Проблемы в общении с одноклассниками. Как наладить отношения с одноклассниками: решение проблем

Мы живем в социуме, поэтому умения дружить и сотрудничать очень важны для человека. На протяжении жизни нам часто приходится вливаться в новый коллектив и заводить товарищей. Впервые мы самостоятельно сталкиваемся с такой необходимостью в школе. Иногда ребенку бывает очень сложно адаптироваться в новом окружении и найти друзей. Именно таким деткам мы хотим дать несколько дельных советов, которые помогут подружиться с одноклассниками и стать частью коллектива.

Конечно же, первоклассникам не обойтись без помощи первой учительницы. Хорошая классная мама сделает все, чтобы раззнакомить детей, создать новый дружный коллектив. Интересные игры на переменах с участием всех малышей, экскурсии для первоклашек и увлекательные уроки - методы, которые помогут учительнице создать сплоченную команду под названием «наш 1 класс».

Но состояние и готовность самого ребенка вливаться в коллектив (особенно если он меняет школу или класс) тоже очень важны. Малышу нужно научиться знакомиться и заводить друзей - эти умения ему не раз пригодятся.

Хочешь помочь ребенку? Тогда дай крохе такие напутствия:

1. Будь собой

Это, наверное, один из самых важных советов. Пусть не старается выглядеть лучше в глазах других. Люди ценят искренность. Врунов не любят и, когда правда выходит наружу, они теряют друзей, доверие, иногда оказываются объектами насмешек.

2. Проявляй доброту. Чаще улыбайся

«Дружба начинается с улыбки», - эти слова неспроста появились в доброй детской песенке. Утром перед школой настрой малыша на позитивный лад. Ведь знакомиться - это так интересно! Пусть ребенок готовится встречать новых одноклассников с улыбкой и открытой душой. Среди них много хороших, интересных и близких ему по духу людей. Он обязательно скоро это осознает и подружится с коллегами по классу.

3. Представься и познакомься со всеми.

Это не только правило вежливости, но и первый шаг к построению хороших отношений с новыми одноклассниками. , конечно, поможет ребятам познакомиться и узнать друг друга на первом уроке. Но пусть не стоит тихонько в углу, ожидая начала занятий. Попроси его подойти к одноклассникам и сверстникам, представиться и пообщаться.

Первоклассникам в этом нелегком деле могут помочь мамы: запланируйте какой-то совместный досуг для ребят. Поход в кино, театр, цирк или просто на прогулку в парк - отличный способ раззнакомить и сплотить детей.

4. Старайся поддержать разговор.

Малыш видит, как его новые одноклассники что-то обсуждают. Пусть не стоит в сторонке, а подключится к разговору, рассказывает ситуации со своей жизни! Тема ему не близка? Тогда пусть постарается заинтересовать сверстников, при возможности начав новый разговор.

5. Ищи общие интересы.

Ребенок узнал, что он с одноклассником/одноклассницей чем-то похож? Ура! Это хорошо, ведь у них есть общая тема для беседы и занятие, которое сближает. Посоветуй почаще спрашивать об увлечениях новых знакомых и рассказывать о своих. Таким способом можно завести дружбу со всеми одноклассниками не только в школе, а и за ее пределами.

Кстати, сосед/соседка по парте и одноклассники, живущие недалеко, - первые потенциальные друзья малыша. У них уже есть общее место за партой и общая дорога домой. С такими ребятами проще сблизиться.

6. Делай искренние комплименты, хвали.

Люди любят, когда их хвалят. Если малышу нравится прическа одноклассницы или новые кроссовки одноклассника, пусть скажет об этом. Но не нужно учить ребенка делать комплементы просто так, чтобы угодить или понравиться кому-то. Явная лесть - не лучший способ подружиться.

7. Помогай и не бойся просить о помощи.

Ребенок видит, что кому-то нужна помощь? Пусть предложит ее. Это сблизит малыша с одноклассником. Он сам не справляется с чем-то? Подскажи крохе попросить кого-то об одолжении. И пусть он обязательно поблагодарит помощника и предложит ему обращаться при необходимости. Взаимовыручка - часть дружеских отношений.

8. Делись.

Научи ребенка делиться книжками, ручками, линейками, игрушками и другими предметами (если у него есть такая возможность, конечно). Это поможет наладить хорошие отношения с ребятами и получить запасную ручку, когда она понадобится твоему крохе. Хорошо, если в портфеле окажется лишний бутерброд или конфета, чтобы угостить нового товарища (маме на заметку).

9. Не спорь и избегай конфликтов

Дети не всегда могут договориться. Иногда случаются , ссоры и даже драки. После таких нехороших инцидентов с человеком тяжело наладить отношения. Научи ребенка вовремя промолчать, не затевать споры, не лезть на рожон, мирно выходить из конфликтов. Иногда лучше уступить и сберечь хорошие отношения с одноклассником.

