Почему быть левшой классно и чем левши лучше правшей! Чем левши отличаются от правшей: преимущества и недостатки.

Считается, что впервые этот неофициальный праздник был отмечен 13 августа 1976 года. Некоторые эксперты называют другую дату - 13 августа 1992 года - в этот день в Англии прошла массовая акция в поддержку левшей. Общественные деятели вышли на улицы городов с огромными плакатами, чтобы обратить внимание производителей различного оборудования на проблемы левшей: при работе на некотором оборудовании левши совершают неестественные для них движения, в результате чаще получают нервный и мышечный стресс. Американские учёные провели исследования и выяснили, что левши чаще гибнут в авариях на производстве, на котором предусмотрено использование специального «праворукого» оборудования.

Все знают, что среди людей в основном преобладают правши. Количество левшей среди населения планеты не превышает 17%, то есть примерно каждый восьмой человек является левшой. Примерно 80% населения уверенно пишут, едят и рисуют правой рукой, а остальные три процента составляют так называемые амбидекстеры - люди, в одинаковой степени хорошо владеющие как правой, так и левой рукой. Любопытный факт: все люди изначально рождаются правшами. Переход «на левую руку» происходит в процессе жизни. С чем это связано?

«Точного ответа на вопрос, почему люди становятся левшами, до сих пор не существует, - комментирует врач-терапевт Анна Воронина. - Среди возможных причин врачи выделяют большие дозы тестостерона, который младенец получил, находясь в утробе матери, которые со временем дают о себе знать и гормональные всплески. Ну и, конечно же, следует учитывать наследственность. Есть и бытовая причина - например, длительная травма правой руки, вынудившая переучиться с правши на левшу. Как правило, «переход» с правой руки на левую происходит в детстве. Если это произошло - не следует насильно переучивать ребёнка-левшу, для малыша это сильный стресс, он может стать раздражительным и нервным. Леворукость - совершенное нормальное с медицинской точки зрения явление».

Ничего страшного!

Скажем больше - если ваш ребёнок левой рукой действует лучше, чем правой - считайте, что вам повезло. Учёные доказали, что у левшей больше развито креативное мышление и нестандартный подход к решению задач, нежели у правшей.

«В детстве дети очень остро воспринимают любые «выпады» сверстников в свою сторону, - рассказывает психолог Виктория Блинцова. - А в адрес левшей они, несомненно, будут. Особенно это актуально сейчас, когда до начала учебного года остаётся всего ничего. Новый коллектив, новые правила - всё это стресс для ребёнка. А тут ещё и собственный «недостаток». Очень важно объяснить малышу, что в том, что он левша нет ничего плохого, и он ничем не отличается от своих одноклассников. В трудный период адаптации ребёнок должен постоянно ощущать родительскую заботу и поддержку».

Сейчас в мире существует множество вещей, способных облегчить жизнь левшам. Выпускают специальные ручки, ножницы и компьютерные мыши, предназначенные для работы левой рукой. Как правило, особого комфорта все эти «ноу-хау» не доставляют, зато стоят в три-четыре раза дороже своих «праворуких» аналогов.

Что же касается отношения к левшам в обществе, то времена, когда на человека, пишущего левой рукой, смотрели косо, давно прошли. Теперь левши - полноправные члены общества. Единственное, к чему очень трудно привыкнуть левшам, так это к постоянным расспросам окружающих: «Ты что, левша?», «Ты специально учился левой рукой писать?», «Тебе удобно?», «Ты, наверное, криво режешь ножницами?» и так далее. Но к подобным расспросам большинство левшей уже давно научились относиться с юмором.

Марш, марш левой! Плюсы и минусы левшества. Проблемы левшей в школе Зеркальное письмо. Нейропсихологическая диагностика.

Левшами являются около 10% людей. И несмотря на то, что с варежкой на левой руке дети на уроках не сидят(как это было во времена переучивания левшей), тем не менее, некоторые родители и учителя иногда считают левшей просто как не желающих работать «как все» правой рукой и проявляющих упрямство. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо правильно диагностировать в рамках нейропсихологической диагностики, учитывать в процессе обучения и воспитания.

Причины. Леворукость изучена недостаточно, и нет единого мнения о том, почему люди предпочитают действовать разными руками. Основные из cуществующих теорий следующие:

При перинатальном происхождении леворукости, часто сопровождающейся другими нарушениями, важно понять что леворукость - не причина этих проблем, а особенность, которая, как и те нарушения, стала следствием неблагоприятных факторов развития.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлены особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

У левшей же расположение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Леворукость или праворукость отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. При обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с трудностями.

Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Вместе с диагностикой других психических особенностей развития детей определение ведущей руки, глаза и уха входит в комплекс нейропсихологической диагностики.

