Ощущение малыша в утробе матери. Внутриутробное развитие ребенка: что слышит и чувствует плод в материнском животе

Текст: Надежда Смирнова

Многие беременные женщины начинают чувствовать свою связь с будущим ребенком лишь после того, как ощутят движения плода - сначала едва заметные, а потом более настойчивые. Как расшифровать эти сигналы мы спросили у эксперта.

О том, чем занят малыш в утробе, рассказывает заведующая московским Центром перинатальной диагностики при роддоме № 27, акушер-гинеколог Елена Владимировна Юдина.

Законы внутриутробной жизни до конца не изучены...

Шевелится или показалось?

Плод начинает шевелиться в материнской утробе еще будучи эмбрионом, почти с момента зарождения. Он переворачивается и кувыркается практически непрерывно, но будущая мама не ощущает движений до тех пор, пока мышцы его тонкие и слабые. Когда увеличиваются их размеры и сила, женщина начинает чувствовать чуть слышный и нежный трепет внутри себя. Впервые плод дает о себе знать в различные сроки беременности. Это зависит от состояния и физиологических особенностей будущей матери. Женщины, ожидающие рождения первого ребенка, могут почувствовать движения плода в 20-22 недели беременности . Те, кто уже рожал, могут ощутить это раньше - с 16 недель . Мышцы матки у них сильнее растянуты, и движения плода слышны более явно.

Малыш, как поживаете?

Исследования показали, что внутриутробно ребенок реагирует на внешние звуки и яркость света. Их сила влияет на интенсивность его движений. Известно также, что на его активность влияет как психическое, так и физическое состояние мамы. Состояние бодрствования и покоя может меняться у плода в течение каждого часа. Это происходит в соответствии с физиологическими ритмами его внутриутробного развития, которые у всех разные. Одни дети могут оказаться более подвижными в мамином животе, другие - вести себя спокойнее. Их внутриутробная жизнь следует своим законам, которые до конца еще не изучены.

У детишек даже в материнском чреве бывают дни особой активности и периоды, когда им хочется отдохнуть и они ведут себя спокойно. Иногда движения плода могут быть вызваны прикосновением тельца к внутренней стенке плодной оболочки, от которой он отодвигается. Возможно, к нему поступает недостаточно кислорода с кровью через пуповину. Когда он шевелится, меняется ее положение, усиливается ток крови и подача кислорода повышается.

Плод делает дыхательные движения, вздыхает, иногда икает. Временами будущая мама ощущает спазмы в животе от его икоты. У плода, как и у новорожденного ребенка, это не вызывает особых неудобств. С некоторыми малышами это случается ежедневно, а то и по несколько раз в день, а иные не икают вообще.

Число движений плода с развитием беременности становится все больше. Ритмические удары в одних случаях становятся регулярными и повторяются с постоянным интервалом, в других же плод толкает спонтанно и разнообразно. Большая активность плода в материнском чреве совершенно не говорит о том, что после рождения он будет беспокойнее тех малышей, чьи движения были менее интенсивны.

Тест Д. Пирсона «Считай до десяти»

На специальной карте ежедневно отмечают число шевелений плода с 28 недель. Счет начинают с 9:00 и заканчивают в 21:00. Малое число шевелений (менее 10 в день) может свидетельствовать о кислородной недостаточности плода и является поводом для обращения к врачу.

Периоды особой активности

  • Если беременная женщина ведет подвижный образ жизни, ребенок успокаивается ритмом ее движений и она не ощущает его толчков. Стоит ей прилечь отдохнуть, как малыш начинает брыкаться и толкаться. Поэтому некоторые будущие мамы чаще слышат движения ребенка ночью, чем днем.
  • Иногда сила толчков увеличивается после того, как мама поест. Съеденная ею пища прибавляет плоду энергии.
  • Интенсивность шевеления повышается и от выброса в кровь гормонов, когда будущая мама понервничает.

После 28 недель беременности движения плода уже хорошо различимы. Он развивается, растет и крепнет, а его движения становятся все ощутимее. Уже отчетливо можно понять, когда он отдыхает, а когда бодрствует. До тех пор, пока малышу достаточно просторно в матке, он постоянно крутится и брыкается. Иногда это причиняет боль беременной женщине.

Чтобы ребенок успокоился, ей порой достаточно изменить положение своего тела или несколько раз глубоко вдохнуть

К 34 неделям беременности плод в матке принимает окончательное положение, из которого он и будет рождаться. Он уже вырос настолько, что ему там становится тесновато - переворачиваться и крутиться уже трудно. У рожавших женщин плод иногда меняет свою позицию и после этого срока. Активность плода перед родами немного уменьшается, но и тогда он не прекращает своих движений. В поздний период беременности плод зачастую спит одновременно с матерью.

