Игровое занятие «Лес» для детей ясельной группы. «Приключение в осеннем лесу»Конспект занятия по лепке в средней группе детского сада

Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Приоритетная образовательная область
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
« Социально-коммуникативное развитие»
« Речевое развитее»
« Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Закрепить представления об осени, о признаках и приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников («осень», «время года», «шуршит»);
2. Совершенствовать грамматический строй речи;
3. Формирование элементарных экологических представлений у детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру в процессе игры-путешествия;
2. Расширять элементарные представления об изменениях в природе
осенью, диких животных, их жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.
Задачи по образовательным областям в интеграции
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»:
1. Обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, по- средствам закрепления знаний детей о сезонном изменении (осень).
2. Расширять представления о диких животных, живущих в лесу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
3. Закрепить знания о правилах поведения в природе, воспитывать уважительное отношение детей к природе и животным.
Образовательная деятельность «Речевое развитие»:
1. Развивать инициативную, хоровую речь детей, обогащать и уточнять представления детей о сезонном изменении осень.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей
3. Формировать потребность делится своими впечатлениями с окружающими людьми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Совершенствовать технику работы рисование комочком бумаги для изображения осенних листьев.
2. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о природе, через умение создавать художественный образ.
3. Воспитывать аккуратность и самостоятельность
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
Виды детской деятельности
Познавательная, коммуникативная, игровая.
Методические приёмы
1. Организационный момент: Появление сказочного Гномика.
2. Ответы детей на вопросы педагога.
3. Хоровое чтение стихотворения с детьми.
4. Просмотр видеоролика.
5. Беседа с детьми после просмотра видеоролика.
6. Музыкально-ритмические композиция «Листик, листик-листопад».
7. Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
8. Продуктивная деятельность «Золотые листочки»
9. Анализ деятельности детей, подведение итогов.
Планируемые результаты
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игра-путешествие, слушание и обсуждение, художественное творчество. Эмоционально откликается на главный персонаж -Гномика. Элементарно ориентируется в пространстве группы. Активно участвует в продуктивной деятельности.
Знает последовательность движений музыкально-танцевальной композиции «Листик, листик- листопад».
Материалы и оборудование
мультимедийный проектор, экран
ноутбук
компьютерная презентация
макет дерева
разноцветные осенние листья из бумаги
гуашь
листики бумаги
влажные гипоаллергенные салфетки для детей
корзина с гостинцами для детей (орешки)

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель: Детки, послушайте, кто там шуршит? Вы слышите?

Ой, да это же гномик, лесной человечек. Давайте поздороваемся с гномиком.
Гномик: здравствуйте ребята.
Воспитатель: А какой гномик? (маленький). А как вы думаете, у гномика какое настроение? (хорошее) Конечно, хорошее, гномик нам улыбается, давайте тоже улыбнемся ему.
Воспитатель: Посмотрите, гномик что то нам принёс, что это? (листочки)
Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые). Разноцветные листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно детки, это осенние листочки. Все они разноцветные, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая осень».
Воспитатель: А давайте, ребята, расскажем Гномику стихотворение про осень:
«Осень золотая ходит по дорожкам.
У нее на ножках желтые сапожки.
У нее на платьице листики цветные,
А в ее лукошке есть грибы лесные!»
Гномик: Спасибо ребята, мне понравилось ваше стихотворение. Я тоже очень люблю это красивое время года. А вы хотите побывать в осеннем лесу?
Воспитатель: Что бы попасть в сказочный лес, нужно закрыть глаза произнести волшебные слова:
«Хлопну, топну, повернусь.
И в лесу тотчас окажусь».
Детки, открывайте глазки, посмотрите, как красиво.
(на экране осенний лес).
Воспитатель: Давайте тихонечко присядем и посмотрим, что же происходит осенью. (Показ видеофильма)


Воспитатель: Ребята, что вы увидели? Какие осенью деревья? (разноцветные, красивые). А как вы думайте, какие в лесу живут животные? (перечисляют) Одним словом, как можно их назвать, какие животные? (дикие). Умнички, а почему их называют дикими? (потому что, дикие животные добывают себе пищу сами, им человек не помогает) Ребята, а что делают осенью животные? (готовятся к зиме). А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? (тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать животных).
Давайте, с вами погуляем по лесу.
«Листопад, листопад, листья желтые летят, под ногами у ребят разноцветные шуршат». (звук – шелест листвы).
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите подул ветерок и разбросал все наши листочки, давайте мы с вами их попробуем собрать по цвету.
Д/И «По цвету»
Дети выполняют задание.



