Основы колористики - цветовая теория.

Прежде, чем начинать скорее наносить себе макияж, давайте разберем основные понятия в Колористике. Это поможет лучше понимать, для чего мы делаем то или иное в макияже.

Удивительный факт , но всё многообразие цветов получается всего лишь смешением трёх цветов в разных пропорциях: жёлтого, синего и красного. Они называются Первичными цветами . На цветовом круге они под цифрой 1.

Их равное сочетание даёт Вторичные цвета

жёлтый с синим – зелёный,

жёлтый с красным – оранжевый,

синий с красным – фиолетовый.

На цветовом круге они под цифрой 2.

Смешение одного Первичного и одного Вторичного цвета в равных пропорциях даёт Третичные цвета

жёлтый с оранжевым – янтарный,

оранжевый с красным – шафрановый,

красный с фиолетовым – пурпурный,

фиолетовый с синим – сиреневый,

синий и зелёный – изумрудный цвет

и зелёный с жёлтым даёт цвет лайма.

На цветовом круге они под цифрой 3.

Первичные, вторичные и третичные цвета образуют цветовой круг и считаются основными цветами .

Если эти цвета смешивать с белым цветом (белый – отсутствие цвета как такового), то получится эффект осветления (внутренние цвета на круге). У цветового круга мог бы быть и внешний край, показывающий, как изменяется цвет, когда в него добавляют серый – цвета становятся приглушенными , и эффект затемнения цвета – когда в него добавляют чёрный.

Кстати, если смешать в одинаковой доле Первичные цвета – получится серо-коричневый цвет.

Вот так и образуется то многообразие цветов и их оттенков, которые способен различить человеческий глаз. Учёные говорят, что существуют также цвета, которые наш глаз не видит.

Зная расположение цветов в цветовом круге, мы должны запомнить два основных момента:

  • Цвета, расположенные друг напротив друга – при сочетании вместе усиливают друг друга (выглядят ярче на фоне друг друга). Например, синие глаза будут ярче на фоне оранжевой гаммы (в т.ч. коричневой).
  • Если наложить друг на друга противоположные цвета, то они друг друга нейтрализуют (и тот, и другой цвет исчезнет). Красноту можно нейтрализовать зеленью (оливковым тоном). Фиолетовые «синяки» замаскировать золотистым тоном.

2 . Характеристики цвета.

Цвет обладает тремя значимыми характеристиками:

  • Температурой
  • Насыщенностью
  • Яркостью

Первый признак связан с тем, как мы воспринимаем цвет по его температуре : теплым, холодным или ни тем, ни другим – нейтральным.

Это восприятие идет из природы. Красный, оранжевый, желтый – цвета огня, солнца – тоже кажутся нам горячими – тёплыми тонами (сектор от лайма до пурпурного). Синий связан с водой, поэтому воспринимается как холодный (сектор от изумрудного до фиолетового). А вот цвет, полученный 50/50 из теплого и холодного – зеленый – получился нейтральным. Еще к нейтральным относят все «нецветные» цвета, которые находятся за пределами цветового круга (черный, белый, серый, коричневый) и осветленные пастельные оттенки.

Но мы уже говорили о том, что оттенков у цвета большое множество. И эти оттенки могут отличаться от своего цвета по температуре. И если зелёный изначально получен как смесь в равной доле синего и жёлтого и в результате мы получили нейтральный цвет, то если жёлтого будет взято больше, то зелёный приобретет тёплый оттенок (цвет приближается к лайму).

И так во всем, где присутствует чуть больше жёлтого, чем остального, оттенок у цвета получается теплым. Где много синего пигмента – холодным.

Пример холодного оттенка изначально теплого Желтого цвета: лимонный. Пример тёплого оттенка изначально холодного Синего: зеленовато-синий (цвет морской волны или более светлый бирюзовый).

Нейтральный цвет тоже может обладать как теплым оттенком (белый – топленое молоко), так и холодным (белый с голубоватым отливом).

Оттенок у цвета также может быть нейтральным. Когда его нельзя отнести ни к теплым, ни к холодным.

Пример на тенях из палитры МК:

холодный нейтральный теплый

холодный теплый

Старайтесь в макияже сочетать теплые оттенки теней с теплыми и нейтральными оттенками румян и помад, а холодные – с холодными и нейтральными оттенками.

Табл. №2 «Деление палитры декоративной косметики по температуре»

Лемонграсс Изумруд
2. Румяна Орхидея 3. Помады

Черника со сливками

Нежный розовый

Розовая страсть

Понятие насыщенности связано с тем, светлый цвет или темный. Сколько в нем белого, сколько черного цвета.

Понятие яркость связано с ощущением чистоты цвета.

Здесь две противоположные пары: яркость – приглушенность . Яркий цвет – это чистые цвета, полученные без добавления серого (например, такие, как из цветового круга). Неважно, есть в них белый или черный цвет, и какой они температуры. Ярких тонов в палитре декоративной косметики немного. Приглушенные цвета – это цвета, в который добавлен серый цвет в большой пропорции. Так получаются цвета засушенной розы, цвет хаки (Оливковое золото) и др. Цвет может и не обладать выраженной яркостью или приглушенностью.

яркий приглушенный

яркий приглушенный

Также как цвет может быть ни холодным, ни теплым (нейтральным), ни светлым, ни темным (средним), так и здесь он может быть просто – средней чистоты (или назовем это нейтральный по яркости).

Тот или иной цвет всегда обладает всеми цветовыми характеристиками. Например, помада Сладкий нектар – теплая светлая (нейтральная по яркости), Розовое мерцание – холодная приглушенная (средняя по насыщенности), Нежный металлик – светлая, холодная, яркая.

А вот Гранатовый иней – нейтральный по температуре, насыщенности и яркости. Поэтому подходит всем. Почему, поймете, когда прочтете следующюю главу.

В своей основе цветовой круг имеет три первичных цвета (синий, желтый и красный), из которых путем смешения можно получить все остальные цвета.

Синий является самым сильным из основных цветов и единственным основным холодным цветом (с точки зрения психологии и физиологии). Его добавление в любой из цветов может привнести глубину и темноту любому цвету.

Красный — средний по силе воздействия первичный цвет. Его добавление к цветам на основе синего заставляет их казаться более светлыми. Добавление красного в цвета на основе желтого делают их более темными.

