Конспект логопедического занятия «Зимушка-зима. Развитие речи.лексические темы"зима и "зимние забавы"

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Жадина»

Игра «Один - много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Наоборот»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая... (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

Литература:

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Серия логоритмических занятий по лексической теме "Зима" для дошкольников 5-6 лет

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: активизация словарного запаса по лексической теме «Зима», развитие фразовой речи, мышления.

Задачи:
развивать эмпатию, коммуникативные навыки, чувство темпа;
развивать звуковысотный слух, голосовой диапазон, координацию пения и движения;
отрабатывать длительное плавное дыхание, развивать артикуляционную моторику;
обучать регулированию мышечного тонуса, развивать пластику, слуховое внимание;
автоматизация поставленных звуков в речи детей.

Описание: Серия данных логоритмических занятий была мною разработана для детей старшего дошкольного возраста и является циклом продолжения логоритмики в старшей логопедической группе. Эти занятия проводились совместно с музыкальным руководителем ДОУ. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям.

Занятие № 1 «Зима»

Задачи:

закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление;
упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени;
учить соотносить движения с текстом;
вырабатывать правильную воздушную струю;
развивать звуковысотный слух, голосовой диапазон, координацию пения и движения.

Оборудование: картина «Зима», мячик, ватные шарики.

Ход занятия
1. Организация начала занятия.

Дети становятся в круг.

2. Креативный тренинг.
Беседа о зиме (закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление).


Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Зимой.
- Правильно, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
- Какое время года изображено на картинке? (На картинке нарисована зима.)
- Расскажите о земле. Как она выглядит? (На земле лежит снег).
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?». Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий).

3. Вокальное музицирование.

4. Креативный тренинг (продолжение беседы).
Игра «А что вчера?» (упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени).
- Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Мячик волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
- Сегодня снег падает, а вчера падал.
- Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
- Сегодня снег тает, а вчера таял.
- Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
- сегодня снег идёт, а вчера шёл.

5. Игрогимнастика.

На деревьях, на аллее
Снег летит муки белее,

Мягкий, хрупкий и пушистый.




6. Креативный тренинг (продолжение беседы по картине).
- Опишите небо. Какое оно? Начните со слова «небо» (небо светлое, чистое, высокое).
- А что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните со слова «деревья» (деревья голые, заснеженные).
- Каких птиц мы видим на картине? (голуби, синички, снегири, вороны, воробьи)
- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
- Как вы думаете, от какого слова образовано слово «зимующие»? (от слова зима)
А что делают в парке люди? Как они одеты? Почему? (они одеты тепло, потому что на улице холодно, мороз)

7. Игроритмика.
Игра «Погреем руки» (учить соотносить движения с текстом).
- Зимой на улице мороз. Мёрзнут руки на морозе, давайте их погреем. Для этого нужно потереть ладошку одной руки о другую, сжать кулачки.

Ах, ты зимушка-зима!
Не боимся мы тебя.
Мы ладошки «замочком» сожмём,
Их погреем и дальше пойдём.

Игра «Обойди сугробы» (учить соотносить движения с текстом).

Ребята, пока мы с вами грели ручки – выпал снег.

Вился, вился белый рой Ходьба обычная
Лег на землю, - стал горой
Мы след в след пошли Ходьба след в след
И сугробы обошли Ходьба змейкой

8. Дыхательно-артикуляционный тренинг.

Давайте ещё поиграем в игру «Сдуй снежинку».

9. Креативный тренинг (продолжение).
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- А какой сейчас зимний месяц? А какой зимний месяц наступит вторым (третьим)?

Игра «Назови месяц» (запомнить название зимних месяцев).
Мячик волшебный,
В руки будет к вам скакать
Зимние месяцы называть.

Играет быстрая музыка, как только она остановилась, ребёнок, у которого остался мяч, называет очередной зимний месяц.

10. Итог занятия.
Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).



