Игры для детей от полутора до двух лет и их родителей. Игры, развивающие мышление от полутора до двух лет

"Которая из них?"

Сядьте на пол вместе с ребенком. Найдите три каких-нибудь непрозрачных емкости (очень подойдут, например, жестяные банки из-под продуктов и т.п.). На глазах у ребенка положите под одну из банок маленькую игрушку. Медленно передвиньте банки, меняя их расположение на глазах у ребенка. Пусть теперь он возьмет одну из банок, под которой, по его мнению, находится игрушка. Если ваш малыш не понял, поднимите банку и покажите ему игрушку. Покажите ему также, что под остальными банками ничего ни спрятано. Играйте с ребенком и подсказывайте ему ответ до тех пор, пока он не поймет суть происходящего и не сможет играть без вашей помощи.

"Подбери фигурки"

Эта игра понравится вашему ребенку и будет снова и снова привлекать его внимание. Соберите несколько формочек для печенья. Постарайтесь взять те из них, чьи очертания знакомы малышу, например, имеющие форму известных ему животных, елочных игрушек и других предметов. Обведите одну из формочек. Дайте ребенку ту формочку, чей контур вы обвели. Покажите ему, как положить формочку на рисунок таким образом, чтобы их очертания совпали. После того как вы обведете несколько формочек для печенья и покажите ребенку, как совместить их с их контурами, дайте ему две формочки и один контур. Теперь посмотрите, сумеет ли ваш малыш сложить их так, чтобы их очертания совпали. Когда вы увидите, что ребенок понял суть дела, дайте ему контуры других фигурок и другие формочки для печенья.

Картинки-головоломки

Соберите несколько картонных коробок, украшенных какими-либо картинками. Вырежьте и затем разрежьте каждую такую картинку на две части, чтобы получилась головоломка.

Разрежьте так, чтобы они имели различную форму. Дайте малышу одну из частей какой-нибудь картинки. Другие же кусочки картинок смешайте и разбросайте по полу. Поговорите с малышом о той части картинки, которую он держите в руках, - о ее цвете, форме и других особенностях. Помогите ему найти подходящую к ней часть. Продолжайте игру, используя другие фрагменты картинок. Помогайте ребенку, пока он не научится играть сам.

Эта игра развивает мыслительный процесс. Ребенок слышит слово, у него возникает ассоциация, и он находит нужный предмет. Возьмите большую сумку для покупок. Попросите малыша принести вам вещи, чтобы положить их в сумку. Каждый раз называйте лишь один предмет, который ребенок будет по вашей просьбе класть в сумку. Всякий раз говорите ему "спасибо". Отберите предметы, принадлежащие самому ребенку, которые он может достать и принести вам: любимую игрушку, серебряный столовый прибор, одеяло, полотенце, зубную щетку.

Игра в "одинаковое и разное"

Дайте ребенку три одинаковых предмета, например чайные ложки. По очереди берите каждую ложку, называйте ее и делайте вид, что вы что-нибудь едите ею. Дайте ребенку подержать каждую ложку, чтобы он ощутил ее форму и текстуру. Замените одну из ложек вилкой. Попросите малыша дать вам ложку. Попросите его дать вам другую ложку. Возьмите вилку и назовите ее. Сделайте вид, что вы едите ею что-то. Дайте вашему ребенку подержать вилку, чтобы он ощутил ее форму и текстуру. Положите две ложки и вилку. Попросите малыша дать вам вилку. Похвалите его, если он сделает правильный выбор.

"Зеленые горошины"

Посадите ребенка на его высокий стул. Положите перед ним несколько горошин. Возьмите одну горошину, положите ее себе в рот и скажите: "Ой, как вкусно!" Попросите малыша взять горошину. После того как он положит ее себе в рот, скажите: "Правда, хорошо?" Расскажите ему о горошинах, об их цвете, форме и т.д. После того как малыш закончит есть, прочитайте стишок и, подражая горошинам, делайте все, как рекомендуется ниже.

Зеленые горошины

В своем стручке лежали,

Одна к другой прижавшись,

Тихонечко дремали.

(Лягте на пол.)

Так много времени пришлось

В стручке им провести,

Но вдруг они проснулись

И начали расти.

(Начинайте подниматься с пола.)

Растут они, растут,

Растут, не устают.

(Продолжайте подниматься.)

И скоро, скоро, скоро

Уже наступит срок -

Их солнышко пригреет

И лопнет вдруг стручок!

(Подпрыгните высоко.)

Группирование предметов по форме

(для детей от 1 года 4 месяцев и старше)

На занятии у ребенка закрепляется умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой, выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.

В качестве дидактического материала используются 2 пирамидки разной формы: одна с кольцами, вторая - с квадратами.

Мама показывает пирамидку с кольцами. Сняв первое кольцо, объясняет, что в этой пирамидке все кольца вот такие, круглые (держит кольцо так, чтобы ребенок хорошо видел его форму) Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд, справа от основания стержня. Опять подчеркивает, что колечек много и все они круглые.

Демонстрируя пирамидку, состоящую из квадратов, также обратите внимание ребенка на форму каждого предмета. Разложив бруски слева от стержня, поясните, что теперь на столе две дорожки: одна такая, другая вот такая. Затем предложите ребенку собрать круглую пирамидку. Помощь взрослого необходима при выравнивании сторон и углов квадратной пирамидки. Затем предложите ребенку надеть на стержень квадратные бруски. Когда обе игрушки будут собраны, обратите внимание ребенка на то, что они разные.

Когда ребенок будет в следующий раз снова собирать пирамидку, учите его по мере необходимости выравнивать углы и стороны квадратов.

Занятие длится 5-8 минут и проводится 2-3 раза.

Для более старшего ребенка можно перемешать кольца и квадраты произвольно, предлагая сгруппировать их по форме и надеть на стержни.

Закрепление полученных знаний и умений происходит в самостоятельных играх с предметами.

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях

(для детей от 1 года 8 месяцев и старше)

Вам понадобятся 6-8 решеток (размер каждой 17,5 на 35 на 0,5 см) с четырьмя большими (4,5 на 4,5 см) и пятью маленькими (3 на 3 см) квадратными отверстиями и с аналогичным количеством вкладышей; 2-3 решетки с прямоугольными большими (3 на 5 см) и маленькими (2 на 3 см) отверстиями и с соответствующим комплектом вкладышей; 2-3 решетки с треугольными большими (4,5 на 4,5 на 4,5 см) и маленькими (3 на 3 на 3 см) отверстиями. Высота всех вкладышей равна 1,5 см.

