Летний проект по экологии в средней группе. Экологический проект в средней группе детского сада "цветочный калейдоскоп"

Летний экологический проект для ДОУ

Проект «Любители природы» для детей средней группы (возраст с 4 – 5 лет)

Срок: краткосрочный
Тип: познавательный

Участники:
Воспитатель
Дети группы
Родители

Введение.
Актуальность: проект «Любители природы» определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников.
Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна.
Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.
Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе показывают, что дети порой жестоко, негуманно относятся к природе. И очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, воспитать красоту природы, воспитать доброту, человечность. Поэтому главная цель проекта - развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Очень важно развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Вид проекта: среднесрочный; познавательно- исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Цель проекта: развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию представлений детей о растительном мире – деревьях и кустарниках.
2. Формировать эмоционально – радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе.
3. Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
4. Развивать наблюдательность.
5. Развивать творчество, воображение, мышление, внимание
6. Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о растительном мире.
7. Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.
8. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Предмет исследования:
Процесс включения семьи и детей при ознакомлении детей с деревьями и кустарниками, как средство воспитания любви к природе.

Предполагаемый результат:
1. Сформирование знаний о деревьях и кустарниках в летний период.
2. Различение деревьев по листьям, плодам и коре
3. Сбор гербария.
4.Изготовление экологической газеты «Берегите природу».
Предварительная работа.
1. Чтение художественной литературы: А. Фет «Печальная береза», Л. Толстой «Как ходят деревья», «Черемуха», «Старый тополь», «Яблони», И. Бунин «Березовый лист» и др.
2. Беседа с детьми о деревьях, растущих в нашей местности.
3. Наблюдения за деревьями и кустарниками на прогулке.
Рассматривание картинок, иллюстраций о деревьях и кустарниках
Опытно – исследовательская работа:
1. Рассматривание коры деревьев через лупу;
2. Распознание кустарников и деревьев по характерным признакам;
3. Рассматривание жилкования листьев с зарисовкой через лупу.
Художественно – творческая деятельность:
1. Лепка «Чудо-дерево» (с помощью веточек).
2. Объемная аппликация «Лес», «Дуб» (изготовление с помощью нетрадиционной техники из скомканной бумаги).
3. Рисование «Летнее дерево» (с помощью нетрадиционной техники – тычкование).
4. «Во поле береза стояла» (лепка с помощью веточек).
Физкультурно – оздоровительная работа:
- упражнения: «Веточка», «Деревце».
- бег между деревьями.
- упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно».
-дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы березовой рощи».
- подвижная игра «Найди свой дерево».
Работа с родителями:
Оформление экологической газеты «Берегите природу».
Результаты проектной деятельности.
Дидактические игры, фотографии досугов, изготовление макета «Лес», изготовление экологических газет.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационный.
- подбор и изучение литературы;
- постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса;
-группировка материала, составление плана.

2 этап. Практический.
1. «Ознакомление детей с растительным миром».
Наблюдения, беседы. Цели: Формировать представления о деревьях и кустарниках.
Дети рассматривание листьев деревьев; рассматривают листочки, сравнивают деревья и кустарники.

2. «Деревья и кустарники». (Комплексное занятие ФЭП + лепка.) Цель: Учить различать деревья и кустарники; воспитывать интерес к миру растений.

3. «Путешествие в лес». Цели: Учить различать деревья и кустарники; учить работать по схемам; воспитывать интерес к окружающему миру.

4. Сбор листьев для гербария. Цели: Запомнить название дерева, как оно выглядит; развивать внимание и наблюдательность; учить быть аккуратным; расширять знания об окружающим мире.

5. «Веселые старты». Физкультурное развлечение.
Цель: Эмоционально – положительно откликнуться на подвижные игры, проявить желание в участие в играх, получить заряд бодрости.

6. «Трудная жизнь деревьев – горожан». Эколого – оздоровительный поход.
Цель: Познакомить с деревьями, растущими в черте города; объяснить зависимость их состояния от внешних условий.

