Возрастные нормы физического развития детей. Физиологическая оценка физического развития детей дошкольного возраста

Показатели физического развития

Масса тела, кг

Длина тела, см

Окружность грудной

клетки, см

Частота обследования детей определяется темпами их физи­ческого развития. Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года до 3 лет - 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет - не реже 1 раза в полгода. В зависимости от медицинских пока­заний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще.

У здорового ребенка гармоничное соотношение основных показателей физического развития: длины и массы тела, окружности грудной клетки, достаточно глубокого и ровного дыхания. Психологический статус здорового ребёнка характе­ризуется устойчивостью, доброжелательными отношениями в коллективе сверстников. Вести целенаправленно к такому состоянию каждого - главная профессиональная забота вос­питателя. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы не только не допустить ухудшения здоровья детей группы, но и усилить оздоровительный эффект. При педагогической оценке здоровья целесообразно выделить 3 качественно характерные группы детей: здоровые (не болевшие в течение года); часто длительно болеющие (4 и более раз в год – группа ЧДБ); эпизодически болеющие (1-3 раза в год – группа ЭБ) .

Сведения о здоровье ребёнка воспитатель получает от ро­дителей, старшей медицинской сестры дошкольного учреждения (по данным медицинской карты ребёнка). Наблюдая за детьми, анализи­руя их самочувствие, поведение, воспитатель дополняет эти сведения, делится информацией с родителями, врачом.

На основании полученных данных прогнозируется возможное улучшение здоровья каждого ребенка на конец года. Для одних это будет снижение продолжительности и количества заболеваний в течение года (1 ступень прогноза), для других - переход из группы ЧБ в группу ЭБ (2 ступень прогноза) или в группу здоровых (3 ступень прогноза). На основе полученных индивидуаль­ных показателей здоровья выводятся общие результаты по группе. Они определяются индексом здоровья (процентным отношением здоровых детей к списочному составу) и количеством часто болеющих детей. Показателями эффек­тивной физкультурно-оздоровительной работы являются: положительная индивидуальная динамика здоровья (сни­жение количества и продолжительности заболеваний в год с учётом прогноза), а по группе в целом - увеличение индекса здоровья и снижение количества часто болеющих детей.

Степень физического развития детей позволяет в какой-то мере судить о функциональном состоянии органов и, наоборот, нарушения функциональной способности органов влекут за собой изменения в физическом развитии.

Для оценки функционального состояния организма ребенка проводят измерения частоты пульса, артериального давления. Артериальное давление у детей зависит от возраста, пола, биологической зрелости, величины ударного и минутного объемов крови, сопротивления сосудов, их эластичности, количества циркулирующей крови в организме, ее вязкости и других показателей.

Характеризуя функциональ­ное состояние организма дошкольника в период воздей­ствия различных физических нагрузок, необходимо ори­ентироваться на возрастные физиометрические показа­тели детей в покое (данные республиканского диспансе­ра спортивной медицины и республиканского методичес­кого кабинета по физической культуре, таблица 2).

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от под­бора физических упражнений, их сложности и сочетания, час­тоты повторений. При нормировании физической нагрузки, которую получают дети на физкультурном занятии, ориентируются на частоту сердечных сокраще­ний.

2 Таблица 2. Динамика физиометрических показателей детей в возрасте 3-7 лет.

Частота сердечных со­кращений отражает влияние физической нагрузки на орга­низм детей и имеет прямую связь с характером энергообеспе­чения мышечной деятельности.

Формирование осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Размеры столов и стульев должны ответствовать требованиям ГОСТ «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов», «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев» (табл. 3). Стулья должны устанавливаться в комплекте со столом одной группы и маркировки.

3 Таблица 3. Основные размеры столов и стульев.

Цвет маркировки

Рост детей, мм

Высота, мм

св. 850 до 1000

оранжевый

фиолетовый

св.1150 до 1300

Конструкция стола и стула должна обеспечивать:

во-первых, опору для туловища, рук и ног;

во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.

Размеры мебели соответствуют росту ребенка: длина сиденья стула - длине бедер, высота его ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу (или на подставке, если стул велик для данного ребенка). Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20 – 25см, чтобы он мог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.

Необходимо контролировать рассадку детей в каждой группе, проводить анализ соответствия мебели росту и физическим особенностям детей - 2 раза в год (I полугодие – сентябрь, II полугодие – январь) (прил. 1)

Под термином "физическое развитие ребёнка" понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения.

К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность головы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку). Основные показатели и формулы, применяемые для ориентировочной оценки физического развития ребёнка, приведены в таблице.

Таблица. Основные показатели физического развития детей

Период развития

Показатели и формулы развития

Масса тела плода в 30 нед - 1300 г; на каждую последующую неделю прибавляют 200 г, на каждую недостающую отнимают 100 г Длина тела плода в 25-40 нед: срок гестации в неделях +10 см Окружность головы плода в 34 нед - 32 см; на каждую последующую неделю прибавляют 0,5 см, на каждую недостающую отнимают 1 см

Окружность грудной клетки плода в 25-40 нед: срок гестации в неделях - 7 см

Новорождённый

Масса тела 33003500 г

Длина тела 51-53 см

Окружность головы 35-36 см

Окружность грудной клетки 33-34 см

Физиологическая убыль массы тела к 3-5му дню жизни составляет

3-6%; масса тела восстанавливается к 7-10му дню жизни

Прибавка массы тела (рассчитывают от массы тела при рождении) - 600 г

Увеличение длины тела на 3-4 см Увеличение окружности головы на 1,5-2 см Увеличение окружности грудной клетки на 2 см

Среднемесячная прибавка массы тела - 700 г

Увеличение длины тела ежемесячно - 3 см

Увеличение окружности головы до 40 см (ежемесячная прибавка 1,5-2 см) и окружности грудной клетки до тех же размеров

Среднемесячная прибавка массы тела - 700 г Увеличение длины тела ежемесячно (после 3 мес) на 2,5 см Увеличение окружности головы до 43 см (ежемесячная прибавка после 3 мес - 1 см)

Среднемесячная прибавка массы тела (после 6 мес) - 400-600 г, масса тела к 1 году - 10-11 кг

Увеличение длины тела от 6 до 9 мес на 1,5-2 см в месяц; от 9 до 12 мес - на 1 см в мес. К 1 году длина тела увеличивается на 25 см и составляет 75-77 см

Увеличение окружности головы до 46-47 см (ежемесячная прибавка после 6 мес - 0,5 см)

Старше 1 года

Масса тела после 1 года увеличивается в среднем на 2-2,5 кг в год до 10-11 лет; в дальнейшем масса рассчитывается по формуле пх5-20 кг, где п - возраст ребёнка от 12 до 15 лет

К 4-5 годам жизни длина тела новорождённого удваивается, т.е. составляет 100-106 см (ежегодная прибавка рассчитывается по формуле: длина тела годовалого ребёнка + бхп, где п - возраст в годах). Затем (до 15 лет) исходят из роста 8летнего ребёнка, равного 130 см. На каждый последующий год прибавляют 5 см, на каждый недостающий отнимают 7 см

Окружность головы увеличивается за всю жизнь на 22 см (на 11 см в 1й год жизни, затем на 1 см ежегодно до 5 лет и составляет в этом возрасте 50 см; в последующем до 15 лет по 0,6 см за год)

Таким образом, наиболее активно ребёнок растёт в 1-й год жизни. Так, масса тела новорождённого ребенка к 4,5-5 мес удваивается, а к 10-11 мес утраивается. Длина тела за год увеличивается на 25 см. В течение всей жизни человека только у детей до 3месячного возраста окружность головы превышает окружность грудной клетки. У доношенных новорождённых эта разница составляет 2 см. Быстрое увеличение окружности головы косвенно свидетельствует об интенсивном развитии ЦНС в 1-й год жизни.

