Ситуации с ребенком холерического типа темперамента. Темперамент ребёнка: типы и характеристика

Всем известно, что роль и права ребенка в семье могут быть разными. Одни ожидали его появления с огромным нетерпением, а другим судьба преподнесла ребенка, как неожиданный подарок. Одни родители кропотливо готовились к рождению малыша, а кто-то не то что не планировал, а и не задумывался о ребенке.

Именно от того, как в своей семье себя чувствует ребенок (хорошие ли отношения между мамой и папой или другими близкими для него людьми, благоприятный ли климат в семье и пр.) и зависит его состояние (психологическое и эмоциональное), формирующее его личность, его характер.

Я постараюсь, используя Дом Знаний, помочь Вам определить качества и черты характера Вашего ребенка, которые он успел уже вольно невольно выработать за свою еще короткую жизнь.

Как Вы знаете, ребенок развивается благодаря основным двум взаимодействующим между собой факторам, таким как окружающая среда и наследственность.

Что влияет на воспитание ребенка?

Наследственность - присущие ребенку при его рождении наборы генотипа (набор хромосом) и фенотипа (внешние признаки).

Окружающая среда - все, что окружает и происходит с ребенком при его развитии.

Оба эти фактора (среда и наследственность) очень важны для формирования характера и других качеств малыша.

Если у ребенка в роду кто-то болел хроническими заболеваниями, то существует вероятность, что у него тоже есть к ним предрасположенность. Также малыш может унаследовать таланты, задатки, характер и темперамент одного или обоих родителей. Развивает все это в ребенке окружающая среда.

И наследственность и окружающая среда являются факторами, влияющими на воспитание малыша.

Пример влияния среды на воспитание и развитие ребенка.
Вы, наверное, слышали о существовании детей-волков или детей-Маугли. Например, две девочки Камала и Амала - 8 и 1,5 лет. По воле судьбы они выросли в животной среде, и, не смотря на то, что наследственность у них была человеческая, несколько первых лет жизни и воспитание зверями привили им повадки животных: они бегали как животные, общались как животные, у них были великолепный слух, отличное зрение. Девочки имели сильную гибкость, пластичность и натренированность тела. Но вот то, что отличает человека от животного - разум и душа были развиты только на уровне рефлексов, а поведение в корне отличалось от поведения обычных детей, растущих в человеческой среде.

Реабилитацией психики девочек занимались лучшие умы человечества. Амала и Камала пожалуй единственные дети-волки, которые хоть как-то поддавались обучению. И все же результаты были мизерными. Меньшая девочка не выдержала смены обстановки и через год умерла, а старшая за 9 лет жизни с людьми едва перестала выть по волчьи и при опасности забиваться в угол. Она научилась надевать платье и кушать нормальную еду столовыми приборами. И все же, воспитание ребенка-волка было больше схоже на дрессировку животного, при которых девочка так и не освоила абстрактное умозаключение, словесно-логическое мышление, обобщения, выводы и т.д. А все это произошло потому, что развитие психических процессов в первые 5 лет жизни (сензитивный период) было упущено.

Данный пример показывает, насколько для ребенка важно окружение и какую роль в его развитии играет окружающая среда.

Читайте также: Капризы при одевании и на прогулке.

Связь капризов и истерики ребенка с воспитанием и окружающей средой.

Бывают ли проявления капризов и истерики у животных? Я с таким не сталкивалась. Если зверю (кошке, собаке и др.) что-то не нравится, то он проявляет агрессивность, выражающуюся соответствующей позой, шипением и оскалом зубов.

А теперь сравните поведение ребенка и животного, если необходимо получить какую-то вкусняшку или игрушку. Собака (воспитанная), например, чтобы что-то выклянчить становится преданной или жалобной и грустной, и настойчиво смотрит в глаза. Дворовая же собака может кинуться. Здесь все зависит от окружающей среды (заботливый хозяин или двор), в которой росла собака.

Ребенок, для получения желаемого и в зависимости от воспитания и возраста, тоже ведет себя по-разному.

В животном мире действует сила. Например, если собака агрессивна и неуправляемая, то она способна восстать и отобрать лидерство. Она бросается на раздражителя и становится лидером.

В мире людей капризы и агрессия встречаются, если, например, ребенку чего-то не хватает. Это может быть недостаток внимания, уверенности в себе, уверенности в родителях, тепла, семейной стабильности, воспитания. Для ребенка это тоже выживаемость.

Читайте также: Капризы ребёнка за едой.

Для людей существует формула капризов:

Ожидания ребенка + неверное воспитание = истерики и капризы.

И в этом всем важнейшей ролью для родителей является уметь правильно понимать малыша, вести так себя, чтобы не провоцировать у него капризы и истерику.

И снова приведу пример на братьях наших меньших. Дрессировщик управляет собакой и подчиняет ее своей волей и мудростью, вырабатывая у нее послушание системой рефлексов. В результате тренировок ему стоит скомандовать (лежать, сидеть и пр.) и собака выполнит.

Но что же произойдет, если, например, дрессировщик даст команду "лежать", а сам бросит палку, что само собой подразумевает команду "взять"? Неправильная последовательность запутает пса, и она не будет знать, что выполнить: лежать или бежать за палкой.

Похожим образом происходит и с ребенком. Родители закрепляют поведение малыша условными реакциями, что становится привычкой. А когда они, к примеру, что-то разрешают, а потом запрещают, то ребенок начинает путаться.

Например, он не понимает, почему дома прыгать на постели разрешено, а в гостях нет или почему дома можно не кушать и не одеваться самому, а в садике все это приходится делать самостоятельно? Такие противоречия сбивают методы родителей и сильно осложняют им жизнь.

Такие же проблемы возникают при воспитании родителями и бабушками, если они не договорятся между собой, на чем нужно настоять, а в чем сберечь нервы и не гнуть палку. Например, когда родителей нет, бабушка кормит ребенка у телевизора, а мама с папой строго запрещают это и едят только на кухне. Бабушка может одевать ребенка сама, а родители настаивают на его самостоятельности. Бабушка разрешает съесть конфету между приемами пищи, а родители запрещают. И т.д.

Из этого следует, что обо всех нюансах, в которых есть трудности (заставить кушать, одеваться самому и т.д.), необходимо настоятельно договориться с бабушкой, чтобы с ее стороны не было гиперопеки.

