Усыплять ли собаку? Как понять, что пришло время усыпить кошку.

И прочие. Однако, к сожалению, риск заболеваемости домашних питомцев в последнее время значительно возрос - и виной этому не только некачественное питание и плохая окружающая среда, но и генетические и наследственные заболевания. В этой статье мы поговорим, в каких случаях необходимо производить эвтаназию собак, какие существуют медицинские показания, можно ли самому усыпить собаку в домашних условиях, и как происходит процедура.

Когда нужна эвтаназия

Споры вокруг необходимости эвтаназии ведутся давно, и не утихают по сей день. Некоторые считают это антигуманным способом и убийством, другие, напротив, ратуют за избавление животного от сильных страданий.

Главным аргументом в споре защитников и противников усыпления является весомый факт: если в случае с эвтаназией человека, он может сам, добровольно согласиться на прерывание своей жизни, то в случае с животным узнать волеизъявление питомца попросту невозможно. Безусловно, оппонентами спора в этом вопросе движет любовь к животным и каждый понимает по-своему, как можно избавить от боли. Однако дело усугубляется тем, что мы никогда не сможем понять, насколько сильную боль испытывает питомец.

На сегодняшний день в медицине приняты основные показатели, по которым определяют, нужно или нет производить усыпление собак. Рассмотрим их подробней.

Знаете ли вы? Впервые понятие «эвтаназия» использовал Ф. Бэкон в середине XVI века - так в своих трудах он обозначал легкую смерть.

Медицинские показания

Основными критериями для усыпления питомца, служат такие медицинские факторы:

  • злокачественные опухоли различных органов (тяжелые стадии);
  • возрастные недуги внутренних органов (сердце, почки, легкие и т.д.);
  • гепатопатия тяжелой формы (поражение печени);
  • метастазы в легких;
  • сердечная или почечная недостаточность хронического характера;
  • агрессия животного, неузнавание хозяев и нападки на людей;
  • тяжелого характера;
  • старость вкупе с неизлечимыми
  • бешенство (это неизлечимая болезнь);
  • произведение на свет нежелательного потомства (однако, чтобы самка не испытывала большой стресс, проводить усыпление можно лишь спустя 10 дней после рождения).

Решение об эвтаназии принимается всегда двумя сторонами - хозяевами и врачом (который должен предъявить медицинское заключение о необходимости проведения данной процедуры). Юридически, право решать, оставлять или нет жизнь собаке, должен принимать непосредственно сам хозяин - он реально оценивает свои шансы: сможет ли он оказывать необходимый уход псу, как отнесется вся семья к страданиям или, наоборот, смерти животного и прочее. Ветеринар же, со своей стороны, должен предоставить объективную картину развития болезни собаки: есть ли хотя бы минимальные шансы на ее выздоровление, как необходимо ухаживать за животным в его последние дни и т.д.

Важно! Перед принятием решения об усыплении питомца, обязательно обследуйтесь у нескольких врачей в разных клиниках. Доверяйте только профессионалам - если врачи не проводят тщательного исследования, и сразу принимают решения об эвтаназии - это неквалифицированные специалисты. Всегда требуйте медицинское заключение с печатью, где будут четко прописаны причины, из-за которых неизбежно проведение усыпления.


Социальные показания

В случаях, когда врачи бессильны облегчить боль собаке, если у нее затрудненное дыхание, она не может самостоятельно вставать, ходит под себя и у нее образовываются пролежни - такому животному необходим, либо круглосуточный уход (как если бы у вас был тяжело больной инвалид), либо усыпление. В реальности человеку невозможно взять, к примеру, отпуск по уходу за животным (такого попросту не существует), и проводить с больным каждую минуту. Даже при очень качественном уходе, устранить затрудненное дыхание пса (вследствие, например, метастаз в легких) попросту невозможно - животное задыхается, у него ухудшается сердцебиение, и его преследуют ужасные боли.

Страдает не только животное - хозяин питомца мучается не меньше, видя, как умирает его пес, и, осознавая, что он никак не может облегчить его состояние.

