Уголок сенсорного развития в детском саду. Игры, сделанные своими руками

Оксана Пофтальная (Григорьева)

Просматривая как то в своем архиве свои работы, наткнулась на ту, что может быть актуальной и сегодня и решила представить её на ваш суд.

На одной из сторон я разместила "Девочку в фартуке". С помощью неё дети учатся заплетать косы, вплетать и завязывать ленты, украшать цветами её фартук чередуя различные цвета.

"Осеннее дерево" с цветными листочками разных размеров и разных цветов. Дети прикрепляют листочки ориентируясь на соответствующий размер пуговицы и её цвет. Рядом "Гусеница" с разнообразными застежками.

С другой стороны от "девочки в фартуке" "Елка" с крючками и шишки с петельками для этих крючков.


"Геометрический заяц" выполнен из тканей разной фактуры, дети ощупывают их и запоминают названия, в тоже время называют из каких геометрических фигур состоит заяц.

На обратной стороне ширмы "Объемные геометрические тела" и их плоскостное изображение. "Шумящие бочонки" с различными крупами развивают слуховое восприятие и силу звучания, можно найти похожие по звуку бочонки или прямо противоположные.


"Веселые дорожки" по которым детский пальчик проходит путь от прямой до извилистой. как одной рукой,так и двумя одновременно


"Цифры из шершавой бумаги" ребенку одевается тряпичная маска и он на ощупь определяет и называет цифру


и др. игры с которыми можно ознакомиться в моей презентации. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Я предлагаю вашему вниманию сенсорный коврик, сделанный своими руками. Я работаю воспитателем в группе раннего возраста. Дети в нашей группе.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАЗВИВАЙ-КА» ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти, внимания. ОБОРУДОВАНИЕ: пустой контейнер (для заморозки льда, 8 ячеек,.

Дидактические пособия Цель: развивать у детей речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности.

Организация: МДОУ № 27

Населенный пункт: Донецкая область, город Макеевка

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Оно является основной для интеллектуального развития ребенка, развитие внимание, воображения, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценное восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие происходить в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребенка постоянно. Сначала ребенок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Мир побуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослых. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомить со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя ребенок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы разнообразных форм, пирамидки, вкладыши.

В нашей группе так же есть уголок сенсорики, который находится в свободном доступе для детей. Он оснащен различными дидактическими играми, дидактическими материалами направленными на развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, тактильно звуковых, зрительных ощущений.

В уголке нашим деткам предложены такие дидактические игры:

" Собери целое ", " Спрячь снеговика", "Найди домик для гномика“ , "Собери целое " (используя тактильные кубики). Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях. Основные задачи: научить выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).Для формирования представлений о внешних свойствах предмета их положения в пространстве, а так же их целостности я использую " Мягкие пазлы"

  • же в уголке представлены большой выбор "пирамидок", "игрушек вкладышей" и "кубиков сортеров". Цель этих дидактического материала сопоставлять и сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Игры с пирамидкой знакомят малыша с размерами, соотношениями «больше – меньше». Способствуют навыкам ориентирования в пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки счета.

Для развитие общей моторики рук используются такие игры как "Шнуровка"," Мозайка"(различной величины и формы), игры с "прищепками" которые способствуют стимуляции сенсорно моторного развития, развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук, закрепление цвета.

Для развития слухового восприятия в нашем уголке есть различные шумовые игрушки: Гусеница, Колокольчики, Трещалки, Бубны, книжки

Развивающие "Лото" "Пазлы" " Наряди матрешку" этот дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать тем самым играя дети развивают зрительное восприятие, умение соотносить предметы по определенным признакам.

Дидактические игрушки на восприятие эталонов величины: Играя с матрешками, ребенок учится логически мыслить. Располагать их по возрастанию или убыванию. Вкладывать меньшие матрешки в большую

Подводя итог, можно сказать, совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи выполняются..


Основным видом деятельности ребенка дошкольника является игра.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях.

Наши пособия можно сделать самим, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей.