В других вопросах (второстепенных), таких как кухня или телевизор, кушать конфеты между едой или нет, лучше придерживайтесь нейтралитета. Для этого скажите ребенку, что пока он с бабушкой, а Вы на работе, у нее свои правила и Вы это разрешаете. А когда вы приходите домой, то у Вас действуют свои семейные правила. При этом, чтобы малыш не почувствовал из-за вас, что чего-то лишается, дайте ему какую-то приятную альтернативу. Например, если Вы не хотите, чтобы ребенок смотрел телевизор и кушал, когда Вы всей семьей ужинаете на кухне, то пообещайте ему почитать или рассказать что-то очень интересное, или поиграть в любимую игру, если он будет ужинать за столом вместе с Вами.

Читайте также: Поведение родителей.

Кнопочки для ребенка.

Разберитесь в своем ребенке. Определите его темперамент. Узнайте, какой склад его личности и какое его ведущее восприятие.

Темперамент ребенка можно определить еще с рождения, или даже раньше (в мамином животике), исходя из маминых ощущений и косвенных признаков.

Случай.
Мама родила двоих детей с разницей в 3 года. Она говорила, что дочка (родилась первой) в ее животике вела себя спокойно, волнений не доставляла и родилась без разрывов и легко. Затем по жизни она - уравновешенный ребенок (темперамент - сангвиник). Но зато следующим был сын - яркая противоположность дочери. Еще в животике он сильно пинался, беспокойно шевелился, не давая отдохнуть маме даже ночью. Рожала сына она трудно, а когда он слегка подрос, то все время везде мелькал, с ним постоянно случались разные происшествия. Мальчик оказался очень любознательным и подвижным.

Через время мама осознала, что ее сын - холерик, и методы, которыми она воспитывала дочку, для него оказались неприемлемыми.

Да, факт в том, что на одни и те же наказания или замечания разные дети реагируют по-разному. Одни реагируют плачем, другие криком, третьи замыкаются, а четвертые и вовсе не обращают никакого внимания. Причиной этого и является наш темперамент.

Именно темперамент играет ключевую роль в определении скорости и силы реакции ребенка на происходящие события и степень эмоциональности его личности. Он проявляется в движениях, в скорости мышления и речи, в мимике, в манере общения, в жестах, в реакциях на проблемы. Но факт в том, что из-за незрелой психики дети еще не умеют полностью контролировать поведение. Другими словами, поведением ребенка управляет его темперамент. И только через годы он накопит жизненный опыт, с помощью которого постепенно научится справляться с "неудобными" проявлениями своей психики.

Темперамент и увлечения ребенка

При выборе занятий для ребенка необходимо учитывать его темперамент, это обеспечит ребенку успешность в выбранной деятельности и позволит чувствовать себя комфортно.

Темперамент - очень устойчивая характеристика, он дается человеку при рождении и лишь незначительно меняется в процессе его жизни и деятельности. Он придает своеобразие поведению ребенка и проявляется в устойчивости эмоциональных состояний, в привычной скорости движений. Но нельзя ссылаться на темперамент, если ребенок нарушает правила поведения, проявляет агрессию в отношении окружающих его людей, животных, предметов, не слушает взрослых и т. д. Только воспитание делает его вежливым или грубым, дружелюбным или драчуном, послушным или капризным.

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Это живой, любознательный, подвижный, жизнерадостный ребенок. Он эмоционально устойчив, не обидчив, легко переживает неудачи. Он умеет быстро налаживать контакты, любит коллективные мероприятия.

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок- холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.

Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.

Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.

Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Теории происхождения темперамента..................................................................7

Типы темперамента..............................................................................................16

Темперамент ребенка. ..........................................................................................19

Заключение.............................................................................................................20

Список используемой литературы.......................................................................22

Введение.

Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия разное содержание. Например, описание психологических аспектов темперамента часто не отличается от описания черт характера. В некоторых случаях вообще бывает трудно разграничить содержание всех этих терминов.

Естественно, что если даже в научных работах нет однозначности в трактовке этих понятий, то в повседневной жизни они тем более употребляются весьма вольно.

Понятие «темперамент» можно связывать со врожденными свойствами организма и в первую очередь со свойствами нервной системы. Действительно, совсем маленькие дети и даже новорожденные значительно отличаются друг от друга. Прежде всего это физические признаки: цвет волос, глаз, строение тела, черты лица и т. п. Различаются они и особенностями высшей нервной деятельности – у одних она более уравновешенна, у других – более подвижна и т. д. Но механизмы высшей нервной деятельности образуют единство с соответствующими психическими особенностями, которые также определяются наследственностью и одинаково проявляются в различной деятельности. Поэтому понятие темперамента есть понятие психологическое, а не физиологическое, и именно психологические особенности темперамента объединяют и подчиняют себе все другие проявления организма.

Таким образом, темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Цель: 1. Рассмотреть понятие "темперамент".

2. Изучить свойства темперамента.

3. Рассмотреть виды темперамента.

Общее понятие о темпераменте.

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

К динамике психических процессов относятся:

а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность;

б) скорость протекания психических процессов;

в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.

Различия темпераментов по силе психических процессов выражаются в свойственной данному темпераменту слабости или, наоборот, силе нервных процессов. В связи с этим одни люди реагируют на внешние раздражения импульсивно, стремительно, их реакция всегда характеризуется повышенной тратой энергии. Другие безотносительно к силе раздражителей всегда реагируют вяло, неэнергично.

Сила психических процессов, характеризующая темперамент, выражается также и в степени их напряженности: у одних людей, даже при большой затрате энергии, психическая деятельность протекает легко, свободно, у других она связана с большим напряжением процессов высшей нервной деятельности.

Различия темпераментов по скорости протекания психических процессов выражаются прежде всего в степени быстроты соответствующих нервных процессов. У одного человека процессы восприятия и мышления протекают быстро, он отличается хорошей сообразительностью, наблюдательностью; у другого те же процессы протекают медленно, человек часто не поспевает за быстрой сменой обстоятельств, в которых ему приходится действовать. Скорость протекания психических процессов характеризуется также быстротой и легкостью смены одних психических процессов другими: у одних людей переход от одного вида психической деятельности к другому совершается быстро и резко, у других - медленно, размеренно. Одни люди характеризуются также быстротой эмоциональных реакций на различные впечатления, у других эмоциональные реакции возникают медленно и развиваются постепенно.