Тяжело болезненные агонии сказываются и на психике детей - они более впечатлительны, чем взрослые, и происходящее может негативно отразиться на их психическом здоровье (в психологии нередки случаи, когда социально неадаптированный человек, с проблемами неврологического характера, под действием гипноза признавался, что отклонения в психическом состоянии начали происходить в результате стресса, перенесенного в детстве - будь то мучения и смерть любимого питомца, издевки сверстников в школе и прочее). Безусловно, печальная процедура эвтаназии собаки в данном случае - это наиболее гуманный способ снятия бремени как животного, так и хозяев.

Также социальными причинами умертвления может быть как асоциальное поведение животного - его нападки на людей, агрессия, укусы, заболевания бешенством - так и физические проблемы хозяина - если, к примеру, хозяин стал инвалидом и не может полноценно ухаживать за своим старым больным псом.

Суть процедуры

С какой стороны не рассматривать данную процедуру - это все-таки убийство, и это стоит принять и жить с этим в дальнейшем. В процедуру входит непосредственно введение определенной смертоносной инъекции (их должно быть несколько), которая обезболивает, угнетает сознание, останавливает работу сердца и легких питомца. Сама процедура занимает от 5 минут до получаса.

Усыпление дома

Некоторые хозяева предпочитают лично провести в последний путь своего питомца, и усыпить собаку на дому, в спокойной привычной обстановке - и это их право. Однако для того, чтобы успешно провести данную процедуру, и добиться конечного результата, необходимо знать точную технологию проведения усыпления.

Важно! Специалисты по умерщвлению домашних питомцев настоятельно рекомендуют проводить процедуру под контролем ветеринара (даже в домашних условиях) - только он может правильно отмерить дозу для инъекции, и проконтролировать весь процесс. Неумелое введение препарата, вкупе с неправильной дозировкой, только усидит страдания и агонию питомца - процедура усыпления скорее будет напоминать пытку, нежели избавление от страданий.


Некоторые неопытные хозяева используют такие способы проведения усыпления дома:
  • введение в легкие раствора спирта или аммиака (собака попросту захлебывается);
  • проведение электрического тока сквозь тела животного - в результате остановки сердца и наступает смерть.
Эти два способа нельзя назвать гуманными - они причиняют собаке определенные мучения. Поэтому для безболезненности процедуры используют инъекции определенных (их назначать и определять дозировку должен только врач!).

Примечательно, что иногда ветеринары могут применять таблетки для усыпления собак - однако для умерщвления они не подходят.

Препараты-анестетики. Отрицательно сказываются на центральной нервной системе животного, способствуют быстрой отечности легких, и вызывают остановку дыхания.

  • Тиопентал натрия - погружает собаку в гипноз и вызывает потерю сознания, которое уже не возвращается.
  • Пропофол - снижает дыхательные функции, вплоть до остановки дыхания.
  • Дроперидол - транквилизирующее лекарство, которое значительно снижает активность животного (собака перестает двигаться).

Препараты успокаивающего свойства (седативные).
  • Ксилазин - применяется для введения питомца в состояние наркоза. Снижает давление, останавливает дыхание (при превышении нормы дозировки).
  • Сульфат магния - снижение и угнетение дыхания, замедление и остановка работы сердца.

Мышечные релаксанты.
  • «Ардуан» - также используется для анестезии. Блокирует связь нервов с мышцами и тканями, что приводит к ощущению безболезненности.
  • «Дитилин» - останавливает дыхание.
  • «Лидокаин» - сердечный депрессант, замедляет работу мышц сердца, в конечном итоге, приводя к полной остановке.

Помните: провести процедуру с помощью одной инъекции невозможно. Сперва всегда вводится препарат с обезболивающим эффектом, а затем уже ставится укол, который приводит к смерти. Если не провести процедуру наркоза - животное умрет в ужасных мучениях.

Снотворные для временного усыпления

Временное усыпление проводится в определенных случаях, например, при транспортировке агрессивного животного в ветеринарную клинику для проведения операции. Ветеринары предостерегают хозяев от самостоятельного временного усыпления животного - незнание правильной дозы может погрузить собаку в такой сон, из которого она уже не сможет выйти. Как правило, все лекарства седативного усыпляющего свойства успокаивают животное, избавляют его от чувства страха, помогают расслабиться, снимают спазмы и снижают сердцебиение.

