Что делать при сильном ожоге кожи. Как лечить незначительные ожоги

М. Ю. Демидова ,
, ФИПИ, г. Москва;
Е. Е. Камзеева ,
ФИПИ, г. Москва

Об использовании результатов ГИА выпускников основной школы в новой форме в 2008 г. в преподавании физики

Демонстрационный вариант-2008

ЧАСТЬ 3

23. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки.

В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения; 3) укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки по поверхности рейки; 4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.

Правильный ответ: __________________

Критерий оценивания на 4 балла

Полностью правильное выполнение задания, включающее: 1) схематичный рисунок экспериментальной установки; 2) формулу для расчёта искомой величины по доступным для измерения величинам (в данном случаедля коэффициента трения скольжения через вес каретки с грузом и силу трения скольжения – силу тяги ); 3) правильно записанные результаты прямых измерений (в данном случае – результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения – силы тяги ); 4) полученное правильное численное значение искомой величины.

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования № 4 в составе: каретка массой (100 ± 2) г; груз массой (100 ± 2) г; динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (погрешность 0,1 Н); направляющая рейка.

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1) Схема экспериментальной установки:

2) F тяги = F тр (при равномерном движении); F тр = μN ; N = P F тр = μP → μ = F тяги /P .

3) F тяги = 0,4 Н; P = 2,0 Н;

Указание экспертам

1. Оценка границ интервала, внутри которого может оказаться верный результат, полученный учеником, рассчитывается методом границ. Учитывая погрешность измерения динамометра, получаем: F тяги = 0,4 ± 0,1 Н; P = 2,0 ± 0,1 Н. Так как μ = F тяги /P , то нижняя граница коэффициента трения скольжения НГ(μ) = 0,3 Н/2,1 Н = 0,14; верхняя граница ВГ(μ) = 0,5 Н/1,9 Н = 0,26.

2. Необходимо учесть, что результаты измерения силы трения скольжения (силы тяги) будут зависеть от материала и обработки поверхности стола.

24. Две спирали электроплитки сопротивлением по 10 Ом каждая соединены последовательно и включены в сеть напряжением 220 В. Вода массой 1 кг, налитая в алюминиевую кастрюлю массой 300 г, закипела через 148 с. Чему равна начальная температура воды и кастрюли? Потерями энергии на нагревание окружающего воздуха пренебречь.

Правильный ответ: ____________

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи; записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон сохранения энергии, закон Джоуля–Ленца, формулы для расчёта количества теплоты, полученного водой и кастрюлей при нагревании, сопротивления резисторов при их последовательном соединении

Образец возможного решения

25. Автомобиль трогается с места и, двигаясь равноускоренно, за 20 с набирает скорость 36 км/ч. Чему равна масса автомобиля, если известно, что работа, совершённая его двигателем, составляет 2·10 5 Дж, а средняя сила сопротивления, действующая на автомобиль, равна 400 Н?

Правильный ответ: ________________

Критерий оценивания на 3 балла

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи; 2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении – формула работы, второй закон Ньютона, уравнения скорости и перемещения при равноускоренном движении ); 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

Образец возможного решения

26. Что обжигает кожу сильнее: вода или водяной пар при одной и той же температуре? Ответ поясните.

Правильный ответ: ________________

Критерий оценивания на 2 балла

Представлен правильный ответ, приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок.

Образец возможного ответа

1. Водяной пар обжигает сильнее.

2. Поверхность кожи при кратковременном контакте с водой получает энергию только за счёт охлаждения тонкого слоя воды в зоне контакта. Если же на кожу попадёт пар, то энергия выделяется как при конденсации пара, так и при охлаждении образовавшейся на коже воды. И хотя масса образовавшейся воды может быть невелика, процесс конденсации сопровождается выделением большого количества теплоты, что и вызывает более сильный ожог.


Критерии оценивания задания 23 на 3, 2, 1 и 0 баллов; заданий 24 и 25 на 2, 1 и 0 баллов; задания 26 на 1 и 0 баллов см. в № 1/09 . – Ред.

1.Камень лежит на дне сосуда, полностью погружённый в воду (см. рисунок). Изменится ли (и если изменится, то как) сила давления камня на дно, если в воду добавить поваренную соль? Ответ поясните.

Решение.

Давление камня на дно можно рассчитать по следующей формуле:

Р= (F тяж F а ) / s ,

где F тяж - сила тяжести, действующая на камень, F А - сила Архимеда, действующая на камень, S - площадь поверхности камня, которой он опирается на дно.

