Бихевиоризм суть направления его сильные стороны. Бихевиоризм: основные идеи.

Сам термин «бихевиоризм» происходит от английского слова «поведение» — это направление психологии, который изучает основы поведения человека, причины тех или иных поступков, а также методы влияния. Классический бихевиоризм включает в себя также наблюдение за животными. Что примечательно, эта ветвь психоанализа не видит существенных отличий между поведением человека и братьев наших меньших.

Чем старше, дарвиновское обоснование сравнительной психологии уступило еще более настойчивые, и спорно-теорию, известную как социобиология. На самом деле, эта точка зрения считает, что психология когда-нибудь будет объясняться биологией. Биологические перспективы в психологии порождают различные дисциплины в психологии, такие как биологическая психология, физиологическая психология, психобиология и нейронаука. Нейронаука - это междисциплинарный подход к пониманию взаимосвязи между умом и мозгом. Все эти дисциплины связаны с биологическими механизмами, лежащими в основе человеческого мышления и поведения в форме зондирования, синтеза, интеграции и реагирования на окружающую среду.

История возникновения

Впервые о бихевиоризме американский психолог Джон Уотсон заявил в 1913 году в своем докладе «Психология, какой ее видит бихевиорист». Его основная идея заключалась в том, что психолог должен изучать поведение, отделяя его от мышления или психической деятельности. Он призывал наблюдать за человеком, точно так же, как за любым предметом исследования естественных наук. Уотсон отрицал значимость изучения сознания, ощущений, эмоций пациента, потому что считал их недостаточно объективными и пережитками философского влияния. Ученый стал в своем роде первооткрывателем науки только из-за того, что озвучил идею, которая активно обсуждалась в научных кругах. Огромное влияние на становление теории сыграло учение о рефлексе (И. П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев).

Он полагался на логический анализ, а не на бихевиоритические механизмы в своей когнитивной теории. Пиаже, по-видимому, это законопроект, и его работа оказала значительное влияние в области педагогической и развивающей психологии. Пиаже постулировал последовательность развития четырех основных этапов, по которым он считал, что дети последовательно созревают. В последние годы эта статическая теория поставлена ​​под вопрос. но влияние мысли Пиаже на психологию продолжает ощущаться, особенно в образовательных кругах.

В этом уроке мы обсудим еще одну важную теорию в психологии, а также людей, которые были важны для ее эволюции. Как вы узнали на предыдущем уроке, психология - это научное исследование разума и поведения. Бихевиоризм фокусируется конкретно на поведении или научных аспектах психологии, чтобы узнать, что конкретно измеримо и наблюдаемо.

За время обучения в университете Джон Уотсон посвятил много времени наблюдению за поведением животных. В своей статье о бихевиоризме он раскритиковал популярный в то время метод интроспективного анализа (самоанализ без дополнительных методов исследования).

Его целью было умение предсказывать поведение человека и направлять его. В лабораторных условиях он вывел понятия «стимул-реакция». Это вытекает из учения о рефлексах как ответа на внешний или внутренний раздражающий фактор. По мнению ученого любая поведенческая реакция может быть предугадана, если врачу известны стимул и реакция пациента на него.

Таким образом, бихевиоризм - это теория, которая изучает явное, наблюдаемое поведение людей, чтобы понять их психические процессы. Бихевиоризм также фокусируется на окружающей среде и ее влиянии на человека, чтобы определить, влияет ли окружающая среда на поведение, или заставляет людей действовать или реагировать определенным образом.

Во многих отношениях бихевиоризм сам по себе является реакцией на некоторые из других теорий, которые вы будете изучать в этом курсе. По мнению бихевиористов, многие из других теорий слишком философски и недостаточно научны. В то время как другие теории могут быть более интроспективными, поскольку они включают то, что, по мнению самих психологов, происходит, бихевиоризм включает в себя очень точное наблюдение и измерение того, что на самом деле происходит у людей.

Реакция научного мира

Джона Уотсона можно по праву назвать лидером бихевиористичекого движения. Его идеи так пришлись по вкусу психологам, что его мировоззрение приобрело массу поклонников и сторонников. Популярность метода классического бихевиоризма также объясняется его простотой: никаких дополнительных исследований, простое наблюдение и анализ результатов.

Есть три отдельных ученых и психологов, которые чрезвычайно важны для истории бихевиоризма из-за их теорий и исследований. Вы можете узнать его имя из-за его знаменитых экспериментов с собаками, которые включали звон колоколов и затем вывод пищи для собак, чтобы увидеть, начнут ли слюны собаки реагировать на звонок. Эти эксперименты будут рассмотрены более подробно позже в ходе курса.

