Для чего русской девушке коса. Русская коса - девичья краса

Проводя свой отпуск на западном побережье Турции, в Мармарисе, большинство туристов отправляются на экскурсию на пляж "Девичья коса"

Посещение песчаного пляжа Девичья Коса (турец. Кыз Куму) является одним из популярных туров в Мармарисе. Необычный узкий пляж, протянувшийся прямо в море на длину более полукилометра, посещают ежедневно более тысячи туристов. Только здесь, вы можете в буквальном смысле прогуляться по морю, которое едва скрывает ваши щиколотки. Столь необычное природное явление встречается только в Турции и опутано легендами (читайте чуть ниже).

Попасть на удивительный пляж можно двумя способами. Либо поехать на сафари на джипах, либо прогуляться на яхте. В последнем случае целый день вы будете путешествовать вдоль побережья Мармариса, останавливаясь для купания у множества островов. Но последняя остановка ждет вас у деревни Орхание (Orhaniye).

На берегу моря, неподалеку от поселка, в море уходит шестисотметровая коса Кыз Куму (Kizkumu Plaj) из крупной красно-желто-коричневой гальки и песка. По девичьей косе можно неспешно прогуляться прямо по Эгейскому морю. Глубина небольшая - примерно 10-30 см. Купаться с косы можно только в той части, которая граничит с открытым морем. Другая часть девичьей косы заиленная, покрыта водорослями и загрязнена.

На берегу, рядом с девичью косу работает пляж с лежаками, бары и рестораны. Это для тех туристов - кто боится пройтись километр вдоль Кыз Куму, по неглубокой воде. Стоимость поездки разнится в зависимости от маршрута и турагенства от 25 (яхта) до 50 долларов (джип сафари). В любом случае посещение необычного пляжа Девичья Коса в Мармарисе надолго останется в вашей памяти. Местные жители протестуют против экскурсий, поэтому не откладывайте тур и успевайте пройтись по косе Кыз Куму!

Две легенды о Девичьей косе в Мармарисе

Первая легенда. Три тысячи лет тому назад пираты осадили город Baybassos, убив короля и всех его жителей. И только
одна принцесса сумела выбежать на берег Эгейского моря. Вот незадача - девушка не могла плавать, что бы переплыть залив. Однако в результате чуда под ее ногами вдруг возникла песчаная коса. Девушка, было, побежала по косе, оставив захваченный город далеко позади. Но внезапно коса кончилась и девушка, упав в воду, утонула темной ночью.

Вторая Легенда. Бедный рыбак влюбляется в принцессу, но ее отец выступает против брака. Влюбленные встречаются в ночное время. Принцесса зажигает огонь, а рыбак плывет на маяк. На этот раз солдаты короля схватили принцессу на берегу, но не погасили огонь. Однако принцесса все же сумела вырваться из рук солдат и кинулась в воду, не умея плавать.
Под ее ногами чудесным образом возникла песчаная коса, по которой она побежала к возлюбленному, словно порхая над водой. Ее движение прервал выстрел. Стрела пронзила грудь принцессы, которая упала в воду и утонула, окрасив в красный цвет море около лодки рыбака.

Проблемы Девичьей косы в Мармарисе

Турецкие агентства грубо нарушают протокол 2 Барселонской конвенции о Средиземном море. Тысячи туристов ежедневно вторгаются в заповедный участок моря, нарушая экологию и не давая востановиться окружающей среде. Яхты разбивают берег, отсутствие пирса - глобальная проблема. Местные жители с грустью констатируют - Если десять лет тому назад туристы ходили по косе, едва прикрывая пятки водой, то теперь уровень воды поднялся и стал примерно по колено взрослому человеку. Еще через десять лет уровень воды поднимется, вероятно, уже до талии.

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником. Однако коса была не просто прической...

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Публикации раздела Традиции

Символ девичьей красы

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других - в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.

Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

К. Е. Маковский. Под венец. 1884. Серпуховский художественно-исторический музей

Обряд расплетания косы

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан - важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы . Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник , кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

Девушка в русском народном костюме

Девушка в волоснике, расшитом пайетками и жемчугом

«Глаза у княгини стали строгими, как пишут на иконах, и сурово, почти неподвижно смотрели из-под крутых бровей куда-то вдаль, будто за стены хором. Заробев от этого взгляда, Дуняха молча расчесала ей густые русые волосы, заплела на две косы, туго стянув их, чтобы плотней улеглись под шелковым волосником с жемчужной поднизью, чтобы к сраму и к греху великому ни одна прядь из-под него случайно не выбилась».