При добавлении соли в воду, ее плотность увеличится, следовательно увеличится и действующая на камень сила Архимеда, которая определяется по формуле:

F а = ρ gV ,

где ρ - плотность воды, V - объем камня, g - ускорение свободного падения. Так как, объем камня и ускорение свободного падения не изменятся, а плотность воды увеличится, то сила Архимеда, действующая на камень возрастет. Сила тяжести, действующая на камень также не изменится, так как не меняется масса камня. Таким образом, разность силы тяжести и силы Архимеда станет меньше, и давление камня на дно уменьшится.

Ответ: давление камня на дно уменьшится.

2. Запаянную с одного конца трубку опускают открытым концом в воду на половину длины трубки (см. рисунок). Что произойдёт с уровнем зашедшей в трубку воды после того, как атмосферное давление уменьшится? Ответ поясните.

Ответ: уровень воды в трубке понизится.

Объяснение: при уменьшении атмосферного давления, согласно закону Паскаля, часть воды должна выйти из трубки, чтобы суммарное давление воздуха в трубке и столбика воды уравновешивало уменьшившееся атмосферное давление.

3. Что обжигает кожу сильнее: вода или водяной пар одинаковой массы при одной и той же температуре? Ответ поясните.

Ответ: водяной пар обжигает сильнее.

Объяснение: поверхность кожи при кратковременном контакте с водой получает энергию только за счёт охлаждения тонкого слоя воды в зоне контакта. Если же на кожу попадет пар, то энергия выделяется как при конденсации пара, так и при охлаждении образовавшейся на коже воды. И хотя масса образовавшейся воды может быть невелика, процесс конденсации сопровождается выделением большого количества теплоты, что и вызывает более сильный ожог.

4. Из какой кружки - металлической или керамической - легче пить горячий чай, не обжигая губы? Объясните почему.

Ответ: из керамической.

Объяснение: поскольку теплопроводность металла намного больше теплопроводности керамики, кружка из керамики будет нагреваться гораздо медленнее и медленнее будет отдавать тепло губам. Из неё легче пить горячий чай.

5. По реке плывёт лодка с гребцом, а рядом с ней - плот. Одинаковое ли время потребуется гребцу для того, чтобы перегнать плот на 10 м, и для того, чтобы на столько же отстать от него?

Ответ: одинаковое.

Объяснение: относительно плота скорость лодки одинакова по течению и против течения и равна собственной скорости лодки.

6. Автомобиль может спуститься с горы на равнину по одной из двух дорог: по короткой достаточно прямой дороге и по длинной извилистой. Сравните работу силы тяжести в этих случаях. Ответ поясните.

Ответ: работа силы тяжести одинакова.

Объяснение: работа силы тяжести не зависит от формы траектории, а зависит от начального и конечного положений тела.

7. Изменится ли (и если изменится, то как) выталкивающая сила, действующая на плавающий в керосине деревянный брусок, если брусок переместить из керосина в воду? Ответ поясните.

Ответ: выталкивающая сила не изменится.

Объяснение: выталкивающая сила, действующая на плавающее в жидкости тело, уравновешивает силу тяжести. Деревянный брусок, плавающий в керосине, тем более не утонет в воде, так как плотность воды больше плотности керосина. В воде и керосине выталкивающие силы уравновешивают одну и ту же силу тяжести, но при этом изменяется объём погруженной части бруска.

8. Брусок плавает при полном погружении в воде. Изменится ли (и если изменится, то как) выталкивающая сила, действующая на брусок, если его переместить в керосин? Ответ поясните.

Ответ: выталкивающая сила уменьшится.

Объяснение: выталкивающая сила, действующая на брусок в воде, уравновешивает силу тяжести. Деревянный брусок, плавающий при полном погружении в воде, утонет в керосине, так как плотность керосина меньше плотности воды. В керосине выталкивающая сила будет меньше силы тяжести и, следовательно, меньше выталкивающей силы в воде.

9. Незаряженный проводящий легкий шарик висит на шелковой нити между заряженным кондуктором электрофорной машины и незаряженной проводящей пластиной. Что произойдет, если к шарику приблизить кондуктор электрофорной машины? Ответ поясните.

Ответ: шарик придет в колебательное движение.

Объяснение: при соприкосновении с кондуктором электрофорной машины шарик получит электрический заряд, например отрицательный, и оттолкнется от кондуктора. Прикоснувшись к проводящей пластине, шарик передаст ей большую часть отрицательного заряда и оттолкнется от нее. Затем он опять коснется кондуктора электрофорной машины, и процесс повторится.

10. Какой автомобиль - грузовой или легковой - должен иметь более сильные тормоза? Ответ поясните.

Ответ: более сильные тормоза должен иметь грузовой автомобиль.

