Что должны делать дети по дому. Почему ребенок должен помогать с домашними делами

Многие родители часто ограждают своих детей от любых домашних дел. Правильно ли это? Сможет ли ребенок ценить чужой труд если не будет прилагать маломальских усилий, делая что-либо по дому? Ведь дела домашние формируют в человеке чувство ответственности и заботы к окружающим людям.

Родители часто в своём желании всесторонне развивать ребёнка записывают его на курсы иностранных языков, в кружки художественного творчества, в спортивные секции. А вот выполнять работу по дому им не поручают, поскольку не считают это нужным или сознательно уберегают их от бытовых трудностей. В результате ситуация доходит до такого уровня, когда убедить детей прибраться хотя бы в собственной комнате будет делом совершенно бесполезным.

Исследование. По исследованиям социологов, 82% из опрошенных взрослых в России занимались работой по дому, когда были маленькими. Но лишь 28% готовы поручить такую работу своим чадам. Родители предпочитают загружать ребёнка теми занятиями, которые гарантируют им успех в будущей карьере, а вот домашними обязанностями не обременяют. Однако давно известно, что работа по дому не только делает ребёнка более организованным по жизни, но и позитивно влияет на психику и успехи в учёбе.

Передавая детям определённые хозяйственные обязанности, взрослые способствуют появлению у них большей уверенности в себе и самостоятельности. Исследования показали, что малыши, помогающие родителям с 4-5 лет, были более общительными, быстро заводили друзей, хорошо учились в школе и ВУЗе. Их сверстники, не обременённые домашними обязанностями в раннем возрасте, которые начинали помогать по дому с подросткового возраста не так быстро поднимались по карьерной лестнице.

Помогая семье, ребятишки учатся быть более отзывчивыми, понимающими, добрыми, помогать другим, заботиться о родных. Если дети отказываются от домашних дел под предлогом большой загруженности в школе, не стоит их полностью освобождать домашних обязанностей. Позволяя ребёнку отказаться от обязанностей по дому родители невольно формируют у них определённую установку: оценки в школе весомее, чем внимание к семье. Сейчас это может показаться мелочью, но со временем вы увидите свою ошибку.


Мотивировать и направить ребёнка на домашние дела можно, опираясь на следующие рекомендации:

  1. Будьте внимательны к своим словам. По мнению психологов, благодарность к детям должна быть выражена не формальной фразой, например, «спасибо за помощь» (ее будет недостаточно). Поблагодарите ребенка, назвав его хорошим помощником: «ты такой хороший помощник». У него не только возникнет желание ещё раз сделать что-то по дому, но и повысится самооценка, он ощутит, что без него семье будет реально тяжелее справляться, он полезен и важен для своей семьи.
  2. Помните о распорядке. Составляя расписание занятий ребёнка – уроки, музыка, языковые курсы, спорт, отдых – внесите в него и домашние дела. Так он прочувствует их важность и будет вырабатывать ответственное к ним отношение. И так вы приучите ребенка к дисциплине.
  3. Игровые задания не помешают. Можно попробовать разработать целую квестовую систему домашних дел. Выполняя каждое из них подряд, он последовательно будет переходить к более сложным. Например, вытереть пыль со стола, подмести в гостиной, затем более интересное задание — включить стиральную машину:).
  4. Не следует применять денежное вознаграждение. По мнению психологов, материальное поощрение ухудшает мотивацию ребёнка. Свою помощь он уже будет рассматривать с меркантильной точки зрения — без желания помочь родителям, а лишь с целью получить за неё деньги. Читаем также: .
  5. Большое значение имеет род занятий, которые вы даете ребенку. Чтобы не воспитать эгоиста, стоит подобрать для ребёнка такие занятия, которые будут необходимы всей семье, а не только ему. Наравне с наведением порядка в своей комнате, можно поручить ему помыть посуду и протереть пыль в гостиной.
  6. Приказной тон – это исключено. Повелительное наклонение в разговоре лучше смягчить — не «убери», а «давай уберём». Важно акцентировать внимание на том, что это не занудное и тяжолое занятие, а возможность позаботиться о родных.
  7. Позитивная окраска для домашних дел. Не стоит поручать какую-то домашнюю работу ребёнку в качестве наказания. Говорите о домашней работе в позитивном или нейтральном ключе. Постоянно повторяя слова о том, как тяжело справляться с домашними обязанностями, – как вы устали мыть полы или пылесосить – вы покажете ребёнку пример, который он возьмёт на вооружение. И тогда ему тоже не будет нравиться это делать. Лучше заострить внимание на заботе о доме и поддержании чистоты во благо комфорта всех членов семьи.