По степени эмоциональной возбудимости темперамент характеризуется прежде всего силой или слабостью эмоциональных переживаний. У одних людей чувства и эмоции отличаются глубиной, у других, наоборот, поверхностностью и слабостью. В связи с этим одни и те же раздражители могут вызвать у одних людей сильные чувства и даже аффекты, а у других- лишь едва заметные настроения. Одни люди откликаются на жизненные события всегда с повышенной эмоциональностью, другие, напротив, относятся к окружающим явлениям спокойно. Степень эмоциональной возбудимости характеризуется также относительной устойчивостью эмоциональных переживаний. У одних людей эмоции устойчивы и текут размеренно, у других они порывисты, неустойчивы, легко переходят в противоположные состояния.

Темперамент характеризуется также особенностями внешнего выражения эмоциональных переживаний. В зависимости от темперамента люди внешне совершенно различно проявляют свои эмоциональные переживания: одни отличаются богатой и выразительной мимикой, у других она бедная и маловыразительная; одни не выявляют наружу охватывающих их чувств, у других их эмоциональные переживания резко выражаются в словах и движениях. Эмоциональная возбудимость выражается также в характере движений человека; например, у одних людей походка быстрая, торопливая, у других спокойная, медленная.

Теории происхождения темперамента.

Термин темперамент происходит из латинского temperamentum (надлежащее соотношение частей, соразмерность).У Гиппократа он звучит как «красис»».

Гален (II в. н. э.), дал первую развернутую классификацию темперамента, основанную все на гуморальных представлениях Гиппократа о «краснее». Она включала 13 типов тепмерамента. С его точки зрения, преобладание желтой желчи (лат. chole - «холе») свидетельствует о холерическом темпераменте, крови (sanguis -«сангвис») - о сангвиническом, черной желчи (melanos chole - «ме-ланос холе») - о меланхолическом, а слизи (phlegma - «флегма») -о флегматическом темпераменте. Правда, психологическая характеристика этих типов темперамента у Галена была небогатой, но со временем она все больше расширялась.

Так, Иммануил Кант сангвинический и меланхолический типы рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический - темпераменты действия (с современных позиций первые два характеризуются повышенной эмоциональностью, а вторые - повышенной активностью). По Канту, сангвиник - веселый и беззаботный человек, меланхолик - мрачный и тревожный, холерик - вспыльчивый и активный, но не на долгое время, флегматик- хладнокровный и ленивый.

В связи с этим Вильгельм Вундт писал, что в будничных радостях и горестях жизни надо быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, затрагивающих наши интересы, - холериком, а в исполнении принятых решений -флегматиком. К сожалению, это совершенно не выполнимо.

Надо отметить, что понятие о темпераменте в те времена существенно отличалось от нынешнего. Психологические характеристики тогда почти отсутствовали. В основном древние врачи вели речь об организме и даже об отдельных органах.

Например, Гален говорил о темпераменте частей тела - сердца, печени, мозга.

Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии привело к новшествам в объяснении типов темперамента. Их все больше стали связывать с особенностями строения тела. Например, ряд ученых, помимо физических свойств крови; положил в основу разделения различие тканей и ширину просвета сосудов.

Эта теория несколько в измененном виде сохранялась вплоть до конца XIX - начала XX в. Например, П. Ф. Лесгафт (1910) считал, что в происхождении темпераментов очень важную роль играет ширина просвета и толщина стенок сосудов.

Другое анатомическое направление в объяснении типов темперамента касалось строения центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Некоторые видели главную основу последних в величине мозга и толщине нервов, другие - в специфике их функционирования.

Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для физиологии и психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основной фактор различий в темпераменте - возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Его ученик Г. Врисберг связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. По его мнению, холерическо-сангвинический темперамент обусловлен крупным мозгом, «сильными и толстыми нервами» и высокой возбудимостью органов чувств. Идея о том, что специфика темперамента связана с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы, так или иначе прослеживается в учениях многих философов, анатомов и врачей XIX в.

Известный в свое время анатом И. Генле (J. Henle, 1876) предложил оригинальную и, надо признать, представляющую интерес и в настоящее время теорию темпераментов. Он.исходил из «тонуса» нервной и мышечной систем (или, как сейчас говорят, уровня активации покоя). С точки зрения этого ученого, тонус нервной системы у разных людей различен. Чем он больше, тем легче возбуждается человек, тем меньшее прибавочное раздражение требуется для того, чтобы вызвать в нем соответствующие ощущения, чувства или действия. Невысокая степень тонуса свойственна флегматикам - этим обусловлена общая вялость их движений, эмоциональная невозбудимость, слабость мимики, медленность походки и т. д. Благодаря малой двигательной активности у них наблюдается обильная эксу-дация питательных жидкостей в ткани тела и значительное отложение жира. Сангвиники и холерики отличаются легкой возбудимостью, однако у первых возбуждение проходит так же быстро, как и возникло, а у вторых оно сохраняется дольше, от чего зависит постоянство и глубина их чувствований и настойчивость поступков. Меланхолический темперамент характеризуется, с точки зрения Генле, несоответствием между сильными, глубокими чувствами и плохо развитой склонностью к деятельности.

Близка к этой теории и попытка французского философа А. Фулье (A. Fouillee, 1901) построить теорию темпераментов на основе учения об обмене веществ в организме. То, что Генле называет тонусом нервной системы, по мнению Фулье, сводится к большей или меньшей напряженности процессов распада и восстановления веществ в тканях тела, особенно в центральной нервной системе (т. е. к тому, что сейчас называют интенсивностью обменных процессов). По Фулье, в одних случаях преобладают процессы распада энергоисточников, в других - процессы восстановления.

Ряд русских ученых тоже придерживался гуморально-эндокринной теории происхождения типов темперамента. П.П. Блонский (1927) считал, что особенности поведения человека зависят оттого, насколько уравновешенно и согласованно работают симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Попытки построить классификацию типов поведения человека, принимая в расчет повышенную или пониженную деятельность отдельных желез внутренней секреции, предпринимали Н. А. Белов (1924), Б. М. Завадовский (1928). По мнению Б. М. Завадовского, различия в темпераментах обусловлены взаимодействием щитовидной и надпочечной желез: у сангвиника их активность высока, у флегматика - слаба; у холерика - слабая активность щитовидной железы, но сильная надпочечников; у меланхолика - наоборот.