Многие хозяева предпочитают не рисковать, и доверить усыпление опытным профессионалам - и это, безусловно, лучшее решение. В ветклиниках усыпляют животных тем же, чем можно умертвить в домашних условиях - подробней об этих препаратах мы говорили выше.

В специализированной ветеринарной клинике процедура может произойти быстрее, чем в домашних условиях. Она обязательно проводится в 2 этапа:

  • введение инъекции, которая вводит собаку в наркоз, глубокий сон. Если в этот момент хозяин будет находиться рядом со своим питомцем - это успокоит животное, и оно легче перенесет такую процедуру;
  • введение второй инъекции (только после того, как собака погрузилась в наркотический сон), которая непосредственно останавливает работу сердца. Это может занять некоторое время, а может потребоваться даже повторная инъекция - однако для пса эти процедуры уже будут абсолютно безболезненны, и он не почувствует никакой боли.

Знаете ли вы? Шприц был изобретен в 1853 году, причем сразу двумя людьми, работавшими независимо друг от друга: шотландцем Александром Вудом и французом Шарлем Габриелем Правазом.

Если собака поражена бешенством, либо кидается на врача или хозяина, то первый этап - наркоз и расслабление мышц может проводиться дистанционно. Так как при таких осложнениях быстро убить собаку не получится, то вся процедура эвтаназии может занять от 15 минут до получаса.

«За» и «против» усыпления питомца

Многочисленные форумы насыщенны лозунгами касательно того, нужно или нет производить усыпление питомцев, гуманно это или нет, необходимость или грех. Многие ссылаются на то, что официально эвтаназия разрешена лишь в Бельгии, Голландии и некоторых штатах США - странах, где активно провозглашена гуманность. В нашем менталитете добровольное убийство животного или человека, даже по медицинским показаниям, до сих пор считается грехом.

Решать, проводить эвтаназию или нет - дело совести каждого хозяина. Если это единственный способ избавить питомца от сильных мучений - врачи единогласно выказывают мнение «за». Однако, если на усыпление приводят молодых, здоровых псов, которые попросту надоели хозяевам или у них нет времени или финансов содержать собаку - тогда это безусловное «против», это антигуманный способ и ни один квалифицированный специалист не согласится на эвтаназию.

После усыпления

После проведения обряда усыпления, хозяин может, как забрать тело собаки и похоронить его самостоятельно (существуют специальные кладбища для животных - для захоронения требуется получить разрешение от местных властей), либо предоставить эти хлопоты ветеринарной клинике - часто в списках услуг ветеринаров входит кремация и захоронение животных.

Безусловно, принять непростое решение о прекращении жизни любимого домашнего животного, бывает очень непросто. Еще тяжелее приходится людям после усыпления собаки - многие переживают смерть пса как смерть самого преданного члена семьи. Во многих современных ветеринарных клиниках действуют специальные услуги психологов, которые помогут пережить такую стрессовую ситуацию.

Безусловно, принятие такого серьезного решения остается за хозяином и членами его семьи. Скорее пережить утрату поможет новый домашний питомец - игривость и дружелюбие щенка, или нежность и ласковость помогут вам и вашей семье адаптироваться, и жить дальше полноценной жизнью.

Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Потому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохое обращение с животными.

За исключением некоторых вредных существ, запрещается убивать животных вне зависимости от того, является это животное домашним или диким. Если животное заболело, но его ещё можно вылечить, это следует сделать.

Усыплять животное просто потому, что оно заболело, не разрешается в Исламе, и если кто-то сделает это, он будет отвечать перед Всевышним Аллахом за причинение ненужных страданий животному.

Однако если животное безнадежно заболело, и нет никакой надежды на его излечение, или у хозяина нет возможности его вылечить, и при этом его нельзя просто выпустить на свободу, то это зависит от того, разрешается употреблять мясо этого животного в пищу или нет. А усыплять или убивать любое животное без надобности не дозволяется.