Часто можно услышать от родителей, что дети не помогают им по дому. Игрушки, раскиданные по всей комнате, горы немытой посуды и, как результат, ежедневные скандалы, наказания и слезы. Как добиться того, чтобы малыш самостоятельно, без понуканий помогал по дому? Когда нужно приучать детей к труду? В нашей статье вы найдете девять простых, но эффективных советов, как вырастить маленького помощника.

Начинаем с раннего детства

Лучше всего начинать приучение детей к домашним хлопотам с раннего детства. Обычно маленького ребенка даже заставлять не надо – он и сам стремится помочь маме помыть посуду, а папе – открутить болтик или забить гвоздь. К сожалению, родители начинают отмахиваться от ретивого помощника, мол, сами справимся. Стоит ли удивляться, если подросший ребенок на просьбу помочь будет отвечать отказом? Он ведь привык, что все по дому делается без его участия.

Уже в двухлетнем возрасте малыш может помогать маме, выполняя мелкие поручения. Какие же дела можно доверять детям в разном возрасте?

  • 2-4 года

Двухлетний малыш способен выполнить любую простую задачу: принести маме книгу, перчатки или кошелек. В этом возрасте ему уже можно позволить самостоятельно надевать и снимать кофту и штанишки. Родителям следует объяснить ребенку, на каких полках лежат его вещи, чтобы он убирал их на свое место.

  • 4-5 лет

Ребенок уже может совершать и более сложную работу: разложить игрушки по своим местам, рассортировать носки по цвету, сложить грязную одежду в корзину. Также он поможет родителям вытереть пыль, накрыть на стол и разложить покупки. Самое главное – покажите малышу, что цените его помощь.

  • 5 лет и старше

Теперь можно приучать ребенка регулярно наводить порядок в собственной комнате. Возложите на него следующие обязанности: уход за цветами в детской, ежедневная уборка кровати, сбор рюкзачка в детский сад. С семи лет разрешите ему выгуливать собаку на улице (если она не крупной породы) и приготовить обед, пусть даже это будут обычные бутерброды.

