Ролевое поведение в общественных местах. В других общественных местах

Все мы ежедневно выходим на улицу и посещаем общественные места. Для малышей такие прогулки могут грозить серьезной опасностью. Чтобы не попасть в беду и не доставить неудобств окружающим людям, следует соблюдать правила поведения на улице. Это касается и взрослых, и подростков, и учеников младших классов.

Понятие общественного места

К общественным местам относятся места общего пользования. Это транспорт, магазины, столовые, музеи, библиотеки, а также сама улица. Когда вы выходите из дома, вы попадаете в общественное место. Помимо вас, здесь множество людей, которые гуляют, спешат на работу и идут по своим делам. Правила поведения на улице позволяют каждому человеку быть вежливым и не мешать окружающим.

Взрослые должны объяснять детям, что можно, а что нельзя делать в общественных местах. Наряду с правилами этикета, существуют также нормы безопасного поведения, знание которых помогает ребятам избежать сложных, а подчас и трагичных ситуаций. Дорога является местом повышенной опасности, поэтому дети должны знать, когда и где ее можно переходить. Программа школьного обучения включает предмет ОБЖ, на котором ученики изучают правила поведения на улице.

Как вести себя на улице

Перед тем как выйти из дома, следует внимательно осмотреть себя в зеркале. Обувь и одежда должны быть чистыми, прическа аккуратной.

Встретив на улице знакомого человека, нужно поздороваться первым. Однако не следует кричать приветствие и размахивать руками, если между вами большое расстояние.

Стоит помнить, что в нашей стране правостороннее движение. Это касается не только транспорта, но и пешеходов. Правила поведения в общественных местах подразумевают, что идя по тротуару нужно придерживаться правой стороны, чтобы не мешать остальным пешеходам.

Пытаясь обогнать кого-нибудь, нельзя толкаться локтями. Следует извиниться и попросить идущего впереди человека уступить вам дорогу. Если об этом просят вас, отойдите в сторону и пропустите пешехода.

Старшим нужно уступать дорогу, а также придерживать двери, пропуская их вперед, при входе или выходе из зданий.

Если рядом упал человек, нужно помочь ему встать на ноги и поднять сумки.

Показывать на кого-либо или что-либо пальцем считается неприличным.

Фантики, бутылки и другой мусор нужно выкидывать в специальные урны.

Правила этикета

Правила поведения в общественных местах учат вежливости. Не следует кричать, а тем более ругаться. Разговаривать нужно так, чтобы слышал только собеседник.

Мужчинам следует внимательно относиться к женщинам и девушкам. Они должны помогать своим спутницам, нести тяжелые сумки, поддерживать на трудных участках дороги.

По правилам этикета мужчина идет по левую сторону от женщины, поддерживая ее правой рукой. В случае какой-либо угрозы, он прикрывает собой спутницу.

Если отец и мать гуляют с ребенком, он идет между ними.

Младшие должны уступать дорогу старшим, мужчины – женщинам. Если на пути встретились люди одинакового возраста и пола, пропустит вперед более вежливый.

Кашляя или чихая в общественном месте, необходимо прикрывать рот и нос платком или ладонью.

Правила дорожного движения

Правила безопасного поведения на улице учат, как вести себя на дорогах. Их нужно начинать учить с раннего возраста. Для этого в помощь родителям издаются детские книги с правилами дорожного движения.

Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть по сторонам и убедиться, что рядом нет движущегося транспорта.

Начинать движение можно только на зеленый сигнал светофора.

В оживленных местах лучше пользоваться подземными переходами. Если их нет, то следует искать пешеходный переход.

Перебегать дорогу в неположенном месте даже при отсутствии движущихся машин строго запрещено.

Если рядом с дорогой нет тротуара, двигаться нужно по обочине навстречу потоку транспорта. На одежде должны находиться светоотражающие элементы, чтобы водители могли вас заметить в вечернее время.

Поведение в общественном транспорте

К общественному транспорту относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутные такси и метро. Правила поведения детей на улице разъясняют, как обходить стоящий на остановке транспорт. Автомобиль, автобус и троллейбус огибать следует только сзади, а трамвай – спереди. При этом нужно обязательно посмотреть по сторонам дороги.

Заходя в транспорт, надо пропустить вперед старших и женщин. Выходить первым должен мужчина, чтобы подать руку и помочь спуститься своей спутнице.

Женщинам и пожилым людям следует уступать места.

Войдя в общественный транспорт, надо оплатить проезд и занять свободное место.

Во время движения обязательно держитесь за поручни, чтобы при торможении не толкнуть рядом стоящего пассажира.

Разговаривать со спутником нужно тихо. Кричать и бегать по автобусу нельзя. Толкать пассажиров локтями, протискиваясь к выходу, считается дурным тоном. Лучше попросить пропустить вас.

Правила поведения в метро

Метро – это подземный общественный транспорт, который представляет собой повышенную опасность.

Основные правила поведения в метро можно встретить на информационных щитах в вестибюле метрополитена, а также в вагонах поезда.

Стоя на эскалаторе, нужно держаться за поручни. Сидеть и бегать на нем запрещено. Заходя на эскалатор, следует держать за руку детей.

В вагоне поезда надо уступать места людям пожилого возраста и беременным женщинам. Толкать пассажиров локтями не следует.

