Конспект занятия на тему: «Семья» в младшей группе. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Папа, мама, я — дружная семья

Цель:

  • Познакомить детей с помещениями группы и их назначением.
  • Учить детей ориентироваться в спальне, умывальной, раздевальной комнатах.
  • Воспитывать потребность мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, по мере загрязнения.
  • Закреплять умение у детей следить за чистотой своих рук, сухо вытирать полотенцем.
  • Учить детей поддерживать порядок в раздевальных шкафах.
  • Воспитывать у детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам.
  • Развивать чувство любви и гордости за свою группу.

Материалы : мяч.

Ход занятия:

1. Знакомство.

Дети садятся на ковре в круг. Воспитатель называет себя и говорит, что сейчас все детки назовут себя и так все познакомятся. Воспитатель катит по полу каждому ребенку мяч и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок называет себя и катит мяч обратно.

Вот мы и узнали друг друга по имени.

2. Знакомство с раздевалкой.

А теперь нужно познакомиться с нашей группой. Давайте все вместе осмотрим нашу группу. Начнем с раздевалки.

Где у нас раздевалка? (Все вместе идут в раздевалку).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть шкафчики.

- Как вы думаете, для чего нужны эти шкафчики? (Складывать одежду).

А почему шкафчиков много? (Потому что детей много ).

А сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди шкафчик для своей одежды". (Дети находят свои шкафчики).

Скажите мне пожалуйста, как вы нашли свои шкафчики? (По картинкам).

Правильно, у каждого свой шкафчик и постарайтесь запомнить, какая картинка на нем изображена. В шкафчик вы будете складывать свою одежду. Сейчас ее мало, а вот когда будет холодно, одежды будет много, поэтому надо ее аккуратно складывать, чтобы она поместилась в шкафчик, не мялась, чтобы ее удобно было потом надевать.

3. Знакомство с умывальной комнатой.

Есть у нас в группе комната, где дети из грязнуль превращаются в чистюль.

Что же это за комната? (Умывальная).

(Дети все вместе с воспитателем идут в умывальную комнату).

Посмотрите внимательно, что вы видите? (Шкафчики с полотенцами).

А над каждым полотенцем картинки. Найдите свои картинки. Где ваши картинки, там ваши полотенца и каждый ребенок должен пользоваться своим полотенцем. (Дети находят свои полотенца).

Ребята, а как вы можете догадаться, чистый ты или грязный? Аккуратный или неряшливый? (Посмотреть в зеркало и увидеть).

Посмотрите на себя в зеркало, и если кому-то что-то не понравится в себе, исправьте, приведите себя в порядок.

А скажите, мне пожалуйста, когда мы моем руки? (Перед едой, после посещения туалета, и.т.д.)

А вы знаете как правильно мыть руки? (Ответы детей).

А для чего нужны мыло и полотенце? (Ответы детей).

Проводится игра для развития мелкой моторики «Моем руки» (продолжать соблюдать последовательность действия процесса умывания).

Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить

Полотенце расправляем

Каждый пальчик вытираем.

4. Знакомство с игровой комнатой.

Но самая любимая комната у всех детей - это групповая. Что вы видите в нашей группе? (Игрушки).

Какие игрушки есть у нас в группе? И т.д.

Зачем нам нужны столы и стулья? (Чтобы кушать, заниматься).

Почему столов и стульев так много? (Потому что много детей).

Посмотрите, у нас в группе еще есть различные комнатные растения. Они украшают нашу группу, но чтобы они были такими красивыми, за ними надо ухаживать. Мы, воспитатели, научим вас этому.

Ребята, посмотрите вокруг, какого цвета наша группа? (Дети называют все цвета, которые видят).

Какого размера наша группа? (Большая).

Где пол? (внизу). Потопайте по полу ножками.

Где потолок? (вверху). Достаньте ручками потолок, потянитесь выше.

Вот какая высокая у нас группа.

А почему свет не горит, а в группе светло? (Потому что в группе есть окна, а стекла пропускают свет).