Важно помнить об Иване Павлове в отношении бихевиоризма, так это то, что он изучал различные рефлексы и реакции стимулов, которые разные животные и, в свою очередь, люди относились к окружающей среде вокруг них. Уотсон смог взять работу Павлова, который был физиологом и естествоиспытателем, и адаптировать его к психологии, чтобы попытаться объяснить, почему люди вели себя так, как они это делали.

Наиболее известными учениками считаются Уильям Хантер и Карл Лешли. Они работали над изучением отсроченной реакции. Ее суть заключалась в предоставлении стимула « сейчас» и получения реакции «потом». Наиболее распространенный пример: обезьяне показывали, в котором из двух ящиков находится банан; затем на время ставили ширму между животным и лакомством, убирали и ждали решения поставленной задачи. Тем самым было доказано, что приматы способны к отсроченной реакции.

Он адаптировал идеи реакции стимула или реакцию человека на то, что происходит в его или ее окружении, на человеческое обучение, чтобы объяснить, что есть определенные условные реакции. Это ответы, которые люди узнают из-за опыта со временем с различными стимулами в своей среде. Люди могут изучать эти поведения и, в конечном счете, адаптировать их к более сложному поведению.

Изучение этих ответов помогает понять весь диапазон человеческого поведения и адаптировать это понимание к более сложным вещам. Эксперименты с Маленьким Альбертом Джона Уотсона были некоторыми из его более известных экспериментов, и они включали в себя обусловливание определенной фобии у ребенка, показывая ему разные белые пушистые животные, а затем ударяя громкие предметы вместе за ним.

Карл Лешли позже пошел по другому пути. Он изучал связь между реакцией на раздражители и различными участками центральной нервной системы. В своих опытах на животных он развивал определенный навык, а затем удалял различные части мозга. Он хотел выяснить зависит ли стойкость навыков от участков коры головного мозга. В ходе его экспериментов было установлено, что все участки мозга равноценны и взаимозаменяемы.

Ребенок боялся этих белых предметов из-за шума, который он ожидал, увидев их. Вы можете узнать его имя в отношении коробки Скиннера, которая была инструментом, который он использовал в своих экспериментах на животных. Он поставил животное внутри коробки и дал ему какую-то награду или наказание, чтобы сформировать то, как он себя вел. Эти эксперименты привели к его главному вкладу в бихевиоризм, который был идеей оперантного кондиционирования.

Операнты утверждают, что вознаграждения и наказания в ответ на положительное и отрицательное поведение - это силы, которые могут использоваться, чтобы влиять на то, как ведут себя люди, и чтобы вероятность того, что конкретное поведение произойдет с большей вероятностью или менее вероятным.

В 40-х годах этого же тысячелетия бихевиоризм трансформировался и дал жизнь новому направлению в психологии – необихевиоризму. Он появился потому, что классический бихевиоризм не мог дать исчерпывающие ответы на постоянно возникающие вопросы. Уотсон не учел, что поведение людей намного сложнее поведения животных. И один стимул может вызвать огромное множество «откликов». Поэтому необихевиористы ввели «промежуточные переменные»: факторы, влияющие на выбор линии поведения.

Скиннер - это то, что мы будем называть радикальным бихевиористом. В противоположность когнитивному бихевиоризму, сочетающему поведенческие теории обучения и когнитивные теории, радикальный бихевиоризм утверждает, что психические события или процессы совершенно не нужны при описании того, почему люди ведут себя так, как они себя ведут.

Радикальные бихевиористы по существу пытаются думать о поведении как о «черном ящике», что означает, что все, что происходит внутри ума, не имеет отношения к психологии. Согласно радикальному бихевиоризму, есть просто стимулы, которые поступают и влияют на то, как люди ведут себя, а затем появляются реакции или поведение в результате этих стимулов.

Отцом необихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Его мировоззрение отличалось от классических представлений бихевиоризма тем, что он не считал неподтвержденные объективно данные научными. Он не ставил перед собой цель воспитания, его больше интересовали мотивы и побуждения, движимые человеком.

Суть метода

Бихевиоризм несет в себе простую идею, что человеческим поведением можно управлять. Этот метод основан на определении зависимости стимул-реакция.

Теория не рассматривает деятельность внутри головы человека во время этого процесса как нечто, что нужно изучать. Существуют и другие различные степени бихевиоризма, и вы узнаете о некоторых из них позже в курсе. Кроме того, мы подробно обсудим, что каждый из этих вкладов означает психологию в целом.