От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как Аш-Шарид говорил:

سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: من قتل عصفورا عبثا، عج إلى الله عز وجل يوم القيامة منه يقول: يا رب إن فلانا قتلني عبثا، ولم يقتلني لمنفعة

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День, обращаясь к Всевышнему Аллаху: "О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды "». (Имам Ахмад , Ибн Хиббан )

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

ما من إنسان قتل عصفورا فما فوقها بغير حقها، إلا سأله الله عز وجل عنها، قيل يا رسول الله، وما حقها؟ قال: يذبحها فيأكلها، ولا يقطع رأسها يرمي بها

«Того, кто убьёт воробья или более крупную живность без права, Аллах призовёт к ответу в Судный День ». Те, кто слушал его, спросили: «О Посланник Аллаха, а каковы условия, оправдывающие это? » Он ответил: «Охотник должен заколоть добычу и употребить в пищу, а не отрубить голову добыче и выбросить ». (Ан-Насаи , Хаким )

Угроза, о которой идёт речь в этом хадисе, касается каждого человека, умертвившего животное, независимо от того, дозволено употреблять его мясо в еду или нет. Поэтому запрещается усыплять даже животное, мясо которого дозволено, только из-за того, что оно неизлечимо больное. Однако разрешается заколоть это животное для употребления мяса в пищу.

Что же касается животных, чьё мясо не дозволено, то, согласно шафиитскому мазхабу, однозначно не разрешается закалывать их, а также усыплять. В книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишется следующее:

: اعانة الطالبين وغير المأكول فلا يحل ذبحه ولو لإراحته من الحياة عند تضرره من طول الحياة

«Не разрешается закалывать животное, мясо которого запрещено употреблять в пищу, даже ради того, чтобы принести ему облегчение от мучений, если агония причиняет ему страдания ».

Также об этом пишется в книге «Хашия Аль-Буджарими »:

«Запрещается (харам) закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, даже ради того, чтобы облегчить его страдания, например, старого осла, страдающего от неизлечимой болезни, ибо в этом заключается истязание для него.

Если же получилось так, что человек вынужден употреблять мясо недозволенного животного, обязан ли он заколоть его, ибо закалывание предотвращает гниение, или не обязан, ибо это не принесёт никакой пользы?

Относительно этого вопроса имеются некоторые сомнения, но более близким к правильному является мнение, что не обязательно его закалывать, потому что закалывание не ничем отличается от умерщвления любым другим путём. Однако это желательно сделать, так как закалывание – более предпочтительный способ умерщвления. Потому что при закалывании животному легче испустить дух ».

Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни даже неизлечимо больное животное. Однако в фетве, изданной Египетским домом фетв (Дар аль-ифта аль-мисрия), в этом вопросе делаются некоторые исключения:

«По моему мнению, если такое животное закалывается для использования кожи после дубления, то в этом нет запрета. Потому что в этом есть правомерная по шариату цель.

Также нет запрета в закалывании, если мясо передаётся в зоопарк в качестве корма для животных, потому что эти зоопарки также имеют правомерные в шариате цели: изучение природы и жизни диких животных, увидеть которых многие не имеют возможности.

К этому также относится охота на сухопутных животных с целью добычи их меха, костей, когтей и тому подобного.

Все вышеперечисленные цели являются правомерными в шариате, следовательно, разрешается убивать животное с этой целью, вне зависимости от того, болеет животное или нет.

Запретным же является умерщвление, в котором нет никакой пользы, например, использование животного или птицы в качестве мишени для стрельбы из лука или огнестрельного оружия .

Ведь в достоверном хадисе, который приводит Муслим, говорится: «Не используйте в качестве мишени то, в чём есть дух (живых существ) ».

Относительно этого также передаётся, что однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул:

من فعل هذا ؟ لعن الله من فعل هذا، إن رسول الله صلى الله عليه وسلم لعن من اتخذ شيئا فيه روح غرضا

"Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах тех, кто занимался этим! Поистине, Посланник Аллаха ﷺ проклинал тех, кто делал мишенями то, в чём есть дух (живых существ) ". (аль-Бухари 5515 и Муслим 1958)».

Стоит также отметить, что этом вопросе имеется разногласие среди мазхабов. Ханбалиты, так же, как и шафииты, запрещают усыплять животных, но мнение мазхаба имама Малика в этом вопросе отличается.

