - в заповеди, Правда - в ее исполнении 14. Неразрывна эта связь, а потому "вера кроме (без) дел благых мертва есть, такожде и дела кроме правыя веры не полезна обоя" .

С.Л. Епифанович отмечал, что в византийском богословии, никогда не отрицавшем благодати , существовало иное, чем в Западной Европе , воззрение на суть "самовластия" человека: "самое наказание падшего человека... было осуществлено в таких размерах, чтобы нисколько не нарушить величайшего дара Божия человеческому естеству - свободы: оно рассчитано было лишь на то, чтобы побудить его свободную волю к исправлению... и от нас теперь зависит избирать доброе и злое" .

На Руси зло рассматривалось не как нечто субстанциональное, имеющее собственное бытие, а лишь как недостаток естественной энергии в свободной воле разумных существ. В неправильном движении душевных сил заключен был первородный грех. Человек не одухотворил и не возвысил своей плоти после грехопадения, а, оторвавшись от Бога, истинного бытия, доверился веществу, которое само по себе - небытие; "вместо того, чтобы стать богом, предпочел стать прахом" .

Итак, свобода воли человека, хотя и была ослаблена греховной порчей, но не уничтожилась; злу можно противостоять; склонность ко злу - следствие нерадения человека о душе. Свободная воля - необходимое и первое условие спасения, которое не может осуществляться по принуждению .

Максим Грек в "слове", посвященном апостолам Петру и Павлу, призывал: "далече себе самех отверзем чюжия бля дн", т.е. еретические суждения, которые приводят человека к дьяволу."бля дь убо явленна и кощунна сицевое безумных неких мудрословие..." К "бля ди" относил Максим Грек и наблюдения природных явлений: "А еже глаголеши, яко с небесе сшед, ношаше телеса волуя и скотская на небеса, явлени бля ди суть и рождение младенческия мысли" . Об этом же писалось в Палее Толковой XV в. в отношении "бля дства" - слова, производного от "бля ди": "О болезнях же и о смертех человеческых мнятся ведяще по звездному течению... Ркоша неверныя чади, нам же убо подобает обличити тех бля дьства".

Любопытно, что словосочетание "грех блудный", которое в современном языке воспринимается однозначно как грех телесный, Максим Грек наполнил несколько иным содержанием. И это не должно нас удивлять: ведь "бля дь" - практически любое отклонение от "прямизны несогрешения", выражаясь языком средневекового схоласта XII в. Ансельма Кентерберийского .

Проследим за логикой Максима Грека; "Кто кротчайший боговидца Моисея? Но егда виде людей беззаконновавших и Вышняго прогневавших своим их безумием, кротость свою отложив по смотрению, не пощаде старца и юношь, старицу и юнну, но без милости повеле ревнителем закону, левитяном, убивати оружием вся по ряду, аще и сродники суть, аще стары, аще млады, понеже забывше многих и великих Божиих благотворении и чюдес, ко идолослужению уклонилися. Такожде да возлюбим ревность, юже по Бозе, Финеесову похвальную, иже копием прободь Замбрия, князя израильтянина и медианитянину на самом гнусодеянии; якоже есть писано: и ста Финеес и угоди, и преста сечь, сиречь еже по Божию гневу истребление людей иудейских. Егда во един день падоша тысящи единого ради греха блуднаго... .

Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, "отвратил ярость" Бога от "сынов израилевых" - убил израильтянина Зимри (Замбрия) и мадианитянку, личный грех которых знаменовал собой отступление всего народа иудейского, вступавшего в блуд с дочерями язычников, которые приглашали израильтян на языческие жертвоприношения, от Бога Израилева. Основной момент в "грехе блудном" - языческое идолослужение, но Финеес спас свой народ от гнева Господа, нанеся мадианитянке удар копьем в чрево ее.

Как видим, грех блудный - языческое уклонение от Бога. Грех блудный - измена Богу; частный случай такой измены - телесная связь с женщинами язычников.