Все ощущения будущей матери, которая прислушивается к движению своего ребенка, очень субъективны, и не стоит придавать значения наблюдениям других беременных женщин и сравнивать их со своими. Каждый плод в материнском чреве, как и всякий человек, обладает собственной индивидуальностью, темпераментом и развивается по-своему. Если вас что-то тревожит, проконсультируйтесь с врачом, который ведет беременность!

Слышит ли будущий ребенок внутри утробы? Насколько хорошо и может ли пугаться громких звуков?

Формирование слухового аппарата

Органы слуха у малыша, по сравнению с другими системами формируются долго и сложно — до 16 недели, после уже происходит «созревание». Закладка начинается на 4 неделе внутриутробного развития из зачатков костей скелета. На 7 неделе у будущего малыша уже есть основы среднего уха. Постепенно органы слуха «вызревают» и начинают функционировать. Раньше 16 недели громкие звуки ребенок не чувствует, соответственно, они никак на него не влияют.

Что слышит ребенок в утробе матери?

Как только, уши эмбриона начинают действовать, он немного слышит, но чтобы хоть что-то услышать, звуки снаружи должны быть очень громкие, например, хлопок от петарды или рок-концерт. Ведь внутри животика у мамы находится амниотическая жидкость, она гасит звуки, плюс мешают вибрации самого тельца зародыша.
На 24 неделе внутриутробного развития, слух будущего младенца значительно улучшается, звук уже преображается в нервные импульсы. С этого периода малыш способен слышать не только громкие звуки, но и музыку. А на 27-30 неделе, слух будущего ребенка настолько зрелый, что различает громкую речь.

Не пугается ли ребенок громких звуков?

Ребенок внутри утробы не слышит очень хорошо, поэтому пугаться звуков не может, но он остро реагирует на состояние матери. Если громкие звуки вызывают стресс у будущей мамы, то малышу от этого тоже будет тревожно. Ко всему, дискомфорт, который испытывает беременная женщина от звуков громких и сверхвысоких или низких частот может негативно повлиять на беременность в целом, вплоть до преждевременных родов.

Какая громкость является допустимой

Чтобы комфортно себя чувствовать, общий шум в доме и на улице не должен быть выше 40 дБ в дневное время и 30 в ночное. В реальности, особенно в условиях города, фоновый шум превышает отметку в 60 дБ. Это не является очень критичным показателем, но у материнского организма вызывает состояние постоянного нервного напряжения.
Отдельную категорию источников звуковых колебаний, вредных для беременности, составляет бытовая техника. Следует избегать длительного просмотра телевизора, работы за компьютером, использования различных бытовых приборов, а так же прослушивания очень громкой музыки, ведь в наушниках звуковые колебания могут превышать отметку 100-120 дБ. При постоянном фоновом звуке городской суеты, устройства, воспроизводящие музыку всегда устанавливаются на повышенное звучание.
Чтобы беременность протекала нормально, избегайте споров, скандалов на повышенных тонах, громкой музыки, звуков работающей техники. Для малыша внешние звуки не приносят вреда даже громкие, но некоторые звуковые колебания могут отрицательно сказаться на состоянии беременности.

Как вы думаете, ребенок, находясь в чреве, чувствует ваши эмоции, ваши переживания, и желанность его появления на свет? Конечно же, да.

Психологи и психиатры давно выявили эмоциональную связь, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывает влияние на развивающую психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, которые сохраняются в течении всей последующей жизни.

При опросе женщин, почти треть женщин никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них были нарушения в работе пищеварительного тракта и нервных расстройств. Такие дети обычно плакали намного больше. Также у них появлялись сложности к адаптации к окружающим и к жизни.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины ли женщины.

Также психологи доказали наличие у плода активной сенсорной системы. Не забывайте, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются, и специализируется в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение плода находиться в состоянии временного бездействия, т.к. зрение невозможно без света. Плод может воспринимать лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освящении живота матери.

Обоняние также бездействует, т.к. оно может проявиться только при наличии воздуха.

Вкус очень хорошо развит, плод даже может продемонстрировать предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости (околоплодные воды). Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к той или иной пищи, и формирует предпочтение к определенной еде после рождения.

На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.

Говоря про чувствительность, конечно же мы имеем ввиду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери – ее матки и брюшной стенки. Один из врачей из Дании, Франц Вельдман, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия (контакт через прикосновение) дает возможность поддерживать контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.

