Консультация для родителей: «Пальчиковые игры и гимнастика для рук. Консультация для родителей младшей группы ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение (ясли - сад) №10 «Алёнушка»

Муниципального образования городской округ Красноперекопск

Республика Крым

Консультация для родителей

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие

г. Красноперекопск 2015г

Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.
Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Об этом мы не только расскажем вам, но и предлагаем поиграть. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок - солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное - развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

2. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.

Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок - оригами. Педагог предлагает родителям сплести коврик или сложить вместе с ним фигурку собачки (оригами).

3. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
катать крупу между большим и указательным пальцами;
придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!

4. Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т.д.

Рисование - занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т.д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать. Педагог предлагает родителям выполнить задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».

5. Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!).
Педагог предлагает родителям сложить из спичек мороженое.

Очень радовались дети:

Мама принесла в пакете
Пряников для Машеньки,
Бубликов для Сашеньки,
Васеньке - пирожное,
Ну а мне - мороженое.

6. Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для оставления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

Памятка для родителей.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать
Различные виды мозаик.
Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).
Пористые губки, резиновые мячи: шершавой поверхностью, резиновые эспандеры.
Цветные клубочки ниток для перематывания.
Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узла. Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).
Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.
Спички с обрезанными головками.
Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге).
Семена, мелкие орешки, крупа.
Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.
Пластилин.
Бумага для плетения, складывания.
Разнообразный природный материал.
Ручки, фломастеры, карандаши.

Внимание родители! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослого.


Шпаргалка для родителей

«Пальчиковые игры для малышей»

Консультация для родителей

« Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы - шарики, кубики и т.п.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

    Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

    Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

    Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

    Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

    Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

    Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

    Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

    Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

    Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

    Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

    Используйте максимально выразительную мимику.

    Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

    Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

    Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

    Начните с простых пальчиковых игр:

Качели

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

(Народная песенка)

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Тише, тише, не шумите,


Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем - второй, а в заключение - двумя руками.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - «Ура!»

В детский сад идти пора!

(М. Кальцова)

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Жук


Я веселый Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу...

(А. Береснев)

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Комарик

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок.

Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).

С какого возраста можно начинать использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику?

- Пальчиковую гимнастику следует начинать делать в возрасте полугода (с 6 – 7 месяцев). Ежедневно в течение 2 – 3 минут поглаживайте ручки ребенка, разминайте его ладошки и пальчики. Это даст малышу необходимую сенсорную «пищу». Пальчиковые игры следует начинать использовать в общении с ребенком с двух лет.

Пальчиковые игры – не единственное средство развития мелкой моторики рук ребенка. Например, можно дать малышу макароны – пусть сидит, перебирает. Что лучше помогает развивать координацию рук?

Конечно, можно и даже нужно использовать все возможные способы развития мелкой моторики рук ребенка (игрушки, рисование, лепка и т.д.). Но пальчиковые игры обладают весомым преимуществом: ребенок осваивает их в процессе живого и эмоционально-насыщенного общения со взрослым.

Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы помогаете его развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.

С первых месяцев жизни ребенка, можно начинать активно массировать пальчики, таким образом, мы воздействуем на точки связанные с корой головного мозга. Также можно развивать мелкую моторику в процессе обучения элементарным навыкам самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, надевать перчатки и т.д. Когда ребенок подрастет, нужно выполнять простые упражнения, сопровождая их стихотворным текстом. Использование пальчиковой гимнастики, сопровождаемое речью, способствует развитию дикции, грамматической речи, развитию памяти, внимания, эмоциональной сферы у дошкольника.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Помогает развивать речь.

Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно дома, во дворе, во время выездов на природу. Учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

«Расскажи стихи руками». Демонстрация пальчиковых игр для родителей.

Пальчиковая гимнастика.

«Пчела». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.

«Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать руки друг к другу, слегка согнув пальцы.

«Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.

«Ф л а ж о к». Большой палец вытянуть вверх, остальные со­единить вместе.

«Птички клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

«Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

«Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и сво­бодно вращать им.

«Елка». Пальцы обеих рук скрещены.

«Пожарные». Упражнение с предметом: используется иг­рушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и ле­вой рук.

«Лиса и заяц». Лиса крадется, все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигается назад.

Игры – потешки.