Обоснование: масса грузового автомобиля больше, чем масса легкового автомобиля, следовательно, при одинаковых значениях скорости грузовой автомобиль обладает большей кинетической энергией, чем легковой, и для его остановки должна быть совершена большая работа. Соответственно, при одинаковом тормозном пути сила, вызывающая торможение, для грузового автомобиля должна быть больше, чем для легкового.

11. На белой бумаге написано красными чернилами слово. Через стекло какого цвета не удастся прочесть написанное? Ответ поясните.

Ответ: написанное красными чернилами слово не удастся прочесть через стекло красного цвета (того же цвета, что и цвет чернил).

Объяснение: красные чернила поглощают свет всех цветов, кроме красного, а красный свет отражают. Белая бумага отражает лучи всех цветов, но красное стекло поглощает весь свет, кроме красного. В глаза попадут одинаковые лучи и от чернил, и от бумаги, поэтому слово будет неразличимо.

12. Куда следует поместить лед, с помощью которого необходимо быстро охладить закрытый сосуд, полностью заполненный горячей жидкостью - положить сверху на сосуд или поставить сосуд на лед? Ответ поясните.

Ответ: необходимо поместить лед на крышку сосуда.

Обоснование: если поместить лед сверху, то охлаждение сосуда с содержимым будет идти наиболее быстро. Охлажденные верхние слои жидкости в сосуде будут опускаться, заменяясь теплой жидкостью, поднимающейся снизу, пока не охладится вся жидкость в сосуде. С другой стороны, охлажденный воздух вокруг льда также будет опускаться вниз и дополнительно охлаждать сосуд.

13. Когда на открытой волейбольной площадке стало жарко, спортсмены перешли в прохладный спортивный зал. Придется ли им подкачивать мяч или, наоборот, выпускать из мяча часть воздуха? Ответ поясните.

Ответ: мяч придется подкачивать.

Объяснение: при охлаждении мяча в зале замедлится тепловое движение молекул воздуха, следовательно, уменьшится давление внутри мяча. Чтобы восстановить прежнее давление, мяч придется подкачать.

14. Что произойдёт с осадкой корабля при переходе его из моря с солёной водой в реку с пресной водой?

Ответ: осадка увеличится.

Обоснование: при переходе из моря в реку выталкивающая сила, действующая на корабль, не изменяется. Выталкивающая сила прямо пропорциональна произведению плотности жидкости на объём погружённой части тела (корабля).Так как плотность пресной воды меньше, то объём погружённой части корабля (осадка) должен стать больше.

15. Из какого материала - стали или дерева - следует строить научно-исследовательские суда для изучения магнитного поля Земли? Ответ поясните.

Ответ: из дерева.

Обоснование: суда для изучения магнитного поля следует строить из немагнитных материалов. Стальные детали судна, намагничиваясь, могут своим магнитным полем помешать точным измерениям магнитного поля Земли.

16. Можно ли услышать грохот мощных процессов, происходящих на Солнце? Ответ поясните.

Ответ: нет, нельзя.

Обоснование: звуковые волны могут передаваться только в среде (газах, жидкостях, твёрдых телах) и не передаются через вакуум. Пространство между Землёй и Солнцем заполнено вакуумом.

17. Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в варёное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Что произойдёт, если выстрелить в сырое яйцо? Ответ поясните.

Ответ: яйцо разлетится.

Объяснение: в твёрдом теле (варёное яйцо) давление передаётся по направлению действия силы, поэтому образуется отверстие. В жидкостях, согласно закону Паскаля, давление передаётся по всем направлениям.

18. Два одинаковых латунных шарика падают с одной и той же высоты. Первый шарик упал в песок и остановился, а второй, ударившись о камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте. Внутренняя энергия какого шарика изменилась на большую величину? Ответ поясните.

Ответ: на большую величину изменилась внутренняя энергия первого шарика.

Объяснение: первый шарик, упав на песок, остановился; следовательно, изменение его внутренней энергии равно его начальной механической энергии, поскольку вся механическая энергия превратилась во внутреннюю энергию шарика и песка. Второй шарик отскочил и поднялся на некоторую высоту; следовательно, изменение его внутренней энергии равно разности его начальной и конечной потенциальной энергии.

19. Два одинаковых термометра выставлены на солнце. Шарик одного из них закопчен, а другого - нет. Одинаковую ли температуру покажут термометры? Ответ поясните.

Ответ: термометры будут показывать разную температуру.

Объяснение: термометр, у которого шарик закопчён, покажет более высокую температуру, так как закопчённый шарик поглощает всё падающее на него излучение Солнца, а незакопчённый отражает большую часть падающего излучения.