Вначале мама показывает ребенку решетку с большими и маленькими квадратными отверстиями и объясняет, что в "домике" (решетке) имеются большие и маленькие "окна". Затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши квадратной формы. Поясняет, что окошки можно закрыть. Большим вкладышем можно закрыть большое окошко. Ребенок наблюдает, как это действие выполняет мама, предварительно примерив вкладыш к отверстию. Маленькое окошко тоже можно закрыть (маленький квадрат помещается в маленьком гнезде).

После этого мама предлагает малышу взять любой вкладыш (большой или маленький), рассмотреть его внимательно, затем, сравнив предмет с отверстиями на решетке, найти окошко такой же величины, примерить к нему вкладыш и затем закрыть. Аналогичные действия производятся с другим вкладышем. Затем ребенок самостоятельно выполняет задание.

Если малыш испытывал на предыдущих занятиях затруднения, ему предлагаются именно те решетки, которые использовались при объяснении задания. Если малыш был успешен, ему даются решетки с большими и маленькими другой формы (например, прямоугольными и треугольными).

При необходимости мама помогает детям методом "рука в руке" размещать вкладыши определенной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной) в соответствующих гнездах, соотнося углы предметов и длину прямоугольников.

Ребенок действует одновременно только или с квадратными, или прямоугольными, или треугольными предметами. Форма предметов не называется, их можно называть общим словом игрушки.

Показ каждого предмета сопровождается словами "такой", "не такой", "большой", "маленький". В основе объяснения лежит наглядный показ предметов, слова носят вспомогательный характер, употребляются только по мере надобности. К месту употребленное слово организует, углубляет восприятие. Лишние слова на данном занятии могут нарушить целостность зрительного восприятия, отвлечь детей от основной задачи. Важным оказывается также способ подачи материала.

Размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях

(для детей от 1 года 9 месяцев и старше)

Ваша цель - закреплять умение детей группировать однородные предметы по форме, соотносить разнородные, осуществлять одновременно выбор предметов из двух заданных форм.

На занятии можно использовать 6-8 решеток размером 17,5 на 35 на 0,5 см, имеющих по 10 отверстий (5 одной и 5 другой формы). К каждой решетке нужен набор из 10 вкладышей соответствующей формы.

На занятии используются вкладыши и решетки с отверстиями следующих форм: квадратная-круглая, квадратная-треугольная, квадратная-овальная, прямоугольная-круглая, прямоугольная-треугольная, круглая-треугольная, треугольная-овальная.

Покажите ребенку решетку с круглыми и квадратными отверстиями. Пять круглых отверстий диаметром 3 см каждое должны быть в правой части решетки, а в левой - пять квадратных отверстий (сторона квадрата - 3 см). Внимание ребенка фиксируется на том, что в домике (решетке) имеются разные окошки - такие и вот такие. Этими словами сопровождаются жесты взрослого, обводящего рукой форму окон. Потом покажите вкладыши и поясните, что у вас есть много игрушек и они тоже разные: такие (круглые) и вот такие (квадратные). Затем, демонстрируя еще раз решетку и вкладыши одновременно, подчеркните, что окна можно закрыть. Взяв круглый вкладыш, примерьте его к соответствующему окну и закройте круглое отверстие, а квадратный вкладыш после примеривания разместите в квадратном отверстии.

После такого общего показа и объяснения можно перейти ко второй части занятия. Выясните, как ребенок понял задание. С этой целью дайте ему круглый вкладыш и предложите рассмотреть его внимательно, затем найти такие окошки в домике, показать их и закрыть. Аналогичные действия ребенок производит с квадратным вкладышем. Следует учитывать, что круглый вкладыш легко входит в соответствующее отверстие, а вот квадратный может войти только при соответствующем совпадении углов вкладыша и отверстия. Вот здесь-то и нужна ваша помощь. Взяв руку ребенка, помогите ему найти соответствующий ракурс и разместить вкладыш в гнезде.

Дети, выполнявшие предшествующие занятия, обычно выполняют задание быстро и правильно. В работе с ними нет необходимости использовать расчленение задания, детальное рассматривание, сопоставление сенсорных свойств предметов.

Затем ребенок самостоятельно выполняет задание. При размещении вкладышей квадратной, прямоугольной или овальной формы, ребенок сможет все внимание сосредоточить уже не только на соответствии предметов по форме, но и на координации мелких мышц руки при совмещении углов и линий.

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

Когда малыш достигает полутора лет, начинается очень активное развитие физических и умственных способностей. Он все более уверенно двигается, начинает членораздельно говорить, быстрее соображает. Абстрактное мышление позволяет представлять образы и действия. К возрасту около 24 месяцев у ребенка уже не возникает никаких проблем с пониманием ежедневных фраз, он уже может понемногу осваивать бытовые дела.

Развитие ребенка

  • Передвижение на двух ногах уже так хорошо освоено, что ребенок может уверенно бегать.
  • Появляется способность прыгать по поводу и без.
  • Больше не промахивается мимо цели, пинаясь.
  • Подниматься по лестницам может самостоятельно, при спуске же пока нужна опора.
В два года можно начинать учить ребенка езде на детском велосипеде, он сам залезает в кровать и вылезает из нее, заползает на стулья, может пользоваться дверьми. Все опасные предметы по-прежнему нужно держать подальше от краев столов, чтобы ребенок до них не дотянулся.

Совершенствуются физические способности ребенка – он начинает быстро ходить и бегать, развивается мелкая моторика и координация движений. Умственные способности не отстают – малыш заметно активнее разговаривает, общается с родителями и сверстниками.


В этом возрасте ребенок полон энергии и постоянно двигается – бегает и прыгает, дома и на улице, и не нужно его в этом ограничивать. Все его навыки оттачиваются, теперь он способен:
  • Выстраивать высокие башни из кубиков.
  • Самостоятельно садиться за стол.
  • Выполнять любые движения с мячом.
  • Заниматься физкультурой.
  • Листать книжки, складывать пазлы с небольшим числом крупных деталей.
  • Зачастую к двум годам ребенок осваивает пользование горшком.
В плохом настроении малыш способен закатывать истерики, в хорошем – помогает в домашних делах: приборке и мытье посуды.

Особенности речи

Конечно, не все дети начинают говорить в два года – некоторые предпочитают молчать, но мыслительный процесс идет не менее активно. Если ребенок понимает все, что ему говорят, и заметен полет мысли, значит все в порядке – дело в психологии. Ребенок обязательно начнет говорить, как нужно, просто чуть позже.


А вот если к двум годам наблюдаются проблемы с пониманием и произношением даже самых простых слов, ребенок не может повторять слова за родителями – тогда имеется вероятность развития серьезных проблем с умственным развитием, в этом случае следует посоветоваться с врачом.