Желтый самый слабый из первичных цветов. Его добавление во все цвета придаст им яркость и светлоту.

Вторичные цвета образуются путем смешения в равной пропорции двух первичных цветов. Таким образом: желтый с красным дадут в результате оранжевый цвет, красный с синим — фиолетовый, а синий с желтым — зеленый.

Третичные цвета получают путем смешения в равных пропорциях одного вторичного и одного первичного цвета. Благодаря этому образуются такие цвета, как: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Дальнейшие смешения цветов позволят получить еще больше цветовых вариаций, который называются сложными цветами.

При изучении колористики волос используют определенное ограниченное количество цветов на цветовом круге для упрощения понимания и работы. Обычно это цветовой круг с первичными, вторичными и третичными цветами на 12 секторов в различных вариациях исполнения. В нем первичные цвета располагаются в равном удалении под углом 120°, а остальные цвета заполняют промежутки между ними.

Смешение трех первичных цветов в одинаковой пропорции дает образование ахроматического или, как еще говорят, нейтрального цвета (черного или серого в зависимости от насыщенности цветов). Происходит нейтрализация цветов. Стоит отметить, что в колористике волос за ахроматическую (нейтральную) шкалу принят натуральный ряд цветов волос . Поэтому все законы нейтрализации цвета в конечном итоге сводятся к получению нейтрального — натурального цвета.

Цвета, располагающиеся друг напротив друга в цветовом круге (на противоположных сторонах диаметра круга, проходящего через центр), при смешении в равных пропорциях так же приводят к нейтрализации (образованию нейтрального цвета). Эти цвета называются дополняющими или комплементарными. Таким образом результат смешения фиолетового цвета с желтым, красного с зеленым, синего с оранжевым дают один и тот же результат — нейтральный цвет.

Нейтрализация цветов используется при борьбе с нежелательными оттенками на волосах, однако стоит отметить, что на практике никто не добавляет равное количество дополняющего цвета. Добавляются всегда малые количества, которые просто приглушают яркость нежелательного оттенка, а не образуют серые цвета.

В колористике волос результат окрашивания можно смело свести к простому уравнению:

Имеющийся цвет волос (фон осветления) + Искусственный цвет = Конечный цвет волос .

Для правильного решения любой подобной задачи необходимо:

  • правильно определить имеющийся уровень глубины тона ;
  • определиться с желаемым оттенком;
  • определить необходимо ли дополнительное осветление волос;
  • решить необходимо ли нейтрализовать нежелательный оттенок и выбрать нейтрализующий цвет.
Законы сочетания цветов. Калористика в создании образа.

"Хорошо одетый человек тот, кто считается с собой и другими"

Пьер Карден

Гармоничный образ складывается из сочетания цветов в одежде, макияжа, аксессуаров. Если цвета скомбинированы

неудачно, создаётся ощущение «чего-то не того» в образе. Чтобы достойно встречали по одежке, важно научиться

чувствовать и понимать все нюансы цветовой палитры, которыми наградила нас природа. Чувство цвета является

важной составляющей творческой личности.

1 . Золотая середина - разнообразие и чувство меры.

Чтобы не производить унылого впечатление и сделать образ завершенным, должно быть использовано от 2-х до 4-х цветов.

Однотонный костюм темного цвета требует ярких аксессуаров, хотя бы в виде акцентов: туфли, сумка, брошь, платок. Яркий макияж обязателен. (Э. Хромченко)

Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм (К. Шанель).

2. Базовый фон (или фоны) и акцент (ы) придаютобразу законченный и устойчивый вид.

Четыре цвета присутствуют не в равной степени, а, например, в таком соотношении: два основных и два дополняющих (в аксессуарах: платок, сумочка, перчатки, украшения). Акцент может быть представлен, например, в виде активной детали (пусть она будет одна: яркий подчеркивающий талию пояс), сложного кроя или цветового контраста. Дополняющим базовым цветом выступает менее яркий и ненасыщенный переходный - от одного тона к другому, родственный по отношению к обоим цветам в цветовом круге или ахроматический.

Монохроматичность (или микс с ахроматическими тонами):

Нюансное сочетание - базовый цвет и близкие к нему оттенки.

Вуаль тени:

Ахроматичность. Однообразный черный, к сожалению, подходит далеко не всем. Чаще лицо женщины в черном (особенно светлокожие и светлоглазые блондинки, шатенки) "блекнет" и выглядит старше.

Универсальный серый

2. Контраст.

Родственные цвета. При сочетании родственных цветов уменьшается ощущение их насыщенности.

Контраст. Полярные цвета: желтый-фиолетовый, красный-зеленый, синий-оранжевый.

Сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность.

3 . " В моде, как в архитектуре, главное - пропорции " , - Коко Шанель

Площади цветовых акцентов обратно пропорциональны их яркости.

Горизонтали и вертикали в одежде помогут изменить пропорции фигуры.

Акценты на «проблемных» зонах подчеркивают недостатки.

Например, светлая юбка (светлее, чем верх) будет хорошо смотреться на длинных стройных ногах.

Полная женщина может носить черный цвет, который поможет ей скрыть недостатки. Но и про достоинства забывать не стоит. Добавьте пару активных элементов, например, в области груди. (Э. Хромченко)

4. Равновесие

Одинаково яркие цвета одной температуры можно считать нейтральными относительно друг друга. Поэтому все пастельные (много белого) сочетаются между собой. Это правило распространяется, прежде всего, на комплекты с полярными контрастами.

К повседневному дневному платью добавьте небольшую сумочку, большие солнечные очки и яркий платок из плотного шелка.

Для вечернего комплекта есть правило: должно блестеть что-то одно. То есть либо платье, либо аксессуары. (Э. Хромченко).

5. Ясность и легкость восприятия

Когда меховая вещь и волосы начинают сливаться воедино, то мех начинает работать как Ваши волосы. Это смотрится смешно. (Э. Хромченко).

Мое единственное искусство состоит в том, чтобы с помощью ножниц резать и упрощать одежду, в то время как другие ее усложняют. (Коко Шанель).

Избегайте рисунков, которые "рябят".

6. Актуальность и уместность.

Яркие, очень открытые и нестандартные вещи лучше носить в знойных местах, то есть на курорте. Там они будут смотреться великолепно. (Э. Хромченко).