Занятие № 2 «Зима. Зимующие птицы»

Задачи:
развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции;
закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима. Зимующие птицы.», развивать диалогическую речь, закрепить знания детей о зимующих птицах, учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление, воображение, обогащать словарь детей прилагательными по теме «Зимующие птицы»;
развивать координацию речи и движений в сочетании с музыкой, чувство темпа и ритма;
развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции;
развитие координации, укрепление мышц пальцев и кистей рук;
выработка правильной воздушной струи;
развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения

Оборудование: картинки птиц – воробей, ворона, сорока, снегирь, синица, сова, дятел, пингвин, мячики-ёжики, снежинки.

Ход занятия

Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»

С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Креативный тренинг.
а). Беседа о зиме (закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление).

А теперь ребятки послушайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
- Вот и осень закончилась. Перелетные птицы отправились в теплые края, а с нами остались воробьи, вороны, галки, сороки; зимовать прилетели снегири и синицы.
- А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? От какого слова произошло слово «зимующие»? (от слов «зимовать» - «зима»)

Б). Игра «Назови зимующих птиц» (закрепить знания детей о зимующих птицах; обогащать словарь детей).

Давайте с вами поиграем в игру «Назови зимующих птиц» (воробьи, вороны, галки, сороки, сова, снегири, синицы, дятлы, голуби).
(Играет музыка, дети передают мячик. Музыка замолкает – ребёнок с мячом называет зимующую птицу)

В) Отгадывание загадок (учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление).

А сейчас внимательно послушайте загадки (педагог показывает картинку, дети произносят слово):
- Чик-чирик!
К зёрнышкам – прыг!
Клюй! Не робей!
Кто это?
(воробей)
- На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар-кар-кар!»
(ворона)
- Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как наступят холода,
Я прямо с севера – сюда.
(снегирь)
- Как трещотка птица эта,
Одного с берёзкой цвета.
(сорока)

Скажи мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак?
(пингвин)
- Правильно – это пингвин (показывает картинку).

3. Игроритмика.
а) «Пингвин» (развитие координации речи и движений в сочетании с музыкой, чувства темпа и ритма).
- Давайте превратимся с вами в пингвинчиков.
Вокруг ножки обернись
И в пингвина превратись (дети оборачиваются).
(Под музыку и текст, произносимый педагогом, дети двигаются сначала на внешней стороне ступни, затем на внутренней).
Лед, да лед, лед, да лед,
А по льду пингвин идет.
Скользкий лед, скользкий лед,
Но пингвин не упадет.

Б) «Холодно-жарко» (развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции).

Когда холодно, мы надеваем теплые вещи (дети перечисляют их).
- Когда очень холодно, мы к тому же ногами притопываем (дети выполняют перепляс), а когда жарко – руками обмахиваемся, как веером.
(Под музыку дети идут по кругу. Педагог говорит: холодно, жарко. Дети выполняют соответствующие движения).

4. Вокальное музицирование.
- А теперь давайте споём песенку про снег.
Песня «Выпал беленький снежок» (Муз. палитра. № 6/2010, стр.29)

5. Игрогимнастика.
- А теперь, вокруг себя вы обернитесь и в снежинки превратитесь (дети кружатся – «превращаются в снежинки»).
На деревьях, на аллее
Снег летит муки белее,
Лёгкий-лёгкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Играет спокойная музыка, дети кружатся, ложатся как снег.
Горы снежной ваты встали за окошком,
Мы берём лопаты, чистим мы дорожки.
Играет ритмичная музыка, дети «чистят снег».
Игра повторяется несколько раз.

6. Игрориммика.
«Игра со снежками» (развитие мелкой мускулатуры пальцев рук).
- Выпало много снега, надо поиграть в снежки.
(Дети показывают, как идет снег, вращая кистями рук, затем «лепят» снежки, прижимая ладошку к ладошке, «бросают снежок» и греют руки, потирая их друг о друга.)

Игра «Подбрось снежок и поймай» (развитие координации, укрепление мышц пальцев и кистей рук).

Педагог раздает бутафорские снежки и дети играют в игру.

7. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Игра «Сдуй снежинки» (выработка правильной воздушной струи).
- Давайте ещё поиграем в игру «Сдуй снежинку».
На скамейке лежат ватные шарики – «снежинку». Необходимо улыбнуться, язык положить на нижнюю губу, сдуть вату. Щёки не надувать!

