Новорожденный ребенок. Первый месяц ребенку

Ваш долгожданный малыш родился! Перед Вами новорожденный ребенок, маленькое и беспомощное существо, такое крошечное, что Вам страшно взять его на руки. Давайте рассмотрим малыша вместе. Так ли он беспомощен и не приспособлен к жизни, как кажется на первый взгляд?

Из этой статьи вы узнаете как проходит развитие новорожденного ребенка.

Развитие новорожденного ребенка

Не огорчайтесь, если Ваш малыш совсем не такой, каким Вы его себе представляли. Пятна на коже, ее неестественный цвет и все другие, на Ваш взгляд, странности, как правило, через 2 недели проходят. Все вопросы, которые Вас беспокоят, обсудите с врачом. Он развеет Ваши сомнения и страхи. И не корите себя за бесчувственность.

Когда Вы увидите, как чуток малыш к Вашей ласке, то полюбите его всем сердцем.

Первые дни после рождения

Необычную форму головка приобретает при сдавливании во время родов. Через 2 недели она округлится. На темени видны мягкие, чуть пульсирующие мембраны. Это роднички. Здесь кости черепа еще не сомкнулись. Роднички закроются к полутора годам. У всех новорожденных глаза, как правило, голубые. Их цвет может меняться, а постоянным станет в полугодовалом возрасте. Веки у малышей сразу после родов обычно припухшие, правда, иногда это бывает следствием инфекции.

Для зрелого, доношенного ребенка характерны следующие средние показатели физического развития: масса тела - 3300 г для девочек и 3500 г - для мальчиков, длина тела - 52-53 см, окружность головки - 35 см, груди - 34 см. Такой малыш громко кричит, у него отмечаются активные движения, выраженный мышечный тонус, особенно сгибателей, определяются разнообразные физиологические рефлексы.

Период новорожденности начинается с момента рождения ребёнка и продолжается 4 недели.

Ранний период новорожденности

Ранний период новорожденности - основной период в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни - продолжается от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни. Прохождение плода по естественным родовым путям вызывает родовой стресс с последовательным напряжением функциональной активности гормональных систем, участвующих в процессах адаптации.

Характеристика периода новорожденности

В первые часы жизни увеличивается выброс катехоламинов и глюкокортикоидов с последующим переключением на "долгосрочные меры защиты" - увеличение секреции тиреотропного гормона (ТТГ), адренокор-тикотропного гормона (АКТГ) и тироксина (Т 4). Высокая концентрация катехоламинов в пуповинной крови при рождении способствует инициации дыхания, становлению лёгочной функции, прекращению секреции жидкости лёгкими.

С первым вдохом новорождённого начинают функционировать органы дыхания. Уравновешивание давления в аорте и лёгочной артерии приводит к прекращению тока крови через артериальный проток и поступления крови из правого предсердия через овальное окно в левое. Происходит полное "включение" малого круга кровообращения; устанавливается адекватное дыхание с эффективным газообменом. Пупочные сосуды запустевают, а питание ребёнка становится энтеральным (его наиболее предпочтительный вариант - грудное вскармливание). В течение первых нескольких дней жизни отмечают уменьшение первоначальной массы тела на 5-6% за счёт потери жидкости, что считают физиологическим явлением. Сразу после рождения почки берут на себя гомеостатические функции, кровоток в них резко увеличивается за счёт снижения сопротивления в почечных сосудах.

К состояниям, отражающим адаптацию ребёнка к новым условиям жизни, относят также физиологический катар кожи, физиологическую (конъюгационную) желтуху и др. Температура тела новорождённого неустойчива, энергетическая потребность для её поддержания и двигательной активности составляет 55 ккал/кг/сут.

Родовой стресс, перестройка функций дыхания и кровообращения, незрелость адаптационных механизмов ребёнка отражаются на обмене веществ. Метаболические процессы у новорождённых проходят по анаэробному, или гликолитическому, пути. Если адекватная оксигенация не устанавливается, могут развиться метаболический ацидоз и гипопротеинемия.

Газообмен новорождённого становится таким же, как у взрослого человека, катаболическая фаза обмена сменяется анаболической, начинается интенсивная прибавка массы и длины тела, развиваются анализаторы (прежде всего зрительный); начинают формироваться условные рефлексы и координация движений.

В связи с преобладанием в центральной нервной системе (ЦНС) процессов торможения новорождённый большую часть суток спит. На звуковые и слуховые раздражители ребёнок реагирует установочной реакцией. С момента открывания глаз, т.е. с первых часов жизни ребёнка, начинает функционировать зрительный канал передачи информации. Показателем восприятия объекта новорождённым служат движения глазных яблок - слежение инфиксация взора, устанавливающиеся к месяцу жизни.

Дыхание, кровообращение, пищеварение и выделение совершаются с максимальной интенсивностью: частота дыхательных движений (ЧДД) 40 в минуту, частота сердечных сокращений (ЧСС) 140-160 в минуту, количество мочеиспусканий 20-25 раз в сутки. Первый акт дефекации происходит в течение 24 ч после рождения. Стул у новорождённого меняет цвет от чёрно-зелёного (меконий) до жёлто-коричневатого. Частота дефекаций в периоде новорождённости соответствует частоте кормлений и количеству полученной пищи и в среднем составляет 3-5 раз в сутки.

Наличие циркулирующих гормонов матери в крови новорождённого может сопровождаться половым кризом: у девочек отмечают реакцию со стороны матки - появляются кровянистые менструальноподобные выделения. Как у девочек, так и у мальчиков может быть реакция молочных желёз (вплоть до секреции молозива).

К 3-4-й неделе жизни ребёнка кожа очищается и становится розовой. Защиту от многих вирусных и некоторых бактериальных инфекций обеспечивают IgG, передающиеся ребёнку от матери. Функция собственных Т-лимфоцитов несколько снижена.