Когнитивный бихевиоризм. . В этом уроке вы узнали о теории бихевиоризма, которая изучает наблюдаемое, измеряемое поведение, часто в отношении среды, в которой оно происходит. Теперь вы понимаете, что Скиннер был радикальным бихевиористом, и этот радикальный бихевиоризм считает, что психические события и процессы не имеют отношения к изучению поведения. Однако это всего лишь одна из многих степеней бихевиоризма, и вы узнаете о некоторых из других в последующих уроках.

Основоположниками этого направления было выдвинуто мнение, что выбранное поведение человека является ответной реакцией на окружающую действительность. Уотсон пытался это продемонстрировать на примере поведения младенцев. Наиболее известен опыт с белой крысой. 11-месячному ребенку давали играть с лабораторным животным, которое не проявляло никакой агрессии, и малыш был вполне счастлив. Через некоторое время, когда ребенок вновь брал в руки животное, за его спиной сильно стучали палкой по металлической пластине. Младенец пугался громких звуков, бросал животное и плакал. Вскоре его пугал сам вид белой крысы. Таким образом, ученый искусственно сформировал негативную связь «стимул-реакция».

Источник: Адаптировано из Софийского учебника Эрика Таггарта. Основатель Операнта. Теория в психологии, которая исследует наблюдаемые действия или поведение, а не внутренние ментальные состояния. Теория, объединяющая как поведенческие теории обучения, так и когнитивные теории.

Разработал концепцию классического кондиционирования. Школа бихевиоризма, которая считает, что внутренние психические состояния не нужны для объяснения поведения. Поведение полностью определяется внешними стимулами и научными ответами. Наше поведение - это отражения нашей личности. Бихевиористы, такие как Скиннер и Роттер, сформулировали своих соответствующих теоретиков личности.


Бихевиоризм ставит перед собой цель управлять и предсказывать поведение человека. Этим по сей день успешно пользуются маркетологи, политики, менеджеры по продажам.

Поклонники этого направления определяют прямую зависимость от воздействия общества и окружающей среды на становление человека как личности.

Эта статья является частью руководства

И мы изучаем эти закономерности поведения прямо или косвенно. Скиннер считал, что это просто человеческая природа, мы ведем себя так, чтобы получать награды или выгодные вещи. Если мы хотим испытать подкрепление, тогда мы должны развить личностные черты, которые являются положительными, например, те атрибуты, которые включены в категорию «приемлемости» Большой пятерки. В этом смысле Скиннер утверждал, что мы отвечаем на все виды подкрепления и что наше поведение и черты личности могут формироваться и контролироваться обществом.

К минусам данной теории можно смело отнести то, что никто не учитывает генетическую предрасположенность (например, тип темперамента передается по наследству) и внутренние мотивы, которые оказывают не последнее влияние на принятие решений. Ведь нельзя проводить параллель между поведением животного и человека, не учитывая различие психики и сигнальных систем.

В дополнение к этому, Скиннер подразумевал, что, если мы хотим, чтобы наши негативные черты были изменены на положительные, мы должны сначала изменить нашу среду. Эта строгая бихевиористская точка зрения пытается опровергнуть мнение других психологов о том, что мы должны сначала изменить свое внутреннее я, прежде чем мы сможем полностью испытать те изменения, которые мы хотим.

Когда Джулиан Роттер начал развивать его, он отказался принять идеологии Фрейдистского психоанализа, который был доминирующей точкой зрения круга психологов в свое время. Вместо этого он использовал закон действия, в котором люди вынуждены добиваться положительного подкрепления и предотвращать отрицательное подкрепление. Согласно его теории, личность и бихевиоризм не связаны физиологическими инстинктами и движениями.

Джон Уотсон считал, что если правильно подобрать стимулы, то можно запрограммировать человека на определенное поведение и выработать в нем необходимые качества личности и черты характера. Это ошибочное мнение, так как во внимание не берется индивидуальные особенности каждого и внутренне стремления, желания, побуждения. Отвергая идею различия и человеческой индивидуальности, все усилия приверженцев классического бихевиоризма направлены на создание послушной и удобной машины.

Основная точка зрения Роттера заключается в том, что личность представляет собой контакт между человеком и его окружением. Поэтому его теория утверждает, что мы должны рассматривать как человека, так и его окружение, прежде чем полностью понять его поведение. В соответствии с этим Роттер считал, что личность представляет собой набор потенциалов, которые человек использует для ответа в определенных обстоятельствах.

