Вся правда о том, кто такие эмо.

Они окрасили мир в черно-розовый цвет. Их «герб» - разбитое (растерзанное) сердце. Любовь, смерть, страдания и боль - то, чем поглощены души этих печальных, не желающих взрослеть детей и подростков.

Не все из них настоящие эмо. Просто сейчас модно - противопоставлять «холодному миру зла, денег и обмана», свою мечтательность и детскую чистоту души.

Все бы хорошо, если бы слишком увлекшиеся молодые и ранимые не возводили в культ страдания и душевную боль, решаясь на крайний шаг. Заигравшись в несчастного одинокого ребенка, принятое решение порезать вены или прыгнуть с крыши, кажется им оправданным и единственно верным. Почему дети эмо решаются на самоубийство? Что делать родителям, чей ребенок стал эмо, рассказала психолог-консультант Ядвига МОНИЧ.

Почему? Откуда? Как?

Опрометчивым будет утверждение, что эмо чаще других пытаются покончить с собой. Скорее подростки, склонные к суициду, депрессии, испытывающие дефицит любви, в большинстве своем выбирают эту субкультуру.

Если расширить рамки причин такого явления как самоубийства, посмотрите, что происходит? Раньше всеми силами человек стремился выжить, сегодня инстинкт самосохранения размыт, особенно в молодежной среде. Причины?

  • Утрачена связь поколений. Раньше семьЯ - родители, их сестры, братья, дети, бабушки и дедушки - все жили вместе. Поддерживали и помогали друг другу. И продолжение рода у людей, что называется, было в крови. Сейчас родственные связи разорваны - каждый сам по себе.
  • Ныне во главу угла поставлена не жизнь человека, а материальные ценности. Важно не то, что ТЫ - ЕСТЬ, а то, ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ! Нет дорогих часов, крутой машины, острова и личного самолета - ты в этой жизни ничего не стоишь.
  • Люди теряют связь с землей! Когда ребенок растет среди асфальта, у него не формируется восприятия жизни как таковой. И ощущение себя, как частицы мира, части жизни начинает постепенно исчезать.
  • Из TV новостей на нас потоком льется негатив: перечисляется, сколько людей погибло в автокатастрофе, сколько стали жертвами терактов и пр. Это угнетает психику любого человека, молодого особенно.
  • Сейчас как никогда люди испытывают острый дефицит любви. И если вспомнить классика, ныне самая большая роскошь, не общение - общаемся мы много, но поверхностно, не сопереживая и не вникая - времени нет! В большом дефиците сейчас любовь.

Пропал? Сам найдется!

Сейчас уже не удивляет то, что лет 10 назад казалось невозможным. Создается впечатление, что люди заняты исключительно зарабатыванием и приумножением денег.

За советом пришла молодая женщина - красивая, ухоженная, есть свой бизнес. В семье большие проблемы - пропал 13-летний сын. Две недели его нет дома. Звонили друзьям, знакомым - найти не могут.

Спрашиваю: почему не заявляете в милицию! Знаете, что отвечает мама? «Вдруг после этого нами налоговая заинтересуется...». Понимаете? Страх даже «теоретически» лишиться далеко не последних средств больше страха потери родного ребенка. Шокирующая действительность.

Еще одна мама. У этой дочь также не ясно куда пропала - контактов не было более 10 дней. В ходе нашей беседы, раздается телефонный звонок - это звонит ее девочка. Я тут же пишу на листе маркером: «Скажите прямо сейчас: «Я люблю тебя!!! Я так переживаю...».

Женщина договаривается о времени и месте встречи с ребенком, далее еще звучат какие-то детали и - «отбой». Спрашиваю, почему же она ничего не сказала о своих чувствах. И слышу в ответ: «Я 15 лет не говорила, что люблю ее. Она же сразу поймет, что-то не так»...

Дети растут в достатке, даже в роскоши - у них, вроде все есть, но они не чувствуют себя любимыми и нужными. Нет поддержки, понимания и сопереживания, нет заботы и интереса со стороны родителей. Нет той пуповины, которая связывает ребенка с этой жизнью.

Они делают вывод: если я не ценен для самых близких людей, я ничего не значу. Происходит самооторжение и самоотрицание. Подросток начинает искать таких же - себе подобных. Они собираются и греются друг с другом. Эмоционально... Вот вам и ЭМО!

Обойдешься!!!

И еще одна сторона - родители, которые жалеют денег на своих детей. Они уверены - ребенок им обходится слишком дорого. И это притом, что опять же семьи не назовешь бедными. Но когда встает вопрос, покупать ли дорогой антибиотик ребенку, необходимый для лечения заболевания или класть его в стационар на бесплатное лечение, взрослые выбирают второй вариант.

Или еще пример. Девочка буквально вымаливает у родителей единственные джинсы. Ребенок страшно боится за сохранность этой вещи. Получается, что она падает и сильно ушибает себе колено. Ту истерику, которую ей закатил отец, сложно передать словами. А смысл всего следующий: «...сколько мы денег на тебя потратили».