Заболевания неонатального периода обусловлены прежде всего неблагоприятными факторами, действовавшими внутриутробно или в родах. В этом периоде выявляют пороки развития, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью эритроцитов матери и плода [гемолитическую болезнь новорождённых (ГБН) по резус (Rh)- или групповой (АВО) несовместимости], перинатальное поражение ЦНС гипоксического, травматического или инфекционного генеза, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах. В первые дни жизни могут возникнуть гнойно-септические заболевания (например, пиодермия), бактериальные и вирусные поражения дыхательных путей и кишечника. Лёгкость инфицирования обусловлена отсутствием у новорождённых секреторного IgA и низким содержанием антител (AT), относящихся к классу IgM.

Двигательная активность у новорожденных

У здорового новорождённого верхние и нижние конечности согнуты и приведены к туловищу, пальцы рук сжаты в кулачки, стопы находятся в умеренном тыльном сгибании по отношению к голеням под углом 90-100°. Определённую двигательную реакцию у новорождённого вызывают температурные и болевые раздражители. Так, в ответ на воздействие холода двигательная активность уменьшается, появляется сосудистая кожная реакция в виде мраморности кожных покровов, часто возникают плач, тремор конечностей и подбородка. При перегреве нарастает беспорядочность движений. Для болевых раздражений характерна недифференцированная хаотическая общая и местная реакция с движением в противоположном от раздражителя направлении. Мелкоразмашистый тремор рук и нижней челюсти, возникающий при крике или беспокойстве ребёнка в первые 3 дня жизни, обычно не является патологией.

У детей более старшего возраста координацию движений оценивают как при осмотре (излишняя суетливость, двигательное беспокойство, добавочные движения), так и при проведении координационных проб (пяточноколенной, пальценосовой).

Мышечный тонус у новорожденных

Для новорождённых характерен физиологический гипертонус мышц сгибателей как в проксимальных, так и дистальных отделах. Гипертонус мышц сгибателей рук сохраняется до 2-2,5 мес, мышц сгибателей ног - до 3-3,5 мес. Оценить мышечный тонус можно с помощью пробы на тракцию: нужно взять ребёнка за запястья и потянуть на себя. При этом руки у него слегка разгибаются в локтевых суставах, затем разгибание прекращается, и ребёнок всем телом подтягивается к рукам. О мышечном тонусе можно судить и по способности Одерживать тело в горизонтальном положении лицом вниз над поверхностью пеленальника (на руке исследующего). Руки ребёнка при этом слегка согнуты, а ноги вытянуты.

Ранний неонатальный период развития новорожденного

В период новорожденности малыша можно выделить ранний неонатальный период - это самые первые и главные 7 суток в его жизни после рождения. Этот период является очень важным в адаптации ребенка к новым условиям.

Вследствие отхождения мекония (первый стул малыша, темно-зеленого цвета, без запаха), потери воды, а также в связи с недостаточным поступлением пищи в первые дни жизни может произойти физиологическое снижение массы тела на 6-9% от первоначальной. Это абсолютно нормально!

Через несколько дней адаптации к окружающим условиям развитие новорожденного ребенка начнет набирать обороты. Малыш начнет прибавлять в весе. Температура тела новорожденного еще неустойчива и в первые 2 дня может снижаться на 1-1,5 °С. У некоторых детей на 3-4-й день отмечается так называемая транзиторная лихорадка, при которой температура тела в течение нескольких часов удерживается на уровне 38-40 °С.

В первые дни после рождения кожа малыша ярко-красная, гиперемированная. Это связано с тем, что сосуды кожи расширены. Примерно у половины детей отмечается физиологическая желтуха, которая связана с усиленным распадом эритроцитов и незрелостью ферментных систем пигментного обмена. На 7-й день жизни кожа постепенно становится розовой, иногда может отмечаться шелушение. Особенно внимательно следите за кожей малыша, потому что она подвержена появлению потницы и опрелостей. Не забывайте осматривать подмышечные впадины, складки в паховой области, шейку, кожу за ушками, слуховые проходы, половые органы, пупочную ранку и кожу вокруг нее.

Новорожденный малыш почти постоянно спит, поскольку в центральной нервной системе резко преобладают процессы торможения.

Поздний неонатальный период развития новорожденного

В этот период происходит дальнейший процесс адаптации и развития. При нормальной лактации у мамы ребенок начинает быстро прибавлять в весе. Во время бодрствования у новорожденного начинают вырабатываться условные рефлексы. С 3-го дня жизни и до конца 1-го месяца у малыша появляется так называемая протоулыбка, или рефлексивная улыбка. Она почти незаметна и чаще всего является реакцией на голос мамы и на щекотку. На 3-4-й неделе многие дети начинают отвечать улыбкой на обращение взрослого. А чуть позже появляется та самая долгожданная первая улыбка маме! Малыш начинает отличать лица людей и выделять мамино лицо! Именно настоящая улыбка считается основным признаком, знаменующим окончание периода новорожденности и переход к младенчеству.

Даже небольшие изменения условий окружающей обстановки ребенка могут привести к серьезным нарушениям здоровья малыша. Новорожденные очень чувствительны к стафилококковой и стрептококковой инфекции, к условно-патогенным штаммам кишечной инфекции, сальмонеллам, которые вызывают септические и токсико-септические заболевания. К иммунологическим особенностям новорожденных относится то, что они почти не восприимчивы ко многим острым детским инфекциям: кори, скарлатине, краснухе и др. Это объясняется наличием пассивного иммунитета, который сформировался еще до рождения вследствие проникновения готовых антител через плаценту из крови матери в кровь ребенка.

Кожа новорожденного хорошо снабжена кровеносными сосудами. На тепло и холод малыш быстро реагирует расширением сосудов. К моменту рождения все потовые железы сформированы и уже способны функционировать. Однако протоки в них развиты слабо, а просветы еще закрыты эпителиальными клетками. Потоотделение начинается только с 3-4-й недели, а полное развитие потовых желез происходит к 5-6 годам. Именно поэтому новорожденные малыши плохо удерживают температуру тела 36-37 °С, легко переохлаждаются и перегреваются.