На самом деле, все цветовые схемы - это только подсказка, помощь в момент, когда нет вдохновения, это только опора. Догмы здесь нет. Потому что цвет для человека - это, в первую очередь, чувство. Это эмоции и ассоциации, которые тянет за собой каждый цветовой нюанс. Чем шире ваш опыт цветового восприятия мира, тем более разнообразные чувства может вызвать цвет, тем больше число цветовых сочетаний, которые вы посчитаете допустимыми, интересными, красивыми.

Основы калористики. Природа .

В настоящее время пользуются формой теории цвета, усовершенствованной немецким теоретиком искусства Johannes Itten. Со времен Аристотеля люди старались как-то оформить в единой системе все видимые цвета и обобщить свои наблюдения. Все системы цветовых построений имеют одну цель - сделать цвет познаваемым, предсказуемым, моделируемым. Иоханес Иттен разработал "цветовые аккорды" и изменил цветовой круг. В основе круга лежат три основных цвета - красный, желтый и синий. Составные цвета формируются при смешении двух основных (синий + красный = фиолетовый). Сложные цвета (промежуточные, благородные) - это смешение основных и составных:

красно-оранжевый (шафранный),

желто-оранжевый (янтарный),

желто-зеленый (цитрусовый),

сине-зеленый (бирюзовый),

сине-фиолетовый (сиреневый)

и красно-фиолетовый (пурпурный) оттенки.

Полярные цвета расположены напротив друг друга. Родственные - граничат на цветовом круге.

Основная классификация делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические (бесцветные) - это белый, черный и вся гамма оттенков серого. К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра, а так же коричневый (его нет на цветовом круге, т.к. нет черного).

Температура цветовых тонов и оттенков


Синий, фиолетовый могут быть только условно-теплыми или нейтральными. Нейтральные цвета никого не портят, и уж ежели не подчеркнут природный колорит, то и не испортят. Холодные цвета зрительно делают фигуру стройнее.

Зеленый = желтый + синий, чем больше в цвете желтых примесей, тем теплее его температура.

Чистый черный цвет холоднее, чем коричневато-черный.

Молочный белый теплее, чем снежный или чистый белый.

А мышиный серый теплее стального, пепельного.

Насыщенность (интенсивность, хроматичность) - чистота/сила цвета, зависит от концентрации красящего вещества. Наибольшей насыщенностью обладают цвета круга.

Яркость выражает степень близости цветов к белому или черному цвету. Ахроматические цвета различаются только по яркости - светлые или темные

Монохроматичность - единство цветового тона.

Таблицы сочетания цветов

Выбор цвета. Цвета природы.

Самый простой способ не ошибиться - использовать теорию времен года: осенним и весенним типажам идут теплые оттенки, а зимним и летним - холодные. Лицо теплого цветотипа на фоне холодных оттенков кажется бледным, уставшим, выделяются морщины, опускаются уголки глаз. "Холодному" лицу они придают яркость, выразительность, румянец и выгодно подчеркивают глаза. Теплые тона сделают «холодное» лицо болезненно желтоватым.

Насыщенные яркие цвета более гармонично сморятся на контрастных зимних и осенних женщинах. Летние и весенние лица со слабо выраженной пигментацией на их фоне теряются, блекнут.

Считается, что в России преобладает тип женщина-лето. Черный цвет смотрится эффектно на темных или контрастных зимних женщинах (он холодный), всем остальным добавляет возраст и придает траурный вид. Седина считается холодным оттенком.

Сочетание светлых и к ним родственных "унылых" (коричневый, фиолетовый, темно- зеленый и синий) и придаст вашему образу весеннее звучание. Те же самые «унылые» цвета в сочетании с темными - осенне-зимнее.

Тайны цвета давно волновали людей. Еще в древние времена он получил свой символический смысл. Цвет стал основой многим научным открытиям. Он не только повлиял на физику или химию, но и стал важным для философии и искусства. Со временем знания о цвете становились все шире. Начали появляться науки, которые занимаются изучением этого явления.

Понятия

Первое, что следует упомянуть - основы цветоведения. Это наука о цвете, которая содержит систематизированную информацию разных исследований: физики, физиологии, психологии. Эти сферы изучают феномен оттенков, объединяя полученные результаты с данными по философии, эстетике, истории, литературе. Ученые с давних времен исследовали цвет как культурное явление.

А вот колористика представляет собой более углубленное изучение цвета, его теорию и применение человеком в разных сферах деятельности.

Историческая основа

Немудрено, что эти науки издавна волновали людей. Конечно, тогда еще не было таких понятий, как "цветоведение" и "колористика". Тем не менее цвету придавалось огромное значение в культуре и развитии народов.

История может нам представить огромный пласт знаний об этом. Поэтому учеными принято разделять все это время на два этапа: период до 17 века и время с 17 века до наших дней.

Становление

Начиная путешествие по истории колористики, нужно вернуться к Древнему Востоку. На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр земли. Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием. Позже все преобразилось, и в культуре этой страны начала наблюдаться монохромная и ахроматическая живопись.

Еще более развитыми в этом плане были Индия и Египет. Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый - лучи Юга, черный - лучи Запада, очень черный - лучи Севера и невидимый - центр.

В Индии большое значение уделяли оформлению дворцов. Путешествуя по миру, и сейчас можно заметить, что часто использовали белый, красный и золотой. Со временем к этим оттенкам стали добавлять желтый и синий.

Религия в цвете

Западная Европа в Средние века смотрела на основы цветоведения со стороны религии. На тот момент стали появляться другие оттенки, которые ранее не принимали за основные. Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов, черный - подземный мир и Антихриста. Желтый означал просветление и деяния Духа Святого, а красный - Кровь Христа, огонь и солнце. Синий символизировал небо и обитателей Бога, а зеленый - пищу, растительность и земной путь Христа.

В это время на Ближнем и Среднем Востоке с колористикой происходит то же самое. Тут влияние получает Ислам. В основном значение цветов остается неизменным. Единственное, зеленый становится основным и символизирует райский сад.

Перерождение

Цветоведение и колористика снова трансформируются. Перед вторым этапом приходит эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета.

Ньютоновский прорыв

17 век - это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета. В науке появляется совсем другое видение на этот счет. Тут неизменно остается красный, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.

Новые теории

19 век в Европе приводит нас к натурализму и импрессионизму. Первый стиль провозглашает полное соответствие и тонов, а второй основывается лишь на передаче образов. В это время появляется живопись с основами цветоведения.