Тесто мы месили, (Сжимать и разжимать кулачки на каждое слово)

Мы пирог лепили. (Хлопаем в ладоши, то одна, то другая ладошка сверху)

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (Хлопки)

Травка – муравка (Кисти рук вверх, пошевелить пальчиками)

Со сна поднялась (Ладошки под щекой, вытянуть руки, пошевелить пальчиками)

Птица – синица (Руки согнуть, помахать кистями)

За зерно взялась (Подушечки пальцев вместе)

Зайки – за капустку,

Мыши – за корку,

Детки за молоко.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

- Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Слепим мы большой пирог (Снизу вверх через стороны поднимать руки, замыкая над головой, круг перед собой).

Консультация для родителей
Тема: «Пальчиковые игры с детьми 2-3 лет»
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский

Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.
Доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребенок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии.
Сейчас у многих детей есть проблемы с речью: они нечетко произносят слова, переставляют в них слоги и буквы. Выход один – развивать пальчики ребенка. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Правила организации игр. Для того чтобы игра принесла ребенку максимальную пользу, следует правильно ее организовать.
В раннем возрасте внимание детей неустойчивое. Учитывая эту особенность, не затягивайте процесс игры. Любая игра должна длиться не более5-8 минут, иначе ребенок потеряет к ней интерес и действие не получит логического завершения.
Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приемом пищи.
Применяя готовые развивающие игры, не отдавайте их малышам в постоянное пользование. После проведенного занятия вместе с ребенком аккуратно сложите игру и уберите ее до следующего занятия.
Приучайте малыша к аккуратности. Побуждайте его приводить территорию в порядок после каждого занятия. Проводите уборку в виде веселой игры.
Обратим внимание на то, что:
заниматься нужно только тогда, когда малыш находится в благодушном настроении;
упражнения должны соответствовать моторному развитию ребенка, не опережая его физическое развитие;
пальчиковые упражнения вводятся тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость;
начинать занятие нужно с нежного поглаживания пальчиков.
Обязательно используйте речевое сопровождение при проведении упражнений, это даст ребенку заряд положительных эмоций и побудит к общению.
Последовательность разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребенок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый
подсказывает и помогает.
Дополнительные рекомендации:
1. Не проводите игру с ребенком, если у вас озябли руки. Постарайтесь предварительно согреть руки, например, погрузив их в теплую воду или растерев ладони.
2. Чтобы содержание игры было понятным, следует познакомить ребенка с ее персонажами. Например, если в игре участвуют герои, с которыми малыш сталкивается впервые, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
3. Диалоги героев, о которых говорится в потешках, лучше запомнятся, если взрослый, произнося текст, воспользуется определенными актерскими приемами. Не забывайте во время совместной игры максимально использовать мимику.
4. Возьмите за правило начинать игру и заканчивать ее в положительном настрое, даже если малыш на первых порах делает что-то не совсем верно.
5. Не забывайте расширять диапазон игр. Освоив несколько игр до такой степени, когда ребенок уже может повторять их самостоятельно, улыбкой реагирует на их повтор, разучивайте новые игры.
6. Согласно одному из главных правил, в пальчиковых играх надо идти «от простого к сложному», то есть сначала следует показывать, начинать запоминание надо с первых двух движений в игре, а затем постепенно увеличивать количество жестов и усложнять текст комментирующих их потешек.