8. Креативный тренинг.
Игра «Кто как голос подаёт?» (развитие лексико-грамматических категорий, пополнение словаря по теме «Зимующие птицы»).
- Собрались однажды птички в стайку и завели спор о том, кто красивее голос подаёт (рассказ сопровождается показом картинок, дети повторяют голоса птиц за педагогом).
- Я ворона: кар-кар-кар. Я умею лучше всех каркать.
- Я сорока: стр-стр-стр. Я умею лучше всех стрекотать.
- Я сова: ух-ух-ух. Я умею лучше всех ухать.
- Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею лучше всех тинькать.
- Я воробей: чик-чирик. Я умею лучше всех чирикать.
- Я предлагаю вам превратиться в птиц и рассказать, как кто голос подаёт.
(Педагог раздаёт детям картинки птиц. Дети воспроизводят текст, рассказанный педагогом).

Игра «Узнай по описанию» (обогащать словарь детей прилагательными по теме «Зимующие птицы»).

Ребята птицы отличаются друг от друга тем, что они по-разному подают голос. А чем ещё они отличаются? (размером, окраской перьев, строением клюва и других частей тела, повадками)
- Попробуйте сейчас отгадать птицу, которую я вам опишу.
- Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый (воробей).
- Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный (снегирь).
- Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая, умная (синица).
- Красноголовый, большой, умный, зимующий (дятел).
- Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая (сова).

9. Итог занятия.









А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).

Занятие № 3 «Зима» (продолжение)

Задачи:
развитие и активизация внимания;
воспитание зрительно-пространственных ориентировок;
развитие речевого дыхания;
воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;
развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха;
развитие координации речи, движения и музыки;
развитие общей и тонкой моторики, мимики;
развитие чувства ритма, музыкального слуха;
воспитание воображения, творческой активности и инициативы;
развитие чувства коллективизма, взаимопомощи;
обучение умению подражать и перевоплощаться.

Оборудование: снежки, обруч.
Ход занятия
1. Организация начала занятия.
Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Речевая игра.
«Одевание» (развитие координации речи сдвижением).
К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежки,
Санки, лыжи и коньки.
-Давайте пойдём гулять. Но прежде необходимо одеться.
Наденем на ножки тёплые сапожки.
Это с правой ножки, это с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).
Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).
Наденем пальтишки, (гладим одну руку от запястья к плечу)
Пальтишки меховые, (обнимаем себя крепко)
И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).
И застегнёмся: (ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговиц).
Вот, так!
Пуговичка к пуговичке в ряд.
Что ж, готовы? Это дело!
И пойдём гулять мы смело!

3. Игроритмика.
а). Игра «Снежинки» (учить соотносить движения с текстом).
- Посыпались из тучи на землю снежинки.
- Какие они? (маленькие, холодные, белые)
- Что снежинки умеют делать? (кружиться, падать, летать)
- Вокруг ножки обернитесь и в снежинки превратитесь – проводится игра.

Падают первые с неба снежинки,
Кружатся лёгкие словно пушинки,
Медленно, плавно на землю ложатся
Белым ковром под ногами искрятся.
(Уронить кисти, согнуть локти, опустить руки. Покружиться. «Волны перед собой». Присесть на одно колено.)

Б). Игра «Рукавички мы наденем» (учить соотносить движения с текстом).

Много снегу выпало. Давайте поиграем в снежки! Только вот рукавички надеть не забудьте!
Рукавички мы надели, фонарики
Поглядите вы на нас: фонарики
В наших новых рукавичках
Мы начнём весёлый пляс. руки на пояс, покружиться
Мы похлопаем в ладоши, хлопки
Мы потопаем немножко, притопы
Рукавички отряхнём встряхнуть кисти рук
И опять плясать пойдём. Пружинки

В). Игра «Попади снежком в цель» (развитие меткости).
Выпал беленький снежок, всюду посветлело.
Лепим, лепим мы снежок, быстро и умело (лепят снежки)
Топ, топ, не зевай и скорей в меня бросай (бросают снежки в цель).

4. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Упражнение «Вьюга» (развитие плавного и длительного выдоха, закрепление правильной артикуляции звука [у]).
- Слышите, сюда летят вьюга и ветер.
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «з-з-з-з».
Застонал лес от вьюги: «м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: «м-м-м-м» (громко, низким голосом).
Стонут берёзы: «м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Шумят ели «ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «с-с-с-с».

5. Самомассаж.
- Мороз всё злее становится, как бы нос вам не отморозил!
Вот на улице мороз! Указательным пальцем массировать точку между бровями
Эй, потри скорее нос, В другую сторону
Подбородок отогрей мороз!. Массаж точки под нижней губой
Улыбнулись все скорей! В другую сторону
И у глаз потрём дружнее, Круговые движения на висках
Веселее, веселее. В другую сторону
Ну-ка взялись все за уши,
Ни к чему нам бить баклуши,
Покрутили, повертели –
Вот и уши отогрели.
Большие пальцы рук за ушами, выполнять круговые вращения в одну и другую сторону
Каждый палец согреваем,
Сильно-сильно растираем.
«снимать кольцо» с каждого пальца на одной и другой руке

6. Игроритмика.
«Обойди сугробы» (учить соотносить движения с текстом).
- Ребята, пока мы с вами грелись – выпал снег.

Вился, вился белый рой Ходьба обычная
Лег на землю, - стал горой
Мы след в след пошли Ходьба след в след
И сугробы обошли Ходьба змейкой

7. Вокальное музицирование.
- А теперь давайте споём песенку про снег.
Песня «Выпал беленький снежок» (Муз. палитра. № 6/2010, стр.29)

8. Игроритмика.
Игра «Как мы гуляли» (учить соотносить движения с текстом).
- Давайте расскажем как мы гуляли.

Маленькие ножки шли по дорожке. Идем частыми, короткими шагами.
Большие ноги шагали по дороге Идём большими шагами. Отмечая каждое слово.
Скрип-скрип, топ-топ!
Провалились мы в сугроб! Падаем и замираем на 10-12 сек.
Из сугроба вылезаем Поднимаемся.
И штанишки отряхаем, Отряхаемся
И пальтишки отряхаем,
Шапки тоже отряхаем.
Путь свой дальше продолжаем. Идем дальше.
А мороз-то крепчает! Ёжимся будто от холода.
И за носик нас кусает,
И за ушки щиплет,
И за щёчки кусает.
Ты, мороз-мороз-мороз! Грозим друг другу пальцем в ритме стиха.
Не хватай меня за нос!
Не щипай меня за ушки!
Не кусай меня за щёчки!
А мороз то крепчает, Ёжимся будто от холода.
Метель-вьюгу призывает.
Вьюжки-вьюжки-вьюжки-вью Вращаем перед собой согнутыми в локтях руками.
Колотушки колочу. Кулачки друг об друга энергично постукивают.
Заколачиваю, приколачиваю.

9. Вокальное музицирование.
Игра «Да или нет» (развитие слухового внимания на речевом материале).

Вы, ребятки, громко, дружно
Отвечайте то, что нужно.

Педагог задаёт вопрос. Дети, в зависимости от ответа, пропевают «Да-да-да» или «Нет-нет-нет».
- Январь – второй месяц зимы.
- Зимой на деревьях появляются почки.
- Зимой медведь спит в берлоге.
- Зимой птицы вьют гнёзда.
- Зимой часто идёт снег.
- Зимой листья зеленеют.
- Зимой дети катаются на санках.
- Декабрь – первый месяц зимы.
- После зимы наступит весна.
- Февраль – третий месяц зимы.

10. Итог занятия.
а). Упражнение на релаксацию (развитие воображения).
Дети в свободных позах с закрытыми глазами слушают спокойную вальсовую музыку, стараясь представить картину тихо подающего снега. Педагог читает слова:
Снежинки падают и весело кружатся,
Ведь им опасно в жизни лишь тепло.
Снежинки падают, им хочется смеяться,
Ведь на земле от них так будет всем светло!
Снежинки падают, зима уже крадется
И злой метелицей промчалась по полям.
Снежинки падают, и сердце громко бьется:
Идет зима, идет зима надолго к нам.

