Зимние заботы и праздники. Чем хороша зима? Традиции русского народа

Классный час «Зимние праздники в России: традиции и обычаи»

Тема

Зимние праздники в России: традиции и обычаи

Целевая аудитория

Цель

познакомить учащихся с традициями и обычаями праздников в России в зимний период.

Задачи урока

Образовательные :

Сформировать представление у учащихся о традициях и обычаях праздников в России в зимний период.

Развивающие :

сформировать навыки работы с информацией;

сформировать навыки коллективного поведения, чувства дружбы, ответственности за порученное дело.

Воспитательные :

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе;

создать атмосферу предстоящего праздника;

способствовать развитию преодоления застенчивости, приобрести уверенность в себе, умению неформального общения со сверстниками и взрослыми;

развитие творческих способностей и таланта учащихся.

Планируемые результаты

Научиться использовать полученные знания при подготовке к зимним празникам.

Овладеть профессиональными компетенциями:

Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями)

Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)

Социально - трудовой (способность вырабатывать навыка создания новогодних украшений).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube.

План классного часа

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Изучение нового материала.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Итоги классного часа. Рефлексия.

Методы обучения

Фронтальная работа, групповая работа.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по теме классного часа, использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные : сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

испытывать чувства сострадания и ответственности.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

(Слайд 2)

Зимний лес - как будто в сказке:
Красота снегов манит.
Всюду много белой краски;
Подо льдом - река бежит.

На заснеженной полянке -
Детский гомон, звонкий смех:
Мчатся с горки чьи-то санки,
Ведь зима - сезон потех!

На дворе у нас зима. Холод. Ночь длиннее светового дня. Но есть и много радостных моментов, связанных с этим временем года. Назовите те радостные моменты, которые у Вас связаны с зимой.

Возможные ответы учеников:

катание на лыжах, коньках, санках с горки;

постройка зимнего дворца;

лепить снеговика и снежную бабу;

играть снежками;

встреча нового года и новогодние подарки.

Всё это замечательно. Но самые яркие эмоции и воспоминания у каждого связаны со встречей нового года. И все Вы конечно же знаете главного персонажа на новогоднем празднике. В разных странах его называют по-разному.

(Слайд 3)

В Финляндии - Йоулупукки;

Во Франции - Пэр-Ноэль;

В Италии - Баббо Натале;

В Швеции - Йолотомтен или Юль Темтен;

В Дании - (два деда) Юлеманден и Юлениссен;

В Норвегии - Юлебукк;

В Голландии - Синтерклаас;

В Австрии - святой Сильвестр;

В США и Австралии - Санта Клаус;

В Словакии - Ежишек;

В Чехии, Польше - Микулаш;

На Кипре и в Греции - святой Василий;

В Калмыкии - Зул (ездит верхом на осле);

В Монголии - Увлин Увгун;

В Японии - Одзи-сан;

В Румынии - Мош Джарилэ;

В Китае - Шань Дань Лаожен;

В Карелии — Паккайнен;

В Алтайском крае — Соок-Таадак;

В Узбекистане - Корбобо и Коргыз (снегурочка), “снежный дедушка” въезжает верхом на осле в сопровождении снегурочки бегущей у стремян.

Я думаю, что Вы все узнали кто это!

(Слайд 4)

Наши окна кистью белой
Ночью он разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу
Не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем,
Да как крикнем:
- Здравствуй, ...! (Дедушка Мороз) Это Дед Мороз.

И даже в Камбодже - где нет ни мороза, ни снега, ни зимы, провожает старый год и встречает новый - Дед Жар.

(Слайд 5) Скоро на календаре 1 января. В этот день, как известно, начинается Новый год. Новый год - самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. Еще до прихода Нового года повсюду зажигаются огни на елках, улицы по новогоднему украшены. В каждом доме к его приходу готовятся дети и взрослые. В полночь 31 декабря, с последним ударом часов, наступает Новый год.

С древности у всех народов наступление Нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января.

В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая. А праздновали Новый год в начале осени - 1 сентября.

Только в 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято во всех европейских странах. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

(Слайд 6) Но не только встреча нового года приходится на зимнюю пору. Есть в России и другие зимние праздники, о которых мы сегодня с Вами поговорим.

Просмотр видеофрагментов из фильма «Зимние праздники: Рождество, Святки, Крещение (2007)»

Рождество, Святки, Крещение

Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки.

К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.

Святки — основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению . Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Такие традиции и обычаи соблюдали на Руси и стараются придерживаться в нынешнее время. Я думаю, что и в Ваших семьях есть традиции, которые связаны с праздниками в зимний период. Вы можете сейчас нам их перечислить?