Я представляю такие игры, как:

  1. Сенсорное панно, которое выполнено из различных материалов и застежек, для развития мелкой моторики.
  2. Второе панно оформлено как социальный уголок, в нем совмещены семейное фото детей в рамках, выполненных из разных по фактуре материалов(это как и макароны, трубочки для сока, бусы, швейная тесьма т и.д.)
  3. Третье панно - ширма для оформления кукольного уголка.
  4. Четвертое панно – обозначает обеденную зону и отображает название группы «ПАРАВОЗИК».
  5. Пятое панно – это оформление уголка ИЗО.
  6. Шестое панно - ширма "машина".

Так же представляем вам игры, как традиционные, так и самодельные.

К традиционным относятся, такие игры:

  • Большие и маленькие пирамидки;
  • Различные вкладыши и втулки;
  • Стаканчики - вкладыши;
  • Кубики по основным цветам;
  • Домики с прорезями;
  • Различные кубы и шары с прорезями;
  • Лабиринты;

Игры, сделанные своими руками:

  • Вязанные коврики. Цель: учить детей обращать внимание на цвет ковриков; развивать внимательность; закрепить понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
  • Развивающие игры по сенсорике , где так же представлены различные виды застежек – липучки, кнопки, шнуровка для формировать мелкой моторики рук.
  • Шарики для моделирования . Такие радужные шарики развивают мелкую моторику, тактильное восприятие, закрепляются названия цветов и оттенков, можно использовать для снятия психологического напряжения. Я в своей работе с их помощью закрепляю приёмы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, прощипывание и др. И ручки чистые, и настроение поднимается от ярких шариков.
  • Мягкие палочки , где так же развиваем моторику рук, изучаем понятия размеров - длинный и короткий.
  • Игры из серии «Застегни пуговицы» Эти игры помогают развивать пальчики ребенка - силу, ловкость, координацию движений кистей рук.;
  • Сухой бассейн – из пробок и киндер сюрпризов; Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
  • Игры с прищепками . Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.
  • Дидактическая игра "Найди свой цветок" - различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, развитие тактильных ощущений.
  • Дидактическая игра «Наряди солнышко»;

В раннем возрасте все подчинено сенсорике: музыка и театр. Сюда входят различно звучащие инструменты, шумовой театр, маракасы в виде пчелок. Следующее – это кольцо карусель.

В зону сюжетно – ролевой игры входят, как куклы в одежде по сезонам, так и детская посудка по основным цветам.

Все эти игры выполнялись с помощью воспитателей и привлекались родители детей, которые нам помогали в приобретении материалов, оклеивании коробок для игр, частичное изготовление сенсорного панно.

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МАДОУ ЦРР детский сад №6

Населенный пункт: Пермский край, Губаха

Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада ¬это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Сенсомоторные уголки могут нести в себе различную тематику: “Волшебный сундучок”, “Таинственный замок”, “Сказочный остров”, “Кладовая природы”, “Уголок мышонка Пика” и т.д.

Так, в группах раннего возраста должно быть много материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
Во II младшей группе сенсомоторный уголок можно назвать “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений.

В средней группе сенсомоторный уголок может быть создан на основе различных крышек и называться “Крышкоград”. Дополнением к нему может служить сенсорное панно “Времена года”. Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями может реализовываться много дидактических игр и заданий.
В старшей группе сенсомоторный уголок создается на основе природных материалов – “Кладовая природы”. Для развития всех органов чувств здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.
В подготовительной к школе группе стоит задача - исследовать природу через привлечение внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде. Дети воспринимают звуки, запахи, предметы на ощупь. Каждый из них получает возможность провести исследование с закрытыми глазами. После каждого исследования обсуждаются полученные детьми впечатления. Дети зарисовывают предметы или подбирают картинки с изображением предметов, которые они трогали, нюхали, слышали.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:
Доступность;
Безопасность;
Креативность;
Разнообразие объектов.

Содержание сенсомоторного уголка в группе:
Зрение:

Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся), дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.
Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.)
Цветовые пятна-кляксы различной формы.
Разноцветные полупрозрачные шарфы.
Картинки-штриховки, картинки-прятки.
Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.
Слух:
Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.
Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.
Осязание:
Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)
Выпуклые буквы, цифры.
Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.
работа в раскрасках - штриховка
пальчиковая гимнастика - шнуровка
игры с конструктором - мозаика
лепка из глины и пластилина
нанизывание бус, бисера
цветные клубочки ниток
работа с ножницами

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Наша модель среды группы базируется на двух простых целях:
  1. Детский сад - это второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и радостно.
  2. Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.

