Современный модерн в одежде. Появление новаторского направления

Мода – это самостоятельное направление, которое наряду со многими другими сферами жизни человечества развивается крайне активно. Особенно яркие изменения она начала претерпевать в конце XIX – начале XX века. Именно тогда и началась история стиля модерн в одежде.

Эпоха модерна в одежде

Свое начало этому стилю положила Европа. Родоначальником стал французский модельер Поль Пуарэ. Особое влияние на Пуарэ оказывали художники, с которыми он общался. Их картины настолько его вдохновляли, что модельер решил выразить свои чувства и дать волю фантазии в своих новых работах.

Стоит отметить, что отражение нарядов в стиле модерн модельеры находили в матери-природе. Они всячески старались придать женскому силуэту форму бабочки или цветка.

Из 19 века стиль модерн в одежде плавно перешел в век 20, однако накануне Первой Мировой войны он несколько уступил более удобным нарядам. В первую очередь, модницам пришлось отказаться от .

Поддержала это новшество в 1903 году Айседора Дункан, которая выступила в летящем платье без корсета, нежно обтягивающим фигуру.

Немаловажное значение в женской одежде модерн всегда играли декоративные элементы, такие как аппликации, рисунки, вышивка. Чаще всего это были листья, цветы, водоросли. Также наряды украшались бисером и камнями. Круглые шляпы и массивная бижутерия дополняли образ.

В целом одежду в стиле модерн в то время носили абсолютно все, а вот обувь означала принадлежность к тому или иному социальному классу. Она шилась из замши, кожи или шелковой ткани.

В настоящее время стиль модерн отличается отсутствием четких линий в нарядах. Изогнутые, плавные контуры – это основа. Ярким представителем современного модерна являлся трагически погибший в 2010 году дизайнер с мировым именем Александр Маккуин. Особое предпочтение в нарядах он отдавал тканям и декоративным элементам, напоминающим кожу рептилий.

Итак, основное предназначение данного стиля – проявление индивидуальности во всем ее разнообразии.

Арт нуво представляет собой направление в искусстве, которое объединило в себе сразу несколько направлений, сформировавшихся к концу 19 века в Европе. Арт нуво в одежде отражает черты, характерные для этого культурного феномена периода модерна. Этот тренд невероятно узнаваем, но из-за схожести с другими направлениями и существования в их рамках этот стиль иногда остается за бортом внимания, которое ошибочно приковывается к его конкурентам.

Арт нуво существовал в эпоху модерна, но нельзя считать эти понятия абсолютно синонимичными. Модерн – термин, который принят за обозначение и временной эпохи (период с 1890 по 1914), и направления в культуре. Под арт нуво подразумевается именно культурный феномен, существовавший в период модерна, наложивший свой отпечаток на модерн в искусстве, архитектуре, моде, но не слившийся с ним окончательно, сохраняя индивидуальность и узнаваемость.

В то же время нельзя путать арт нуво и арт деко (или ар деко) – это два разных направления. Начало периода ар деко было положено в 1925 году – более чем десятилетие спустя после арт нуво. Разумеется, в ар деко были заимствованы некоторые особенности предыдущей культурной эпохи, но они были интерпретированы и подведены под знаменатель новых реалий послевоенного времени.

Назад к природе

Стремление к природе, которое выражалось в изобилии растительных элементов в одежде, причудливых узоров, ткани, которые представляли собой изощренное полотно с крупными акварельными цветами с расплывающимися словно в вечерней дымке очертаниями. Лилии, цикламены, изогнутые стебли тростника, глаза хищных животных, яркое оперение диковинных птиц сплетались воедино на тканях, образуя красивейшие картины, изумляющие хитросплетением цветов и мотивов.

Расплывчатость узоров, которые воспринимаются словно глазом, смотрящим в калейдоскоп – одна из составляющих классического арт нуво. Современные дизайнеры без труда адаптируют его эклектичность в своих коллекциях, соединяя в одном платье флористические и анималистические принты, которые оставляют место геометрии, не жертвуя насыщенностью цветовой гаммы полотна.