Давайте назовем все слова, какая наша группа? (Большая, красивая, высокая, просторная, светлая, уютная, удобная).

5. Физкультминутка.

Потолок наверху, (потянулись руками вверх)

пол он низко, пол внизу, (потопали ногами)

Наша группа широка (руки в стороны)

Всем нам нравится она (хлопки в ладоши).

6. Знакомство со спальной комнатой.

Воспитатель предлагает пройти в спальную комнату и назвать то, на чем дети спят. (Кровати). Обратить внимание детей на кровати с картинками. Дети находят свои кровати и запоминают их.

Вот как много предметов нам нужно для жизни в группе. Вам понравилась наша группа? Я очень рада, что вам она нравится.

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье, её членах.

Задачи:

Образовательные : Учить правильно называть членов семьи, формировать понятие: мой дом, моя семья;

Развивающие : Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закрепить навыки работы клеевой кисточкой, используя ранее изученные приемы аппликации. Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления

Воспитательные : Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. Дать ребенку почувствовать радость и гордость за то, что у него есть семья.

Интеграция образовательных областей : Познание, Социализация, Коммуникация, Художественное творчество.

Предварительная работа:

1.Заучивание фамилии, имени, родителей.

2.Сюжетно-ролевая игра

3.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.

4.Рассказы детей о своих близких.

5. Рассматривание семейных фотографий.

6.Разучивание пальчиковых игр.

Оборудование: Мишутка, указка, фланелеграф, изображения медведей на фланели, посуда, инструменты, корзинки для игры, сердечки, вырезанные картинки с изображением людей, клей, кисти, салфетки, подставки под клей, волшебный сундучок, сладкое угощение.

Ход занятия:

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит...

Давайте-ка его рассмотрим, повторяйте за мной!

1. Пальчиковая игра «Дом»

У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)

У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)

У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак.)

Кто его открыть бы смог? (Покрутили скрещенными в замок пальцами.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)

В: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!

(Воспитатель стучит в дверь дома.)

2. Сюрпризный момент: Появляется медведь.

3. Игра «Здравствуйте, ребята!»

В: Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята?(Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, козлята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А кто вы? У вас есть имя, фамилия?

Д: Да. Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите

Д: Дети называют своё имя и фамилию, передавая предмет друг другу.

В: Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имя и фамилия.

Рассказ медведя о своей семье:

«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я хочу вам рассказать о своей семье. Наша семья небольшая: нас всего трое папа Михайло Потапович, мама Настасья Петровна и я Мишутка. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том, как вы живете».

Воспитатель: Ребята, семья- это дом. Семья-это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека…

Воспитатель: Ребята, кто является членами семьи?

Семья - это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

В семье все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает!

4. Загадки.

Воспитатель: Послушайте мои загадки и договаривайте отгадки:

1.В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо -
Лучше всех на свете… (мама)

Дети: Мамочка.

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Как мама называет тебя ласково?

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

2.Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:

3.Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Кто ты для бабушки?

4.Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Да, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Кто ты для дедушки?

5.Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой... (братишка)

6. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая...(сестра)

– Ребята, а у кого есть братик или сестричка?

Чем занимается дома ваша сестра? Брат?

Воспитатель: Молодцы.

– Ребята, а вас любят в семье? (Да, любят.)

– А как вы догадались, что вас любят? (Меня целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют со мной, заботятся обо мне.)

– Ребята, а за что вас любят в семье? (Слушаюсь, кушаю хорошо, маму и папу люблю, папе и маме помогаю, игрушки убираю.)

– Молодцы! Значит, вы тоже заботитесь о своей семье. Слушаетесь родителей, помогаете им, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, братиков и сестренок – всю свою семью.

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья! А давайте покажем свою семью на ладошке.

5. Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

Я люблю свою семью.

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю

И щенка и кошку Мусю!

Всех, кого я так люблю-

Имеют право на семью.

В: Ребята, Маша принесла нам коробку с разными предметами. Она не знает кому что подходит. Поможем Маше разобрать?