Что же касается слуха, в этой области было проведено множество исследований. Результаты просто ошеломляющие.

Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, поскольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать неподдельное изумление. Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.

Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что докторам помогает снять напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние душевного равновесия путем прослушивание его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости.

Поэтому, когда вынашиваете ребенка, знайте, что он все слышит, все чувствует, и впитывает всю информацию, которая поступает к нему извне.

Мне нравится!

Слышит ли ребенок музыку в утробе матери? Некоторые думают, что это не так, что все глупости. Вы ошибаетесь! Если вы думаете, что ваш будущий ребенок, находясь у вас в животе ничего не понимает, не видит и не слышит, то это не так. На данный момент еще до конца не известно, когда он начинает осознавать свое окружение, но известно, что первые связи между клетками мозга образуются примерно на 12 неделе беременности. Затем они постепенно усовершенствуются и примерно к 20 недели ваш малыш уже может слышать. Как раз к этому времени у него уже полностью развиваются уши и мозг реагирует на получаемые звуки. Ребенок, пребывая в матке, все время находится в окружении звуков вашего тела. Он слышит, как бьется ваше сердце, как легкие наполняются воздухом, как урчит ваш кишечник, как по венам и по пуповине бежит кровь, в конце концов, он слышит ваш голос. Есть мнение, что ребенок за время пребывания у вас в животе, сильно привыкает к этим звукам и потом после рождения с легкостью их узнает. Особенно малыш привыкает к вашему сердцебиению. Поле рождения именно звук биения вашего сердца может с легкостью успокоить плачущего ребенка, достаточно приложить его к груди. Кроме звуков вашего тела ребенок может слышать и звуки окружающей среды. Конечно же эти звуки отличаются от тех, которые слышим мы с вами. Они доходят до него несколько приглушенными, поскольку проходят через брюшную стенку, мышцы матки и околоплодную жидкость. Поэтому низкочастотные звуки он слышит лучше, чем высокочастотные. Новорожденные дети с легкостью узнают голос отца, если им приходилось часто слышать его до рождения. Мужской голос лучше воспринимается ими, чем женский.

Влияние музыки на организм будущего ребенка был известен с древних времен. В Китае 2000 лет назад, занимались перинатальным воздействием на ребенка - много часов пели. Китайцы считают, что жизнь начинается в момент зачатия и, следовательно, нужно воспитывать ребенка сразу после зачатия. В Японии, беременные женщины были размещены в специальном сообществе, расположенном в красивом месте, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. В древние времена на Востоке существовало поверье, что на свадьбе каждая девушка должна соткать ковер, и во время беременности будущая мама обязана соткать из нитей своего голоса душу ребенка. До недавнего времени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины долго сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни.

Классический эксперимент на музыку Дебюсси: беременная постоянно слушала ее во время отдыха. А после рождения ребенка, он сразу же успокаивался, когда слышал эту музыку.
Таким образом, зная, что вы проведете очередную бессонную ночь, то почему бы не воспользоваться этим опытом и в часы досуга слушать приятные и любимые мелодии. Когда кроха увидит свет, вы можете попробовать включать для него знакомые мелодии.
Классический эксперимент «эффект Моцарта»
В 1990 году проводилось исследование «эффекта Моцарта» на развитие человека. В упомянутом исследовании было предположено, что музыка Моцарта способствует развитию мозга, а также была выдвинута гипотеза о том, что особая музыкальная композиция, скажем, струнный квартет Моцарта создают больше «формирующих» возбуждений в мозге, чем другие жанры или даже другие классические композиторы, например такие как Бах или Бетховен. Таким образом, исследование «эффекта Моцарта» привело к практике прослушивания классической музыки, и Моцарта в частности, беременными и маленькими детьми с целью развития малышей.

Исследования ученых

Более ста лет назад ученые, изучающие морфологические явления обратили внимание на тот факт, что в мозге новорожденного есть определенный процент атрофированных нейронов. В то же время была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы из-за отсутствия воздействия на них в период внутриутробного развития. С другой стороны, есть научные данные, что количество нервных клеток в головном мозге во многом определяет уровень интеллектуального развития и психологической зрелости ребенка. В связи с этим в Европе и США есть идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов в головном мозге. Так появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины - дородовое воспитание.