Центили физического развития детей

Для более точной оценки физического статуса ребенка разработаны соответствующие таблицы стандартов, в частности, центильные шкалы распределения, получившие широкое распространение во всем мире с середины 70х годов XX века. Чаще всего применяют шкалу Стюарта. В ней выделены коридоры 3, 10, 25, 75, 90, 97. Для центильных кривых на оси абсцисс откладывают возраст ребёнка в годах, на оси ординат - значение соответствующего признака. Кривые разработаны с учётом половой принадлежности. Возрастной (идеальной) нормой служит диапазон признака, свойственный 50% здоровых детей того же возраста и пола.

Нормальные показатели физического развития ребенка лежат в диапазоне 25-75 центилей. Отклонения за пределы 97го и 3го центилей считают патологическими. В тех странах, где нет своих национальных таблиц, ВОЗ рекомендует применять в качестве международного стандарта графики, полученные Национальным центром по статистике здоровья.

Увеличение массы и длины тела у детей происходит неравномерно, волнообразно. Периоды "округления", когда нарастает преимущественно масса тела, приходятся на возраст 1-4 и 8-10 лет; периоды "вытяжения", когда нарастает преимущественно длина тела, - на возраст 5-7 и 11-15 лет.

При оценке физического развития ребенка необходимо также обращать внимание на его эластичность кожи, толщину подкожной клетчатки, тургор мягких тканей, мышечный тонус, психомоторное развитие.

Оценка физического развития детей

При оценке физического статуса одновременно учитывают длину и массу тела. К вариантам нормы принято относить результаты измерений, отклоняющиеся в пределах 5-10% от среднестатистических показателей.

Раздельная оценка длины и массы тела:

  • Длина тела может быть нормальной (средней), сниженной, низкой, повышенной, высокой.
  • Масса тела может быть нормальной, сниженной (сниженное питание), низкой (недостаточное питание), повышенной (повышенное питание) и высокой (избыточное питание).

Одновременная оценка длины и массы тела:

  • Нормальное физическое развитие (среднее гармоничное) - длина тела ребёнка соответствует его возрасту (±5-10%), а масса соответствует длине.
  • Диспропорциональное (дисгармоничное) физическое развитие - соотношение длины и массы тела нарушено в любую сторону более чем на 5-10%.

Физическое развитие не соответствует возрасту при отклонении в длине или массе тела более чем на 10%. Физическое развитие при этом также может быть пропорциональным (и длина, и масса тела ребёнка снижены или повышены в сравнении с возрастной нормой более чем на 10%) и диспропорциональным (длина и масса тела не соответствуют друг другу).

Акселерация детей

В XX веке в развитых странах была отмечена акселерация, т.е. ускорение роста и развития детей во всех возрастных периодах, начиная с внутриутробного. За последние 40-50 лет длина тела новорождённых увеличилась на 1-2 см, годовалых детей - на 4-5 см. Средний рост детей в возрасте 15 лет за последние 100 лет стал больше на 20 см. Происходит также более быстрое развитие мышечной силы, ускорение биологического созревания, о чем свидетельствуют более ранние сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, полового созревания, в частности менструальной функции у девочек. Различают гармоничный и дисгармоничный типы акселерации.

Гармоничный тип - и антропометрические показатели, и биологическая зрелость выше средних для данной возрастной группы.

Дисгармоничный тип - усиление роста тела в длину не сопровождается ускорением полового развития, или раннее половое созревание не сопровождается усилением роста в длину.

Акселерация - результат сложного взаимодействия экзо- и эндогенных факторов (изменение генотипа из-за миграции населения и большого количества смешанных браков, изменившийся характер питания, климатических условий, научно-технический прогресс, влияющий на экологию).

Ранее процесс акселерации рассматривали только как положительное явление, но в последние годы у таких детей выявляют более частые диспропорции развития отдельных систем организма, особенно нейроэндокринной и сердечно-сосудистой. В настоящее время процесс акселерации в экономически развитых странах замедлился.

В будущем не ожидают значительного снижения возраста полового созревания или дальнейшего увеличения длины тела выше установившейся в течение тысячелетий нормы.

Факторы физического развития детей

На физическое развитие детей влияют как генетические, так и экзогенные факторы.

Влияние наследственности сказывается в основном после 2 лет жизни. Выделяют два возрастных периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима: от 2 до 9 и от 14 до 18 лет. В этом возрасте соотношение массы и длины тела может существенно отличаться от идеального из-за выраженных конституциональных особенностей телосложения.

Факторы окружающей среды (экзогенные факторы) оказывают большое воздействие на потенциал физического развития. Их подразделяют на внутриутробные и постнатальные.

Внутриутробные факторы физического развития детей

К внутриутробным факторам относят состояние здоровья родителей, их возраст, экологическую обстановку, в которой они живут, вредные привычки, профессиональные вредности, течение беременности матери и др.

Антропометрические показатели новорождённого достаточно устойчивы. Даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в состоянии новорождённого. В наиболее тяжёлых случаях, особенно когда страдает не только масса тела, но и его длина, диагностируют задержку развития плода, что нередко сочетается с различными пороками. В таком случае использование диапазона 25-75 центилей в качестве нормального показателя может привести к серьёзной недооценке состояния ребёнка.

Задержка развития плода может быть как "симметричной", т.е. с равномерным снижением массы и длины тела, что свидетельствует о более тяжёлом поражении, так и "асимметричной". При "асимметричной" задержке, т.е. при преимущественном снижении массы тела, у ребенка диагностируют внутриутробную гипотрофию. Избыток массы тела характерен для отёчного синдрома, ожирения, лимфатико-гипопластического диатеза, для детей, родившихся от матерей с сахарным диабетом.

Окружность груди у новорождённого, как правило, измеряют для сравнения с окружностью головы. Разница больше 2 см чаще всего служит признаком гидроцефалии. При измерении окружности головы и груди необходимо учитывать возможность сохранения захождения костей черепа друг на друга, возникшего в процессе родов, толщину подкожной клетчатки, отёчность в области грудной клетки. Уменьшение окружности головы в сравнении с нормой при рождении чаще всего возникает в результате изменения её конфигурации. Микроцефалию выявляют значительно реже, чем компенсированную гидроцефалию.