Известна также химическая теория темперамента, выдвинутая в 1920-е гг. У. Мак-Дауголлом, близкая по сути древней гуморальной концепции. Тогда же японский психолог Т. Фурукава указал, что основным методом диагностики темперамента служит определение химического состава крови.

1. Конституциональные теории темперамента.

Эти теории направлены на выявление связи между строением тела человека и его психическими свойствами, его характером.

1. Типология Э.Кречмера (1921) - указывал, что люди, обладающие определенным типом телосложения, имеют наследственную предрасположенность к определенным психическим заболеваниям.

Он выделяет 4 типа телосложения: лептосоматик, пикник, астеник, диспластик. В соответствии с ними 3 типа темперамента: шизотимик, цикломатик, иксотимик.

2. Концепция темперамента У.Шелдона (соматотип) сформулирована в 40-х гг. в США.

Основное положение - тело и темперамент - это два параметра одного и того же объекта - человека. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из существования соматотипа - типа телосложения и описывал их с помощью трех основных параметров: эндоморфия, мезоморфия, эктоморфия и выделяет соответственно им три типа телосложения. Эти типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента: висцеротоники, соматотоники, церебротоники.

2. Факторные теории темперамента.

Голландцы Г.Хейманс и Е. Вирсме разработали вопросник 90 вопросов и исследовали 2500 человек. На основе материалов исследования они выделили три основные биполярные характеристики темперамента:

1. Эмоциональность - отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.

2. Активность - пассивность. Основанием для оценки этого свойства является активность в труде, школе, дома, при проведении досуга.

3. Первичная функция - вторичная функция.

Индивиды с первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект быстро угасает. Индивиды с вторичной функцией - первичная реакция на раздражитель слабая, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время.

Люди с первичной функцией (экстраверты по Айзенку) оцениваются как импульсивные, легко примиряющиеся, находящиеся в постоянном движении, шутливые, поверхностные, с легкостью устанавливающие контакт с окружающими. Индивиды с преобладанием вторичной функцией (интроверты) - серьёзные, педантичные, спокойные, выдержанные, замкнутые, педантичные, добросовестные, склонные к депрессии.

В результате соответствующего комбинирования этих характеристик получается восемь различных типов темперамента.

В настоящее время общепринятыми считаются теории темперамента, учитывающие много факторов при его описании и типологии.

Итак, темперамент понимается как составная часть личности. Он трактуется как характерная для данного индивида совокупность психических свойств, определяющих присущий ему способ взаимодействия с окружающей средой.

В то же время представляет особый интерес вопрос о существовании возможной зависимости между темпераментом и личность, т.е. о влиянии темперамента на формирование личности ребенка.

Здесь выделим ряд следующих положений (по Стреляу):

1. Проявления темперамента непосредственно влияют на обращение с ним окружающих, что оказывает косвенное воздействие на формирование его личности.

2. Те формы поведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются уже в раннем онтогенезе, не могут быть безразличными для окружающих. Так, младенец, который много плачет, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок спокойно лежащий. К ребенку, который на любую новую ситуацию реагирует страхом и бегством, родители применяют иные воспитательные меры, чем к ребенку, проявляющему в подобных ситуациях интерес и любопытство.

3. Свойства темперамента - определяют способ воспитания и обращения с ребенком -опосредованно влияют на образование познавательных и деятельностных структур или мотивов поведения.

4. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и систему воспитания.

5. Несмотря на одинаковые влияния среды (воспитательные воздействия), каждый индивид обладает особой, неповторимой личностью.

Темперамент является одним из факторов дифференцирующим личности у детей. Один и тот же воспитательный прием (наказание) может оказывать разное влияние, т.к. у детей с разным темпераментом разные реакции на стимулы одинаковой силы. Это проявляется в том, что свойства темперамента наряду с другими факторами определяют необходимую ребенку интенсивность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности.

6. Существует тенденция к предпочтению индивидом ситуаций и действий, характеризующихся определенным уровнем стимуляции, обусловленной темпераментом.

7. Высокореактивные индивиды предпочитают ситуации и способы поведения с небольшим количеством раздражителей, тогда как низкореактивные ищут ситуации и организуют своё поведениетак, чтобы они были богаты стимулами. Ребенок, который постоянно предпочитает те или иные ситуации и действия, избегая других, со временем вырабатывает в себе определенные навыки и стереотипы поведения. Они распространяются на различные ситуации и формы поведения, могут сформироваться как соответствующие особенности личности.

Особенности и свойства темперамента.

1) Свойства универсальны и проявляются во всех сферах деятельности.

2) Проявляется с раннего детства.

3) Мало изменяется в течении жизни, устойчив.

4) Зависит от свойств нервной системы.

5) Каждое свойство выполняет определенные приспособительные личностные функции в деятельности.

6) Свойства образуют определенный симптома-комплекс свойств у каждого человека.

И.П.Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы).

Этими свойствами являются:

1. сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Они характеризуются выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

2. уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;

3. подвижность, как показатель быстроты смены процессов возбуждения и подвижности;

Идеи И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали отечественные ученые Е.М. Тепловым, В.Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии - дифференциальную психофизиологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы:

1. лабильность - скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;

2. динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов;

3. концентрированность - показатель меры дифференцировки раздражителей.

Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С. Мерлиным и его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы. При этом выделены следующие психические свойства:

1. активность, показывающую, насколько активен человек в преодолении препятствий в своих действиях, поступках (о соотношении реактивности и активности судят по тому, от чего зависит деятельность человека - от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений);

2. сензитивность - возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

3. регидность(пластичность) - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертности, косность, нечувствительность к изменению условий;

4. экстра-интро-вертированность - направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события (экстра-). Направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли (интро-);

5. тип реакции - скорость протекания психических процессов и реакций;

6. реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители.

Типы темперамента.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям(интроверсия).

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.

В отдельных видах темперамента происходит "смешение" рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях.

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

1. Сангвинический темперамент.

И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: "Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым".

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

2. Холерический темперамент.

"Холерический тип, - отмечает И. П. Павлов, - это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся. "Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу".