Сальные железы начинают функционировать уже во время внутриутробного развития ребенка. Секрет их вместе с претерпевшими жировое перерождение клетками эпидермиса образует так называемую творожистую смазку белого цвета, которая частично или полностью покрывает тело новорожденного и облегчает прохождение его через родовые пути. Эту смазку Вы видели как белый налет на коже малыша при рождении. В роддоме смазку смывают сразу после рождения, а сторонники домашних родов ее не трогают некоторое время, поскольку считают, что она - своеобразный барьер на пути проникновения инфекции. Сальные железы активно функционируют и в течение 1 -го года жизни, что особенно заметно у детей с экссудативным диатезом. На головке у таких деток образуется жирное наслоение желтого цвета, которое необходимо удалять во время купания.

Волосы новорожденного ребенка отличаются отсутствием в них сердцевины. Первые волосики - предшественники настоящих волос. На голове у многих новорожденных деток волосы развиты хорошо, а туловище и спина могут быть покрыты пушком, которого особенно много у недоношенных детей. У доношенных новорожденных хорошо выражены ногти. Они длинные, острые и малыши могут оцарапать ими себе личико. Поэтому обязательно обрезайте ноготки ножницами с тупыми концами.

Как развивается новорожденный ребенок?

У новорожденных и детей грудного возраста голова относительно больших размеров. Швы черепа широкие и несросшиеся. Закрытие их происходит к 2-3 месяцам, а полное сращение - к 3-4 годам. По ходу швов на месте сближения нескольких костей черепа у новорожденных определяются роднички, прикрытые соединительно-тканной мембраной. Различают большой родничок (между лобными и теменными костями), малый (между теменными и затылочными костями) и два боковых (между височными, теменными и лобными костями) - справа и слева. К моменту рождения малыша боковые и малый роднички обычно закрыты. Если малый родничок оказывается открытым, то при нормальном развитии ребенка он закрывается к 2-3 месяцам. Большой родничок у новорожденного имеет размер в среднем 2x2,5-3 см, закрывается он к 12-16-му месяцам жизни.

Закладка зубов происходит на 6-8-й неделе эмбрионального развития. Ребенок, как правило, рождается без зубов. Редко отмечаются случаи, когда резцы появляются еще до рождения.

Мышечная система у новорожденного анатомически сформирована. Движения здорового новорожденного малыша хаотичные, импульсивные и почти беспрерывные. У него выявляются многочисленные временные рефлексы : обхватывания, защиты, ползания, плавания и другие, которые постепенно исчезают в течение первого полугодия жизни. Отмечается двигательная реакция на звуковые, световые и другие раздражители. Упорядоченность движений происходит по мере созревания центральной нервной системы и коры головного мозга.

У новорожденного отлично развито обоняние . С самого рождения малыш узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи, различает и другие запахи. Учуяв запах молока, малыш набрасывается на материнскую грудь и начинает ее энергично сосать. При этом он как бы "накладывает" на грудь свой запах, после чего она становится ему еще роднее.

Размеры рта относительно малы, язык большой и почти полностью заполняет ротовую полость.

Мышцы языка и губ очень хорошо развиты. В толще щек имеются жировые подушечки, именуемые комочками Биша. Поэтому большинство новорожденных и детей первого года имеют пухлые щечки. Сосательный рефлекс очень хорошо развит.

Еще не родившись на свет, малыш умеет различать вкус! Он прекрасно отличит вкус сладковатого маминого молока от чего-либо неприятного: горького, кислого или соленого. Вкусовых рецепторов во рту новорожденного больше, чем у взрослого человека, и некоторые из них находятся даже за щеками. Вкусовые предпочтения и пристрастия малыша формируются еще до рождения и связаны с питанием мамы во время беременности.

Слюнные железы развиты слабо, в первые 6-8 недель слюны выделяется мало.

Слуховой анализатор сформирован настолько, что способен воспринимать звуки сразу после рождения. В течение нескольких дней после рождения малыша его внутреннее ухо заполнено жидкостью, которая смягчает восприятие большого количества звуков. Ученые считают, что младенцам больше всего нравятся высокие частоты. Новорожденные реагируют на звук вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, миганием и прочим. Слуховой нерв окончательно сформируется лишь к концу 1-го года жизни.

После рождения малыш уже видит! Лучше всего ребенок видит на расстоянии примерно 20 см, и в этих пределах он может уже сосредоточивать свое зрение на объекте. Острота зрения на более дальних расстояниях у него практически в 30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние объекты. Малыш зрительно еще не может воспринимать мелкие детали, но ему уже нравится все то, что он видит и слышит вокруг себя.

Половые органы кажутся большими и у мальчиков, и у девочек. Если у девочек есть выделения из влагалища, не пугайтесь. Они вызваны гормонами, содержащимися в крови матери, и вскоре исчезнут. Если Вас тревожит, что яички у малыша втянуты в пах, обсудите это с врачом. У ребенка (независимо от пола) могут быть набухшими молочные железы и даже выделяться молоко. Не выдавливайте его. Припухлость сама по себе исчезнет дня через два.

После рождения младенец постоянно нуждается в физическом контакте с мамой. Помните, что это необходимое условие для его нормального роста и развития.

Первый месяц жизни новорожденного (3-4 недели) называется «периодом новорожденности». Он начинается появлением малыша на свет и заканчивается возникновением у него первой улыбки. Какие основные умения закладываются в этот период? О чем нужно знать, чтобы не упустить возможности?

Новорожденный ребенок бодрствует лишь 20-30 минут (к концу первого года жизни это время увеличится до 3-3,5 часов!!!). 80% времени суток он спит. Просыпается малыш от голода или неприятных ощущений. Резкой границы между сном и бодрствованием еще нет. Движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим.

Но у новорожденного ребенка уже есть огромный и очень важный опыт жизни в утробе мамы. Современные исследования убедительно доказывают, что околоплодные воды проводят звуки. Поэтому звуки материнского голоса становятся малышу близкими и родными еще до его рождения! И уже во внутриутробном развитии закладываются благоприятные предпосылки для развития речи. Вот почему важно, ЧТО слышит беременная женщина – музыку, добрые слова или что-то другое. И вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют расширять слуховой опыт еще не родившегося малыша звуками природы, народной и классической музыки, игры на музыкальных инструментах. А с первых минут жизни советуют маме начать разговаривать с ребенком и петь ему простые песенки!