6. Подвижная игра «Кому, что подходит».

В обруче лежат разные предметы: мальчики должны выбрать те из них, которые подходят папе, и положить их в зеленую корзину, а девочки те, которые подходят маме, и положить их в розовуюкорзину. Называют их дети садятся на свои места.

В: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. Дети садятся на свои места Давайте наполним сундучок ласковыми словами для мамы.

Я открою сундучок: ваши слова будут долетать и наполнять его. Итак, начнем! Мама какая?

Наводящие вопросы воспитателя:

В: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая?

Д: Ласковая, добрая, милая, нежная.

В: Когда мама модно одевается, какая она?

Д: Красивая.

В: Когда мама улыбается, смеётся, какая она?

Д: Весёлая.

В: А если вы маму любите, то она какая?

Д: Любимая.

В: Когда мама заботится о вас, какая она?

Д: Заботливая.

В: Если мама занимается хозяйством, делаем много домашних дел,

какая она?

Д. Трудолюбивая, хозяйственная.

В: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись. А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для папы. Папа, какой?

Д: Ответы детей. (Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, весёлый, сильный)

В: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали.

Давайте теперь сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится.

(Выставляется ладошка с грустными лицами).

Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель: А мы можем им помочь?

Дети: Надо семью помирить.

Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!

7. Игра-драматизация «Помирились»

- Плохое настроение у нас в семье с утра

И потому в семье у нас не ладятся дела.(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина (наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки, у, старенькой, кружится голова (круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал (стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал (смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся (взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся! (Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.

Дома бывают разные-
Кирпичные, каркасные.
С балконами железными;
Бывают даже снежные,

Совсем как настоящие.
Но, самый лучший, – это мой,
Я в нём живу с моей семьёй.

Пройдите к столам, где лежат вырезанные из бумаги, домики. Это дом вашей семьи. Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что кого – то из семьи там нет. Поселите в ваш дом недостающего члена семьи (дети приклеивают)

В: Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или огорчать ваших родных. Сейчас мы с вами поиграем. Встаньте рядом со своими стульчиками.

Д: Дети встают рядом со стульчиками.

В: Я буду называть поступок: если этот поступок порадует ваших близких - вы хлопаете в ладоши, если огорчит - топаете.

8. Игра «Радость или огорчение».

Разбросали по комнате все игрушки;

Помогли маме помыть посуду;

Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;

Вы съели на завтрак всю кашу;

Всегда говорите своим родным «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Порвали новую книжку;

Не захотели мыть руки перед едой;

Покормили собаку или кошку;

Убегали от взрослых;

Научились сами одеваться, без помощи взрослых;

Защищали братика или сестричку от хулигана;

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных.

Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!

Мишутка: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, я рад, что у каждого из вас тоже есть дружная семья! А теперь мне пора домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше, дома ждет меня моя семья! До свидания!

Рефлексия.

– Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили? Говорили о семье. Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу (это дома). А в детском саду у нас тоже есть дружная семья – это мы с вами.

В: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок. Ребята, посмотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко. (открывает сундучок и показывает сердечки из цветной бумаги.)

Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их кому хотите из вашей семьи, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно. И я хочу вам пожелать, чтобы вы принесли частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Вот вам частичка этого тепла. Раздает сердечки.

СВЕТЛАНА ГОРЯЧКИНА
Конспект занятия «Знакомство с семьёй Насти» во второй младшей группе

"Знакомство с семьёй Насти "

Цель :

Формировать представления детей о семье ; умение называть своё имя,фамилию,имена членов семьи . Говорить о себе в первом лице. Обогащать словарный запас : "дерево семьи ", "близкие родственники". Воспитывать желание проявлять любовь и заботу к родным.

Интеграция :Коммуникация,Социализация,Художественное творчество.