Лучше заранее готовиться к выходу из вагона, чтобы потом не пробиваться через толпу. Если же вы не успели вовремя выйти, нужно проехать до следующей станции, выйти, а потом вернуться назад.

Запрет курения

Правила поведения на улице и в общественных местах запрещают курение и распитие спиртных напитков. С недавнего времени в нашей стране действует закон, благодаря которому из всех кафе и ресторанов убрали курящие залы. Стоить об этом помнить, направляясь с друзьями перекусить или провести время в баре.

Курить и распивать спиртные напитки в городских скверах и парках также запрещено. Нарушившим закон гражданам грозит денежный штраф.

Нельзя курить возле метро, на лестничных площадках подъездов, в общественных учреждениях, вблизи школ и детских садов, в аэропортах, а также на вокзалах и в поездах.

Правила поведения учащихся на улице

Школьники, также как и взрослые, должны соблюдать нормы поведения и быть вежливыми. За этим нужно следить родителям и учителям. Лучше всего подобным вещам дети учатся на примере. Они с ранних лет наблюдают поведение окружающих и стараются повторять его.

Конечно, утихомирить звонкую толпу школьников, спешащих после уроков домой, сложно. Однако объяснить им, что шуметь на улице не надо, – задача взрослых.

Наши мамы и папы являются отличным примером. Наблюдая за ними, дети учатся этикету, начинают с почтением относиться к старшим по возрасту людям, здороваются, уступают место. Из таких благородных поступков и складываются нормы поведения.

Вежливость и воспитанность – основные признаки человека, который знает и соблюдает правила поведения на улице и в местах общего пользования. С такими людьми приятно общаться, и они пользуются уважением в обществе.

Класс – 5

Урок – 45 мин.

Тема урока: Правила поведения в общественных местах.

Цель: Формирование навыков у учащихся культурного поведения в повседневной жизни.

Задачи:

    Познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах.

    Развивать умение правильно оценивать себя и других в различных ситуациях.

    Воспитывать уважение к окружающим людям.

    Корригировать внимание, развивать речь, коммуникативные навыки у учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Наглядный материал: карточки-задания

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока:

    Организационный момент .

Настрой учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

    Психологический настрой на урок

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

    Мотивационное начало.

Задание - р абота в группах.

Здравствуйте ребята и гости! Ребята у вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.

Слон муравью уступает дорогу;

- Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу.

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы орёл, устали, сядьте на скалу.

И тебе желаю долго жить , как я,-

Пусть тебе поможет вежливость твоя .

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перечислите их. Как можно назвать эти слова? Ответы учащихся…вежливые слова, культура общения. Для того, чтобы узнать нашу тему урока, выполните задание.

Коррекционное упражнение.

Учитель:

Слайд 1 . Коррекционное упражнение «Узнай тему урока» - раздать упражнение.

Задание.

ЗКУЛЬЗТУЗРАЗЗПОВЕЗДЕЗНИЯЗВЗОБЗЩЕСЗТВЗЕНЗНЫХЗМЕСЗЗТАХЗ

Слайд…2 - тема урока

Учитель задает вопросы учащимся.

Ребята, как вы думаете:

    Для чего нужны правила поведения в общественных местах?

    Что они дают людям?

Вот на эти вопросы мы сегодня с вами на уроке попытаемся ответить. Будем учиться быть культурными.

Что значит быть культурными? Это значит соблюдать правила культурного поведения. Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить, чтобы родителям, учителям, воспитателям за вас не было стыдно.

    Выход на новую тему.

Слайд 3. - Что мы называем общественным местом? (Общественное место - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).

Какие общественные места вы знаете? (Кафе, улица, транспорт, школа, театр, кинотеатр).

В общественных местах бывает немало людей разного возраста.
Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Все мы бываем
на улице среди прохожих, в магазине – вы покупатели, в транспорте – вы пассажиры, в гостях – гости, и конечно школе, вы являетесь КЕМ? – конечно учениками.

Мы остаемся довольны, если везде у нас все сложится хорошо, ни кто нас не обидел словом или делом у нас сохраняется хорошее настроение, а все, потому что вы вели себя вежливо к другим людям и они к вам относились приветливо, сказанное слово оставляет в душе след на целый день.

Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения, правила вежливости. А вот какие эти правила, мы сегодня постараемся с вами выяснить.

Ребята, давайте еще раз вспомним, какие места называют общественными? Ответы учащихся….

Слайд 3.

Общественное место – это место, где собирается много людей, различающихся по возрасту, положению, взглядам.

/улица, транспорт, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, библиотеки, столовые, кафе, рестораны, магазины/

    Объяснение новой темы.

Слайд 4.

Учитель:

Посмотрите на слайд, на нем вы видите сектора, которые относятся к общественным местам. Как вы видите, это не все общественные места, но вот с этими секторами мы с вами сегодня будем работать, и мы с вами постараемся изучить, а может, и сами составим правила поведения в этих общественных местах.

Все правила сводятся к одному, главному принципу:

«Уважай окружающих людей, не мешай им, не обижай их, оказывай помощь нуждающимся в ней».

Существуют общие правила поведения: нельзя кричать и громко разговаривать, сорить, есть на ходу.

Учитель:

Выходя утром из дома, днем выходя из школы, мы попадаем в какое общественное место?