Исследования деятельности мозга новорожденных детей (Э.А. Александрян, Т.П. Хризман) установили, что младенец всегда выделяет голос матери среди всех других звуков. Этот голос вызывает у малышей активность сразу же двух анализаторов — зрительного и слухового. Причем новорожденный ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем другим звукам. Поэтому именно мама должна петь ребенку колыбельные песенки, пестушки, потешки, разговаривать с ним, играть, забавлять. И чужой для ребенка голос диктора или певца с аудиодиска, какой бы это ни был профессиональный диктор или певец, никогда не сможет заменить малышу голос мамы, знакомый ему еще до рождения!

Основная задача периода новорожденности – задача адаптации малыша к окружающему миру. Но уже в этот период важно решить несколько задач развития ребенка, связанных с развитием у него зрительного и слухового анализаторов, с закладыванием основы для дальнейшего благополучного развития малыша.

Задачи развития в первый месяц жизни новорожденного.

Задача развития ребенка 1.

К 1 месяцу жизни научить малыша фиксировать взор на предмете, сосредотачиваться на нем. Одновременно формируется и умение сводить на одном предмете зрительные оси обоих глаз. Эта способность называется «конвергенция».

Задача развития ребенка 2.

Учить следить глазами за движением предмета в разных направлениях и в разном темпе – то замедленно, то побыстрее.

Задача развития ребенка 3.

К 1 месяцу жизни сформировать у ребенка умение прислушиваться к звукам.

Задача развития ребенка 4.

Научить малыша смотреть длительно на маму, когда она с ним разговаривает, сосредотачиваться на ее лице.

Мама должна пытаться поймать блуждающий рассеянный взгляд малыша, улыбнуться ему, погладить и начать разговаривать с ребенком!

Очень важно, чтобы с первых дней жизни новорожденного мама непрерывно разговаривала с малышом во время его бодрствования – купания, кормления, переодевания на прогулку, укладывания спать: «Давай снимем рубашечку. Вот как мы купаться будем. Ай, ты моя хорошая!», «Вот и Ирочка проснулась! Давай я тебе ручки поглажу, ножки поглажу. Сейчас я тебя покормлю» и т.д. Говорить следует нараспев, не спеша. Хорошо если мама малышу расскажет стишок или споет песенку. Не помните слова? Всегда можно написать слова на листок бумаги и прикрепить к стене над кроваткой. А еще – всегда можно додумать свои собственные слова, пусть наивные и не совсем в рифму, но зато идущие от души.В разговоре или песенке можно менять тембр голоса от высокого к низкому. Очень важно смотреть при этом в глаза ребенку, говорить с ласковой интонацией.

Задача развития ребенка 5.

Способствовать появлению к 1 месяцу первой осознанной улыбки в ответ на ласковый голос мамы.

Нужно отличать улыбку физиологическую и осмысленную. Физиологическая улыбка появляется уже в первые дни жизни малыша. Это просто растяжение мышц в состоянии сытости и комфорта. Она означает, что малышу хорошо. Но она еще никак не связана с мамой. Осмысленная же улыбка появляется примерно на четвертой неделе первого месяца жизни новорожденного. Вот как о ней пишет В. В. Ветрова – исследователь детского развития в раннем возрасте – в своем дневнике наблюдения за сыном:

«1 месяц 2 дня. Сегодня мы заметили явную улыбку, уже не связанную с ситуацией кормления. Мы показали ребенку погремушку… Играя с погремушкой, мы на все лады обращались к малышу с ласковыми словами, называли по имени…И вдруг увидели, как неловко поднялся уголок верхней губы, как стал растягиваться ротик, затем ребенок замер на мгновение и следом за этим обнажил свою беззубую челюсть. Это произошло так неожиданно, что мы сначала не поняли, что это – первая улыбка, вызванная общением, нашим воздействием и символизирующая определенный этап в развитии – окончание состояния новорожденности. Именно в этот день я впервые увидела у ребенка веселые глаза – для меня эта улыбка стала чем-то осмысленным, тогда как улыбка первая, физиологическая, протекала на фоне совершенно бессмысленного взгляда».

Какие игрушки нужны в первый месяц жизни новорожденного?

Новорожденный ребенок еще не умеет длительно смотреть на один предмет. Поэтому ему легче воспринимать предмет, когда в поле зрения отсутствуют другие отвлекающие его объекты. Поэтому для развития малыша полезнее показывать ему одну яркую игрушку, а не развешивать гирлянды разноцветных погремушек и движущиеся модули с ворохом фигурок. Гирлянды и модули понадобятся чуть позже, когда закончится период новорожденности.

На каком расстоянии нужно показывать новорожденному игрушку? На каком расстоянии ее подвешивать?

Нужно запомнить правило – до двух – двух с половиной месяцев игрушку надо показывать и вешать на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребенка. Иначе можно спровоцировать у него косоглазие.

Как учить ребенка следить взглядом за игрушкой?

Для этого нужен набор игрушек разного цвета (обязательно яркого) и разной формы без мелких деталей. Игрушки для проведения упражнений надо менять, чтобы они не надоедали малышу и вызывали его интерес.

Шаг 1. Ежедневно в течение одной — двух минут показывать малышу крупную (8-10см) игрушку, перемещая ее в разных направлениях. Можно приближать и удалять игрушку на расстояние от 50 до 70 см от глаз ребенка. Сначала младенец учится отслеживать горизонтальное движение игрушки. Когда у него это начнет получаться, начинают включать вертикальное движение игрушки. Постепенно скачкообразное слежение взглядом за игрушкой сменится плавным. Это означает, что развивается координация движений глаз.

Шаг 2. Когда малыш научится четко следить взглядом за игрушкой, надо учить его сосредотачивать взгляд на предмете. Для этого при перемещении игрушки ее периодически останавливают. И ребенок сосредотачивает не ней взгляд. После этого упражнения игрушку подвешивают в кроватку для рассматривания. И затем убирают. Но нет необходимости подвешивать игрушки в детскую коляску, в которой ребенок спит на воздухе.