Сказанное нисколько не отрицает того, что под словом "бля дь" могли понимать и женщину легкого поведения , но само это понятие отличалось от современного включенностью в средневековую систему представлений - а это значит, что вина женщины, прежде всего, в том, что она заблудилась и не знает истинного пути спасения. Иначе говоря, "бля дь" - всеохватывающая область уклонений от "прямизны несогрешения", и блудница, торгующая своим телом, - лишь частный случай этого уклонения.

Древнерусский язык не был терминологичным. В его семантике можно нередко встретить сложные контаминации схожих в чем-то значений слов, что порой даже предполагало их некую игру, двойное прочтение. А потому грех как таковой представлялся нечистотой: можно сказать, что "жена твоя бля днею утаивше имение, пойдет замуж" - и тут нет сомнений в том, что подразумевалась прямая ложь; а можно совместить и ложь, и распутство в одном: "Девиця бо погубляет красу свою бля днею, а мужество татбою" (Даниил Заточник), предоставив читателю возможность подумать над тем, как ложный путь в жизни приводит "девицу" к распутству, к греху, потому что "краса" тела невозможна без одушевленности, а значит, приверженности Богу.

Гораздо большее место в "бля ди" занимало уклонение от "прямизны несогрешения" в неправильном и неверном слове, произнося которое, человек также совершал.тяжкий грех, грозящий погубить саму душу. Лексикологи, думается, не случайно фиксируют чрезвычайно богатую палитру "ложнословия". "бля дослов"; "бля дословец"; "бля дословие"; "бля дословник"; "бля дословный"; "бля дословствовати" .

Под "ложным словом" понималось как письменное, так и устное. В "Послании" Спиридона-Саввы (до 1523 г.), в котором раскрывается вся легенда о происхождении князей Владимирских и специально говорится о дарах византийского императора Константина Мономаха, сфера лжи, еретичества определяется тем, что "отвержеся Рим, и испаде папа Формос от веры". "И от тех времен лет даже и до сего часа лытают, от православна веры отпадошя, и нареченн бышя латина, и х тому не поминается папино имя в церковных преданиих от четырех патриаршеских престол вселенских. Сей бо бля дивый Фермос не нарицаем оттоле папа, но отступник православныя нашея веры, юже прияхом благовестием Господа нашего Исуса Христа, сына Божиа, слова Бога, и святых ученик его проповеданми, и вселенскых седми съборов преданми. Сей бо окаянны Формос пресече живоначальныя Троица състав и введе в латинский язык четвертое лицо в божестве, еже исходити духу святому от сына, бля дословляша..." Самый страшный грех совершают католики, неверно истолковывающие Троицу. Подобное (католическое) лжесловие, считали на Руси, прямо ведет в ад. И вместе с тем - подобное лжесловие является своеобразным "верхом" бля дословия (т.е. хуже - нет ничего).

Итак, Правде истинной противостоит бля дь (ложь), иначе говоря - Христу противостоит Дьявол, носитель тьмы, породитель "бля ди".

Кто же таков "бля дин сын"? Почему в середине XVII в. о нем стали упоминать особенно часто? Почему слова "бля дь", "бля дин сын" становятся своеобразным "оружием" тех, кто не принял нововведений Никона? Чем объяснить, что произносивший в отношении кого-то эти слова испытывал при этом благочестивые эмоции?..

Известно, что 1666 год был особым. Все русское общество со страхом ожидало наступления Второго Пришествия и Страшного Суда... В 1648 году в Москве была напечатана "Книжица или списание о вере православной, о святой церкви восточной, о изряднейших правоверных артикулах, от Божественного Писания, путнаго ради случая, в гонении от нужды собрана". Ее автором был игумен Киево-Михайловского монастыря Нафанаил. В том, что книга была санкционирована сверху, нет сомнений: сам царский духовник, протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев помогал ее выходу в свет.