  1. Делайте вместе. Пожалуй, самая распространенная фраза занятой мамы обычно звучит примерно так: «Иди поиграй, пожалуйста, я сейчас очень занята». Это является серьезнейшей ошибкой в важном процессе воспитания настоящих помощников. Не отмахивайтесь от малыша, занимайтесь домашней работой вместе. Пусть он останется с вами не кухне, дайте ему поучаствовать в замешивании теста, приготовлении салата или сервировке стола. Или положите игрушечную гладильную доску рядом с настоящей и «гладьте» вместе. Не разделяйте ваши домашние обязанности и общение с детьми. Например, убираясь вместе в детской комнате, расскажите небольшую сказку об игрушках, которые безуспешно искали свою любимую коробку, а нашли ее благодаря маленькому помощнику.
  2. Хвалите малыша за помощь. Поощряйте волшебными словами, которые одинаково хорошо воспринимаю и дети, и взрослые: «Только ты сможешь выполнить эту работу по-настоящему хорошо!» Ребенок, понимая собственную уникальность и важность в процессе собирания фантиков или уборки пыли на полках, будет счастлив оказать вам помощь в том, что он, как известно, делает лучше всех. (Читаем также: )
  3. Учитывайте желания ребенка. Замечайте склонности детей к какой-то конкретной деятельности. Некоторым нравится генеральная уборка по дому, другие же предпочитают убирать игрушки или переставлять книги, что требует сосредоточенности и скрупулезности. Пусть каждый малыш делает то, что он больше всего любит. Для достижения наилучших результатов сделайте список домашних заданий, соответствующих возрасту ребенка и его способностям, и позвольте ему выбрать, какие из них он бы хотел выполнить. Вы можете быть удивлены его выбором!
  4. Убирайте весело. Даже скучную повседневную работу можно легко превратить в веселое занятие. «Укрощение» пылесоса в детской комнате, мытье посуды «волшебными пузырями» и поиски «сокровищ» в пакетах с продуктами, которые мама принесла из магазина. Даже простая домашняя работа может стать интересным приключением в жизни маленького ребенка.
  5. Не ждите высокой производительности труда. Не ждите, что маленький ребенок сможет сразу выполнять домашнюю работу на «отлично». Поэтому не ругайтесь, если он разбил тарелку во время мытья, положил вилку в отдел для ложек или превратил ваш пол в корабельную палубу. Подготовьтесь к тому, что вам будет нужно многое переделывать после первых попыток маленького помощника. Если же у него что-то не получилось сразу, тактично объясните, как можно исправить ошибку. (Читаем также: )
  6. Будьте терпеливы. Если ребенку требуется много времени, чтобы выполнить поручение, не подгоняйте, не мешайте и тем более не ругайте за медлительность, иначе он может испугаться и откажется помогать в следующий раз. А если мама всегда будет заканчивать работу за детей, то они не поймут, как важно доводить начатое дело до конца.
  7. Не наказывайте работой. Вы совершите большую ошибку, если будете рассматривать домашнюю работу в качестве наказания за проступок. Ребенок не должен считать, что убирает игрушки или моет посуду из-за того, что совершил сегодня что-то неправильное. Застилать кровать, мыть за собой посуду, раскладывать игрушки по местам нужно всегда, вне зависимости от его поведения.
  8. Не платите за домашнюю работу. Никогда не награждайте детей деньгами за помощь по дому. Если вы хотите поощрить ребенка за отлично выполненную работу, сходите всей семьей в выходные в зоопарк, на каток или в цирк. Помните, что домашние обязанности не следует воспринимать как предмет торга. Они являются такой же естественной частью детской жизни, как игра, общение с приятелями и учеба. (Читаем также: Если вы разбрасываете свою одежду по квартире, не убираете посуду после обеда, не застилаете кровать по утрам, не надейтесь, что ваш ребенок вырастет трудолюбивым и аккуратным. Требуете, чтобы дети убирали за собой? Покажите им положительный пример!

Беспорядок в детской комнате и несамостоятельность детей порой заставляет родителей задуматься о том, как приучить ребенка помогать по дому. Эта непростая тема давно освещена в психологии и педагогике. Можно выделить несколько аспектов организации детского труда в помощь взрослым. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Начать обучение трудовым навыкам можно еще в раннем возрасте. Ребенок 2-3 лет уже вполне способен выполнять простые односложные инструкции взрослого. Первый этап обучения будет заключаться в воспитании стремления к самостоятельности. Около двух лет малыш начинает осознавать себя, как отдельный от мира субъект. Поэтому он сам будет проявлять тенденцию к самостоятельности. Важно только поощрять инициативу и не делать все за него.

Кроме того, ребенок способен выполнять элементарные поручения. Можно попросить его что-то принести. Многие родители боятся этого («он ведь не прислуга!»). Но это может стать важным шагом к желанию трудиться, если он увидит, какую радость приносит маме своими действиями. Также дети часто подражают труду взрослых в своих играх. Станьте примером для своего чада!

Первоначальная подготовка к самообслуживанию

Уход за собой — это тоже труд. Надеть шапочку или рукавичку не так трудно. Но такое действие дает долю самостоятельности. Типичной ошибкой родителей являются вечные сборы в спешке, когда нет времени на то, чтобы малыш самостоятельно оделся. Мама или бабушка торопиться и все делает сама. Не следует этого делать. Дайте ребенку возможность выполнить максимум возможных действий самому.

В дошкольном учреждении часто воспитатели сталкиваются с проблемой полной несамостоятельности малышей. Разумеется, обучение навыкам самообслуживания входит в программу дошкольного воспитания. Но можно себе хотя бы представить, как сложно одному человеку одновременно заниматься обучением 30 человек при сборах на прогулку. Поэтому стоит заняться этим дома.

Труд на пользу общества

После первоначальной подготовки можно переходить к более сложным заданиям. По мере взросления увеличиваются возможности ребенка. Около 4-5 лет его движения становятся более координированными, а восприятие — совершенствуется. Он уже может выполнить поручение более сложного характера, например: «принеси яблоко и положи, пожалуйста, в корзину». Он вполне может запомнить и выполнить такую инструкцию.