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

3. Флегматический темперамент.

"Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни".

Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

4. Меланхолик (меланхолический темперамент) - слабый тип высшей нервной деятельности, для которого характерны слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность; такие лица застенчивы, сдержанны, нерешительны, неуверенны в себе, у них часто подавленное настроение, глубокое переживание даже незначительных событий в жизни.

Темперамент ребенка.

Дети значительно отличаются друг от друга своим темпераментом, причем эти различия проявляются с момента рождения. Их диапазон необыкновенно широк.

Так, Бриджер и Берне обнаружили достоверные индивидуальные различия в изменении частоты сердечных сокращений у младенцев в ответ на прикосновение. Различались также реакции младенцев на разнообразные способы успокоения после воздействия стрессогенных стимулов. В других исследованиях были показаны различия в поведении при сосании, различия в характере зрительных реакций, а также в характеревыработки условных рефлексов.

Лонгитюдное исследование, выполненное Томасом с соавторами в Нью-Йорке, показало, что дети достоверно различаются по следующим характеристикам: уровень активности, энергичность, регулярность различных биологических циклов (сон, бодрствование, голод, насыщение, динамика процессов выделения и т. д.). Дети также отличаются по способности к адаптации (то есть тем, насколько легко меняется ихповедение в ответ на изменившиеся обстоятельства окружающей среды) и по интенсивности своих эмоциональных реакций (например, обнаруживая свою радость громким смехом или спокойной улыбкой, а неудовольствие

Криком или просто жалобой).

Дети отличаются также тем, идут ли они навстречу контактам или, наоборот, избегают их. Стиль поведения детей, оцененный с помощью такого подхода, сохраняется примерно на протяжении года, однако указанные характеристики ни в коей мере не являются фиксированными навсегда и в более длительных масштабах времени претерпевают заметные изменения.

Заключение.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Принято выделять следующие свойства темперамента.

Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции.

Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук).

Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д.

Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.).

Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.). Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений.

Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне.

Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

Какой темперамент лучше? Такая постановка вопроса является принципиально неправильной. Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Так, холерики могут сосредоточить большие усилия в течение короткого промежутка времени. Они быстро загораются и так же быстро гаснут. Им не хватает выдержки для длительной, кропотливой работы. Быстро охватив какую-то проблему в целом, они не всегда способны к подробной детализации различных ее аспектов.

Сангвиники, как большие оптимисты, быстро находят контакт с людьми, привлекают внимание других своими веселым нравом, легко дают обещания и так же легко забывают о них. Их повышенная работоспособность хорошо проявляется обычно в начале деятельности, но вскоре могут наступить усталость и потеря интереса.

Флегматики, нередко хладнокровные люди, в противоположность холерикам, не могут быстро оценить обстановку и принять правильное решение, но зато обладают способностью добиться успеха упорным и кропотливым трудом.

Меланхолики, характеризующиеся слабой возбудимостью, но глубиной и длительностью эмоций, обычно медленно входят в работу, вначале могут быть медлительными и пассивными, но обладают большой выдержкой. Их трудоспособность постепенно повышается и достигает максимума к середине или концу рабочего дня.

Список литературы.

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 1999.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

3. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.

4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000. 624с.

5. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

6. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 1996.

11. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. – М., 1992.

12. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – М., 1998.
13. Щадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос,2001.
14. Щадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.


Когда человек рождается, он отличается от других внешностью, ростом, цветом волос, глаз, а также и своим темпераментом.

Каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Поэтому целью воспитания является не то, чтобы переделать один тип в другой, а то, чтобы добиваться развития свойственных каждому темпераменту положительных черт и исключения тех, которые мешают становлению гармоничной личности.

Непосредственно темперамент проявляется в том, что одному человеку легче, чем другому, выработать необходимые реакции поведения, и приемы выработки для них нужны разные.

Зная темперамент вашего ребенка, можно легче ориентировать свое поведение в общении с ним. Игнорирование же может привести к нежелательным последствиям (отчуждению, грубости, замкнутости).

Из-за незнания темперамента вашего сына или дочери происходит большинство конфликтов. Родители пытаются добиться от ребенка не присущей ему активности или усидчивости, на которую он не способен по складу своей натуры.

Какой темперамент у вашего ребенка?

Холерики

Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется “наплевательское” настроение. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый.

Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вробще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.

Если родители или учителя пытаются переломить характер таких подростков, чаще всего ограничивают свободу движений. Но тогда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по-другому. Такие подростки становятся чаще иных трудными. Используйте чрезмерную подвижность ребенка. Назначайте его в помощники на уроках или в домашних делах, но работа не должна требовать долгого сидения на одном месте. Направьте активность подростка в нужное русло.

Меланхолики

Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.

Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут" противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются.

Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.

Постарайтесь выявить у таких подростков таланты, которые часто скрыты за нерешительностью. Это повысит их престиж в классе.

Сангвиники

Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.

Такие ребята быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами. Наблюдайте за таким ребенком. По возможности передавайте ему ответственность: поручайте важные дела. Хвалите, если все сделано правильно, но не допускайте захваливания. Пресекайте его попытки помыкать сверстниками.

Флегматики

Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Инертен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.

Такие дети организованы, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие подростки не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.

Не пытайтесь переломить медлительность такого ребенка. Не смейтесь над его недостатками. Перевоспитать флегматика необычайно трудно! Продумайте режим, привычки, которые должны быть основой жизни такого ребенка, - они сохранятся на долгие годы.

Вы живете с... !

Темперамент

Особенности темперамента

Сангвиник

Живо и с большим интересом откликается на все, привлекшее его внимание. По лицу его легко угадать, какое у него настроение. Громко смеется, его можно сильно рассердить. Может быстро сосредоточиться, энергичен и работоспособен. Не утомляется. Подчиняется дисциплине. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Стремится к общению и быстро устанавливает контакт с людьми.

Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям (если ребенок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательно требуйте глубоких знаний). Старайтесь, чтобы у ребенка не развилось самомнение, что он лучше всех и все может, так как это ведет к неудачам в будущем: он будет жало ваться, что начальник не дает ему развернуться, что жена к нему относится не так и т. д. Ставьте перед подростком новые и новые задачи, по старайтесь, чтобы они не были слишком трудными (пропадает интерес) или легкими (развивается самомнение). Не забудьте о физическом развитии - это поможет нейтрализовать лишнюю энергию.