20. Капля маслянистой жидкости попадает на поверхность воды и растекается, образуя тонкую плёнку. Обязательно ли эта плёнка закроет всю поверхность воды? Ответ поясните.

Ответ: не обязательно. Масляная плёнка может не закрыть всю поверхность воды.

Объяснение: тонкая плёнка будет растекаться по поверхности воды только до определённых пределов, так как толщина плёнки не может быть меньше диаметра молекул масляной жидкости. Если площадь поверхности воды больше максимально возможного размера масляного пятна, то плёнка не закроет всю поверхность воды, если меньше, то закроет.

21. Стакан наполовину заполнен кипятком. В каком случае вода остынет в большей степени:

1) если подождать 5 минут, а потом долить в стакан холодную воду;

2) если сразу долить холодную воду, а затем подождать 5 минут?

Ответ: в первом случае вода остынет в большей степени.

Объяснение: скорость охлаждения уменьшается с уменьшением разности температур нагретого тела и окружающего воздуха. Поэтому если сразу влить в горячую воду холодную, дальнейшее остывание будет проходить медленнее.

22. На вертикально расположенной доске закреплена электрическая схема (см. рисунок), состоящая из источника тока, лампы, упругой стальной пластины АВ . К одному концу пластины подвесили гирю, из-за чего пластина изогнулась и разомкнула цепь. Что будет наблюдаться в электрической цепи, когда доска начнет свободно падать? Ответ поясните.

Ответ: цепь замкнётся и лампа загорится.

Объяснение: когда доска начнёт свободно падать, то наступит состояние, близкое к состоянию невесомости. Гиря практически станет невесомой и перестанет действовать на пластину, пластина постепенно выпрямится и замкнёт цепь.

23. Лодка плавает в небольшом бассейне. Как изменится уровень воды в бассейне, если из лодки осторожно опустить в бассейн большой камень? Ответ поясните.

Ответ: уровень воды понизится.

Объяснение: камень, лежащий на дне бассейна, вытесняет воду в объёме своего тела. Для камня, плавающего в лодке, вес вытесненной воды равен весу камня в воздухе. Учитывая, что плотность камня больше плотности воды, получаем, что в этом случае объём вытесненной воды будет больше объёма камня.

24. Прямая рейка освещается солнечными лучами. При этом на вертикальной стене видна её тень. Может ли линейный размер тени быть больше, чем линейный размер рейки? Ответ поясните и проиллюстрируйте рисунком.

Ответ: может.

Обоснование: световые лучи распространяются прямолинейно. Поэтому рейка, тень на стене и идущие через концы рейки лучи образуют трапецию. Для того чтобы линейный размер тени был больше, чем линейный размер рейки, нужно, чтобы одна боковая сторона этой трапеции (тень) была больше другой стороны (рейки). Пример расположения рейки, световых лучей и стены, отвечающий этому требованию, показан на рисунке.

25. Может ли при каких-либо условиях двояковыпуклая стеклянная линза рассеивать падающий на неё параллельный световой пучок? Ответ поясните.

Ответ: может.

Обоснование: если показатель преломления среды, в которой находится двояковыпуклая линза, больше, чем показатель преломления материала линзы, то линза будет рассеивать падающий на неё параллельный световой пучок. Поэтому если двояковыпуклую стеклянную линзу погрузить в жидкость с показателем преломления большим, чем у стекла, то такая линза будет рассеивающей.

26. Железный кубик, лежащий на гладкой горизонтальной поверхности, притягивается к северному полюсу постоянного полосового магнита, скользя по этой поверхности. Как движется кубик: равномерно, равноускоренно или с постоянно возрастающим по модулю ускорением? Ответ поясните.

27. Железный кубик, лежащий на гладкой горизонтальной поверхности, притягивается к южному полюсу постоянного полосового магнита, скользя по этой поверхности. Как движется кубик: равномерно, равноускоренно или с постоянно возрастающим по модулю ускорением? Ответ поясните.

Ответ: кубик движется с постоянно возрастающим по модулю ускорением.

Обоснование: так как сила притяжения со стороны полюса постоянного магнита возрастает по мере приближения железного кубика к полюсу, то согласно второму закону Ньютона ускорение кубика будет возрастать по мере его приближения к этому полюсу.

28. В двух закрытых сосудах одинакового объёма находится одинаковое количество молекул одного и того же газа. Сосуд 1 размещён в тёплом помещении, сосуд 2 - в холодном. В каком из сосудов давление газа больше? Ответ поясните.

Ответ: в сосуде 1.