Учёный маликитского мазхаба Ад-Дардир в своём комментарии к книге «Мухтассар Халил » пишет, что разрешается закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, например, осла или мула, если оно безнадёжно, напротив, даже желательно сделать так, дабы облегчить страдания животного.

Подобного же мнения придерживаются и учёные-богословы ханафитского мазхаба:

وعن أبي حنيفة إذا آذت الهرة وقصد قتلها فلا تعذب، ولا تخنق بل تذبح بموسى حاد

«От Абу Ханифы передаётся: если нет надежды на излечение животного (кота), разрешается его гуманным образом умертвить, чтобы избавить от мучений . («Мавахиб-уль-джалиль» 3/236)

Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей. Однако животные живут гораздо меньше человека, и, как обычно, человек тяжело переживает их утрату. Особенно тяжело наблюдать за страданиями больного или умирающего животного.

Поэтому, если животное действительно неизлечимо больно, и нет надежды на его излечение, то в крайнем случае можно, следуя мнению маликитского мазхаба, лишить его жизни, не причинив боли (усыпить), поскольку такое действие будет актом милосердия.

Тем не менее, согласно шафиитскому мазхабу, не разрешается лишать жизни животное, если нет надежды на его излечение, даже с целью умертвить его гуманным образом, чтобы избавить от мучений.

Нурмухаммад Изудинов

Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Поэтому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохого обращения с животными.

статья опубликована в номере: 7 (548) / от 01 апреля 2018 (Джумад уль-Ахир 1439 г.)

За исключением некоторых вредных существ, запрещается убивать животных вне зависимости от того, является это животное домашним или диким. Если животное заболело, но его ещё можно вылечить, это следует сделать. Усыплять животное просто потому, что оно заболело, не разрешается в Исламе, и если кто-то сделает это, он будет отвечать перед Всевышним Аллахом за причинение ненужных страданий животному.

Однако если животное безнадёжно заболело и нет никакой надежды на его излечение, или у хозяина нет возможности его вылечить и при этом его нельзя просто выпустить на свободу, то дальнейшее решение зависит от того, разрешается употреблять мясо этого животного в пищу или нет. А усыплять или убивать любое животное без надобности не дозволяется. От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как АшШарид говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный день, обращаясь к Всевышнему Аллаху: «О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды» (имам Ахмад, Ибн Хиббан).

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, сообщается, что Посланник Аллаха ﷻ сказал: «Того, кто убьёт воробья или более крупную живность без права, Аллах ﷻ призовёт к ответу в Судный день». Те, кто слушал его, спросили: “О Посланник Аллаха ﷻ, а каковы условия, оправдывающие это?” Он ответил: “Охотник должен заколоть добычу и употребить в пищу, а не отрубить голову добыче и выбросить”» (ан-Насаи, Хаким). Угроза, о которой идёт речь в этом хадисе, касается каждого человека, умертвившего животное, независимо от того, дозволено употреблять его мясо в еду или нет.

Поэтому запрещается усыплять даже животное, мясо которого дозволено, только из-за того, что оно неизлечимо больное. Однако разрешается заколоть это животное для употребления мяса в пищу. Что же касается животных, чьё мясо не дозволено, то, согласно шафиитскому мазхабу, однозначно не разрешается закалывать их, а также усыплять. В книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишется следующее: «Не разрешается закалывать животное, мясо которого запрещено употреблять в пищу, даже ради того, чтобы принести ему облегчение от мучений, если агония причиняет ему страдания».

Об этом пишется и в книге «Хашия Аль-Буджарими»: «Запрещается (харам) закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, даже ради того, чтобы облегчить его страдания, например старого осла, страдающего от неизлечимой болезни, ибо в этом заключается истязание для него. Если же получилось так, что человек вынужден употреблять мясо недозволенного животного, обязан ли он заколоть его, ибо закалывание предотвращает гниение, или не обязан, ибо это не принесёт никакой пользы?

Относительно этого вопроса имеются некоторые сомнения, но более близким к правильному является мнение, что необязательно его закалывать, потому что закалывание ничем не отличается от умерщвления любым другим путём. Однако это желательно сделать, так как закалывание - более предпочтительный способ умерщвления. Потому что при закалывании животному легче испустить дух». Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни даже неизлечимо больное животное.