Правильно, на улицу. Какие правила поведения на улице нужно соблюдать?

    Не сорите, не кричите на улице.

Учитель:

Может, вы хотите дополнить свои правила поведения на улице?

Хорошо молодцы. По улице вы прошли, соблюдая правила и дошли до остановки.

Ребята, послушайте стихотворение.

Не балуйся на остановке

в ожидании транспорта

На остановке мальчики

Автобус поджидали.

Прыгали, как мячики,

Весело скакали.

Весело скакали:

Прыг да скок кругом.

И старенького дедушку

Толкнули в бок локтем

Ждёшь на остановке

Стой и не крутись!

А задел кого-то -

Сразу извинись!

- А какие правила поведения в транспорте вам известны?

Когда в транспорте мы уступаем место, обязательно говорим «пожалуйста», а человек, которому уступили, говорит «спасибо».

Слайд 5, 6.

2. Не сорить.

Слайд 7.

4. Не отвлекать водителя.

И так ребята, повторим. В общественном транспорте вы:

1) спокойные;

2) доброжелательные;

3) вежливые;

4) ненавязчивые;

Школа является общественным местом? Ответы учащихся…

Какие правила поведения школьника вы знаете?

    Беречь школьное имущество.

Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в школе.

Слайд 8. Памятка учащимся – учащиеся отгадывают слова.

Учитель:

Переходим к следующему сектору:

- В каком общественном месте вы бываете чаще всего? Я предполагаю, что в магазине.

Каждый из нас почти каждый день бывает в магазинах, больших и малых, продуктовых и супермаркетах. И каждый день (ну, или почти каждый день) мы видим, как люди, попав в магазин, ведут себя недостойно. Иногда мы и сами совершаем подобные ошибки, ведь так? Но существуют определенные правила поведения в магазине, которые помогают нам вести себя культурно.

Какие правила поведения в магазине вам знакомы? Учащиеся перечисляют.

А сейчас прочитайте по цепочке правила поведения в магазине:

    Не облокачивайся на витрину.

6. Физминутка.

А теперь предлагаю всем подняться с мест и немного размяться.

С физминуткой я дружу.

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму, (поднять руки, прогнуть спину, отвести правую ногу назад, задержаться в таком положении ).

А потом их опущу.

И еще раз подниму, (поднять руки, прогнуть спину, отвести левую ногу назад, задержаться в таком положении).

И второй раз опущу.

А потом попрыгаю…

Сяду за парту я спокойно,

Чтоб вести себя достойно.

    Практическая работа.

Продолжим наш урок.

Разыгрывание реальных ситуаций

Сейчас предлагаю вам поочередно взять у меня карточку, на которой будет написано, какое правило поведения вам нужно выполнить. Итак, начинаем. Кто первый?

    Задание на закрепление новой темы.

Карточки - задания

1) Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

- Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздала, разрешите, пожалуйста, войти».

2) Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь .

- Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я Вам помогу» (роль бабушки выполняет одна из девочек).

3) На перемене за партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час .

- Нужно подойти к девочкам и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

4) Вы чихнули. Ваши действия.

- Нужно сказать: «Извините, пожалуйста».

5) Почему некультурно ходить по школе в верхней одежде, непричесанным, в шортах и майках?

(Потому, что это – неуважение к сверстникам и педагогам, так одеваются для дома или для улицы, а не для школы).

6) Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?

(Потому, что это проявление неуважения к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает движению других пешеходов).

7) Почему в общественных местах некультурно кричать, громко разговаривать, смеяться?

(Потому, что это неуважение к окружающим: у них может быть невеселое настроение, они устали… ).

8) Почему некультурно мусорить на улицах?

(Потому, что это неуважение к труду дворников и другим людям, которым неприятно видеть мусор).

Молодцы, я довольна вашими ответами.

- А теперь давайте по решаем «Вежливые» задачки:

    Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?»

Какие 3 ошибки он допустил? (скажите, пожалуйста, который сейчас час, спасибо)

    Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый, зовёт

меня Галькой. – А как ты его зовёшь? – спросила мама. – А я его вообще

никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты».

Скажите, права ли Галя? А мальчик?

3. На сиденье, в автобусе, сидели мальчик и девочка: он у окна, она со стороны прохода. Подошла женщина с ребёнком на руках. Кто должен уступить ей место?

4. Пока отец брал билеты, Никита захватил удобное место, устроился и крикнул: папа, иди сюда скорее, я тебе место занял! Отец наклонился к уху сына и тихо сказал:….

Ответьте, что отец мог сказать сыну?

    Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости, школу, театр или в библиотеку?

    Если ты съел конфетку в общественном месте, что ты сделаешь с фантиком?

    Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру?

    Вы едете в переполненном автобусе, вам нужно выходить. Обратитесь к стоящим рядом.

    Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

Слайд 9,10 – обоснуйте правильный ответ.

Слайд 11 – Игра вежливых слов.

Практическая работа - собирание пазл.

Ребята, вы любите собирать пазлы? (ответ –….). Вот сейчас у вас будет возможность собрать картинку. Каждый из вас соберёт из разрезанных фрагментов картинку, а что на этих картинках изображено мы с вами скоро увидим. Вопрос - что изображено на картинке?

Подведение итогов урока.

Спасибо, ребята, за участие на уроке! Гостям спасибо за присутствие на уроке.