Основные цвета и античные традиции

Подчеркнутая декоративность стала главной изюминкой арт нуво, что проявилось в одежде таким образом, что ее с трудом можно вообразить в качестве повседневного костюма. Наряду с основным для арт нуво природным зеленым цветом, который сочетался с черным, синий, красным, процветал культ золота, бьющего в глаза на картинах Густава Климта.

Сочетание золота с черным, белым, молочным стало культовым направлением для светского платья в стиле арт нуво. В союзе золота и оттенка слоновой кости, светло-бежевого в нарядах из тонких тканей с ниспадающими драпировками на талии и бедрах, расшитых золотом по кромке, наблюдается поклон стиля модерн в сторону Античности. На ее уверенном фундаменте во многом держался стиль арт нуво, который заимствовал лучшие черты древнегреческой и древнеримской одежды.

Арт нуво в современной одежде

Традиции арт нуво столетней давности нетрудно возродить в современной моде, и это делают многие дизайнеры, тоскующие по ушедшим эпохам. Арт нуво знаменует собой моду, умело соединяющую в одежде комфорт и декоративность. Стиль отрицает тесные силуэты, настаивая на просторных в области талии туниках и платьях, фривольно обнажающих область декольте V-образным вырезом. Легче всего арт нуво обнаруживается в весенне-летней моде, которой не привыкать к разлетающимся силуэтам и бежево-золотой гамме, благородно оттеняющей сияние шелка Шелк – наследие Желтого Императора

Конец века XIX начало века ХХ в моде значиться как «Прекрасная эпоха» — дословный перевод с французского Belle Epoque. В искусстве и архитектуре этот период называется модерн. Это переходный период ознаменован, с одной стороны, ростом научно-технических изобретений (телеграф, телефон, автомобиль, воздухоплавание, кинематограф) и влиянием их на окружающий мир (европейский, по большей части), с другой стороны погружением в мир грез, эзотерики (увлечение мистицизмом)

Искусство этого периода отличается эклектичностью, сплетением воедино различных стилей - восточный стиль и готика, ампир и византийский стиль. В одежде это также, нашло свое отражение, в каждом сезоне на пике тот или иной стиль, мода тиражирует реплики исторических стилей. Теперь, модно выглядеть мог каждый, кто того желал. Этому способствовали большие универсальные магазины, где можно было купить любое готовое платье, появление швейной машинки и журналов с выкройками, которые облегчили возможность самостоятельно изготавливать одежду.

Мужская одежда меняется незначительно, по сравнению с предыдущими эпохами. Костюм, состоит из пиджака (сюртука), брюк, рубашки и жилета. У рубашек теперь в моде стоячий воротник с отворотами, а манжеты туго крахмалились. Тенденции развития костюма — это хороший крой, элегантность и сдержанность в цвете. Костюм отличается от прежнего, более бесформенным, мешкообразным покроем. В моду входят широкие, ниже бедер и сужающиеся книзу, брюки «французского покроя». В целом, изменяются лишь длина пиджаков и пальто, ширина лацканов и брюк.

Все также, в качестве верхней одежды носили короткое приталенное пальто, спереди отделанное шнурами. Элегантные мужчины предпочитали английское пальто «гавелок» с пелериной и мешкообразное пальто «сак». Основным головным убором у мужчин был котелок или мягкая фетровая шляпа. Костюм дополнялся тростью, моноклем, часами на цепочке. Мужчины носили сапоги, полусапоги и штиблеты. Технические новшества, развитие транспорта, увлечение различными видами спорта меняют и образ жизни и одежду. В мужском костюме появляются цветные рубашки, короткие брюки типа «гольф», легкие куртки, кепи и панамы.