Б). Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, автоматизировать звук [c], учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с колонками, магнитофон, костюм Снегурочки, снежинки, 2 сундучка, 2 сугроба, колокольчик, дидактическая игра «Варежки», разрезная снежинка, салфетки с изображением снежинок, снежки, карточки с изображением солнышка и тучек, тарелочки для раздаточного материала, мелодия «Серебристые снежинки», сопровождающая презентация в Microsoft Office Power Point.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Логопед входит в группу в костюме Снегурочки встречает детей и проводит ритуал приветствия.

Я, девочка — Снегурочка.

Из кружев мой наряд.

Пришла я к вам, ребята,

В чудесный детский сад!

Давайте познакомимся.

Покажите мне свои ладошки.

Меня зовут Маргарита Сергеевна, а как зовут тебя?

(дети дотрагиваются ладонями и называют свои имена).

2. Основная часть.

1. Превращение в снежинки.

— Ну, вот мы и познакомились. Вы будете со мной играть?

— Будете моими снежинками?

— У меня есть волшебный колокольчик.

Колокольчик мой звени,

Всех в снежинок преврати

(дети кружатся и превращаются в снежинки).

Сегодня нам будет помогать компьютер и мы будем играть с ним, поэтому обязательно нужно сделать гимнастику для наших глаз. Присаживайтесь возле экрана.

2. Гимнастика для глаз.

Поморгайте правым глазом, а теперь левым, а теперь закройте сильно-сильно глазки, откройте. Посмотрите вправо-влево не поворачивая головы, а затем вверх и вниз.

3. Артикуляционная гимнастика.

Внимание на экран. (Слайд №2)

«Упражнение Снеговики»

1. Снеговик радуется снегу и морозу (улыбка, весёлое выражение глаз).

2. Снеговик грустит (опустить уголки губ вниз и передать печальное настроение).

4. Загадка

А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка, загадку.

Весь из снега одного,

Не обычен нос его,

Чуть теплей заплачет вмиг.

Кто же это?(снеговик)

Слайд №3 (мультипликационный короткометражный фильм про снеговика).

5. Беседа о зиме.

Слайд №4 (изображение природы зимой).

Снегурочка задаёт детям вопросы:

— А как вы думаете, ребята, какое сейчас время года?

— Как вы догадались?

— Какие зимние месяцы вы знаете?

— Назовите признаки зимы.

— Какие праздники мы встречаем зимой?

— Какие зимние забавы вы знаете?

— Во что вы любите играть зимой?

6. Упражнение «Назови ласково»

Я называю слово, бросаю кому-нибудь из вас снежок, а вы возвращая мне снежок это слово называете ласково. Например: ветер — ветерочек.

Снег-…, сосулька-…, санки-…, горка -…, мороз-…, зима-…, холод-…, снегурка-…, лёд-…

7. Упражнение «Подели слова на слоги»

Приготовьте ваши ручки, сейчас мы найдём самое длинное слово. Для этого поделим слова на слоги хлопками.

снег, сан-ки, сле-ды, мо-роз, со-суль-ка, сне-го-вик, сне-гу-роч-ка.

Какое слово было самое длинное? (Снегурочка).

8. Речевая игра со словом снег «Доскажи словечко» (Слайды №5-13)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… снег.

С неба всё летят пушинки, серебристые… снежинки.

На дорожку на лужок, тихо падает… снежок.

Вот веселье для ребят, всё сильнее…снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в… снежки.

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка — это девочка… Снегурка.

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил… снег.

9. Танец «Серебристые снежинки».

Выходите все снежинки ко мне. Мы будем танцевать. Возьмите по две снежинки. Дети танцуют со Снегурочкой танец снежинок.

10. Двигательное упражнение «Сугроб».

Снег кружится, снег кружиться,

Снег, снег, снег,

Рады снегу звери, птицы,

А ребята больше всех!

Вот снежинки полетали,

Покружились и упали!

Дворник, дворник, помоги!

За лопатою беги!

Дворник быстро подбежал,

Снег лопатою собрал.

Встал на месте том сугроб.

Сугроб снежный, волшебный.