Видишь такие судьбы и понимаешь: некоторые родители, оставленные детьми в доме престарелых, и есть те жестокосердные и равнодушные по отношению к собственным сыновьям и дочерям люди. Иного финала их жизни быть не могло.

Станьте друзьями!

Дети эмо отгораживаются от мира длинными челками, рисуют черной подводкой глаза, ретушируя губы и все лицо, делая их бледными. Глаза - вот главное, в них вся боль, вся тревога.

Их цвета черный и розовый. Черный - извечный символ скорби, печали, желания «закрыться». Розовый - надежда на любовь, романтику и нежность. И если вы увидели атрибутику эмо у своего ребенка, не паникуйте, предполагая, что завтра же он готов порезать себе вены.

Займите позицию не ментора, а друга. Что в таких случаях делает друг? Он интересуется: послушай, а что значит этот значок на твоей майке?; какая музыка тебе нравится, принеси диск, послушаем вместе (вы должны знать, что эмо - это изначально музыкальное направление, которое появилось на западе в середине 90-х). Спросите, почему он сделал пирсинг, что для него это значит.

Когда вы спрашиваете заинтересованно, доброжелательно, когда вы не готовы агульно отрицать и критиковать, ребенок расскажет вам все! Вот тогда вы получите абсолютную возможность оказывать на него влияние.

Основная ошибка в такой ситуации - это бесконечные нотации и критика. Сейчас ваша задача - присоединиться к увлечению сына или дочери. Давление породит только сопротивление и агрессию, желание сделать что-то вопреки - «назло».

Подружитесь с друзьями и подругами вашего ребенка. Пусть придут к вам в гости, пусть даже с пивом. Потом вы предложите им чай с тортиком, и они, поверьте, не откажутся.

Не воспитывайте их и в том случае, если вид у них какой-то «странный». В конце концов, во все времена, молодые искали себя и способ самовыражения. Им важно почувствовать себя причастными к какому-то коллективу, сообществу.

Пусть ребенок «потусуется» с разными представителями модных течений в подростковой среде. Вы все равно не сможете ему этому запретить, заперев на замок.

«Зачем все это...»?

Сколько раз в день вы обняли своего ребенка? Сколько чмокнули в щеку? Он уже взрослый и это не важно? Ошибаетесь! Ведь это проявление вашего к нему отношения. И даже если ваш 13-летний «малыш» росточком за 180 см, «выкручивается» из маминых объятий, они для него знак - он любим, он нужен!

Иногда подросток всем своим видом кричит, что он на грани, но его не слышат. И только когда случается прецедент самоубийства, с родительских глаз спадают шоры.

Мне приходилось беседовать в больнице с двумя молодыми людьми эмо 15 и 16 лет. К счастью их попытки суицида были неудачными. И с их стороны это не было позерством, желанием кого-то напугать.

Оба случая хрестоматийны: папы и мамы занимают руководящие должности, они обеспеченные, социально успешные люди. Никто из них не желал поступиться своими профессиональными интересами. А дети были сами по себе - они не создавали проблем, хорошо учились и все, вроде, было в порядке. Но от одного и другого мальчика на вопрос, почему ты сделал это с собой, мы услышали: «Я никому не нужен. И вообще, зачем все это...».

Лидер и тихоня

Дети-лидеры более открыты, потому понять их настроение намного легче, чем «рассекретить» тихого и неразговорчивого ребенка. Он мало кого впускает в свой мир, а переживать может очень глупо и остро. Лидеры обычно все выплескивают - радость, грусть, у них все откровенно, эмоционально, ярко.

С детьми интровертами надо быть очень внимательными. И если ваш тихоня стал эмо, чаще общайтесь с ним. Едете на природу, на дачу? Берите не только своего ребенка, но и его подругу, друга. Приглядитесь, как они общаются, о чем говорят. Так вы больше поймете, чем живет ребенок, что у него на душе.

И еще никогда не загоняйте тихоню в рамки. Не предоставляйте ему узкий выбор или полное его отсутствие. Интересуйтесь его мнением! Всегда, даже «в мелочах». Покажите ему несколько выходов в любой ситуации. «Давай вместе подумаем, как лучше - так или так?».

Обязательно интересуйтесь мнением ребенка! Даже «в мелочах». Всегда обращайте внимание на настроение: он грустный, иногда подавлен? Это не дурь и не детская блажь.

Родителям, напуганным информацией о том, что дети эмо - потенциальные самоубийцы, можно сказать одно: если в семье есть любовь, если ребенок чувствует, что в этой жизни он дорог хотя бы одному человеку, он не пойдет на крайний шаг. Дайте ему уверенность, какими бы ни были проблемы, всегда можно найти выход: «Что бы ни случилось, у тебя есть я, мы - твои родители! И мы всегда придем на помощь!».