Молодцы ребята собрали все листочки. Красивые, резные, а давайте с ними потанцуем. (Танец с листочками - Листик, листопад).


Воспитатель: Хорошо стало в лесу, тихо, спокойно. Но скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и подарим нашему гномику. У нас на столах лежит уже нарисованное дерево, давайте устроим листопад, нарисуем листочки. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, не карандашами, а мятой бумагой. Для этого возьмём лист бумаги, сомнём его так, чтобы у вас получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями),


затем окунём в краску жёлтого цвета бумажный комочек. Рисуем листочки, примакиванием бумаги.


Молодцы, ребята. Очень красивый получился листопад.


Гномик: За вашу прекрасную работу, красивый листопад, я вам хочу вручить корзинку с гостинцами.
Воспитатель: Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Ребята, вам понравилось в лесу? Кого мы с вами встретили? Что мы видели в лесу?
Воспитатель: Дети, давайте скажем «Спасибо» нашему волшебнику гномику за гостинцы и такое прекрасное путешествие! Но нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Гномик: До свидания ребята!
Воспитатель: Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись. На этом наше путешествие закончилось…
«Всем спасибо за внимание, говорим мы - до свидания!»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78 комбинированного вида»

Конспект

комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка)

«Кто живет в осеннем лесу?»

Подготовил: воспитатель высшей

квалификационной категории

ИГОНИНА Т.А.

г.о. Саранск 2015

Цель: Закреплять и расширять знание детей в новой нестандартной обстановке.

Задачи:

Образовательные: обобщать и систематизировать знания детей об осени. Закреплять умения детей выделять характерные признаки основных периодов сезона. Уточнить и расширить - знания детей о животных леса. Закреплять умения передавать характерные признаки животных, используя разные способы лепки (из целого куска и частями).

Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать и сравнивать самостоятельно, делать выводы, развивать доказательственную речь, расширять знания детей о животном мире, обобщать и активизировать словарный запас по теме.

Воспитательные: воспитывать любознательность к миру природы, экологическую культуру, формировать навыки сотрудничества.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»; «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Материал и оборудование

Игра «Кто, где живет», перфокарты, фишки красного, синего цвета, макет « Осень в лесу», пластилин, доски для лепки, стеки, по 2 салфетки на каждого ребенка (сухая, влажная).

Методы и приемы

Создание игровой обстановки, беседы, наглядный показ, художественное слово, отгадывание загадок, игры, игровые упражнения, практическая деятельность.

Предварительная работа

Чтение рассказов, стихов о животных леса, отгадывание загадок о животных, наблюдении за осенними явлениями, за изменениями в природе, изготовление макета «Осень в лесу».

Ход занятия

I Организационный момент.

Воспитатель - Дети послушайте внимательно стихотворение.

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес, красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники с леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляют.

Воспитатель - О каком времени года говорится в стихотворение?

(Ответы детей)

II Основная часть.

Воспитатель - А сейчас какое время года у нас?

(Ответы детей)

Давайте вспомним и назовем осенние признаки.

(Ответ детей)

Какие изменения произошли, а жизни лесных зверей?

(Ответы детей)

Молодцы, знаете, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель - А сейчас поиграем в игру «Кто, где живет».

Я буду загадывать загадки, вы отгадывайте, находите животных и расселяйте там, где они живут.

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и помещают животного на картину)

Воспитатель - Молодцы, дети, вы хорошо знаете кто где живет.

Посмотрите, какая интересная полянка.

Пройдите на полянку.

(Дети садятся и работают с перфокартами)

Воспитатель - Обозначьте красной фишкой животного которого называют «Санитаром леса».

Зеленой фишкой обозначьте животного –«Сластену»,

Воспитатель - Молодцы. Справились с этим заданием. Теперь встаньте в хоровод и поиграем в игру «Мы - звери».

Физкультминутка: «Мы - звери»

(Воспитатель называет зверя, дети имитируют движение данного зверя)

  1. Вы медведи (дети идут по кругу имитируя движения медведя).
  2. Теперь вы волки (дети идут по кругу имитируя движения волка).
  3. Вы зайцы (дети идут по кругу имитируя движения зайца).
  4. Вы превратились в лис (дети идут по кругу имитируя движения лисы).
  5. Вы ребята (дети идут по кругу обычном шагом ).