Женщина этой эпохи — стройная с осиной талией и имеющая изогнутый S-образный силуэт (благодаря особому корсету). Искусно уложенная прическа из пышных взбитых и высоко уложенных волос напоминала нераспустившийся бутон. Высокие каблуки изменили походку дам. Также, стоит отметить, культ женского белья, который приходиться на эпоху модерн. Его делают из тонких тканей (батист, шелк), дополняют кружевом, лентами изящной вышивкой. Белье становиться предметом роскоши.

С одной стороны, моду диктовали знаменитые кутюрье: Ворт (сыновья), Жак Дусе, Жанна Пакен, сестры Калло. С другой стороны, нарастают нападки на корсет и женскую одежду в целом, со стороны гигиенистов. Крепнет движение феминисток, которые борются не только за избирательное право и право распоряжаться собственной судьбой, но и за право на ношение удобного мужского костюма. Активные занятия спортом породили в среде дам требования к упрощению и унификации женской одежды.

Женщины становятся все более активными. И гардероб их растет по мере роста активности: одежда для дома, для визитов, вечерние наряды дополняются одеждой для путешествий, плаванья (появились прототипы купальников), спорта, и конечно работы (не всем повезло родиться в состоятельных семьях, все большему количеству женщин приходилось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь).

И, несмотря на возникающие перемены, и нарастающие изменения окружающей жизни, в моде по-прежнему женщина-цветок, избалованная кокетка, витрина благосостояния своего мужа. Появился новый тип одежды - узкий лиф с воротником-стойкой и треугольником-вставкой до талии, с юбкой-клеш и расширяющимися рукавами (подобные рукавам эпохи бидермайер). В повседневной одежде преобладает английский костюм, состоящий из юбки, блузки и жакета. Такой костюм называют костюмом «девушки Гибсона», по имени художника, который создал образ современной молодой леди.

Турнюр в 90-х годах превращается в небольшую подушечку, а затем и вовсе исчезает. Для балов и светских раутов шили сильно декольтированное платье без рукавов. В качестве верхней одежды носили всевозможные пелерины, манто, мантильи и пальто.

Большое значение уделили головным уборам. Если в начале эпохи модерн преобладали маленькие шляпки без полей или с небольшими полями, то уже в начале ХХ века шляпы стали достигать значительных размеров. Летом дамы носили соломенные шляпы вроде канотье. Шляпы представляли собой хитроумные украшенные кружевом, цветами, птичьими перьями (иногда и чучелами птиц), лентами.

Женская обувь для этого стиля характерна с узким острым носом и на высоком каблуке.

Потрясают воображение украшения этой эпохи. Теперь ювелирное дело перешли в ранг искусства. Характерной чертой ювелирных изделий этого времени является сочетание полудрагоценных камней, стекла, недорогих металлов. Теперь украшения перестали быть показателем богатства своего владельца. Самым известным ювелиром этого периода является Рене Лалик, который использовал в в своих работах самые различные материалы и техники. Сочетание природных мотивов и символов давали невероятные образы для привычных форм украшений- ожерелий, брошек, браслетов, кулонов и т.п.

Современная мода интересна многими своими проявлениями и возвращением к старым традициям. Современный стиль модерн появился благодаря возврату к прошлым традициям былых времен, когда общество испытывало потребность в новых взглядах, которые и были отражены в моде и искусстве. О том, каким был и что представляет сейчас стиль модерн в одежде мы и поговорим.

Говоря о появлении стиля модерн и его современном возрождении было бы не правильно ознакомить Вас с его историей. Краткий исторический ракурс позволит Вам понять, почему общество так нуждалось в модерне и что из прошлых идей используют современные дизайнеры в своих коллекциях.

Стиль модерн появился в европейской моде в конце девятнадцатого века как средство против вычурных, тяжелых и пышных нарядов. Модерн символизировал отказ от сложившихся устоев в обществе и символизировал переход к новой современной истории, к новым правилам и нарядам. Связано это было с повышением доходов и изменением образа жизни, которого придерживались жители той эпохи. Ранее модно могли одеваться лишь обеспеченные особы, но в новой эре придерживаться модных тенденций могли и простые жители городов, из-за чего наряды и потеряли свою вычурность и массивность, став более удобными.