Для Роттера индивидуальность и поведение всегда могут быть изменены. По его словам, изменение окружающей среды, в которой находится индивид, и изменение его образа мышления, приведет к изменению его поведения, и поэтому в его личностных чертах также изменится в зависимости от конкретной ситуации. В отличие от психоаналитических теорий и строгих поведенческих теорий, Роттер утверждает, что люди не просто ведут себя, чтобы избежать наказания; скорее, мы мотивированы действовать нашими жизненными целями и нашим видением, чтобы максимизировать вознаграждения, которые мы получили бы.

Методы

Гуру бихевиоризма использовал в своей практике следующие методы:

Метод простого наблюдения или с использованием техники стал основным и полностью соответствовал главной идее этого направления в психологии – отрицание интроспекции.

Теперь это более оптимистичный способ взглянуть на личность и поведение, не так ли? Личность и поведение, несомненно, связаны друг с другом. Наше поведение дает нам намеки на то, кто мы есть на самом деле, и наши черты характера даются смыслом по тому, как мы себя ведем.

Идея бихевиористской ветви заключается в том, что они считают, что психология изучается с помощью наблюдаемого поведения. Бихевиористы были первыми, кто сосредоточился на более объективных исследованиях, а не на субъективных исследованиях, таких как предыдущие лидеры в психологии, такие как Титченер и Фрейд. Бихевиоризм или психология черного ящика открыли глаза сообщества психологов, показав им, что они не должны просто полагаться на сообщения других, но имея данные, которые они могут воспроизвести, и доказать, что они имеют более сильную научную основу.

Тестирование было направлено на более детальное изучение поведения человека, а не его психологических особенностей.

А вот с методом дословной записи все оказалось немного сложнее. Его использование говорит о несомненной пользе интроспекции. Ведь даже при своих убеждениях, Уотсон не мог отрицать важную роль наблюдения за глубинными психологическими процессами. В его понимании речь и словесное выражение мыслей было сродни действиям, за которыми можно наблюдать и которые можно анализировать. Записи, которые нельзя было объективно подтвердить (мысли, образы, ощущения) в расчет не принимались.

Ученые наблюдают за испытуемым в естественных для него условиях и в искусственно создаваемых в лаборатории ситуациях. Большую часть своих экспериментов они проводили на животных и выводили определенные закономерности и связи в их поведении. Полученные данные они переносили на человека. В опытах с животными исключалось влияние промежуточных факторов и внутренних скрытых мотивов, что упрощало обработку данных.

Метод условных рефлексов позволяет отследить прямую связь с учениями Павлова и Сеченова. Уотсон изучал закономерности между «стимулом» и реакцией на раздражитель и сводил их к простейшему союзу «стимул-ответ».

Бихевиоризм в психологии сводится к упрощению ее до уровня наук, которые довольствуются исключительно объективными фактами и данными. Этот раздел психологии стремится исключить ментальную составляющую и инстинктивное поведение человека.

Поведенческая психотерапия

Бихевиоризм как теоретическая ветвь психологии трансформировался в поведенческую психотерапию, которая стала одним из ведущих методов решения проблем.

Когитивно-бихевиориальная терапия направлена на решение психологических проблем, причиной возникновения которых были неправильные или вредные убеждения и аффирмации.

В начале прошлого столетия Эдвард Торндайк сформулировал два основных закона, которые успешно применяются и в современной психотерапевтической практике:

  1. Закон эффекта: чем сильнее удовольствие, которое вызывает определенное действие, тем сильнее связь «стимул-реакция»; соответственно, негативно окрашенные эмоции делают эту связь более слабой;
  2. Закон упражнения: повторение какого-либо действия облегчает его выполнение в дальнейшем.

В этой практике пациент играет ведомую роль: он отвечает на вопросы психолога, выполняет рекомендованные упражнения. В ходе лечения члены семьи принимают живое участие в терапевтических мероприятиях: они поддерживают пациента, помогают ему выполнять «домашние задания».

Бихевиоризм привнес в это направление психотерапии принцип «минимального вторжения». Это означает, что вмешиваться в жизнь пациента врач должен только в той степени, которая необходима для решения конкретной задачи. Отправной точкой является определенная проблема, которая требует разрешения (принцип «здесь и сейчас»).