Однако в фетве, изданной Египетским домом фетв (Дар аль-ифта альмисрия), в этом вопросе делаются некоторые исключения: «По моему мнению, если такое животное закалывается для использования кожи после дубления, то в этом нет запрета. Потому что в этом есть правомерная по Шариату цель. Нет запрета в закалывании и в том случае, если мясо передаётся в зоопарк в качестве корма для животных, потому что эти зоопарки также имеют правомерные по Шариату цели: изучение природы и жизни диких животных, увидеть которых многие не имеют возможности.

К этому относится и охота на сухопутных животных с целью добычи их меха, костей, когтей и тому подобного. Все вышеперечисленные цели являются правомерными в Шариате, следовательно, разрешается убивать животное с этой целью, вне зависимости от того, болеет животное или нет. Запретным же является умерщвление, в котором нет никакой пользы, например использование животного или птицы в качестве мишени для стрельбы из лука или огнестрельного оружия.

Ведь в достоверном хадисе, который приводит Муслим, говорится: «Не используйте в качестве мишени то, в чём есть дух (живых существ)». Относительно этого также передаётся, что однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Умар  проходил мимо юношейкурайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул: «Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах ﷻ тех, кто занимался этим!

Поистине, Посланник Аллаха ﷻ проклинал тех, кто делал мишенями то, в чём есть дух (живых существ)» (аль-Бухари, 5515, и Муслим, 1958)». Стоит также отметить, что в этом вопросе имеется разногласие среди мазхабов. Ханбалиты, так же как и шафииты, запрещают усыплять животных, но мнение мазхаба имама Малика в этом вопросе отличается.

Учёный маликитского мазхаба Ад-Дардир в своём комментарии к книге «Мухтассар Халил» пишет, что разрешается закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, например осла или мула, если оно безнадёжно (больное), напротив, даже желательно сделать так, дабы облегчить страдания животного.

Подобного же мнения придерживаются и учёные-богословы ханафитского мазхаба: «От Абу Ханифы передаётся: если нет надежды на излечение животного (кота), разрешается его гуманным образом умертвить, чтобы избавить от мучений. («Мавахибуль-джалиль», 3/236) Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей.

Однако животные живут гораздо меньше человека, и, как обычно, человек тяжело переживает их утрату. Особенно тяжело наблюдать за страданиями больного или умирающего животного. Поэтому, если животное действительно неизлечимо больно и нет надежды на его излечение, то в крайнем случае можно, следуя мнению маликитского мазхаба, лишить его жизни, не причинив боли (усыпить), поскольку такое действие будет актом милосердия. Тем не менее, согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни животное, если нет надежды на его излечение, даже с целью умертвить его гуманным образом, чтобы избавить от мучений.

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ

Усыпление животных в ветеринарных клиниках производится по социальным и медицинским показателям. К первым относятся случаи, когда у хозяев просто нет средств, необходимых для лечения заболевшей , но такие случаи встречаются очень редко – люди стараются сделать все возможное, чтобы любимец выздоровел.

Медицинских показателей, на самом деле, не очень много. К ним относятся:
- патологические необратимые изменения и травмы спинного мозга (миелит, неврологические заболевания 5-й степени, разрыв спинного мозга);
- острая почечная недостаточность, вызванная отсутствием адекватного лечения;
- , обусловленная хронической почечной недостаточностью, печеночная кома;
- злокачественные опухоли на последней стадии (остеосаркома, ангиосаркома, лейкоз и т.п.);
- тяжелые кардиологические расстройства, дыхательная недостаточность;
- травмы, несовместимые с жизнью.

Эвтаназия также разрешена к применению в случаях появления нежелательного или нежизнеспособного потомства (до достижения им возраста 10 дней), и если было необоснованное нападение на человека с причинением ему травм.

В перечисленных случаях, как бы вы не любили животное и как бы не хотелось его вылечить, будет гуманнее и разумнее избавить его от мучений. Их должен знать каждый хозяин собаки. У этих животных болевой синдром лаем и скулением, подвыванием и даже звуками, напоминающими крики и стоны. Особо терпеливые собаки даже при сильных болях могут вести себя или слишком спокойно или очень возбужденно, при этом у них периодически будут наблюдаться приступы учащенного дыхания. Отсутствие сна или кратковременный и беспокойный сон также являются признаками острых болей.