После возникает теория Филиппа Отто Рунге, который распределяет систему по принципу глобуса. По экватору «земного шара» расположились чистые основные цвета. Верхний полюс занимает белый цвет, нижний - черный. Остальное место занимают смеси и оттенки.

Система Рунге очень просчитанная и имеет место быть. Каждый квадрат на глобусе имеет свой «адрес» (долгота и широта), поэтому может быть определен путем исчисления. По стопам этого ученного пошли и другие, кто старался усовершенствовать систему и создать более удобный вариант: Шеврёль, Гольц, Бецольд.

Истина рядом

В эпоху модерна ученые смогли приблизиться к истине и создать современную цветовую модель. Этому способствовали и особенности самого стиля времени. Творцы создают свои шедевры, уделяя большое значение цвету. Именно благодаря ему можно выразить свое видение искусства. Цвет начинает объединяться с музыкой. Он получает огромное количество оттенков, даже в случае с ограниченной палитрой. Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения и т. д.

Современное представление

Основы цветоведения привели человека к тому, что он упростил предыдущие попытки ученых. После глобуса Рунге, существовала теория Оствальда, в которой он задействовал круг с 24-мя цветами. Ныне этот круг остался, но сократился в два раза.

Ученый Иттен смог разработать идеальную систему. Его круг состоит из 12 цветов. На первый взгляд система достаточно непростая, хотя разобраться с ней можно. Основных цветов тут по-прежнему три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Также сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.

Суть системы

Главное, что необходимо знать о круге Иттена - это то, что данная система создана не просто для того, чтобы правильно классифицировать все цвета, но и для того, чтобы гармонично их объединять. Основные три цвета, желтый, синий и красный, расположены в треугольнике. Эта фигура вписана в круг, на основе которого ученый получил шестиугольник. Теперь перед нами появляются равнобедренные треугольники, которые помещают в себя составные цвета второго порядка.

Чтобы получить правильный оттенок, необходимо сохранять равные пропорции. Чтобы получить зеленый, нужно объединить желтый, синий. Чтобы получить оранжевый, нужно взять красный, желтый. Чтобы получился фиолетовый, смешиваем красный и синий.

Как уже говорилось ранее, достаточно непросто постичь основы цветоведения. формируется по следующему принципу. Вокруг нашего шестиугольника рисуем круг. Делим его на 12 равных секторов. Теперь нужно заполнить ячейки с основными цветами и второстепенными. На них будут указывать вершины треугольников. Пустые места нужно заполнять оттенками третьего порядка. Их, как уже говорилось ранее, получают при смешивании основных и второстепенных цветов.

Например, желтый с оранжевым создадут желто-оранжевый. Синий с фиолетовым - сине-фиолетовый и т. д.

Гармония

Стоит отметить, что круг Иттена не просто помогает создавать цвета, но и выгодно их сочетать. Это нужно не только художникам, но и дизайнерам, модельерам, визажистам, иллюстраторам, фотографам и т. д.

Сочетание цветов могут быть гармоничными, характерными и нехарактерными. Если взять противоположные оттенки, они будут выглядеть гармонично. Если выбрать цвета, которые занимают сектора через один, то получаются характерные сочетания. А если выбрать родственные цвета, которые расположились в круге друг за другом, то получатся нехарактерные соединения. Эта теория относится к сектору из семи цветов.

В кругу Иттена этот принцип тоже работает, но несколько иначе, так как стоит учитывать, что оттенков здесь 12. Поэтому, чтобы получить двухцветную гармонию, следует взять тона, находящиеся друг против друга. Трехцветная гармония получается в случае, если в круг вписать по такому же методу получается прямоугольная гармония, но внутри мы вписываем прямоугольник. Если поместить в круг квадрат, получится четырехцветная гармония. Шестиугольник отвечает за шестицветное сочетание. Помимо этих вариантов, существует аналоговая гармония, которая образуется, если мы берем хроматические цвета желтого оттенка. Например, так мы можем получить желтый, желто-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый.

Свойства

Стоит понимать, что существует и несовместимые цвета. Хотя это понятие достаточно спорное. Все дело в том, что, если взять ярко-красный и такой же зеленый, выглядеть симбиоз будет очень вызывающе. Каждый из них старается доминировать над другим, из-за чего получается диссонанс. Хотя такой пример вовсе не значит, что невозможно гармонично сочетать красный и зеленый. Для этого нужно понимать свойства цвета.

Цветовой тон - это совокупность оттенков, которые относятся к одному и тому же Насыщенность - это степень блеклости. Светлота - это приближение оттенка к белому и наоборот. Яркость - это степень близости оттенка к черному.

Также разделяют хроматические и ахроматические цвета. Ко вторым относятся белый, черный и оттенки серого. К первым - все остальные. Все эти свойства могут повлиять на сочетаемость и гармонию оттенков. Если сделать зеленый менее ярким и немного блеклым, а красный сделать спокойнее, за счет увеличение светлоты, то эти два якобы несочетаемых оттенка смогут гармонично объединиться.

Детский взгляд

Основы цветоведения для детей должны быть построены в игровой форме, как, в принципе, и все обучение. Поэтому стоит вспомнить знаменитую фразу о спектральных цветах: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Для тех взрослых, кто незнаком с этим детским лайфхаком, нужно пояснить, что первая буква каждого слова в этом предложении обозначает название тонов в спектре. То есть во главе у нас красный, потом оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это те цвета, которые входят в радугу в такой же последовательности. Поэтому первым делом с ребенком рисуйте радугу.

Когда малыш совсем маленький и, конечно же, не знает, что такое основы цветоведения, лучше покупать ему раскраски с примерами. Это делается для того, чтобы ребенок не разукрашивал небо в коричневый, а траву в красный. Чуть позже вы убедитесь, что малыш сможет самостоятельно определить цвета, но предварительно лучше с ним оговорить возможные варианты.

Эмоции

Уже очень давно ученые смогли понять, что любой оттенок основного цвета может влиять на эмоции человека. Впервые об этом заговорил Гете в 1810 году. Позже ученые выяснили, что психика человека связана с внешней реальностью, а значит, тоже может влиять на эмоции.

Следующим этапом в этом исследовании стало обнаружение того, что за каждым тоном закреплена определенная эмоция. Причем проявляется эта теория практически с самого рождения. Также стало понятно, что существует некий цветовой код, который относят к ряду эмоций. К примеру, грусть, страх, утомление, все можно описать черным или серым цветом. А вот радость, интерес, стыд или любовь обычно связывают с красным оттенком.