Возможные ответы учеников:

установка и украшение ёлки;

создание новогодних украшений и нарядов в кругу семьи;

украшение домов к новому году (внутреннее и уличное);

встречи с друзьями и родственниками;

приготовление праздничного стола;

(Слайд 7) Ребята, давайте и в нашем классе заведём «зимние» традиции. Я предлагаю украсить наш класс так, чтобы ощущалось приближение нового года. И начнём мы с Вами с создания замечательных новогодних украшений.

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой -
Посёлок весь белый, слегка голубой.

А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают их нам на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают...
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

(Слайд 8) Давайте и мы сделаем снежинки и раскроем их «секрет» (Просмотр видеороликов). (Возможно дать задание сделать снежинки дома).

Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. Красотой зимы всегда восхищались поэты и художники.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром,

Посмотрите, как красиво описана в этой загадке зима.

Зима в воображении наших далеких предков представала как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, настоящая хозяйка, знающая толк в своем деле. И одежда у нее была соответствующей: теплый медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор - кика.

Зима повелевала снегами и сугробами, метелями и вьюгами, ветрами и суровыми морозами, она представлялась как суровая повелительница.

«Зима спросит, что летом припасено», - гласит старая русская пословица. И вправду, к зиме-«приберихе» надо было готовиться основательно, ведь «один день лета всю зиму кормит». Заготовленные летом фрукты, овощи, травы, ягоды и грибы зимой были не только настоящим лакомством, но и незаменимым лекарством в случае хворей.


Л.И. Бродская, "Морозное утро", 1957 год

Интересен в представлении русского народа и образ мороза. В народном фольклоре упоминается Морозко, Мороз-Трескун и Студеней, обладающий таинственной могущественной силой. Говорили даже: «Мороз и железо рвет, и птицу на лету бьет». Зато любимые зимние забавы - катания на санях - приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет на веселую прогулку!

Есть пословица: «В зимний холод - всякий молод». И на самом деле, каждый знает, как бодрит зимний дух, румянит щеки и придает блеск глазам мороз. Самые лютые морозы, согласно народным наблюдениям, приходили после 24 января, дня Федосия-весняка, и назывались «худосеями»: «Морозы-худосеи с нечистой силой пируют». Вот тогда-то хозяева беспокоились за домашнюю скотину, следили, чтобы ей было тепло и сытно.


А.П. Гурьева-Сажаева, "Ой, мороз, мороз", 2005 год

Русский человек всегда с уважением относился к снегу: «Спасибо, мороз, что снегу принес», «Сугробы снега на полях - урожай зерна в закромах», «Снег холодный, а от стужи укрывает». В старину знающие люди называли снег крестьянским богатством и радовались, если высокие снежные сугробы надежно укрывали посевы от стужи. Ведь «коли поле зимой гладко, то и в сусеке будет гладко».

А когда за окном, по выражению Сергея Есенина, «метели заводят веселые прялки» и свирепствуют морозы, сельчане исстари устраивали традиционные на Руси уютные посиделки. Долгими зимними вечерами в одном доме собирались и стар, и млад.

Деревенская молодежь любила приходить к какой-нибудь старушке. Девушки приносили с собой рукоделие: вышивали, ткали, шили, пряли, вязали. Полезное занятие сопровождалось песнями, присказками и прибаутками. Как говорится, «весело поется, весело и прядется». Представители старшего поколения рассказывали молодым о своей жизни, поучительные истории о таинственных силах природы и чудесах русских святых.

Так в теплой избе, у пыхтящего самовара, тихо и просто проходили задушевные беседы, молодежь перенимала опыт родителей, выслушивала советы. Без всяких телевизоров и Интернета перенимала молодежь основы житейской мудрости, усваивала семейные ценности.


Т.В. Родионова, "Страж тишины", 2005 год

Помимо всего прочего, зима на Руси была излюбленной порой свадеб. «От Крещения до Масленицы - время свадеб», - сказано в поговорке.

Наконец, именно на зиму приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение, Сретенье, Масленица. С каждым из этих праздников у русского народа связано множество обрядов и примет. Святочными вечерами от души веселилась молодежь, устраивая праздничные колядки и гадания.

Особенно тщательно и усердно готовились к великим православным праздникам. Старинные традиции, связанные, например, с приготовлением рождественской кутьи или с освящением воды в ночь Крещения, сохранились и по сей день. К праздникам всегда резали поросенка, нередко деревенские мужики отправлялись в лес на охоту. Добычу - кабана или лося - демонстративно несли на рогатинах, и в деревне воцарялось предпраздничное настроение. Так что зимой веселье в русских деревнях почти не прекращалось.