Предварительная работа : беседа "Что такое семья ?", Сюжетно -ролевая игра"Семья ",Чтение стихотворения И. Муравейко "Я сама",фотовыставка "Как мы отдыхаем с семьёй "

Материал : Планшет с "деревом" семьи Карпиных , два руля, муляжи фруктов,конфет,т. п. ,две куклы (пупсы,ватман,краски,салфетки,фотографии каждого ребёнка, клей, кисточки.

Организованная деятельность проводится по подгруппам .

Дети сидят на стульчиках.

Проводится пальчиковая гимнастика "Моя семья ".

Воспитатель :

Ребята, посмотрите у меня в кулачке, то-то хочет с вами познакомиться !

(кулачок сжат, воспитатель по очереди разгибает пальцы)

-"Этот пальчик маменька, этот пальчик папенька, этот пальчик бабушка, этот пальчик дедушка, этот пальчик Я-это вся моя семья !"

А что же такое семья ?

Дети :

Это папа,мама,дедушка,бабушка,брат,сестра.

Воспитатель :

Правильно ребята. У каждого из вас есть своя семья . У каждой семьи есть своя фамилия .

Вы приносили много фотографий, как с мамами, папами, отдыхаете на речке; работаете на даче; отмечаете праздники и другие. Очень интересно было узнать о ваших семьях . Спасибо, что познакомили меня с вашими родными.

Воспитатель выставляет планшет с изображением дерева (связанного спицами и яблоки - картон с наклеенными фотографиями родных)

Воспитатель :

Посмотрите какой сюрприз нам приготовила Настя и её семья .

-Настя ,это что за чудо-дерево?

Настя :

Это дерево моя семья , а яблочки мои родные.

Воспитатель :

Ой, как интересно,расскажи нам о своей семье . Сначала назови своё имя,фамилию,сколько тебе лет.

Настя :

Меня зовут Настя Карпина , мне 4 года. Мою маму зовут Лиля.

(ребёнок прикладывает "яблочки" к веткам и рассказывает кто на них изображён.)

Воспитатель во время рассказа уточняет :

Как зовут папу, бабушку и т. д. ?

Бабушка Наташа, чья мама, папина или мамина?

Братик старше или младше тебя ?

Дружно ли живёте с братиком?

Что ты любишь делать с бабушкой Валей?

Как отдыхаете с мамой, папой и т. п. ?

По окончании рассказа воспитатель благодарит Настю и сообщает детям , что такое древо семьи можно сделать дома со своими родителями и добавить ещё своих близких родственников-это тёти и дяди и двоюродные сёстры и братья и др.

Воспитатель :

Ребята, что нужно делать, чтоб в вашей семье у всех было радостное настроение ?

Дети :

Не обижать никого, помогать, не ругаться, дарить подарки, любить и другие ответы детей.

Воспитатель :

А, вы любите когда вам мамы, папы, что-нибудь покупают, дарят?

Дети :

Воспитатель :

Давайте мы сейчас превратимся в мам, пап,бабушек,дедушек и поедим в магазин за покупками!Разделимся на две команды, это будут две семьи и посмотрим чья семья быстрее купит гостинцы для малыша?

(по желанию дети выбирают предметы, разложенные на двух столах, для 1-ой и 2-ой семьи . "Папа" по очереди отвозит на "машине "за покупками всех членов семьи и дарят подарки куклам "Малышам")

П/игра "В магазин за покупками!"

По окончании игры воспитатель хвалит все "семьи ", отмечает как довольны "Куклы-Малыши".

Дети проходит на стульчики.

Воспитатель :

Дети, а как ласково вас называют дома родные?

Дети :

Солнышко, лапочка, заинька, радость моя,цыплёнок и др.

Воспитатель :

Вот видите как любят вас мамы и папы, бабушки и дедушки. Давайте мы тоже порадуем их? Мы нарисуем необыкновенное солнышко. Ведь когда светит солнышко всем на земле радостно! Лучиков у солнышка много и ваших ладошек тоже много, пусть они будут лучиками. Мамы и папы посмотрят на наше солнышко и им станет очень весело и тепло.