Помимо психологического влияния цвет изучали под клиническим наблюдением. Оказалось, что красный возбуждает, желтый бодрит, зеленый уменьшает давление, а синий успокаивает. Также все зависит от свойства оттенка. Если это спокойный красный, то он может символизировать радость и любовь, если темный и яркий - то кровь и агрессию.

Основы цветоведения и колористика - очень сложные науки. Их трудно до конца понять, так как все здесь достаточно относительно и субъективно. На одного человека цвет может влиять по-разному, какие-то люди и вовсе не подвластны оттенкам. Какому-то художнику может казаться сочетание фиолетового и желтого очень гармоничным, другому - отвратительным и противоречивым.

В настоящее время пользуются формой теории цвета, усовершенствованной немецким теоретиком искусства Johannes Itten. Со времен Аристотеля люди старались как-то оформить в единой системе все видимые цвета и обобщить свои наблюдения. Все системы цветовых построений имеют одну цель - сделать цвет познаваемым, предсказуемым, моделируемым. Иоханес Иттен разработал "цветовые аккорды" и изменил цветовой круг. В основе круга лежат три основных цвета - красный, желтый и синий. Составные цвета формируются при смешении двух основных (синий + красный = фиолетовый). Сложные цвета (промежуточные, благородные) - это смешение основных и составных:

красно-оранжевый (шафранный),


желто-оранжевый (янтарный),


желто-зеленый (цитрусовый),


сине-зеленый (бирюзовый),


сине-фиолетовый (сиреневый) и красно-фиолетовый (пурпурный) оттенки.
Полярные цвета расположены напротив друг друга. Родственные - граничат на цветовом круге.
Основная классификация делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические (бесцветные) - это белый, черный и вся гамма оттенков серого. К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра, а так же коричневый (его нет на цветовом круге, т.к. нет черного)

Температура цветовых тонов и оттенков









Синий, фиолетовый могут быть только условно-теплыми или нейтральными. Нейтральные цвета никого не портят, и уж ежели не подчеркнут природный колорит, то и не испортят. Холодные цвета зрительно делают фигуру стройнее.
Зеленый = желтый + синий, чем больше в цвете желтых примесей, тем теплее его температура.
Чистый черный цвет холоднее, чем коричневато-черный.
Молочный белый теплее, чем снежный или чистый белый.
А мышиный серый теплее стального, пепельного.
Насыщенность (интенсивность, хроматичность) - чистота/сила цвета, зависит от концентрации красящего вещества. Наибольшей насыщенностью обладают цвета круга.

Яркость выражает степень близости цветов к белому или черному цвету. Ахроматические цвета различаются только по яркости - светлые или темные

Монохроматичность - единство цветового тона.

Интересные ссылки: Названия цветов .
Таблицы сочетания цветов Цветовой круг-генератор сочетаний Цветовая гамма .



Где найти названия и коды.Символика цвета Цветовая гамма .


Таинственные цвета ) , о некоторых из них можно лишь догадываться, как они выглядят)

Авантюрин - [от авантюрин "минерал, разновидность кварца, желтоватого, буровато-красного или зеленого цвета, пронизанный блестками мельчайших включений слюды"; открыт случайно (per aventura) в 1750 г. < фр. aventurine < aventure "приключение"] - серебристо-черный, черный с металлическим блеском.

Аделаида, аделаидин - [от Аделаида (др.-герм. "благородный" + "состояние, положение") - имени героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Матиссона] - красный оттенок синего или лилового цвета, близкий к пурпурному; название было чрезвычайно модным в середине XIX в. В оригинале текста Матиссона речь идет о пурпурном цвете (purpur), с которым связывается грустное, меланхолическое настроение. "Одет он был в старенький, изорванный сюртук цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлонида" (И. Тургенев. Контора). Цвет дозволенного в Японии.

Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.

У Даля адрианопольский - [по названию турецкого г. Адрианополь, где процветало искусство производства красок] - ярко-красный, краска из марены.

Адский, адского пламени, адского огня - [калька с франц. flame d"enfer] лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Алебастровый, алавастровый - (устар.) - [от алебастр "плотная мелкозернистая разновидность гипса белого цвета, применяемая для строительства и различных поделок" < греч. < Alabastron - название города в Египте] - бледно-желтый с матовым оттенком, матово-белый. Чаще о цвете лица, кожи человека.

Альмандиновый - [от альмандин "драгоценный камень из группы гранатов" < верхн.нем. Almandin < по названию горы Алабанда в Малой Азии] - темно-красный с фиолетовым оттенком, темно-вишневый.

Акажу - [от фр. acajou < яз. тупи-гуарани acaju "тропическое дерево семейства сумаховых, т.н. «красное дерево»"] цвет красного дерева.

Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый, малиновый.

Аметистовая ночь, аметистовый - [от аместист "полудрагоценный камень, прозрачная разновидность кварца" < нем. Amethyst, фр. am?thyste < греч. < "не" + "опьяняю"; название связано с древним поверьем, согласно которому этот камень притягивает винные пары и таким образом предохраняет его обладателя от сильного опьянения] - темный фиолетово-синий, насыщенный искрасна-синий, фиолетово-красный с синевой, вишнево-лиловый.

Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего - о цвете неба.

Арлекин, арлекиновый - [от Арлекин - имени персонажа итальянского национального театра (так называемой commedia dell"arte), остроумного слуги-шута, характерной принадлежность которого является костюм, сшитый из кусочков материи всевозможных цветов < ит. arleccino] - пестрый, разноцветный. В нач. XIX в. арлекином называли также модную ткань из разноцветных треугольников, а также играющий всеми цветами драгоценный камень - благородный опал. Ныне часто употребляется при характеристике окраса животных. Арлекиновый окрас, при котором цветные пятна разбросаны отдельными участками по голове, холке, спине и крестцу кошки…

Аспидный - цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок: черно-серый.

Афалина - [от афалина "млекопитающее семейства дельфинов отряда китов"] - серебристый зелено-голубой.

Багор - густо-красный с синеватым оттенком, темно-красный с синеватым или лиловым оттенком. Варианты названия: багр, багрец, багрецовый, багровый, багрянец, багрянистый, багряный.

Багрецовый - цвет багреца: яркий багровый.