Холерик

Высокая активность, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Неустойчивость интересов и стремлений. Сложности в переключении внимания. Настойчив. Чаще всего неформальные лидеры, способны повести за собой ребят. Так же часто становятся “шутами”, “изгоями”. Постоянное желание попробовать что-либо новое, интересное. Часто попадают в полярные ситуации, в конфликты, драки и здесь же могут быть первыми в движениях скаутов, Гринпис. Часто фанатично чему-либо преданы.

Старайтесь направить активность холерика в положительное русло, так как он может вступить в организации фанатиков фашистского, сатанистского или явно криминального толка. Их приведет туда любопытство и стремление быть приверженцем одной идеи. Старайтесь, чтобы подросток получал достаточное количество информации о различных сектах, а также наркотиках. Это удержит ребенка от срывов. Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм и т. д. Эго поможет ребенку реализовать себя. Позволяйте приводить иногда шумные компании домой, таким образом вы вникнете в жизнь, которой живет ваш сын или дочь. Вообще, будьте иформированы и будьте ребенку другом. Не ругайте за срывы, если в них нет ничего серьезного. Поддержите!

Флегматик

Слабо эмоционален. .Трудно рассмешить и опечалить. В любых ситуациях остается спокоен. Медлителен. Трудно переключается на другую работу. Ненаходчив, с трудом сходится с людьми, работоспособен, неуютно чувствует себя в новой обстановке. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Постарайтесь, чтобы ваши сын или дочь нашли себе место, где бы могли общаться со сверстниками. Здесь неоценима роль различных секций или кружков. Постоянно напоминайте ребенку, что он должен быть внимателен к людям, не бояться новой обстановки. Пусть представляет себе самое хорошее и настраивает себя на лучшее. За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание. Но подросток может заниматься часами, поэтому меняйте ему виды деятельности. Не создавайте тепличных условий, это приведет к проблемам в будущем. Ребята такого типа очень ранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что-либо не получается из-за медлительности. Не раздражайтесь, так как ребенок будет чувствовать себя не таким, как все, его самооценка будет занижена.

Меланхолик

Обидчив. Болезненно чувствителен. Голос тихий. Пониженная активность. Редко поднимает руку на уроке, застенчив, робок; малейшая трудность заставляет опустить руки, легко устает, отвлекается, теряет веру в себя. Нежная конституция. Не выдерживает длительного нервного напряжения. Могут случиться нервные срывы. В это время скрытен, уходит в себя, испытывает запредельное торможение, то есть становится вялым, ко всему безучастным.

Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний. Если же это случилось, внимательно наблюдайте за подростком, чтобы не допустить склонности к самоубийству, (см. “Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет”). Наладьте доверительные отношения с подростком. Поддерживайте в нем силу духа постоянно, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание па велосипеде, туризм). Пусть больше времени проводит на воздухе. Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении. Поддерживайте хобби вашего ребенка. Ему хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, с точной механикой, с искусством. Не требуйте от ребенка активности и точных выполнений ваших указаний. При полном взаимопонимании в семье ваш ребенок может стать способным и полностью реализовать свои таланты.

Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается...

— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6-8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.

— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие...

— А у моего уже характер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.

Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова. Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охарактеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у младенца он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы. Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.

Совсем просто и с долей иронии четыре основных темперамента можно описать так:

  • холерик — быстро заводится и быстро тормозит
  • сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит
  • флегматик — медленно заводится и медленно тормозит
  • меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.

Меланходик: ребенок, который не любит перемены

Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.

Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру , а потом к психологу.

Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.

Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).

Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.

Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:

«Те обязанности и привычки, которые были привиты... с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам... По три раза в день.

Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось... По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки...). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».

Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.

Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек, к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.

Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника — могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.

Но, предположим, ваш ребенок здоров, «просто характер такой». Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.

Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50-100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.

В остальном — побольше свободы. и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15-20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.

Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.

А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам — с цифры на цифру.

Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая «биты знаний». Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.

Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30-35 минут, слушая преподавателя.

Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия — например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание — чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.

Вот пример из писем.

«Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает — успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года. Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь — уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол — она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть. И вообще чем ни займется — до конца никогда не доводит начатое.

Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань. Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала — энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: „Я поел и не забуду за собой убрать посуду“. А она отвечает: „А я пойду какое-нибудь занятие найду“. Вот и всё».

О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем .

Купить эту книгу

Обсуждение

Когда продолжение?

Комментировать статью "Как определить темперамент ребенка по поведению? "

Девчонки, у кого ребенок -мальчик,по типу темперамента - холерик, по знаку зодиака-Лев Вы не поверите, но к школе сын успокоился. В 1 классе я рассказала ему о типах темперамента, привела примеры. Старший ребенок - другой. Ближе к сангвинику с примесью меланхолика.

Обсуждение

У нас такой ребёнок, веселится как вы, нам 9 лет, вручают нагрузки в школе и танцы с акробатикой!

23.11.2018 22:48:12, Насти

Я очень люблю психологию, астрологию меньше. Мой сын с раннего детства был 100%-ым холериком. Это подтверждали все психотесты. Помню, как тоже мечтала о каких-нибудь таблеточках, но перетерпела. Вы не поверите, но к школе сын успокоился. В 1 классе я рассказала ему о типах темперамента, привела примеры. Он заявил, что не желает быть холериком, а хочет быть сангвиником. Я не поверила своим глазам, когда во 2 классе результат теста показал, что он сангвиник. Ребенок был счастлив и даже горд за себя. Он правда, правда изменился! Я убедилась, что нельзя делить людей на группы и тем более говорить, что это навсегда и ничего не изменишь. Все индивидуальны, к каждому свой подход. Но все- таки, в психологию я верю, она мне очень помогает. Терпения Вам и любви!

14.09.2012 23:43:59, КМС

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями Разные темпераменты у родителей и детей. Понятно, что у всех они разные, да и в чистом виде А вот средний сын - настоящий меланхолик, очень медленный, обидчивый...