Какая же была у нас тема урока?
- Как вы считаете то, что мы с вами здесь сегодня изучали, пригодится ли это вам в жизни?

Сегодня на уроке вы познакомились с правилами поведения в общественных местах, которые гласят…: («Уважай окружающих людей»).

Вы хорошо поработали. Спасибо.

Оценивание учащихся - …

Приложение

Задания на карточках

    Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

    Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь .

    На перемене за партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час .

    Вы чихнули. Ваши действия.

    Почему некультурно ходить по школе в верхней одежде, непричесанным, в шортах и майках?

    Почему некультурно ходить по тротуарам толпой

    Почему в общественных местах некультурно кричать, громко разговаривать, смеяться?

    Почему некультурно мусорить на улицах?

    Задание -

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

    Задание - Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными.

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил:- Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я,-

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

    Задание - Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными.

Слон муравью уступает дорогу;

- Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу

Задание. В буквенном тексте вычеркнуть все буквы З. Если будете внимательны, то из оставшихся букв прочтете тему нашего урока.

ЗКУЛЬЗТУЗРАЗЗПОВЕЗДЕЗНИЯЗВЗОБЗЩЕСЗТВЗЕНЗНЫХЗМЕСЗЗТАХЗ

Задание - Перечислите, какие правила поведения нарушил Вася?

Вася спешил в школу.

1. Растолкал пассажиров.

2. Не дал выйти женщине с ребенком.

3.Стал продвигаться в середину, растолкал всех.

4. Занял место, хотя рядом стоял пожилой человек.

5. Продвигался к выходу и спрашивал у каждого: «Где вы выходите?».

6. Не держался крепко за поручень. Когда автобус затормозил, он толкнул женщину, не извинился, выбежал из салона.

Правила поведения в магазине

    Пропусти выходящих из магазина.

    Пройди в отдел нужной покупки.

    Вежливо обращайся к продавцу или кассиру.

    Передвигаясь по магазину, не толкайся.

    Не облокачивайся на витрину.

    Старайтесь бережно относиться к товарам, неважно, одежда это или продукты питания.

    Громкий разговор мешает покупателям и продавцам.

    Если продавец разговаривает с другим покупателем, или считает деньги, не мешайте ему, дайте закончить.

    Проверяй сдачу, не отходя от кассы.

Правила поведения школьника

    В школу приходить вовремя. Если опоздал на урок – заходить в класс можно с разрешения учителя.

    В школу приходить в чистой одежде и обуви, скромно причесанными. Верхнюю одежду и обувь оставлять в гардеробе.

    На урок приходить с выполненным домашним заданием, имея необходимые принадлежности.

    Соблюдать тишину и порядок во время урока.

    Во время перемены в коридорах не мешать спокойному движению, не бегать, не кричать, не сорить.

    Беречь школьное имущество.

    Общаться с взрослыми и сверстниками, соблюдая правила поведения.

_________________________________________________________________________

Правила поведения в транспорте

1. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками.

2. Не сорить.

3. Не кричать, чтобы не мешать окружающим.

4. Не отвлекать водителя.

5. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь язык или уронишь на свою одежду.

Правила поведения на улице

    Выходя из дома, нужно привести себя в порядок: причесаться, осмотреть свою одежду, поправить ее, протереть туфли.

    По улице надо ходить, держась прямо, подтянутым шагом не вразвалочку.

    При ходьбе все движения должны быть согласованными: не нужно размахивать руками или держать их неподвижно висящими.

    Некультурно ходить большой компанией по тротуару.

Не сорите, не кричите на улице

Этикет для девочек. Правила поведения для девочек.

Несмотря на школу, кружки и домашние дела, свободное время есть у каждой девчонки!

Наверняка ты в курсе, что в любом общественном месте существуют свои правила поведения. Их необходимо знать и соблюдать! Это не только покажет, что ты образованный человек, но и во многом облегчит тебе жизнь. Ты ведь не хочешь попасть в неприятную ситуацию только из-за того, что нарушила какое-то правило?

Итак, как вести себя в разных учреждениях, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих?

Как вести себя в библиотеке

Библиотека — это место, которое посещает много людей! И правила поведения тут довольно жесткие.

В любой библиотеке есть гардероб. Оставь там верхнюю одежду и все ненужные вещи. С собой бери только то, что тебе пригодится: блокнот, ручку, читательский билет. Не оставляй в гардеробе ценные вещи! Мобильник и деньги возьми с собой.

В читальном зале соблюдай тишину! Ведь люди приходят в библиотеку не для того, чтобы пообщаться. Тебя могут даже попросить покинуть помещение, если ты станешь громко обсуждать ту или иную книгу.

Когда возьмешь нужные тебе материалы, отыщи свободное место и настройся на работу.

Помни: книги сохраняй в том состоянии, в каком они попали к тебе в руки! Не загибай уголки страниц (лучше воспользуйся закладкой), не роняй книги и не ставь на них другие предметы. Ни в коем случае не вырывай нужные тебе страницы или главы! Воспользуйся ксероксом, если не хочешь тащить фолианты домой. Ты же не дикий пещерный человек, чтобы так обращаться с книгами!