Обоснование: давление газа зависит от числа соударений молекул газа о стенки сосуда в единицу времени. Число соударений молекул зависит от скорости хаотического движения молекул, которая, в свою очередь, зависит от температуры - с увеличением температуры скорость хаотичного (теплового) движения молекул газа увеличивается. Так как температура газа в тёплом помещении больше температуры газа в холодном помещении, то и скорость молекул, и давление газа в первом сосуде, размещённом в тёплом помещении, будут больше.

29. Два бруска одинаковых размеров имеют одинаковую температуру +300 °С. Удельные теплоёмкости брусков и их плотности также одинаковы. Брусок 1 имеет большую теплопроводность, чем брусок 2. Какой из этих брусков быстрее охладится на воздухе, температура которого равна +20 °С? Ответ поясните.

Ответ: брусок 1.

Обоснование: так как массы, удельные теплоёмкости и начальные температуры брусков одинаковы, в них запасено одинаковое количество теплоты. Теплопроводность бруска 1 больше, чем теплопроводность бруска 2. Значит, брусок 1 быстрее передаёт энергию изнутри к воздуху. Следовательно, он быстрее охладится.

30. Дима рассматривает красные розы через зеленое стекло. Какого цвета будут казаться ему розы? Объясните наблюдаемое явление.

Ответ: розы будут казаться черными.

Объяснение: их цвет зависит от света, который попадает к Диме в глаза. Красные розы поглощают все цвета, кроме красного, а красный цвет отражают. Зеленое стекло поглощает весь свет, кроме зеленого. Но зеленого цвета нет в свете, который отражают розы, – они его поглотили. К Диме в глаза через зеленое стекло не попадет никакого света от красных роз – они покажутся черными.

Ожоги – очень частая, но довольно неприятная и болезненная травма. Незначительные ожоги могут зажить сами по себе, но серьезные ожоги нуждаются в оказании медицинской помощи и требуют особой осторожности, чтобы не занести инфекцию и ускорить заживление. Прежде чем лечить ожог, нужно понять, какой степени у вас ожог.

Шаги

Часть 1

Определение степени ожога

    Ожог первой степени. Ожоги первой степени являются самыми распространенными и случаются из-за ошпаривания, из-за кратковременного контакта с горячими предметами или из-за воздействия ультрафиолетовых лучей. При таких ожогах страдает только поверхностный слой кожи. Скорее всего, места ожогов будут красными, немного опухшими и болезненными. Такие ожоги вполне можно вылечить в домашних условиях, потому что для них не нужна специальная медицинская обработка. Поверхностный слой кожи со временем восстанавливается, если осторожно обращаться с местом ожога.

    • Ожоги первой степени классифицируются, как «незначительные ожоги», какими они по сути и являются. В некоторых случаях ожог первой степени бывает довольно обширным. Например, можно получить ожог всего тела. Но он не требует специальной медицинской помощи.
  1. Ожог второй степени. При таком ожоге кожа становится бугристой, на ней образуются пузыри, при этом боль будет намного интенсивнее. Ожоги второй степени происходят из-за контакта с очень горячими жидкостями (например, кипящей водой), с разогретыми предметами или из-за сильного воздействия солнечных лучей. Если вы получили ожог второй степени на руке, ноге, на лице или в области паха, его нужно лечить так же, как незначительный ожог. Если на коже появились пузыри, не пытайтесь их выдавить или лопнуть. Если пузырь (волдырь) лопнул сам, старайтесь держать это место в чистоте, промойте его водой и нанесите антибактериальную мазь. Можно наложить на мазь бинт или стерильную повязку. Эту повязку нужно регулярно менять .

    Ожог третьей степени. Ожоги третьей степени более серьезны, для их лечения требуется медицинская помощь. Ожог третьей степени происходит от длительного воздействия горячего предмета с кожей. Повреждаются поверхностные и глубокие слои кожи, в некоторых случаях могут повреждаться мышцы, подкожно-жировая клетчатка и кости. Место ожога выглядит очень морщинистым с белым или черным оттенком. Степень боли может варьироваться в зависимости от уровня повреждения нервных окончаний в коже (болевых рецепторов). Эти ожоги выглядят «мокрыми» из-за разрушения клеток и обилия межклеточной жидкости с белками.

    Обморожения или «холодные ожоги». Эти повреждения возникают, когда кожа длительное время подвергается воздействию низких температур (например, контакт со льдом или снегом). В таком случае, область обморожения будет ярко-красной, белой или темной. Человек чувствует сильное жжение в области обморожения, когда его обрабатывают. Обморожение считается «холодным ожогом», потому что при нем также повреждаются слои кожи.

    Возможно, у вас химический ожог. Химические ожоги – один из типов ожогов, который возникает при контакте с опасными химическими веществами, которые повреждают слои кожи. Такие ожоги могут проявляться в виде красных пятен, сыпи, пузырей и открытых язв на коже. Первый шаг – определить, что вызвало ожог и немедленно избавиться от вредного химического вещества на коже.