Шаг 3. Покачивать подвешенную игрушку, чтобы малыш смог сосредоточить взгляд на крутящейся игрушке.

Что чувствует новорожденный ребенок?

Ответ на этот вопрос попыталась дать Вирджиния Сатир – известный психолог и психотерапевт в книге «Психотерапия семьи». От лица двухнедельного новорожденного она ведет свой рассказ так:

«Обычно мама с папой замечают, когда я плачу. Это хорошо, когда они знают, что мне плохо, не колет ли что-то в кроватке, не болит ли животик, нет ли у меня запора и не одиноко ли мне лежать. Они берут меня, качают, кормят, веселят. Я знаю: они хотят, чтобы мне стало лучше.

Очень плохо, что мы не говорим на одном языке. Порой мне кажется, они хотят, чтобы я замолчал, чтобы заняться какими-то своими делами. Они немножко покачают меня, будто я кошелка с овощами. Я догадываюсь, что у них есть другие дела. Иногда мне кажется, что я их раздражаю. Но я вовсе не хочу, чтобы так было. И не могу сообщить им, что это не так.

Мое тельце перестает болеть, когда меня трогают любящие люди. Им хорошо, и я знаю, что они действительно стараются понять меня. И я пытаюсь помочь им, как могу. Я плачу по-разному. Мне нравятся отчетливые, нежные и мелодичные голоса. Мне приятно, когда мама с папой смотрят на меня, особенно прямо в глаза».

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги,звуки, слова нараспев)

Мы увидели, как много дает первый месяц жизни новорожденного, и как он важен в дальнейшем развитии ребенка. Подробнее об играх, упражнениях с малышом, игрушках Вы можете прочитать в других статьях рубрики

Грудничок беспокойно спит

Всем известно о том, что дети растут во сне, при этом восстанавливая силы, восполняют потери энергии. Когда ребёнок спит, его организм полноценно развивается и в случае нарушения сна маленького человека возможно возникновение негативных последствий. Долгий сон новорожденных детей является совершенно нормальным явлением и говорит оно о том, что ребёнок развивается правильно. Однако весьма распространённым явлением бывает нарушение сна у новорожденных детей. Такое, как правило, случается по причине возникновения проблем с развитием организма младенца, способных в будущем оказать отрицательное влияние на состояние его здоровья.

Почему грудничок беспокойно спит

Беспокойный сон грудного ребёнка может быть связан с нарушениями его режима питания или прочими неприятностями. Это может быть какая-нибудь болезнь, нарушение его бытовых условий.

К причинам беспокойного сна грудного ребёнка можно отнести такие факторы:

  1. Очень часто беспокойство во время сна грудничка вызывается причиной, которую народные целители называют «подкожной щетинкой», другое официальное название - лануго. Так называют мелкие волоски, которыми покрыто тело новорожденного младенца. Когда ребёнку исполнится две недели, щетинки выпадают и на их местах вырастают нормальные луковичные волоски. В это время кожа младенца может зудеть, что и становится причиной беспокойного сна.
  2. Ребёнок может беспокойно спать от жары, при этом он потеет, его кожа становится красной и высыхают слизистые. Следует открыть форточку, напоить малыша и увлажнить комнату.
  3. Беспокойство ребёнка может быть вызвано и холодом. В этом случае его кожа приобретает синюшный оттенок, руки, ноги и спина холодеют. Ребёнка следует согреть и одеть.
  4. Плохой сон ребёнка может быть спровоцирован неудобной либо грязной постелью и грязной одеждой. Малыш начинает кричать и на его коже может остаться след от пуговицы или шва. Следует осмотреть его и заменить ему одежду.
  5. Громкие вечеринки никак не способствуют крепкому сну малыша. Родителям следует определиться в том, что для них важнее - собственное веселье или здоровье их ребёнка.
  6. Спать ребёнку может мешать запор. В этом случае он тщетно тужится и перебирает ногами, живот его становится твёрдым, стул редким, а кал твердеет и приобретает тёмный оттенок. Перед кормлением ребёнка следует подержать на животике, а спать уложить в позе лягушки на животе. Кормить его надо только специальными смесями, поить слабокипячёной водой. Можно мазать анус детским кремом и поставить специальные свечи

Что делать ночью с беспокойным грудничком

У грудничков ещё не произошло чёткого распределения между режимами сна и активного бодрствования. Тем не менее, с течением каждого месяца его биологические ритмы всё более становятся схожими с нашими. Для того, чтобы грудничок по ночам не испытывал беспокойство, следует принять меры к предотвращению дискомфорта и неприятных ощущений, которые он может начать испытывать.

Очень важно своевременно производить замену подгузника, следить за состоянием влажности воздуха в помещении и не допускать повышение температуры в детской комнате свыше 22 градусов по Цельсию и не опускалась ниже 18 градусов по той же шкале. В том случае, если ребёнок станет испытывать неудобства во время сна, разбудить его можно будет достаточно легко.

Ребёнку следует установить нормальный дневной режим. Перед отходом к ночному сну у ребёнка должно быть не менее четырёх подряд часов бодрствования. Если ребёнок не спит в дневное время, следует занять его каким-нибудь активным делом, подразумевающим физическую нагрузку, однако при этом не следует его переутомлять. Не получая никакой физической нагрузки, ребёнок будет плохо спать по ночам.

Ребёнка следует учить засыпать самостоятельно, для чего его нужно укладывать в кроватку и не носить на руках, укачивая. Приученные к рукам дети имеют сложности с самостоятельным засыпанием. Ребёнка следует учить спать в его комнате.

Грудничок беспокойный во время кормления

Кормление грудью представляет собой большую науку и очень часто бывает так, что протекает не совсем гладко. При кормлении ребёнок может проявлять беспокойство, плакать и капризничать. Невзирая на то, что ребёнок и мать наделены природой определёнными рефлексами, им необходим определённый опыт для того, чтобы кормление проходило гладко и спокойно. Особенное значение при кормлении имеет поза, в которой оно производится. Нередко случается так, что беспокойное поведение грудного ребёнка объясняется нарушениями при кормлении.