Питание

Именно в этом возрасте ребенок может начать отказываться принимать пищу. Не стоит заставлять его беспрекословно доедать все, что ему дано. Снижение аппетита к двум годам – это не прихоть ребенка, а физиологически обоснованное явление.

Ухудшение аппетита связанно с тем, что в этом возрасте ребенок начинает расти гораздо медленнее, чем раньше. В то время, как в первый год жизни его тело увеличивается в несколько раз, за второй год рост составляет всего треть. Как следствие, строительного материала – пищи – нужно гораздо меньше. Ребенок активнее растет, чем толстеет, расходуя накопленный в раннем возрасте жир – энергии ему хватает и без дополнительного питания, несмотря на постоянную физическую активность. Визуально ребенок худеет и вытягивается.


В ежедневный рацион двухлетнего ребенка должна входить как минимум 1000 калорий, в том числе 2 грамма белков на каждый килограмм веса. Остальные базовые компоненты – углеводы и жиры – должны быть в балансе с белками. Желательно кормить ребенка часто, но малыми порциями. Чтобы не навредить здоровью малыша, следует ограничить употребление сладостей.
Если сбалансировать суточное питание сложно, рекомендуется по крайней мере соблюдать баланс в пределах недели.

Что делать, если ребенок не хочет есть?

  • Психологическое давление – плохой инструмент, ребенок только сильнее будет отказываться от пищи. Кроме того, при кормлении против воли малыш может начать воспринимать еду как нечто плохое, и такое отношение останется надолго, что может отразиться на развитии в дальнейшем.
  • Не стоит заставлять его садиться за стол – пусть лучше занимается своими делами, время от времени перехватывая немного пищи. Это будет полезнее в том числе и в плане умственного развития.
  • Следует давать еду маленькими порциями, добавляя понемногу, если ребенок захочет.
  • Стоит разнообразить рацион жидкими соусами, которые сделают прием пищи интереснее, а также скрасят питание невкусными, но полезными продуктами.
  • Если ребенку больше нравится пить, чем жевать, можно делать коктейли из питательной пищи.
  • Можно сделать ассорти из лакомств, разложив любимые продукты малыша в подходящую для этого посуду – так, чтобы ему было удобно брать еду. Это будет идеальным решением, если активный двухлетний малыш не может надолго засесть за обеденный стол. Желание расслабиться в обед приходит с возрастом – сейчас же малышу приятнее постоянно носиться, на ходу перехватывая что-нибудь вкусненькое. Не стоит думать, что это плохо и вредно – на развитии ребенка это никак не отразится. Стоит только следить за тем, чтобы он тщательно пережевывал еду и не подавился.

Вакцинация

В 1 год и 8 месяцев делается вторая прививка от полиомиелита.

Интеллект просит новой пищи

Ближе к двум годам

Развитие ребёнка. 1,5 года - 2 года.

Мы помним, как жадно наш годовалый малыш изучал всеми органами чувств все, что попадало в поле его зрения. Прелесть этого возраста заключается в том, что ребенок способен сам найти себе занятие и никогда не скучает. Но вот маленькая головка, как чудесная меленка, перемолола и разложила по полочкам все впечатления, которые можно получить в стенах родного дома. В привычной обстановке, среди игрушек все чаще одолевает скука, давно знакомая игра с давно знакомыми предметами начинается и затухает.

Интеллект просит новой пищи , и ребенка все больше интересует мир за стенами дома. Естественно, нашего исследователя по-прежнему тянет все незнакомое ощупать и попробовать на вкус, именно поэтому он обрывает листья и цветы, собирает с земли «всякую гадость». Однако подъемный кран, дворовую собаку и многое-многое другое не ощупаешь и не оближешь.

Наряду с предметной деятельностью, «думанием руками», все большую роль играет визуальное наблюдение, «думание глазами», причем свои исследовательские манипуляции дети обычно производят самостоятельно, а к наблюдениям зачастую привлекают взрослых: Смотри!
Как завороженный, он наблюдает за движением машин на улице, играми старших детей, жизнью домашних животных.

Ближе к двум годам малыш пытается воспроизвести в своем игровом уголке действия, «подсмотренные» у старших детей и у взрослых. Ему уже можно и не подсказывать: Нагрузи машину, Покорми куклу . Он по своей инициативе будет целый день стучать молотком, как это делал вчера папа, нежно поцелует, укладывая спать, свою куколку или отшлепает ее за пролитый кисель, как это делает с ним иногда мама, то есть ребенок воспринимает не только то, чему его учат, но и учится сам, наблюдая за окружающими людьми.

Стоит ли говорить, что игра, повседневная бытовая жизнь, прогулки, общение со взрослыми - все это ежеминутно влияет на интеллектуальное развитие малыша.

Разумеется, есть некоторые нюансы в организации деятельности ребенка, которые позволяют более эффективно развивать его ум, но в общем и целом - чем разнообразнее впечатления малыша, тем больше стимулов получает его мозг. «Скука - мать пороков», - подметил наш народ. Организовать жизнь ребенка так, чтобы он проводил время (и играл в том числе) с пользой, и есть главная забота воспитывающих его взрослых.

Об интеллекте

В конце второго года жизни происходит резкий скачок в развитии речи ребенка, его словарный запас увеличивается за шесть месяцев в десять раз! Это резко расширяет возможности влиять на мыслительные процессы малыша, делает ваше общество более интересным и для ребенка, и для вас. Теперь мы можем сказать ему: Помнишь, мы на улице киску кормили? Покорми теперь свою, игрушечную , и тем самым активизируем память ребенка, закрепим впечатления дня. Мы можем, взяв в руки плоскую фигуру или картинку, попросить малыша найти среди других такую же, обучая его различать фигуры, цвета и обобщать явления.

Пришло время упорядочить первые впечатления о форме и размере предметов, которые наш исследователь получил в процессе изучения окружающих его вещей и игрушек. Пора обратить его внимание на то, что все предметы вокруг окрашены в тот или иной цвет.

Зрительно воспринимая цвета с первых месяцев жизни, маленькие дети обычно просто не придают им значение.
Ребенок уже играл маленькими предметами, которые приходилось брать двумя пальчиками, и сталкивался с такими, которые не мог ни обхватить руками, ни сдвинуть с места. В его игровом уголке есть куклы, машины, строительный материал разных размеров, в вашей прихожей стоят большие папины ботинки и маленькие детские, в квартире есть большая постель для взрослых и маленькая - для ребенка. Наша задача - обратить на все это внимание малыша, продолжить знакомство с терминами «большой», «маленький», научить сравнивать предметы, прикладывая их друг к другу. Пусть он убедится, что на большую куклу не натянешь платье с куколки маленькой, что на маленький кубик не поставишь большой, что папа не может сесть на детский стульчик, а ребенок - на кукольный.