Как вести себя на природе

Ты любишь бывать на природе? Даже если город тебе милее, хоть иногда выбирайся из каменных джунглей в лес! Это поможет тебе не только сохранить хорошее здоровье, но и улучшить настроение.

Когда ты отдыхаешь за городом, помни о правилах поведения на природе. Их необходимо обязательно выполнять!

Самая главная, даже, не побоимся этого слова, глобальная проблема — это мусор.

Ты приходишь в лес, такой красивый, словно на полотне художника, и... горы мусора, вот что ты там видишь!

Почему-то люди уверены, что оставлять бутылки, фантики и прочие ненужные вещи в лесу — это в порядке вещей.

Ни в коем случае не оставляй в лесу упаковки из пластмассы, жести и пластика, полиэтиленовые пакеты и стеклянные бутылки!

Ты же не хочешь уподобляться свиноподобным личностям, которые не считают зазорным загрязнять природу? Тебе бы было приятно, если бы в твоем доме мусорили и сорили? А лес — это дом для многих животных и растений! Поэтому относись к нему бережно и с уважением!

Покажи на своем примере, что защитить природу вовсе не сложно, если соблюдать простые нормы поведения.

Возьми с собой в лес мешок для мусора, собери бутылки и банки и выкинь в мусорные контейнеры, когда приедешь в город. Если хочешь разжечь костер, бери только сухие ветки! Не руби живые деревья, не оставляй на них никаких отметин вроде «Здесь был Вася». Васе было бы неприятно, если бы кто-нибудь написал на его лбу подобную надпись. Так же неприятно и деревьям — они тоже живые!

Не срывай и не вытаптывай растения! Не спеши сорвать «вон тот миленький цветочек для букетика». Цветочек завянет, и ты выкинешь его вместе с букетиком. А растение уже к жизни не вернешь! К тому же многие цветы могут быть занесены в Красную книгу и находиться под охраной государства!

Не разводи костер рядом с чащей. Обязательно затуши огонь перед уходом! Пожар устроить — пара пустяков, а вот потушить его удается не всегда...

Как вести себя в поезде

Ты отправляешься в путешествие на поезде? Твоя мечта сбылась, и ты едешь на море... Или куда-то еще, главное, что едешь. Да еще на поезде!

Путешествие станет для тебя легким и радостным, если ты будешь соблюдать простые правила. И напротив, если ты этих правил не знаешь, неприятные неожиданности могут испортить самую интересную поездку!

Не опаздывай на вокзал! Ведь поезд тебя ждать не будет — придется сдавать билеты, и все твое путешествие закончится, так и не начавшись.

Вдобавок ко всему в спешке ты можешь забыть нужные вещи. А это тоже не очень хорошо.

По правилам этикета первым в вагон заходит мужчина. Он подает руку женщине. А младший из мужчин помогает занести в вагон вещи.

Войдя в вагон, пройди на место, указанное в твоем билете. Размести багаж. Если твои попутчики уже на месте, поприветствуй их и назови себя. Если у тебя нижняя полка, ты можешь сложить вещи в багажное отделение, которое находится под ней. Если у тебя билет на верхнюю полку, подними свою кладь на багажную полку или убери в нишу над дверью, если ты едешь в купе.

Не бери в дорогу много еды, особенно в жаркое время года. Если же ты намерена взять продукты с собой, выбери что-нибудь с нерезким запахом, иначе это может не понравиться соседям.

Тот, кто сидит на нижней полке, регулирует и прием пищи. Поэтому если у тебя нижняя полка, спроси у пассажира с верхней, когда он собирается закусить, чтобы не мешать друг другу.

В пути запрещено пить спиртное!

Как вести себя на дискотеке

Дискотека — это место, где люди собираются, чтобы потанцевать. Однако существуют правила поведения, которые там необходимо соблюдать!

Позаботься о том, чтобы у тебя была удобная одежда. Ты ведь будешь активно танцевать, поэтому отдай предпочтение одежде, не стесняющей движения.

Танцы проходят в полутемном помещении, поэтому будет здорово, если твоя кофточка или надпись на ней будут светиться в темноте!

Не стой в сторонке во время дискотеки. Танцуй, только при этом не толкайся и не наступай соседям на ноги. Вряд ли кому-нибудь это понравится, уважай окружающих!

Время от времени выходи из зала проветриться и умыться. Так ты будешь чувствовать себя лучше и сможешь протанцевать хоть всю ночь!

И помни: спиртные напитки лучше не употреблять! В конце концов, ты же пришла танцевать, а не пить.

Правила поведения в гостях

Поговорим о некоторых правилах, которые нужно соблюдать, если ты идешь в гости.

Не обязательно приглашать кого-то к себе домой. Если у тебя свидание с парнем, то вы, скорее всего, пойдете в кафе, театр, на концерт или дискотеку. Кстати, по правилам хорошего тона даже женщина может пригласить мужчину в театр или на концерт! Только уже после того, как знакомство достаточно окрепнет.

Тот, кто приглашает, выступает в роли хозяина (или хозяйки). Тот, кого приглашают — гость или гостья.

Прежде чем принять приглашение в гости или самой стать хозяйкой, подумай, во что ты оденешься.

Тут многое зависит от того, куда ты идешь или куда приглашаешь другого человека. Одежда должна соответствовать случаю!

