Профилактика травматизма в доу и условиях семьи. Консультация «Предупреждение детского травматизма в ДОУ

Виды и причины детского травматизма. Меры по предупреждению детского травматизма в ДОУ.

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний.

В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности.

Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий.

При анализе многочисленных случаев детского травматизма можно заметить его зависимость от пола (мальчики подвергаются воздействию различных травмирующих агентов чаще, чем девочки. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек) и возраста : здесь подразумевается качественный состав всех случаев травматизации.

Так, установлено, что у детей первого полугодия жизни значительно чаще, чем у детей других возрастов, отмечаются случаи попадания в дыхательные пути инородных тел и ранения тканей ротовой полости ; это объясняется тем, что в этот период рецепторный аппарат слизистой оболочки ротовой полости является доминирующим, и ребенок тянет в рот все, что ему попадается под руку. В годовалом возрасте большинство детей начинает самостоятельно ходить, что создает предпосылки для падений с невысоких предметов и на ровном месте . В более позднем дошкольном возрасте с развитием некоторой самостоятельности и повышением уровня любопытства значительно возрастает и вероятность не только механических травм, но и электрических, термических, химических ожогов, а также ранений.

Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35 %), травмы при падении (22-20 %), повреждения острыми предметами (18-20 %), термическое воздействие (15-17 %). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.

К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях.

Причины детского бытового травматизма :

Неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

- отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, не огражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);

Недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;

Дефекты воспитания дома, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Причины детского травматизма в ДОУ:

1) На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным песком;

2) На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

3) На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

4) на четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП.

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В работе по профилактике детского травматизма в детском саду необходимо придерживается следующей системы :

1. Четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада:

Оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) должны осматриваться на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Ежедневно должна вестись проверка состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены; игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводить мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.

3. В зимний период проводить мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком.

4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма должен вестись контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводиться проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек).

5. Должны проводиться с детьми беседы по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах.

6. должна вестись работа с родителями т.к. круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада.



Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Такими причинами могу быть плохая ориентировка детей в окружающей обстановке, недостаточная дисциплинированность детей, когда они на прогулке, также часто дети травмируются, падая с горок, лестниц, деревьев, качелей, оград и в попытках залезть на шведские стенки и другие подобные спортивные снаряжения. Часто травмы возникают у детей, играющих группами, во время столкновения друг с другом. Нередко также возможны различные ушибы из-за ударов о стеклянные двери, батареи и другие предметы.

Есть объективные причины, приводящие к распространенности детского травматизма. Это сильная возбудимость и расторможенность детей, приводящая к желанию полихачить (особенно часто наблюдается у мальчиков) и детская гиперактивность, которая ведет их к риску травм из-за неумения отвечать за последствия своих действий.

Основными факторами детского травматизма в детском саду можно считать, во-первых, отсутствие должного присмотра за детьми, т.е. слабый контроль со стороны работников учреждения и во-вторых, либо недостаточно проработанная, либо вообще отсутствующая система по предотвращению травматизма.

Как предотвратить травматизм детей в садах

Взрослое окружение ребенка должно стремиться уберечь ребенка от происшествий и вырастить его здоровым и крепким. Основным средством против травматизма является, прежде всего, правильное воспитание, о котором должны позаботиться в первую очередь родители, причем при этом они должны учесть даже мелкие детали. Чем раньше ребенок усвоит то, чему его учат, тем меньше вероятность травматизма. Воспитательный процесс должен продолжаться и в детских учреждениях, посредством созданий благоприятных условий для ребенка и надлежащего ухода за ним.

Полки и шкафы в комнатах, где могут находиться дети, необходимо как можно надежней и прочней закрепить на своих местах. На дверях с частичным остеклением нужно установить деревянные щиты, таким образом, чтобы ребенок не мог пострадать, если он случайно ударится о дверь. Запоры и замки должны располагаться так, чтобы дети не могли получить к ним доступ, а на лестничных пролетах обязательно наличие перил и прочих ограждений.

Не следует украшать лестничные пролеты тяжелыми кашпо, картинами, эстампами и прочими вещами, которые потенциально могут травмировать детей.

В независимости от расположения должны быть тщательно и прочно закреплены любые музыкальные инструменты.

Совершенно необходимо полностью исключить хранение любого рода моющих, дезинфицирующих и прочих такого рода веществ на пищеблоке, в туалетах и комнатах, в которых могут находиться дети. Эти вещества следует хранить в особых местах, недоступных для детей. В аптечке, наличие которой обязательно, не должны храниться лекарства, не предназначенные для детей.