Причины беспокойства грудничка во время кормления

На протяжении первых нескольких недель после рождения ребёнка он и мама постепенно привыкают друг к другу и маме многое бывает неясно в поведении её малыша. Очень часто она не понимает, по какой причине ребёнок проявляет беспокойство во время кормления и не ест. Тому может быть множество объяснений, речь о которых пойдёт ниже.

  1. Первое, что может прийти в голову кормящей маме, это нехватка у неё грудного молока. Самой большой сложностью при этом является тот факт, что очень часто мама не знает сколько молока получает её ребёнок, сколько молока ему необходимо и сколько его у неё вообще. Для того, чтобы найти ответы на все эти простые вопросы, следует сделать несколько простых действий:
  • прежде всего, проследить за тем, как ребёнок справляет нужду и сделать правильные выводы. Если по истечении шести дней мама получает шесть мокрых подгузников, следовательно, молока ребёнку хватает;
  • абсолютно нормально проводить кормления часто. На протяжении первых нескольких недель жизни малыша ему необходимо от восьми до двенадцати кормлений грудью на протяжении суток. В начале, скорее всего, маме надо будет постоянно держать при этом ребёнка на руках, поскольку несколько часов он будет просить есть постоянно, после чего засыпать на несколько часов. После того, как он научится эффективно сосать, количество кормлений начнёт уменьшаться;
  • необходимо постоянно отслеживать вес ребёнка. Через две недели малыш должен восстановить свой первоначальный вес, после чего на протяжении трёх месяцев набирать не менее 200 граммов в течение недели.

В том случае, если мама продолжает пережимать по поводу нехватки молока у неё, ей есть смысл обратиться к специалисту по лактации для того, чтобы получить все необходимые консультации и советы по части увеличения количества молока у женщины, если это ей необходимо.

  1. Ребёнок может вести себя беспокойно при набухании груди у матери, которое может иметь место на протяжении первых нескольких недель после родов. Для уменьшения набухания следует руками сцедить немного молока и грудь станет мягче, после чего ребёнку будет легко её брать. Очень много молока сцеживать не стоит, поскольку это может вызвать его выработку. Для уменьшения отёка и болезненных ощущений следует прикладывать к груди холодные компрессы.
  2. Если у матери плоские соски, ребёнок также может проявлять беспокойство при кормлении. Чтобы устранить явление, следует надевать особые накладки между кормлениями. Вытягиванию сосков способствует включение молокоотсоса до прикладывания ребёнка к груди. При этом включается молочный поток, способствующий тому, что ребёнок перестанет плакать и начнёт есть.
  3. Кроме этого, ребёнок может беспокоиться по причине его неправильного положения на груди. Малышу и его маме может быть неудобно потому, что оказывается малое давление на грудь, в результате чего происходит нарушение потока молока. Если ребёнок очень нервный, лучше всего применять положение кормления, при котором ребёнок помещается сбоку от мамы и прикладывается к ближайшей груди или прикладывается к груди горизонтально. В этих положениях удобно следить за положением головы малыша. Таким образом получается хорошо направлять ребёнка к груди и удерживать его в этом положении. Он вдавливается носом и подбородком в материнскую грудь и начинает лучше сосать, если мать крепко его держит.
  4. Почти у всех детей встречаются различные формы выражения желудочно-пищеводного рефлюкса. Такое название носит состояние, характеризуемое неполным сформировыванием сфинктера, что вызывает недостаточное перекрывание им входа в желудок. В результате происходит частичный возврат части молока с желудочным соком в пищевод, обуславливающее возникновение изжоги. Впечатления достаточно неприятные, для их устранения у грудного ребёнка следует поддерживать вертикальное положение его тела.

Возможно возникновение рефлюкса при проведении кормления. Его можно избежать, если поддерживать ребёнка в вертикальном положении и делать перерывы во время выполнения кормления. С ростом ребёнка происходит укрепление его мускулатуры и проявления рефлюкса постепенно сходят на нет. Если же имеют место нарушения режима кормления малыша по причине возникновения рефлюкса, следует обратиться к врачу, ввиду серьёзности ситуации.

  1. Возможно развитие на сосках матери дрожжевой инфекции - молочницы. При этом соски приобретают ярко красный оттенок и начинают зудеть, после окончания процесса грудного кормления в них начинается неприятное жжение. В этом случае при кормлении ребёнок может быть несколько более беспокойным, чем обычно. При возникновении молочницы женщине следует обратиться к врачу для прохождения специального курса лечения. Его необходимость объясняется тем, что инфекция имеет грибковое происхождение и может быть опасна как для организма матери, так и для её ребёнка.

Беспокойство новорожденного ребёнка может объясняться рядом причин. Ниже приведены некоторые из них.

  1. Почти все новорожденные дети страдают метеоризмом. При питании ребёнка происходит запуск рефлекторного выделения газов, необходимого для устранения из организма объектов его жизнедеятельности. Быстрое их выделение препятствует возникновению запоров.

Для прохождения грудного молока через пищеварительную систему младенца требуется совсем немного времени, поскольку материнское молоко легко переваривается. При сосании груди ребёнком нередко можно слышать весьма характерные звуки. Невзирая на то, что газы наблюдаются практически у всех детей, некоторые переносят их лучше других. Своё влияние на процесс накладывает и время суток, в которое происходит кормление, причём метеоризм наиболее отчётливо проявляется в конце дня. Ребёнок может не хотеть отпускать материнскую грудь, что только усиливает метеоризм. По мере развития малыша проблема отступает.

  1. В самом начале процесса кормления молоко матери имеет высокое содержание сахара - лактозы. Это так называемое «переднее» молоко, вырабатываемое в первую четверть часа грудного кормления. Если и дальше продолжать кормить ребёнка той же грудью, вырабатывается «заднее» молоко. Оно нейтрализует лактозу в силу обогащённости жирами, в силу чего происходит понижение уровня образования газов. Метеоризм может усиливаться в силу переизбытка лактозы от большого количества поступающего переднего молока.