Методы оценки ведушей руки, ведущего глаза и ведущего уха:

По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой -"рука - ухо - глаз", могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П - преобладание правой функции, Л - левой, А - равенство функций.

Дети - левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности, определяемой с помощью нейропсихологических проб. Это относится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие, что ведёт к возникновению трудностей. Не все особенности, которые будут перечислены ниже, можно найти у любого левши. Одни будут ярко проявляться, другие – лишь слегка, а третьи – будут совсем отсутствовать.




Преимущества левшей:

Способы помощи детям-левшам:

Нужно также:

1. Помочь ребёнку - левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2. Не требовать правонаклонного письма, более целесообразным будет писать прямо;

3. Не требовать от ребёнка-левши безотрывного письма;

4. Любые двигательные действия раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5. Выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию(особенно в тех случаях, когда есть проблемы, например, «зеркальное письмо»)

6. Не проявлять негативного отношения к леворукости, говорить ребёнку о его сильных сторонах, преимуществах леворукости.


Морозова Ирина Михайловна, детский психолог

Сейчас в школах не переучивают. Пусть ребенок пишет так, как ему удобно и нравится. Но он же не все делает левой рукой? Что-то же он делает правой. Думаю, что ничего особого делать с руками не стоит. Правую руку он не "потеряет".

Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Например, у “чистого” правши (таких в странах Европы примерно 42 %) за речь, чтение и письмо отвечает левое полушарие. Правое - имеет более глобальные функции: в его ведении находится восприятие музыки, звуков природы. У “чистых” левшей (примерно 10 %) - все наоборот. Но ведь, как известно, правой частью тела управляет левое полушарие, а левой - правое. Поэтому, когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать свое правое полушарие, ответственное за контроль речи, чтения и письма.Однако доминирующая рука отчетливо устанавливается только к трем - пяти годам. В этом возрасте можно использовать следующие функциональные тесты: переплетение пальцев, “аплодирование”, перекреста рук на груди (поза Наполеона), “прицеливание” (см. тест “Правое или левое?”). Еще можете почитать здесь
www baby com ua

В том что ребенок "левша" нет ничего страшного.Это в 80-е годы активно переучивали,вплоть до того,что привязывали левую ручку к телу!Сейчас доказано,что такие детки даже более одаренные чем "правши"!Работает активней полушарие мозга,отвечающее за "гениальность" в гуманитарных науках и творчестве!Правой рукой ребенок тоже пользуется,просто не заостряйте на этом внимание - и все будет замечательно.Удачи Вам!

Переучивать ребенка ни в коем случае нельзя. Леонардо да Винчи, например, одинаково хорошо владел левой и правой рукой. Джими Хендрикс научился играть на гитаре правой рукой, он играл, перевернув гитару вверх тормашками. При этом он натягивал струны гитары в обратном порядке, чтобы они располагались как на обычной гитаре.

Некоторые исследования доказывают, что люди-левши чаще становятся преуспевающими учениками. Умственные способности левшей имеют иную структуру, они имеют более широкий диапазон способностей. Также гены, определяющие леворукость, управляют развитием центров мозга, отвечающих за развитие речи ребенка.

Левши, по данным ученых США, обладают такими же способностями, как и праши. Разница в активности полушарий мозга. У правшей активно левое полушарие, у левшей - правое. Но переучивать ребенка ни в коем случае нельзя, потому что это может привести к снижению активности обоих полушарий. От природы у ребенка активное левое полушарие, а активность правого для организма ребенка - не физиологично. Конечно, он должен развивать и правую руку, но это не значит, что она должна быть активнее левой.
А развивать ее надо так же, как и правую, учить выполнять ей такие же функции, какие выполняют правши.

На протяжении разных времен к людям, которые отличались от других чем-нибудь, всегда был повышенный интерес и удивление. Так было и с левшами. Относились к левшам как к »белым воронам», иногда даже отрицательно. Таких детей могли и ударить по рукам, чтобы они при письме пользовались правой рукой, а не левой.

В наше время, конечно, стереотипы давно поменялись и к левшам относятся нормально. Но все равно некоторые родители, когда узнают, что у них ребенок-левша, переживают. И для них это звучит как приговор. Почему? Стоит ли вообще из-за этого расстраиваться? Леворукость-это наказание или подарок? Попробуем дать ответ на эти вопросы.

Что мы рассмотрим в этой статье?

  1. Откуда появляются левши?
  2. Плюсы и минусы.
  3. Определение леворукости.
  4. Советы по воспитанию левши.

Ребенок-левша-откуда появляются левши?

Разные теории и гипотезы можно выделить в следующие группы:

  • внешнее воздействие на развитие ребенка;
  • генетическое происхождение.