Папы и мамы в таком случае застрахованы от неожиданности, что сын или дочь «внезапно» исчезнет, прыгнет с крыши или перережет себе вены. Случайностей не бывает.

Задача родителей не только дать кров и обеспечить материально! Главная их «работа» - это социализация ребенка. Воспитание в нем уверенности, радостного восприятия себя и жизни. Ведь в этом мире так много красоты, любви, гармонии и счастья! Главное - покажите, это своим детям.

И тогда ваше любимое чудо-эмо превратится в уверенного и мудрого молодого человека, умную и рассудительную барышню. Они обязательно будут успешны и счастливы. Просто вселите в них эту уверенность.

Ребенок ЭМО.

Ваш ребенок выкрасил волосы в черный цвет? Его одежда, на Ваш взгляд, выглядит как что то среднее между карнавальным костюмом и убранством огородного пугала? Рюкзачок украшен множеством значков и мягкими игрушками? Все тетради изрисованы плачущими ангелами, разбитыми сердцами и прочими «скорбными» атрибутами? Общается он только с себе подобными, такими же странными, по Вашему мнению, подростками? Не пугайтесь, Ваш ребенок играет в ЭМО. Именно играет. У основной массы родителей такое поведение подростка почему-то всегда вызывает яростную реакцию непримиримой борьбы с подобными «безобразиями». И начинается борьба! И, чем настойчивее Вы боретесь, тем сильнее сопротивляется ваш ребенок. Он начинает чаще чем обычно уходить из дома к таким же, как он. Поведение его становится все более вызывающим. Между вами растет пропасть непонимания … Остановитесь! Задайте себе логичный вопрос – а с чем, собственно,вы так самозабвенно боретесь?

ЭМО – это одна из многочисленных молодежных субкультур, представители которой считают основным принципом жизни выражение эмоций в крайней их степени, вплоть до суицида. Но не надо бояться этого страшного слова в данном контексте. Если у подростка, как и у любого человека, действительно существуют суицидальные мысли и настроения, то, обычно он это тщательно скрывает. Реально существующую угрозу суицида крайне сложно бывает распознать даже самым внимательным родителям и очень близким людям. Если же Ваш ребенок ЭМО, то в 99% случаев это говорит о том, что у него существуют совершенно нормальные временные подростковые проблемы: стремление установить границы своей личности за счет противопоставления себя остальной массе, в то же время желание самоутвердиться за счет принадлежности к конкретной стае (да, мы не так далеко ушли от наших четвероногих братьев, и выживать нам тоже легче в стае).

Помимо этого, игры помогают ребенку преодолеть свои страхи, а их, как утверждают исследователи, у детей великое множество – это и страх смерти, и страх одиночества, и страх быть не принятым в социуме, а также многие другие. Так вот, культ суицида в субкультуре ЭМО есть ни что иное, как проигрывание сценария смерти. Это, в какой-то мере, своеобразная замена религиозной идеологии, которой современное поколение, к сожалению, лишено. Ведь у выросшего в верующей семье человека не возникает мучительного вопроса — что такое смерть.

Самое интересное, что в подавляющем большинстве случаев детям просто нравится определенная атрибутика. Одежда ЭМО, особенно ЭМО-герлз, бывает действительно очаровательной, по-детски милой. Обилие смайликов, значков и игрушек говорит о том, что детство еще не прошло и их обладатели пока не собираются с ним расставаться. И только для очень небольшой части подростков-неформалов имеет значение собственно идеология самой субкультуры.

Сегодня существуют многие другие молодежные движения. Наиболее известные среди них: панки (те, что ходят с цветными волосами и выбритыми висками, с изобилием пирсинга во всевозможных местах), готы (те, что вечно в черном и гуляют на кладбищах – не путать с ЭМО, у которых черный традиционно сочетается с розовым), всем известные рокеры, металлисты, гопники и т.д. и т.п. Перечислять можно долго, но суть от этого не меняется, психологические проблемы у подростков одни и те же, просто внешне они их по-разному выражают.

Теперь вернемся к нашему вопросу – с чем Вы боретесь? И нужна ли эта война? Не кажется ли Вам, что гораздо лучше в этой ситуации помочь ребенку быстрее и легче переболеть этой детской болячкой? Для начала сами расслабьтесь и хорошенько подумайте: действительно ли так страшно, что дочь выкрасила волосы в черный цвет? Это же ведь только волосы, они потом снова отрастут! Разрешите ей это. Тем самым Вы убьете половину желания, потому что ребенку нет смысла протестовать против того, что никто не запрещает. Потом как бы мимоходом заметьте, что просто цвет ей не очень к лицу, она выглядит бледной и нездоровой. Или что у пяти ее одноклассниц такой же цвет волос и прическа, что давеча Вы ее чуть не перепутали с соседской девочкой. Дайте дочери понять, что результат получается обратный ее желанию выделиться из толпы. Только ни в коем случае не критикуйте саму культуру ЭМО, готов или других молодежных субкультур. Действуйте, как разведчик в окружении врагов – осторожно, но настойчиво.