Так, если вы собираетесь погулять на природе, не стоит надевать нарядное платье и обувь на шпильке. А если ты идешь в театр или ресторан, то праздничное платье окажется весьма кстати!

Правила поведения в театре

Косметика и прическа тоже требуются соответствующие случаю. По возможности они должны соответствовать твоему стилю и твоей индивидуальности.

К нарядному платью подбери соответствующие аксессуары (шаль, сумочку, украшения). Не надевай спортивную обувь! Даже если ты в юбке или брюках, кроссовки оставь для более подходящего случая.

Если ты получила приглашение в гости, не опаздывай! Войдя в дом, поздоровайся со всеми гостями. Выходя из комнаты, не распихивай всех, чтобы, скажем, первой посмотреть салют, если это новогодняя вечеринка. По правилам этикета, когда в комнату входит дама, мужчины встают, приветствуя ее таким образом.

Считается дурным тоном, если, разговаривая с человеком, ты вдруг повернешься к нему спиной. Не важно, рассматриваешь ты, с кем болтает Анька и какого красавца подцепила Наташка, не демонстрируй неуважение к своему собеседнику! Ведь этот человек может воспринять твое поведение как личное оскорбление!

А что делать, если тебя в разгар веселья просят спеть или сыграть что-то? В случае когда ты занимаешься вокалом или играешь на гитаре, не отпирайся и не отворачивай демонстративно голову! Почему бы в конце концов не порадовать гостей своей искусной игрой на музыкальном инструменте? Другое дело, если от твоего пения стынет вода в трубах и дружно подыхают тараканы в ванной. Тогда, конечно, мучить гостей не стоит.

Не смотри постоянно на часы — хозяева могут подумать, что тебе скучно и веселье уже надоело. Даже если это действительно так, прояви уважение к организаторам вечеринки.

Но не задерживайся долго в гостях! Это считается крайне неприличным: все уже разошлись, а ты все «радуешь» хозяев подробным пересказом своего любимого фильма. Подумай, что все устали и хотят отдохнуть после загруженного дня, и лишь правила этикета заставляют несчастных организаторов праздника тебя слушать!

Уходя, обязательно поблагодари хозяев за интересный вечер!

Что делать, если тебя пригласили в театр? По правилам этикета считается, что если ты идешь с парнем, билеты должны находиться у него. И тут уже все равно, кто кого пригласил: он тебя или наоборот.

Парень первым входит в зрительный зал, первым проходит вдоль ряда к вашим местам, и только потом предоставляет тебе право выбора места.

Когда идешь к своему месту, всегда поворачивайся лицом к зрителям вашего ряда! Ведь вы доставляете беспокойство, поэтому если вы проходите спиной к ним, это считается дурным тоном. Лучше, если вы займете свои места в зале вовремя, не опаздывайте!

Обычно девушка садится справа от парня. Однако бывает, что прямо перед тобой сидит особенно высокий человек, из-за которого вообще ничего не видно. Тогда вы можете поменяться местами. Если места расположены сбоку, удобнее то, которое находится дальше от сцены или эстрады. Тебе надо сесть именно на это место.

А что, если спектакль или концерт не понравился вам обоим? Не нужно выражать свое недовольство вслух и особенно оповещать об этом зрителей, находящихся рядом. Им-то может нравиться постановка, зачем навязывать свое мнение?

Не обсуждайте с парнем игру актеров или мастерство исполнителей. И уж ни в коем случае не уходите раньше окончания спектакля! Подумай: актеры ведь столько времени трудились, чтобы показать зрителям свою игру, а вы так относитесь к ним! Уважайте и зрителей, и самих себя.

Не спеши в гардероб сразу после окончания спектакля или концерта, чтобы одеться поскорее. Ведь ты ходишь в театр или на концерт не каждый день! Тебе самой будет приятно продлить праздничную обстановку вечера!

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с ребенком, который ведет себя неправильно. Его поступки могут вызывать разную степень неприятия, однако всем сразу становится понятно, иногда интуитивно, что ребенком нарушаются устои, принятые в обществе.

Особенности

Порядок в обществе обеспечивают законы и нормы морали. Дети несут ответственность перед законом только после достижения определенных возрастных рамок, однако это не значит, что они остаются безнаказанными.

За тяжелые правонарушения отвечают родители и другие законные представители. Кроме этого, следствием любого проступка является общественное порицание. Учащийся, не соблюдающий те или иные нормы, не сможет наладить общение, полноценно жить и учиться, рискует стать изгоем.

Причин, почему школьники ведут себя плохо, может быть несколько:

  • они могут попросту не знать, как это нужно делать;
  • правила могут соблюдаться чисто формально, без осознанного желания;
  • дети часто просто не понимают, для чего существуют правила поведения, и какие преимущества дает их соблюдение.


Чтобы этого не возникало, важно следующее.

  • Своевременно объяснять ребенку как нужно себя вести. Для этого проводятся индивидуальные и групповые беседы, размещаются плакаты и памятки. В раннем детстве источником знаний являются родители. Когда ребенок становится воспитанником детского сада или школы, к воспитанию также подключаются специалисты.
  • Связывать теорию с практикой. Подробно разобрать все ситуации невозможно, но можно дать учащимся основные принципы, согласно которым они будут выстраивать свою модель поведения.
  • Контролировать нарушения, разбирать проблемные ситуации. Важно научить ребенка основам самоанализа.