Воспитатель - Молодцы, ребята, хорошо вы изобразили животных. Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель - Давайте вылепим животных леса и поселим в наш

сказочный лес, который мы изготовили вчера вечером.

Подумайте, какого животного леса вы хотели бы

вылепить.

Воспитатель - Настя, какого животного ты будешь лепить? (Ответ)

А ты, Саша? (Ответ) и т.д.

Воспитатель - Но прежде чем лепить, давайте приготовим руки к

работе. Разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

«Считаем пальчики»

Один, два, три, четыре, пять

Один, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев , пара рук

Вот твое богатство друг.

Воспитатель - Вот и готовы наши руки к работе. Начинайте работать.

Можете лепить любым способом.

(Звучит спокойная музыка)

(Дети работают, воспитатель ходит и смотрит, если кому нужна

помощь, подсказывает (показ на своем куске пластилина)

III Заключительная часть.

Воспитатель - У кого готовы животные, поселите их в «сказочный лес».

(Дети ставят свои работы на макет «Осень в лесу»). Воспитатель - Дети, подойдите все к макету.

Посмотрите, наш сказочный лес ожил.

Какой прекрасный получился наш осенний лес. Воспитатель - Но скоро за осенью наступит какое время года?

(Ответы детей).

Воспитатель - Дети, зимой животным очень трудно. Почему?

(Ответы детей).

Как мы люди можем им помочь?

(Ответы детей).

Я думаю, что вы не оставите животных в беде, будете им помогать и никогда их не обидите .

IV Итоговый момент.

Воспитатель - Что вам больше всего понравилось на занятии?

(Ответы детей)

Воспитатель - Мне тоже наше занятие понравилось. Потому, что вы все были активными, внимательными , все задания выполнили правильно. Вылепили замечательных животных. Молодцы! Спасибо. Наше занятие окончено.

Наведите порядок на своих рабочих местах и играйте.

Литература

  1. О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. – СПб: «Детство пресс», 2004.
  2. Л.С. Выгодский Воображение и творчество в детском возраст. – М., 1987.
  3. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 2007.
  4. О.Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
  5. Т.Г. Казакова Развитие у детей творчества. М., 1986.
  6. Н.С. Карпинская Художественное слово в воспитании детей. – М., 2010.
  7. В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
  8. А.И. Максакова, Г.А. Туманова Учите, играя. – М., 1983.
  9. Развитие речи в картинках. Животные. – М., 2011.
  10. Развитие речи в картинках. Живая природа. – М., 2011.
  11. Е.О. Смирнова Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.
  12. Е.И. Удальцова Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М., 2007.
  13. О.С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. – М., ТЦ «Сфера», 2012.
  14. Н.Б. Холезова Лепка в детском саду. – М., 1986.
  15. Г.С. Швайко ИЗО в детском саду (старшая группа). – М., 2003.
  16. Л.М. Шипициына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова Азбука общения. Детство – Пресс, Санкт-Петербург

Конспект занятия по лепке на тему: «Осеннее дерево»

Программное содержание:
1. Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней, и расплющивать пальцем сверху, прикрепляя их к листу бумаги.

2.Закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев.
3.Закрепить понятие «листопад», учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.
4.Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Материал: пластилин красного, коричневого, белого и жёлтого цвета, листы бумаги.
Предварительная работа: рассматривание осенних деревьев, беседа об осени.
Словарная работа: осень, листопад, лес, осенний.
Ход занятия:
-Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Почему вы так думаете? (стало холодно, люди надели тёплые вещи и т.д.)
-А какого цвета листья на деревьях? (жёлтые, красные)
-Да, осенью листья на деревьях сначала желтеют или краснеют, а потом начинают опадать, то есть падают на землю.
-Как называется явление, когда листочки опадают с деревьев?
-Это явление называется листопад. Листочки, падая на землю, весело кружатся в воздухе.
- Давайте с вами превратимся в жёлтые листочки.
Проводится игра «Листопад».
Ход игры:
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
- Ребята! Все вы будете листочками, выберете листочек, который вам понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький.
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
- Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Словно, зонтики кружат!
- Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
- Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
- Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)
- Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
- Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли, (дует взрослый, за ним дети.)
- И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
-Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)
- Закружились, закружились, закружились! (дети кружатся)
- Листопад! Листопад!
- Листья по ветру летят (дети бегают, кружатся с листочками в руках).
- Покружили и опять.
Опустились на земь спать.
- Затих ветерок, и листья медленно опускаются на землю» (дети медленно приседают).
Игра повторяется 2-3 раза.
Затем дети садятся за столы.
- Ребята, посмотрите, на столе листы бумаги?