То есть, приобретая жизненный опыт , ребенок вынужден все чаще соотносить величины разных предметов. Взрослым остается только словесно оформить, прокомментировать этот процесс.

Разницу между кубиком, шариком и кирпичиком, то есть между предметами разной формы, наш умник тоже давно заметил, поскольку не действует с мячиком и кубиком одинаково. Ваша задача - облечь эти представления в слова: круглый, квадратный - и почаще использовать эти термины.

Мячик круглый, тарелка круглая (и обводим детским пальчиком по окружности). Яблоко большое и круглое, вишенка маленькая и круглая. Кубик - квадратный (и обводим пальчиком, останавливаясь на углах), салфетка на столе квадратная, стол большой, квадратный. В общем, по ходу дела, в разных обстоятельствах обращаем внимание ребенка на размеры и форму предметов, при необходимости очерчивая рукой круг или квадрат.

Ближе к двум годам начинаем игры на знакомство с размером, цветом, формой, развитие мышления. Это именно игры, и совершенно не следует ребенка усаживать за стол и требовать, чтобы он «сидел спокойно», «слушал внимательно». Вы можете играть на полу или диване, посадить ребенка на коврик, себе на колени, позволить заниматься стоя или двигаясь, как угодно. Играем несколько минут, не больше пяти, и стараемся прекратить игру раньше, чем малышу захочется повернуться и уйти. Играем каждый день, а иногда пару раз в неделю. А впрочем, по желанию, только не по принуждению!

Для усвоения понятий большой - маленький активно используем бытовые ситуации: наливаем папе суп в большую тарелку, а ребенку - в маленькую, для большой машины строим большой гараж, а для маленькой - маленький. Эти факты проговариваем.
Но для работы с формой и цветом (заодно и с размером) нужны наборы основных геометрических фигур двух размеров и четырех цветов. Берем цветной картон, желательно двусторонний, желтого, красного, синего и зеленого цветов, и вырезаем по пять кругов, квадратов и равнобедренных треугольников, размером 9-10 сантиметров и по пять штук тех же фигур размером 4 -5 сантиметров.

Итак, приступим к играм на форму и размер.

1. Перед вами большие и маленькие круги и квадраты, все одного цвета. Вы говорите малышу: Возьми большой круг, положи сюда (справа, например). Имеется в виду, что вы его уже знакомили с названиями фигур, обводя их пальчиком. Если он справляется, непременно
хвалите, если ошибается, спокойно говорите: Вот он, большой круг - и сами кладете его на место. Дальше объясняете: Это - круглый домик, здесь живут кружочки. Кладете кружочки на большой круг. Все то же самое проделываете с квадратами.

Дальше. Дети вышли гулять, стали баловаться, - выкладываете кружочки и квадратики между их «домиками» и перемешиваете. - Но тут круглая мама кричит в окошко: «Дети! Дети! Домой!». Отведи кружочки в круглый домик.
Если малыш справляется, одобряете его, если нет, спокойно показываете ему, как надо сделать. После этого нужно отвести домой квадратики.

2. Просите у ребенка большой квадрат и берете сами три маленьких, если он может отсчитать три штуки, пусть возьмет их сам. Складываете маленькие на большом в стопку. На большом круге кладете в стопку два кружочка и один квадратик. Рассказываете: Квадратная мама укладывает деток спать. Берете квадратики и выкладываете их на квадрате в ряд. А круглая мама смотрит: среди ее детей чужой ребенок! Уложи круглых деток спать, а чужого - отведи домой. Отдаете малышу кружочки и квадратик. Пусть разложит их в круглые и квадратные дома, как положено.

3. Берете два больших квадрата и кладете один над другим (два этажа), сверху - треугольник (крыша) и говорите: Я строю дом. У него - квадратные окна. Кладете по квадратику на большие квадраты. Строите второй дом, говорите: Это твой домик. Сделай ему такие же окна. Неважно, насколько ровно и красиво ваш ученик кладет квадратики. Нужно, чтобы он выбрал не круги. Если он ошибся, спокойно, без тени досады говорите:
Вот они, квадратные окошки. И сами кладете их на домик малыша.

4. Берете два больших треугольника, кладете их рядом «вверх ногами», вершинами вниз. Между ними ставите на основание, вершиной вверх, третий треугольник. Получается кораблик. Делаете кораблику круглое окошко. Строите то же самое для ребенка, просите его сделать круглое окошко.
Вполне уместно в этих играх применять счет, расставляя фигуры. В процессе игры следует дать ребенку понять, что значат слова такая же фигура, одинаковая, другая. Комментируйте свои действия словами: Беру квадратик, беру такую же фигуру, у меня две одинаковые фигуры, теперь беру другую фигуру, кружочек.

Нам пригодятся эти понятия в следующих играх, на обобщение и на узнавание цветов.

Игры на обобщение у нас пока просты, но их можно разнообразить до бесконечности. Берете 3 - 4 квадрата (круга, треугольника) и одну «другую» фигуру, говорите: Все фигуры одинаковые, а одна - другая. Дай мне (возьми себе) другую. Вместо плоских фигур можно брать детали конструктора (несколько кирпичиков и кубик), игрушки (три машинки и кукла), посуду (четыре большие ложки и одна маленькая) и так далее, фантазируйте до бесконечности. Главное, чтобы ребенок понял, что обобщает одинаковые предметы и заметил, что один из предметов чем-то отличается от остальных одинаковых. Если на первых порах у него не получается, проведите этот анализ сами, рассуждая вслух. Делайте так до тех пор, пока малыш не научится. Когда ребенок начнет легко справляться с играми в круги и квадраты, можно ввести треугольники и играть в описанные игры с участием треугольных «домиков» и «деток», в фигурки «такие же и другие».

Если приведенные игры хорошо освоены , несколько усложняем их, предлагая ребенку наложить знакомую фигуру на ее нарисованный контур. Легче всего накладывать круги, поэтому начнем с них. Игры аналогичны прежним. Берете чистый лист бумаги, простой карандаш или ручку и обводите три больших треугольника, изображая кораблик и маленький кружок на месте окошка. После этого, выложив перед ребенком круги, квадраты и треугольники, большие и маленькие, но все одного цвета, предлагаете ребенку закрыть окошко нужной фигуркой. Если малыш пытается закрыть неподходящей фигурой (по размеру или по форме), говорите: Эта не подходит, попробуй другую. Желательно, чтобы ребенок путем наложения сам подобрал нужную. Если уж совсем никак, подскажите словами, но не действием: Окошко маленькое, круглое. Обведите большой круг, над ним - маленький: сделайте неваляшку, пусть малыш положит сверху цветные круги. Обводите на бумаге большой круг, говорите: Вот круглый домик (или просто домик, если ребенок уже хорошо определяет форму). Внутри большого обводите два маленьких, это кроватки для круглых деток.