Багрянистый - устаревшая форма слова багряный.

Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. - в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.

Бакан, бакановый, баканный - ярко-красная краска из кошенили, используемая в живописи [< тюрк. и араб. bakkam] - красная краска - ярко-красный, багряный.

Барканский - [от баркан "плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа" <итал. barracano < араб.-перс. barrakan] - один из оттенков красной гаммы. Упоминается как цветообозначение в 30-е-40-е гг. XIX в.

Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы ". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжка испуганной Машки ".

Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня, зеленовато-голубой.

Берлинская лазурь, берлинская синь — [по названию краски, получаемой при действии солей окиси железа на желтую крове-щелочную соль] интенсивно-синий. Также Прусская синь.

Бизон - темно-оранжевый.

Биллиардного сукна, биллиардной покрышки - ядовито-зелёный.

Бисквитный - [от бисквит - фарфор, не покрытый глазурью, но дважды обожженный < фр. biscuit < bis "дважды" cuit "печеный"] - белый с сероватым или зеленоватым оттенком.

Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк - [от Бисмарк - фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг.] - серовато-желтый или коричневый.

Бисной - арх. седой, серебристый, белый.

Бистровый - [от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем; употреблялась европейскими художниками 15-18 вв. для рисования пером и кистью, после уступила место сепии и туши < фр. bistre < ниж.-герм. biester "темный"] - густой коричневый, бурый.

Бланжевый , или планшевый (от фр. blanc белый), - желтовато-белый, белый с кремовым оттенком, телесный, кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, телесный цвет.

Бле-раймондовый, бле-реймон - [от франц. bleu "синий" + мужское имя Raymond (Раймон(д))] - оттенок синего цвета.

Блокитный - (польск.) ярко-синий, сине-голубой. У Даля - голубой, васильковый.

Блондовый - [фр. blonde "золотистая, рыжеватая, русая, белокурая"] - светлый, с золотисто-желтоватым отливом. Чаще о цвете волос. Прилагательное блондовый в XVIII - XIX вв. нередко употреблялось и в ином значении: блондами называли кружево из шелка-сырца первоначально золотистого, а затем также и белого либо черного цвета.

Божоле - глубокий цвет красивого фиолетового оттенка.

Болкаты й - черный, темный.

Бордосского вина (бордо, бордовый ) - красно-фиолетовый, темно-красный с лиловым оттенком.

Бороды Абдель-Кадера - [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абд-эль-Кадир - алжирский полководец, оратор и поэт (1807-1883), в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов] - белый, отливающий в серый.

Он же Бороды Абдель-Керима - [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абдул-Керим-паша - турецкий генерал (1811-1885), участник русско-турецких военных конфликтов].

Бронзовой брони - зеленый с фиолетовым оттенком.

Броный - [ср. бронь, брунь, брона "спелый колос", бронеть "зреть" < возможно, др.-инд. Bradhnas "рыжеватый, буланый"] - беловатый, бело-серый.

Брощаный - багряный, пурпурный.

Бристольский голубой - ярко-голубой.

Брусничный - [от названия ягоды брусники] - один из оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. Однако долгое время это слово в русском языке означало зеленый (по цвету листа брусники). Цвет под этим названием входил в описание знамени Ивана Грозного.

Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.

Брэнсолитеровый - [от франц. brun solitaire "единственный (в своем роде) коричневый или смуглый"; другое значение solitaire "драгоценный камень"] - оттенок коричневого.

Буланый - [от тюрк. bulan "олень, лось"] - желтоватый, разных оттенков, особенно светлых; иногда при темном хвосте и гриве и с такой же полоской на хребте.

Бурматный - [возможно, от польск. brunatny "коричневый, бурый" < ср.-в.-н. brunat "темная ткань", ср.-нем. braun "коричневый"] - темно-серый, как бы подернутый пылью.

Бурнастый, брунастый - то же, что бурый, красновато-коричневый.

Бусый - [возможно, от др.-тюрк. boz "серый, тёмный"] - темный голубовато-серый; иногда о неопределенной окраске. У Даля (сиб). темно-голубо-серый, избура-серый, буро-дымчатый, буро-пепельный; о шерсти, темно-бурый с синевою, сизо-бурый (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). Татарский глет зеленовато-бусый / Соседствует с венецианской бусой (М. Волошин).

Бычьей крови - черный с красноватым отливом.

Вайдовый - темно-синий, синь. Вайда использовалась вместо индиго. В дальнейшем, в связи с развитием синтетического производства индиго, возделывание В. почти прекратилось.

Валюта - серо-зеленый, цвета доллара.

Венге - [от венге "твердолиственная порода деревьев, произрастающих в тропических джунглях Западной Африки". Древесина венге отличается разнообразием цветовых оттенков: от золотистого до темно-коричневого с черными прожилками] - темный красновато-коричневый с черными прожилками.

Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вердрагоновый - [франц. vert dragon "зеленый драгунский"; зеленый цвет драгунской униформы; возможно другое понимание: dragon "дракон"] - оттенок темно-зелёного.

Вермильон, вермильоновый - [франц. vermillion "ярко-красный, алый; румянец"] - ярко-алый с оранжевым оттенком.

Веселая вдова - оттенок розового. Название было популярным в XVIII в.

Виардо - [искаженное фр. vert d"eau "зелень воды"] - светло-зелёный, цвет морской волны. Есть вариант водяная зелень.

Винный - желтовато-красный.

Вороний глаз - черный, глубокий черный оттенок - рекомендовался для дорогих фраков, такого цвета могла быть лишь шерсть высочайшего качества. Любая другая очень скоро приобретала рыжеватый оттенок.

Воронова крыла - черный с синеватым отливом.

Вохра, вохряной - то же, что охра.

Вощаный, восковой - цвет воска, от желто-серого, медового до янтарно-желтого.

Выдровый - цвет меха выдры, грязновато-зеленый.

Гавана или гавана-браун - темно-коричневый, шоколадный и более светлый, каштановый или слегка лиловый, напоминает цвет гаванских сигар.

Гаити - или синий и красный - цвета флага Гаити, что символизирует союз черных и мулатов.

Гагатовый - чёрный янтарь, с ярким смолистым блеском, цвет гагата - чёрный или коричнево-чёрный.