А.П. Гурьева-Сажаева, "Зимняя сказка", 2000 год.

Однако в постные дни шумные забавы и песни строго-настрого запрещались. Конец декабря считался временем борьбы света и тьмы. После 25 декабря, солнцеворота, считалось, что солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз, день начинает прибавляться на «курячий шаг». Старики говорили, что нечистая сила злится на это и в эти дни представляет немалую опасность как для людей, так и домашних животных.

В «страшные вечера» (с 13 по 19 января), когда нечисть хочет «солнце замести», люди старались вообще не покидать свои дома и не выходить на улицу без особой надобности. Распространен был обычай гнать черта и ведьму из деревни. Мужики разжигали костры, и вокруг них устраивали веселые гуляния, чтобы прогнать темные силы и укрепить свое здоровье.


К.А. Коровин, "Зимний пейзаж", 1927 год

Наполнены народной мудростью старые названия зимних месяцев: декабрь - «стужайло», «снежень», «хмурень», «ветрозвон», «лютовей», «ворота зимы», январь - «просинец», «студенец», «перезимье», «перелом зимы», февраль - «сечень», «снежень», «бокогрей», «лютень». По этим старинным названиям видно, насколько внимательно народ следил за малейшими изменениями природы и погоды. Чуть ли не каждый день в народном календаре что-то означал. По снегу, льду, ветру, инею, облакам, солнцу, звездам, поведению животных наши предки предсказывали, каким будет урожай, скоро ли придет весна, жаркое ли грядет лето.

Как говорится, «старинная пословица не мимо молвится». И сегодня нам всем не мешало бы научиться «жить умом и благословением отцов и дедов», так же, как они, любить природу и уметь радоваться каждому дню.

Волшебные дни новогодних праздников для общения и игр с малышами - лучшего времени не найти. Переплетение славянских языческих традиций и христианской мифологии превратили это время в одну добрую сказку, и детям будет не только интересно услышать ее, но и принять в ней активное участие – и как творцам, и как действующим лицам.

В давнюю-давнюю старину, у наших пра-пра-пра бабушек и прадедушек, древних славян, были свои традиции отмечать праздники. Мы их можем помнить из сказок, которые рассказывали нам наши бабушки, а также из сборников русских народных сказок, которые дошли до наших дней. Древние традиции несли в себе народную мудрость. Ведь славяне, наши предки, знали очень многое, жили в гармонии с природой, и дружили с разными зверями и птицами, даже знали их язык! Помните, как Ивану царевичу помогали и медведь, и щука, и сокол в небе, чтобы освободить Василису из Кощеева царства? «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»- так заканчивалась практически каждая народная сказка. Поэтому сейчас, прислушиваясь к нашим сказкам, мы можем многое узнать о нашем народе, о том, какими знаниями и умениями владели наши предки.

И вот наступило самое сказочное время - новогодье! Мы все ждем чуда. Надеемся, что духи этого времени исполнят наши самые заветные мечты.
А как же раньше отмечали зимние праздники наши предки? Ведь традиция отмечать новый год 1 января пошла только после указа Петра 1! А до этого новый год встречали в сентябре, а совсем в древности - в марте, в день весеннего солнцестояния .
И что, получается что наши прабабушки и прадедушки зимой не веселились, не наряжали елку, не накрывали стол, не созывали гостей?
Давайте вернемся в то далекое время и посмотрим, как же переживали суровую зиму наши предки?

Оказывается, встречать зимние праздники в древности начинали уже 24 декабря – именно в этот день стартовали Коляды , а за ними Большие Велесовы Святки . В это время, по поверью, открывались врата между реальным миром и миром духов – миром Яви и миром Нави. И важно было найти общий язык со сверхъестественным – у сил добра попросить процветания и защиты, а силы зла - как следует задобрить подарками.
У славян сказочным деревом всегда считался дуб . И именно на дуб вешали подарки для добрых и злых духов. Помните, у А. С. Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». Дуб – это могучее дерево, символ огромной жизненной силы, долголетия, священное дерево бога Перуна. Дуб давал людям энергию и защиту. Первый хлеб пекли из дубовых желудей, растирая их в муку.

Петр 1 внес свои изменения и в традиции празднования Нового года. Он повелел по западному образцу украшать дома и ворота еловыми и сосновыми лапами. Традиция прижилась быстро, т.к. именно ёлки и сосны зимой оставались зелеными, радовали глаз, и наряжать их понравилось всем детям и взрослым.
В старину ёлку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами, красными рябиновыми гроздьями и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой потом пришла красная, пятиконечная.
Ёлочку наряжать - одно удовольствие, а уж если елочные игрушки сделаны своими руками, да совместно с детишками, тем более!
Давайте попробуем вместе с малышами заняться украшением праздничного дерева, ведь дети не должны оставаться в стороне в ожидании, а быть самыми активными участниками в подготовке праздника!