Важно дать понять, что помощь окружающим — неотъемлемая часть жизни человека. Можно предложить помочь маме с уборкой. Выдайте ребенку влажную тряпочку, и пусть он вместе с вами протирает пыль. Отлично будет, если в уборке примет участие вся семья. Это станет наглядной демонстрацией необходимости труда для общей пользы. Но важно правильно координировать всех участников процесса. После уборки стоит сказать: «Посмотри, как стало чисто и красиво».

Чем может помочь ребенок?

Как уже говорилось выше, малыш может немного помочь с уборкой. Также следует регулярно предлагать ему самостоятельную уборку своих игрушек. После 5 лет ребенок вполне может заправить свою кровать. Показав несколько раз, как это делается, предложите ребенку застелить ее самому. Приучайте его аккуратно складывать на стульчик или вешать на крючок снятые с себя вещи.

Прекрасным способом приучения к труду может стать уход за животными и растениями. Разумеется, ребенок не может полностью самостоятельно ухаживать за ними. Но вполне может помогать маме, особенно, если он сам попросил завести черепашку или попугайчика. Купите маленькую леечку для полива комнатных растений, научите малыша аккуратно рыхлить землю в горшочках и наблюдать за динамикой роста и состояния.

Мотивация и условия труда

В качестве основного мотива должны использоваться собственные эмоции ребенка и эмоциональные реакции взрослого на детский труд. Важно хвалить, поощрять инициативу, а также обращать внимание ребенка на положительный результат своего труда. Продуктивность трудовых усилий — один из основных параметров, которые необходимо предлагать ребенку в качестве критериев самооценки. Однако следует учитывать возможности малыша и не давать ему такую работу, с которой он не справится.

Если взрослый позитивно реагирует на труд, у малыша вырабатывается устойчивое стремление к этому, чтобы видеть улыбку мамы и получать похвалу.

Поэтому не стоит ругать ребенка, если он что-то сделал не так или не доделал. Возможно, он просто устал. Можно предложить ему доделать работу позже. Но это нужно обязательно сделать. Иначе может сформироваться привычка, отказываться от работы под предлогом усталости. Он должен понимать, что все равно придется завершить начатое.

Таким образом, приучение к труду — это задача не только педагогов, но и родителей. Необходимо уделять должное внимание воспитанию трудолюбия. Понимание пользы труда поможет малышу стремиться к выполнению работы. Помогать взрослым — должно быть весело! Организуйте занятия с элементами игры и выбирайте посильную работу для ребенка. Тогда он станет отличным помощником для семьи.

Как научить ребенка помогать по дому?

Моей дочери 13 лет. Она хорошая девочка, в школе учится без «троек». Но она совершенно бесхозяйственная, она совсем не помогает мне по дому. Ее невозможно заставить ни пропылесосить ковер, ни навести порядок в своей комнате, ни даже полить цветы. Как приучить ее к домашним делам? (Елена П., бухгалтер)

К сожалению, родители часто жалуются на отсутствие помощи детей по дому. Иногда это становится огромной проблемой для семьи - ежедневные конфликты, наказания, обиды… А в результате - никаких изменений в поведении ребенка.

Лучше всего поощрять участие детей в домашних делах с самого детства. Обычно маленьких детей и заставлять-то не надо - они сами так и рвутся помочь маме постирать, помыть посуду, а папе - забить гвоздь или открутить что-нибудь. К сожалению, родители нередко отмахиваются от такой помощи малышей, мол, ты мне только мешаешь. А когда ребенок подрастает, и родители обращаются к нему за помощью, то сталкиваются с отказом - ведь ребенок уже привык, что все дела по дому делаются без его участия…