7. «В гости к деревьям». Экологическое развлечение + эксперимент.
Цель: Рассматривание коры деревьев, листочки.

8. «Во поле береза стояла». Комплексное занятие музыка + лепка.
Цель: Создать радостное настроение у детей, вызвать желание танцевать под знакомые песни, лепить березовую рощу.

9. «Правила друзей леса». Беседа с показом на картинках.

10. «Берегите лес». Экологическая игра.
Цели: Закрепить знания о нормах поведения в природе; Воспитывать природоохранное поведение; развивать творческие способности.

11. «Открывай и изучай природу родного края». Игра – путешествие.
Цели: Формировать экологические знания о лесе; закреплять знания о животном и растительном мире родного края.

12. «Здравствуй, дедушка тополь!», «Травка, кустик, деревце». Экскурсия по экологической тропинке – вокруг детского сада – обратить внимание на летние деревья, находить знакомые деревья.

13. «Посадим лес». Комплексное занятие + аппликация.
Цели: Закрепить знания о строении дерева и кустарника, о их отличительных признаках; Воспитывать любовь к окружающей природе и желание заботиться о ней.

14. «Лес», «Дуб». Художественное творчествообъемная аппликация с использованием нетрадиционной техники.

15. «Летнее дерево». Художественное творчество – рисование с помощью нетрадиционной техники – тычкования.

16. «Берегите природу». Экологическая газета.

3 этап. Заключительный
- распространение опыта в детском саду;
- презентация проекта.
Приложение.
- конспекты досугов;
- фотографии мероприятий, работ детей;
- рисунки детей (выборочно);
- художественное слово к мероприятиям.

4 этап. Подведение итогов.

Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через организацию проектной деятельности способствовала:

1) росту профессионализма воспитателя, реальным достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением методами экологического образования и воспитания;

2) осознание детьми бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать хорошие условия вместе с взрослыми.

Список литературы:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГТ. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.




1-й этап: Подготовительный Цель: Подбор необходимой литературы и материалов. Создание интереса у участников проекта. 2-й этап: Основной. Цель: Проведение занятий, опытов, экспериментов, бесед, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение и т.д. 3- й этап: Заключительный. Цель: Проведение досуга «В гостях у королевы растений», Подведение итогов.






Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала и др. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта. Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе) Подбор библиотеки, аудио и видеотеки. Анкетирование родителей







Труд, экспериментирование и наблюдения в уголке природы и на участке детского сада: Формирование знаний о растительном и животном мире; развитие экологического мышления в процессе опытно- исследовательской деятельности детей. Развивать у детей желание заботится о растениях, закреплять трудовые навыки Поощрять любознательность детей, развивать исследовательские навыки Учить систематизировать свои знания, развивать внимание и наблюдательность










ИЗО деятельность: рисование, лепка, конструирование, аппликация Лепка «Деревья осенью» коллективная, плоскостная лепка «Хлорофитум», коллективная работа «Хоровод лекарственных трав»,«Веточка брусники». Аппликация «Осень золото роняет», «Фиалка» из салфеток, «Посадим цветок. Сансевьера.» Рисование «Комнатные растения», по замыслу «Моё любимое растение» Конструирование из бумаги: «Книжка-малышка»

Паспорт проекта

Тип проекта:
По содержанию
— познавательный, исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой
По характеру контактов – в рамках ГБДОУ
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов

Сроки реализации:
краткосрочный (2 недели: с 28 апреля по 15 мая 2014 г.)