Надеемся, эти советы помогут ребенку стать частью нового коллектива и завести много друзей. Твоему малышу сейчас нужна поддержка: у него трудный период. Не забывай об этом и сделай все, чтобы облегчить крохе адаптацию.

Даже среди первоклашек есть разделение на популярных и непопулярных одноклассников.

Хорошо, если ребенка просто игнорируют или терпят, но гораздо хуже, если нелюбовь проявляется с и насмешками.

Есть дети, которых такая ситуация совершенно не беспокоит - они живут в своем замкнутом мире, но есть такие школьники, которые сильно страдают от невозможности изменить положение вещей.

Повлиять на ситуацию можно в младшей школе , когда общение между сверстниками проходит пока еще на уровне совместных игр, и состав постоянных групп (кругов друзей) еще неясен. В этом возрасте дети прислушиваются ко взрослым, к мнению родителей и учителей, ждут от них поддержки и помощи.

Если к старшим классам скорректировать коммуникативные проблемы ребенка не удастся, то же самое ждет его и в студенческих, и в рабочих коллективах.

Основные причины недружелюбности:

  • физические дефекты или особенности внешности;
  • низкий интеллектуальный уровень, отставание в учебе;
  • одаренность ребенка;
  • неопрятный внешний вид, несоблюдение гигиенических норм;
  • застенчивость или, наоборот, навязчивое стремление к ;
  • ребенок ябедничает, стараясь привлечь внимание;
  • низкий достаток родителей;
  • гиперопека родителей;
  • переход ребенка в другую школу или другой класс;
  • этнические и национальные отличия.

Наталья Григоренко, психолог : «Довольно сложно выделить четкие причины непопулярности ребенка в школе. Общение между людьми в каждом коллективе - разное. Чтобы выяснить истинную причину и помочь школьнику, нужно пообщаться с ним лично. Конечно, многое зависит от коллектива, правильного поведения взрослых, в частности, родителей. Ни в коем случае нельзя бросать ребенка одного в такой сложной ситуации» .

Чтобы выявить истинные причины непопулярности своего ребенка, разговаривайте с ним как можно больше . Не о конкретной проблеме, а просто ни о чем и обо всём. Поговорите о том, как дела в школе, может, мимоходом всплывет информация о взаимоотношениях в классе, о зарождающихся проблемах. Проанализируйте поведение ребенка в будни и в выходные дни.

О проблемах в общении с одноклассниками могут говорить такие «сигналы» :

  • одноклассники звонят крайне редко либо не звонят вообще;
  • ребенок сам не звонит им или делает это очень редко;
  • не рассказывает об одноклассниках;
  • ребенка не зовут на вечеринки или дни рождения;
  • он сам не знает, кого позвать на свой День рожденья;
  • постоянно ищет предлоги, чтобы не ходить в школу;
  • сидит дома по выходным или гуляет только с родными;
  • не участвует в школьных мероприятиях.

Что делать?

Важно, чтобы ребенок не сломался за то время, пока он будет оставаться отвергнутым: не озлобился, не замкнулся и не опустил руки.

Коммуникативные проблемы . Учите ребенка рассказывать о себе, своих увлечениях, интересоваться желаниями и стремлениями других людей. Объясните, как поддерживать разговор. Поощряйте его желание звонить сверстникам, но предварительно обсудите, что он хочет сказать. Проговорив и осмыслив информацию, ваш младшеклассник будет чувствовать себя более спокойно во время телефонного разговора.

Если ребенок застенчив . Поговорите с учителем, чтобы он включал вашего школьника в совместную внешкольную (или школьную) деятельность. При этом важно создавать ситуацию . Такой ход поможет ребенку почувствовать себя более уверенно.

Сложности в общении могут появиться и у детей, которые навязчиво стремятся к лидерству . Научите ребенка выражать свои желания, потребности, чувства. Объясните, что это поможет окружающим понять их и более адекватно на них реагировать.

Неуспеваемость в школе тоже влияет на отношение одноклассников. У всех детей разные способности, и требовать от каждого быть отличником - по крайней мере, глупо. Чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным, найдите ему , где он сможет реализоваться. Поощряйте новые увлечения своего ученика, предлагайте новые варианты. Помогите ему найти себя.

Физические недостатки или особенности внешности . Здесь нужно сразу действовать! Когда дефект нельзя устранить сразу, компенсируйте его физически или психологически. Очень полный ребенок пусть сядет на диету и займется спортом, а слабый и худенький - усилит физические нагрузки. Если проблем с нет, то очень скоро сверстники перестанут замечать внешние недостатки у веселого и доброго друга.