Если ребенок уже усвоил асоциальные действия, переучить его будет сложнее. Поэтому обучение должно начинаться с раннего детства. Это не значит, что на ребенка будут наложены ограничения. Просто такие меры помогут ребенку понимать поведение других людей и формировать свое мнение.


Культура поведения

Культура поведения обязывает вести себя в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе. Причем здесь можно говорить как об общечеловеческих нормах, так и принципах, присущих какому-то конкретному обществу. Нельзя различать культуру для высшего или среднего класса. Ценности у всех одинаковые, и они не зависят от статуса человека.

Установленные нормы этики должны быть общими для детей разных возрастных групп: как для младших школьников, так и для подростков. Правильные манеры могут быть даже у малыша, а вести себя хорошо надо не только в обществе, но и в семье.

Культура поведения представляет собой систему взаимосвязанных элементов, таких как:

  • межличностные отношения внутри групп и между отдельными индивидами, а также между учащимися и учителями, родителями и другими членами общества;
  • этикет (и умение применять его в разных ситуациях);
  • грамотную устную и письменную речь (поскольку с помощью нее и осуществляются все коммуникации);
  • невербальные знаки (к ним можно отнести жесты, мимику и другие действия, которые дополняют речь и способствуют пониманию другими людьми);
  • отношение к окружающей среде (в том числе природе).



Не стоит недооценивать и своеобразную подготовку: перед тем как отправляться в любое общественное место, учащийся или его родители (если мы говорим о младшем школьнике) должны позаботиться о его внешнем виде, гигиене.

Опрятный и аккуратный внешний вид – тоже часть культуры ребенка, впрочем, как и его отношение к себе, организация учебы, дома, быта или досуга.

В целом, на культуру поведения школьника всегда влияют несколько факторов:

  • воспитание родителей;
  • влияние образовательных учреждений;
  • принадлежность к религиозной или этнической общности (менталитет);
  • пример окружающих.


Правила общения

Все нормы, регулирующие общение учащихся, можно разделить на несколько групп (в зависимости от места их применения).

В процессе обучения

Сюда можно отнести поведение в общеобразовательной, музыкальной, спортивной школах, секциях, кружках.

  • Общение между учащимися происходит на переменах, после уроков или в специально отведенное учителем время.
  • На перемене нельзя бегать по лестницам и играть в подвижные игры, в ходе которых могут пострадать окружающие.
  • Общение должно быть спокойным, без употребления ненормативной лексики.
  • Во время уроков нельзя переговариваться, шуметь, вставать с места без разрешения и отвлекать других учеников.
  • Приветствовать и обращаться к учителям нужно уважительно. В урочное время, прежде чем что-то сказать или спросить, нужно поднять руку.
  • На территории школы действуют правила, формирующие устав школы. Согласно ему, ребенок обязан подчиняться требованиям персонала.
  • Поскольку деятельность в школе подчинена жесткому расписанию, важно соблюдать пунктуальность, не опаздывать. В случае пропуска по уважительной причине, необходимо предупредить учителя.



На улице

Путь в школу или другое общественное место учащиеся преодолевают пешком, на общественном или личном транспорте; в сопровождении родителей или самостоятельно (если позволяет возраст). Несколько правил поведения в таких случаях:

  • находясь вне школьных стен, учащийся должен помнить, что любой поступок может отрицательно сказаться как на его репутации, так и на репутации учебного заведения;
  • общение со сверстниками и детьми младшего возраста должно быть доброжелательным, обязательно нужно поздороваться и попрощаться;
  • к людям старшего возраста следует относиться вежливо, предложить посильную помощь, уступить место в транспорте, придержать дверь;
  • нельзя отвлекать водителя в автобусе или родителей, когда они находятся за рулем;
  • все игры, мешающие прохожим или угрожающие чужой собственности, должны проходить на соответствующих детских и спортивных площадках;
  • учащийся должен быть проинструктирован родителями или учителями о том, как следует себя вести на тротуаре и проезжей части;
  • законодательно запрещено нахождение в общественных местах несовершеннолетних после десяти часов вечера без сопровождения взрослых;
  • в целях собственной безопасности, не стоит разговаривать с незнакомыми людьми, садиться с ними в машину или соглашаться на просьбы отойти в другое место.


В других общественных местах

При посещении кино, театра, зоопарка, библиотеки, стадиона следует помнить следующее.

  • Перед тем как пойти на какое-либо мероприятие в новое место, необходимо тщательно изучить допустимые правила поведения. Например, в кино допустимо употребление еды и напитков во время показа, а в театре – нет. В зоопарке можно приобрести специальный корм для животных и даже погладить их, а в музее все прикосновения запрещены.
  • Все действия должны выполняться с тем расчетом, что они никому не мешают. В библиотеке, театре и кино (в равной степени) учащимся запрещено смеяться, разговаривать по телефону и любым другим способом доставлять неудобства остальным посетителям.
  • Если по этикету можно разговаривать, не стоит привлекать к себе внимание громким шумом (например, в кафе). С собеседником и обслуживающим персоналом следует общаться внимательно. Нельзя поворачиваться спиной, игнорировать приветствия и пренебрегать вежливыми словами (такими как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания»).
  • Мальчиков с ранних лет нужно приучать помогать девочкам, пропускать их вперед. При входе в здание сначала проходят выходящие, потом – входящие.
  • В случае возникновения опасной ситуации следует незамедлительно обратиться в службу спасения или хотя бы сообщить взрослым.