Можно начать с самого простого и доступного для малышей: бумажные «фонарики», снежинки, цепи, гирлянды или игрушки из ваты.
1. «Фонарик» . Инструкция: лист цветной бумаги размером 120х180 см сложить пополам, поперек сгиба разлиновать бумагу, отступая от края листа 1,5-2 см и сделать надрезы. Из листа плотной бумаги другого цвета размером 100х180 см склеить цилиндр. Края подготовленного листа бумаги с надрезами смазать клеем и обернуть вокруг цилиндра.
К верхнему краю приклеить петельку из сложенной пополам полоски бумаги.
2. «Цепь» . Нарезаем серпантин или просто полоски из достаточно плотной цветной бумаги одинакового размера. Склеиваем колечком, продевая концы сквозь предыдущее «звено». Более сложный вариант – складываем пополам квадратики бумаги одинакового размера и рисуем петлю («горлышком» к сгибу) , вырезаем и сцепляем петли между собой, захватывая раскрытыми «створками» предыдущее звено .
3. Игрушки из ваты . Как сделать игрушечные фрукты: скатываем вату в плотные ровные шарики такого размера, каким должен получиться фрукт. Конец отрезка проволоки оборачиваем кусочком черной ткани и продеваем сквозь ватный шарик, оставшийся снаружи конец оборачиваем зеленой тканью или бумагой, оставляя на конце загнутый крючок (на него мы будем подвешивать игрушку). Раскрашиваем фрукт акриловыми красками, раскладываем на ткани для просушки. После к «плодоножке» прикрепляем листочки, вырезанные из картона или зеленой ткани. Если это «вишни», скручиваем плоды попарно, если рябина – делаем грозди.

Здесь вас ждет мастер-класс по изготовлению ватных елочных игрушек:
Ёлочные игрушки своими руками:
Мастер-класс поделок елочных игрушек:
Новогодние распечатки. Ажурные шарики:

31 декабря , последний день уходящего года, отмечался славянами как. В этот день хорошо бы навестить своих родных. Щедрец славен щедро накрытым праздничным столом. Перед пиром было принято повеселить народ песенками – «щедровками» . Состав ряженых был такой же, как и на Коляде.

Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!» :

Главным символом процветания и щедрости на праздничном столе славян был запеченный румяный поросенок , поскольку «свинина» означает «плодородие», от санкритского – «рождать». Вот и повод для праздничного занятия - малышам наверняка будет увлекательно приготовить вместе со взрослыми печенье в виде веселых хрюшек .
Можно взять готовое слоеное тесто или сделать по рецепту:
С помощью круглой формы вырезать «мордочки» свинок, с помощью овальной формы поменьше вырезать пятачки и нарезать маленькие треугольники – это будут ушки. Чуть-чуть смачивая заготовки водой, приклеиваем к мордочкам пятачки и зубочисткой прокалываем «ноздри». Каждое «ушко» сгибаем под прямым углом и ставим, немного отступив от края и вдавливая их ножом. Из сахарного горошка, изюминок или кусочков ореха делаем «глазки». Выкладываем на смазанный и посыпанный мукой противень и выпекаем в духовке до зарумянивания.

1 января отмечается День Морока (Мороза) , который в древние времена ходил по деревням и насылал крепчайшие морозы. Со временем, дедушка стал добрым и щедрым, заботиться о детишках, раздаривая подарки. Встретиться с ним в этот день ваши дети должны обязательно! Будут ли это приглашенные профессиональные артисты или же Дедом Морозом нарядится папа, не важно. Главное, подготовиться к встрече с дедушкой: чтобы он не отморозил нос и щеки, задобрить его подходящим к случаю стихотворением.

ДЕД МОРОЗ
З. Александрова

Шел по лесу дед Мороз Мимо кленов и берез, Мимо просек, мимо пней, Шел по лесу восемь дней. Он по бору проходил - Ёлки в бусы нарядил. В эту ночь под Новый Год Он ребятам их снесет. На полянках тишина, Светит желтая луна.. Все деревья в серебре, Зайцы пляшут на горе, На пруду сверкает лед, Наступает Новый Год!

Отличная подборка детских стихотворений про Новый год ждет вас здесь:
А здесь вас ждет увлекательная история Деда Мороза:

С 1 по 6 января славянами отмечались Велесовы Дни или Ворожные Вечера . Это была вторая часть 12-дневных колядок , и она была посвящена домашним животным – потому и связана с именем Велеса, покровителя скота и пастухов. По традиции в это время ряженые отправлялись ходить по домам и колядовать. Колядовать любят и дети, и взрослые. Очень хорошо, если соберется для этого дружная компания. Традиционно колядующие рядились в костюмы зверей – медведя, быка, козы, в вывернутые мехом наружу тулупы и маски – чтобы нечистая сила их не узнала.
Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег.