"Книга о вере", как ее чаще всего называли современники, вышла значительным для русского средневековья тиражом - 850 экземпляров, который был раскуплен в течение двух месяцев. Составлена книга была уже в 1644 г. и имела явно антиуниатскую направленность. Еще в прошлом веке Э.И. Колужняцкий выявил источники, которые использовал Нафанаил при составлении своей книги. Это прежде всего "Палинодия" (1629), антиуниатское сочинение Захария Копыстенского, архимандрита Киево-Печерской лавры. В "Книге о вере" 30 глав; 11 составлены на основе текста "Палинодии". Нафанаил пользовался и другим сочинением Захария Копыстенского, не зная, правда, кому именно оно принадлежит. "Книга о вере единой, святой, соборной...", появившаяся между 1615 и 1619 г., была подписана псевдонимом "иеромонах Азариас X". Из этой "Азариевой книги", как ее называли современники, Нафанаил позаимствовал 9 глав. Итак, в целом заимствована 21 глава, но и остальные девять тоже не являются авторским произведением Нафанаила. Глава 1-я воспроизводит мысли, высказанные в "Книге о вере", составленной острожским священником Василием в 1588 г. Главы 2, 7, 8 и 10-я основаны на мыслях, высказанных отчасти в "Палинодии", отчасти в "Апокриспсе" Христофора Филалета. Главы 11-я и последняя 30-я - о Страшном Суде - были составлены на основании многочисленных рукописных сборников, содержащих выписки из разных сочинений, обычно из святоотеческой литературы. Глава 24-я, в которой находим присягу, произнесенную Ипатием Потием и Кириллом Терлецким перед папой Климентом VIII 25 декабря 1595 г., заимствованы из Синопсиса, напечатанного на польском языке в Вильне в 1632 г. Оказала влияние, конечно, и так называемая Кириллова книга, составленная из сочинений, направленных против иноверцев, и опубликованная в 1644 г. Таким образом, "Книга о вере" - не просто компиляция; она вобрала в себя всю традицию антиуниатских сочинений и отразила основные общественные стереотип .

В предисловии этой книги определенно ставится главный вопрос; "Дух явственно глаголет, яко в последняа времена отступят неции от веры". Уже "послан глад на землю, не глад хлеба, ни жажда воды, но глад неслышания слова Божия". Вот-вот произойдет развязка: "Время последнее, антихристово царство распространяется, и Сам скоро явится..." В последней главе "О Антихристе" особо выделяется часть, имеющая собственное название: "О Правде", под которой автор понимает Христа. "Яко много предотечев, но и Сам уже близ есть по числу, еже о нем 666 - число бо человеческо есть антихристово, кто весть, аще в сих летех 1666-х явственных предотечев его или того самого не укажет, а тот Антихрист человек будет, беззакония сын, и родится, якоже глаголет Ипполит Римский, от девицы нечистыя жидовки сущи, от колена Данова, и будет исперва смирен, и добре житие проходя, и сотворит чюдеса не истиною же, но привидением, и все действо диаволе восприимет и абие изникнет и восстанет и возлюбит жиды, и возвысит их, а правоверных прел юте нэгнаняти будет, и седмь лет, по Ксанфопулу Каллисту, или пол-4 лета (3,5 года. - А.Ю.), по Зизанию, царствовати будет, и многих прелстит, и отлучит от Правды..."

Антихристом, т.е. противником Христа, можно было быть как по аналогии, так и по существу. По аналогии - значит по подобию, по существу - значит буквально. По аналогии антихрист (с маленькой буквы) тот, кто, например, лжет, говорит неправду, творит всякий блуд. Антихрист по существу - само Зло, он буквально сын Дьвола. У такого Антихриста было еще одно имя "Погибельный сын". Никогда средневековые люди не путали эти понятия. Допустим, если наборщик богослужебного текста ошибся, о нем еще нельзя сказать, что он "погибельный сын", - оснований явно недостаточно, но "бля дин сын" - инвектива подходящая. Так, в одном никонианском богослужебнике читаем на полях: "Собакин, бля дин сын, худо неисправно печатал зде" .