Постнатальные факторы физического развития детей

Постнатальные факторы физического развития детей: питание, режим дня, эмоциональное состояние ребёнка, хронические заболевания, климато-географические условия.

Умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы, но на длину тела, как правило, не влияет. Более длительное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микроэлементов и витаминов приводит уже не только к дефициту массы, но и к отставанию в росте с изменением пропорций тела.

Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, стимулирующая остеогенез и рост хряща. Однако необходимо следить за адекватностью физической подвижности возрасту ребёнка. Так, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту - торможению роста. Большое значение имеет не только правильно проведённое бодрствование, но и достаточный сон.

У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, тесно взаимосвязаны физическое и нервно-психическое развитие. Отсутствие или недостаточность положительных, избыток отрицательных эмоций влияют на физическое состояние и могут быть одной из причин нарушений роста.

Различные хронические заболевания ребёнка могут вызвать задержку роста, так как при них нарушаются метаболические процессы. Так, заметно страдают росто-весовые показатели при ювенильном ревматоидном артрите (ЮРА), муковисцидозе, некоторых эндокринных заболеваниях.

Климато-географические условия относят к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Отмечено ускорение роста весной, торможение в осеннезимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить биологическое созревание детей.

Особенно быстро неблагоприятные факторы окружающей среды сказываются на физическом развитии детей раннего возраста, поэтому антропометрические показатели на первом году жизни фиксируют ежемесячно, а в возрасте от 1 года до 3 лет не реже чем 1 раз в полгода.

Нормы развития детей дошкольного возраста

Сердечно-сосудистая система растет, развивается и функционально совершенствуется практически непрерывно. Наиболее активный рост сердца наблюдается у детей дошкольного возраста, т. е. в 3-7 лет. Оно становится более выносливым и работоспособным, устойчивым к разного рода физическим нагрузкам. Мышечные волокна сердца утолщаются, начинает грубеть соединительная ткань. Поперечная исчерченность сердечной мышцы к этому возрасту отчетливо выражена. Заканчивается гистологическая дифференциация миокарда.

Изменениям подвергается также и проводящая система сердца. Ранее ее волокна имели нечеткий контур, теперь происходит их формирование. В связи с этими особенностями развития может наблюдаться ряд патологий, например нарушение сердечного ритма. Также могут наблюдаться аритмия, удлинение интервалов между сердечными сокращениями.

Рост сосудов (артерий, вен) часто не совпадает с ростом самого сердца. Сосуды обеспечивают кровью все ткани и органы детского организма. В дошкольном возрасте ширина артерий равна ширине вен.

Частота пульса ребенка также меняется с возрастом (таблица).

Таблица. Пульс ребенка в возрасте от 3 до 6 лет

Стенки артерий детского организма эластичны. Поэтому артериальное давление и скорость кровотока у детей меньше, чем у взрослого человека. Нормальные показатели давления различаются для мальчиков и девочек. Одинаковые значения отмечаются только в 5 лет. Средние величины артериального давления для мальчиков и девочек от 3 до 6 лет приведены в таблицах 8 и 9.

Таблица. Средние значения систолического артериального давления для детей от 3 до 6 лет

Пониженное

Умеренно пониженное

Нормальное

Умеренно повышенное

Повышенное

Таблица. Средние значения диастолического давления для детей от 3 до 6 лет

Пониженное

Умеренно пониженное

Нормальное

Умеренно повышенное

Повышенное

Кожа утолщается, но продолжает оставаться чувствительной к мазям и кремам, склонной к аллергическим высыпаниям. Также она еще недостаточно быстро адаптируется к изменениям температуры, из-за чего возможно перегревание или переохлаждение.

Иммунная система продолжает развиваться, благодаря чему ребенок реже болеет, а сами болезни протекают в более легкой форме.

При оценке физического развития ребенка учитываются отдельные качественные стороны его двигательных возможностей: выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Общую реакцию организма на физические нагрузки можно оценить по функциональным пробам. Для детей 4-7 лет вполне доступной является такая проба: 20 приседаний за 30 секунд. Оценку результатов производят по степени учащения пульса и дыхания и по времени возвращения показателей к исходным величинам.


В норме после физической нагрузки пульс учащается на 25-50% по отношению к исходной величине, а дыхание - на 4-6 ед. в минуту.

При этом показатели должны вернуться к исходным величинам через 2-3 минуты.

Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50% и более значительное увеличение показателей дыхания.

Наиболее распространенным тестом для оценки физической работоспособности является степ-тест (подъем на ступеньку или гимнастическую скамейку высотой до 35 см). Детям предлагают две нагрузки возрастающей мощности - подъем на скамейку с частотами восхождений 20 и 30 раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки 2 минуты, а отдых между ними 3 минуты .

Увеличение пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй нагрузке по отношению к исходному уровню соответствует норме.

Диагностика отдельных сторон физического развития является важной для выявления особенностей развития ребенка, подбора индивидуальной стратегии работы с ним.

Выносливость - это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 100 м - для детей 4 лет; 200 м - для детей 5 лет; 300 м - для детей 6 лет; 1000 м - для детей 7 лет. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 метров. Длина беговой дорожки должна быть на 5-7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней, на расстоянии 5-7 м, ставится хорошо видимый с линии старта чертой ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол заносится лучший результат из трех попыток.


Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление, способность к мышечному напряжению. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
Сила рук измеряется ручным динамометром, сила ног - становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места. Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.
Метание набивного мяча массой 1 кг проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2-3 броска; фиксируется лучший результат.


Более сложными заданиями для ребенка являются прыжки в высоту и длину с разбега. Эти движения требуют комплексного проявления быстроты, силы и ловкости.


Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м; она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

С интересом выполняют дошкольники 3-7 лет и другое, более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 шт.), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и т.п.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.

Гибкость - морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Гибкость оценивается при помощи упражнения - наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20-25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны

Включает примерные показатели развития детей дошкольного возраста. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в дошкольном возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История развития ребенка в период от 3-х лет до 5- 5,5-летнего возраста.

Ведущие показатели развития ребенка в этот период:

1.Длительность, тяжесть и особенности протекания «кризиса трех лет».

2.Адаптация в детском учреждении: умение общаться со сверстниками, возможность адаптации в детском коллективе, приспособление к требованиям социального окружения, наличие - специфических реакций на посещение детского учреждения.

3.Особенности игры как ведущей деятельности этого возраста.

4.В связи со свойственной этому возрасту дифференциацией моторных функций должно быть выяснено также наличие фактора леворукости или амбидекстрии (отсутствие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги) в семье или у других родственников.

Страхи младшего дошкольного возраста .

1.В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови (43%), уколов (50%), боли (47%) и неожиданных звуков (43%). 2.Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает у мальчиков максимума именно в рассматриваемом возрасте: в 3 года - темноты (33%); замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%).