В.И. Язвицкий. «Иван III - государь всея Руси»

Девушка, плетущая косы

Участницы обряда завивания берез водят хоровод

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник - небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

Ф.О. Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848

Деревенская девушка с лентой в косе

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.


Говорят, что если у женщины длинные волосы, она мечтает о короткой стрижке, а если короткая стрижка – мечтает о длинных волосах. О чём мечтает женщина – на эту тему можно много говорить. Но красивые волосы – мечта каждой женщины.


Волосы длинные и роскошные, с ними можно сделать любую причёску, одна из самых известных в истории – коса. Во многих странах коса – самый распространённый элемент причёски, особенно для невесты.



Женским волосам и на Руси придавалось огромное значение. В волосах, по мнению древних и средневековых русичей, была заложена магическая сила.


В древности многие народы верили, что голова и волосы на ней является местом сосредоточения жизненной силы, и её надо не просто оберегать, но и прикрывать от посторонних глаз. Поэтому распускать волосы было не принято, чтобы не разбрасываться энергией и силой.


Девушки заплетали волосы в косу, а женщины не должны были привлекать взгляды чужих мужчин, чтобы не соблазнять своей красотой, и не вызывать зависть. Наши предки соблюдали эти правила, так как они знали, что это защитит покой семьи и создаст благоденствие.



Именно коса была причёской . Девушкам разрешалось не покрывать голову, а если и закрывали, то не полностью. До замужества девушка могла повязать на голову обруч из бересты или луба, обшитый парчой или кумачом, украшенным бисером либо вышивкой, или надеть венец. Верхняя часть головы оставалась непокрытой, волосы заплетались в одну косу.


Для девушки было большим позором, если кто-то с умыслом или из озорства отрезал ей косу, ведь коса была символом невинности. Это символика пришла из далёкой древности, когда были распространены похищения женщин. Утверждая своё право на добытую жену, похититель отрезал девушке косу.



По тому, как убрана голова женщины, можно было определить в девицах ли она или замужняя. Замужних сразу можно было отличить от незамужних девушек – по покрытой голове. При посещении церкви все надевали платки. По традиции девушки украшали косу накосниками или косниками. Это ленты с богатым орнаментом или с объёмными фигурными привесками, которые были в форме сердца или треугольника.


Косники расшивались золотым или серебряным шитьём, жемчугом, бахромой, а в качестве орнамента любимыми мотивами были растительные узоры и фигурки птиц. Узоры и орнаменты, которые вышивали мастерицы содержали в себе тайный смысл. Считалось, что какие-то из них приносят счастье и удачу, оберегают здоровье или приносят достаток в дом.



Во время венчания украшением для косы была повязка - лента в виде широкой полосы с бисерной или жемчужной сеткой, пришитой по низу. После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали косу и плели уже две косы, укладывая их венцом.


Этот обряд означал, что девушка нашла свою вторую половинку, с которой объединилась для дальнейшей жизни и продолжения рода, и в то же время это означало обрезание косы и потерю свободы. О том, что обрезание волос меняет жизнь, в старину хорошо знали. На уложенные косы надевалась однорогая кичка.



Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан…
Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне руссую
В ленты убирать!


После рождения первого ребёнка надевалась другого вида, с высоким рогом. Во всех местностях необъятной Руси, да даже в одной губернии было множество разных видов головных уборов, один краше другого, да и расплетание косы у кого было перед венчанием, а у кого после венчания.


Девушки заранее готовили себе приданое – ткали, вышивали, вязали, плели. Так как замужняя женщина не могла уже показать свои волосы, то головные уборы старались украсить как можно больше и лучше. Головной убор мог рассказать не только о семейном положении, но и о достатке.


Покроют головушку,
Наложат заботушку…



Девушкам, засидевшимся в девицах, а проще, как их называли – старым девам, запрещалось носить одежду замужних женщин. До самой смерти они не расплетали своей косы, и кокошник нельзя было носить, только платок, да и рубашка и сарафан были самого простого шитья, почти без украшений.