бля дин сын всегда рассматривался в определенной связи с погибельным сыном: потому что существовало понятие о "предтечах" Антихриста. Еретики уподоблялись Антихристу; но возможна и другая версия: по наиболее ярко выраженным еретикам судили, каким будет Антихрист. Эта взаимосвязь активно обсуждалась обществом. Так, Аввакум писал (в "Толкованиях псалмов"): "А противник, еже есть антихрист, зачнется от блуда, от жены жидовки, от колена Данова. Мнит ми ся, сам сатана сблудит с нею сим подобием, якоже змий ныне летает к женам, дьяволский же дух; и дасться зачатому душа за плоть материю. А хотя и бусорман сблудит, ино тот же поганец, - духом своим дьявол помажет его, так и стал помазанец. Исперва будет казатися людям кроток, и смирен, и милостив, человеколюбив: слово в слово как Никон, ближней предтеча его, плакать горазд. Я его высмотрел дияволова сына, до мору тово еще, - великий обманщик, бля дин сын! Как при духовнике том, Стефане вздыхает, как-то то плачет овчеобразный волк. В окно из палаты нищим деньги бросает, едучи по пути нищим золотые мечет! А мир-от слепой хвалит: государь такой-сякой, миленькой, не бывал такой от веку!! А бабы молодые, - простите Бога ради, - и черницы, в палатах у него веременницы, тешат его, великого государя пресквернейшего. А он их холостит, бля дей. У меня жила Максимова попадья, молодая жонка, и не выходила от него: когда-сегда домы побывает воруха, всегда весела с воток да с меду; пришед песни поет: у святителя государя в ложнице была, вотку пила. А иные речи блазненно и говорить. Мочно вам знать и самим, что прилично блуду. Простите же меня за сие. И больши тоя безделицы я ведаю, да и плюнуть на все. Слово в слово таков-то и антихрист будет" .

Интересно, что плевок Аввакума не физиологическая реакция, о которой он случайно вспомнил, а постоянное напоминание о нечистоте самого предмета разговора; Аввакум постояно плюется, без конца, когда стремится отделить свое благочестие от чего-то ложного, блудного, бля дского. (Выражение "плюнул бы ему в рожу ту и в брюхо то толстое пнул бы ногою!" - повторяется не один раз.) Но обратим внимание на самое интересное упоминание "плевка" в видении Аввакума; "Я, братия моя, видал антихриста тово, собаку бешаную, право, видал, да и сказать не знаю как. Некогда мне печальну бывшу и помышляющу, как приидет антихрист, враг последней, и коим образом, да сидя молитвы говоря, и забылся, понеже не могу стоять на ногах, - сидя, молюся, окаянный. А се на поле на чистом много множество людей вижу. И подле меня некто стоит. Я ему говорю: "чего людей много в собрании?". Он же отвеща: "Антихрист грядет; стой, не ужасайся". Я подперся посохом двоерогим своим, протопоповским, стал бодро: ано ведут ко мне два в ризах белых нагова человека, плоть та у него вся смрад и зело дурна, огнем дышит, изо рта, из ноздрей и из ушей пламя смрадное исходит. За ним царь наш последует и власти со множеством народа. Егда ко мне привели его, я на него закричал и посохом хощу бить. Он же мне отвещал: "Что ты, протопоп, на меня кричишь? Я нехотящих не могу обладать, но волею последующих ми..." Да изговоря, пал передо мною, поклонился на землю. Я плюнул на него, да и очутился, а сам вздрогнул, и поклонился Госповеди. Дурно сильно мне стало, ужасно, да нечево на то глядеть. Дурно сильно мне стало... Знаю я по писанию о Христе и без показания, скоро ему быть. А выбля дтков (т.е. это царь. - А. Ю.) власти, множество, уклонившихся от Правды, захотевших Антихриста) тех ево уже много бешаных собак" .