Гелиотроповый - 1) цвета гелиотропа (кровавый камень, кровавая яшма, кровавик), минерал, разновидность халцедона; темно-зеленый халцедон с ярко- или темно-красными («кровавыми») пятнами и полосами. 2) цветок гелиотропа, садовое душистое растение с темно-лиловыми цветками. 3) искусств. органич. краска для окрашив. хлопчатобум. тканей в красно-фиолетовый цвет.

Геморроидальный - модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человека, в словаре Ушакова - серо-желтый, измождённый. Также параличный.

Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубец, горная синь, английская горная синь - ярко-синяя краска.

Голубиной шейки - оттенок серого.

Гороховый - цвета вареного серого гороха, желто-серый, дико-желтоватый.

Гортензия - нежно-розовый.

Гридеперливый - жемчужный оттенок серого. В начале века его называли и писали только по-французски.

Гуляфный - астрах. роза, розан; шиповник. Гуляфная вода, розановая, перегнанная на лепестках розы, шиповника.

Гусиного помета (мердуа ) - желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый - с преливом, отливом, с игрой, разноцветный, как бы двух цветов с одной стороны.

Дети Эдуарда - оттенок розового. Картина Делароша "Дети Эдуарда IV" <1830—1831, Париж, Лувр>, принесшая ему большую популярность, в моду даже вошла прическа "под детей Эдуарда"). http://img.encyc.yandex.net/illustrations/euroart/pictures/1/1-359-01.jpg

Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький - светло-серый. естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске

Драконьей зелени - очень темный зелёный.

"Так я впервые увидел драконье стекло.

Я уверен, что ничего подобного ему никогда не существовало. Сначала вы видите только зеленоватую мерцающую прозрачность, как в море, когда плывешь в спокойный летний день под водой и смотришь вверх… По краям всплески алого и золотого, сияние изумруда, сверкание серебра и блеск слоновой кости. А в основании - топазовый диск, обрамленный красным пламенем, искрящимся маленькими желтыми язычками". (АБРАХАМ МЕРРИТ "СКВОЗЬ ДРАКОНЬЕ СТЕКЛО")

Драконий крови - это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины Павла I.

Дроковый - ярко-желтый, цвет краски из красильного цветка дрока.

Дымный, дымчатый - с виду или цветом похожий на дым; серый, дикий, мышастый, голубой, темной воды.

Жандарм - оттенок голубого. Бытовало даже выражение "голубые штаны", которым обозначали служащих жандармского управления.

Жаркий (он же горячий ) - оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Жженого кофе

Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.

Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.

Жирафовый - желто-коричневый.

Жирафьего брюха или брюха жирафа - сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».

Жонкилевый - золотисто-желтый, жонкиль - один из видов рода нарцисса.

Зекрый - светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.

Изабелловый - бледно-соломенный, грязноватый соломенно-розовый. По имени испанской королевы Изабеллы, давшей в 1604г. обет: три года не менять рубашки.

Индиго - темно-синяя краска. Добывается из сока тропического растение семейства бобовых.

Инкарнатный - (от лат. "сarneus" мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.

Испуганной мыши - нежно-серый цвет.

Иудина дерева - ярко-розовый, как цветки Иудина дерева.

Какао-шуа - (франц. "сacao-сhoix" отбороное какао). Это ликер темно-коричневого цвета. http://www.thedrinkshop.com/images/products/main/2999/2999.jpg

Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного. Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную "Калиостро" или "Ожерелье Королевы"(259). Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то ее называли также шляпой "кардинала на соломе " и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что его преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа кроме того украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бёмэра и Бессанжа.

Кармазинный, кармезинный - (франц. cramoisi) ярко-алый, багряный; из ярко-алого сукна кармазина.

Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: "кармелитовый", "капуциновый" и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок "жженого хлеба" или "жженого кофе" и "лесных каштанов".

Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды, часто применительно к автомоб src=/strongbr / Я уверен, что ничего подобного ему никогда не существовало. Сначала вы видите только зеленоватую мерцающую прозрачность, как в море, когда плывешь в спокойный летний день под водой и смотришь вверхstrongилям.

КашУ или катеху - красно-коричневый, бурый, табачный. Получают из древесины акации катеху (Acacia catechu) семейства мимозовых, родом из Индии и Шри-Ланка (Цейлона). Вывариванием измельченной древесины получают экстракт, упариваемый в твёрдую красно-коричневую массу. КашУ дает с глиноземом - желтый цвет, с солями железа — оливковый, с медн. и хромов.— коричневый и черный.

Иногда кашу обозначает два абсолютно разных цвета: синий или ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Кипенный, кипенно-белый - белый, как кипень, белоснежный, цвет белой пены от кипения.

Колумбиновый - (от франц. "colombin" голубь) голубиный, сизый.

Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.

Кошенилевый - от краски кошениль, добываемой из насекомых, багрецовый, червцовый, ярко-красный, слегка малиновый.

Краплачный, краповый - алый, мареновый, ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.

Краска - красный цвет, краснота, краснина.

Кумачовый - иногда знач. красный, алый, по цвету кумача.

Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

Кубовый - ярко-синий, густо-синий, от названия растения куб (оно же индиго).

Куропаткины глаза - обозначен в периодике как светло-красный.

Лабрадоровый - цветa лабрадора, камня породы полевого шпата, с радужным отливом, от мельчайших трещин в нем. Сам лабрадор бесцветен, белого или серого цвета, образует сложные двойники, часто с красивой иризацией света сине-зелёных и золотистых оттенков. http://www.sammir.net/dop_image/f58.jpg

Лавальер - кожаный оттенок коричневого - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.

Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Лилейный - нежно-белый, белизной, нежностью напоминающий лилею, т. е. лилию Лилейное чело. Лилейная грудь.

Лондонского дыма - тёмно-серый.

Лорд Байрон или байронов - [от имени англ. поэта Дж. Байрона] - рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого, близкий к темно-каштановому.

Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.

Магово-гуляфный - красно-розовый.

Маджента - с итал. - ярко-красный, фуксин, с англ. - пурпурный, между красным и фиолетовым. Цвет от смешения красного и синего света, суженный диапазон из пурпурного сектора. Похож на цветок фуксии. Возможно, название возникло после битвы около г. Magenta (сев.Италия) в 1859г.

Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом. http://www.landscape.ru/pest/melolontha/image/3.jpg

Маков цвет [чаще всего о лице] — цвет красного мака: румяный, пунцовый.