Если же говорить о Вашей ситуации, Елена, то здесь Вам необходимо проявить твердость, спокойствие и терпение. Сначала можно предложить девочке самой выбрать ту домашнюю работу, которую она готова регулярно делать. Ведь нередко мы, родители, стремясь не загружать ребенка, поручаем ему самые элементарные, а значит, скучные, неинтересные задания - выносить мусор, пылесосить и т.д. Пусть Ваша дочь сама выберет, что ей больше по душе - убирать, а может быть, готовить, или ходить за покупками. Следующий шаг - передача ей ответственности за взятое поручение. Это значит, что теперь Ваша дочь сама будет планировать и отвечать за регулярное выполнение той или иной хозяйственной работы. Ваша задача на этом этапе - во-первых, не напоминать ей постоянно о ее задании: «Ты помнишь, что собиралась убираться? Когда ты уберешься, ты же обещала?» и т.д., а во-вторых, не ругать и не наказывать за невыполненное поручение. Наказанием будут естественные последствия . Например, Ваша дочь взяла на себя обязательство покупать хлеб, забыла это сделать - значит на завтрак она остается без любимых бутербродов!

Родителям обычно непросто бывает выполнять эти два условия - не напоминать и не ругать (не наказывать). Но, поверьте, в противном случае, Вы так и будете продолжать портить отношения со своей дочерью.

Если дочь все равно будет забывать выполнять поручение, предложите ей свою помощь (именно помощь, а не очередные упреки в безответственности, лени и неорганизованности!). Спросите ее, какой способ напоминания ей наиболее комфортен: может, это записка на холодильнике, может, график на месяц вперед, а может что-то такое, что придумаете только Вы со своим подростком.

И последнее: не забывайте хвалить свою дочь за выполненное (пусть и с некоторым опозданием) без напоминаний поручение. Особенно это важно на первых порах, пока выполнение той или иной обязанности не войдет в привычку. Ведь нам нравится делать только то, за что нас хвалят. Успехов!

Две важных оговорки

Я не люблю домашнее хозяйство как таковое (кроме приготовления еды, в нём я нахожу свою прелесть). Оно по умолчанию кажется мне бессмысленной тратой времени и сил, и я с радостью его делегировала бы при первой возможности. Если бы у меня было очень много денег и неограниченная возможность общаться с людьми, я бы вообще жила с прислугой.

Для меня успех приучения детей к домашнему хозяйству — это умение сделать так, чтобы домашние обязанности превращались в совместное времяпрепровождение, которое можно засчитать за «время с ребенком» и по итогам которого ребенок чему-то учится.

Моя схема

Практически всегда домашние дела я делала вместе с ребенком, где-то с года малыш может начинать участвовать. Каждый вид деятельности я отнесла к одной из трех групп:

  1. ребенок не может делать это;
  2. ребенок может делать какие-то элементы мне в помощь;
  3. ребенок может делать это сам — под моим надзором или без.

Каждый раз, когда вставала очередная задача, я определяла, по какому варианту я иду:

А) буду добиваться, чтобы он это делал или присутствовал рядом, и рассчитываю на это;
Б) не буду добиваться — перехочет или мне надоест, и ребенок пойдет заниматься своими делами.

Каждый раз перед началом домашнего дела я проговаривала вслух для себя и ребенка, что нужно сделать, и определяла, к какой группе (1, 2 или 3) мероприятие отнести и по какому варианту (А или Б) мы пойдем.

Мои примеры для разных возрастов — исходя из опыта с дочкой 13 лет, годовалыми двойняшками, а также детьми моих друзей и знакомых, с которыми мне довелось вести совместное хозяйство.


Ребенку 1-1,5 года:

  • Сейчас я буду готовить еду, а ты сиди в креслице и смотри, встанешь и пойдешь играть, когда я закончу (вариант 1А).
  • Это мусор, выброси его в ведро (вариант 3А).
  • Будем разбирать посудомойку, хочешь — возьми половник и положи его на стол (вариант 2Б).

Ребенку 2-3 года:

  • Сейчас я буду мыть пол, вот тебе тряпочка, если хочешь — протирай за мной, чтобы было посуше, надоест — иди играй (вариант 2Б).
  • Будем мыть посуду, твоя задача — споласкивать чашки, я тебе буду приносить их в ванную в красной миске, а ты — споласкивать и класть в зеленую (вариант 2А).
  • Ты пролил свою воду, это нехорошо. Надо вытереть, иди возьми швабру и вытри (вариант 3А).

Ребенку 5-6 лет:

  • У нас сегодня уборка, твои задачи — убрать свои игрушки по всему дому, снять постельное белье и отнести его и свои вещи в стирку, пропылесосить пол в одной из комнат (вариант 3А).
  • Я собираюсь стирать, ты вместе со мной рассортируешь вещи и потом поможешь мне развесить (вариант 2А).
  • Я буду делать ужин, хочешь помочь мне на подхвате (вариант 2Б)?