Ближе к двадцатому веку течение модерн образовало два модных направления – реформаторское, которое требовало перемен и консервативное, которое не претерпевало изменений.

Консервативный стиль модерн в одежде предполагал ношение S-образного корсета, который бы подчеркивал стройный силуэт женщины. Реформаторский стиль полностью отвергал ношение корсета и считал его вредным для здоровья. Реформаторы при составлении ансамблей ориентировались на комфорт, который получала бы женщина при ношении нарядов. Так актуальность получила расклешенная юбка, сексуальная мини, короткие шорты. Все последующие направления модерна были объединены единой целью – возвращением к естественной красоте и объединением с природой. Это можно объяснить использованием растительных узоров и цветочных принтов в нарядах.

Стиль модерн делает женщину роскошным цветком или яркой бабочкой, порхающей по лепесткам. В модерне важен и покрой, и декор, наличие мягких складок и тканевого рисунка, наличия вышивки и аппликации. Наряды в стиле модерн подчеркивают не только женственность, но и природную красоту и доброту, перед которыми так сложно устоять мужчинам.

Чертами, характерными для современного стиля модерн являются:

  • S-образная форма силуэта с корсетом и слегка приподнятыми плечами
  • Роскошные ткани, такие как крепдешин, бархат, плюш, тафта, репс, шифон, органза и пр.
  • Наличие растительных узоров и плавных линий на ткани
  • Яркие цветовые пятна, контрастирующие с темными тонами
  • Облегчающие жакеты или пальто, имеющие приподнятые плечики
  • Наличие пелерины или высокого воротника в верхней одежде, либо ношение мехового манто
  • Платья с растительным принтом, подчеркивающие линию талии
  • Четкое разделение силуэта на две части: верхнюю, демонстрирующую грудь и юбку
  • Наличие переплетений золотых лент или нитей
  • Вышивка бисером или украшением наряда кружевом
  • Маленькая дамская сумочка или клатч
  • Широкополая летняя шляпа с вуалью, лентами или тюлью
  • Многоярусные ожерелья, длинные бусы, браслеты из ткани. Украшения чаще всего повторяют форму цветов и декорированы кружевом или камнями
  • Асимметричные формы
  • Обувь. Это могут быть сапожки, ботинки, туфельки или босоножки, которые обязательно должны быть остроносыми и иметь тонкий фигурный каблучок, который также может быть декорирован цветками или иметь цветочный принт.

Британский дом моды McQueen – один из самых ярых поклонников стиля модерн. Его коллекции отлично позволяют сформировать положительное мнение о стиле модерн и получить идеи для создания собственных луков.

В коллекциях McQueen можно встретить:

  • Костюмы, украшенные жемчугом и декорированные высокими плиссированными воротничками, жабо, рюшами и масками
  • Украшенные драгоценными камнями платья
  • Шубки со страусиными перьями
  • Обшитые кристаллами чулки
  • Кринолины и гофрированные воротнички
  • Металлические корсеты
  • Элегантные платья и пальто красного цвета
  • Вечерние наряды, отделанные кружевами
  • Платья и блузы с пышными рукавами.

Выбираем сапоги в стиле модерн

Обувь в стиле модерн должна подчеркивать красоту женских ног, а не быть акцентом в наряде. Приветствуются туфли, босоножки и сапоги в стиле модерн. О моде на последние мы и хотим рассказать Вам подробней.