Колокольчик наш звени,

Что в сугробе покажи…

(Снегурочка убирает сугроб, а там сундук, в сундуке салфетки с изображением снежинок).

11. Логоритмическая игра «Мой снежок».

Я с салфеткою играю,

И в комочек собираю,

Ещё раз, ну разок!

Получается … снежок!

Мы сейчас возьмём снежок,

Поиграем -ка, дружок!

12. Дыхательное упражнение «Снежинка».

А сейчас мы будем правильно дуть. Вы знаете как? Набираем воздух через носик, а выдыхаем через ротик, губки в трубочку.

Подул слабый ветерок, прилетел к тебе снежок. Устроим настоящий снегопад. На раз, два, три, дуем…

А теперь согрейте ручки тёплым воздухом, подуйте на свои ладошки.

13. Упражнение «Укрась варежку для Снеговика» (Слайд №14).

(Дети берут варежки разного цвета, находят пару и проходят за столы)

14. Пальчиковая гимнастика «»Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Сьели суп и спать легли.

А сейчас украсьте ваши варежки одинаковым узором.

15. Упражнение “Собери Снежинку” (Слайд №15).

— Ой, ребята моя снежинка рассыпалась. Вы поможете мне её собрать?

Дети помогают собрать картинку снежинки на ковре.

3. Итог.

— Посмотрите — ка, ребята, а рядом появился ещё один сугроб.

Чтобы он растаял вам нужно ответить на вопрос:

Вам понравилось со мной играть? Во что вам понравилось играть больше всего?

Какое у вас настроение? Возьмите солнышко, если вам понравилось играть, тучку, если не очень. И положите их вокруг сугроба.

Колокольчик наш звени,

Что в сугробе покажи.

(Снегурочка убирает сугроб, а там сундук с подарками для детей).

Мне очень понравилось с вами играть. Это подарки вам и вашим друзьям в группе от Снегурочки. Я к вам обязательно приду ещё в гости.

До свидания!

Примечания к презентации: слайд №13 — звуковой фильм; слайды №14, №15 используются в качестве подсказки для воспитанников, их можно включать и после выполнения задания для проверки правильности выполнения.

Наталья Пахомова
Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» для детей старшей группы с ОНР.

Аннотация : подгрупповое логопедическое занятие по теме «Зима » , для детей 5-6 лет с ОНР , направленное на развитие лексико -грамматических средств языка, развитие диалогической речи, формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Программное содержание :

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (беседа) ;

Учить выделять признаки, действия предметов;

Уточнять представления детей об основных цветах

Учить детей некоторым способам словообразования;

Расширять навык построения разных типов предложений

Цель : расширить и активизировать словарный запас по теме «Зима » , развить лексико -грамматический строй и диалогическую речь.

Задачи :

Коррекционно-образовательные. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима » . Совершенствование лексико -грамматического строя речи : учить выделять названия предметов, действий, признаков; учить детей некоторым способам словообразования (образование причастий) . Развитие навыков слогового анализа слов (деление слов на слоги) . Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь, расширять навык построения разных типов предложений, учить использовать предлоги «на, с, в» , обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Совершенствовать слоговую структуру слов . Учить подбирать синонимы, правильнее и точнее выражать свои мысли. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы : словесный, наглядный.

Приемы : эмоциональная заинтересованность, загадки, индивидуальный подход, словесное поощрение, Формы и виды детской деятельности : игровая, коммуникативная.

Предварительная работа. Прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снеговик» и пальчиковой гимнастики «Снежок» . Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения Вивальди «Времена года. Зима » .

Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Оформление. С. Вохринцева Окружающий мир. Зима . Дидактический материал, конверты со схемами предложений.

Реализация государственных требований : интеграция образовательных областей : «Музыка» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Здоровье» .

Образовательные ресурсы :

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Зима , зимние забавы. - СПб.: Паритет, 2005. (Серия «Грамматика в играх и картинках» ).

«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы : Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Коноваленко С. В. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия по лексико-сематической теме «Зима » для детей с ОНР изд ГНОМ и Д 2005.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет блочно-тематическое планирование / авт сос Э. Ф. Курмаева. - Волгоград : Учитель 2012

Сценарий организованной коррекционно-образовательной деятельности

I Оргмомент : звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима » , прослушивание отрывка из произведения.