Ребятишки получают в награду копейки и пряники – “козульки” – фигурки коней, коровок, оленей, овечек, птиц.
Рецепт козуль вы можете подсмотреть на нашем сайте :
Все принимают участие в этих обрядах. Дети раскидывают зерна по полу, зерна летят в хозяев избы, которые добродушно отряхивают их и благодарят ребят за добрые пожелания.
Нарядитесь, запаситесь торбами, выучите тексты колядок и отправляйтесь по соседям – встретят вас приветливо, ведь с вами в дом пришли добрые духи предков.
Для поддержания традиции и праздничного настроения, можно вместе с детишками основательно подготовиться и изготовить маски.

  1. Маска козы. Приложенную схему-выкройку следует увеличить. Разрезаем и склеиваем по указанным контурам. Рожки сгибаем пополам по линиям, отмеченным точками и складываем гармошкой, делая один конец складки шире, а к сгибу сводя на нет. Слегка раскрываем широкий конец и вставляем в треугольные прорези на лбу. После сгибаем уши. Бороду делаем из двух одинаковых частей, закрепив из под подбородком после того, как маска будет готова. Проклеить место крепления маски по бокам плотной бумагой или тканью. Проделать отверстия и закрепить резинку. Для костюма козы подойдет широкий цветастый сарафан на кокетке с фартуком, который можно надеть прямо поверх пальто.
  2. Маска медведя . Выкройку вырезать, сделать прорези для глаз и раскрасить. Проклеить место крепления маски по бокам плотной бумагой или тканью. Проделать отверстия и закрепить резинку. Для костюма медведя хорошо подходят детские комбинезоны, пончо и объемные свитера. Достаточно пришить на живот овал из светло-коричневой ткани – получится медвежье брюшко. На варежки или перчатки можно пришить треугольные лоскутки черной или коричневой ткани – будут медвежьи «когти».

А так же можно с детками выучить слова колядок:

Пане-государе, вы спите иль чуете?
Иль дома ночуете?
Велите колядовать,
Коляду запевать?

***
- Коляда, Коляда!
Дома ли хозяева?

Коляда, Коляда!
Пекли ли лепешки?

Коляда, Коляда!
Варены ли свиные ножки?

Коляда, Коляда!
Готов ли потчевать?

Безусловно, главным праздником зимушки – зимы является Рождество , которое отмечается с 6 на 7 января , по православному календарю. Любопытно, что как раз 6 января, в Турицы Зимние заканчиваются Велесовы Дни, закрываются врата Нави, нечистая сила отправляется домой, и на земле воцаряется порядок.


В обрядовой стороне рождественских мистерий важное место занимает так называемый вертеп , который историографы считают ни много ни мало – предтечей театра .
Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.

Традиционно вертеп представлял собой двухуровневый ящик, иногда выглядящий как макет дома или церкви с крестом на крыше, с отсутствующей передней стенкой – на втором его этаже разыгрывались библейские сюжеты, а на первом – мирские сценки и житейские анекдоты. Вертепы переносились из дома в дом, с площади на площадь, и там, перед честным народом, разыгрывались представления.
В настоящее время более всего известны статичные вертепы.
В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобнопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца.


Было бы замечательным в рождественские праздники окунуться в волшебный и сказочный мир - создать маленький кукольный театр, рождественский вертеп .
За основу берем коробку, оставляем только три стенки и дно, драпируем тканью. Дно выстилаем соломой, елочными веточками или желтой пряжей. Из любой коробочки мастерим колыбельку, кладем туда подстилку из кусочка ваты и укладываем сверточек из ткани. Рядом с колыбелькой располагаем две фигурки – Марию и Иосифа, которые можно вылепить из пластилина или соленого теста.

Примечательно, что на Рождество, как и на Новый год, принято дарить подарки. Раньше считалось, что Рождественский подарок должен быть сделан своими руками, но сейчас это может быть и купленный подарок. Очень символично в этот праздник дарить друг другу фигуры ангелов, сделанных самостоятельно либо купленных. Подаренного ангела нужно подвешивать в комнате и он обязательно подарит в новом году счастье, удачу и успех своему обладателю.
Ангелочка сделать самим совсем не сложно:
Новогодний ангел:

Ангел из бумажного стаканчика:

Ангел из ракушек:

Наступает вечер, в доме зажигаются свечи, и наступает пора для доброй рождественской истории. Где бы вы ни встречали этот светлый праздник, куда бы вас ни забросила судьба, главное одно: Рождество – это день, который символизирует исток, начало, праздник, несущий свет и покой, день, когда нужно задуматься о своем месте в жизни и дать себе обещание стать выше и лучше. Рождество – это праздник света и цвета, праздник всепобеждающей любви ко всем людям.