Та же ситуация и с пирсингом – эти украшения всегда можно вынуть и через некоторое время не останется даже шрама. По поводу татуировок очень хорошо помогает охладить пыл подростка вопрос, как этот ангелочек на животе или груди будет смотреться на теле женщины в сорок лет и старше. Или что ваш сын скажет своим детям, когда они у него будут, о своей татуировке в виде листьев марихуаны. Уверен ли он, что дети будут гордиться таким отцом? А если он будет работать на руководящем посту, поможет ли это его карьере? Адекватной заменой может послужить вариант временной тату из хны.

Больше разрешайте своим детям. То, что разрешено родителями, быстро теряет свою ценность. Напротив, жесткий запрет и обида непонимания останутся в душе очень надолго. Если Вы видите человека, уже давно вышедшего из подросткового возраста, но продолжающего играть в игры с переодеванием – можете быть уверены, что его бунтарские настроения обильно подкармливали в свое время борьбой с ними. И теперь они приобрели для него значимость, которую он не в состоянии адекватно оценить. Он просто не повзрослел. Вы же не хотите подобной судьбы своим детям? Так дайте им свободу и возможность преодолеть этот трудный этап жизни – подростковый возраст. А для этого постарайтесь быть внимательными и не зацикливайтесь на внешней стороне дела.
Помните – всегда надо выслушать мнение ребенка, затем озвучить свое и дать подростку возможность выбора. Не надо недооценивать своих детей – они вполне способны принимать здравые решения.

Воспитание детей – трудоемкое дело. Но со временем оно приносит замечательные плоды!

Странные девушки и парни с черно-розовыми прядями волос, детский стиль одежды с яркими аксессуарами, заколками и браслетиками, одежда с рисунком расколотых черепов. Не сложно догадаться, о ком пойдет речь. Кто они такие — дети эмо?

Наверняка многим понятно, что название субкультуры «ЭМО» происходит от слова «ЭМОциональный». Изначально эмо существовали в Америке в 80е годы. Только тогда это были не разукрашенные дети, а участники панк-групп, которые играли необычную для тех времен музыку. Отличительной чертой таких групп был «чистый вокал», лиричность и чрезмерная эмоциональность. Отсюда и пошел данный характер субкультуры эмо.

Со временем субкультура эмо стала выходить за грани музыкальных групп и начала оставлять отпечатки на умах современной молодежи. Сейчас стало модно показывать всему обществу свое душевное состояние. Эмо собираются в компании и делятся своими мыслями. А мысли у них обычно о непрекращающейся депрессии. Такой молодежи свойственна частая смена настроения, причем без повода. Если обычный человека спросить ЭМОциональное дитя «Как дела?» , то в ответ услышит безразличное «нормально…». У представителей субкультуры эмо есть только 2 состояния: им либо очень весело, либо до ужаса грустно.

Естественно, хуже всего, когда им грустно. Так начинаются затяжные депрессии, ненависть к людям и к окружающему миру, беспричинные слезы и истерики. Конечной точкой такого поведения являются мысли о суициде. И эмо не стесняются говорить об этом напрямую. Ведь главная чета этих подростков- искренность во всем. Они считаю, что таким способом они самовыражаются и самоутверждаются.

Такие дети очень часто заигрываются в роль мучеников этого злобного мира, их символом по жизни становится растерзанное сердце на черно-розовой футболке. В реальности они стараются как можно натуралистичнее доказать всем, что они не обычные и способны на поступки. Но для этого они выбирают совсем не подходящие методы. Как быть родителям и преподавателям в школе, если в их семье или классе появился эмо-кид?Как его понять и принять, стоит ли насильственно заставлять ребенка отказаться от субкультуры эмо?

Утверждение о том, что эмо пытаются чаще остальных детей покончить с собой будет не совсем верным. Скорее всего именно те дети, которые задумываются о суициде, выбирают для себя субкультуру эмо. Но почему же у будущего поколения напрочь отсутствует инстинкт самосохранения? На это есть ряд причин.

Во — первых, все депрессии, хандры от утраты связи с другими поколениями. Что уж скрывать, в наше время родители редко интересуются жизнью своего чада. Максимум что может спросить у подростка его родитель, это «Как дела в школе?». На что ребенок, конечно же, ответит: «нормально».

Материальные ценности так же являются главное причиной выбора эмо как субкультуры и мысли о суициде. Современные дети настолько избалованны, что, если не купить им очередной новый телефон или модную вещь, они сразу же впадают в депрессию и жалуются: «Мне так плохо живется». В этом случае всем родителям стоит не забывать о правильном воспитании своего ребенка.А именно о том, что духовные ценности гораздо важнее материальных.

Но не только родители вкладывают в ребенка воспитание. Этим занимаются и учителя. Эмо в школе обычно «забитые», тихие, но выделяются из толпы своим внешним видом. Не трудно заметить такого ученика. Если педагог увидел эмо-кида в коридорах школы, не нужно проходить мимо, необходимо поговорить с ребенком, выяснить причины такого поведения и постараться решить их.