В 1982 году японские ученые помощи гидрофона определили, что ребенок внутриутробно слышит все, что происходит внутри матери, и вокруг него. При этом все звуки приглушены, теряя всего до 30% объема. Известно, что в четырнадцать недель плод начинает реагировать на различные звуковые эффекты, по-разному: он может реагировать на громкость и ритм мелодии, он может быть похожим на него или нет. С помощью специального ультразвукового сканера ученые изучили десятки беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучал небольшой кусочек музыки, и прибор записывает повышенную активность мозга плода. Оказалось, что они не только слушают музыку, но и проявляют свои эмоции при спокойной, а при быстрой и веселой - «радуютс

Как влияет музыка на развитие?

Теоретически существует определенная корреляция между музыкой и развитием мозга. Воспроизведение музыки стимулирует развитие мозга путем содействия развитию нейронных синапсов, то есть соединений клеток мозга. Чем более развиты нейронные синапсы, тем более развит мозг на интеллектуальном и физическом уровнях. Такими предполагаемыми преимуществами выступают повышение когнитивного развития, концентрации внимания, улучшение сна, более развитые языковые навыки и способности, улучшение моторных движений и пространственной координации.

Прослушивание музыки является менее эффективным, чем ее проигрывание, но и оно помогает стимулировать мозг. Если дети не получают достаточной стимуляции нейронных синапсов, их умственное развитие будет замедляться. Вот почему важно постоянно взаимодействовать с ребенком, обнимать его, говорить, петь или слушать музыку, которая будет фиксировать интерес ребенка.
Прослушивание музыки может также внести вклад в производство и выпуск антител в мозгу, называемых эндорфинами. Эндорфины - это химические вещества мозга, которые способствуют хорошему самочувствию, помогают бороться с инфекциями и облегчают боль. Таким образом, прослушивание музыки может быть полезным для счастливой и здоровой жизни! Было установлено, что ребенок способен обучаться еще в матке. Если ему на протяжении нескольких недель до рождения читать одну и ту же сказку по нескольку раз в день, то когда он в очередной раз слышит эту сказку — его пульс замедляется. Он ее узнает. Значит где-то в его мозгу откладывается эта информация. А раз так, то после рождения малышу будет легче запоминать и учиться говорить.

Почему полезно слушать именно классическую музыку?

Ряд исследований противопоставил влияние различных видов музыки на рост растений, и классический стиль во всех случаях выигрывал. Растения начинают расти и склоняться в сторону звучания спокойной классической музыки, активно избегая стиля «тяжелого рока», «металла», «хаоса» и прочих. Кроме того, исследования на животных показывают, что воздействие «хаотической» или «атональной» музыки изменяет структуры мозга в негативном ключе.
Несмотря на исследования растений и животных, специалисты, работающие с людьми, не хотят делать выводы о какой-либо положительной корреляции между музыкой и умственным развитием детей. В то время как обучение фортепиано может поддерживать у ребенка пространственное мышление и математические навыки, эксперты не готовы сделать такие выводы о развитии плода под влиянием классики во время беременности. В лучшем случае, врач может предположить о положительном влиянии музыки на плод лишь на основе неофициальных данных. Другие исследователи, однако, показывают, что будущие младенцы реагируют на различные ритмические качества музыки изменением дыхания, которое начинает соответствовать музыкальному ритму, предполагая, что музыка действительно имеют положительный эффект на развитие мозга малыша. Как же слышит ребенок. С этим явлением связано множество открытий.

Прогресс в области медицины и появление УЗИ позволило ученым выяснить следующие факты:

  • В 1982 году японцы, обследовав ультразвуковым сканером несколько сотен беременных женщин, заметили реакцию детей на прослушивание музыки: под бодрые мелодии малыши активно двигались, а под грустные — затихали. Многочисленные исследования показали, что дети могут запоминать мелодии, услышанные в утробе матери, и узнавать их после рождения. Ученые предложили беременным слушать специально подготовленную повторяющуюся речь «та-та-та» по нескольку раз в день весь третий триместр беременности. После рождения малыши лучше всего реагировали именно на звуки «та-та-та», так как запомнили их еще до своего рождения.
  • Американским ученым удалось доказать, что плод обладает слуховой памятью. Он способен запоминать не только музыку, но и голоса. Будущих мам просили читать своему еще не родившемуся крохе одно и то же стихотворение каждый день. После появления на свет новорожденные узнавали именно это произведение из множества других стихотворений.
  • Многолетняя история показывает, что все новорожденные младенцы узнают голос матери: отзываются на него, быстро успокаиваются, если мама заговаривает с ним.