Начните с простых пальчиковых игр:
Флажок
Упражнение выполняется следующим образом. Ребенок вытягивает распрямленную ладонь тыльной стороной к себе и разворачивает ее опущенным большим пальцем вниз.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Стул
Малыш поднимает левую ладонь вертикально вверх. К ее нижней части он приставляет правый кулачок большим пальцем к себе.
Ножки, спинка и сиденье -
Вот и стул на удивленье.
Пароход
Ребенок ставит обе ладони на ребро и складывает их ковшиком, потом поднимает вверх большие пальцы.
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
Колокольчик
Ребенок держит руки тыльными сторонами вверх, скрестив пальцы обеих рук. Средний палец правой руки должен быть опущен вниз так, чтобы малыш мог свободно им двигать.
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Скворечник
Малыш держит ладони вертикально, соединив их кончиками четырех пальцев. Большие пальцы загнуты внутрь, к ладоням.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Цепочка
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольцо. Ребенок по очереди пропускает через него колечки из пальцев правой руки: из большого и указательного, из большого и среднего и т. д. Участвовать в упражнении должны все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку изучаем.
Шарик
Ребенок широко разводит пальцы обеих рук и соединяет их кончиками так, чтобы руки округлились, как шарик. Затем малыш сводит пальчики, изображая, что шарик сдувается.
Надуваем шарик быстро:
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
Кошка
Ребенок держит руку так, чтобы средний и безымянный пальцы упирались в большой. Указательный палец и мизинец выпрямлены и подняты вверх.
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Мышка
Положение пальцев такое же, как в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец согнуты.
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Зайка и ушки
Пальцы собраны в кулачок. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх. Ими нужно шевелить – это «ушки».
Уши длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Моя семья
Во время чтения малыш показывает одной рукой поочередно пальцы другой руки, о которых говорится в потешке.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся семья!
Во время второго прочтения текста руки меняются ролями.
По водицу
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили.
(изображаем «человечков»)
Принесли в ведре водицы,
(изображаем «ведро»)
Чтоб детишкам всем умыться.
(изображаем, как будто умываемся)
Вымыть уши, глазки наши
(гладим пальцами около глаз, ушей)
И сварить на завтрак каши.
(совершаем круговые движения указательным пальцем правой руки по левой ладони)
Птичка на отдыхе
Птички полетели,
(изображаем «птичек»)
Крыльями махали,
(взмахи кистями рук)
На деревья сели,
(изображаем «дерево» кистями рук)
Вместе отдыхали.
(каждой кистью изображаем «птицу»)
Улиточка рогатая
Улиточка рогатая
Спешит-ползет куда-то.
(одну раскрытую ладонь кладем на стол, другую руку сжимаем в кулак, оставляя выпрямленными указательный и средний пальцы, как будто рожки улитки)
Куда ж ведет дорожка?
К Насте на ладошку.
(опираясь на основание ладони, передвигаем руку – «улитку» и «наползаем» на раскрытую ладонь)
Закончилась дорожка –
Улитка прячет рожки.
(пальцы-«рожки» убираем в кулак и закрываем ладонью другой руки так, чтобы «улитка» оказалась внутри нее)
Динь-дилень
Динь-дилень,
Динь-дилень!
Светит солнце целый день,
(поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальчики и покачиваем кистями рук вправо-влево)
Жарит нам оладушки,
Как у нашей бабушки –
(слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде)
Пирожки песочные
Румяные и сочные!
(соединяем ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами так, чтобы сверху оказывалась то одна, то другая ладонь)

Также мелкую моторику развивают:
различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых);
игры, в которых требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать-наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстие и т.д.;
рисование карандашами, фломастерами, кистью и т.д.;
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д

Материалы взяты из книги Т.Л. Черновой «500 оригинальных пальчиковых игр».

Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Кроме того, во время занятий,

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Пальчиковые игры в воспитании детей»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ № 5 «Дубок»

Ст. Архангельской

Баннова Е.А.

2014 год

Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Кроме того, во время занятий, развивается речь ребенка и раскрывается творческая деятельность . Таким образом, во время игры ребенок научится самостоятельно играть при помощи пальчиков и рук, а также заучит интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением пальчиковой игры.

Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; развивается память воображение и фантазия .

Известно, что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево – право» и создаст чувство уверенности в себе. Существуют игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.

Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

При проведении пальчиковых игр следуют учитывать такие рекомендации:

1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

2.Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

3.Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

4.Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

5.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Предлагаю некоторые примеры пальчиковых игр, которые используются у нас в младшей группе (дети 3-4лет) .

Паучок

Паучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл. , Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Действия аналогичны первоначальным

"Паучки" ползают на голове.

Рыбка

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

(ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх!

(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик –бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Замок

На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)

Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)

Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)

Хозяев поджидал.

«Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев,

Пять держальцев,

Чтоб строгать, чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять.

«Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежат,

(поочередно загибают пальцы на правой руке)

Эта долька для стрижат,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура.

(Разводят руки.)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(имитируют бег пальцами по столу)


« Капуста»

Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.

Мы капусту рубим-рубим.

(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим.

(поочередно поглаживают подушечки пальцев)

Мы капусту трем-трем,

(потирают кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.

(сжимают и разжимают кулачок)

Упражнение «Пальчики – семья»

(поочередно загибают пальцы на руке)

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик Я –

Вот и вся моя семья.

(сжимают и разжимают кулачки)

«Пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.




Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...