(дети под музыкальное сопровождение "Пусть всегда будет солнце"рисуют"Лучики",прикладывая ладошки к кругу. Затем на свои ладошки приклеивают небольшие фотографии)

Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на то,как старались все дети и какое весёлое получилось солнышко.

"Солнце светит ярко, ярко!

От него светло и жарко,

Хорошо на свете жить,

Своим родным тепло дарить!

В итоге воспитатель с детьми оформляет в раздевалке выставку работ "Солнышко"

Длительность совместной организованной деятельности взрослых и детей -15минут.

Цель: содействие нравственному развитию и полоролевой социализации детей.

Задачи:

— формировать у детей элементарные представления о членах семьи как о людях разных пола и возраста, объединенных родственным началом;

— развивать умение воспринимать членов семьи как представителей разного пола;

— способствовать возникновению познавательного интереса к ближайшим родственникам;

— учить использовать полученную информацию в речевой, игровой, коммуникативной деятельности.

Оборудование : игрушка обезьянка-бабушка (в очках и платочке), силуэт ладошки, фигурки персонажей в соответствии с текстом потешки, поднос, для каждого ребенка набор одежды и атрибутов для пальчиков в соответствии с текстом потешки (брюки и платьица, длинные волосы для мамы и бабушки, короткие прически для дедушки и папы, шапочки и прически для мальчиков и девочек).

Воспитатель. Дети, сегодня к нам пришла обезьянка. Она рассказала мне, что недавно в гости к ней привезли малыша. Он такой непоседливый, только и знает, что прыгает с ветки на ветку. Обезьянка не знает, чем его занять и развлечь. Ей хотелось бы поиграть с ним в спокойные игры. Она услышала, что вы знаете много игр с пальчиками и просит, чтобы ее тоже научили играть в них. Ребята, давайте покажем обезьянке наши игры.

Дети играют в пальчиковые игры: показывают «козу», «зайца», «очки», «бинокль», «курочку», «гуся».

Обезьянка . Спасибо, ребята, какие интересные игры!

Воспитатель . Молодцы! Хотите поучиться еще одной игре?

Дети . Да.

Воспитатель . И обезьянка с нами тоже поучится.

Физкультминутка «Зарядка для пальчиков»

Воспитатель показывает движения, а дети их повторяют: сжимают левую руку в кулак, а затем правой постепенно разгибают каждый палец. Движения сопровождаются текстом.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — мама,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья».

Воспитатель. У меня есть вот такая ладошка.

Демонстрирует силуэт ладошки.

Давайте найдем на ней самый маленький пальчик — мизинец. Дети показывают его.

А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как ласково называют его в семье?

Дети отвечают.

Найдите, пожалуйста, на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденьте ее на мизинчик силуэта ладошки.

Дети выполняют задание. Послушайте стихотворение.

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шел.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!

О ком я вам прочитала? Почему девочке хорошо было с мамой? Расскажите, что вы делаете вместе с мамой.

Дети отвечают на вопросы и выполняют задание.

Молодцы, вы хорошо помогаете маме! Найдите, пожалуйста, на подносе шапочку мамы и наденьте ее на безымянный палец силуэта ладошки.

Дети выполняют задание.

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые, сильные руки.

И, если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

Как вы ласково называете своего папу?

Дети отвечают.

Найдите шапочку, обозначающую папу, и наденьте ее на средний палец.

Дети выполняют задание.

А теперь давайте поиграем в «ладушки».

Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки.

Испекла нам бабушка

Вкусные оладушки.

Маслом поливала, деткам давала.

Дети читают потешку, сопровождая ее движениями.

А чем угощает вас бабушка?

Дети отвечают.

Давайте наденем шапочку бабушки на указательный палец силуэта ладошки.

Дети выполняют задание.

Ребята, у нас остался один пальчик — большой. Кто же это?

Дети . Дедушка.

Воспитатель. Правильно. Послушайте стихотворение про дедушку.

У меня есть дедушка,

Как зима, седой.

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Чем вы любите заниматься со своим дедушкой? Как вы ласково его называете?