Природа ведущей руки определяется строением головного мозга человека и закладывается на генетическом уровне.

Известно, что правое полушарие руководит левой частью тела, а левое полушарие-правой частью. Если развито лучше правое полушарие мозга-то ребенок-левша.

Левая половина мозга отвечает за логическое, абстрактное и аналитическое мышление. Главное отличие правши от левши-это разное восприятие информации.

Бывает еще леворукость, которая возникает в результате травмы левого полушария головного мозга, когда правое полушарие берет на себя соответствующие функции и левая рука становится ведущей, т. е выполняет активные действия при письме, в быту.

Плюсы и минусы леворукости

У левшей ведущее правое полушарие, у правшей-левое. Ученые обнаружили в левом полушарии центры, которые отвечают за письмо, счет и чтение.

Запоминание стихов, иностранных слов-это заслуга левого полушария. А правое отвечает, например, за восприятие музыки, за способность различать интонации. Поэтому часто левши обладают хорошим музыкальным слухом, у них развит талант к танцам, рисованию, у них хорошая . И еще интересно, что дети-левши часто бывают фантазерами.

Что еще говорят психологи? Что леворукие люди чаще бываю пессимистами, а правши-оптимистами.

Определение леворукости

Психологи говорят, что ведущую руку у детей целесообразно определять в 4-5 лет. Существуют различные тесты для определения ведущей руки.

»Переплетение пальцев.»

Предложите ребенку сложить пальцы в замок. Тест выполняется быстро. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей-левой.

‘Поза Наполеона».

Сложить руки на уровне груди. У правшей кисть правой руки обычно ложится сверху на левую руку.

»Одновременное действие обеих рук.»

Предложите ребенку нарисовать круг, квадрат, треугольник. Рисование ведущей рукой более точное, линии фигур ровные. Можно попробовать нарисовать фигуры с закрытыми глазами.

Тестовые задания .

Чтобы результаты были более объективными, не говорите ребенку заранее о заданиях, что вы его будете проверять. Скажите просто-давай поиграем. Нужные предметы положите перед ребенком посередине стола, на одинаковом расстоянии от правой и левой руки.

Задание 1 .

Рисование. Положите перед ребенком бумагу и карандаш.Предложите нарисовать то, что он захочет. А потом попросите нарисовать то же самое, но другой рукой. И сравните качество рисунков.

Задание 2.

Открываем и закрываем коробочки. Ведущей считается рука, которой ребенок открыл или закрыл коробочку.. использовать можно спичечные коробки, прятать фигурки, а ребенок будет находить.

Задание 3.

Играем в мяч. Взять маленький, например, теннисный мячик, и попросить ребенка бросить мячик в корзинку, ведерко одной рукой.

Задание 4 .

Вырезаем по контуру. Вырезать картинки с открытки. Но форма ножниц должна соответствовать руке ребенка, чтобы получить более верный ответ, какая рука ведущая.

Задание 5.

Нанизываем пуговицы, бусинки на нитку.

Задание 6.

Строим домик из кубиков. Ведущей считается рука, которой ребенок укладывает кубики.

Если в результате заданий и тестов вы уверились, что малыш-левша, то вот несколько советов психологов по его воспитанию и обучению.

  1. Нельзя переучивать ребенка-левшу! Это отражается на ребенке. Он может стать нервным., раздражительным, станет плохо учиться. Могут случиться серьезные нарушения здоровья.
  2. Научите ребенка-левшу правильно сидеть. держать ручку. В этом случае свет должен падать с правой стороны.
  3. Не стоит подгонять ребенка-левшу, например, когда он читает, не ставьте перед ним каких-либо ограничений.
  4. Если ваш малыш идет в то скажите обязательно учителю, что он левша. Пусть его посадят с левой стороны у окна, чтобы ему не мешали и не толкали его. когда он пишет.
  5. Поддерживайте вашего ребенка, никогда не говорите, что правая рука лучше левой, не сравнивайте его с другими детьми.
  6. Ребенок-левша очень нуждается в вашем внимании и поддержке.

И напоследок приведу примеры знаменитых людей, которые были левшами.

Александр Македонский, Аристотель, Наполеон, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеладжело, Л. Бетховен, Моцарт, Андерсен, А. С. Пушки, М. Твен, Чарли Чаплин.

Может быть и ваш ребенок-левша станет знаменитым художником, музыкантом или ученым. Верьте в него, поддерживайте и развивайте его творческие способности. И все у вас получится!

Посмотрите видео-советы психолога.

Пишите ваши комментарии, мне всегда интересно читать и слышать ваши отзывы. Делитесь с друзьями информацией, нажимайте на кнопочки соц. сетей.



Публикации по теме