Участники проекта:
Воспитатели группы:
Завьялова Н.А., воспитатель I категории
Бесчастнова О.О., воспитатель
Музыкальный руководитель Стратиенко Н.В.
Дети №6
Родители

Актуальность проекта:
Проблема относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность

Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта:
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
Воспитывать бережное отношение к живому.
Развивать эмоциональную отзывчивость
Формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат проекта:
Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Музыкально — экологический досуг «Человек с природою подружись и ты»

Сотрудничество с семьёй:
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Придумывание рисунков-загадок о насекомых

Продукты проекта:
Презентация для детей « Наши соседи насекомые» (воспитатель Завьялова Н.А.)
Презентация для детей « Насекомые в загадках» (в-ль Завьялова Н.А.)
Презентация для детей «Природа в музыке (Насекомые)» (муз. руководитель Стратиенко Н.В.)
Бабочка (аппликация; дети)
Божья коровка (лепка; дети)
Пчелка (конструирование из бумаги; дети)
Бабочка (рисование; дети)
портфолио проекта (воспитатель Завьялова Н.А)

Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
Для родителей:
— Посещение с детьми Зоологического музея.
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – подготовительный:

Разработка проекта
Подбор литературных произведений о насекомых
Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
Подбор музыкальных произведений по теме
Составление плана основного этапа.
Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу.
Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т.Кулаковой; Отгадывание загадок по теме.
Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»,
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»
Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»;
Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку Майкапара «Росинки»; И.Баха «Шутка»
Инсценировка песни В.Иванникова «Пчёл детей учила мать»;
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок».
Развивающие игры: речь с движением « Жук»
С/Р игры, свободная деятельность детей(обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»
Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды


Взаимодействие с семьей
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»

III этап – Заключительный

Оформление выставки детских работ.
Проведение Музыкально — экологического досуга «Человек с природою подружись и ты» с приглашением детей из другой группы.
Оформление портфолио проекта
Создание презентации проекта.

Приложение
Фотомонтаж
Считалка, потешки, загадки о насекомых
Дидактические игры
Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы
Конспекты совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с природой
Сценарий музыкального досуга

Познавательные беседы:

Цель:
— Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
— знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

СЛОВАРЬ (лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.

Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он - гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята -
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Потешки:

— Жук, жук, где твой дом?
— Под березовым листом
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал

— Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок –
И за печкою молчок

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы


Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Для диагностики используется игра-лото «Насекомые».

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы


Дидактические игры

«Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»

«На лугу»
Цель:
Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)

«Как сказать правильно»
Цель:
Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например:
— Бабочка летит, а бабочки… (летят)
— Жук ползет, а жуки… (ползут)
— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

«Собери цветок»

Речь с движением
«ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.

Используемая литература:
1. Л.В.Лебедева, И.В.Козина

Авторы: Завьялова Наталья Александровна,
воспитатель I категории,
Стратиенко Наталия Викторовна,
музыкальный руководитель I категории,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69 Выборгского района города Санкт-Петербург,
Россия

Воспитатель: Першина Н.Г. МБДОУ «Детский сад №2 гЛьгова»

Актуальность проекта:

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все. Экологический проект в средней группе детского сада "Цветочный калейдоскоп".

Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий. Участники: дети 4-5 лет.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Проблема: «Какие бывают цветы».

Игровая мотивация : «Путешествие в страну цветов».

Цели:

Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира;

Развитие творческих способностей детей.

Задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта .

1.Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.

2.Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

3.Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

4.Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Первый этап . Целеполагание (выявление проблемы). На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Водит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап. Разработка проекта. На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом). Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а

также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап . Подведение итогов.

Реализация проекта

·

«Цветы – краса земли», «Почему их так назвали»

Цель: обогащать представления детей о цветах и их разнообразии

· Эвристическая беседа «Путешествие в царство комнатных растений» .

Цели и задачи: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.



· Индивидуальная работа в уголоке природы. Уход за растениями.

Цели и задачи: Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.



· Эвристическая беседа «Раз цветочек, два цветочек…»

Цели и задачи : Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: луговые, садовые цветы. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.





· Просмотр презентации с фронтальным обсуждением

«Растения лечат».

Цели и задачи : познакомить детей с лекарственными растениями (в частности цветами), дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей; развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном обмене мнением; вызывать положительный эмоциональный настрой.