Дети отвечают. По предложению воспитателя они надевают шапочку дедушки на большой палец силуэта ладошки.

Посмотрите, ребята, у нас с вами получилась большая дружная семья. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге и помогают друг другу. А теперь мы поиграем еще в одну игру.

Физкультминутка «Девочки и мальчики»

Дети все вместе выполняют движения в соответствии с текстом.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Глазками моргают,

Потом отдыхают.

Девочки-припевочки Девочки прыгают, а мальчики хлопают в ладоши.

Прыгают, как мячики.

Глазками моргают,

Потом отдыхают.

Мальчики, мальчики Мальчики прыгают, а девочки хлопают в ладоши.

Прыгают, как мячики.

Глазками моргают,

Потом отдыхают.

Воспитатель. Хорошо поиграли, весело. А я для вас приготовила еще одну игру с ладошками.

Дидактическая игра «Одень ладошку»

Воспитатель задает вопросы: «Во что любят наряжаться девочки?», «Что они носят?», «А мальчики юбочки надевают?», «Косички заплетают?» Дети отвечают на них. Затем по предложению воспитателя они надевают на пальцы брюки и платьица, длинные волосы для мамы и бабушки, короткие прически для деда с папой, подбирают наряд для себя в соответствии с половой принадлежностью.

Воспитатель. Дети, наша гостья обезьянка внимательно наблюдала за вашими играми. Сейчас она мне шепнула на ушко, что почти все их запомнила и обязательно поиграет в них со своим малышом.

Обезьянка. Спасибо, ребята. До свидания!

Цель:

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

  1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
  2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
  3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
  4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

  1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
  2. Рассматривание семейных фотографий.
  3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
  4. Закрепление знаний пословиц о семье.
  5. Чтение стихов и рассказов о семье.

Материал:

Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

2. Основная часть

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле — о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

Дети : Имя.

Воспитател ь: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети : Фамилией.

Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей .)

Дети: Меня зовут…, моя фамилия….

Воспитатель : Благодарю вас.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети : Семья.

Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

(Ответы детей.)

Воспитатель : Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

Мама с папой — моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)

Воспитатель : Друг Сережа, он член семьи?
Дети : Нет, он не член семьи и не родственник.

Воспитатель : Кем он приходится герою стихотворения?

Дети : Он приходится другом.

Воспитатель : Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Воспитатель : Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

Дети : Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Воспитател ь: Все ли семьи одинаковые или разные?

Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья — большая или маленькая — главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Воспитатель : Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами

Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

Да, да, да. /всеми пальцами/

Воспитатель : А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…

1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

— Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.

— Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная,

ласковая, внимательная…)

2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть? Правильно, папа.

Кем вы приходитесь папе?

Дети: Сыном, дочкой.

Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)

3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…

Правильно: бабушки.

А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый … (дед)

А кем вы приходитесь своему дедушке?

Дети: Внуком, внучкой.

5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Кем вы приходитесь сестре?

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

Воспитатель : — Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).

— Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) — на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

Д/и «Радость и печаль»

Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует — солнышко.

— Нарисовали красивую картину;

— Подрались с другом;

— Съели манную кашу;

— Убрали игрушки на место;

— Порвали книгу;

— На прогулке замарали куртку;

— Разбили чашку;

— Уступили место в автобусе бабушке;

— Помогли маме с уборкой;

— Отыскали потерянные бабушкой очки;

— Разбили чашку;

— Помогли маме с уборкой…

Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.

(Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)

Воспитатель : Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?

Дети : Радость, хорошее настроение, любовь.

Воспитатель: Почему?

Дети : Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.

Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

«Не нужен клад, коли в семье лад».

«Семьей дорожить – счастливым быть».

«Вся семья вместе и душа на месте».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«В хорошей семье хорошие дети растут».

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

«В семье и каша гуще».

«В своем доме и стены помогают».

3. Итог занятия

Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.

Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель:

Ребята!

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже?

На этой сказочной земле.



Публикации по теме