Как это происходит

В Государственной Думе уже долгое время обсуждается законопроект «Об ответственном обращении с животными». В этом законопроекте запрещается применение для усыпления животных таких болезненных методов, как обескровливание, удушение инертным газом, эмболия и пр. Эвтаназия не должна вызывать болезненные ощущения у животного, чувство страха, причинять ему физические .
Усыпление выполняется только после того, как ветеринар делает заключение о невозможности излечения собаки.

Если хозяин принял решение , ветеринар может приехать для этого на дом, чтобы лишний раз не подвергать животное стрессу. Процедуру проводят в два этапа – сначала погружают в глубокий наркоз, при котором она засыпает и перестает что-либо чувствовать, а затем вводят ей сильнодействующий , останавливающий сердечную деятельность.

ГРЕХ ЛИ УСЫПЛЯТЬ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ?

Прошу совета. Грех ли усыплять неизлечимо больное животное, которое мучается?

У Валентины Анисимовны описан случай, когда она посоветовала усыпить страдающую собаку своих знакомых, а потом собака в тонкоматериальном мире на неё напала.

Был сделан вывод, что грех убивать из-за корысти. Вообще, я так и не поняла, где же в этом случае корысть, но теперь эта проблема коснулась меня. Моему неизлечимо больному онкологией коту совсем плохо, страдает, стонет как человек.

Посмотрела, что думают об этом в интернете, в т.ч. мнение священников.

Сплошной разброд. Кто-то говорит - категорически нельзя, кто-то разрешает, чтобы не мучить животное.

Раньше считала, что прекратить мучение животного не грех, теперь не знаю, как правильно.

Подскажите, пожалуйста.

Здравствуйте, Мария.

Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей. Редко можно встретить человека, у которого не было или нет домашнего питомца. Животные живут гораздо меньше человека, мы об этом знаем, но всегда тяжело переживаем их утрату. Особенно тяжело наблюдать страдания больного или умирающего животного.

Ваш вопрос хоть и кажется простым, на самом деле очень серьёзный. Я не раз сама задавалась таким же вопросом, и задавала его Валентине Анисимовне.

Если просто рассуждать, то можно сделать разные выводы, и они будут казаться все правильными. Животные ниже нас стоят и приносятся нам в жертву, значит мы, люди, можем решать за них их судьбы? Однако и здесь есть свои "да" и "нет". Когда дело касается людей, всё просто и ясно, человека убивать нельзя ни при каких условиях. До сих пор не утихают споры по поводу эвтаназии, нам был дан чёткий ответ, что делать этого нельзя. Какие бы мучения ни испытывал человек, он должен умереть своей смертью и получить освобождение от мук. Если он просит его избавить от страданий - это самоубийство; если за него принимают решение - это убийство.

Казалось бы, с животными всё должно быть проще, оказывается нет. Я прочитала ваш вопрос Валентине Анисимовне, и мы ещё раз обсудили эту тему. После нападения на неё собаки, которую она предложила усыпить, чтобы прекратить её мучения, был сделан чёткий вывод, что животное должно умереть своей смертью. Желая побыстрее закончить страдание животного и не видеть больше этого, мы преследуем корыстную цель. Однако остались некоторые сомнения и неясности и, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, Валентина Анисимовна сделала запрос.

Вопрос: Можно ли усыпить смертельно больного кота, чтобы прекратить его мучения?

Ответ: Не затевайте такие разговоры, они стоят на стороне уведения животных в мир суицида, выполненного посторонними.

За такие действия тоже нужно покаяние.

Теперь можно сделать окончательный вывод. Как бы ни было трудно животному, умирать они должны сами. Мы можем только максимально облегчить их страдания, если есть такая возможность. Естественно, сюда не входят ситуации крайней необходимости, когда животные угрожают жизни людей.

Мария, я искренне сочувствую вам, у меня самой дома кот, и даже подумать страшно, если заболеет. Их очень жалко, и лечить трудно. Если у вас есть возможность, давайте своему котику обезболивающее и мужественно потерпите до конца.

До свидания. Елена.



Публикации по теме