Общепринятые принципы

Любой ребенок рано или поздно станет взрослым. Страшно представить, что будет происходить в обществе, если поведение людей будет хаотичным, ничем не ограниченным. Вот почему важно воспитывать в ребенке качества, предающиеся на протяжении нескольких поколений.

В основе любого воспитания лежат принципы ответственности за свои действия, гуманизма, доброты, дружбы, уважения. Усвоивший их учащийся способен принимать индивидуальные решения в соответствии с ситуацией и без противоречия нормам общественным.

Классный час

Тема: Правила поведения в общественных местах

Цели: Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения в

общественных местах.

Воспитывать уважение к окружающим людям;

Развивать у детей чувство такта.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

Сегодня мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

Кто знает, как проявляется вежливость? Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются или становятся? Конечно же становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А сегодня давайте проверим, какие вы знаете «волшебные слова».(добрые)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим извините…(пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

Но не только слова у вас должны быть добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться.

Тема классного часа «Правила поведения в общественных местах».

    Общественные места – это места большого скопления людей. Что мы называем общественным местом? (Общественное ме­ сто - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы
    отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).

    Какие общественные места вы знаете? (Кафе, улица, транс­порт, школа, театр, кинотеатр).

В общественных местах бывает немало людей разного возраста.
Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Все мы бываем в
кинотеатре, магазине. Мы остаемся довольны покупкой или спектаклем,
у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное сло­во оставляет в душе след на целый день. Находясь в обществе, вам при­
ходится выполнять правила общения, правила вежливости. О которых мы только что говорили. - Какие правила вы знаете? (правила дорожного движения, правила поведения на воде, правила поведения в лесу и т.д.)

Молодцы! А сейчас мы узнаем новые правила. Для этого поиграем в загадки.

1. Эта загадка об очень важном общественном месте в жизни каждого человека:

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья. (Школа)

Ребята, вы уже шесть месяцев школьники. Расскажите, как же нужно вести себя в школе.

Игра «Знаешь ли ты правила».

Встаньте из - за парт.

Если вы согласны с данным правилом - поднимите руки вверх, а если не согласны – присядьте.

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

9. Не надо ябедничать.

10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись!

А теперь загадка про следующее общественное место.

2.(Библиотека)

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека) Сценка в библиотеке.

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,(читает Софа)

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

Как себя нужно вести в библиотеке? Что такое читальный зал?(Слайд) 3.Следующее общественное место:

Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это...(Столовая)

Правила поведения в столовой.

Зачем мыть руки перед едой?

Можно в столовой чавкоть?

Почему нельзя разговаривать во время еды?

в столовой

1. Входить в столовую надо организованно, не крича и не толкаясь, соблюдая порядок.

2. Мой руки перед едой.

3. Во время еды не разговаривай и не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

4. После еды убирай за собой посуду.

5. Уходя, поблагодари тех, кто тебя накормил.

4.Театр

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

Сценка

в театре, на концерте, в кинотеатре.

1. Приведи себя в порядок.

2. Рассчитай время: в кино - сними шапку, в театре - разденься в гардеробе и получи номерок.

3. Не сори, не бегай в фойе.

4. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

5. спеши выходить из зала до окончания спектакля: успеешь одеться

6. разговаривай во время представления

5.T РАНСПОРТ

Что за чудо-синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)

Давайте мы поиграем в игру « Правильно-неправильно».

в транспорте

1. входить в транспорт только после полной остановки транспорта;

2. держаться за поручни в салоне;

3. покупать билеты у водителя только на остановке;

4. уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

5. Выходить через переднюю дверь, а входить – через заднюю.

6. расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.

1. отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;

2. открывать двери транспорта во время его движения;

3. высовывать голову и руки из окон.

4. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество

Мультфильм

Итог занятия

Наше занятие подходит к концу. В напутствие мне хотелось бы прочитать стихотворение.

Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

О чём мы сегодня говорили? (О правилах поведения в общественных местах)

Рефлексия

Ребята, так будьте же всегда вежливыми и воспитанными!

Спасибо за внимание!

КОНКУРС ЗНАТОКОВ

КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ

    Идя по улице, ты любишь заглядывать в окна и пристально разглядывать прохожих?

    Съев на улице конфеты, ты тщательно сворачавешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

    На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти куда-либо, ты очень торопишься и поэтому молча, пожав плечами, проходишь мимо?

    Надо ли здороваться с человеком, если виделся с ним утром? И как это надо сделать?

    Надо ли быть вежливым с грубым человеком?

    Кто первым заканчивает разговор?

    Должна ли девочка поблагодарить мальчика, если он уступил ей место в автобусе?

    Как обращаться к незнакомому взрослому человеку?

    Как правильно знакомиться?

    Ты считаешь, что в гостях надо оставлять еду на тарелке, чтобы показать, что ты не жадный и не голодный?

    Салфетку за столом можно использовать в качестве носового платка?

    Ты получишь подарок, отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом посмотрю» или поступишь как-то иначе? Как?

    Чтобы веселее было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?

(Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Далее жюри подводит итоги и объявляет победителя).



Публикации по теме