Если малыш ещё не научился хорошо сосать грудь, он может начать давиться материнским молоком. При этом он может бросить грудь и начать нервничать и кричать. В этом случае маме следует, сильно надавив на грудь, сцедить поток молока, после чего снова приложить к ней своего малыша. Можно сцеживать молоко до начала кормления, для того чтобы удостовериться в возможности остановить его выброс до того, как ребёнок возьмёт грудь. Грудничка следует кормить из положения под мышкой. Когда малыш немного вырастет, он сможет самостоятельно вести контроль рефлекса выброса молока, находясь в любом положении при кормлении.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

Будущим и молодым мамочкам полезно знать о некоторых особенностях внешности новорожденных детей заранее.

Если вы молодая мама, то новорожденного представляете себе пухленьким и улыбающимся существом с милыми складочками на ручках и ножках. Знайте, в жизни все не так! Вот мама бросает первый взгляд на новорожденного ребенка, и ей кажется, что с малышом что-то не так: большая голова, крошечное тельце, скрюченные ножки и ручки, кожа в пятнах.

Не огорчайтесь, если новорожденный ребенок совсем не похож на младенца с картинки. Дети редко рождаются розовыми, пухлыми и гладкими. Как правило, новорожденные имеют некоторые особенности внешности, исчезающие спустя какое-то время после рождения. А чтобы рассеять сомнения и страхи, необходимо просто поговорить об этом с врачом в роддоме.

Форма головы новорожденного ребенка

Часто мама пугается при виде нестандартной формы головы своего новорожденного ребенка – сплющенной, вытянутой к верху и, вообще, больше похожей на яйцо, чем на круглую головку.

  • Голова малыша имеет яйцевидную форму, потому что во время родов кости его черепа подстраиваются к родовым путям матери. А поскольку этот проход узок, то голова приобретает продолговатую форму. Буквально в течение нескольких дней головка новорожденного станет обычной круглой формы.
  • Вам показалось, что у вашего малыша слишком большая голова? Это может быть как оптическим обманом, так и наследственным признаком (если в вашем семействе есть большеголовые родственники).
  • Бывает, мамочки расстраиваются, когда ребенок рождается совершенно лысым, без единого волоска на голове. Но это вовсе не значит, что он таким и останется. Волосики могут появиться лишь к 7-8 месяцам жизни. Однако первые волосы, как правило, выпадают. А к году малыш точно обзаведется постоянными волосами.
  • Гладя головку новорожденного ребенка, мама нащупывает мягкие углубления, затянутые тонкими пульсирующими мембранами. Это роднички – места на костях черепа, которые еще не сомкнулись. Как правило, роднички затягиваются к году, но если это произошло раньше, то значит, такова индивидуальная особенность организма малыша.

Вообще, по наблюдениям акушеров и неонатологов, в последнее время чаще рождаются дети с малым размером родничка. В норме родничок приблизительно 1-3 см, но бывает и меньше. Многие врачи полагают, что это вызвано чуть большей дозой витаминов, которую беременные получают во время вынашивания. Но даже если родничок затянулся рано, продолжайте давать ребенку витамин D.

Ну, и, пожалуй, самое забавное, чем поражает мамочку новорожденный ребенок, - это змеиный язычок! Кончик языка малютки кажется слегка раздвоенным, потому что язык как бы сросся со дном ротовой полости и ему еще трудно вытянуться вперед. Не сомневайтесь: он обязательно сделает это в течение первого года жизни.

Глаза у новорожденных

Часто, хотя и не всегда, рассматривая глазки малыша, удивленная мамочка задается вопросом: в кого они такие голубые, словно морская гладь? Действительно, многие младенцы рождаются с глазами голубого цвета, но к 6 месяцам цвет глаз поменяется на свой. И тогда мама точно поймет, в кого удались очаровательные глазки.

Порой бывает и так, что вообще не получается разглядеть цвет глаз новорожденного, потому что … он не может их открыть. Это происходит из-за послеродового отека, если голова какое-то время «простояла» в родовых путях. Не волнуйтесь, отек пройдет сам собой.

Иногда отек вызывает инфекция глаз, но в таком случае всегда сопровождается слизистыми или гнойно-слизистыми выделениями из глазок. Это лечат еще в роддоме, причем отек проходит без последствий.

Чем еще малыш может удивить мамочку, так это косоглазием. Что вовсе не редкость для новорожденных. Врачи объясняют косоглазие слабостью отводящей мышцы глаза. К полугоду это состояние проходит само по себе.

Бывает и так, что глаза новорожденного имеют ярко-красный цвет. Например, в случае кровоизлияния, вызванного нехваткой кислорода во время беременности или тем, что ребенок тяжело перенес роды. Сосуды сильно страдают при нехватке кислорода, однако потом все бесследно проходит.

Голова, волосы, родничок, язык у новорожденного

Гипертонус у новорожденного

Сколько бы мама ни пыталась поздороваться с малюткой, взяв его за пальчики. Это ей пока что вряд ли удастся из-за плотно сжатых кулачков новорожденного. Позу, когда ручки прижаты к телу, а ножки скрючены и поджаты к животу, медики возвышенно называют позой Будды. Все новорожденные находятся в этой позе, что вызвано повышенным тонусом мышц сгибателей в руках и ногах.

У мам не должно быть волнений по этому поводу до 3-4 месяцев. До такого возраста повышенный мышечный тонус – норма. К 3 месяцам ребенок должен начать разжимать и сжимать кулачки, а пальчиками рук старается захватить игрушку. Если это не произошло, то проблему предстоит решать с помощью невролога, который назначит массаж, плавание, гимнастику.