Вам в помощь:
Рецепты рождественского печенья:
Святки, святочные рассказы:

Пряничные домики:

Рождественские венки:

Счастливого вам праздника и волшебства!

Еще статьи

Дать представление о праздниках, которые отмечают в зимние месяцы;

Познакомить с историей праздников, их особенностями, обычаями и обрядами, связанными с зимними праздниками;

Расширить представление учащихся о культурном наследии;

. работать над развитием речи;

Продолжить воспитание чувства любви к родному краю;

Развивать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

Уметь различать государственные и церковные праздники;

Знать особенности зимних праздников;

Формировать интерес к самостоятельному поиску материала.

Оборудование: кластеры, запись колядок, репродукции картин, зашифрованный квадрат, видеозапись мультфильмов, маленькая новогодняя елка, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию темы

Учитель читает стихотворение И. Сурикова "Зима".

О каком времени года идет речь в стихотворении? (О зиме)

По каким признакам вы определили, что это зима? (Снег, короткие дни, солнце мало греет)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

Как вы могли бы описать зиму? (холодная, снежная, красивая, волшебная, нарядная, праздничная)

Зима дарит нам не только чудо преображения природы. Зима - еще и веселое время года, потому что дарит нам много праздников. Вот о зимних праздниках мы сегодня и поговорим.

III. Объяснение новой темы

Итак, зима. Дни стали короче, и солнце уже совсем не пригревает, а светит тускло и уныло. Но мы как-будто не замечаем этого, потому что декабрь связан с самым торжественным и значимым праздником православных. Это Рождество.

Что вы знаете об этом празднике?

Какой это праздник - церковный или гражданский? Почему вы так считаете?

Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

Давайте разберемся с датами. В Европе Рождество празднуют 25 декабря. А в России - 7 января. Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

Что же такое Рождество? И чье рождение мы празднуем так празднично?

Считается, что в этот день в далеком городе Вифлееме родился Иисус Христос.

Показ отрывка из мультфильма "Рождество Христово"

Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.

Начиналось все накануне. День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает вся нечисть - черти и ведьмы, вампиры и русалки. Они празднуют последнюю ночь на земле, потому что с рассветом все должны будут исчезнуть.

Показ отрывка из мультфильма "Ночь перед Рождеством"

Раз ночь такая волшебная, и черти пляшут, и ведьмы летают, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

Знаете ли вы, что такое колядки?

Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в черта, кто в козла, кто в ведьму. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

Словарная работа :

Колядки - задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

1) Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

2) Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!

Звучит запись песен-колядок.

Оформление кластера: Сочельник (день перед Рождеством, угощение, подарки, колядки)

После Сочельника наступал великий церковный праздник - Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать - считалось, что это привлечет неудачу.

С Рождеством связаны и другие традиции.

Работа по картине

Посмотрите на картину:

Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке)

Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка - не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.

Зимой мы празднуем еще один праздник, который по праву читается самым веселым и самым любимым.

Посмотрите на таблицу:

Сможете ли вы догадаться, что в ней зашифровано?

Зашифрована фраза "С Новым Годом!"

Любите ли вы Новый Год?

Как вы отмечаете этот праздник?

Какие традиции, связанные с самой волшебной ночью в году, вы знаете?

Новый год празднуют 31 декабря, потому что, согласно нашему календарю, с 1 января начинается отсчет уже другого года. Но так было не всегда. Давным-давно на Руси начало нового года отмечали 1 сентября. А еще раньше, в Древнем Риме начало года отмечали 1 марта. А декабрь был всего лишь десятым месяцем. Отсюда и его название: "decem" в переводе в латинского означает "десять".

Все переменилось в 1700 году. Император российский Петр I издал указ, что начало нового тысячелетия будут отмечать именно с 1 января. В Указе же было отмечено, как следует праздновать этот день.

Указ:

"1 января украсить улицы ветками еловыми и сосновыми. Учинить стрельбу из пушек, пускать ракеты и палить из мушкетов, зажигать огни и в веселии поздравлять друг друга с началом нового века".

В начале ХХ века в России запрещали праздновать Рождество. И постепенно этот церковный праздник сменил праздник гражданский - Новый год. Тоже украшали елку, только звездочка на елке стала красной - как та, что горит на главной башне Кремля в Москве. Также стало принято дарить подарки, готовить угощение.