Но главное в таком разговоре — не потерять доверие подростка. Мудрый учитель сразу же объяснит всему педагогическому составу, что с этим ребенком нужно вести себя не как со всеми. Лучше всего будет разработать вместе с коллегами план, в котором будет описано «спасение» такого ученика. И, конечно же, нужно подключить к этой проблеме родителей. Без их помощи преподавателю не справиться. Если эмо-ученик захочет поговорить, его всегда нужно выслушать.

Им не хватает понимания и сопереживания, именно поэтому они и припадают к таким субкультурам. В качестве примера можно привести случай с перевоспитанием девочки-эмо в гимназии №10 города Минска. Учителям удалось заинтересовать ее психологией, мировой литературой, и упрямый подросток превратился в умную красавицу. Но ради этого было сдвинуто не мало гор.

На протяжении года социальные работники, преподаватели, родители следили за ней, помогали ей выбирать правильный путь, подсказывали. Естественно, были и проблемы. Девочка сбегала ото всех в свою компанию других таких трудных подростков. Но со временем начала понимать, что это всего лишь игра, а заигрываться в нее нельзя. Сейчас она выпускница медуниверситета по профессии психотерапевт, успешно выступает на Минском радио с советами и консультациями. В жизни каждого подростка есть трудный переходный возраст, но она смогла его преодолеть. И в этом ей помогли чуткие и понимающие учителя.

В нынешнее время в школах, для выявления к принадлежности эмо, проводятся мониторинговые исследования. В таких тестах нет вопросов, поэтому его не просто обмануть. Эти тесты цветовые. Каждый цвет, выбранный ребенком, рассказывает о его творческих способностях, отношению к курению, выпивке, здоровому образу жизни.

Такие тесты могут показать, на поведение какого ребенка учителям стоит обратить внимание. Есть и другие способы наблюдения за детьми в школе- анкетирование, общение с ребятами. Вообще, положено 1 раз в месяц проводить в классе открытые уроки на тему «Каким я вижу свое будущее».

Через такое сочинение любой образованный педагог увидит, в опасности ли ребенок, или же с его психикой все в порядке.Если в сочинении будут апатичные мысли, нежелание ничего делать и куда-либо идти — стоит бить тревогу. Самое ужасное, если от природы любознательному существу ничего не нужно от жизни. Нужно скорее выяснять причины

Участились случаи, когда дети уходят из дома. Родители сбиваются с ног, ища родное дитя. Но им даже в голову не придет, из за чего эмо-ребенок ушел. Невозможно компенсировать отсутствие любви и ласки деньгами. Даже если ребенок обеспечен, ему всегда будет не хватать родительской любви. А именно по этой причине эмо и сбегают из дома, собираются своими группами и выговариваются друг другу.

Родители с ребенком должны быть друзьями, а с ЭМОциональными детьми уж тем более. Когда подростки рисуют черные стрелки на глазах и разрисовывают их темными тенями, это не эпатаж, а способ выразить свою боль на лице. Черная челка на все лицо отделяет их от этого мира. Тут не помогут ни ругань, ни крики. Все это еще больше усугубит ситуацию.

Обычно детей, принадлежащих к субкультуре эмо, ненавидят в школе. Особенно под горячую руку недоброжелателей часто попадают эмо парни. Им достается больше всех. Таких подростков шугают старшеклассники, вымогают с них деньги, но что хуже всего — их избивают. Если педагог заметит такую ситуацию в коридорах своей школы, он просто обязан обратиться за помощью к коллегам и защитит ребенка-эмо.

Эмо-подростки создают себе отдельный мирок. Жизнь в этом мирке состоит из протестов, направленных на реальный окружающий мир. Все свое существование эмо борются со стереотипами о них. Точнее они считаю, что все эти мнения психологов ошибочны. Ведь они то уверены в своей личной правде. ЭМОциональные думают, что обычные люди усложняют им жизнь специально.

Главное убедить такого ребенка, что это не так. Но не в коем случае нельзя без фактов и аргументов просто настаивать на своем правильном мнении. Таких трудных подростков нужно переубеждать аккуратно, постепенно. Всегда нужно учитывать их мнение, оно для них самое важное и правильное. И нужно смириться, что, для изменения внешнего облика и психологического состояния эмо-кида должно пройти время. Иногда и не мало времени.

Не удивительно, что родители и учителя, читающие данную статью, напуганы. Информация о том, что эмо-дети чаще остальных склонны к суициду — не из приятных. Но можно сказать одно, что если в семье есть гармония и любовь, если ребенок чувствует свою значимость для родителей и учителей, то его обойдет стороной эмо-волна. Подросткам в переходном возрасте нужно давать уверенность, что из любой ситуации есть выход. Стоит только захотеть.