Настало время выяснить, кто такие бля дины дети (как вариант: выбля дки)?

Перед Вторым пришествием "умножится беззаконие". Само это "беззаконие" наполнялось смыслом, когда речь заходила о еретиках, полк которых возглавит Антихрист вкупе с Дьяволом. Однако было бы просто и неинтересно, если бы в данном контексте отсутствовала явная контаминация значений: бля дины дети - дети и Великой блудницы (олицетворяющей собой Вселенскую ложь), физическая нечистота которой очевидна, и еретики!

В книге "Толкований псалмов", Аввакум писал, комментируя псалом "Господь на небеси уготова престол Свой и царство Его всеми обладает". Никониане изменили саму грамматическую форму этого текста, "не по разуму говоря". "Его же царству не будет конца, и я на тебя не дивлю, понеже пьян ты, упился еси о жены любодеицы, седящия на водах многих и ездящи на звери, червление. Зело пияно вино и пьяно питие у бля дки. Нарядна вор-бля дь; в царской багрянице ездит и из золотой чаши подливает. Упоила римское царство и польское, и многие окресные веси, да и в Русь нашу приехала во 160 году, да царя с царицею напоила: так он пьян стал; с тех мест не проспится; беспрестанно пиет кровь свидетелей Исусовых. Ну, разумеете, ли про жену ту, чада церковная? Всякая ересь бля дня глаголется. У еретиков у всех женская слабость: якоже блудница всякова соквернити желает, тако и отступник Никон с товарищи всех тщится перемазать сквернами любодеяния своего..." Интересно, что понятие "вор" (воры) отождествляется при том с бля дью (бля диными детьми). Словом "вор" в языке русского средневековья обозначался "государственный преступник". Воровство-бля дь - покушение на православное царство. "Ни креста Христова в руках нет, ни образа Богородична! По польскому обычаю крыжок из зепи вынявши, и благословлять, смеяся, станешь. Ох воры, бля дины дети! Каковы митрополиты и архиепископы, таковы и попы наставлены. Воли мне да силы, - перерезал бы, что Илья пророк студных и мерских жрецов всех, что собак. А к чему их блюсти! Тушны уже гораздо, упиталися... Миленькой царь Иван Васильевич скоро бы указ сделал такой собаке..." Итак, "бля дины дети" - ""воровское" племя в подлинно православном царстве.

После несостоявшегося конца света в 1666 г. сама Православная Церковь стала бороться с эсхатологическими ожиданиями "Дня Господня" во вселенском масштабе. Наступал момент глубочайшей трансформации средневековой духовной жизни. В начале XVIII в. появляются даже специальные сочинения деятелей церкви, в которых уже прямо утверждается, что в ближайшее время Второго пришествия не будет. Не обошлось без знаменательных казусов... Новгородский митрополит Иов, рукописное сочинение которого удалось обнаружить в архиве (текст рукописи и публикации "книги" значительно отличается), обличал тех, кто по "знамениям" судил о "последних временах".

Иов отвечал на каждое такое знамение - и разоблачал. Увлекшись этим занятием, он допустил и шокирующие вольности при доказательствах того, что Христос во второй раз не явится. Он, видимо, просто придумал некое "последнее, шестое" знамение, суть которого - "обращение всех жидов ко Господу нашему Иисусу Христу. Яко егда жидове уведят о Антихристе, тогда они от всех стран изыдут к нему и совокупятся в Жидовскую землю. И прелстятся антихристову учению, и поклонятся ему.. Тогда Илия и Енох исправят их (! - А.Ю.). И к вере святой их Мессии истинному приведут (! - А. Ю.)" .