Обсуждение

Ох, у меня похожие проблемы с одинаковыми темпераментами. Муж и старшая дочь, друг друга обожают, но от малейшей искры нежду ними начинается такой феэйeрверк - мама не горюй. Что делать не знаю, причем с возрастом феэйeрверк все эффектнее - у меня дочь очень находчиво парирует любые нападки + не робкая ни разу. Иногда оставлю их дома одних за безобидным занятием, приду, а там пепелище - оба сидят надутые по углам. Стараюсь по возможности тушить при первом возгорании + веду разьяснительную работу с мужем и с дочерью с переменным успехом.

у нас как-то более-менее ровно.Ярко выраженных темпераментов ни у кого нет.
Но я порой плотно общаюсь с девочкой-меланхоликом.Для меня это полный привет.:-)держусь день-другой,потом бесит.

Как дела
-плохо..
-жива?
-нет...
-все нормально
-не нормально..
-не скучаешь?
-очень скучаю..
и так постоянно всегда плохо. Унылый голос,тоска во взгляде..
Все,я готова на стену лезть.
Потом выясняется,что ей все понравилось и все было хорошо.

Может.когда привыкнешь и ничего,но мама девочки тоже бесится порой от этой тоски кромешной.

Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Темперамент и оценки. Холерик и меланхолик. Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента.

Обсуждение

У! Это наш случай! Я все время как на пороховой бочке. Договариваюсь. Итак, всё, что ребенку важно ипредсказуемо - пытаюсь реализовывать и скандала не вызывать (не нажимаю сама кнопки лифта, не открываю сама машину, не выключаю его Чевостика и т.п.)

Все непредсказуемые моменты выполняю по мере сил (не иду на принцип и не пытаюсь "воспитывать"). Я так понимаю, Вы делаете также:))

И все время внушаю ребенку 2 вещи:
1) "фарш невозможно прокрутить назад" - если пришли в сад, а он вспомнил, что не съел дома витаминк уи в истерику. Абиссняю, что это ОН не напомнил. И превентивно все время говорю - дорогой, я могу забыть завтра утром дать тебе витаминку, ты уж мне напомни, будь добр, иначе я забуду, и в садике уже НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ БУДЕТ СДЕЛАТЬ. То же самое из серии "я хотел дома взять такую-то машинку показать Дане" - дорогой, я не умею читать мысли.

Ещё хорошо помогает прием (что в кровати не получить воплей, что он хотел поесть курочку, а забыл) - это в ключевые моменты - выхода их дома, укладывания и пр. спросить со всей важностью - а вот сейчас вспомни, что ты хотел сделать/взять/сказат-ь и пр. - иначе сейчас мы пойдем/ляжем спать/уберем - и будет поздно.

У нас работает.

2) внушаю, что ЕСЛИ Я МОГУ - всегда ему сделаю/куплю/помогу. Ну не могу я, пардон, вылететь из туалета, чтоб детальку в конструткор поставить ему. Поэтому мягко и дотошно абиссняю, что вот конкренто сейчас это сделать не могу, но "ты же знаешь, когда могу - с дорогой душой". И впрямь, если есть возможность и не очень в лом - поднимаюсь и иду клеить/строить/читат-ь/готовить вкусное/гулять и пр. Но если не могу - то не могу. Взываю к сочувствию и самосознанию. Или повоторяю волшебную мантру "ты не один и не только ты чего-то хочешь".

Вроде тоже помогает постепенно.

Держитесь, нам ща 4, и это уже не 3:)))

Анют, у моего тоже случаются замыкания и залипания... хотя очень милый мальчик. Кстати, у нас это все началось далеко до 3 лет. Но на Спортлэнде с психологом пообщались... В общем, вердикт примерно следующий - больше разумной свободы. Деть должен четко знать границы, но эти границы должны ему давать поле для самореализации. Много совместной деятельности, но ре определяет степень вмешания взрослого. Т.е. если деть строит, говорит, что сам поставит детальку, то надо дать ему это сделать, даже если понимаешь, что его действия приведут к разрушению постройки. Понятно, что этот стиль отношений не распространяется на вопросы жизнеобеспечения и безопасности. В общем, чем меньше строить ребенка и больше с ним договариваться, тем мягче проходит кризис. Примерно в таком ключе.
Даня вообще стараюсь уговаривать больше, но ор на старшего и махание кулаками пресекаю на месте (это табу!).
А у вас, конечно, болезнь сыграла! А с прогулками у нас тоже засада... Сама подумай - погода какая! Тебе очень самой хочется туда? Вот и детю не хочется... а потом вроде и занятие уже нашлось и домой не хочется.
Так что Анют, терпи! Снег выпадет, будет легче! Сейчас самое депрессивное время (и для детей в том числе)!

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные Наказание холерика (как?) Имеем: ребенок - холерик в семье сангвиников. Родители- бывшие отличники, красные димпломы универов...

Обсуждение

А темперамент непричем. Организованность и ответственность вырабатываются сознательным усилием воли, в 7 лет - с постоянной помощью и моральной поддержкой родителей и учителей, маленькими шагами, посильными задачами, терпеливо и кропотливо, учитывая естественную шилопопность.

Спасибо всем. Рада что нас много! Однако, в моем случае нет грозного папы, папа обычный, много работающий, мало внимания уделяющий ребенку и вообще не понимающий, как так можно...Сегодня принес диктант, в котором через слово-ошибка (пропуск к-либо гласной) Писал в прописях по-разному, сейчас, если я рядом и он не торопится, почерк как в образцовых прописях. Но в классе так не получается. Спешит, делает 33 дела одновременно, много пропускает, забывает про точки и двоеточия. Это исправимо ко 2 классу хотя бы и как, если да, или мне на форум СДВ-шников пора?

21.03.2007 16:18:05, Олея

Холерик в школе. У кого дети - холерики? У моей дочки холерический тип. Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Как развитие ребенка зависит от типа темперамента? Как мы уже выяснили, ребенка - меланхолика надо с осторожностью отдавать...

Обсуждение

У меня тоже очень подвижный ребёнок. Сейчас ему уже 9 лет.
Каких-то конкретных игр не посоветую. Смотрите по ребёнку, что ему нравится. Наш мог быть усидчивым, только в любимых делах- конструктор (играл лет с 2-5 КАЖДЫЙ день), пазлы, чтение, рисование. Сейчас с ним гораздо легче. Мы не сразу смогли приспособиться под наш "вихрь", сейчас ясно видим все наши ошибки. В любом случае, такие дети требуют от нас большого терпения, любви, защиты и собственной мобильности (то есть быть готовой на таких же скоростях узнавать этот мир):-))

Искать, чем ребенок способен увлечься, и от этого плясать, к этому увлечению добавлять что-то развивающее(рисовать то, что любит, машины напр.). А конструкторы любит? У меня дочка тем, что ей неинтересно, и полминуты не будет заниматься, а интересным может сама заниматься очень долго.