Ребенку 8-9 лет:

  • Вечером помой, пожалуйста, посуду, кроме кастрюль и сковородок, их я сама (вариант 2А).
  • Буду делать сложное блюдо, хочешь — побудь со мной в это время, расскажу, что как (вариант 1Б).
  • Сделай салат на ужин, пожалуйста (вариант 3А), либо что-то у меня нет сил делать салат, если ты хочешь — сделай, пожалуйста, буду благодарна (вариант 3Б).

Ребенку 11-12 лет:

  • Вечером гости будут, испеки пирог, пожалуйста (вариант 3А).
  • Будем в субботу лепить пельмени (вариант 2А), или я собираюсь в субботу после обеда лепить пельмени, хочешь — присоединяйся (вариант 2Б).
  • Надо убрать кухню-гостиную, с меня еда и общий бардак, с тебя — посудомойка (вариант 3А).
  • Было бы так классно, если бы ты что-то испекла (вариант 3Б).


В итоге у меня получилось, что почти все виды деятельности я могу отнести к какой-то из шести групп. С возрастом «доступные» категории менялись. Моя категория «2» — наверное, то, что в возрастной психологии называется «зона ближайшего развития». Постепенно увеличивается количество элементов крупного дела, которое ребенок может делать сам, и в итоге все дело постепенно переходит из категории 2 в категорию 3.

Важные детали



  • Не внушить отвращение. Привлекая к домашней работе, важно не отбить желание этим самым хозяйством заниматься.
  • Выбирать задание по возрасту и способностям. Нужно осознавать, в какой категории дело сейчас для ребенка — с точки зрения его способностей. Например, шарлотка кочевала у нас из категории 1 (в дочкин год), в категорию 2 (2-3 года — помыть яблоки, 8 лет — заместить тесто под присмотром) и обосновалась в итоге к 10-11 годам в категории 3.
  • Прислушиваться к текущему состоянию и желаниям ребенка. В какой категории ребенок сейчас хочет или будет более эффективно работать? Есть дети, которые обожают делать всё вместе, или у них часто бывает такое настроение. Тогда лучше привлечь к уборке на подхвате, всё время взаимодействовать и дать им общий результат: «Мы вместе сделали дом чистым и уютным». Бывает, что ребенок очень рвется сделать что-то сам, тогда ему правильнее будет дать конкретное задание и его личный результат: «Была целая раковина посуды, я всё сама помыла», «Я сама пропылесосила все комнаты в доме, мама даже пылесос не трогала». А возможно ребенок пришел после садика-школы-кружка, сделал домашнее задание, у него вообще сил нет, и правильнее его направить в категорию 1: «Посиди со мной, пока я ужин готовлю, у нас новое блюдо, я тебе расскажу, как тут что».
  • «Договариваться на берегу». Важно правильно работать с буквами А и Б — это устанавливает ребенку границы, избавляет от фрустраций и его, и меня. Если я сказала: «Если хочешь, побудь тут на подхвате, надоест — уйдешь» или «Если есть настроение — испеки что-нибудь», я не имею права обижаться, когда ребенок уходит или отказывается. Обида в такой ситуации будет как бы нарушением моей же с ребенком договоренности, пусть и несколько односторонней. А если я говорю: «Будем мыть посуду, твоя задача вот такая», то ребенок заранее понимает, что от него будут добиваться результата, а я чувствую, что имею право этого добиваться. В таком случае я даже 2-летнему ребенку не позволяю уйти, не закончив дело. Могу сориентироваться по ситуации и помочь, могу быстро поменять задание: «Надоело бутылочки мыть ершиком — ок, давай будешь споласкивать под струей воды», но добьюсь завершения, т. к. это вопрос ответственности. Кстати, видимо, поэтому у нас практически нет проблем вида «ребенок начал дело, а потом передумал и оставил бардак». Принцип «работа закончена тогда, когда убрано рабочее место» я внедрила очень рано.

Интересные идеи

Есть всякие придумки, чтобы делать дела было интересно.