А что есть у дерева? (ствол)

Давайте сделаем ствол, оторвем кусочек пластилина и раскатаем его между ладонями, кладем на лист бумаги, надавливаем на него сверху пальцами.

Чего еще не хватает? (веток)

Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к стволу и надавливаем на него сверху пальцем.
- Чего еще не достаёт нашему дереву? (листочков)
- Давайте, мы для нашего дерева слепим листочки из пластилина.
- А какого цвета мы возьмём пластилин, чтобы дерево было осенним? (жёлтый, красный, оранжевый)
- Посмотрите, как мы будем лепить листочки.
- Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к веткам, надавливаем на него сверху пальцем.
- Кусочки нужно прикреплять к веточкам дерева
Показываю детям, как нужно отрывать от пластилина маленькие кусочки, скатывать их между ладоней и, надавливая на шарики, прикреплять их на ветки дерева.
- Дерево стало осенним, потому что мы слепили для него жёлтые листочки.
- А как одним словом можно назвать много деревьев? (лес)
Давайте все вместе скажем «лес».
- Да, у нас получился осенний лес.
- Посмотрите, на одних деревьях листочки прикреплены к веточкам, а на других работах – листья кружатся в воздухе, падают на землю.
- Как называется явление, когда листья падают на землю? (листопад)
- Давай те все вместе скажем «лис-то-пад».
- Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят,
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
- Все дети очень старались. Вот какой красивый осенний лес у нас получился.
- А теперь давайте наши работы отнесём на выставку творчества, порадуем наших мам, пап, бабушек и дедушек.

Цели:

Расширить знания детей о лесе и его обитателях.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Познакомить детей с понятиями «темный» и «светлый».
Продолжать учить детей слушать музыкальное произведение.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине, положении в пространстве.
Учить детей выполнять коллективную работу, не мешая товарищам.
Совершенствовать навыки лепки, нетрадиционного рисования (пальчиками и зубными щетками).
Упражнять в аккуратном наклеивании деталей изображения.
Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, мышление, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Картинка-фон с изображением лесной опушки с вписанными в изображение геометрическими фигурами зеленого и коричневого цветов.
Квадраты темно-зеленого и светло-зеленого цветов.
Изображение дерева без листьев на большом листе бумаги, флексика: листья светло- и темно-зеленые.
Картинка-фон с изображением дерева с тенями-геометрическими фигурами, цветные изображения сов в виде этих геометрических фигур.
Картинка с изображением трех деревьев и одного гриба.
Заготовка для рисования «ива», зеленая гуашь, зубные щетки.
Картинка-фон с изображением леса (высокое и низкое дерево, ель, два облака, пенек, озеро, три лилии), силуэтные картинки (птица, 2 гриба, 3 цветка, змея, лягушка, солнце, утка).
Игра «Кто живет в лесу»: картинка-фон «лес», цветные силуэтные картинки зверей.
Игра «Чей хвост?»: картинка с изображением животных без хвостов, цветные силуэтные хвосты этих животных.
Картинка с изображением деревьев с дуплами трех величин, силуэтные картинки белок, листьев и желудей трех соответствующих величин.
Картинка-заготовка с изображением куста, пластилин коричневого цвета.
Лесные орехи. Шишки, корзина, блюдца из кукольной посуды.
Картинка-фон для аппликации, кроны деревьев, вырезанные из цветной бумаги, клей, пальчиковые краски.
Оборудование для динамической паузы: пеньки, искусственная елка, скамейка, «ручеек».
Аудиозаписи: «Утро в лесу» Э. Григ, «В лесу» Железнова, «Шум леса» Ференс Лист.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Игровая ситуация «Едем в лес»

Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Давайте построим из стульев автобус и отправимся в путь. (Можно использовать «Песенку друзей»).

Слушание музыки Эдварда Грига «Утро в лесу»

Воспроизводится аудиозапись.

Конструирование «На лесной опушке»

Выложите геометрические фигуры на свои места. Покажите узкую тропинку, широкую тропинку. Какого цвета круг, овал и треугольник? Зеленого цвета. Какого цвета квадрат и прямоугольник? Коричневого цвета.