На территории учреждения для детей необходимо поддерживать порядок и чистоту. Само учреждение должно быть огорожено, для исключения возможности доступа диких и бродячих животных. Каждый день, либо до прихода детей, либо после их ухода, территория должна убираться. Зимой все площадки, дорожки и тропинки нужно расчищать от снега, а летом, при чересчур сухой погоде, поливать не менее 2 раз в день.

Осенью и весной на прилегающей территории надо проводить обрезку кустарников и деревьев.

Запрещено использовать любые ядохимикаты при работе с растениями, чтобы исключить возможность отравления детей и работников учреждения.

При озеленении территории нельзя использовать ядовитые растения и растения, имеющие шипы и колючие листья. Подобные растения должны удаляться, при их обнаружении на участке.

При использовании оборудования, как на территории, так и в помещениях учреждения, необходимо убедиться, что оно устойчиво и не может принести вреда детям.

Травмоопасные ситуации:

профилактика детского травматизма в ДОУ

Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм.

Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т. д.

Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров.

Существуют объективные причины детского травматизма:

    ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию);

    расторможенность и высокая возбудимость (азарт и лихачество, особенно у мальчиков). На первый взгляд кажется, что травма малыша - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так.

Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых.

Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дошкольники получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы, можно классифицировать.

По видам:

    падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);

    падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);

    ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);

    ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);

    ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);

    обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);

    укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);

    отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);

    повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);

    ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом);

    занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов;

    палки, колючие растения).

Травмоопасные ситуации:

    в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.);

    в результате шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);

    при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате;

    при купании в водоемах;

    во время игр на проезжей части.

Основными причинами возникновения повреждений в дошкольных учреждениях являются, прежде всего, неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике детского травматизма в ДОУ.

III. Создание безопасных условий в дошкольном учреждении

Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды.

Основная "вакцина" против травматизма - правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма в ДОУ. Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за дошкольниками.

Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста малыша. Лестничные марши должны иметь ограждения.

Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев. Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены. Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных малышам.

Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.

На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников. Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детского контингента и персонала дошкольного учреждения .

Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючими листьями. Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения должно быть надежно и устойчиво закреплено и исключать все возможные случаи травмирования.

IV. Требования к работникам дошкольного учреждения

Администрация дошкольного учреждения должна создать травмо-безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательными, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дошкольники во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами. Всегда надо помнить, что в работе с детским контингентом первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.

Обслуживающему персоналу запрещается:

  • привлекать малышей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;

    оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).

Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о мероприятиях по профилактике детского травматизма в ДОУ, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в недоступных местах, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы ребята не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.

Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у воспитанников данного учреждения в специальном журнале. Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольного учреждения все случаи травматизма, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм.

V. Требования к организации и проведению занятий с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить малыша к осторожности, которая отсутствует у дошкольников, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия малышей приобретают все более осмысленный характер. Дошкольники должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию дошкольников событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке малыши не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Дошкольники должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить воспитанников со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

В процессе игр важно:

    приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т. д.;

    необходимо, чтобы дошкольники овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом;

    в среднем и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы воспитанников следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.

Необходимо знакомить дошкольников с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику. Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д.

Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Малыш, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир воспитанника, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Дошкольники сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания.

Такие беседы оставляют яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.

Построение беседы

Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все воспитанники активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Малыши рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы.

После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает воспитанников высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу - как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают дошкольников, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Использование наглядности

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Малыши учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дошкольники, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других малышей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

VI. Оборудование и материалы

Основным оборудованием для проведения занятий являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни дошкольников. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни, проживающих в данной местности.

Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать родители, шефствующие организации и школьники. Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: "Ушибы упавшими сверху предметами", "Падения с высоты", "Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)", "Ранения острыми предметами" и другие в соответствии с приведенной выше классификацией и местными условиями.

VII. Работа детского сада с семьей

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье кроха делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего малыша, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях малыша на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия. Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста воспитанников и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.

Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи. Главными из них являются:

    расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях малышей данного возраста, его поведения в окружающей среде;

    воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с крохой;

    формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни дошкольников данного возраста;

    какие и когда возможны повреждения;

    обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему;

    чем и как заниматься с ребенком дома.

Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.

Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.

Многие родители приводят пострадавших малышей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.

Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Дошкольникам нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с малышом сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам.

Можно постепенно приучить ребенка быть:

    внимательным;

    аккуратным;

    отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т. д.);

    обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.

Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций. Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное - убедительным и запоминающимся.

В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.

Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, коньках, прогулках в лес без присмотра старших.

При поступлении в школу заботу о малыше в значительной мере берет на себя школа. Однако это не снимает ответственности с родителей, так как дети очень восприимчивы к личному примеру окружающих их людей, а родителей в особенности.

VIII. Оформление уголка по профилактике травматизма

В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у дошкольников. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом - падения с велосипедов, самокатов, качелей, со стогов сена; утопления. Осенью - падения с деревьев при сборе фруктов, орехов; переохлаждения. Зимой - падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.

Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или раздевальной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.

Когда дети из-за невнимательности, шалости или непослушания получают травмы непосредственно в детском саду, такие случаи следует отразить в "Молнии" и поместить на какое-то время на стенде или в методическом кабинете.

IX. Контроль и руководство работой по профилактике детского травматизма в ДОУ

Заведующий и медицинский персонал дошкольного учреждения осуществляют контроль и руководство работой по предупреждению травматизма у детей. Заведующий несет ответственность за обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья детей каждой возрастной группы в помещении и на участке, воспитание навыков безопасного поведения детей в окружающей обстановке, повышение роли семьи в деле охраны жизни и здоровья детей, а также организует учет и регистрацию всех несчастных случаев с детьми во вверенном ему дошкольном учреждении.

В целях повышения эффективности профилактической работы в детском саду заведующий руководствуется соответствующими инструкциями и программно-методическими документами и осуществляет контроль за ее проведением в тесном контакте с медицинским персоналом .

Целенаправленный контроль заведующий сочетает с ежедневным обходом дошкольного учреждения - с него должен начинаться рабочий день.

Цель ежедневного обхода - проверить соответствие гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых, а также подготовку персонала к рабочему дню.

Такой контроль повышает чувство ответственности каждого сотрудника за качество своей работы.

Ответственность за техническое состояние здания дошкольного учреждения несет заведующий хозяйством. Осмотры технического состояния здания должны проводиться систематически, а результаты - оформляться актом с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц. Исполнение решений должно находиться под постоянным контролем заведующего дошкольным учреждением.

Для того чтобы работа по профилактике травматизма в дошкольном учреждении была более эффективной, заведующий должен поддерживать тесные контакты с детской поликлиникой, органами санитарного просвещения.

Заведующий дошкольным учреждением вместе с воспитателями несет персональную ответственность за создание травмобезопасных условий, предупреждение травматизма, а также за каждый несчастный случай в детском саду.

Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Именно к таким относится ставшая остро социальной во всех странах мира проблема детского травматизма.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах после того, как удалось резко снизить заболеваемость детскими инфекциями, основными причинами смертности детей стали травмы.

Они же во многих случаях приводят к инвалидности.

В США, например, ежегодно госпитализируется около 300 тыс. детей, получивших травму головы, и примерно 20 тыс. из них всю жизнь страдают от ее последствий.

В Западной Европе и США профилактикой травматизма у детей начали заниматься с 30-х гг. нашего столетия. Все попытки снизить процент детского травматизма не имели успеха. Отсутствовала система в работе. Только в 1951 г. в Нью-Йорке в "День здоровья" была принята программа, предусматривающая воспитание медицинских кадров, изучение природы несчастных случаев у детей, а также воспитание родителей. А позже, в 1954 г., организована комиссия по борьбе с детским травматизмом.

В России, еще на заре Советской власти, когда создались крайне тяжелые условия жизни в стране, в феврале 1919 г. декретом Совета народных комиссаров был учрежден Совет защиты детей, призванный уберечь подрастающее поколение от голода, разрухи и болезней. В 1936 г. при Харьковском горисполкоме впервые создается комиссия по борьбе с детским травматизмом, а в 1947 г. в Москве состоялось Первое Всероссийское совещание ортопедов-травматологов, где обсуждалась проблема детского травматизма. При Ленинградском детском ортопедическом институте им. Г.И. Турнера был организован методический центр.

В 1960 г. в Москве создается научно-методический центр ортопедии и травматологии при Главном управлении здравоохранения Мосгорисполкома, по данным которого в 1970 г. детский травматизм составлял уже 20% от травматизма всего населения Москвы.