Необходимо уверять его, что родители или учителя всегда помогут и поддержат, что он не останется один в трудную минуту. Если эти правила буду соблюдаться, то коллектив школы и семья будут застрахованы от того, что однажды их чадо заявится домой с длинной розовой челкой, черными глазами и ярким черепом во всю грудь и в слезах станет жаловаться на то, как ему плохо живется.

Всегда нужно обязательно помнить, что задача родителей — не только дать крышу над головой, а задача преподавателей — не только отвести 45минутный урок, а так же вкладывать в ребенка понимание общечеловеческих ценностей и формирование личности будущего взрослого человека.

Главная работа- это социализация ребенка. Люди должны быть чуткими, отзывчивыми,добрыми, жизнерадостными. А кто, как не родители, воспитает это в них? Будущее всей Земли в руках современной молодежи. Если они пойдут по неправильному пути, забудут про настоящие ценности, весь мир рухнет, как карточный домик.

Становится понятно, что данный период в жизни подростка очень трудный. Хотя иногда сам эмо этого и не осознает. Возможно, этот совет пригодится родителям и учителям: не забываете про детей, интересуйтесь их жизнью!

Текст: Алиса ОРЛОВА
Фото: Вячеслав ЛАГУТКИН


В криминальной хронике мелькает тревожная информация: «школьницы-эмо совершили групповое самоубийство», «обезврежена банда готов-сатанистов». В школах им запрещают «появляться в черной одежде», милиция ставит на учет, а государственные чиновники сочиняют законы, призывающие ограничить влияние вредоносной идеологии: готов и эмо обвиняют в том, что они пропагандируют пессимизм, упадничество и смерть. Правда, в результате черного пиара их популярность только растет, а сами неформалы почувствовали себя чуть ли не диссидентами и уже организовали пару митингов по борьбе за свои права. Так кто же они такие -- эти эмо и готы? И нужно ли с ними бороться?
Эмо (от «эмоции») -- субкультура возникла вокруг эмо-музыки, основанной на перепаде сильных эмоций. В одежде эмо-киды (от англ. kid -- ребенок) предпочитают черный (грусть и одиночество) и розовый (радость) цвера, носят «рваные» челки до глаз, кеды или матерчатые тапочки, любят полоску и клетку, галстуки и жилетки, «почтальонские» сумки, увешанные значками с детско-пиратской символикой -- череп, кости и плюшевый медведь. Эмо-киды не стесняются cвоих эмоций, культивируют бурное проявление и горя, и радости. Девочек среди них значительно больше, чем мальчиков.
Готы носят черную одежду, некоторые одеваются «под старину» -- жабо, кружева, длинные юбки у девушек. Красят в черный цвет волосы, девушки используют в макияже черную губную помаду и такой же лак для ногтей, любят депрессивную, мрачную музыку, много читают, часто сами пишут стихи, интересуются мистикой, декадансом, любят смотреть ужастики. Готы часто гуляют по кладбищам, причем чем древнее кладбище, тем больше там готов. Нынешние готы не имеют ничего общего с древним народом, а похожи на гламурных панков. Именно из них и вышли первые готы.

Одинаково разные «Субкультура -- не имидж, а мировоззрение», -- это в разных вариациях можно прочитать на любом форуме нынешних неформалов. Но внутри тусовки ребята -- очень разные, «типичных готов» или «среднестатистических эмо» в природе не существует. Классификация не срабатывает даже по внешним признакам, внешняя атрибутика вторична. К тем, для кого она -- главное, в тусовке относятся снисходительно: «Они в субкультуру играют, а мы этим живем». Никто, кстати, от разговора не уклонялся, наоборот, очень радовались, что кто-то пытается их понять.
-- У меня была попытка суицида, я таблетки съела, -- призналась Кира. И спохватилась: -- Только маме не говорите.
-- Училка по литре меня с урока выгнала. Потому что я «Погиб поэт, невольник чести» прочитал как рэп. Ничего она не понимает, Печорин был типичным готом. Да и Ленский тоже, -- рассуждает Илья.
-- Не слушайте тех, кто вам скажет: «Я -- эмо» или «Я -- гот». Это пОзеры говорят. Настоящий гот умом выделяется, а не ярлыки на себя вешает, -- учит меня Олеся и добавляет: -- хождение в церковь -- тоже позерство, Бог в душе должен быть.
-- Маша, отчего вы всегда ходите в черном?
-- Это траур по моей жизни. Я несчастна.
А вот это уже не из разговоров с готами, а из пьесы Чехова «Чайка». Помнят ли в таком контексте школьную программу сами учителя?

