Быть левшой: плюсы и минусы. Надо ли переучивать ребенка, если он левша

Сейчас в школах не переучивают. Пусть ребенок пишет так, как ему удобно и нравится. Но он же не все делает левой рукой? Что-то же он делает правой. Думаю, что ничего особого делать с руками не стоит. Правую руку он не "потеряет".

Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Например, у “чистого” правши (таких в странах Европы примерно 42 %) за речь, чтение и письмо отвечает левое полушарие. Правое - имеет более глобальные функции: в его ведении находится восприятие музыки, звуков природы. У “чистых” левшей (примерно 10 %) - все наоборот. Но ведь, как известно, правой частью тела управляет левое полушарие, а левой - правое. Поэтому, когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать свое правое полушарие, ответственное за контроль речи, чтения и письма.Однако доминирующая рука отчетливо устанавливается только к трем - пяти годам. В этом возрасте можно использовать следующие функциональные тесты: переплетение пальцев, “аплодирование”, перекреста рук на груди (поза Наполеона), “прицеливание” (см. тест “Правое или левое?”). Еще можете почитать здесь
www baby com ua

В том что ребенок "левша" нет ничего страшного.Это в 80-е годы активно переучивали,вплоть до того,что привязывали левую ручку к телу!Сейчас доказано,что такие детки даже более одаренные чем "правши"!Работает активней полушарие мозга,отвечающее за "гениальность" в гуманитарных науках и творчестве!Правой рукой ребенок тоже пользуется,просто не заостряйте на этом внимание - и все будет замечательно.Удачи Вам!

Переучивать ребенка ни в коем случае нельзя. Леонардо да Винчи, например, одинаково хорошо владел левой и правой рукой. Джими Хендрикс научился играть на гитаре правой рукой, он играл, перевернув гитару вверх тормашками. При этом он натягивал струны гитары в обратном порядке, чтобы они располагались как на обычной гитаре.

Некоторые исследования доказывают, что люди-левши чаще становятся преуспевающими учениками. Умственные способности левшей имеют иную структуру, они имеют более широкий диапазон способностей. Также гены, определяющие леворукость, управляют развитием центров мозга, отвечающих за развитие речи ребенка.

Левши, по данным ученых США, обладают такими же способностями, как и праши. Разница в активности полушарий мозга. У правшей активно левое полушарие, у левшей - правое. Но переучивать ребенка ни в коем случае нельзя, потому что это может привести к снижению активности обоих полушарий. От природы у ребенка активное левое полушарие, а активность правого для организма ребенка - не физиологично. Конечно, он должен развивать и правую руку, но это не значит, что она должна быть активнее левой.
А развивать ее надо так же, как и правую, учить выполнять ей такие же функции, какие выполняют правши.

Сегодня уже не так заметны, так как старорежимные привычки к переучиванию, чтобы ребенок был «как все», уходят в прошлое. Многие родители вполне спокойно относятся к «леворукости» детей, даже не думая о том, чтобы переучивать ребенка больше манипулировать правой рукой. Но не будет ли ребенок, ведущая рука которого — левая, в чем-либо ущемлен в обществе, которое, в своем подавляющем большинстве, имеет правую руку как ведущую? Вопрос, конечно, интересный....

Десница или шуйца?

Что в переводе с зыка древних славян означает «правая или левая?» Вообще-то леворуких людей на самом деле немало: около 10-15% населения Земли имеют леворукость, которая проявляется не только в том, какой рукой пишет человек, но и в доминировании, ведущем руководстве одного из полушарий, противоположном ведущей и доминирующей руке. Сегодня уже не существует установки на переучивание детей с левой руки на правую в детском саду или школе, но некоторые родители до сих пор опасаются, что не переученная леворукость станет минусом ребенка в школе или помещает ему в дальнейшей жизни. На самом деле это совершенно не так, и леворукость за исключением каких-либо мелких недостатков, ничем не помешает своему обладателю в жизни, а иногда еще и очень поможет!

Сегодня считается, что леворукость определяется наследственностью — обычно в семьях это передается по наследству, а другая часть леворуких — это «вынужденные» левши, перенесшие в детстве перинатальную травму головного мозга, в результате чего правое полушарие взяло на себя часть обязанностей, в том числе и в плане доминирования руки при письме.

Конечно, доминирование одного из полушарий отражается на характере и особенностях поведения, способностях и развитии детей. Но такие совершенно не делают их хуже или лучше, чем правшей. Просто у них будут проявляться свои, присущие именно доминированию правого полушария, склонности и способности, таланты и особенности психики. Принудительное переучивание левшей на правшу приводит к тому, что происходят сбой на уровне нервных связей.