В конце рукописи "Увещание к народу", которое также не вошло в опубликованную книгу, читаем: "...яко избранная чада церкве Христовы приимите от меня недостойна пастыря вашего сие увещание и веруйте, яко не прииде еще время пришествию антихристову и кончине мира. Сего показахом вам от священных писании и от свидетелства отец святых..." Главное - ответить на вопрос: во что же верить, если нет признаков (знамений) скорого пришествия Христова? Иов отвечает: "Смерть коемуждо от нас сотворит кончину века. Почто убо имамы смущение всуе о пришествии антихристовом по кончине мира?.. Но полезнее есть да кийждо... памятствует на последния вещи сия, еже есть Смерть, Суд, геена. Царство Небесное. И взирает на всяк час имание в совесть свою взыскуя покаяние истинное о гресех и готов быта всегда на Смерть (в рукописи слово "смерть" написано с большой буквы. - А.Ю.) Не вемы бо когда нас Смерть похитит. Придет, яко тать внезапу и поймет от жизни сея на он век" .

В течение последних десятилетий XVII столетия произошли кардинальные изменения в общественном сознании. Еще в 1648 г. считалось - с отсылкой на текст Нового завета - что День Господень придет "как тать ночью": "и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2-е Петра 3:10); теперь же явление Дня Господня, к которому христиане обязаны быть всегда готовы, сводилось к индивидуальной смерти.

Вселенский масштаб события сменился личностным.

Чрезвычайно сложно что-то определенное сказать о том, когда эсхатологические категории средневековья окончательно перестали быть актуальными для человека. История анализируемых слов-понятий - уникальный случай, когда сложнейший процесс можно почти с математической точностью датировать. Лексикологи утверждают, что в 30-х годах XVIII в. эти слова "выходят" из книжности и попадают в разряд слов, запрещенных для употребления в книгах, так как означают только само распутство, распутную женщину и производные от них понятия. Так, например, "бля дивый" в словаре русского языка XVIII в. фиксируется только в значении "распутный", "бля дь" - тоже только распутная женщина и ничего больше, "бля дун" - распутник, "бля дство", "бля довство" - прелюбодеяние, блуд в физическом смысле и только. В первой четверти XVIII в. в литературе (в печатных текстах) еще возможна такая контаминация, как "честное бля дство", т.е. ухаживание, флирт ("то есть глазолюбность, хотя и многия с неучтивой ненависти называют оную честным бля довством"), но затем и это запрещается печатать как непристойное.

В новом времени Правду Истинную уже не ждут, а потому дьявольские козни и порожденные ими "бля дства" больше не беспокоят сознание людей глобальной, вселенской катастрофой. Иначе говоря, придание изучаемым словам современного смысла - момент окончательного разрушения средневекового эсхатологического мифа, который продолжал оставаться актуальным лишь для староверов.

Историю еретической мысли в России нельзя рассматривать в отрыве от языковой мифологемы, в которой и при помощи которой так или иначе выражалась смысловая аутентичность средневековья. Без этих слов, ныне табуированных, не может быть написана история идей, коими человек отделял истинное от неистинного...

Андрей Юрганов

Цитировано по:

Что такое "бля дь" и кто такой "бля дин сын"

в культуре русского средневековья //

Одиссей. Человек в истории. 2000.

М., 2000, с. 194-206

Использованная литература

1 Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М., 1997.

2 Гадамвр Г.-Х. Истина и метод. М., 1988. С. 43; см. также: Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х1Х-ХХ вв. Иваново, 1994; Гуревич А.Я. "Территория историка" // Одиссей, 1996. Человек в истории: Ремесло историка на исходе XX века. - М., 1996. - С. 106-107.

3. Камчатное Л.М. Лингвистическая герменевтика. - М., 1995. С. 10.

4. Юрганов А.Л., Данилевский И.Н. "Правда" и "вера" русского средневековья // Одиссей, 1997. Человек в истории: Культурная история социального. - М., 1998. С.147-148.

5. Юнг К.Г. Структура души // Проблемы души нашего времени. - - М., 1994. С.113.

6. Юрганов А.Л., Данилевский И.Н. Указ соч. С. 148.