Анализируя программу первой младшей группы, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимание на развитие сенсорных способностей.

Нам хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. При встрече с детьми в приёмной, мы стараемся создать атмосферу домашнего комфорта и уюта. Предлагаем им яркие, красочные, заводные, мягкие, любимые игрушки детей, которые поселились на разноцветных полках. Образ дома у нас создаёт групповой интерьер комнаты. Заходя в группу, дети проходят, соприкасаясь через сенсорно - разноцветный ленточный душ - ощущая его своим телом, тактильно, какой он мягкий, нежный и лёгкий.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

В нашей группе оборудован уголок сенсорики, в виде сказочного теремка. На полках размещены игры: пирамидки, сенсорные кубики, волшебные шарики.

Также мы приобрели разнообразные тематические вкладыши и другие пособия для решения задач сенсорного воспитания. Используем специальное игровое панно, с помощью которого дети учатся действовать с разнообразными застёжками, упражняются в различении и назывании цветов спектра. Данное пособие развивает мелкую моторику рук, знакомит с различными свойствами предметов: цвет, размер, форма.

Для развития речевых способностей:
  • используем куклы - малютки;
  • марионетки;
  • пальчиковый и настольный театр;
  • куклы - рукавички;
  • играем в день рождения;
  • в дочки - матери;
  • в игру «оживим» наши сказки.

Для развития зрительных способностей: играем в игры, способствующие различению и называнию цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик). Используем разноцветные волшебные бегущие шарики.

Мы используем следующие дидактические игры:

ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мозайка»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.
ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Собери похожее»; «Часть и целое»; «Подбери по форме»; «Похожий не похожий» и т. д.
РАЗМЕР: « Пирамидки»; «Подбери по размеру»; «Вкладыши»; «Большие и маленькие» и т. д.

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов мы используем следующие дидактические игры и пособия:

«Волшебное дерево»; «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д.

В играх с песком, водой, снегом знакомим детей со свойствами этих материалов (песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из сосуда по чашечкам).

Рисуем различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета и свойства (бумага белая, цветная, доски, ковролин), лепим из теста.

Для развития двигательной активности детей в игровых уголках группы размещены разные на ощупь игрушки (волшебный сундучок с сюрпризом; большие мягкие игрушки; сенсорный паровозик; в центре группы - мягкие кубики). Дети обожают кататься на горке, играть с мячами разного размера, заниматься гимнастикой, лазать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду, играть с камнями, поливать, выдирать сорняки, катать игрушки. Любим карабкаться на предметы, сохранять равновесие при ходьбе по доске, по дорожкам со следами ступней, с ладошками, с кочками, с пуговицами, с крышками, ходить и танцевать под музыку на координацию рук и ног. Играют в подвижные игры с разнообразными движениями:

«Догони мяч»; «Через речку»; «Самолёты»; «Догони меня»; «В воротики»; «Обезъянка»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд» и т. д.

Для развития слуха: приобретаем игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов. Для развития музыкального слуха играем в музыкальные инструменты, играем в музыкально-дидактические игры:

«Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю» и т. д.
Используем кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев.

Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом можно направленно воздействовать на настроение ребёнка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т. п. Игры:

«Мой любимый запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах» и т. д.

Для осязания: различные материалы с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; шкурки; бархатной бумаги); выпуклые буквы, цифры. Очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры:

«Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Опиши предмет» и т. д.

Ценность игр состоит в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думанья» над задачей. Происходит активизация психологических процессов (анализирующее восприятие, память, мышление, речь), а также качеств личности (целесообразность, настойчивость, самостоятельность, усидчивость и др.) Все эти игры дают широкое поле действия для педагога.

Мы стараемся сделать так, чтобы детям в нашем саду «Радость» было уютно, интересно и радостно. Используя данную технологию обучения, дети стали лучше осваивать материал. Это связано с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. Да и для нас самих наша группа стала настоящим домом, в котором хорошо и малышам и взрослым.

Методист, педагог младшей группы
Детского сада «Радость»
Щекотихина Юлия Михайловна



Публикации по теме