· Художественное творчество – рисование «Цветочный калейдоскоп»

Цели и задачи: Учить детей использовать свои знания о цветах. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать цветными карандашами. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшее. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к живой природе.





· Художественное творчество – аппликация «Цветики-цветочки»

Цели и задачи : Формировать экологическое восприятие детей средствами художественного творчества. Продолжать развивать представления детей о цветах. Закреплять умения пользоваться ножницами, клеем, цветной бумагой.









· Дидактические игры.

Дидактическая игра «Дорисуй цветок»

Цель: Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.

Материал: Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)

Правила игры: Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.

Дидактическая игра «Цветочные полянки»

Цель : расширять познания в области количественных представлений; формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка - ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.

Материал: обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном - 5 ромашек, во втором - 10 колокольчиков и т.д.)

Правила игры: Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашивает «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. (Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)

Дидактическая игра «Слепой ботаник»

Цель: Учить распознавать растения по запаху.

Материалы : луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.)

Правила игры : Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.

Дидактическая игра «Собери букет»

Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительными.

Материал. Предметные картинки с изображением цветов.

Ход игры: Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

· Подвижные игры

Мы – цветы (Зарядка)

1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

3.Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

4.Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Живая клумба

Все играющие разбиваются на три команды:

1.Золотые шары;

2.Ноготки;

3.Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Волшебная палочка

«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация), назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется).

Любимый цветок

Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».

Найди своё место

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый – две руки.

· Пальчиковые игры.

Цель и задачи: Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции.

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из кулаков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивать кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивать кулаки вперед – назад)

МАК

На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать бутон)

Он склонил головку так. (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать,

Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)

ХРИЗАНТЕМЫ

Ах! Какие хризантемы! (Пальцами показать. как цветок распускается)

Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили? (Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили! (горестно покачать головой)

ЦВЕТОК

Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны пальцами)

Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами

Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и покачать)

· Загадывание загадок по теме «Цветы».

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь дете · «Красная книга» - итоговое мероприятие по проекту.

Цели: развивать у детей представления о назначении Красной книги;

развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.

Составить совместно с родителями (с их помощью) Красную книгу цветов, выяснить какие растения (цветы) произрастают в нашем краю, официально включенные в Красную книгу.

по экологическому воспитанию

в средней группе

«Природа глазами детей»

Составила:

Волочай А.З.



«… логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей. »

К. Ушинский

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.



Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе , постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по экологии подкреплять в опытах и экспериментах .

Для каждой возрастной группы ДОУ (средней, старшей, подготовительной) даются подробные сценарии опытов и экспериментов по экологическому воспитанию дошкольников.



В нашей группе № 4

мы реализовали

краткосрочный проект

(недельный)

под названием «Снег»



Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

Задачи:

  • Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия,
  • совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира,


  • развивать мелкую моторику и тактильною чувствительность,
  • учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их,
  • научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях,


  • через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух),
  • научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования,


  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой,
  • продолжать учить любоваться красотой
  • укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух)


3 этапа:

  • Подготовительный

(беседы, рассматривание

иллюстраций, проведение

ОД «Снег»)

II. Основной

(проведение опытов,

экспериментов)

III. Заключительный

(подведение итогов)



Опыт «Вода и снег.»

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта . Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в

третье- лед.

Вывод: рыхлый

снег растает первым,

затем – утрамбованный,

лед растает последним.



Опыт «Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда.

Ход опыта: В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.



Опыт «Определение чистоты снега»

Цель: учить определять чистоту снега.

Ход опыта: Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.



Опыт «Вода – растворитель».

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.



Опыт «Свойства снега»

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход опыта: В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял) .



Дидактическая игра «Какая бывает вода?»

(по ассоциациям)

Пушистая - снег,

скользкая - лёд,

смешная - снеговик,

горячая - чай,

высокая - сугробы,

круглая– снежок,

вкусная– морс, газировка, компот и т.д.





Публикации по теме