Низкий достаток родителей . Если в классе устоялось мнение, что положение человека определяется его материальным достатком, то ребенку будет сложно донести, что это не самое главное в жизни. Ему же хочется быть, как все6 дорого одеваться, иметь дорогой гаджет и т.д. При выборе одежды легко можно слукавить: выбирать вещи того же стиля, но менее популярных брендов: выглядеть школьник будет не хуже. Научите ребенка копить деньги на желаемую вещь, объясните ему ценность заработанных денег.

Переход в другую школу или класс . Часто резкая смена коллектива сопровождается . Но сейчас ребенку нужно абстрагироваться: присмотреться к созданным в коллективе группам, выбрать похожие увлечения, взгляды, интересы. Ему нужно быть активным, но не навязчивым, включаться в совместную деятельность, ведь одноклассникам нужно узнать о новичке как можно больше.

Наталья Григоренко, психолог : «Если в детском саду или в другой школе проблем с коммуникацией с одноклассниками не было, то в новом классе появились некие обстоятельства, которые провоцируют защитные механизмы ребенка. Ежедневно спрашивайте, как прошел день в школе, пусть рисует картинки на тему «Моя школа», «Мой класс», «Мои школьные друзья», «Моя первая учительница», «Мой лучший друг», «Я и класс» и т.д. Конечно, не всё сразу, а постепенно. Расспрашивайте, что он нарисовал, кого изобразил черным, коричневым или серым цветом, какого размера, в какой части листа. Рисунки покажут Вам проблему».

Конечно, причин не складывающихся отношений в классе может быть гораздо больше. Но вам главное - поверить в своего ребенка, разговаривать с ним как можно больше о его жизни и возможных проблемах. Помогите ему найти друзей, ведь поддержка родных и сверстников - это важная составляющая социальной адаптации.

Будьте внимательны к своему ребенку. Успехов!

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь-ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про-звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю-дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Здравствуйте. Мне 33 года. Замужем, растут два сыночка 7 и 12 лет. Проблемы у старшего сына., а соответственно у всей нашей семьи. Начну с самого начала. Родился путём кесарева сечения (очень крупный для меня - 4,5 кг). В сад пошёл в два года. В 4 года перевели в другой детский сад,тот, что поближе к дому. Когда он был в старшей группе, заметила, что детки с ним играют с неохотой, но в подготовительной группе появился друг - Ваня. Очень хороший мальчик. Наверное большой ошибкой, с моей стороны, было отдать ребёнка в школу, в которой садичных деток не было вообще. Но я как то не предполагала, что это может так закончится. Первый класс -всё чудесно! Дружит со всеми понемногу. С начала второго класса начались проблемы. дети отталкивали его, а он все равно лез к ним. Очень он у меня общительный, даже слишком. Даже я иногда устаю от его навязчивости.К концу второго класса пришлось забрать документы. и перевести ребёнка в другую школу, так как ситуация стала очень сложной.Плюс к проблемам с одноклассниками, добавлялась ещё и учительница, которая орала, как потерпевшая. Дети даже на первую парту садится отказывались, слюнями забрызгивала. И я решила забрать ребёнка из такой тяжёлой психологической атмосферы. Перешли мы в школу к садичным деткам. Третий класс - всё чудесно! У сына много друзей, хороший классный руководитель - в школу, как на праздник. Четвёртый класс начался с проблем. что он там не поделил с лидером класса, для меня осталось загадкой. "Пытала" сына, разговаривала с одноклассником, беседовала с учительницей. Всё бы ничего, но мальчишка обзывал моего сына "гомосеком", "голубизной". Отказывался сидеть с ним рядом, здороваться за руку. Общалась с мамой этого мальчика, все становилось болеее менее нормально на месяц-два. Потом снова здорова. Сын дрался с ним- ничего не помогало. Но все остальные одноклассники - общались нормально. Даже защищали моего сына. Пятый класс - это какой-то ужас. Первое сентября началось с того, что все мальчишки стали убегать от моего. стоят кучкой, но как только мой подходит,перебегают на другое место. Он мне позвонил, говорит:"Мам, они от меня убегают" Я ему посоветовала стоять тихонько в сторонке и не бегать за ними. Через время вроде бы начали общаться. Каждый день спрашиваю у него, как дела в школе. То с ним общаются, то убегают от него, то обзываются (тепреь уже всем классом, этими же словами), то в гости приходят. Он это очень тяжело переживает. Сейчас ситуация усугубилась. В понедельник он дал сдачи одному однокласснику. тот его душить начал, ну мой и отлупасил его. А теперь весь класс с ним не разговаривает. Бегают мимо, обзываются и убегают. А всему классу морду не набьёшь... . Сын ещё ходит в художку недавно пошёл на каратэ. В прошлом году дружил с двумя мальчиками, в этом одного из них перевели в другой класс, теперь они учатся в разные смены и в художке не видятся. Живет этот мальчишка недалеко от нас, но вгости друг к другу тоже не часто ходят. Я не против, но та мама не особо своего пускает. На выходных, сын был у него в гостях, пришел оттуда с просьбой перевести его в школу этого мальчика. В общем то, не знаю что и делать. Минусов много:1- школа далековата, (зимой, утром темно и я вожу его в школу, но т.к я работаю с пол восьмого, а нынешняя школа находится рядом с моей работой, то он сидит у меня на работе до 7-45, а потом идет в школу) - в этой школе так не получится. Мне прийдётся оставлять его за 40 минут до начала уроков возле школы, что не очень хорошо. 2- в этом году в школу идёт младший сын. Опять же: возить, забирать. По моему глубокому убеждению -братья должны учится в одной школе. ну и третье и самое важное: не факт, что в новой школе всё не повторится. Плюс только один: друг. Если бы этот друг был лучший, или если бы я былы уверена, что он и дальше будет другом, я бы ни секунды не думала. А так - боюсь.
Очень прошу помощи, буду благодарна за любой совет. Очень жалко сынишку. Недавно разгоаривали с ним на тему самоубийства детей. Спрашивала про причины (по его мнению). Назвал несколько: плохая учёба и издевательства одноклассников. Я объяснила, как смогла., что жизнь дороже, что есть родители, для которых он самый лучший. Заверил меня, что такие мысли его не посещают. Буду надеятся, что не обманывает.