Предлагаете малышу, перед которым все фигурки двух размеров, одного цвета, принести деток домой и уложить в кроватки. Научите малыша накладывать фигурки на контуры точно, аккуратненько.
Поскольку квадраты и треугольники - фигуры с углами, их накладывать сложнее. Человеку нужно время, чтобы понять, что уголок надо накладывать на нарисованный уголок. Не сердитесь на него, если он сделал несколько попыток, и все неудачные, каждый раз доброжелательно поправляйте.
Для наложения рисуем домик (из большого квадрата и треугольника), двухэтажный домик (из двух квадратов и треугольника, обводим квадратики-окошки) и накладываем только окошки. Накладываем треугольники на нарисованный кораблик, на елочку из двух-трех треугольников. Изобразите вагончик из двух квадратов и кружочков-колесиков, конструируйте все, что можете придумать из этих трех фигур. Для наложения каждый раз ребенок выбирает нужные фигурки из всех, обоих размеров, но одного цвета.

Можете просто нарисовать в ряд несколько разных фигур разных размеров (штук пять-шесть) и предложить малышу закрыть их вырезанными фигурками.
Обычно сам процесс раскладывания фигурок, картинок увлекает и совсем маленьких детей, и дошколят.
Воспользуйтесь этим и купите детское лото с картинками.
Поскольку ребенок около двух лет не в состоянии понять правила игры и тем более придерживаться их, возьмите одну большую карточку и те маленькие, которые есть на выбранной большой. Взяв одну из маленьких, предложите ребенку найти такую же на большой и закрыть ее. Если он затрудняется, попробуйте помочь ему, используя наводящие вопросы: Что это? (на карточке) - Домик. Поищи такой же. Это домик? Нет. Поищи домик. Если это занятие малышу быстро надоедает, закрывайте поначалу только одну строчку.
Если все хорошо, ребенок справляется и увлекается игрой, добавьте маленьких карточек, пусть их будет больше, чем необходимо, чтобы закрыть все картинки на большой. Эта игра не только учит сопоставлять два изображения между собой, но и развивать память, внимание, а если вы находите повод обсудить изображение на карточке, то способствуете и развитию речи. Игра, даже если она малышу очень нравится, не должна продолжаться более трех-пяти минут.
Можно начинать знакомство и с цветами. Для начала не так важно, чтобы ребенок запомнил название цвета, как важно, чтобы он умел различить два цвета.
Однако по ходу занятий мы называем цвет, с которым имеем дело. Постепенно это название запомнится само собой.

Берем для начала два контрастных цвета, скажем, красный и зеленый. Выбираем одну из фигур, допустим, квадрат. Выкладываем на стол все маленькие квадратики, их двадцать: по пять четырех цветов. Вы берете большой красный квадратик и говорите малышу: Это красный дом. Потом берете большой зеленый квадрат и говорите: Это зеленый дом. Берете красный квадратик и говорите: Это красный квадратик. Я отведу его в красный дом (кладете на квадрат). Возьми такие же, красные квадратики, отведи их домой. Потом все то же самое делаете с зелеными квадратиками. Если занятие вызвало затруднение, повторите его через несколько дней, взяв фигурки только двух цветов. Можно, кстати, взять кубики нужных цветов, крупные детали мозаики, кольца от пирамидки и т. д. Когда занятие начнет получаться, усложните его: выложите перед малышом разные фигуры двух цветов. Чтобы не сбивать его с толку формой «домика», сложите, например, из красных и зеленых кирпичиков многоугольники.

Возможно, наличие и квадратов, и треугольников, и кругов в одной игре введет в замешательство маленького ученика. Он сложит в «домики» только круги. Не торопитесь вмешиваться, он заметит, что фигуры остались, и, возможно, сообразит, как с ними быть. Ну а если нет, покажите ему, что оставшиеся фигуры - тех же цветов и хотят в те же домики, что и разложенные.

Повседневная жизнь предоставляет массу возможностей обратить внимание ребенка на цвет предмета.
Не упускайте их, рассмотрите на прогулке зеленую травку, яркий цветок, обратите внимание ребенка на цвет проехавшей машины, не проходите мимо предметов того цвета, который вы уже показали малышу.
Все предложенные занятия являются простенькими и элементарными, но высшая математика, согласитесь, пока и не нужна нашим деткам. Но зато, занимаясь регулярно, вы не только дадите ребенку элементарные представления о величине, цвете и форме, но и поспособствуете развитию его усидчивости и памяти, научите более эффективно удерживать внимание на одном предмете и распределять его. И поверьте, если вы проводите занятия в радостной атмосфере, не затягиваете их, не давите на своего ученика, когда он заниматься не настроен, у него формируется интерес к учебе, закрепляется стремление каждый день узнавать что-то новое. А делать это с помощью любимых родителей радостно вдвойне!

Отличный повод поупражняться в различении цветов - занятия рисованием, которые вы уже начали с ребенком. Естественно, его каракули пока одноцветны.
После того, как он какие-то цвета узнал, давайте ему карандаши именно этих цветов. Порисуйте для ребенка, объясняя, что каждый предмет имеет свой цвет: травка всегда зеленая, цыпленочек - желтый, цветы бывают красные, синие, желтые. Рисование фломастерами и красками намного ярче и эффектнее. Рисование карандашами требует более сильного нажима, фломастерами - меньше, кисточкой с красками - самых легких и аккуратных действий, следовательно, и то, и другое, и третье по-своему развивает мелкую моторику и точность движения руки. На первых порах не рассчитывайте, что ребенок будет мыть кисточку и набирать разные краски. На одно занятие берете только один цвет и им работаете.

Можете для разнообразия высушить одну работу, и пусть малыш творит по ней другой краской. Можете внести в творчество свою лепту. Если с прошлого раза остался зеленый фон, поставьте рукой малыша красные точки: цветы, на синем (небе) нарисуйте другим цветом воздушные шарики. Фантазируйте вместе, и вы закончите занятие, довольные друг другом.