7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т. 1. С. 177.

9. Инока Максима Грека Слово 2-е о том же к благоверным, на богоборца пса Моамефа, в нем же и сказание отъчасти о кончине века сего (Сочинения преподобного Максима Грека. Казань, Б/г. Ч. 1. С. 132-133).

1.0 Там же. С. 140.

11. Там же. С. 144-145.

12. Инока Максима Грека ответы Христианом противу агарян, хулящих нашу православную веру христианскую (Там же. С. 162); Инока Максима Грека слово на латинов, яко нелеть есть ни единому прнложити что, или убавити в божественном исповедании непорочные христианский веры (Там же. С. 245).

13 Инока Максима Грека слово на армянское зловерие (Там же. С. 186-192).

14. Инока Максима Грека слово о том, яко Промыслом Божиим, а не звездами и клесом счастья, вся человеческая устрояются (Там же. С. 404); Исповедание православной веры Максима инока из Святыя горы (Там же. С. 23-24).

15. Уже в ранний период европейского средневековья христианская церковь не была последовательна во взгляде на нравственную природу человека. Учение Пелагия, жившего в начале V в., состояло в том, что источник добра и зла заключался в самом человеке, а не в сверхъестественной силе, - это учение было признано церковными соборами еретическим (подробнее см.: Клибинов А.И. "Написание о грамоте" // Вопросы религии и атеизма. - М., 1955. Вып. 3.

16. По определению Макария, историка церкви XIX в., благодать Божья - это все то, что "дарует Господь тварям своим без всякой с их стороны заслуги... А потому благодать Божью разделяют: на благодать естественную и сверхъестественную; к естественной относятся все естественные дары Божьи тварям: жизнь, здоровье, разум, свобода, внешнее благосостояние и т.д.; к сверхъестественной - все дары, сообщаемые Богом тварям сверхъестественным образом" (Макарий. Православно-догматическое богословие. Изд. 3. - СПб., 1868. Т. II. С. 429-450).

17. В западной религиозной традиции средневековья существовало учение, созданное Августином Блаженным, согласно которому человек полностью потерял свободную волю и без благодати свыше "правильность воли" вернуть невозможно,

18. Епифановичч С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. - М., 1996. С. 84.

19. Там же. С. 79, 81-82.

20. Там же. С. 97-98.

21. Инока Максима Грека слово похвальное к святым апостолам Петру и Павлу (Там же. С. 185); Инока Максима Грека сказание о рукописании греховнем (Там же. С. 535); Инока Максима грека словеса супротивна противу глав Самуила еврсина (Там же. С. 61).

22. Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе //Соч. М., 1995. С. 199.

23. Инока Максима Грека совет к собору православному на Исака жидовина, волхва и чародея и прелестника" (Там же. С. 52).

24. Судебники ХУ-ХУI веков. -М., 1952. С. 384: "А бля дям и видмам бесчестия 2 денги против нх промыслов".

25. Словарь русского языка Х1-ХУ11 вв.- М., 1975. Вып. 1. С. 250.

26. См.: Колужнлцкий Э.И. Игумена Нафанаила "Книга о вере", ее источники и значение в истории южнорусской полемической литературы // Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1886. Кн. 4, отд. 2. -С. 1-36.

27. Успенский И.Д. Коллизии двух богословии в исправлении русских богослужебных книг и XVII веке // Богословские труды. - М., 1975. Т. 13. - С. 148-171.

28. Аввакум. Житие Аввакума и другие его сочинения. - М., 1991. -С. 286.

29. Там же. -С. 230-231.

30. ОР РГБ. Ф. 310. № 658. Л. 645-652 об-654.

31. Там же. Л. 654.

Максим Степаненко , руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 11.12.2013.

***

Вот теперь и прошу обсуждать именно это, без лишнего так возбуждающего в публике жажду скандала и повода для хулы Церкви публику. И хотелось бы, что вещи назывались своими именами.



Публикации по теме