1 . Развлекать и информировать . Во время всей работы по категориям 1 и 2, если мы можем слышать друг друга, я рта не закрываю, т. е. всё время что-то рассказываю про то, что мы делаем. Понятно, что в год это «Вот помидор, он красный, сейчас мы его разрежем ножом. Нож острый, смотри, его деткам трогать опасно», а в 12 — про особенности дрожжевого теста, жарки мяса или экскурс в историю продуктов и историю вообще (те же спагетти карбонара дают массу возможностей рассказать об Италии). Иногда просто разговор течет, вне контекста работы, но это редко.

2 . Создавать веселый фон. Обычно это музыка, и ребенок ее сам выбирает. Хорошо подходит для каких-то раздельных занятий, ну или за которыми не поговоришь — уборка, например, гораздо лучше идет под ритмичную музыку.

3 . Закладывать элемент случайности. Это я геймифицировала флайледи. Для каждой комнаты на неделю писала список мелких дел на 15 минут каждое на маленьких бумажках, а вечером мы доставали по 1-2 бумажки и их выполняли. Такая «хозлотерея».

4 . Устраивать вечер хозяйства . Один будний вечер мы неизменно посвящали хозяйству. В него обычно либо осваивали новый рецепт, либо делали какое-то глобальное не каждодневное мероприятие, иногда несколько — убирали зимнюю одежду, наводили порядок в шкафу, убирали прихожую, сажали цветы. Обязательно этот вечер планировали, плюс решали, чем себя наградим — обычно сериальчик с пирожными.

Моя стратегия

  • Что и когда «закрепить» за ребенком? Когда находишься в потоке, гораздо проще всё бьется на части и придумывается, что конкретно можно поручить малышу. Например, разбираешь вещи для стирки, и само собой получается маленькое дело — «выбрать всё белое и сложить в пакет». Или загружаешь посудомойку, и логично вырисовывается — «счистить остатки пищи с посуды» или «собрать по квартире все кружки». Накрывать на стол дети в принципе лет с 5 могут полностью, им можно списочки писать, чтобы не забывали, что именно брать — заодно и учить читать. То есть принцип понятен: заявляется «сейчас мы все будем готовить ужин/убирать квартиру», а дальше дается много поручений в потоке. Исключение, когда ребенок явно склоняется к категории 3 — тогда надо оформлять конкретные дела.
  • Я не рассчитываю на ребенка как на помощника в хозяйстве . Я понимаю, что по умолчанию это моя и только моя ответственность. Но есть важные цели — проводить время с ребенком, учить ребенка быту и не испытывать негативных эмоций на тему того, что я вынуждена этого ребенка обслуживать. И вот этих целей достичь реально, причем гораздо реальнее, чем получить настоящую помощь от трехлетки. Они достигаются даже в случае, если ребенок тормозит процесс.


  • Для ребенка в деле домашнего хозяйства я выгляжу авторитарно . Т. е. категория Б («не буду добиваться…») в моем доме — редкий гость. Я могу много играться вариантами 1, 2 и 3, придумывать всякие фишки, чтобы делать сам процесс интересным, но мне трудно смириться с тем, что ребенок может взять и уйти, перестав участвовать в процесс, или изначально мне отказать. У меня получается принцип — я одна домашним хозяйством вообще почти не занимаюсь, всегда привлекаю ребенка. Это, кстати, помогает и лучше планировать совместную деятельность.
  • Я никогда не забываю про антицель. Не собираюсь вызвать в ребенке отвращения к домашнему хозяйству. Ведь и нам с ребенком жить еще долго, и ему потом строить свою жизнь, поэтому хотелось бы, чтобы всё это проходило на позитиве даже в таких каждодневных мелочах, как уборка и готовка.
  • Я настаиваю на уборке за собой. Тут меня вообще начинает трясти, т. к. ненавижу убирать за кем-то. Я даже с трехмесячными двойняшками сейчас практически не делаю касающуюся их уборку, когда они спят, только когда бодрствуют — показываю им пеленочки, объясняю, что кладу в грязное, бутылочки мыть с собой таскаю в ванную и т. п. Их это развлекает, а мне дает опять же ощущение совместного времени, диалога, и избавляет от эмоций «они спят, а я тут вся из себя никакая их бутылки намываю».

Текст: Наталья Левених



Публикации по теме