И появился очень веселый персонаж, без которого Новый год сейчас трудно и представить. Вы уже догадались, о ком идет речь?

(Это Дед Мороз)

Есть у него и славная помощница. Кто это?

(Снегурочка)

Чем же заняты Дед Мороз и Снегурочка на Новый год? (дарят подарки, зажигают елочку, веселят детей)

Показ отрывка из мультфильма "Маша и медведь: Раз, два, три, елочка-гори!"

Давайте вместе споем песенку про Деда Мороза.

Поют песню "Дед Мороз, что ты нам принес".

IV. Закрепление темы

У нас тоже есть ёлочка. Я украсила ее хлопушками. Но каждая хлопушка особенная: в них спрятаны вопросы, на которые вы должны ответить.

Учащиеся по очереди снимают шары и отвечают на вопросы.

Вопросы:

Что такое колядка?

Назовите самый главный церковный и гражданский зимний праздник.

Когда отмечают Сочельник?

Откуда пришла традиция наряжать ёлку?

Расскажите стихотворение про Новый год.

V. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

О каких зимних праздниках вы хотели бы узнать больше?

Что было непонятно?

VI. Домашнее задание

Выучите стихотворение на выбор (про Рождество, колядку или про Новый год)

Елена Прохорова
Конспект открытого занятия «Зимние забавы и праздники»

Занятие : «Зимние забавы и праздники » .

Цели : - учить детей отвечать на вопросы

Развивать навык словообразования

Прививать любовь к поэтическому слову

Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях ;

Активизировать словарь по данной теме;

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;

Формировать интерес к традициям и обычаям русского народа;

Воспитывать через знакомство с праздниками такие духовно-нравственные качества, как доброта, любовь к ближнему, милосердие, терпимость, трудолюбие;

Развивать речевую и познавательную активность;

Расширять кругозор детей.

Словарь : Снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной, Рождество, Святки, Крещение, Иордан.

Оборудование : Сундучок с деталями домика, елочка, снежинка, мячик, тарелочки с мукой, картинки с изображением народных гуляний.

Предварительная работа : Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, чтение рассказа Топелиуса «Три ржаных колоска» , наблюдение за погодой на прогулках.

Ход занятия

I Организационный момент

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

И зима настала

Пришла к нам долгожданная зима, она прислала нам свой подарок - сундучок

Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, мы с вами должны на них ответить.

II Закрепить признаки зимы

–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.

Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.

Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)

Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает ложится. (Воспитатель заглядывает в сундучок)

Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб.

А здесь еще что-то лежит.

Это домик и он рассыпался. Зимушка хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все задания, а сундучок отдаст нам детали домика, а вы его сложите.

III Игра «Закончи фразу»

(Достается конверт с заданием)

Ребята помогите закончить фразу

Скрипит….(снег) морозный…. (день) замерзла…. (река) снежная…. (зима) ударили (морозы) ледяной …. (ветер)

Хрустит….(снег) скользкая…. (дорога) дует …. (ветер) холодное….(утро) метет …. (метель)

А вот и первая деталь домика (дети прикрепляют сруб дома на мольберте.)

IV Игра «Доскажи словечко» (Из сундучка достается свиток)

Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег

С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки

На поселки, на лужок все снижается…снежок

Вот веселье для ребят все сильнее…снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в ….снежки

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик

Рядом снежная фигурка это девочка…. снегурка

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…. снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…. снег

Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)

Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и новая деталь для домика (дети крепят ее на мольберте)

V Физминутка

Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши

Ловим снег - холопок в ладоши.

Руки в стороны по швам.

Хватит снега нам и вам.

VI Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»

Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка - малютка.

Легкая, узорная звездочка - малютка

Ты лети мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

Что же это за звездочка? (это снежинка)

Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)

Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.

А сундучок приготовил нам еще одну деталь домика (ребенок прикрепляет ее к мольберту)

VII Игра «Скажи правильно» (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

Посмотрите это снежинка, она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Ребята, посмотрите на снежинку и закончить предложение.

(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…. под елку.

Снежинка лежит…. на ветке.

Снежинка опустилась ….за елкой.

Снежинка лежит…. около елки.

Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Сундучок отдал нам крышу.

(Ребенок крепит ее к домику)

VIII Образование слов с уменьшительным суффиксом.

Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

(Дети изображают, как они замерзли)

А теперь, давайте погреемся. (Дети ловят мяч, дают ответ воспитателю)

Снег….снежок ветер…. ветерок

Звезда…. звездочка солнце…. солнышко

Облако….облачко снежинка…снежиночка

Зима….зимушка елка….елочка

Как хорошо мы погрелись и слова новые придумали.