Холерик в школе. Школа. Ребенок от 7 до 10. Особенности разных типов темпераментов детей: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. Конференция " Ребенок от 3 до 7". Раздел: Подготовка к школе (можно ли отдать ребенка в А ребенок настроился, в этом году выпускной в саду, дети к нему уже готовятся. Как воспитывать холерика? Холерик в школе.

Обсуждение

А что, меланхолики лучше? Тут все зависит от вас и вашей реакции на замечания учителей. У меня сых холерик, в третий класс идет. В нашей школе поощряют активное, непосредственное поведение детей на уроке. Обсуждения и споры часто ведутся так, что во время уроков в коридорах шум, как на перемене. Задавать учителю вопросы, спорить, отстаивать свое мнение - вот то главное, на что обращается внимание. Есть и консервативные школы, где поведение определяет обучение, главное вам туда не попасть, ребенка замучают и вас замучают. Не давайте подвести дочку под черту удобных для большинства учителей "послушных" девочек. Контролируйте полученные знания (не отметки) и дай Бог вам хорошего учителя. Девочка у вас - супер, вырастет бойкая, активная девушка, с кучей друзей и знакомых, разносторонними интересами и в полной уверенности в том, что у нее все получается.

У моей дочки холерический тип. Разумеется не в чистом виде, но многие признаки есть - быстрая смена характера, близко слезки, шумная и т.д. Ей 8 лет и она сейчас идет в пятый класс. Так что не волнуйтесь по поводу учебы. На мой взгляд учеба как раз дается легко. Гораздо сложнее с отношениями в коллективе. Не знаю как у Вашего ребенка, но у моей помимо всего прочего присутсвует стремление к лидерству - она пытается всех построить и заставить делать то, что ей нужно. И обламывается. Пока:)) Вот на эту тему у нас постоянные трагедии - и те полгода, что мы ходили в первый класс и на тренировках по айкидо.
А с подготовкой к школе проблем вроде бы возникнуть не должно. Или я ошибаюсь?

В нашей школе поощряют активное, непосредственное поведение детей на уроке. Как воспитывать холерика? Всем добрый день! У меня младший сын - типичный холерик со всеми вытакающими) прям как в учебнике про его тип темперамента написано)...

Обсуждение

Во-первых, стандартное. Ванны с магнезией (и маму туда же), лепка из глины и приятных видов самодельного теста, вообще тактильные штуки (ИМА тут бывает, ее спросите, когда придет). Бассейн, много беготни на свежем воздухе, все такое прочее.

Во-вторых: упражнения, прикольные и интересные, на силу реакций. Обнять, скажем, шар из тонкой бумаги, чтоб не смялся. А потом - чтоб смялся. Можно в ролевой игре. Взять бумажный стаканчик (это от Имы идея) и нежно переставить. То же с маминой рукой -взять нежно, погладить. Потом взять этот стаканчик и смять.

Когда истерика - найти свою стихию. Если это вода - в охапку и в душ, а хоть и в одежде. Если это воздух - кружиться у мамы на руках, танцевать, бегать, дышать глубоко. Поищите, что выводит.

моему двоюродному брату еще ввели обливание ледяной водой (со льдом из хол-ка) в режим дня года в 4-5, он просто холерик, но это его 1) дисциплинировало, 2) он этим гордился, 3) несколько остужало - так что ли сказать. Короче говоря, тренировали нервную систему и дух, т.е. темперамент воспитывали:)

А теперь устал веселить других...Холерик, если что-то не получается быстро и так, как ему хочется, начнет злиться, кидаться, разбивать, ругаться, кричать (естественно, я беру крайние варианты). Я знаю одного холерика, который разбивал трубки телефонных аппаратов, если долго не мог куда-нибудь дозвониться:) Для него телефон с обычным номеронабирателем (который нужно крутить пальцем) был пыткой.
Легко успокоить аудиогипнозом:)
Флегматик будет долго и вдумчиво решать задачу так и эдак, полностью сосредоточившись на ней и не отвлекаясь на менее важные стимулы. Легко "очаровывается" зрительно-пространственными задачами.
Меланхолик, скорее, сначала попросит Вас, чтобы Вы показали ему образец выполнения задачи. Успокаивается при физическом, телесном контакте. Для него важнее ваши взаимоотношения в процессе выполнения задачи, чем сама задача.
Сангвиник не будет так сильно расстраиваться, как холерик, если у него что-то не получается, может, в отличие от меланхолика, и так же, как флегматик, долго играть один, но ему, в отличие от флегматика, и так же, как холерику, необходимо почаще переключаться с одного вида занятий на другой.

А родителям- меланхоликам ребенок - холерик - буйным и гиперактивным. Попадется педиатр- меланхолик, еще и диагноз какой-нибудь Свекровь ходила в больницу и после курса кварцевой лампы, все прошло. Особенности разных типов темпераментов детей: холерик...

Обсуждение

Я холерик, а муж флегматик. Это какой-то кошмар для меня. Мне все время веселья надо, а ему дома в тишине побыть. Но унас какое-то взаимное влияние друг на друга происходит. Мне уже тоже уюта домашнего хочется, а он и гостей начал с удовольствием приглашать. Но природа берет свое. И у нас частенько конфликты на это почве происходят. Но так как я быстро отхожу, а он спокойно мирится. То ругаемся мы не надолго. А мне как холерику тоже холерика всегда хотелось в мужья, а флегматики так притягивают своим спокойствием и романтизмом. Прелесть! Я обожаю своего флегматика, хотя он иногда такой зануда и причем этого не отрицает.

Мы с мужем абсолютно одинаковые, практически никогда не ссоримся (тьфу 3 раза). Думаю, в этом и есть секрет счастливого брака. В основном, мне кажется, люди с разными психотипами могут уживаться, поддерживая взаимный (и в основном, сексуальный) интерес "непохожестью" друг на друга, но до поры, до времени. Но это лично мое мнение.

06.01.2001 04:48:36, Нюша

Публикации по теме