«На мой вопрос, зачем они так одеваются, девочки-эмо ответили: все вокруг такие серые, а мы -- яркие», -- рассказывает преподаватель истории Лидия Федотова. Педагог считает, что именно желание выделиться заставляет детей надевать на себя странную одежду и даже резать вены. «К счастью, вены они режут понарошку, чуть-чуть, лишь бы остались тонкие линии шрамиков. И делают это единицы. В нашей школе таких детей нет, мои ученики знают о них понаслышке и называют пОзерами, -- продолжает Лидия. -- По характеру, воспитанию, интеллекту все неформалы очень разные. И семьи у них очень разные. У меня в классе есть девочка-панк из неблагополучной семьи, она -- очень агрессивная. А, например, весной у нас с отличием закончила школу девочка, которая написала реферат о психологии эмо. В нем она защищала эту субкультуру, писала, что на эмо незаслуженно навешивают ярлык самоубийц. Единственно, что тревожит: все ребята признаются, что со своими проблемами они пойдут в тусовку, а не к родителям».

Самоубийство рассчитано на родителей
Аня недавно поступила в колледж, подрабатывает в магазине косметики, на тусовки ходит редко. Любит «книги, музыку и одиночество», пишет стихи. В одежде предпочитает черный цвет. Считает себя христианкой, но с Богом предпочитает общаться «без посредников», правда, у нее накопилось много вопросов к священнику. И только в конце разговора выяснилось, что черные рубашки с длинным рукавом хорошо скрывают порезы на запястьях: «Нет, я жизнь люблю, просто иногда тоска нападает. Мама и не догадывается. Не хочу ее огорчать». С Аней мы познакомились на одном из готических форумов, там ее звали Анабель.

По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас Россия по количеству самоубийств занимает второе место в мире. Ежедневно приговор себе выносят около 100 человек. В 2007 году покончили с собой около 3 тысяч детей и подростков в возрасте до 20 лет. И хотя в прессе то и дело мелькают заголовки типа «13-летняя школьница повесилась из-за музыки эмо», специалисты уклончиво говорят, что точной статистики по самоубийствам среди различных молодежных групп у них нет, и привязать случай суицида к конкретной субкультуре сложно.

«В нашем отделении суицидентов около 30 процентов, среди них есть и подростки, -- рассказал заведующий кризисным отделением ГКБ № 20 кандидат медицинских наук Вадим Моисеевич Гилод . -- Готы и эмо тоже встречаются, но бывает, что попадают к нам и дети священников».

По мнению врача, тяга подростков к смерти обусловлена тем, что у них еще нет понятия ценности собственной жизни. «Она появляется с возрастом и связана с тем, сколько душевных и физических сил ты потратил, чего добился, как тебя оценивают окружающие, -- говорит Вадим Гилод. -- А подросток еще ничего не сделал. У него ценность жизни складывается из отношений с родителями. Они самые близкие и значимые люди. И подростковое самоубийство почти всегда рассчитано на них: он пытается напугать их или разжалобить, чего-то от них добиться. Например, чтобы не ругали за двойку или за то, что стащил деньги из дома. Существует два вида суицида. Монологический -- когда человек уже все решил и молчит. Это у подростков редкость. И диалогический -- когда человек вначале подает сигналы: говорит о бессмысленности своей жизни, о боли, которую он не может перенести. Период “предсуицида” может длиться день, два, месяц, год. В этот момент надо человека слышать, отвести его к специалисту. Общение со священником тоже может помочь, разумный священник атрибутики не испугается.

А вообще дети, которые стремятся выделиться с помощью атрибутики и эпатажа, всегда проблемные. У них всегда есть эмоциональные конфликты в семье. И они ищут взаимопонимания среди таких же обиженных. Своим вызывающим видом они призывают нас обратить на себя внимание. Если ребенок не находит дома внимания -- он идет на улицу или в интернет. Неполные семьи тоже серьезный фактор риска. У девочки отец ушел в другую семью, там у него ребенок. А дочь, для которой папа был авторитетом, чувствует себя лишней. Злится на мать -- ведь та “упустила” отца. И уходит в группу подростков, которая имеет такие же проблемы, там пробует наркотики, переживает кризис… А может быть, и думает о самоубийстве».

Потребители эмоций

Михаил Хасьминский, психолог православного кризисного центра при храме Воскресения Христова на Семеновской , считает, что современные подростки не имеют никакого представления о том, как реально выглядит смерть. Они ее романтизируют, видят что-то вроде спектакля -- гроб в цветах, все рыдают. Хасьминский вместе с судмедэкспертом Петром Розумным написали ряд статей на эту тему. Одна из них -- «Суицид без розовых очков», посвященная тому, как выгладит самоубийство на самом деле, -- пользуется у подростков большой популярностью и широко обсуждается в сети.

«С молодыми людьми, которые хотят покончить с собой, мы общаемся на форуме сайта “Победишь.ru” , с которым я сотрудничаю, -- говорит Хасьминский. -- Этот форум в некоторой степени сейчас стал заменой телефонам доверия. Часто первое, что делает современный подросток, когда собирается покончить с собой, -- идет в интернет. Подростки не догадываются, что на одно “удачное” самоубийство приходится от десяти до тридцати неудачных, после которых человек тяжело и мучительно умирает в больнице или становится инвалидом. Человек режет вены или вешается, его спасают, но от недостатка кислорода погибли важные клетки мозга. “Вышел” из окна десятого этажа, выжил, но остался на всю жизнь прикованным к кровати. Съел горсть разных таблеток, вообще результат непредсказуемый -- от язвы желудка до мучительной и долгой смерти. Выпил уксусную эссенцию -- после нескольких месяцев страшных мучений вышел из больницы с искусственным пищеводом, вшитым под кожу.