Женщины на Руси дорожили своей честью и мнением о себе не только родственников, но и знакомых, поэтому не позволяли нарушать старинные обычаи и не переступали порог своего дома простоволосой, то есть, не покрыв головы. Согласно русским обычаям замужняя женщина после свадьбы уже не могла нигде появиться с непокрытой головой. Женские волосы обладают мощной притягательной силой, и чтобы не смущать взгляды посторонних мужчин, она должна закрывать свои волосы, и видеть их позволялось только мужу.



Если кто-то срывал с женщины или убрус и обнажал её волосы, это считалось большим оскорблением, равносильным физическому насилию. Поэтому такие преступления рассматривались даже в суде. Из сохранившихся документов известно, что чаще всего срывали головной убор с целью грабежа. Стоимость морального ущерба оценивала местная власть.


Коса, как говорили, толщиной в руку, считалась на Руси эталоном женской красоты. Ведь красивые волосы лучше всяких слов говорят о здоровье и красоте девушки. И сейчас, когда на улице встретишь девушку с роскошной длинной косой, невольно заглядываешься.


Сила в волосах, видимо, есть необыкновенная, и, наверное, поэтому, зная об этом гораздо больше, чем мы сейчас, наши предки трепетно относились к волосам. Менялась жизнь – менялась и причёска, и наоборот.


А потому ещё долгое время, даже в середине ХХ-ого века, в деревнях от старичков и старушек наши, тогда ещё молодые, бабушки слышали: во время беременности волосы стричь нельзя – силы потеряешь для себя и для будущего чада; хочешь, чтобы коса росла до пояса – подстригай кончики волос в дни новолуния; чадушке своему стрижку первых волосиков делай, когда исполнится годик, да храни эти волосёнки всю жизнь.



Вот такие поверья можно было узнать от бабушек, которые они пытались донести до нас. Ведь многое о быте русского народа потеряно и навсегда утрачено. И не только наше нерадение этому вина. Сколько войн прошло через многострадальную Россию…


Введение
Каждое утро, собирая меня в школу, мама заплетает мне косы. И не просто заплетает, а каждый раз придумывает новую прическу. Мама мне рассказывала, что в детстве ей косы заплетала её мама, моя бабушка. Но в то время таких интересных причёсок не было. Мне стало интересно узнать, как укладывали и украшали волосы в прежние времена. Так появилась тема моей работы.

Цель её: привлечь внимание школьниц к продолжению русской традиции плетения кос с учётом современных тенденций.

Задачи:
1. Познакомиться с историей косоплетения на Руси
2. Изучить традиции причесок и головных уборов в Ярославской губернии
3. Выявить современные тенденции плетения кос
4. Познакомиться с украшениями для волос рукодельницы Галины Махотиной
5. Посетить картинную галерею Рыбинского музея-заповедника
6. Проследить историю плетения косы в моей семье
7. Провести исследование в параллелях 3-х и 9-х классов
8. Провести конкурс на лучшее плетение косы среди одноклассников
9. Сделать фотоальбом современных причёсок.

Актуальность моей работы состоит в том, что быстрый ритм современной жизни не оставляет нам времени на создание красивой причёски. Многие девушки носят распущенные волосы, которые не всегда аккуратно смотрятся и вызывают недовольство окружающих. Всё чаще вспоминается древняя традиция плетения кос. Красиво заплетённые волосы привлекают к себе внимание и восхищение. Уложенные в косы волосы долго сохраняют форму, не мешают в работе, а особенно при занятиях физкультурой

Практическая значимость её в том, что моё выступление поможет моим сверстникам узнать традиции плетения кос на Руси, в том числе в Ярославском крае; привлечёт их внимание к сохранению традиций косоплетения и познакомит с новыми тенденциями в моде причёсок.

Этапы проекта:
1. Подготовительный этап
- определение темы проекта; постановка цели и задач;
- продумывание плана действий и способов решения проблемы проекта (теоретические и практические);
- определение источников информации, способов её сбора и анализа;
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
2. Поисковый этап
- сбор, изучение, обработка, анализ информации по теме проекта;
- консультации с педагогами;
- поиск иллюстративного материала.
3. Практический этап
- провести исследование в параллелях 3-х и 9-х классов гимназии № 8;
- организовать и провести в своём классе конкурс на лучшую причёску;
- организовать и провести фотосессию в параллели 3-х классов;
- сделать фотоальбом современных причёсок;
- оформить полученные результаты;
- подготовить творческий отчёт.
4. Этап реализации
- выступить с проектом в творческих объединениях Центра и в школе.