2. В 4 года - одиночества (31%) и транспорта (22%).

3. У девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года - одиночества (33%), темноты (37%), боли (40%), уколов (41%), в 3 и 4 года - крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года (21%).

4.В младшем дошкольном возрасте страх одиночества , основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

5. Мальчики в 3 года чаще всего боятся Бабы Яги (34%), Коще я (28%) и Бармалея (34%).

6. Девочки , соответственно, чаще боятся тех же персонажей в 4 года - в 50, 42 и 47%.

7. В 4 года у 33% мальчиков и 39% девочек выражен страх Волка . Все эти сказочные образы в известной мере могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Тогда Баба Яга может быть непроизвольно ассоциирована с матерью, а Волк, Бармалей и Кощей - с отцом.

8.Типичная для данного возраста триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства .

Физическое развитие детей 3-5 лет.

Три года .

1.Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде.

2. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках).

3.В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки.

4.У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки).

Четыре года .

1. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке.

2.Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки.

3.В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.

Пять лет.

1.Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются.

2.В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

Таблица речевого развития:

Возраст ребенка

Звуки, появившиеся в речи

1 год - 1,5 года

б, т, к, ч

1,5 года -2 года

ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

2 года - 2 года 6 месяцев

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

2 года 7 мес. - 3 года 5 мес.

фь, вь, с, з, хь, л

3,5 года - 3 года 8 мес.

ч, щ

4 года - 4 года 6 мес.

ш, ж,

4года 6 мес - 5 лет

рь, р

Развитие детской речи от 2 до 6 лет.

Возраст

Активная речь

Понимание речи

2года 6 месяцев

Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне ; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один";

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

3 года

Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

3-4 года

Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»

Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....»

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

4-5 лет

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Знает свой адрес,

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказать.

Правильно произносит практически все звуки.

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

6 лет

Обладает словарем около 4000 слов

Все звуки произносит правильно.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Пользуется сложными предложениями.

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Познавательная деятельность : 3,5-4,5 года.

1.Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей.

2.Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.).

3.Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета.

4.Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник.

5.Владеет понятиями "один-много".

6.Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?).

7.Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки

8.Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко).

9. Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут).

10.Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу.

11.Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.

1.В рисовании используют следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.

2.Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии.

3. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы.

4.В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы.

Игра:

1.Любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать).

2.Осознает свои действия - может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).

Общение :

1.Со сверстниками играет "рядом", иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее.

2.В семье проявляет желание многое сделать самому.

Навыки: умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.

Показатели внимания:

1)Умеет находить сходства и отличия в предметах.
2) Умеет находить сходства и отличия по картинкам, рисункам.
3) Собирает конструктор по образцу
4) Собирает картинку из 3-х или 4-х частей в одну.
5) Повторяет действия за взрослыми: руки вверх - руки в стороны - ногу поднять - ногу опустить.
6) Ребёнок делает хлопок в ладоши, когда взрослый называет определённое слово из списка слов. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши при слове «мяч», когда вы произносите слова: чашка, тетрадь, мороженое, стена, телефон, пирамидка, море, лимон, мяч, ложка, снежинка.
7) Держит в поле зрения 4-5 предметов.
8) Не отвлекается 5-7 минут при выполнении заданий.

9) Еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении, отвлекаясь от других предметов.

Показатели развития внимания:

К трем годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь около 3-4 минут;

2.Удерживать в поле зрения не менее 3-4 предметов;

3.Находить 2-3 отличия между предметами;

5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры;

6.Уметь находить предметы, отличающиеся от других.

К четырем годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь около8-10 минут;

2.Удерживать в поле зрения не менее 4-5предметов;

3.Находить 3-4 отличия между предметами;

5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры.

К пяти годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;

2.Удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

3.Находить 5-6 отличий между предметами;

4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

Показатели развития памяти:

К трем годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 3-4-х предложенных предметов или названных слов;

повторять дословно предложения, состоящие из 2-3-х слов;

2.Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки (по вопросам);

запоминать расположение игрушек (2-3-4), называть по памяти, что где находилось.

К четырем годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 4-5 предложенных предметов или названных слов;

2. Уметь рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;

3.Повторять дословно предложения, состоящие из 3-4-х слов;

4.Рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;

рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

5.Запоминать расположение игрушек (3-4), называть по памяти, что где находилось.

К пяти годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов;

2.Уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки;

3.Пересказывать содержание небольшого произведения или сказки;

4.Помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни;

5.Запоминать и повторять небольшие фразы;

6.Уметь сравнивать два изображения по памяти.

К трем годам дети должны:

1.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, корзинка и грибы, чашка и блюдце, ведерко и лопатка и т.п.);

2.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

3.Находить среди четырех предметов тот, который не похож на остальные (например, три разных ведерка и матрешка, три разных яблочка и цветочек и т.п.);

4.Знать, кто из животных где живет, что любит есть;

5.Ззнать, какие вещи нужны летом, а какие - зимой;

6.Составлять пирамидку с учетом величины колец;

8.Составлять разрезные картинки из 2-3-х частей.

К четырем годам дети должны:

1.Объединять предметы в группы по определенным признакам, называть их обобщающим словом (животные, игрушки, фрукты, обувь мебель, посуда);

2.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, шапка и шарф, иголка и нитки, чашка с блюдцем и т.п.);

3.Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам: «Найди, что лишнее» (например, заяц, белка, ежик и грибок; яблоко, груша, виноград и карандаш и т.п.);

4.Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов;

5.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

6.Находить недостающие детали у предметов (например, часы без стрелок, чайник без ручки, цветок без лепестков, и т.п.);

7.Находить несоответствия изображений на картинке окружающей действительности (например, цыпленок с заячьими ушами, яблоко на еловой ветке и т.п.);

8.Составлять пирамидку из 5-6 колец с учетом их величины;

10.Составлять разрезные картинки из 3-4-х частей.

К пяти годам дети должны:

1.Выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ («Разложи картинки по порядку, чтобы получился рассказ»);

2.Классифицировать предметы по определенным признакам (цвету, форме, величине, количеству);

3.Выделять предмет в группе, не подходящий к общим признакам;

4.Самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их;

5.Сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;

6.Знать и называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка;

7.Составлять с учетом величины пирамидку из 8 колец;

9.Составлять разрезные картинки из 4-5 частей.

Признаки отставания в развитии когнитивной сферы 3,5 - 4,5 года.

1.не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)

2.не подбирает по образцу 3-4 цвета; путается в подборе 4 цветов;

3.не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);

4.не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;

5.не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; не подражает действиям близкого взрослого.

6.не может построить «башенку» из кубиков;

7.не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях;

8.не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку;

9.не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);

9.не складывает разрезную картинку из двух половинок.

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы.