Ребята, а чего- то нет у нашего домика? (Трубы)

(Дети достраивают дом до конца)

IX Образование прилагательных от существительных

Дом вы сложили из снежных деталей.

Какой это дом? (Снежный)

А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом? (Ледяной)

Ребята, а кто в таком домике может жить?

А нам этот дом подойдет (Нет.)

Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)

Кого же нам пригласить жить в этом домике (Деда Мороза и Снегурочку)

Но они не найдут к нему дорогу, надо им помочь.

XI Рисование снежинки пальчиком

Дорогу мы с вами сделаем сами.

Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.

(Дети рисуют пальчиком снежинку по кукурузной крупе)

(Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту, дети рассматривают рисунки.)

Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.

Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии . А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к нам по снежной дорожке с подарками к Новому году.

Ребята, а вы согласны, что зима – это волшебное время года? Зимой много праздников , зимой можно веселиться, играть.

Посмотрите на картинки. Как на Руси в старину гуляли люди? (ответы)

Катались на санях

Катались с горки

Катались на коньках

Играли в снежки

А сейчас как можно провести зимний день ? (ответы)

Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем зимой .

Новый год. Перед новым годом в каждом доме, в каждом городе и в каждой семье наряжают зеленую ель красивыми шарами, игрушками, мишурой и гирляндами. В новый год можно всей семьей сходить на веселый праздник , говорят так - сходить на елку. Там можно послушать музыку, потанцевать, поесть вкусностей, и, если повезет, встретить настоящего Деда Мороза и Снегурочку.

Дед Мороз приезжает из далекого края. Он везет с собой огромные мешки подарков для детей, которые он заготавливает целый год. 31 декабря ровно в 12 часов ночи пробьют куранты - это большие часы, которые показывают по телевизору на каждый Новый год. Звон этих часов говорит о наступлении Нового Года. В это время надо загадать желание - оно обязательно сбудется!

На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, одевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!

Рождество. Давным-давно это было. У нас на Русской земле стояла суровая зима, трещали морозы, все было покрыто белым пушистым снегом. А в далекой южной стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов , в городе Вифлиеме родился младенец – Иисус Христос. Родился он не в царских палатах, не в теплом богатом доме, а в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли домашних животных. По-другому эта пещера называется вертепом.

Вот здесь-то у Девы Марии родился сын.

Вся природа радовалась рождению чудесного младенца, даже животные в пещере старались согреть его своим дыханием.

А в небе зажглась необычайно красивая, большая звезда. Именно она возвестила всему миру о рождении Спасителя. С неба спустились Ангелы и сообщили радостную весть пастухам, которые находились неподалеку. И пастухи немедленно отправились поклониться Божественному Младенцу.

Предлагаю вам посмотреть мульфильм об этом.

Рождество мы празднуем до праздника Крещения . Это время называют Святки. От какого слова образовано слово «святки» ? Правильно. По-другому можно сказать, что это святые дни. На святки люди веселятся, ходят друг другу в гости, а еще стараются сделать как можно больше добрых и хороших дней.

Подумайте и скажите, какие добрые дела сделали или можете сделать вы?

Подготовка к святкам шла заранее. Подыскивали избу, убирали ее, украшали, мастерили маски и костюмы ряженых. А самым веселым были колядки. Молодые люди и дети наряжались, обходили дома, славили хозяев, а за это просили пирогов да сладостей всяких. После того, как хозяева выносили угощение, колядовщики благодарили их и уходили к следующему двору (дому) . Когда все дома были пройдены, дети собирались в одном доме и угощались всем тем, что наколядовали. А потом пели песни, частушки.

Предлагаю вам послушать, как пели колядки.

Так Святки продолжались до Крещения. Вечерок Крещенский – вечерок особый! Крещение – последний день зимних Святок .

Ребята, а вы знаете, что это за праздник , Крещение? (ответы)

Давным-давно, на реке Иордан принял крещение Иисус Христос. По преданию, когда Он вышел из воды, с небес к нему прилетела голубка, т. е. ангел в образе птицы спустился, чтобы стать Его хранителем. С тех пор на всей планете, где живут Православные Христиане, верующие празднуют день крещения . В этот день в церквях святят воду, а еще люди собираются в шествия под названием «Крестный ход» .

Посмотрите, как на Руси праздновали этот день .

Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии ?

Какие зимние праздники мы вспомнили ?

Что это за время – Святки?

Что такое колядки?

Почему мы особенно любим эти праздники ?

Какие дела люди стараются делать в эти волшебные праздники ?

Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии ?

На этом мы заканчиваем нашу беседу о зимних праздниках . Я дарю вам эти праздничные наклейки в память о новом годе и рождестве.



Публикации по теме