    Наложите холодный компресс. Если вы не можете подставить область ожога под струю холодной воды, наложите на эту область холодный компресс или просто пакет льда, завернутый в полотенце. Поместите такой компресс поверх ожога. Подержите компресс 10-15 минут, подождите 30 минут, а затем снова нанесите компресс на 10-15 минут.

    • Ни в коем случае не наносите лед непосредственно на ожог, потому что это может повредить кожу! Между кожей и льдом обязательно должно быть полотенце.
  2. Купите болеутоляющий препарат. Например, можно купить ибупрофен, ацетаминофен, аспирин, найз, если вас беспокоит боль от ожога. Если через несколько часов боль не уменьшится, примите еще одну таблетку. Не давайте аспирин маленьким детям, а также его не следует принимать, если вы только недавно переболели гриппом или ветрянкой.

    • Следуйте инструкциям на упаковке. Рекомендации по применению отличаются в зависимости от того, какой препарат вы выберете.
  3. Очистите область ожога. Помойте руки, затем помойте область ожога водой с мылом, чтобы предотвратить попадание инфекции. После этого нанесите на место ожога мазь с антибиотиком (Неоспорин). Алоэ вера поможет успокоить кожу. Можно найти мазь или крем на основе алоэ вера с добавками. К тому же, благодаря мази с антибиотиком или алоэ вера, бинты не прилипают к месту ожога.

    Нанесите немного мази на место ожога, а затем прикройте эту область стерильной марлей. Скорее всего, вам не придется накладывать повязку на ожоги первой степени, на не вскрытые пузырьки и на кожу, которая не подверглась воздействию. Но на небольшие ожоги второй степени чаще приходится накладывать повязку, чтобы предотвратить заражение. Накройте область ожога стерильной марлей и осторожно закрепите ее с помощью медицинского пластыря. Меняйте марлю каждый день!

    Не стоит лечить эти ожоги такими домашними средствами, как яичные белки, масло и чай. В интернете целая куча «чудесных» решений для лечения ожогов, но эффективность лишь немногих из них доказана исследованиями. Многие авторитетные источники (например, «Красный Крест») пришли к выводу, что такие средства усугубляют состояние ожогов, потому что содержат бактерии и являются для них питательной средой, что может привести к инфицированию раны.

    • Естественные увлажняющие средства (алоэ вера или соя) могут быть полезны для лечения солнечных ожогов.
  4. Следите за признаками инфицирования ожога. Следите за тем, меняется ли цвет раны на красный, коричневый или черный. Кроме того, стоит следить за тем, наблюдается ли зеленоватый оттенок внутри раны и вокруг нее. Если ожог не заживает в течение нескольких недель, обратитесь к врачу. Отсутствие заживления может быть признаком осложнений, инфицирования или более серьезной степени ожога. Обратитесь к врачу, если заметили у себя один из перечисленных ниже симптомов:

    Можно ослабить зуд с помощью домашних средств. Зуд – довольно распространенная жалоба у пациентов в первые дни после ожога. Домашние средства (такие как алоэ вера, масло Арганы) помогут уменьшить дискомфорт, связанный с зудом. К тому же, против зуда могут помочь антигистаминные препараты, которые нужно принимать перорально.

Часть 3

Как лечить сильные ожоги

    Немедленно вызовите скорую помощь. Не пытайтесь лечить серьезные ожоги дома! Для лечения таких ожогов нужна специализированная медицинская помощь. Немедленно обратитесь к врачу или вызовите скорую помощь.

    • Никогда не пытайтесь лечить серьезный ожог (третьей степени) самостоятельно. Следующие шаги, написанные в этой статье, описывают первую помощь, которую можно оказать до приезда скорой медицинской помощи.
  1. Помогите пострадавшему отойти от источника тепла. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы предотвратить дальнейшие ожоги. Переместите пострадавшего или прекратите контакт с горячим предметом или жидкостью.

    • Никогда не перемещайте пострадавшего, опираясь на поврежденную область. В противном случае вы можете повредить кожу и усугубить состояние раны. К тому же, это причинит пострадавшему сильную боль и может даже вызвать шок.
  2. Накройте область ожога. Покройте область ожога влажным полотенцем, чтобы защитить ее, пока не приедет скорая помощь. Не кладите на область ожога лед и не погружайте эту область в холодную воду. Это может привести к гипотермии и дальнейшему повреждению области ожога.