С 1972 г. при Министерстве здравоохранения СССР действует Всесоюзная межведомственная комиссия по борьбе с детским травматизмом, а с 1983 г. - Всесоюзный научно-организационный центр по профилактике бытового и детского травматизма при Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова.

За последние годы работа по предупреждению детского травматизма заметно активизировалась. Расширились и укрепились деловые контакты органов народного образования и здравоохранения с Государственными автомобильной и пожарной инспекциями; к работе подключились средства массовой информации, общественность. Тем не менее уровень детского травматизма в стране, особенно в крупных городах, продолжает оставаться высоким.

Травмы детей можно классифицировать: по возрастному принципу

грудного возраста - 3,5%

от 1 до 3 лет - 9,5%

от 3 до 7 лет - 22%

от 7 до 15 лет - 65%

по характеру повреждений

сотрясения мозга - 35%

переломы - 46%

прочие - 19%.

Причины травм:

Падение – 35%

Удар о дверь – 21%

Столкновение – 14%

Другое – 30%

В каждой семье, где ребенок перенес травму, нарушен нормальный ритм жизни. Все подчинены положению пострадавшего. Родители вынуждены оставлять рабочие места, ухаживая за ребенком, что наносит немалый экономический ущерб государству.

Ситуаций, чреватых получением травм, очень много.

Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей.

Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.

Существуют объективные причины детского травматизма:

    ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию);

    Расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).

Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления.
Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации.
Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать.

По видам:

падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);

падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);

ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);

ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);

ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);

обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);

укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);

отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);

повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);

ушибы от избытка движения (об угол, о дверь, столкновения друг с другом);

занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).

Травмоопасные ситуации:

в процессе подвижных игр ("Салочки", "Прятки", "Жмурки", бег наперегонки, спрыгивания и т.д.); в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов); при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате; при купании в водоемах; во время игр на проезжей части.

Основными причинами возникновения повреждений у детей в дошкольных учреждениях являются, прежде всего, неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике травматизма.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.

Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.

Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольного учреждения все случаи повреждения у детей, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм.

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов.

Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации.

Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей.

В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т.д.

Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.

Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.

Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.

Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу - как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей.

Можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности.

Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными:

"Ушибы упавшими сверху предметами",

"Падения с высоты",

"Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)",

"Ранения острыми предметами" и другие.

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.

Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.

Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи.

Главными из них являются:

расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;

воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;

формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;

обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;

чем и как заниматься с ребенком дома.

Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации. Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.

Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков.

Детям нужен наглядный материал, показ.

Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод.

Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т.д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.

Оформление уголка по профилактике травматизма.

Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Общие мероприятия:

Контроль (но не надзор!) за деятельностью ребенка, поощрение самостоятельности под ненавязчивым присмотром взрослых.

Беседы с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения.

При этом информация должна преподноситься не в форме запретов и требований («Нельзя!», «Не трогай!»), а в форме доступного объяснения («если прикоснуться к горячему утюгу, будет ожог – кожа покраснеет, может появиться пузырь - это очень больно и очень мешает; поэтому надо быть особенно осторожным с горячими предметами»).

Также важно следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок; «упадешь!» «ударишься!».

Чтобы этого не произошло, гораздо лучше сказать:

«Смотри под ноги», «Будь внимателен!»

Формирование у ребенка чувства ответственности за свои действия

Развитие ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики, Правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост гармоничное физическое и психомоторное развитие.

Важную роль играют физические упражнения направленные на развитие координации движений детей.

Координация - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio - взаимоупорядочение . От нее зависит каждое движение человека. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.

Ребенок учится координировать свои действия вплоть до 16-18 летнего возраста, когда прекращается рост.

Человеческое тело растет не равномерно: то руки вырастут, то ноги. Представьте себе, что вы проснулись утром и обнаружили, что ваш рост увеличился на пару метров. Когда вы наконец-то справитесь со всеми эмоциям возникшими в связи с этим волшебным превращением, вам нужно будет начать действовать, и тогда все самые простые действия будут заставлять вас думать над каждым движением.

Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей.

Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность двигательных актов обусловливают значительные трудности в исследованиях движений человека.

Развитие регуляторных функций двигательной системы ребенка во многом объясняют исследования возрастных особенностей реципрокной иннервации мышц; интенсивное развитие реципрокной регуляции мышц происходит в период от пяти до семи лет и в подростковом возрасте.

Координация движений невозможна без пространственной ориентировки , она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения.

На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка.

И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям.

Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными.

Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме.

Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия , которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...