1.не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);

2.не понимает «хорошо» и «плохо»;

3.не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого), 4.не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;

5.легко отвлекается от любого занятия;

6.не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

Показатели нормального развития в возрасте детей с 4,5 - до 5,5 лет.

Познавательная деятельность:

1.Знает свой адрес, день рождения, где или кем работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он в школе учится, в 3 классе). 2.Может ответить на вопросы типа "На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье?

3.Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений.

4.Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов (коса, муха, трава, лес, гриб).

6.Может копировать простые геометрические фигуры.

7.Начинает ориентироваться в пространстве - понимает "вверху", "внизу", "рядом", "между", "напротив", "под", "над" "около".

8.Находит различия на картинках (на одной дерево с цветочками, а на другой нет).

9.Собирает кубики, мозаику.

10.Отвечает на вопросы типа "Как назвать одним словом яблоки, груши, персики?".

11.Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации:

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы.

Изобразительная деятельность.

1.Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершенную картину.

2.Увеличивается количество предметов, которые ребенок может нарисовать. Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные. Знает названия 6-8 цветов.

3.При конструировании может воспроизвести несложный образец, даже если детали в нем не выделены.

4.Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеивать их, лепить из пластилина несложные фигурки (морковки, ягодки).

Игра: сюжеты игр становятся разнообразными. Широко используются предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики - конфеты, песок-сахар, камушки-деньги). Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).

Общение: может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником. Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает).

Навыки: справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль). Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно.

История развития ребенка в период от 5,5 до 7лет.

1. Психолога в первую очередь должны интересовать проблемы, возникшие в этот период, или нарастание ранее имевшихся проблем как в плане поведения ребенка, так и в плане познавательного развития.

2.Также важно отметить уровень «готовности» к школьному обучению (знал ли буквы, умел ли читать слоги, владел ли прямым счетом до 10).

3.С другой стороны, психологу необходимо выяснить такие неспецифические особенности:

Повышенная истощаемость и сниженная работоспособность,

Темповые особенности ребенка (быстрый-медленный, «копуша»), повышенная возбудимость и трудности регуляции собственного поведения на фоне явных признаков истощения или без них,

Эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения, легкость перехода от смеха к слезам и наоборот).

4. Наличие частых респираторных заболеваний или обострение хронических, тяжелых инфекционных заболеваний, последствий травм, хирургических операций, в той или иной степени повлиявших на психическое развитие ребенка.

5.Взаимоотношения с матерью, отцом (в треугольнике).

6. Взаимоотношения со сверстниками.

7.Способность к ролевой игре.

8.Желание и умение рисовать.

9.Если ребенок посещал детский сад, - как строил взаимоотношения с воспитателями, с детьми;.

10.Сон ребенка, наличие страхов, «кошмаров»;.

11.Заболевания, психические травмы, реакции на них.

12.Готовность ребенка к школе в познавательной, коммуникативной, волевой сферах, «школьная зрелость».

Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности.

1.Центральное место занимает страх смерти , максимально выраженный у мальчиков в 7 лет.

2.Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

3.Максимально представлен страх животных (42 и38% - в 6 и 7 лет у мальчиков и 62% - у девочек 7 лет), из сказочных - Змея Горыныча в 5 лет и в 3 года у мальчиков (у 27% в каждом возрасте), в 6 лет - у девочек (45,5%).

Из других типичных для возраста страхов следует отметить:

4. Страх глубины - у мальчиков 6 и 7 лет (47%), у девочек 7 лет (65%).

5. Страшных снов - у мальчиков 6 лет (39%), у девочек в 5 (43%), 6 (43%) и 7 лет (42%).

6. Страх огня - у мальчиков в 6 лет (39%), у девочек в 5 (55%), 6 (56%), 7 (56%) и в 9 лет (54%).

7.Нарастает в старшем дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем, страх пожара в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 62%) и в 6 и 7 лет у девочек (79%).

8. Страх нападения - в 6 и 7 лет у мальчиков (50%) и в 7 лет у девочек (73%).

9. Страх войны - в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 50%), в 7 лет у девочек (92%).

10.В отличие от мальчиков у девочек в рассматриваемом возрасте подчеркнуты страхи заболеть в 7 лет (46%), наказания в 7 лет (37%), перед засыпанием в 5-8 лет (16-17%) и сказочных персонажей в целом в 5 лет (65%).

11.Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти .

По данным корреляционного анализа, он тесно связан со

Страхами нападения,

Заболевания,

Смерти родителей,

Страшных снов,

Темноты,

Сказочных персонажей,

Животных,

Стихии,

Огня,

Пожара,

Войны.

(Примечание:

Страх смерти чаще встречается у детей, у которых обнаруживаются в 8 мес. страхи незнакомых лиц, а также некоторая осторожность и предусмотрительность при начале ходьбы.

В дальнейшем от них не нужно прятать спички, поскольку они боятся (опасаются) огня и пожара.

Обращает на себя внимание и страх высоты в преддошкольном возрасте. Эти дети не съезжают с горки, быстро усваивают предосторожности, например, не подходить к открытому окну, не стоять на краю обрыва и т. д.

Страхи нападения, болезни, смерти родителей, страшных снов, стихии, огня, пожара и войны. Они связаны со страхом смерти во всем возрастном интервале 3-16 лет, как у мальчиков, так и у девочек.

Все это - проявление инстинкта самосохранения, который обостряется у физически, соматически и нервноослабленных детей).

12. В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни ассоциируется с таким сказочным персонажем, как Змей Горыныч.

13 . Страхи огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти.

14. Крокодил - в старшем дошкольном возрасте (страха смерти).

Познавательная деятельность:

1 . Знает имена-отчества родителей, дедушек, бабушек, знакомых, свое отчество. Понимает родственные связи (бабушка - мамина мама, дядя Витя- мамин брат).

2.Начинает ориентироваться в городе: запоминает дорогу куда-либо после нескольких повторений этого пути, знает название своей остановки транспорта, близлежащих улиц.

3.Знает названия месяцев, может сказать, какой сегодня день недели, месяц, какие праздники бывают зимой, весной.

4. Помнит названия книг, которые ему читали, может ответить на вопрос, куда он ездил прошлым летом, в прошлые выходные.

5.Начинает понимать время.

6.Может запомнить слово, сам подбирая картинку, такую, которая напомнит слово и объяснить эту связь. Например, надо запомнить слово "пожар"-ребенок выбирает картинку с изображением газеты и объясняет "бумага хорошо горит". Может установить несколько таких связей, а через 40 минут по картинкам вспомнить слова.

7.Может угадать предмет по признакам (зеленый, толстый, длинный овощ-огурец).

8. Отличает форму слова от его содержания (какое слово длиннее - час или минута? змея или червячок?).

9.Сравнивает пары слов, называя не только различия, но и сходство (ромашка и одуванчик это цветы, ромашка белая, а одуванчика - белый, у ромашки есть серединка, а у одуванчика нет и т.д.).