Леврукость или левшество?

Давайте разберемся с терминами. Преобладание левой руки при письме еще совершенно не означает преобладания правого полушария в целом. Под левшеством понимают преобладание и левой руки, и левого глаза и даже всей левой половины тела при жизнедеятельности. Поэтому, если человек пишет левой рукой, но прислушивается правым ухом, указывает правым пальцем, и шагает с правой ноги — это леворукий, а если он все делает с левой стороны активнее — вот это истинный левша.

У правшей преобладающим является левое полушарие, которое «специализируется» на анализе вербальной информации, приходящей из центра речи. У левшей функции между полушариями распределяются несколько по-другому, чем у правшей, и у них нет четкой связи с преобладанием из-за руки именно правого полушария, у них функции более равномерно распределены между обои полушариями. Кроме того, у леворуких детей более выражены пространственно-зрительные функции, которыми занимается именно правое полушарие.

Когда и как выявить?

Преобладание левой руки можно выявить не ранее черытех-пяти лет, до этого все дети являются амбидекстерами — то есть одинаково орудуют обеими руками или демонстрируют смену периода преобладания левой и правой руки. Первые сложности могут возникать при первых попытках ребенка учиться письму, праворуким родителям сложно показать правильный захват карандаша или ручки с другой руки. Но это дело вполне поправимое. Как же выявить леворукость у малыша? Дайте ему карандаши и смотрите за тем, какой рукой у него получаются более правильные и четкие рисунки, какой рукой ему удобнее орудовать. Но иногда точно выяснить леворукость можно только ближе к пяти-шести годам, когда начинается обучение письму.

Первые же ссылки в Интернете говорят, что лишь каждый седьмой или восьмой человек - левша. Беда в том, что их довольно трудно подсчитать, выявить и изолировать, так как многие левши маскируются под правшей, некоторые на самом деле не левши, а бисексу... то есть мы хотели написать «амбидекстеры».

Особенно хлопотно выявлять выходцев из СССР: советское образование обязывало учителей переучивать левшей в правшей во что бы то ни стало (хотя многие педагоги, физиологи и психологи были категорически против такой практики). В итоге те левши, из которых СССР воспитал частичных правшей, нынче работают обеими руками, имеют жуткий почерк, чувствуют себя психически неуравновешенными и ненавидят советскую педагогику. Издевательства над детьми-левшами в СССР прекратились только в 1986 году.

Будем считать, что левша - тот, кто от рождения базовые операции (еда, компьютер, рисование, бритье, убийства) выполняет левой рукой. Хотя в жизни даже хардкорный фанатичный левша может некоторые действия с превеликим удовольствием поручать правой руке.

Поэтому попытки подсчитать, к примеру, всех гениальных гитаристов-левшей обречены на провал. Да, Пол Маккартни, Джими Хендрикс и на фотографиях красуются с леворукими инструментами наперевес. Однако реальность такова, что основная масса левшей-гитаристов играют и позируют как правши, потому что так проще учиться и легче найти подходящий инструмент.


Выявить левшу без избиения и допросов с паяльником проще простого: резко попросить его сложить руки в «замок», то есть переплести пальцы обеих рук. У правшей наверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - большой палец левой. Наверняка у метода бывают исключения, поэтому, если он не сработал, а левша не сознается, можно переходить к паяльнику.

Существует базовая теория о том, что у правшей лучше развито левое полушарие мозга, а у левшей - правое. Нам, левшам, это глубоко приятно сознавать, так как наше правое полушарие круче. Ну суди сам.

Левое полушарие (любимое полушарие всяких там правшей) отвечает за:

Речь, письмо, обучение, прием, анализ, обработку и запоминание поступающих данных (языковых, математических и пр.), ну и за шевеление правой половиной тела;

правое полушарие (любимое полушарие нас, замечательных левшей) отвечает за:

Интуицию, обработку образной информации, пространственную ориентацию, музыкальность, метафоры, воображение, эмоции, многопоточное мышление, движения правыми конечностями и - опаньки - за секс тоже!

Иными словами, правши - прирожденные бухгалтеры, менеджеры и солдаты. А левши - писатели, художники, музыканты, блогеры, кинорежиссеры, порнозвезды, поэты и алкоголики. Остается задать вопрос: с кем ты?

При этом левши спокойно могут пробиваться на самый верх в сферах, бесконечно далеких от творчества.