Знакомим детей с оттенками зеленого цвета

Перед вами квадраты. Какого они цвета? Зеленого. И этот цвет зеленый и тот цвет зеленый, но они разные. Вот этот зеленый - светлый, а этот зеленый - темный.
Покажите светло-зеленый цвет, темно-зеленый цвет.

Коллективная аппликация «Дерево»

Сейчас мы наклеим на это дерево листочки светло-зеленые и темно-зеленые.

Дидактическая игра «Совы на дереве»

Рассадите сов на дереве. Каждую сову посадите на ее тень, подходящую по форме.

Дидактическое упражнение «Что лишнее?»

Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что на ней лишнее? Лишний гриб, потому что все остальные - деревья.

Рисование зубными щетками «Ива»

У дерева ивы веточки опущены вниз, нарисуйте зеленые ветки с листьями. Для рисования используйте зубные щетки.

Музыкальное упражнение «В лесу»

Дети ходят по комнате под слова песни «В лесу» Железновой. Затем произносят «ау».

Дидактическая игра «В лесу»

Дети выкладывают мелкие цветные силуэтные изображения на картинку-фон.

Перед вами картинка, на которой нарисован лес. Давайте дополним эту красивую картинку.
Пусть на самом высоком дереве сидит птица. А под низким деревом вырастет два гриба.
А вокруг пенька расцвели три цветка. На пенек залезла змея. На елке выросли шишки. На небе ярко светит солнце. Возле озера сидит лягушка, а по озеру плывет утка. Сосчитайте, сколько кувшинок расцвело в озере? Сколько облаков на небе?

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Давайте разложим на картинке жителей леса и назовем каждого из них.

Дидактическая игра «Белки»

Помогите каждой белке найти свое дупло. Угостите белку желудем. Подбирайте дупло и желудь по размеру каждой белке. А теперь попробуйте угадать, с какого дерева упали эти листья.

Лепка «Ореховый куст»

На ореховом кусте поспели орехи. Давайте сделаем их из пластилина. Какого цвета пластилин? Коричневого цвета. Отрывайте кусочки пластилина, скатывайте из них шарики-орехи, прикладывайте к кусту и придавливайте пальчиком.

Динамическая пауза «Прогулка по лесу»

Дети ходят по пенькам, обходят вокруг елки, перепрыгивают через ручеек, проходят по скамейке. (Воспроизводится аудиозапись «Шум леса» Ференса Листа).

Дидактическое упражнение «Чей хвост?»

Помогите зверям найти свои хвосты.

Изобразительная деятельность «Лес»

Приложите листву к стволам деревьев. Вот какие деревья в лесу! Наклейте их. А листочки на березке нарисуйте пальчиком.

Игры с шишками

Сосчитай шишки, забрось шишку в корзину, не урони шишку (пронеси на блюдце).

Дегустация лесных орехов

На прощание лес приготовил для нас подарок - лесные орехи. Попробуйте их.

Задачи. Знакомить детей с изменениями в окружающей при­роде, обитателями леса. Рисовать красками опавшие листья, серые тучи на небе, дождик, следы зверей на земле.


Материал. Окрашенные в светло-серые тона листы бумаги, с аппликативными силуэтами деревьев; кисти; краски - темно-се­рая, коричневая, желтая; банки для воды; салфетки.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулках за изме­нениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображени­ем поздней осени (деревья без листьев; серые тучи; идет дождь), с изображением обитателей осеннего леса (зайчика, лисы, волка, ежика, медведя). Чтение стихов, потешек, пение песенок.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям об изме­нениях в природе: «Все чаще идет дождик, на деревьях очень мало листьев, они лежат на земле. В осеннем лесу звери готовятся к зиме: белки, ежики запасают грибы, яблоки. Нарисуем краска­ми, как зайка прыгает, а мишка по лесу идет». Воспитатель по­казывает концом кисти следы зайчика, а затем всем ворсом кис­ти рисует крупные мазки. «Зайчик пробежал и спрятался за де­рево от серого волка, - говорит воспитатель и располагает мазки около дерева. А это волк пробежал по лесу, - продолжает вос­питатель и рисует следы крупнее: - Зайчика не поймал. На небе серая туча, пошел дождик. Хмурая, дождливая наступила осень». Рисует полосы дождя.

