Профстандарт специалист по социальной работе с семьей. Организация деятельности специалиста по социальной работе с семьей

Указ Президента РФ включал поручения Правительству Российской Федерации:
а) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
б) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;
в) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Для реализации этого указа разрабатывается макет профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей». Особую значимость этот стандарт приобретает в связи со сложностями жизнедеятельности многих семей в обществе. Число семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, опасной для жизни ситуации, проживающих в кризисной ситуации и неблагополучии, постоянно растет. Такое положение вызывает тревогу у общественности, граждан страны, правительства, так как многие дети оказываются заложниками ситуации в собственной семье. При выявлении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как правило, происходит лишение родителей родительских прав и помещение ребенка в государственное учреждение. К сожалению, специалистов-профессионалов, которые могут помочь семье с ребенком, оказавшейся в такой ситуации, у нас в стране не готовят.
Профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» предполагает основную цель - предоставление помощи разным типам и видам семей на основе выявления семейного неблагополучия с помощью техник раннего вмешательства в семью, разработки плана и программы реабилитации семьи с ребенком, реинтеграции (возврата) ребенка и семьи в социум с привлечением ресурсов семьи и ее ближайшего окружения, а также изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Эта цель может быть конкретизирована через преодоление разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности специалиста в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой профессионального образования. Такое положение потребует создания новых направлений и профилей в развитие действующей системы профессионального образования для эффективной подготовки кадров в тех сферах деятельности, где такая подготовка остро востребована или может быть востребована в самое ближайшее время. Именно такой сферой стала социальная сфера, а новой профессией - «специалист по работе с семьей». Введение этой новой профессии позволит преодолеть межведомственный характер как его подготовки, так и профессиональной деятельности. Сама суть введения новой профессии «специалист по работе с семьей» межведомственная, так как он может работать в любой организации социальной сферы.
Профессиональный стандарт применяется для определения требований к образованию и квалификации. Для специалиста по работе с семьей предусматривается 6-7-й уровень квалификации, высшее образование: магистр, специалист, аспирант, дополнительная профессиональная переподготовка по новым программам на базе высшего образования или программы дополнительного образования, регулярное повышение квалификации специалистов и прохождение стажировок. При этом желательно, чтобы специалист имел опыт работы не менее трех лет по специальности, близкой к основной (волонтер, доброволец).
По данным современных экспертов, наиболее проблемными точками существующей системы подготовки специалистов в социальной сфере стали:
отсутствие междисциплинарного подхода в решении задач социальной практики в обучении;
отсутствие специализаций, ориентированных на те области деятельности специалиста в социальной сфере, в которых такой запрос сложился, но система подготовки кадров для них пока отсутствует (работа с разными типами семей с детьми: оказавшимися в трудной жизненной ситуации, опасной ситуации для жизни, проживающих в кризисе, в неблагополучии);
низкая насыщенность образовательного процесса результатами современных, в том числе зарубежных, исследований в силу недостаточного уровня языковой подготовки будущих специалистов по работе с семьей, отсутствия доступа к современным международным базам данных по психологии и др.
Возможные места работы специалиста по работе с семьей: организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, прежде всего школы, интернаты, детские дома, ПМПК, ППМС-центры, образовательные учреждения для детей с особыми образовательными потребностями, социально-реабилитационные центры, приюты, центры помощи семье и детям, социально-психологические службы поддержки семей и детей, органы опеки и попечительства, уполномоченные организации, занимающиеся сопровождением разных типов семей, некоммерческие организации, оказывающие помощь детям-сиротам, занимающиеся работой с семьей и детьми.
Введение профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» будет способствовать решению двух важных задач - профилактики социального сиротства, которая предполагает сокращение детей, помещенных в государственные учреждения, и политики деинституционализации - выводу детей из интернатных учреждений и возвращению их в кровные семьи или помещению в замещающие семьи.

Татьяна ШУЛЬГА,
доктор психологических наук,
ведущий научный сотрудник
лаборатории психолого-социальных
проблем профилактики безнадзорности
и сиротства МГППУ

Семья является основой формирования личности каждого человека, его благополучия, интеллектуального и духовного развития. Освоение представленного курса поможет Вам выполнять одну из самых благородных миссий человека – оказание помощи и поддержки семье и детям. Профессия специалиста в работе с семьей относится к помогающим профессиям, а, следовательно, отличается от других своей особой гуманистической направленностью.