Знакомимся с грамотой

Если вы занимаетесь буквами, слогами уже около года, ваш ученик, возможно, созрел для того, чтобы показывать ему предложения из двух знакомых слов.
Конечно же, нужно брать слова, которые он уже понимает.
Это разнообразит ваши занятия и вызовет дополнительный интерес. Глен Доман, автор методики обучения детей с грудного возраста, убежден, что дети не любят, когда их экзаменуют с помощью прямых вопросов типа: Что здесь написано? Поэтому лучше выявлять знания ребенка с помощью игровых заданий.
Например, просите: Дай мне, пожалуйста, вот это (показываете карточку со словом). Или: Расставь карточки к игрушкам - мяч к мячику, кукла к кукле - и так далее. Или ведете куклу к столу и просите малыша дать карточки, где написано, что куколка поест: каша, хлеб, чай. Творите, придумывайте новые игровые ситуации.

Работа по усвоению новых карточек со словами продолжается в том же ритме. Поскольку у малыша полутора-двух лет много других интересных и важных дел, кроме обучения чтению, карточки следует показывать быстро, в течение считанных минут. Ошибочно думать, что если вы подержите слово перед глазами малыша подольше, он лучше его запомнит. Наоборот, он заскучает и отвлечется на что-нибудь другое. Только быстрая смена изображений поможет удержать внимание ребенка на несколько минут. Если же вы попытаетесь заставить его заниматься или, еще хуже, начнете ругать за то, что он отвлекся, вы рискуете вызвать у него отвращение и к учебе вообще. Бойтесь совершить эту непоправимую ошибку! Занятия могут и должны приносить удовольствие вам обоим. Если этого не получается, лучше отложите их на более старший возраст.

С помощью новых карточек вы можете закрепить основные знания по форме, цвету и размеру, показав, как пишутся новые термины. Обучение чтению используете и для развития речи, фиксируя на карточках новые слова из лексикона ребенка.

Если же вы до сих пор с малышом не занимались , еще не поздно начать обучение чтению по методике для детей первого года жизни. Но занятия должны быть короче и проходить быстрее, поскольку у вашего ребенка гораздо больше интересов, чем у младенца, едва научившегося сидеть.

Развитие речи

После полутора лет развитие активной речи ребенка делает резкий скачок. Он все охотней разговаривает, а ближе к двум годам начинает высказываться с помощью коротеньких предложений, пока игнорируя, впрочем, такие грамматические формы, как род, число и падеж, или часто ошибаясь в их употреблении. Нужно спокойно поправлять малыша, не акцентируя внимания на ошибках.

Радуясь развитию активной речи, по-прежнему стараемся пополнять и пассивный словарный запас малыша: слова, которые он понимает, но сам пока не произносит.
Если в изучении окружающего мира ребенку стало тесно в вашем жилище, и он стремится узнать, что там, за порогом, то в смысле речевого развития отчий дом - еще малоизученное пространство. Только названия мебели, одежды, домашней утвари, продуктов питания составят несколько сотен слов (существительных).
О каждом предмете можно сказать, каков он по цвету, размерам, другим качествам (прилагательные). И с каждым предметом в повседневной жизни мы как-то манипулируем (глаголы). Все эти слова должны регулярно проговариваться ребенку, чтобы он усваивал, запоминал их и со временем начал сам использовать в активной речи.
Разумеется, и за порогом дома мы комментируем все, что видим, тем более, что интерес ребенка ко всему происходящему поистине неистощим.

Учитывая словарный запас вашего малыша, вы стремитесь вовлечь его в диалог. Если он - немногословный мыслитель, стараетесь расшевелить его язычок понятными для ребенка вопросами. Если он, наоборот, неутомимый болтушка, приучаете его слушать собеседника, вставляя свои реплики.

Развитие речи неразрывно связано с воспитанием у малышей навыков самостоятельности. Обучая ребенка правилам поведения за столом, приучая мыть руки с мылом, одеваться, аккуратно складывать снятую одежду, мы активно пользуемся речью, которую дети учатся понимать, а позже начинают сами использовать.
«Самая большая роскошь - это общение», - сказал когда-то Экзюпери. Когда ребенок поймет, что речь - это мостик между ним и окружающими людьми, он будет все активней и радостней общаться с вами с помощью слов.

Ближе к двум годам вы обращаетесь к малышу уже с более развернутыми фразами. В них появляется больше, прилагательных. Если год назад вы говорили: Кашка. Кушать будем , то сейчас вы скажете что-то вроде: Саша кушать хочет, кашу будем кушать. Каша сладкая, вкусная.
На прогулке мы говорили: Киса! Киса мяу, мяу. Теперь мы скажем: Саша, смотри, киска идет. Села киска, устала. Киска, иди, иди к нам! Киски нет, ушла, киска. Ребенок способен не просто глянуть на кошку и переключиться на что-то другое, но проследить цепочку событий, которые вы комментируете, и многое запомнить.
Дома его игрушечная кошка тоже «пробежится по двору», а потом «сядет, устанет». И взяв игрушку, малыш не просто скажет: Мяу, киса , а попытается рассказать о ней, связав хотя бы два слова: Киса идет, Киса села . Так в возрасте около двух лет у ребенка начинает формироваться фразовая речь.

Вы можете влиять на формирование речи своего малыша с помощью вопросов и просьб. Запоминая новые существительные, малыш пополняет свой словарный запас с помощью вашего вопроса: Где? (то-то), вопросы Что это? Кто это? Что ты делаешь? Куда ты идешь? Какой? (предмет), просьбы Скажи (то-то), Позови (того-то) побуждают ребенка активно использовать знакомые слова. Конечно же, следует использовать эти фразы в каждый удобный момент.

Все нужнее и нужнее в занятиях нам становятся книги. Рассматривая картинки, вы просите ребенка рассказать, кто нарисован, что он делает, какого цвета, размера, формы детали изображения и вообще, задаете все возможные вопросы, на которые малыш способен ответить. Зная, что больше он ничего сказать не сможет, дополните его рассказ или пофантазируйте, что будет дальше после события, изображенного на рисунке.
Все свое дошкольное детство и в начальной школе наш ученик будет составлять рассказы по картинкам, и у вас есть прекрасная возможность подготовить его к этой нелегкой работе. Все дети развиваются по-разному.

Некоторые очень любят рассматривать и обсуждать картинки, некоторых это занятие быстро утомляет.
Если ваш непоседа неохотно участвует в беседе и стремится улизнуть, не нужно настаивать. В конце концов, подобную беседу можно провести не только по картинке.
Обсудите с ним любое явление, с которым столкнулись в быту или на прогулке, а картинки пусть он рассматривает под настроение.

Много интересных и полезных тем для разговора можно, например, найти, глядя вдвоем с малышом из окна на улицу. Полезно взять за правило перед прогулкой выглянуть в окно и обсудить, идет ли дождь или снег, светит ли солнышко и как лучше одеться, выходя на улицу. Можно, естественно, поговорить о прохожих, машинах, птицах, животных - обо всем, что вы видите из окна. Поначалу рассказывать будете только вы, постепенно вызывая малыша на разговор своими вопросами.