Логопед : Ребята, вы прослушали музыкальное произведение на какое время года оно похоже?

Дети : Оно похоже на зиму.

Логопед : Правильно это зима к нам пришла .

II Введение в тему : беседа о приметах зимы.

Логопед : Ребята, а как мы узнаем, что к нам пришла зима ?

Дети :

На улице сильный мороз.

На улице выпал белый пушистый снег.

С крыш домов свисают сосульки

На улице метет сильная метель.

Ночь длиннее, а день короче.

Солнышко светит, но не греет.

На дороге гололед.

На дороге поземка.

III Основная часть

1. Загадки

*Художник невидимка

По городу идет

Всем щеки нарумянит

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

и на окне нарисовал

Сверкающие листья

(мороз)

*Без рук, без ног

А рисовать умеет

(мороз)

* Странная звездочка

С неба упала

Мне на ладошку

Легла и пропала

(снежинка)

* Что за нелепый человек

Пробрался в 21век

Морковка – нос в руке метла

Боится солнца и тепла.

(снеговик)

* Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце её припечет

Заплачет она и умрет

(сосулька)

* Мчусь как пуля я в перед,

Лишь потрескивает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня?

(коньки) .

*Рассыпала Лукерья серебряные перья.

Закрутила замела –

Стала улица бела

(метель)

*Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы

(санки)

*Меня не растили - из снега слепили

В место носа ловко вставили морковку,

глаза угольки, а губы сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?

(Снежная баба)

2. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы» и выкладывание схем предложений. Приложение 2

Логопед : Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки-подсказки, на которых изображены зимние развлечения. Скажите, как дети могут развлекаться в зимнее время года? Составьте свои предложения и выложите схемы предложения.

Дети :

Дети катаются с горки на санках.

Дети катаются на коньках.

Дети катаются на горных лыжах и сноубордах.

Дети играют в снежки.

Дети лепят снеговика и снежную бабу.

Дети строят снежную крепость.

Дети убирают снег.

Дети подкармливают птиц зимой.

Дети играют в хоккей.

3. Игра «Найди отличия» «На катке» . Приложение 1 (презентация слайд 9)

Логопед : Ребята посмотрите на эти две картинки и найдите 9 отличай

Дети :

1. У девочки на руке появился браслет

2. У мальчика в желтой куртке коньки разные цветом.

3. Мальчик в желтой куртке разжал руку.

4. У девочки в розовой куртке одна полоска.

5. У девочки в зеленой кофте ни стало голубой шапочки.

6. Хоккеисты поменялись местами.

7. У мальчика ни стало клюшки.

8. Дети катаются в паре.

9. Девочка упала влево.

А теперь ребята поиграем в игру телефон, приготовили свои ладошки.

4. Деление слов на слоги игра «Телефон»

Снег, сне-жок, сне-жин-ка, сне-го-вик, Сне-гу-роч-ка, сне-гирь. Назовите общую часть всех слов? (Снег)

5. Игра «Назовите общую часть слов» .

Логопед : Зимний, зимующий, зимородок. Дети : (Зима )

Логопед : Холодный, холодок, холодеть, холодильник. Дети : (Холод)

Логопед : Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки. Дети : (Мороз)

Логопед : Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

Дети : (Лед)

6. Физкультминутка

Упражнение «Снеговик» .

Давай, дружок, смелей, дружок,

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка

Медленно приседают.

Увы! - и нет снеговика.

Разводят руками, пожимают плечами. В. Егоров

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре - Загибают пальчики начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили - Лепят, меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий - Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью

И совсем-совсем не сладкий - Грозят пальчиком

Раз подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем

Ребята, теперь давайте подумаете и скажите.

7. Игра «Подбери признак» Презентация слайд 10-12

Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, чистый.

Мороз (какой) - сильный, злой, крепкий, слабый.

зима (Какая) - холодная, морозная, снежная, весёлая.

8. Игра «Подбери действие» Презентация слайд 13-14

Снег (что делает) - идёт, падает, кружится, лежит, скрипит.