Различную реакцию малышей на те или иные классические произведения можно использовать в случае, когда нужно успокоить или развеселить вашего кроху.
Музыка Антонио Вивальди поможет успокоить младенца, поэтому, чтобы утихомирить непоседливое чадо, можно послушать с ребенком «Времена года». А если малыша, наоборот, нужно взбодрить (например, перед исследованием КТГ), стоит послушать «Венгерский танец №1» Брамса. Помимо этого к самым популярным произведениям для беременных относят музыку Моцарта, слушать которую можно перед сном, убаюкивая малыша: к примеру, «Симфонию №40».
Подборка музыки для беременных с возможностью онлайн прослушивания:

  1. «Спящая красавица» Чайковского
  2. «Лебединое озеро» Чайковского
  3. «Щелкунчик. Вальс цветов» Чайковского
  4. «Симфония №40» Моцарта
  5. «Времена года - лето» Вивальди
  6. «Времена года - осень» Вивальди
  7. «Времена года - зима» Вивальди
  8. «Венгерский танец №1» Брамса
  9. «Ноктюрн соль-минор» Ф.Шопен
  10. «Лунная соната» Л. в. Бетховена
  11. «Менуэт» Л.Боккерини

Чтобы создать благоприятные предпосылки для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие, заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты и картинные галереи, а не читает алфавит, приставив наушник к животу. Прослушивание музыки благотворно влияет и на состояние беременной и на нервную систему плода: доказано, что дети, «воспитанные на классике» в период вынашивания, опережают сверстников в умственном развитии, чаще других наделены музыкальными талантами и хорошим вкусом. Поэтому прослушивание музыки для будущих мам — это не только приятное времяпрепровождение, но и возможность наградить даром маленького гения. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой творческий потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто готовясь отправить его на работу сразу после рождения.

Если вы думаете, что ваш будущий ребенок, находясь у вас в животе ничего не понимает, не видит и не слышит, то это не так. На данный момент еще до конца не известно, когда он начинает осознавать свое окружение, но известно, что первые связи между клетками мозга образуются примерно на 12 неделе беременности. Затем они постепенно усовершенствуются и примерно к 20 недели ваш малыш уже может слышать. Как раз к этому времени у него уже полностью развиваются уши и мозг реагирует на получаемые звуки. Сначала он воспринимает их как вибрацию и только к 30 неделе после зачатия звук воспринимается им как шум. Например, исследования показывают, что дети, родившиеся очень рано, до 30 недель после зачатия, реагируют на ритмичные звуки не так, как доношенные дети.

Ребенок, пребывая в матке, все время находится в окружении звуков вашего тела. Он слышит, как бьется ваше сердце, как легкие наполняются воздухом, как урчит ваш кишечник, как по венам и по пуповине бежит кровь, в конце концов, он слышит ваш голос.

Есть мнение, что ребенок за время пребывания у вас в животе, сильно привыкает к этим звукам и потом после рождения с легкостью их узнает. Особенно малыш привыкает к вашему сердцебиению. Поле рождения именно звук биения вашего сердца может с легкостью успокоить плачущего ребенка, достаточно приложить его к груди.

Кроме звуков вашего тела ребенок может слышать и звуки окружающей среды. Конечно же эти звуки отличаются от тех, которые слышим мы с вами. Они доходят до него несколько приглушенными, поскольку проходят через брюшную стенку, мышцы матки и околоплодную жидкость. Поэтому низкочастотные звуки он слышит лучше, чем высокочастотные. Новорожденные дети с легкостью узнают голос отца, если им приходилось часто слышать его до рождения. Мужской голос лучше воспринимается ими, чем женский.

Впрочем, ваш голос он запомнит одним из первых, поскольку слышит его чаще всех. В результате проведенных учеными исследований удалось выяснить, что пульс плода замедляется, когда он слышит голос матери.
Еще было установлено, что ребенок способен обучаться еще в матке. Если ему на протяжении нескольких недель до рождения читать одну и ту же сказку по нескольку раз в день, то когда он в очередной раз слышит эту сказку - его пульс замедляется. Он ее узнает. Значит где-то в его мозгу откладывается эта информация. А раз так, то после рождения малышу будет легче запоминать и учиться говорить.

Еще один интересный факт. Дети, которым матери включали классическую музыку в 2 и 3 триместрах, развивались быстрее, говорить начинали раньше, чем те, детки, которые не получали музыкальной стимуляции. А еще они легко запоминали музыкальные отрывки и имели музыкальные способности.

Как видите, с детьми нужно заниматься еще до рождения. По крайней мере с ними нужно разговаривать, петь им песни, рассказывать сказки и тогда между вами установится очень крепкая связь, которая поможет вашему малышу лучше и быстрее адаптироваться в таком новом и неизведанном для него мире.



Публикации по теме