Благодаря расширению словарного запаса, чтение становится все более осмысленным и интересным. Часто встречающиеся фразы из знакомых сказок и стишки легко запоминаются двухлеткой. Естественно, вы не скрываете от малыша свою радость по поводу того, что он такой умница и так много знает. Однако, если вы будете внимательны, то заметите, что, зная стишок, ребенок понимает все же не все слова, которые произносит.
Примерно зная его словарный запас, разъясните малышу те слова, которые ему пока неизвестны.
Например, в стихотворении А. Барто «Спать пора, уснул бычок, лег в коробку на бочок...» большинство слов двухлетке уже понятны. Но смысл слов уснул, сонный, кивает, фраз Лег в коробку на бочок, Он слонихе шлет поклон для него, возможно, весьма туманен, и его это нисколько не заботит, он не будет у вас ничего выяснять. Поэтому, похвалив малыша за рассказанное стихотворение, спросите, как слон кивает головой и покивайте сами, потом пусть курочка поклюет зернышки, кивая головкой, и так далее, до тех пор, пока не убедитесь, что смысл слова ребенку понятен.

В игровом уголке поукладываем в коробку на бочок, а потом в кроватку на бочок все игрушки, способные спать. А вечером, укладывая кроху, попросим его самого лечь на бочок.

Надо сказать, что в простеньких сказочках для самых маленьких встречаются понятия, которые можно объяснить малышу лишь весьма приблизительно. Если про Колобок еще можно сказать, что это круглая булочка, то репку, уважаемые родители, сами-то видели? А слово Ряба так и будет первое время только Курочкиным именем, пока словарный запас малыша не станет достаточным для того, чтобы объяснить ему смысл слов рябой, пестрый.

Такая работа по каждому произведению не только расширяет словарный запас ребенка, но и приучает интересоваться непонятными словами. Не секрет, что даже среди школьников много таких, кто игнорирует непонятные места, делая чтение неполноценным.

Учим играть

Возраст старше полутора лет - время постепенного перехода от предметных манипуляций к сюжетной игре. Ведущей, все-таки, пока остается предметно-игровая деятельность. Но неощупанных и необнюханных предметов становится все меньше, основные особенности различных форм, размеров и материалов уже знакомы, а непознанного и интересного в окружающем мире неисчерпаемо много. Чашки-ложки-поварешки стали не так интересны, зато очень даже любопытно наблюдать, что такое мама делает с ними.

Посмотрим-посмотрим, как она играет, попробуем повторить в игровом уголке. Добравшись до кухонной утвари, малыш уже не будет, как прежде, стучать ею и швырять на пол. Скорее всего, он попробует воспроизвести с ней ваши действия. Теперь его устроит и игрушечная посудка, он точно так же, как вы в настоящей, будет «размешивать суп» в игрушечной кастрюльке, «пробовать» его ложкой. Более того, если в игровой нет кастрюльки, сойдет за нее какая-нибудь коробочка, вместо ложки ребенок возьмет палочку. Использование в игре предметов-заменителей говорит о соответствующем развитии мышления и воображения малыша. Такое использование нужно всячески поощрять, подавая малышу идеи, как можно использовать в игре тот или иной предмет.

Поскольку ребенок отображает в игре те действия, которые наблюдал у взрослых и у старших детей, разнообразие сюжетов напрямую зависит от богатства его впечатлений. Его игра не прерывается после первого игрового действия, как прежде, теперь она объединяет цепочку из нескольких действий: наливает кукле чай, поит ее (может даже вытереть салфеткой рот), нагружает в машинку кубики, везет в другое место, разгружает. Стараетесь продлить сюжет, подсказав следующие действия: Куколка попила чай, теперь, наверное, гулять пойдет? Немного погодя целесообразней не подсказывать дальнейший ход игры, а только спросить о нем: Кукла позавтракала. Что она дальше будет делать?
Дети этого возраста повторяют ваши действия, совершенно не задумываясь об их целесообразности. Трет ли малышка полотенцем настоящие ложки, «помогая маме» или «вытирает» игрушечную посуду, она не стремится их действительно вытереть и в игровом уголке не «вытирает понарошку», она просто, как обезьянка, повторяет увиденные действия. Поэтому пока что рано говорить о настоящей сюжетно-ролевой игре, когда ребенок берет на себя ту или иную роль и разворачивает соответственно с ней игровой сюжет. Ваша цель - помочь ребенку вспомнить, какое продолжение имеют в жизни те или иные события, и воплотить их в игре.

Игры с пирамидкой несколько изменяются . После полутора лет малышу по силам правильно собрать пирамидку с кольцами трех, а к двум годам - четырех размеров. Однако, поскольку ребенок еще мал, разница в размерах должна быть существенной, поэтому берем большую пирамидку из восьми колец и предлагаем малышу четыре кольца, взятых из нее через одно. Если правильная пирамидка не получается, несмотря на все попытки, научите малыша путем приложения выбрать сначала самое большое из колец, потом - самое большое из оставшихся, и так до конца.

Малыши любят побегать и пошуметь. Если вам веселая возня нравится не меньше, чем вашему ребенку, можно считать, что ему повезло.
Ведь в веселых играх крепнет не только великая дружба между детьми и родителями, но и совершенствуется общая координация и движения крупных мышц рук, что немаловажно для развития мелкой моторики.
Пустите на стену солнечный зайчик зеркальцем, выдуйте букет радужных мыльных пузырей - малыш будет гоняться за ними, как котенок за бантиком.
Учите его кидать и ловить мячи разных размеров, подбивать воздушный шарик: в этих забавах совершенствуются движения рук.

Если вы купите двухлетке мозаику с крупными яркими деталями, он, скорее всего, не будет пока складывать картинки по данным образцам. Но он найдет, как поэкспериментировать с цветными пятнами, которые сможет построить, тренируя свои пальчики и запоминая названия цветов. Ну, а вы можете подсказать ему, что зеленое пятно похоже на травку или дерево, голубое - на речку или небо.

Всестороннее развитие дают малышам занятия с мягкой мозаикой. Тут задействована не только мелкая моторика, но и восприятие цвета, формы деталей, мышление ребенка. Можно сейчас найти в магазинах игрушки с элементами шнуровки, с большими пуговицами, которые двухлетка учится расстегивать и застегивать.
Если вам найти такие игрушки не удалось, вы можете сделать их сами (рис.).

В занятиях с этими игрушками малыш не только продевает шнурок из дырочки в дырочку, учится застегивать пуговицы, но и должен определить место каждой детали куколки, а это совсем не просто в этом возрасте, и скорее всего, потребуется ваша помощь.