  • Присмотритесь к ножкам и ручкам новорожденного, мамы порой замечают синюшный оттенок стоп и кулачков. Это обусловлено тем, что у него еще не наладилось кровообращение, и стоит ему энергичнее подвигаться, как стопы и кулачки тут же порозовеют.
  • Мам тревожит, что стопы малыша сильно завернуты внутрь или наружу. И то, и другое объясняется слабостью мышц в голеностопном суставе. Такие явления вызваны гипоксией (нехваткой кислорода) во время беременности. Однако переживать по этому поводу не стоит, потому что такие дефекты очень хорошо корректируются с помощью массажа.
  • Иногда из набухших сосков ребенка выделяется молоко. Оказывается, это вполне нормальное явление – как для новорожденных мальчиков, так и для девочек. Это гормональный криз новорожденного. Он вызван тем, что гормоны матери попали в кровь младенца. Все пройдет само собой. Но ни в коем случае нельзя выдавливать молоко из сосков! Достаточно положить на них сухое тепло. Выделения появляются на 3-5 день жизни малыша, держатся неделю и проходят.
  • Некоторые молодые мамы, глядя на своих новорожденных мальчиков, не находят их яички на естественном месте. Если это происходит, то, значит, яичко не успело опуститься в пах до рождения и застряло в канале. До года нервничать нет нужды. Если ситуация не изменилась, то яички «выводятся» хирургическим путем, так как они не должны быть в брюшной полости. Бывает и обратная ситуация, малыш рождается с большими набухшими яичками. Это вызвано отеком оболочки яичка. Он не лечится и проходит сам собой, но малыша наблюдает хирург.
  • Настоящую панику вызывают порой кровянистые выделения из вагины у девочек, хотя и в этом нет ничего страшного. Это тот же гормональный криз, который вызывает выделение молока из сосков, и он тоже проходит.
  • И еще одна «штучка» вызывает недоумение мам – пупочек. Вывернутая наружу культя пупочного канатика выглядит не эстетично, но это ненадолго. Спустя 10 дней она отпадает, и пупочек приобретает красивую витиеватую форму спящей улитки.

Пушок на коже новорожденного

Кожа новорожденного ребенка не сразу становится красивой: нежной, гладкой и розовой. Сначала она может вызвать разочарование. Красные пятна, пушок, шелушение, выступающие сосуды, родимые пятна. Давайте разберемся, что должно вызывать опасения, а что нет?

  • Иногда малыш рождается с ярко-розовой окраской кожи, пушком и очень большим количеством родовой смазки. Все это вызвано незрелостью кожи новорожденного ребенка и проходит по мере роста.
  • Мамочкам не стоит также волноваться по поводу шелушения кожи новорожденного. Оказывается, после нескольких купаний весь старый эпидермис сшелушивается, и кожа малыша обновляется.
  • Красные пятна с неровными краями тоже не должны вызывать у родителей страха. Иногда это проявление аллергии, вызванной нарушением питания мамочки, а порой аллергической реакцией на продукты жизнедеятельности микробов, которые заселяют стерильную кожу малыша. В этом случае нужно просто хорошо поить новорожденного, и аллерген сам собой выведется из организма.
  • Некоторые дети рождаются с красными сосудистыми паутинками. Эти так называемые сосудистые невусы хотя и не страшны для малыша, но не проходят с возрастом, как и коричневые родимые пятна. С винными и монголоидными родимыми пятнами детки тоже остаются на всю жизнь. Винные родимые пятна красного цвета бывают у детей всех национальностей. А вот монголоидные пятна голубого цвета, как правило, проявляются у детей южных наций или азиатов.
  • На 3-й день жизни кожа новорожденных приобретает желтушный цвет. Если у мамы отрицательный резус-фактор, а у ребенка положительный или у мамы I группа крови , а у ребенка иная и желтуха появляется в 1-е сутки жизни, то необходимы дополнительные обследования крови.

Когда исчезнут "дефекты" у новорожденных?

Особенности новорожденного Когда и что изменится?
Глаза новорожденного:
При рождении чаще всего голубые Через полгода приобретут свой постоянный цвет
Косоглазие новорожденных Через полгода
Отек и краснота глаз новорожденных Через несколько дней после родов
Ручки и ножки новорожденных:
Синюшные стопы и кулачки у новорожденного Пройдет, стоит немного подвигаться
Стопы завернуты внутрь
Стопы вывернуты наружу С помощью массажа уйдет к 1 году
Гипертонус мышц новорожденного С помощью массажа уйдет к 1 году

Любовь к новорожденному

После родов мамочка переживает ощущения огромного счастья. Этому есть и физиологическая причина – изменение гормонального фона. Она тут же влюбляется в своего малыша без оглядки. Если мама сразу после рождения не выплеснула на малыша потом счастья, то это вызвано разными причинами, но только не видом новорожденного.

Часто такое происходит, если новорожденного ребенка сразу забрали от мамы. Тогда эта радость переходит на медперсонал, окружающих врачей – какие все вокруг замечательные! Иногда связь начинает разрушаться еще во время беременности: если маму покинул любимый или она с головой погружена в какие-либо другие проблемы.

В этом случае желательно, чтобы мамочка в послеродовой отделении находилась вместе с новорожденным ребенком. Но если ей совсем неприятно ухаживать за малышом, то для него это очень плохо. Потому что с ее рук ребенок «считывает» отношение к себе. Тогда лучше, чтобы маме помогал кто-то другой. А она тем временем сама медленно и постепенно входила в этот процесс.

Даже если новорожденный не совсем привлекательный, для мамы он – суперкрасавец. В школах для беременных многие мамочки, просматривая учебные фильмы, ужасаются внешнему виду новорожденных. Но стоит их собственному малышу появиться на свет, как их точка зрения кардинально меняется. Свой ребенок становится самым прелестным, несмотря на все особенности новорожденных.

Мамы просто не способны критически подходить к новорожденному ребенку. Они любят его таким, какой он есть. Однако спустя несколько часов после родов у мамы может закрасться тревога. Почему у малыша форма головы не такая? Почему у него кожа шелушится? Откуда красные пятнышки? Мамочка рассматривает новорожденного и волнуется. Но не потому, что он не красивый, а оттого, что она хочет ему помочь. Она его уже очень любит!

«Он такой хорошенький, такой маленький, такой хрупкий», - говорит мама и ищет поддержку у врачей. И это понятно: ею уже движет самая мощная любовь на света – материнская.



Публикации по теме