Самые знаменитые современные президенты США оказались левшами: Рональд Рейган, Джордж Буш-старший, Билл Клинтон и Барак Обама. Да-да, у чернокожих тоже бывает добротное, прокачанное правое полушарие мозга. Да что там Обама! Наше все тоже левша и немножечко негр.

А вот злосчастный президент Никсон - унылый правша. Кто бы сомневался!


В журналистских кругах ходят упорные слухи, что наверняка хорошо тебе знакомый В. В. Путин - скрытый левша. Не исключено, что тут как раз речь идет о том самом переученном советском школьнике, о чем говорилось в начале статьи.

Еще один поучительный список: Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Фидель Кастро и Махатма Ганди - левши.

Адольф Гитлер - правша.

Еще раз подумай: с кем ты?

Тему актеров, музыкантов, режиссеров и художников даже поднимать неохота: их тьма, а у нас здесь статья, а не телефонный справочник. Достаточно просто быть наблюдательным. Тебя ничто не смущает в приведенном ниже кадре с ?


Кстати, в этом кадре не хватает , который тоже левша. Но у нас собран миллион кадров поинтереснее. Гляди, как изящно раздает левой лапкой автографы Скарлетт Йоханссон.


Очень любопытны те преимущества, что получают левши в спорте. Причем даже на первый взгляд неочевидные. Например, два самых великих футболиста прошлого века - Пеле и Марадона - леворукие. Теперь ты понял, что имел в виду Марадона под рукой Бога?

Футбол на самом деле спорт симметричный, и особые таланты левшей Пеле и Марадоны можно списать на совпадение (хотя и чересчур, ой, как чересчур подозрительные).

Бокс, фехтование, теннис - те виды спорта, где общепринято считать леворукость особым преимуществом.

Потому что правша по определению редко сталкивается на арене с левшой, и опыта противостояния против левшей у него многократно меньше, чем у левшей против правшей. Практически во всех видах спорта, где имеются такого рода единоборства и поединки, количество успешных левшей многократно превосходит статистическую норму.

Так что, когда человечество после третьей мировой войны вновь скатится на уровень пещерных обезьян, в схватках за титул вожака левши будут побеждать намного чаще. И планетой будут править левши!


Апокалипсис, конечно, прекрасно, но есть ли у нас, левшей, какие-то преимущества перед правшами в обычном быту?

Возьмем самое простое и понятное, что существует в нашем мире, - компьютер. Представь, что мышь у тебя не справа, а слева от клавиатуры. И ты играешь в Fallout/Starcraft/Dota/CounterStrike - да во что угодно, что требует одновременной работы с мышью и клавиатурой. Так вот, для правшей по умолчанию назначаются кнопки где-то в недрах клавиатуры - типа WASD. В то же время левша, как свободный и продвинутый человек, может класть руку на куда более комфортные кнопки - стрелки и numpad.

Кстати, по статистике, среди чемпионов по видеоиграм всегда наблюдалась необычно высокая концентрация левшей. Впрочем, аналитики это объясняют и психофизическими преимуществами левшей, как-то: способность концентрировать сознание на множестве объектов и легко действовать интуитивно (сразу, как только в голове у левши прозвучит: «Воспользуйся силой, Люк»).

Эксперты по маркетингу и логистике вычислили, что левши гораздо быстрее справляются с покупками в переполненных гипермаркетах. А все потому, что они осматривают полки и набирают товары не в том направлении, что остальные посетители, и в итоге им приходится меньше толкаться и стоять в очередях.

Ученые в довольно простых экспериментах доказали, что при равных исходных условиях левши зачастую поступают не так, как правши. Например, если группу испытуемых просят выбрать левую или правую картинку, правши в основном выбирают правую, а левши - ту, что слева. Казалось бы, пустяк, но на его основе можно делать далеко идущие выводы - например, за кого будут голосовать левши и правши в зависимости от дизайна бюллетеня.

Таким образом, если на тебя претендуют сразу 10-15 прекрасных девушек, выстроившись в ряд, то хорошие шансы у той, которая знает, какая рука у тебя рабочая. Не слушай зов сердца, заткни зов разума. Рука сама выберет ту девушку, что надо!

Что говоришь? Никогда на тебя не претендовали 10-15 прекрасных девушек? Странно... Хотя, если ты правша, объяснимо.


Сейчас в школах не переучивают. Пусть ребенок пишет так, как ему удобно и нравится. Но он же не все делает левой рукой? Что-то же он делает правой. Думаю, что ничего особого делать с руками не стоит. Правую руку он не "потеряет".

Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Например, у “чистого” правши (таких в странах Европы примерно 42 %) за речь, чтение и письмо отвечает левое полушарие. Правое - имеет более глобальные функции: в его ведении находится восприятие музыки, звуков природы. У “чистых” левшей (примерно 10 %) - все наоборот. Но ведь, как известно, правой частью тела управляет левое полушарие, а левой - правое. Поэтому, когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать свое правое полушарие, ответственное за контроль речи, чтения и письма.Однако доминирующая рука отчетливо устанавливается только к трем - пяти годам. В этом возрасте можно использовать следующие функциональные тесты: переплетение пальцев, “аплодирование”, перекреста рук на груди (поза Наполеона), “прицеливание” (см. тест “Правое или левое?”). Еще можете почитать здесь
www baby com ua

В том что ребенок "левша" нет ничего страшного.Это в 80-е годы активно переучивали,вплоть до того,что привязывали левую ручку к телу!Сейчас доказано,что такие детки даже более одаренные чем "правши"!Работает активней полушарие мозга,отвечающее за "гениальность" в гуманитарных науках и творчестве!Правой рукой ребенок тоже пользуется,просто не заостряйте на этом внимание - и все будет замечательно.Удачи Вам!

Переучивать ребенка ни в коем случае нельзя. Леонардо да Винчи, например, одинаково хорошо владел левой и правой рукой. Джими Хендрикс научился играть на гитаре правой рукой, он играл, перевернув гитару вверх тормашками. При этом он натягивал струны гитары в обратном порядке, чтобы они располагались как на обычной гитаре.

Некоторые исследования доказывают, что люди-левши чаще становятся преуспевающими учениками. Умственные способности левшей имеют иную структуру, они имеют более широкий диапазон способностей. Также гены, определяющие леворукость, управляют развитием центров мозга, отвечающих за развитие речи ребенка.

Левши, по данным ученых США, обладают такими же способностями, как и праши. Разница в активности полушарий мозга. У правшей активно левое полушарие, у левшей - правое. Но переучивать ребенка ни в коем случае нельзя, потому что это может привести к снижению активности обоих полушарий. От природы у ребенка активное левое полушарие, а активность правого для организма ребенка - не физиологично. Конечно, он должен развивать и правую руку, но это не значит, что она должна быть активнее левой.
А развивать ее надо так же, как и правую, учить выполнять ей такие же функции, какие выполняют правши.

Марш, марш левой! Плюсы и минусы левшества. Проблемы левшей в школе Зеркальное письмо. Нейропсихологическая диагностика.

Левшами являются около 10% людей. И несмотря на то, что с варежкой на левой руке дети на уроках не сидят(как это было во времена переучивания левшей), тем не менее, некоторые родители и учителя иногда считают левшей просто как не желающих работать «как все» правой рукой и проявляющих упрямство. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо правильно диагностировать в рамках нейропсихологической диагностики, учитывать в процессе обучения и воспитания.

Причины. Леворукость изучена недостаточно, и нет единого мнения о том, почему люди предпочитают действовать разными руками. Основные из cуществующих теорий следующие:

При перинатальном происхождении леворукости, часто сопровождающейся другими нарушениями, важно понять что леворукость - не причина этих проблем, а особенность, которая, как и те нарушения, стала следствием неблагоприятных факторов развития.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлены особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

У левшей же расположение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Леворукость или праворукость отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. При обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с трудностями.

Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Вместе с диагностикой других психических особенностей развития детей определение ведущей руки, глаза и уха входит в комплекс нейропсихологической диагностики.

Методы оценки ведушей руки, ведущего глаза и ведущего уха:

По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой -"рука - ухо - глаз", могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П - преобладание правой функции, Л - левой, А - равенство функций.

Дети - левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности, определяемой с помощью нейропсихологических проб. Это относится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие, что ведёт к возникновению трудностей. Не все особенности, которые будут перечислены ниже, можно найти у любого левши. Одни будут ярко проявляться, другие – лишь слегка, а третьи – будут совсем отсутствовать.




Преимущества левшей:

Способы помощи детям-левшам:

Нужно также:

1. Помочь ребёнку - левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2. Не требовать правонаклонного письма, более целесообразным будет писать прямо;

3. Не требовать от ребёнка-левши безотрывного письма;

4. Любые двигательные действия раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5. Выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию(особенно в тех случаях, когда есть проблемы, например, «зеркальное письмо»)

6. Не проявлять негативного отношения к леворукости, говорить ребёнку о его сильных сторонах, преимуществах леворукости.


Морозова Ирина Михайловна, детский психолог



Публикации по теме