Проблема: Распущенные длинные волосы выглядят не всегда аккуратно, путаются на ветру, мешают на уроке, на занятиях физкультурой.

Гипотеза: С помощью проекта через участие в конкурсах, фотосессиях, знакомство с историей косоплетения и современными тенденциями легче привлечь внимание школьниц к продолжению русской традиции плетения кос.

Основная часть
История косоплетения на Руси

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Эта прическа была распространена еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов - косы.
Единственное разделение - на девичьи и женские прически. Девушки носили одну косу и украшали её на конце лентой или «косником» («накосником»). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, причёску дополняла лента или венок на голове (приложение № 1).
Своеобразной и яркой частью древнейшей женской одежды был головной убор — обязательное дополнение любого костюма русских женщин. Головной убор соответствовал семейному и социальному положению древнерусских женщин. Отличительной чертой головного убора замужней женщины было то, что он целиком закрывал волосы. Девушки были свободны от этого жесткого предписания. Они нередко носили волосы распущенными или же заплетали в одну косу; макушка всегда была открыта. В свадебном ритуале с незапамятных времен обряд смены прически и головного убора был одним из главных: девушка в глазах окружающих становилась женщиной, когда на нее надели «бабью кику» — убор замужней женщины.
В день свадьбы подружки невесты расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой («повойником»), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. Обычно этот обряд сопровождался песнями-плачами, в которых сетовали на расставание невесты с подругами, родным домом и девичьей волей.
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более - распустить волосы. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники.
Самым простым и распространенным считали плетение в три пряди - «русская коса», но плели и объёмные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетений. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.
После 1917 года в России изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки «под гребенку». Те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их «в корзинку» или обвивая вокруг головы «короной», «венчиком».
Косы в женской прическе снова стали модными в 40-е годы прошлого века: чаще всего это были «бараночки» из кос и «корзиночка» - две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой.
В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся обычной причёской для школьниц. До 90-х годов большинство школьниц носили косички (в младших классах чаще всего две). Коса остаётся до сегодняшних дней символом женственности и красоты.

Традиции причесок и головных уборов в Ярославской губернии
Из статьи «Народный костюм в традиционных обрядах и обычаях Ярославской губернии в XIX - начале XX века» я узнала, чтоголовной убор был важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, её возраст, семейное положение.
У девушек голова всегда была открыта. Волосы заплетались в одну косу. Девичьи головные уборы не закрывали макушку и косу. Например, в Пошехонском уезде головной убор девушки называли «красота». Она представляла собой как бы высокую, твёрдую спереди, повязку; к твердой передней части пришивались куски материи, которые завязывались на затылке (под косой). Твёрдая часть «красоты» богато вышивалась речным жемчугом, бисером, золотой нитью. В селениях возле городов Гаврилов-Ям и Любим повязки («волюшки») делали узкими, они лишь слегка прикрывали лоб. В Рыбинском и Мологском уездах передняя часть «красоты» была гораздо ниже, чем у девушек из Пошехонского уезда.
В любой части Ярославщины можно было встретить и совсем узкие повязки с расшитой передней частью. Они были повседневными. Самые лучшие «красоту» или «волюшку» берегли для особых случаев (например, свадьбы), передавали из поколения в поколение, бережно хранили.
Ещё один головной убор до свадьбы - венец, изначально на берестяной основе, и тоже нарядно расшитый. Он считался символом девичьей чистоты.
Уже во время свадьбы и после замужества жительницам Ярославской губернии вместо одной косы плели две, укладывая их вокруг головы и покрывая женским головным убором.
В Ярославской губернии, расположенной в центре России, сильны были влияния соседних земель. Это отразилось на разнообразии головных уборов.
К примеру, в уездах, расположенных ближе к Костроме, носили в первый год замужества кокошник. В отличие от Костромского кокошники Любима, Ростова, Гаврилов-Яма и Ярославля были более низкой и округлой формы. Их украшали вышивкой, золотым шитьём, бисером, жемчугом - в зависимости от благосостояния его обладательницы.
Прообразы известных всем кокошников входили в состав древних мерянских ритуальных одеяний. Изначально их треугольная форма символически воплощала три точки на пути солнца по небосклону: восход-зенит-закат. Русские кокошники очень разнообразны по форме. В Ярославской губернии тоже носили разные «фасоны». Но самыми красивыми и величавыми были высокие, остроконечные кокошники, называемые иногда «наклонами».
В северных уездах Ярославской губернии кокошник был редкостью, ему предпочитали «кику» в виде шапочки с твёрдой прямоугольной или закруглённой пластинкой, обтянутой тканью и расшитой узорами.Известен в Ярославской губернии ещё один головной убор замужних женщин -«сорока». Иногда затылок закрывали расшитым куском материи («подзатыльником»).
ВЯрославской губернии носили «моршени» - головные уборы типа невысокого кокошника. В Рыбинском уезде «моршень» часто шили из бархата, украшали золотым шитьём (см. приложение 1).
К началу XX векана смену «кикам», «сорокам» и«кокошникам» пришли красочные платки и шали.
В нашем посёлке живет мастерица-рукодельница Махотина Галина Игоревна. Она занимается изучением русских народных промыслов. Освоила народное ткачество - тканые пояса, очелья, половички. Умело шьёт русские рубахи и сарафаны, занимается народной вышивкой. Очень красивыми у неё получаются девичьи и женские головные украшения - накосники, начельники, повязки, коруны и венцы(см. приложение 2).Галина Игоревна помогает делу восстановления исконно русских народных традиций и передаёт свой опыт людям через участие в выставках народных промыслов, городских мастер-классах для жителей Рыбинска и области, городских благотворительных выставках-продажах.