    Устраните химические раздражители. Если ожог был вызван контактом с химическим веществом, постарайтесь убрать с кожи пострадавшего остатки этих веществ. Можно нанести на эту область немного холодной воды или наложить прохладный компресс, пока ждете скорой помощи. Не пытайтесь вылечить химический ожог домашними средствами!

    Приподнимите область ожога так, чтобы она находилась выше уровня сердца. Только нужно заранее убедиться в том, что вы сможете приподнять эту область, не повредив ее.

  3. При состоянии шока нужна немедленная медицинская помощь. Симптомы шока: слабый или быстрый пульс, низкое артериальное давление, липкая кожа, дезориентация в пространстве, потеря сознания, тошнота, агрессивность. Если вы заметили симптомы шока при ожоге третьей степени, немедленно обратитесь к врачу. Вызовите скорую медицинскую помощь, чтобы как можно скорее доставить пострадавшего в больницу. Эта ситуация опасна для жизни пострадавшего.

    • Тяжелые ожоги третьей степени могут вызвать шок, потому что организм теряет большое количество жидкости (при повреждении значительной площади поверхности). Организм не может нормально функционировать, когда уровень жидкости в организме и объем крови значительно снижены.

  1. Где сливки на молоке будут отстаиваться быстрее: в теплой комнате или в холодильнике? Почему?

  2. Что обжигает кожу сильнее: вода или водяной пар при одной и той же температуре и массе? Ответ поясните.

  3. Каким пятном (темным или светлым) ночью на неосвещенной дороге кажется пешеходу лужа в свете фар приближающегося автомобиля? Ответ поясните.

  4. Из тонкой плоскопараллельной пластины вырезали две линзы: выпуклую и вогнутую (см, рисунок). Сравните оптические силы линз по модулю. Ответ поясните.

5.Лодка плавает в небольшом бассейне. Как изменится уровень воды в бассейне, если из лодки осторожно опустить в бассейн большой камень? Ответ поясните.

6.Как меняется скольжение на коньках по льду при усилении мороза? Ответ поясните.

7. Два ученика одновременно измеряли атмосферное давление с помощью барометра: один, находясь в школьном дворе под открытым небом, другой - в кабинете физики на пятом этаже. Одинаковыми ли будут показания барометров? Если нет, то какой барометр покажет большее значение атмосферного давления? Ответ поясните.

8.Капля маслянистой жидкости попадает на поверхность воды и растекается, образуя тонкую пленку, Обязательно ли эта пленка закроет всю поверхность воды? Ответ поясните.

9.Можно ли экраны в кинотеатрах, делать зеркальными? Ответ поясните.

10. В стакане с водой плавает кусок льда. Как будет меняться уровень воды в стакане по мере таяния льда? Ответ поясните.

11.Камень лежит на дне сосуда, полностью погруженный в воду. Как изменится сила давления камня на дно, если в воду добавить поваренную соль? Ответ поясните.

12. На вертикально расположенной доске закреплена электрическая схема (см, рисунок), состоящая из источника тока, лампы, упругой стальной пластины АВ. К одному концу пластины подвесили гирю, из-за чего пластина изогнулась и разомкнула цепь. Что будет наблюдаться в электрической цепи, когда доска начнет свободно падать? Ответ поясните.

13 . Два одинаковых латунных шарика падают с одной и той же высоты. Первый шарик упал в песок и остановился, а второй, ударившись о камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте. Внутренняя энергия какого шарика изменилась на большую величину? Ответ поясните.

14. Какой автомобиль – грузовой или легковой – должен иметь более сильные тормоза? Ответ поясните.

15. В каком случае потребуется меньше топлива: при запуске искусственного спутника с Земли или с Луны? Ответ поясните.

Решение качественных задач

ЗАДАНИЕ 1 . 1.Быстрее сливки будут отстаиваться в холодильнике.

2.Молоко представляет собой смесь мельчайших капелек жира и воды. Капельки жира имеют плотность, меньшую плотности воды, и стремятся всплыть на поверхность. Этому процессу мешает тепловое движение молекул воды. При низкой температуре влияние теплового движения молекул меньше, и сливки отстаиваются быстрее.

ЗАДАНИЕ 2 . 1.Водяной пар обжигает сильнее.

2.Поверхность кожи при кратковременном контакте с водой получает энергию только за счет охлаждения тонкого слоя воды в зоне контакта. Если же на кожу попадет пар, то энергия выделяется как при конденсации пара, так и при охлаждении образовавшейся на коже воды. И хотя масса образовавшейся воды может быть невелика, процесс конденсации сопровождается выделением большого количества теплоты, что и вызывает более сильный ожог.

ЗАДАНИЕ 3 .1.Лужа кажется светлым пятном на фоне более темной дороги.