Маренго - серый с вкраплениями черного. Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Маренго-клер - светло-серый.

Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.

Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.

Массака - темно-красный с синим отливом. Хорошо известен в первой половине XIX века. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".

Медвежий, медвежьего ушка

Милори - темно-голубой, синий, Берлинской лазури. http://china7.ru/newcatalog/Chemicals/download/img...ori_Blue__Pigment_27_.summ.jpg

Мов - розовато-лиловый. Мовеин (фр. Mauveine - анилиновый пурпур) - первый синтетический краситель, полученный в 1856 году.

Мордоре, мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.

Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.

Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.

Нагой - телесный.

Накаратовый - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах».

Нанковый (нанка, нанкинной) - цвет грубой хлопчато-бумажной ткани, в свое время привозимой из Нанкина: грязно-желтый.

Облакотный - цвета облака.

Оброщеный - багряный.

Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.

Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

Орельдурсовый - рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.

Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.

Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.

Павлиний - синевато-лиловый.

Палевый - бледно-желтый, тускложелтый, розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille "солома". У Даля - соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.

Парижская синь - ярко-синий.

Парижский голубой - cветло-голубой.

Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".

Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.

Паука, замышляющего преступление - тот же темно-серый цвет, что и маренго. По другим источникам - черный с краснотой.

Пелесый - темный, бурый.

Перванш - серовато-голубой, бледно-голубой с сиреневым оттенком.

Перловый - (от франц. perle, перл, жемчуг) жемчужный, белый, с сизым отливом.

Померанцевый - ранжевый, рудо-желтый, жаркой. У Даля померанец - дерево и плод горький апельсин.

Порфирный - пурпурный, багряный; (от греч. porphyreos — пурпурный) название происходит от своеобразной красной породы с белыми крупными вкрапленниками ортоклаза (античный П.), широко применявшейся для украшений и скульптур в Древнем Риме. Пурпуровая краска в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне. С древних времён сохранилось почтительное внимание к лицам, которые могут позволить себе приобретать дорогие продукты — в том числе ценные красители: пурпур, лазурит, позже — кармин… Поэтому, в частности, пурпур и порфир — древние символы власти, признаки царственности их обладателя. Пурпуровая краска добывалась из сока известного рода раковин или улиток, которых находили в Средиземном море, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубовых деревьев (кошениль).

Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый - светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.

Празеленый - иссиня-зеленоватый.

Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.

Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.

Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".

Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).

Пьяная вишня - коричневый с красноватым оттенком.

Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от французского puce "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Также есть ссылки на оттенки "блошной", "блошиный"; "блошиного брюшка", цвет "блохи в родильной горячке", "блохи, упавшей в обморок", "блошиной спинки", "влюблённой блохи", "мечтательной блохи"...). В 1775 году, однажды летом, Мария-Антуанетта появилась в платье из темной шелковой тафты. "Это цвет блохи!", - воскликнул король. И слово и моду, конечно, подхватили, и весь двор оделся в "цвет блохи". Париж и провинция, натурально, спешили ему подражать.

Ранжевый - то же, что оранжевый.

Резвая пастушка - оттенок розового.

Рвота императрицы - оттенок коричневого.

Рдяный — красный, алый.

Редрый - бурый, рыжий, красноватый.

Ржавчинный — ржавый, рыжий.

Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Рудожелтый — оранжевый, рыжий.

Рудый — желтый с красноватым оттенком.

Сажной — цвета сажи: черный.

Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Семги - оттенок розового.

Сепия (он же китайская тушь ) - коричневый, краска, добываемая из чернил каракатицы.

Селадоновый - серовато-зеленый.

Сизый - цвет голубя, после просто синий.

Силковый - голубой, васильковый.

Сине-алый - темно-фиолетовый.

Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".

Синявый - с синим отливом.

Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.

Смарагдовый — цвет смарагда (устаревшее название изумруда).

Смурый - коричневый оттенок серого, грязно-серый, темного, мешанного цвета, избура-черно-серый, темносерый, темнобурый. Так крестьяне называли темно-серый цвет. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из нее получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти - иногда с коричневатым оттенком.

Солдатский — цвета серого сукна солдатской шинели царской армии.

Соловый - серо-желтый. По этому цвету назван соловей.

Сольферино - ярко-красный. Этот оттенок стал особенно популярным после 1859 года, назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.

Сомо, сому (сомон) — от франц. saumon лосось, семга: светлый розово-желтый, телесный - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".

Спаржевый — цвет спаржи: оливковый.

Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.

Стризовый - ярко-красный.

Сургучный — коричневый, цвет почтового сургуча.

Сюрприз дофина. Он же - цвет детской неожиданности . По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".

Танго - оранжевый с коричневым оттенком. Название по одноименному танцу. Впервые был использован в 1897 году в музыкальном спектакле "Креольское правосудие".

Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний, согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.

Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука - красный сандал, красильное дерево Caesalpina, бразильское дерево, и желтая краска, из него выделанная. Фернамбуковая бумажка, окрашенная им, буреет от щелочей, и потому ею пытают жидкости на щелочь.

Фисташковый - грязновато-зеленый.

Фрез, фрезовый - [от франц. "fraise" земляника] цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка розовый с сиреневым оттенком.

Хризолитовый - цвет драгоценного камня хризолита: желтовато-зеленый.

Хризопразовый - цвет полудрагоценного камня хризопраза: сочно-зеленый.

Цининный - зеленый.

Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.

Червонный - красный, алый, ярко-красный.

Червленый, червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый, багряный и багровый, цвета червца, ярко-малиновый. Червец - насекомое Coccus, дающее червцовую краску.

Чермной - рыжий, искрасна-рыжий или червленый, багровый, темно-красный; мутного красного цвета..

Чернильный - цвет фиолетовых чернил.

Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.

Шамуб - [от франц. "chamoi" верблюд] светлый рыже-коричневый.

Шанжан - цвет с переливающимися оттенками. Шанжан — пестротканая ткань с контраст-ной фактурой. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан».

Шарлах или шерлак - ярко-красный, от названия краски, цвет и краска яркий багрец, червлень.

Шартрез - жёлто-зелёный.

Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый, кремовый.

Электрон - ярко-голубой с прозеленью.

Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый, юфтяной, юхотный - кожаный оттенок коричневого - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Ярь-медянка , медянка- яркая зеленая краска, получаемая путем окисления меди.

Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой



Публикации по теме