10.Понимает сложные речевые конструкции: "Саша пошел гулять после того, как посмотрел телевизор. Что Саша делал раньше? Гулял или смотрел телевизор?".

11.Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности (Вова бросил в воду монетку - монетка утонула. Бросил гвоздик - он утонул. Мама сказала, все железные предметы тонут. Утонет ли маленькая железная кнопочка? Маша выглянула в окно и сказала - ночью был дождь. Что увидела на улице Маша?).

12.Может подбирать слова на определенный звук, придумывать слова с заданным количеством звуков, делить слова на звуки К_А_Ш_А.

14. Рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый.

Моторика :

1.Прыгает через скакалку, попадает в движущийся объект (компьютерные игры с пистолетом), катается на двухколесном велосипеде.

2.Соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 6-8 см друг от друга.

3.Копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры (трапеция, пятиугольник).

4. Синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу.

Изобразительная деятельность:

1.Аккуратно раскрашивает, штрихует, может произвольно изменять силу нажима на карандаш (толстые и тонкие линии).

2.Рисует по заданию взрослого палочки одинаковой высоты, копирует образцы (кружочки, квадратики), соблюдая размер.

3.Может продолжить заданный орнамент, повторить контур "извилистой дорожки".

Игра:

1.С тановятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты. Играет в школу, принимая на себя роль учителя.

Общение:

Легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях, хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности. В присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей.

Навыки:

Может выполнять сложные инструкции (В левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши. Принеси мне желтый.).Разбивание инструкции на этапы: открой ящик стола, найди коробку и т.д. не допускаются. Усваивает последовательность операций при выполнении простых бытовых действий.

Показатели развитие внимания .

1.Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2). Дети этого возраста не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

К шести годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 15 минут;

2.Удерживать в поле зрения 8-10 предметов;

3.Находить 7-8 отличий между предметами;

выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

уметь находить одинаковые предметы.

К семи годам дети должны:

Выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут;

Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;

Находить 10 отличий между предметами;

Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

Копировать в точности узор или движение;

Уметь находить одинаковые предметы.

Показатели развития памяти:

К шести годам дети должны:

1.уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов;

2.уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;

3.пересказывать близко к тексту рассказы или сказки;

4.запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух;

5.запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов;

6.рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности;

7.рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

К семи годам дети должны:

1.уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов;

2.уметь рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;

3.повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов;

4.повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их зрительно и на слух;

5.подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;

6.подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

7.запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

Показатели развития мышления:

К шести годам дети должны:

2.классифицировать предметы в группы по определенным признакам (цвет, форма, величина, назначение);

4.находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам;

5.решать простые логические задачи;

6.выстраивать логический ряд из фигур;

7.сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;

8.составлять разрезные картинки из 5-6 частей;

9.составлять пирамидку из 10 колец с учетом их величины;

К семи годам дети должны:

1.уметь выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ;

2.объединять предметы в группы по определенным признакам;

3.подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;

4.выделять в группах предмет, не подходящий к общим признакам, обосновывая в речевых высказываниях это исключение;

5.переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях;

6.решать достаточно сложные логические задачи;

7.выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов;

8.сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

9.соотносить текст с соответствующей картинкой;

10.устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках;

11.адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, понимать их скрытый смысл.

Отличия ребёнка до кризиса и после кризиса.

Ребёнок до кризиса

Ребенок после кризиса

Ориентируется на результат деятельности, способ выдерживается только под контролем взрослого

Интересуется способом - как сделать правильно, то есть усваивает различные алгоритмы.

Ориентируется на житейские понятия, собственный опыт, поэтому, группируя картинки, например, объединяет предметы, которые нужны друг-другу (шкаф и платье и т.п.).

Начинают формироваться научные понятия, предметы группирует по содержательному обобщенному признаку (посуда, одежда).

Не видит общего между сходными заданиями, если материал другой, воспринимает его как новый (задачи разные: первая была про яблоки, а вторая про елки).

Мыслит обобщенно и поэтому выделяет тип учебной задачи - усвоив способ решения какой-то учебной задачи, успешно его применяет во всех случаях.

Не понимает обратимости математических операций, постоянства количества (если пластилиновый шар у него на глазах размять в лепешку и (просить, где больше пластилина, отвечаст, что в шаре).

Понимает обратимость математических операций и поэтому может осуществлять проверку правильности действий, решает косвенные задачи, понимает постоянство количества.

Преобладают игровые интересы, в школу не хочет или его там привлекают внеучебные моменты.

Сформирована "позиция школьника", в школу ходит за знаниями, игра уходит на второй план.

Косвенными критериями физической и физиологической готовности к обучению являются,

1.Прорезывание постоянных зубов.

2.Достижение определенных пропорций тела, благодаря чему становится положительным так называемый филиппинский тест , ребенок может при вертикальном удержании головы перекрыть правой рукой левую ушную раковину.

3. Коэффициент соматической зрелости, определяемый путем деления окружности головы на длину тела становится меньше 0,44.

Признаки трудностей в развитии у детей дошкольного возраста.

1.Отставание от указанных нормативов в пределах года свидетельствует о легкой задержке психического развития,

В пределах двух лет - о выраженной, либо о возможности психического недоразвития.

В любом случае несоответствие показателей развития возрастной норме требует организации специального психодиагностического обследования.

2 .Отклонения в когнитивной сфере определяются по следующим общим признакам:

игра: бедная, примитивная, сюжеты однообразны, в целом играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще;

познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, попытки играть в развивающие игры вызывают отказ;

Плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т.п.;

Не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них;

Не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире;

Неуспешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Отставание в развитии эмоциональной сферы констатируется при наличии следующих признаков:

Не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей или событий;

Не реагирует на невербальные сигналы позитивного или негативного

отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся);

Не понимает эмоциональное состояние других детей и взрослых .

Об отклонениях в эмоциональной сфере

Можно судить по наличию поведенческих нарушений . Поведенческие нарушения, свидетельствующие об эмоциональном неблагополучии дошкольников систематизированы на основе опросника Д.Скотта в модификации Г.Я.Кудриной (1992):

1. Недоверие к людям, вещам, ситуациям

Никогда не просит о помощи малознакомых или незнакомых людей,

Не начинает с ними общаться даже при их инициативе;

2. Имеет одного хорошего друга и игнорирует остальных детей;

3. Часто тревожится о чем-нибудь;

4.Лжет из боязни;

5.Бормочет под нос, когда с ним здороваются;

6.Никогда не приносит воспитателю в детском саду своих рисунков, поделок, цветов, хотя другие дети часто это делают;

7.Нервничает и краснеет, если ему задают вопрос; легко выходит из игры.

8. Депрессивные расстройства :

Быстро устает;

Вял, безынициативен, невнимателен;

Наблюдаются внезапные и резкие спады энергии;

Апатичен даже в играх;

Редко смеется, выглядит угнетенным, несчастным; часто мечтает наяву; говорит невыразительно).