Современные тенденции плетения кос
Причёска, над которой не властны никакие модные капризы - это коса. Коса - вечная классика женственности, но вполне отвечающая требованиям времени и удивительно удачно вписывающаяся в современные модные тенденции. Количество вариантов очень большое: русская, французская, греческая и другие виды кос.
По мнению авторов сайта парикмахеровFashion-hairs,в моде элегантная простота плетения косы, которую можно сделать самостоятельно.Предпочтение лучше отдать классическим разновидностям кос, добавив к ним немного творчества и модных штрихов.
Например, в обычную русскую косу из трёх равных прядей можно вплетать цветные ленты и нити. Отдельные прядки могут выбиваться наружу, придавая прическе легкую небрежность. В косу для праздничного случая можно вплести живые цветы или вставить шпильки со стразами. Пробор может быть косым или прямым.
Французскую косу можно выполнять как прямым, так и обратным («от себя») плетением. Она может стать основой для круговой косы, напоминающей венок. Особенно хороша такая прическа для школы и работы.
На сайте «ketrin-moda» мы узнали о тенденциях сезона 2017 года.Стилисты предлагают разнообразие различных причёсок на основе кос. Среди комбинированных самым актуальным вариантом станет коса с пучком. Оригинальные молодёжные причёски получатся, если комбинировать непокорные «фонтанчики» и косички, туго закрученные в задорные «рожки». Очень эффектно смотрятся несколько тонких косичек, которые вплетены в конский хвост, или же просто сплетите одну гладкую косичку и уложите её вокруг головы в виде ободка - получиться стильная и современная причёска, на которую вы затратите минимальное количество времени. Модными в этом сезоне будут боковые косы, объёмные косы с лентами и тонкими резинками на кончиках.
Не обязательно быть парикмахером, но если умеешь сама заплести косу, то проблемы с красиво уложенными волосами не будет. А чтобы косичка стала по-настоящему нарядной, стилисты предлагают украсить её красивыми заколками, резинками из кожи или замши, живыми цветами и лентами.
На сайте салона красоты «Александрия» выложена информация «Косоплетение - новый тренд», в которой рассказывается не только об истории косы, но и о косоплетении в наши дни.
В бешеном ритме современной жизни коса имеет преимущества:
. В отличие от остальных способов укладки, волосы, заплетенные в косу, дольше сохраняют форму;
. Если заплести тугую косу, то можно спокойно заниматься спортом или активным образом жизни, ведь волосы не будут мешать, при этом вы будете выглядеть на все 100%;
. Способы плетения и многообразие видов кос позволят сделать оптимальную и оригинальную прическу как взрослым, так и детям;
. Прическу с косой можно носить повседневно, а можно исполнить в виде праздничной укладки.
В современном мире косоплетение является обособленной дисциплиной в сфере красоты. Открываются специализированные курсы, на которых каждый желающий может овладеть искусством плетения кос. Выдаются официальные сертификаты, то есть плетение кос выделяется как отдельная профессия.
С косой каждая женщина будет выглядеть выгодно, красиво и аккуратно. С прической на основе кос каждый день можно выглядеть по-разному, даже не имея особых навыков в укладке волос.