Многоплановость и вариативность представленного курса переподготовки специалиста по работе с семьей позволит Вам найти работу и использовать свои компетенции в разных областях: педагогике, психологии, социальной сфере и т.д.

С курсом «Семейная психология» необходимо познакомиться всем специалистам, оказывающим помощь людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Содержание курса выстроено так, чтобы им могли воспользоваться все категории социальных работников, а не только профессиональные психологи. Цель курса: расширить область компетенций специалистов социальной сферы в вопросах психологической помощи, поддержки и психологического сопровождения семей и семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Основные задачи программы курса:

1. Подготовка психологов, способных на практике осуществлять процесс социально – психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения, профилактики и психологической коррекции негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц.

2. Формирование компетенций в области решения задач психологической диагностики семьи и семьи с детьми.

3. Овладение способами организации и проведения различных форм психологического семейного консультирования, психологической коррекции и методами психотерапии, социально – психологическим тренингом.

Особенностью этого курса является то, что он основывается на интеграции теоретических положений современных подходов к психологическому консультированию и непосредственном формировании практических навыков проведения различных форм социально - психологического взаимодействия; ориентирован на новые тенденции рынка психологических услуг и направлен на подготовку специалистов, готовых успешно осуществлять данный вид профессиональной психологической помощи.

Профессия психолога предъявляет особые требования не только к познавательно-интеллектуальной сфере специалиста, но и к его личностной сфере. Никакая другая профессия не является столь требовательной к личности специалиста как профессия психолога, в связи с этим в курсе «Семейная психология» представлен разнообразный методический материал для самодиагностики, самообучения и рефлексии. Если Вы состоявшийся специалист, то курс поможет расширить область профессиональной компетентности и предоставит материал для обучения Вами студентов и коллег. По окончании курса и успешной сдачи экзамена слушатель получает возможность освоить востребованную на рынке психологических услуг профессиональную область - психолога в социальной сфере.

Программа профессиональной переподготовки разработана на основе:
- ФГОС высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа; 37.03.01 «Психология»
- Профессионального стандарта №683н от 18.11.2013г. «Специалист по работе с семьей».

ЦЕЛЬ

Сформировать у слушателей профессиональные компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности: оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, реинтеграция ребёнка и семьи в социум, присвоить квалификацию Специалист по работе с семьей.

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

Уровень образования: высшее образование. Психологи, социальные работники, специалисты в сфере социальных проблем, руководители организаций социальной сферы.

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей, а возможно только обозначить основные стратегии:

  • · акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением;
  • · системный подход к семье. Осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации;
  • · подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации;
  • · «активно-терапевтический» подход включает в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.
  • · концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.

Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых -- психическое здоровье, семейное обслуживание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми, социальное обеспечение семьи. Теоретическое осмысление проблемы семьи получили в работах В.Сатир, С.Минухина, Р.Мак-Грегора, М.Боуена и других, их подходы используются в практике социальной работы с семьей.

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. -- используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых -- сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Остановимся на видах экстренной помощи при наличии внутрисемейной жестокости. Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских исследователей, они характерны не менее чем для 15% всех семей). В нашей стране научный интерес к этой проблеме только пробуждается, однако отдельные данные (бытовые убийства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков, педагогов, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов) доказывают его возрастание.

Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию - это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями -- например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или прихотропных веществ и т.д. Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям -- это прикосновения к их половым органам, принуждение к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Нередко для принуждения детей к развратным действиям используется и физическое насилие. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддается коррекции.

Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье -- одна из важнейших задач социального работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, царапин и др.) не остается или они быстро исчезают. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи. Кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх ребенка перед каким-то конкретным членом семьи, явное нежелание оставаться с ним наедине.

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации -- это находится в компетенции местных органов опеки и попечительства.

К технологиям; используемым в случаях семейной жестокости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, ибо неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

Одна из многосторонних методик -- построение генограммы семьи, т.е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен -- составление своего генеалогического дерева является одной из глубинных потребностей людей. Кроме того, а ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии члены семьи, возможно, практически не общавшиеся в течение длительного времени, вовлекаются в единую деятельность, дополняя друг друга. Наконец, итоговая картина обладает значительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боковых ветвях семьи могут свидетельствовать соответственно о негативной биологической предрасположенности либо о наличии врожденных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств -- осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.