9. Уход в себя :

Никогда ни с кем не здоровается,

Не реагирует на приветствия;

Не проявляет дружелюбия к другим людям и избегает разговоров;

Живет в своем мире;

Совершенно не проявляет интереса к ручной работе, коллективным играм и отказывается от них;

Подобен «настороженному животному»;

В разговоре беспокоен, считается с темы.

10. Тревожность по отношению к взрослым :

По нескольку раз здоровается;

Подлизывается,

Старается понравиться взрослому преувеличенно охотно выполняет поручения,

Очень много рассказывает не очень близкому взрослому, в том числе об отношениях в своей семье, различные фантастические, вымышленные истории,

Ябедничает на детей;

Все время пытается заинтересовать взрослых своей особой, а если это не удается - начинает их полностью игнорировать.

11. Враждебность по отношению к взрослым :

Переменчив в настроениях;

Часто бывает в плохом настроении;

Портит игрушки, вещи,

Лжет без повода и затруднений;

Защищается от обвинений открытой ложью, наговариванием на других, грубостью;

Может украсть деньги, сладости, ценные вещи;

Может вести себя открыто непристойно: рассказывать детям неприличные истории, ругаться, рисовать "хулиганские" рисунки;

Совершенно не соблюдает дисциплину, в лучшем случае под угрозой физического наказания).

12. Тревожностъ по отношению к детям:

Любит быть в центре внимания, для этого или играет героя - рискует без надобности, или прикидывается дурачком, строит из себя шута;

Хвастается перед детьми, когда в детском саду воспитатель выходит из группы ведет себя очень шумно;

Подражает хулиганским проделкам других.

13 .Враждебность по отношению к детям:

Мешает другим в играх, подсмеивается над ними, любит пугать;

Ссорится, обижает детей;

Дерется несоответствующим образом - кусается, царапается; пристает к слабым;

Прячет или уничтожает чужие игрушки и вещи;

Пытается своими замечаниями создавать трудности у других детей;

Практически со всеми находится в плохих отношениях, дети его не любят.

14. Недостаток социальной нормативности:

Скрытен, недоверчив;

Эгоистичен, любит интриги;

Берет чужое без разрешения;

Жульничает в играх-соревнованиях;

Игнорирует воспитателя - никогда не просит о помощи, проявляет полное безразличие в беседах с ним, при этом нормально общается с другими людьми;

Никогда добровольно не берется ни за какую работу;

Безразличен к похвале и порицаниям;

Никогда не смотрит в глаза.

Для того чтобы судить о наличии того или иного нарушения, необходимо наблюдать целый ряд симптомов , которые относятся к данной диагностической категории, симптомы из разных диагностических категорий в количестве 5 и более, обычно также свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии .

Показатели готовности ребёнка к школе.

1. Личностная готовность.

Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - позиции школьника, имеющего круг определённых обязанностей и прав и занимающего особое положение среди людей. Эта личностная готовность выражается, прежде всего, в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

1.Большинство детей старшего дошкольного возраста стремятся поступить в школу, некоторых она привлекает внешними атрибутами : «У меня будет новый портфель», «Школа у нас во дворе новая и большая», «У меня друг в школе учится».

2. Многие дети объясняют своё желание пойти в школу тем, что в школе они будут заниматься учебной деятельностью: «Хочу учиться, чтобы быть как папа», « Научусь читать и писать», «В школе задачки интересные решают».

Замечания:

1.Справедливо замечание, что если ребёнок не готов к социальной позиции школьника , то даже при наличии интеллектуальной готовности к школе учиться ему всё равно будет трудно. Успехи таких детей, как правило, носят крайне неустойчивый характер.

2. Однако особое опасение вызывают те дошкольники, которые не хотят идти в школу . Некоторые из них ориентируются на печальный «опыт» школьной жизни старших братьев или сестёр: «Не хочу, там двойки ставят, а потом дома ругают». Другие запуганы школой. Если ребёнку постоянно твердят: « Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдёшь?» «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!» - вряд ли можно рассчитывать на то, что у него возникнет желание учиться.

2. Интеллектуальная готовность.

Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребёнка к школе является так же овладение им связанной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходные звукосочетания.

  1. Волевая готовность.

1.Оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

2.Старший дошкольник способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворение, преодолеть боль, подчинить своё желание необходимости сделать что-либо.


В этой статье:

Вашему ребенку исполнилось 2 годика, значит, он вошел в период дошкольного возраста. Этот период делится на «младший» и «старший», охватывая возраст от 2 до 7 лет. Сейчас малыши активные, любят свежий воздух и подвижные групповые игры. Это нормальный этап физического развития. Сейчас мальчики и девочки немного различаются по основным показателям роста и веса . Девочки все еще миниатюрные. Данные о росте и весе детей покажет простая таблица развития, размещенная ниже.

Важно придерживаться определенного режима питания и отдыха. Не перекармливайте детей 2-7 лет. Их организм лучше знает, когда стоит остановиться . В рационе должны преобладать полезные продукты: нежирное мясо, рыба, свежие овощи и фрукты, каши. Для правильного физического развития соблюдайте режим: 4 приема пищи в день. Завтрак должен быть самым сытным, а ужин - легким.

Дошкольный возраст

Понятие «дошкольный возраст» можно разделить на два больших периода. Детей делят на две группы:

  • младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет;
  • старший дошкольный возраст – от 4 до 7 лет.

Все это время малыши активно развиваются физически. Идет хорошая прибавка в росте и весе, появляются коренные зубы. Ваш малыш с каждым
годом становится взрослее, выносливее и подвижнее. Период дошкольного возраста связан с повышенной двигательной активностью. Игры предпочитаются подвижные, групповые. Сейчас детям необходим правильный режим отдыха и питания.

Физическое развитие тесно связано с психическим, эмоциональным. Если сейчас родители будут ограничивать малыша в движениях, навязывать ему спокойные тихие игры, это плохо скажется на нервном развитии. Кроме того, мозгу нужно много кислорода, а движения и игры на свежем воздухе как раз могут его обеспечить.

Малыш растет, растут и основные показатели физического развития: рост и вес. Многие тут зависит от родителей, их стиля жизни и режима питания. Главное – обеспечить малышей в этом возрасте здоровой, сбалансированной пищей.

Показатели развития детей

Главное – помнить: развитие каждого ребенка идет по индивидуальному плану. Тут важны наследственные и приобретенные признаки:


В случае, если кроха родился недоношенным, обычная таблица развития не показательна. Такие дети медленно набирают вес и догоняют доношенных детей только ко 2-3 годам. Но и во всех остальных случаях помните: дети не развиваются идентично.

Мамы часто слушают советы соседок и подружек, которые могут критиковать рост или вес малыша. Не рискуйте с рецептами народной медицины и самолечением несуществующих болезней. С любыми опасениями - к доктору. Таблица развития детей содержит средние показатели. Небольшое отклонение – это не страшно . Предпринимать что-то нужно, только если ваш врач даст направление на лечение.