Если вы замечаете, что ребенок регулярно возвращается из школы подавленным, ищет причины туда не ходить, избегает разговоров об одноклассниках, плачет без особой на то причины и чувствует себя одиноким – скорее всего, ему трудно влиться в школьный коллектив сверстников.

Дети-изгои: истоки проблемы

Родные люди подают малышу модель взаимодействия в обществе. Замкнутые и необщительные родители, скорее всего, приведут в школу ребенка с таким же характером, который в коллективе станет одиночкой и жертвой нападков. Противоположная, но не менее опасная ситуация – семейная гиперопека, убеждение ребенка в его исключительности и превосходстве над сверстниками. Попавших в школьный коллектив «зазнаек» быстро возвращают с небес на землю, делая их изгоями в классе.

Провокатором негативного отношения сверстников к ребенку может стать по той или иной причине невзлюбивший его учитель. Для этого «педагогу» вовсе необязательно опускаться до прямых оскорблений– достаточно постоянно называть ученика лишь по фамилии, чаще наказывать и никогда не хвалить. Пренебрежительное отношение взрослого быстро передастся детскому коллективу, особенно если речь идет о младших школьниках. В результате и ходить в школу.

Типичные ошибки отвергаемых детей

Детские нападки на сверстников длятся до тех пор, пока «жертва» дает повод и подогревает интерес. Издевающихся над ребенком одноклассников может забавлять его слишком эмоциональная и не совсем адекватная реакция на нападки. Отвергаемых детей следует учить сдерживать свои чувства, управлять эмоциями, правильно оценивать смысл слов и поступков окружающих. Остудить пыл нападающих можно, выдав реакцию, которой они не ожидают – к примеру, рассмеявшись в ответ на дразнилку или отреагировав на нее с абсолютным равнодушием.

Второй тактической ошибкой детей-изгоев является их огромная привязанность к одноклассникам и взрослым, проявляющим хотя бы малейшую по отношению к ним симпатию. Такой привязанностью недобросовестные сверстники могут просто-напросто пользоваться («Я погуляю с тобой после уроков, а ты мне дашь списать домашнее задание»), а действительно симпатизирующие ребенку – перейти во вражеский стан, избегая чрезмерной навязчивости ищущей поддержки «жертвы».

Помощь взрослых

Родители могут помочь своему ребенку наладить отношения с одноклассниками, однако действовать напрямую, отправляясь в школу на шумные «разборки» с детьми и учителями в большинстве случаев не стоит. Непосредственное вмешательство родителей необходимо лишь в той ситуации, когда конфликт ставит под угрозу физическое или психологическое здоровье ребенка.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками за пределами школы – устраивайте детские праздники, совместные походы, придумывайте общие дела. Не забирайте малыша из школы сразу после окончания занятий, позвольте ему порезвиться на площадке вместе с другими детьми – это важный этап социализации. Помогите ребенку выстроить дружеские отношения с симпатичным ему одноклассником – наличие хотя бы одной взаимной симпатии значительно облегчит адаптацию к школьному коллективу.



Публикации по теме