Мороз (мороз что делает) - щиплет, трещит, кусает, рисует.

9. Игра «Образуй признак» Презентация слайд 15

снег блестит на солнце (значит он какой) блестящий на солнце снег,

снег сверкает на солнце - сверкающий на солнце снег,

снег искрится под лучами солнца - искрящийся под лучами солнца снег,

снег хрустит под ногами - хрустящий под ногами снег,

снег скрипит под ногами - скрипящий под ногами снег,

снег падает на землю - падающий на землю снег,

снег кружится в воздухе - кружащийся в воздухе снег.

10. Игра «Скажи иначе»

снегопад - метелица, метель, вьюга, буря, буран, пурга.

стужа - холод, холодина, мороз.

мёрзнуть - зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать от холода, леденеть, замерзать.

IV. Заключительная часть. Рефлексия .

Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» в старшей группе для детей с ОНР.

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Коррекционно-образовательные цели:
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:

Скачать конспект
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе
Предварительная работа: прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения « Снеговик» и пальчиковой гимнастики. Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения Вивальди « Времена года. Зима».
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, конверты со схемами предложений.
1. Организационный момент
Звучит музыка Вивальди « Времена года», прослушивание отрывка из произведения.
Логопед: Ребята вы прослушали музыкальное произведение, на какое время года оно похоже?
Дети: Оно похоже на зиму.
Логопед: Правильно это зима к нам пришла.

2. Беседа о времени года
- Как мы узнаем, что к нам пришла зима?
Дети:
На улице сильный мороз.
На улице выпал белый пушистый снег.
С крыш домов свисают сосульки
На улице метет сильная метель.
Ночь длиннее, а день короче.
Солнышко светит, но не греет.
На дороге гололед.
На дороге поземка.
3. Основная часть
Логопед: Снеговик принес письмо, а что там мы сейчас узнаем.
. Загадки
*Художник невидимка
По городу идет
Всем щеки нарумянит
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
и на окне нарисовал
Сверкающие листья
(мороз)
* Странная звездочка
С неба упала
Мне на ладошку
Легла и пропала
(снежинка)
* Что за нелепый человек
Пробрался в 21век
Морковка – нос в руке метла
Боится солнца и тепла.
(снеговик)
* Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою
На солнце её припечет
Заплачет она и умрет
(сосулька)
* Мчусь как пуля я в перед,
Лишь потрескивает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня?
(коньки) .
*Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закрутила замела –
Стала улица бела
(метель)
*Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы
(санки)
4. Упражнение “Снежинки”
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
5. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы» и выкладывание схем предложений.
- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.
- Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки-подсказки, на которых изображены зимние развлечения. Скажите, как дети могут развлекаться в зимнее время года? Составьте свои предложения и выложите схемы предложения.
Дети:
Дети катаются с горки на санках.
Дети катаются на коньках.
Дети катаются на горных лыжах и сноубордах.
Дети играют в снежки.
Дети лепят снеговика и снежную бабу.
Дети строят снежную крепость.
Дети убирают снег.
Дети подкармливают птиц зимой.
Дети играют в хоккей.
6. Дидактическая игра “Подбери слова”
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает?) - вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
7. Игра “Назови ласково” с мячом
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег - снежок Сосулька – сосулечка
Мороз - морозец Дерево - деревце
Ветер - ветерок Горка – горочка
Лёд - ледок Холод - холодок
Зима - зимушка Санки – саночки
8. Упражнение “Что изменилось?”
Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.
9. Физкультминутка «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок,
Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.
Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.
«Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла!
Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка
Медленно приседают.
Увы! - и нет снеговика.
Разводят руками, пожимают плечами. В. Егоров

10. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, “Лепят” комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, “Крошат” хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой
стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. “Едят ложкой” суп.
9. Упражнение “Где это бывает?”
- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на.
- Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где стоят санки?
- Где слепили снеговика?
11. Упражнение “Закончи предложение”
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить…(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
12. Упражнение “Снеговик” (составление предложений)
Логопед убирает картинки.
- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.
- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.
- Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.
13. Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
Оценка детей.



Публикации по теме