  • Фасон. Актуальны сапожки на высокой шпильке. С их помощью можно создать роскошный женственный образ, наполненный нежностью и романтичностью. В этом сезоне интересны предложения от Versace, имеющие вытянутые носок и закругленные его вариации. Чертовски-соблазнительный образ можно создать, используя в луке облегающие сапоги-чулки.
  • Материалы. Приветствуется лаковая кожа и шикарнейшие сапоги из бархата, которые представляет Louis Vuitton.
  • Цветовая палитра. Выбор «падает» на нейтральные цвета – бежевый, черный, терракотовый.
  • Отделка. Для стиля модерн характерна отделка обуви кружевами. Привлекают внимание кружевные сапожки от Valentino, которые не могут оставить равнодушной даже самых категоричных противниц женственного стиля. Также не теряет спроса декорация обуви бантами, кисточками и пряжками. Хороши в сетах и шнурованные сапожки.

Внимательно присмотритесь к стилю модерн. Наверняка Вы найдете для себя детали, которые Вы сможете применить в своих повседневных ансамблях или позволят составить идеальный лук для важного вечера.

«Прекрасная эпоха» или «бель эпок», которую также называют «ар нуво» или «эпоха модерн» охватила два десятка лет на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.(Период 1890-1914) Как и любой стык двух веков, этот период характеризуется важными изменениями, назревшими в жизни общества, которые нашли свое отражение в разных ее ипостасях. Мода эпохи модерн чрезвычайно интересна своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее.

Эпоха модерн началась в девяностые годы девятнадцатого века и продолжалась вплоть до Первой Мировой войны. Это время характеризуется важнейшими переменами в женском костюме, который постепенно стал освобождать дамские формы от прежних одежд, тесных, удушливых, пышных.

История стиля модерн в одежде отражает главные веяния в социальной жизни по обе стороны Атлантики, включая постепенную смену положения женщин в обществе и открывающиеся для них перспективы на рубеже 19 и 20 столетий. Как и любая другая граница веков, это было интересное время, насыщенное событиями. Его течение было прервано Первой мировой войной, после которой было положено начало уже другой эпохе - такой же знаковой и переломной.

Первая половина 19 века была отдана романтизму, который ярчайшим образом нашел отражение в искусстве и одежде. Роматические идеалы воспевались в женском гардеробе пышными формами, многослойными юбками, глубоким декольте и талией, туго стянутой корсетом. Все в дамском образе было призвано подчеркнуть мечтательную хрупкость, которая хорошо просматривалась в литературе и живописи, запечатлевших тяжелые складки объемных юбок, шуршащих роскошным сияющим атласом и хрустящими кружевными оторочками на светских балах.

С середины века стремительно меняется политическая ситуация в Европе, что неумолимо влияет на прежнее течение жизни. Научно-технический прогресс набирает обороты, пересматривается положение женщины в обществе, а после возвращения Олимпийских Игр развивается спорт. Все это деромантизирует эпоху и ее костюмы, приближая их к реальности. Женщине становится легче дышать во всех смыслах слова.

Идеал, которому поклонялись модернисты - мать Природа. Дизайнеры стремились придать женскому силуэту сходство с бабочкой или цветком. Лилия, хризантема и орхидея - самые распространенные символы женской одежды эпохи модерна. Основной акцент платье в стиле модерн делало на талии. S-образный силуэт ему придавался за счет четкого разделения тела на 2 части: внимание к верхней привлекалось благодаря напуску на груди, а нижняя часть выделялась за счет разлетающейся юбки. Однако перед началом Первой Мировой войны стиль модерн сделал уступку более комфортному и свободному платью, отказался от корсетов, и придал ему прямой крой, нежно облегающий женскую фигуру. Не последнюю роль в этом процессе сыграла Айседора Дункан - в 1903 г она впервые выступила в платье пеплос, свободном, без корсета, из легкой
полупрозрачной ткани.

Стиль модерн в одежде - это не только силуэт платья. Здесь важны детали. Прежде всего декор. Платья украшались рисунками, аппликациями, вышивкой. Самая популярная тематика орнамента - цветы, листья, водоросли. Узоры наносили на платье ассиметрично. Стиль модерн в одежде - новое слово в истории моды.







от Поля Пуаре

Для прогулок


Узоры ткани в стиле модерн



Публикации по теме