К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем -- это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

Национальный технологический университет (НТУ) имеет Лицензию Мособрнадзора. За время своего существования мы накопили большой опыт по внедрению дистанционных технологий обучения и сформировали штат высококвалифицированных преподавателей. Курсы повышения квалификации и профпереподготовка «Специалист по работе с семьей» относятся к дополнительному профобразованию и ориентированы на лиц с высшим или средним профессиональным образованием. Обучение проводится в целях удовлетворения требований профессионального стандарта.

Обучение специалистов по работе с семьей по профстандарту

Профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» № 13, утвержденный Приказом Минтруда РФ № 683н от 18.11.2013 года, описывает уровень знаний, умений и практического опыта специалистов для соответствия занимаемой должности. Данный документ прошел регистрацию в Минюсте РФ под № 30849 от 26.12.2013 года и применяется в области оказания помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия.

Благодаря повышению квалификации специалистов по работе с семьей в Национальном технологическом университете работники Вашей организации будут постоянно находиться в курсе последних событий профессиональной деятельности. Мы берем на себя обязательства по систематическому информированию о важных и свежих изменениях и гарантируем безупречное качество образования.

Прфессиональная переподотовка специалистов по работе с семье с выдачей диплома дает возможность соответствовать профессиональному стандарту.

Обучение специалистов по работе с семьей по профстандарту предполагает, что Ваши работники на законных основаниях смогут заниматься:

    выявлением различных типов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

    организацией и оказанием адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи.

В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 02.05.2015, с 01 июля 2016 года для всех организаций стало обязательным практическое применение профстандартов. За несоответствие специалистов требованиям профстандартов теперь предусматриваются штрафные санкции в размере 1 000 - 5 000 руб. работнику и работодателю 30 000 – 50 000 руб. (см. п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Как проходит обучение в НТУ и способы связи с нами

Вы можете связаться с нами по телефону и согласовать повышение квалификации или профессиональную переподготовку специалистов по работе с семьей прямо сейчас. Также, Вы можете заказать звонок или подать заявку на обучение, воспользовавшись специальной формой прямо на этом сайте.

Как проходит обучение в Национальном технологическом университете:

  1. Вы оставляете заявку на обучение любым доступным для Вас способом.
  2. Дожидаетесь звонка от нашего специалиста и обсуждаете условия повышения квалификации/профпереподготовки, а также получаете ответы на все интересующие вопросы.
  3. Подтверждаете свои намерения подписью в договоре на оказание услуг (договор предоставляется) и оплачиваете выставленный счет.
  4. Проходите обучение, когда Вам это удобно и успешно проходите итоговое тестирование.
  5. Получаете удостоверение о повышении квалификации установленного образца или Диплом.

Выбирая Национальный технологический университет, Вы гарантированно получаете лучшие цены в столице. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав нашего Университета гарантированно поможет Вам приобрести дополнительные профессиональные компетенции. Обучение проводится на основе современной материально-технической базы. Мы предоставляем Вам персонального менеджера и гарантируем безупречное качество обслуживания.

Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка. Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи. Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия. Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений

Учебный план

Слушатель данной программы изучает следующие дисциплины:

  1. Модуль 1. Организация деятельности по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
  2. Современная система социальной защиты населения. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты граждан
  3. Семья и детство в системе социальной защиты населения
  4. Социальная психология, проблемы социализации. Выявление семейного неблагополучия. Деморализация личности подростка
  5. Диагностика семейного неблагополучия в разных типах семей и семей с детьми
  6. Модуль 2. Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг семьям с детьми
  7. Правовые основы социально-бытовой, медико-социальной, социально-правовой помощи. Организация учета разных типов семей
  8. Основы возрастной и социальной психологии
  9. Модуль 3. Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса
  10. Социальное обслуживание и меры социальной поддержки в трудной жизненной ситуации
  11. Консультирование семей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации
  12. Модуль 4. Восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью
  13. Технологии разрешения семейных конфликтов
  14. Социальные технологии вывода из трудной жизненной ситуации
  15. Модуль 5. Мониторинг социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей
  16. Мониторинг социокультурного окружения
  17. Оказания помощи и поддержки семей с целью преодоления риска социального неравенства
  18. Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей на межведомственной основе


Публикации по теме