Есть еще одна отличная забава , которую можно найти в каждом доме. Это обычные бельевые прищепки, к которым маленькие дети явно неравнодушны.

Для начала подберите прищепки помягче, чтобы они были по силам маленьким пальчикам. Покажите, как нанизать их на связанный кольцом шнур - будут бусы.
Если прищепки нацеплять на полоску бумаги с одной стороны, получится заборчик, если на края большого картонного круга - цветок, на маленький круг - получится вентилятор. Впрочем, малыша увлекает сам процесс «цепляния», даже если результат ни на что не похож.

Особое место среди детских игрушек занимает строительный конструктор. Конечно, пока ребенок маленький, играют в него в основном мама с папой, показывая, как его можно использовать в сюжетно-ролевой игре, какие чудесные постройки можно с его помощью сделать. И наш малыш, наблюдая за действиями родителей, включаясь в их игру, теперь может не только крушить построенное взрослыми, но и кое-что сконструировать сам. В такой игре развивается точность движений рук, умение различать цвет и форму, соотносить размер деталей.
Вы, наверное, удивитесь, но двухлетние малыши, с которыми на протяжении полугода взрослые занимались элементарным конструированием, могут сделать больше десятка построек! Например, нет ничего сложного в том, чтобы построить домик из одного-двух кубиков с крышей - треугольной призмой, вокруг него сделать заборчик из брусков или кирпичиков, поставленных на торец. Домик и забор можно соединить дорожкой из брусков. За воротами можно поставить скамеечку.
Строим и непременно обыгрываем эти «объекты» по одному. Сначала делаем для маленькой куколки (собачки, зайчика) домик. Подведем к нему счастливого новосела и любуемся, как он рад. В другой раз куколке понадобится заборчик, чтобы по двору не бегал соседский пес Тошка. Ну и дальше в том же духе. По дорожке непременно куколку поводим, на скамеечку посадим, чтобы каждая постройка имела смысл.

Для куколки побольше малыш к двум годам научится строить мебель. Столик из кубика и кирпичика на нем, стульчик из кубика, приставленного к кирпичику, стоящему на торце, диванчик из стоящего на боку и лежащего кирпичиков, кроватка из двух лежащих и двух стоящих на боку кирпичиков, башенка из трех-четырех кубиков - все это следует использовать в игре ребенка старше полутора лет для развития мышления и фантазии малыша (рис).

Двухлетние дети охотнее играют в обществе других детей, чем это было раньше. Ограниченный словарный запас все еще не позволяет согласовать условия игры, не могут пока малыши и договориться о сюжете, но иногда в их действиях появляются элементы сотрудничества.
Теперь, если у каждого достаточно игрушек для затеянной игры, дети играют рядом, интересуются игрой друг друга и не так часто покушаются на чужую собственность, как это было раньше. Около двух лет их можно научить меняться игрушкой вместо того, чтобы отнимать.

В чем двухлетки безусловно находят взаимопонимание , так это в организации шумной беготни. Они с визгом бегают друг за другом, подлазят под кровати, стулья и столы, могут весело толкаться и валяться, и им не нужны слова, чтобы договориться, как играть.
Подвижные игры, вероятно, первые по-настоящему совместные игры в жизни наших малышей.

Итоги

И вот наконец-то второй день рождения! Вашему малышу - два! Он по-прежнему страстно интересуется незнакомыми предметами и с помощью разнообразных манипуляций исследует их. Теперь ему интересен не только сам предмет, но и его предназначение, он внимательно наблюдает, что с той или иной вещью делают взрослые, и подражает им. Впрочем, именно предназначение предметов зачастую так и остается невыясненным,
поскольку двухлетки, копируя внешнюю сторону действий, не догадываются поинтересоваться, для чего взрослые стучат молотком, размахивают веником или крутят руль машины. Результат действий им пока не важен. Наш умничка без труда определит, имеет ли он дело с большим предметом или маленьким, может разложить по порядку 3 -4 одинаковых предмета разных размеров, легко отличит круг от квадрата или треугольника, вполне возможно, что найдет среди окружающих предметов круглые, квадратные или треугольные.

В восприятии формы, величины и пространственных отношений зрение и осязание начинают взаимодействовать.
Продолжает увеличиваться острота зрения. Совершенствуется цветовое восприятие, малыш, возможно, уже называет некоторые цвета, а его глаз все лучше различает оттенки.

Развивается фонематический слух , то есть ребенок все лучше воспринимает отдельные звуки произносимых взрослыми слов. В целом, развитие пассивной и активной речи достаточно для того, чтобы эффективно воздействовать на поведение и дальнейшее интеллектуальное развитие малыша. В играх и в общении с вами двухлетка использует предложения из двух-трех слов, в его лексиконе - существительные, прилагательные, глаголы. В беседах по картинкам он отвечает на ваши вопросы. Знакомясь с окружающим миром, сам активно задает их, используя различные формы: что (кто) это? где? почему? куда? и так далее.

Намного координированнее стали движения рук и пальцев, что свидетельствует о дальнейшем развитии коры головного мозга. О произвольном внимании двухлетнего ребенка пока речи нет. То есть его довольно трудно надолго привлечь с помощью призывов: Смотри сюда, слушай меня! Но уж если что-то по-настоящему интересно малышу, он может заниматься этим довольно долго, до двадцати пяти минут! В такие минуты он практически ничего вокруг себя не замечает и может попросту не слышать ваших призывов или замечаний.

Это объясняется малым объемом внимания малыша, который может удерживать один, не более двух объектов, в то время как взрослый человек держит в поле внимания до шести.

Память в этом возрасте загружена главным образом освоением речи и окружающего пространства. Сейчас доминирует механическая память, хотя подключается и образная. Как и внимание, память носит непроизвольный характер, то есть ребенок не может по вашему или даже по своему желанию что-то взять и выучить.
Он помнит только то, что ему запомнилось само, привлекло внимание. Запоминается, однако, на зависть много, и мы активно пользуемся этим в своих занятиях с малышом, стараясь дать ему знания весело и нескучно.

И все же, несмотря на свои замечательные достижения, наш ребенок остается беззащитным, зависимым от нас малышом. Для дальнейшего полноценного развития он нуждается прежде всего в любви, поддержке и понимании.

Он полон желания действовать, но зачастую не знает, как, и только взрослые могут направить этот поток энергии в нужное русло. По-прежнему главная фигура в жизни ребенка - мама, но окружающий мир так влечет его, что мамино отсутствие в двухлетнем возрасте переживается менее болезненно, чем прежде.

Многие родители отдают двухлетних детей в садик или приглашают к ним няню.

См. так же:



Публикации по теме