Практический этап
Я много беседовала с мамой и бабушкой, моими педагогами, рассматривала фотографии из семейного архива, из которых мы узнали, каким образом заплетали свои волосы бабушка, её сестра и подруги (см. приложение 3). При проведении исследования мама заплетала мои волосы разными способами и делала фотографии (см. приложение 4). Из этих фотографий мы сделали фотоальбом, в котором представили современные способы косоплетения (см. приложение 7).
В классе я провела конкурс причёсок. Девочки показывали свои умения, заплетая друг другу косички. Мальчишки тоже не отставали - причёсывали друг друга и что-то прикрепляли на свои чёлки. Подготовка к конкурсу была большая - девочки учились заплетать косы разными способами, чтобы победить на конкурсе. Труднее всего было заплетать меня, потому что у меня очень густые волосы.
С моей учительницей в школе мы прошли по параллели 9-х классов и выяснили, что длинные волосы, которые часто заплетают в косы, имеют 11 девушек из 30-ти. В параллели 3-х классов - 30 девочек из 33-х. 4 учителя из 48 человек имеют длинные волосы и укладывают их в косы, а в центре технического творчества - 6 педагогов из 23-х (см. приложение 5). Провели фотосессию заплетённых кос в своей параллели 3-х классов (см. приложение 6).
С моим педагогом мы побывали в гостях у народной мастерицы Галины Махотиной, которая занимается восстановлением народных традиций, в том числе изготовлением русских народных украшений для волос (см. приложение 2).
Мы с мамой посетили картинную галерею в Рыбинском музее-заповеднике, посмотрели картины с женскими портретами 18-19 веков (см. приложение 8).
Посетили парикмахерские нашего посёлка. Узнали о современных способах плетения и о том, что плетение кос в наше время востребовано в основном у молодёжи. Чаще всего обращаются по поводу причёсок с использованием косоплетения для торжественных случаев: на выпускной вечер или на свадьбу. В качестве украшений используют искусственные цветы, заколки, бусы, ленты, шпильки со стразами, жемчугом и т.д.
В интернете нашли много фотографий, иллюстрирующих украшения волос в современном стиле (см. приложение 9).

Заключение
Благодаря своей работе я не только сама познакомилась с историей и традициями косоплетения на Руси,узнала о традициях причесок и головных уборов в Ярославской губернии, но и помогла узнать об этом моим сверстникам.
Из своих исследований и наблюдений я поняла, что традиции плетения косы сохраняются в основном в начальной школе. Традиция древней Руси заплетания для девушек одной косы, а для женщин - двух не сохраняется. По сравнению с обычным плетением наших бабушек и мам в наше время применяются самые разные способы плетения кос:русская, французская, греческая и другие. Для украшения волос вместо традиционных вышитых повязок и лент сейчас используются разноцветные резинки, заколки, шпильки со стразами и многое другое.
Из бесед с парикмахерами нашего микрорайона и на сайтах парикмахеров в интернете я узнала осовременных тенденциях в моде причёсок с использованием косоплетения.
Мы познакомились с мастерицей-рукодельницей посёлка Волжский, которая занимается восстановлением народных промыслов. Посмотрели её работы, среди которых наиболее яркие - венец, коруна и накосники. Ими на Руси девушки украшали свои волосы.
С проектом я выступила в творческом объединении Центра технического творчества, в своём классе, на муниципальной конференции исследовательских работ учащихся начальных классов «Любознайки: от любопытства до познания». В мае буду выступать в гимназии на конкурсе проектов РГАН (Рыбинская гимназическая академия наук).
Считаю, что мой проект привлечёт внимание школьниц к продолжению традиций плетения кос, потому что красиво заплетённые и уложенные волосы смотрятся аккуратно и нарядно. Они не мешают во время урока, на улице не путаются от ветра и создают хорошее настроение у окружающих.



Публикации по теме