2.И лужу, и дорогу освещают только фары встречного автомобиля. От гладкой поверхности воды свет отражается зеркально, то есть вперед, и попадает в глаза пешеходу. Поэтому лужа будет казаться ярким пятном. От шероховатой поверхности дороги свет рассеивается и в меньшей степени попадает в глаза пешеходу.

ЗАДАНИЕ 4 . 1.Оптические силы линз равны по модулю.

2.Оптическая сила плоскопараллельной пластины равна нулю (параллельные лучи после прохождения пластины остаются параллельными). А так как оптическая сила сложенных вместе тонких линз равна алгебраической сумме оптических сил отдельных линз, то получается, что оптические силы линз равны по модулю и противоположны по знаку.

ЗАДАНИЕ 5 . 1.Уровень воды понизится.

2.Камень, лежащий на дне бассейна, вытесняет воду в объеме своего тела. Для камня, плавающего в лодке, вес вытесненной воды равен весу камня в воздухе. Учитывая, что плотность камня больше плотности воды, получаем, что в этом случае объем вытесненной воды будет больше объема камня.

ЗАДАНИЕ 6 . 1.В сильные морозы скольжение ухудшается.

2.При трении лезвия о лед выделяется теплота, и тонкий слой льда, прилегающий к лезвию, плавится. Образующаяся вода играет роль смазки. В сильные морозы эта смазка не образуется, так как количества теплоты, выделяющейся при трении, недостаточно для нагревания и плавления льда

ЗАДАНИЕ 7 . 1. Разными. Барометр, находящийся в школьном дворе, покажет большее значение.

2.Значение атмосферного давления зависит от высоты относительно поверхности земли. Следовательно, атмосферное давление в кабинете на пятом этаже меньше, чем в школьном дворе.

ЗАДАНИЕ 8 . 1.Не обязательно.

2.Тонкая пленка будет растекаться по поверхности воды только до определенных пределов, так как толщина пленки не может быть меньше диаметра молекул маслянистой жидкости. Если площадь поверхности воды больше максимального размера масляного пятна, то пленка не закроет всю поверхность воды, если меньше - то закроет.

ЗАДАНИЕ 9 . 1.Нельзя.

2. Пучок света от кинопроектора в зеркале будет отражаться в соответствии с законом отражения, то есть изображение увидят только зрители, сидящие на тех местах, где проходит отраженный луч. Чтобы изображение могли увидеть все зрители в зале кинотеатра, необходимо сделать экран из материала, рассеивающего свет.

ЗАДАНИЕ 10 . 1.Уровень воды меняться не будет.

2.Масса воды, вытесненная плавающим льдом, в точности равна массе льда. При таянии лед превращается в воду той же массы и занимает тот же объем, что и вытесненная первоначально вода.

ЗАДАНИЕ 11. 1.Сила давления уменьшится.

2.Модуль силы давления равен разности действующей на камень силы тяжести и архимедовой силы. При растворении поваренной соли средняя плотность жидкости увеличится, следовательно, увеличится сила Архимеда и уменьшится сила давления камня на дно сосуда.

ЗАДАНИЕ 12. 1.Цепь замкнется, и лампа загорится.

2.Когда доска начнет свободно падать, то наступит состояние, близкое к состоянию невесомости. Гиря практически станет невесомой и перестанет действовать на пластину, пластина постепенно выпрямится и замкнет цепь.

ЗАДАНИЕ 13 . 1.На большую величину изменилась внутренняя энергия первого шарика.

2.Первый шарик, упав в песок, остановился, следовательно, изменение его внутренней энергии равно его начальной механической энергии, поскольку вся механическая энергия превратилась во внутреннюю энергию шарика и песка. Второй шарик отскочил и поднялся на некоторую высоту, следовательно, изменение его внутренней энергии равно разности его начальной и конечной потенциальной энергии.

ЗАДАНИЕ 14 . 1. Более сильные тормоза должен иметь грузовой автомобиль.

2.Масса грузового автомобиля больше, чем масса легкового автомобиля, следовательно, при одинаковых значениях скорости грузовой автомобиль обладает большей кинетической энергией, чем легковой, и для его остановки должна быть совершена большая работа. Соответственно, при одинаковом тормозном пути сила, вызывающая торможение, для грузового автомобиля должна быть больше, чем для легкового.

ЗАДАНИЕ 15 . 1.При запуске с Луны потребуется меньше топлива.

2.Чтобы ракета стала искусственным спутником Земли, ей надо сообщить первую космическую скорость, равную приблизительно 8 км/с. Для запуска ракеты с Луны нужна меньшая скорость: ведь сила тяжести на Луне примерно в 6 раз меньше, чем на Земле.



Публикации по теме