Бихевиориальная терапия имеет в своем арсенале множество методов:

Название Суть метода
Имитационное обучение Пациент имитирует модель поведения. За образец может быть принят герой литературного произведения, фильма, известная личность. Иногда можно использовать дополнительные стимулы.
Ролевой тренинг Цель ролевой игры: пациент проживает трудную для него ситуацию, адаптируется к ней, ищет пути решения. Хорошие результаты приносит использование такого метода в группах пациентов.
Методы отучивания Формирование стойкой неприязни к какому-либо «стимулу»
Методы устранения Пациент должен научиться полностью расслабляться в момент стресса, что подкрепляется положительным влияние извне (приятная музыка, изображение)
Имплозивная терапия Пациента раз за разом подвергают влиянию отрицательных факторов, провоцируя возникновение стресса. Со временем он «привыкает» к неприятной ситуации и она утрачивает свою остроту

Поведенческая терапия не применяется с людьми в состояниях тяжелой депрессии, при остром психозе и в случаях глубокой умственной отсталости.

Применение в педагогике

В России бихевиоризм не пользуется большой популярностью, тогда как в Америке это направление психотерапии успешно применяется, откуда представители этого направления родом.

Бихевиоризм определил облик американской психологии ХХ века. Его основатель, Джон Уотсон (1878 - 1958) сформулировал кредо бихевиоризма: "Предметом психологии является поведение". Отсюда и название - от английского behavior - поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как "черный ящик". Объективно изучить, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обуславливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула "стимул - реакция" S -> R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакций (навыки, социально регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948 г.) подверг сомнению схему S -> R как cлишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула, S -> I -> R .

Позднее один из последователей Уотсона, Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, доказал, что любое поведение определяется своими последствиями, сформулировал принцип оперантного обуслуживания - "поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем". Таким образом, получается, что человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действия, которой, как ему кажется, он может пользоваться, - чистая иллюзия.

В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении - в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965 г.) главная причина, сделавшая нас какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Согласно теории социального научения Д. Роттера, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:
1) поведенческий потенциал - каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;
2) на поведение человека влияет субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации;
3) на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (кто-то более ценит похвалу, кто-то - деньги, или более чувствителен к наказанию);
4) на поведение человека влияет его "локус" контроля: чувствует ли он себя "пешкой" либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий.

Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций:
1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха;
2) поведенческие реакции приспособления, адаптации;
3) защитные поведенческие реакции(это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание и т.п.);
4) техники избегания - уход, бегство, отдых и т.п.;
5) агрессивные поведенческие реакции - и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: насмешка, направленная против интересов другого человека.

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуаций. Потребность - это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо. Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена, исходя из разных потребностей (например, три ученика поставили цель учиться на 5, но один - из потребности в новых знаниях, другой - из честолюбивых потребностей сделать карьеру, третий - из-за материальной потребности: отец пообещал ему в случае отличной учебы купить мотоцикл).

Исходя из такого подхода можно выделить 16 типов поведения.
1. Перцептивное поведение - стремление совладать с информационной перегрузкой за счет категоризации, в результате которой многообразие информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
2. Защитное поведение - любые реальные или воображаемые действия психологической защиты, которые позволяют сохранить позитивное мнение человека о самом себе. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить. Но если время идет, а человек проблему не решает, то этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста - настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми "псевдопроблемами". Фрейд выделял 7 защитных механизмов:
1) подавление желаний - удаление желаний из сознания, т.к. его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.);
2) отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды";
3) рационализация - построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, желаний;
4) инверсия - подмена действия, мысли, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположное поведение, мысли (ребенок хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать);
5) проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей - "отдаление угрозы от себя";
6) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к раздвоенности личности, к неполному "Я";
7) регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику.
Проявление защитных механизмов время от времени присуще каждому человеку, но обилие устойчивых защитных механизмов, устойчивая изоляция от реальности наиболее типичны для невротичных личностей.
3. Индуктивное поведение - восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4. Привычное поведение - удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5. Утилитарное поведение - стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением успеха.
6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям.
7. Сценарное поведение - человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение - варианты поведения людей в малых и больших группах (подражание, внушение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
9. Уравновешивающее поведение - когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10. Освобождающее поведение - человек стремится "обезопасить себя" от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (избегать возможных неудач, отказ от среднепривлекательных целей, уступчивость).
11. Атрибутивное поведение - активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, устранение диссонанса между желаниями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
12. Экспрессивное поведение - в тех сферах, где человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения, при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13. Автономное поведение - когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).
14. Утверждающее поведение - переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних условий.
15. Исследовательское поведение - стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
16. Эмпатическое поведение - учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
Психоаналитические теории, опирающиеся на фрейдизм, описывают и прогнозируют поведение человека, относящееся к категориям 2,6,10. Бихевиористские теории описывают категории поведения 2,4,10,12. Когнитивные теории - категории 1,3,9,11. Гуманистические теории прогнозируют поведение 7,13,14. Все теории правы в пределах их применимости.



Публикации по теме