После рассказа и показа приемов рисования «следов зверей на земле» воспитатель предлагает детям самостоятельно нарисовать «свой» лес, в котором «скачет зайчик, бегает лиса, ходит волк, ша­гает медведь». Дети дополняют начатую воспитателем композицию (дорисовывают деревья, кусты, листья, следы зверей). В конце за­нятия законченные детьми рисунки с аппликативным изображени­ем деревьев образуют общую композицию осеннего леса. Воспи-


татель просит детей найти следы зайчика, лисы, медведя, волка. «Вот какой осенний лес нарисовали дети, и в нем живут звери», - заканчивает воспитатель рассматривание общей композиции. Он поощряет желание детей не только вновь вернуться к процессу рас­сматривания, нахождению своих рисунков со следами зверей, но и к рассказу о том, что каждый нарисовал. Рассказы детей могут быть еще односложными, типа: «Вот зайчик прыг-прыг», «Мой волк» и т.п.

Действия с предметами. «Найди такую же»

Задачи. Учить находить идентичные предметы, развивать зри­тельную память, воображение. Совершенствовать умение не отвле­каться при выполнении задания.

Материалы. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, ша­рики, кубики, кольца, ленты, грибки и т.п.).



Содержание занятия. Педагог подбирает пары абсолютно иден­тичных игрушек (предметов) - «близнецов». Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик, другая - убирается в «чудесный мешочек» (яркий, красивый чехольчик, раз­мером - 40x40 см). Прежде чем положить часть игрушек в мешо­чек, воспитатель и дети рассматривают каждый предмет, называ­ют, отмечают его особенности. Затем дети начинают поочередно опускать ручки в мешочек, доставая попавшиеся им предметы, и называют их. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать из всех лежащих на столике игрушек точно такую же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его предмет, по­буждая действовать по зрительной памяти.

Если ребенок затрудняется, педагог показывает игрушку изда­ли, называет ее, тем самым побуждая к действию. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый говорит: «Посмотри, такую ли игруш­ку ты принес?» Предметы располагаются рядом. Точно так же по­очередно подбираются пары всех остальных игрушек. Педагог учит их сравнивать по ярким признакам (цвету, форме). В конце занятия дети могут поиграть с понравившимися предметами по своему замыслу. (В дальнейшем взрослый может предлагать ребен­ку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуального его развития. Так, например, можно выбрать предметы не идентич­ные, а похожие, но разной величины и цвета и др.).


Речь. «Я козочка Ме-ке-ке»

Задачи. Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наиме­нований частей тела. Соотносить слово и выразительные движе­ния. Воспитывать интерес к народным потешкам. Развивать рече­вой слух, артикуляционный аппарат детей.

Материалы. Игрушка коза.

Кто это к нам пришел? Коза рогатая, коза бодатая. Не бу­
дем бояться козы. Скажем: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»



(Инициативные высказывания детей.)

Козочка принесла молока. Подставляйте кружки. Пейте мо­
лочко (условные действия, которые делает и сам воспитатель).

Кто хочет погладить козочку. Сказать ей спасибо за вкусное
молочко?

Где у козочки глазки? Где у козочки ушки? - Воспитатель
дает возможность детям самостоятельно показать рога.

Я козочка Ме-ке-ке Я гуляю на лужке, Острые рожки, Тоненькие ножки На самой макушке - Бархатные ушки.

(А. Прокофьев) 1

Что это у козочки? - Показывает рога, ушки, глазки, нос.
Козочка голос подает: «мее, мее» (вместе с детьми).

Сейчас я как будто ваша мама-коза, а вы маленькие козоч­
ки. Покажите, какие рожки у козочек? (Условные действия.) Ко­
зочки ходят по лужочку, щиплют травку, голос подают: мее, мее.
(Повторить 2-3 раза.)

Воспитатель обращается к детям со словами: «Ножками, нож­ками коза - топ-топ. Глазками, глазками коза - хлоп-хлоп!». Эти слова сопровождаются выразительными движениями и звукопод­ражаниями и повторяется 2-3 раза.

Хрестоматия для маленьких и постарше / Сост. Л.Н. Елисеева. - М.: Знание, 1996. С. 13.


Мама-коза принесла деткам молока. Подставляйте, козлят­
ки, кружечки. Пейте молоко! (Условные действия.)

Детки-козлятки поели, попили и пошли гулять.



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...