Рост

Это очень активный период для роста ребенка. Прибавка в росте детей дошкольного возраста составляет (по средним данным) от 4 до 6 сантиметров в год. Согласитесь, это хороший показатель прироста. Малыш быстро меняется, а значит, нужно покупать все больше детской одежды.

Таблица изменения роста детей от 2 до 7 лет (в см)

Как видно, по росту мальчики в это время обгоняют девочек. Такая ситуация сохранится до пубертатного периода.

Вес

В этот период развития для малыша абсолютно нормально набирать от 2 до 3 кг за год. Если прибавка значительно больше, то стоит показаться врачу. Исключение составляет конец периода, когда ребенку уже исполнилось 6-7 лет. Сейчас вес может добавляться по 5-6 кг за год . Все это время мальчики выглядят более жилистыми, чем девочки. Не стоит винить в этом питание – просто обмен веществ мальчиков дошкольного возраста гораздо быстрее и они подвижнее, чем девочки.

Таблица изменения веса детей от 2 до 7 лет (в кг)

Родителям стоит самостоятельно взвешивать детей на комнатных весах, а также проходить контроль у педиатра. Убеждение, что детей нужно «закормить, чтобы были здоровенькие», - всего лишь миф. Переедание в этом возрасте приведет к большим проблемам в будущем.

Пульс у детей

Присутствует еще один важный показатель физического развития – пульс. Это отражение физического состояния организма, работы внутренних органов. Самое главное - работы сердца и сосудов. Для мальчиков и девочек пульс примерно одинаковый в этом возрасте.

Таблица данных о пульсе детей 2 до 7 лет (ударов в минуту)

2 3 4 5 6 7
Дети 110-115 105-100 100-106 100 90-96 85-90

Детское сердечко бьется гораздо чаще, чем взрослое. Только после 16 лет сердечный ритм и пульс ребенка становится «как у взрослого». Конечно, речь идет о здоровом ребенке, без патологий развития сердца .

Замена зубов на коренные

Замена молочных зубов на коренные тоже является одним из показателей физического развития малыша. К возрасту 4 года должны появиться 20 молочных зубов. Но долго они не «задержатся». Уже через пару лет (к 5-6 годам) должна произойти их полная смена . Обычно смена зубов проходит без проблем и сильного дискомфорта для самого малыша.

Главное –
сразу же объяснить детям, что за зубами нужен ежедневный уход. Да и родителям нужно помнить, что молочные зубы тоже могут болеть. На них появляется точно такой же кариес, который будут лечить в кабинете стоматолога . Если же этого не делать, то он распространится ниже - на коренной зуб.

Зубы очень важны для физического развития. Это возможность нормально питаться, есть твердую пищу, свежие овощи и фрукты. Если наступают проблемы с зубами, малыш может терять в весе. А еще это говорит о том, что ему не хватает кальция.

Физические возможности

В период младшего дошкольного возраста физические возможности, конечно, ниже. В это время ваш малыш нормально теряет жирок, начинает наращивать мышечную ткань, крепнут его кости и суставы. Уже с 2-3 лет можно начать заниматься гимнастикой по утрам. Всего 10-15 минут после утреннего сна – самые простые упражнения. Родители могут превратить
это в игру, делая зарядку все вместе
. Сейчас важно заинтересовать малыша занятиями, а не принуждать его или пугать. Он и так очень подвижный.

Чем старше становятся дети, чем более необходима им физически нагрузка. Она влияет на правильный обмен веществ, развитие органов. В детском садике у ребенка гораздо больше возможностей для движения:

  • прогулка;
  • занятия физкультурой (20-25 минут);
  • активные игры всей группой (салочки, догонялки…).

Показатели развития часто замеряются учителем физкультуры: проводятся тесты выносливости, скорости, гибкости и прыгучести. Перед школой обязательно проводится тест в кабинете врача.
Тест с нагрузкой:

  • приседания (10-15);
  • наклоны (10-15 раз).

Норма времени для приседаний - 20 секунд. Если пульс участился на 50-70%, это нормальный показатель. Показатели должны полностью прийти в норму через 2-3 минуты . Для детей с инвалидностью такие тесты не проводятся.

Правильное питание

В 2-3 года малышу уже очень интересно, что там едят родители. Он все больше переходит на твердую пищу. Для правильного развития малышей дошкольного возраста необходимо соблюдение режима питания. Сейчас родители должны сделать выбор в пользу
полезных продуктов, здоровой пищи. Дети сейчас интересуются взрослой едой, но на деле их трудно уговорить покушать.

Родителям не рекомендуется делать из еды культ. Если малыш кушает немного меньше нормы (не доедает 1-2 ложки супа, например), подумайте: может, это и есть его норма? Если организм ребенка отказывается от лишней тефтельки, яблочка, кусочка хлеба, значит, скорее всего, он не нуждается в этом прямо сейчас . Организм ребенка знает, что нужно для физического развития больше всего, а что будет лишним.

  • Не менее 65% белков в рационе должны составлять нежирное мясо и птица (лучше всего индейка);
  • не менее 15% жиров – растительного происхождения.

Для детей от 2 до 4 лет режим питания - 4 раза в день, небольшие порции. Причем самый объемный прием пищи – это завтрак. Тогда можно дать кашу, бутерброд с сыром, какао. Это один пример, но не постоянный рацион. Нужно обязательно менять меню для малышей.

В 5-7 лет можно
продолжить давать 4-разовое питание, но теперь обед тоже должен быть объемным. Главное, чтобы пища была здоровой. Сейчас желудок, кишечник, печень и поджелудочная очень уязвимы. Лучше всего снизить до минимума:

  • жаренное в масле, фритюре;
  • жирное;
  • острое, маринованное;
  • соленое;
  • сладкое (пирожные, торты).

Для детей дошкольного возраста эти продукты совсем не нужны. Лучше всего включать в рацион:

  • рыбу;
  • нежирное мясо, птицу;
  • овощи и фрукты;
  • грибы, орехи, каши;
  • молочные продукты.

Так сохраняется нормальная весовая прибавка.

Правильный режим

Детям 2-4 лет нужно спать 2 раза днем (по 1-1,5 часов) и 10 часов ночью. Малыши обычно не хотят спать днем, но родителям нужно их уговорить, убаюкать сказкой. Отдых необходим , ведь во сне идут процессы физического и психического развития.

Дети от 5 до 7 лет уже могут спать 1 раз днем по 1-1,5 часа. Если малыш уже пошел в школу, то сон ему все еще очень нужен. Это нормальный отдых, который обеспечивает плавный переход к более серьезным нагрузкам.

Обязательно выходите на прогулку с ребенком, даже всего на 30-40 минут. Свежий воздух ему полезен. Если он не ходит в садик, то можно выводить его в парк, на детскую площадку и т.д. 2 раза в день:

  • перед обедом;
  • перед ужином.

Ребенку такие прогулки приносят большое удовольствие.



Публикации по теме