Самоповреждения у представителей субкультур -- что-то вроде обряда инициации у древних народов – “я настоящий эмо или гот, я даже вены резал”. Демонстрация суицидальных намерений и невыносимых страданий. Но разбитый череп выглядит неэстетично, а вены -- романтика! Такое вот искаженное представление о красоте. Руки у них действительно ужасные бывают».

Неформальные группы образуются вроде бы стихийно, но, по мнению Михаила Хасьминского, хорошо вписываются в систему общества потребления. «Их направляют взрослые, которые делают немалые деньги на молодежной моде -- книгах, фильмах, одежде, атрибутике, -- продолжает он. -- А бизнес заинтересован в потребителе. Эмо, в свою очередь потребители эмоций, от психотравмирующей реальности они уходят в искаженный собственный мир остро и некритично переживаемых эмоций. Но, добровольно ”отключив” логику, отказавшись от контроля над эмоциями, они уподобляются алкоголикам, у которых переход от любви к ненависти происходит моментально».

Умойся и приходи?

Почему неформалы не ищут ответы на свои неразрешимые вопросы о смысле жизни в вере? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: кто же их пустит в храм с пирсингом и крашеными волосами, в лучшем случае скажут: «Умойся, переоденься и приходи».

Но среди православных пастырей и психологов по этому вопросу нет единодушия. Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище Москвы, бывший хиппи, ведущий проповедь среди рокеров, субкультур не боится: «Люди, которые туда идут, чего-то ищут. Это гораздо лучше, чем если парень “ни холоден, ни горяч” и безропотно принимает ценности современного общества: заработать денег и побольше всего накупить, строить карьеру, продать себя подороже. А представители любой субкультуры в некотором роде романтики и идеалисты. В конечном итоге они ищут Бога».

А вот Михаил Хасьминский уверен, что говорить готам о Боге -- только раздражать их. «У них искаженное восприятие, они все видят криво и при этом уже “все о мире знают”, а если чего-то не знают сами, это знает кто-то из их тусовки, -- говорит он. -- Пока подросток уверен, что он -- центр вселенной, а его тусовка круче всех, он в храм не пойдет. Прийти в храм можно, лишь осознав себя частичкой мироздания. И поняв, что ты должен жить по определенному закону, трудиться, работать над собой. А это для многих неприемлемо. Эти люди придут к вере не скоро. Им нужен какой-то “лифт, чтобы “перепрыгнуть” в своем развитии несколько ступенек. Таким “лифтом” часто бывает серьезный кризис, тогда человек понимает, что в субкультуре нет ответа на вопросы, которые задает жизнь этим кризисом. И тогда он начинает искать и иногда даже находит».
Недавно на сайте Иркутской епархии была опубликована статья о готах, а потом, по ссылке, на форум пришли сами готы и начали дискуссию. В результате готы научились правильно обращаться к священнику, а православные узнали христианские имена готов. Одна православная участница форума написала: «Простите, если чье-то слово осудило вас... Мои друзья хотели просто помочь вам разобраться в ваших ошибках (наверное, все-таки забывая о сотворенных когда-то своих), но от чистого сердца. Если хотя бы один человек задумается над тем, что прочитал на этом форуме и, переступив порог храма, останется там, то мы говорили не зря... Не забывайте, что пройдет время и вырастете вы из своих увлечений и заблуждений, как из старой одежды… и тогда мы будем вас ждать».

Отец Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах, психолог: «Подростковый возраст -- это возраст естественного сумасшествия. С одной стороны, человек ищет независимости и индивидуальности, с другой -- он страшно хочет с кем-нибудь объединиться. И это противоречие заставляет его одновременно идти в обе стороны. Ему, конечно, очень нужно внимание родителей, а вместе с тем ему хочется их послать подальше и делать все по-своему. С одной стороны, ему нужна идея, с другой – он, как нигилист, отрицает все. Это кризис, колебанья на краю родительского гнезда -- и лететь уже пора, но еще страшно».

«Только поймешь, в чем фишка, научишься как-то обходить подводные камни жизни и вдруг замечаешь, что подросло племя молодое и совершенно незнакомое», -- жаловалась я подруге. Из дверей метро вывалилась компания подростков. Судя по одежде, были среди них и эмо, и готы. Эти «эмоготы» явно пытались шокировать прохожих, горланя песню. А вот песня была знакомая, старая -- «Группа крови» Виктора Цоя.

Как быть, если ваш ребенок эмо?


Вадим Гилод
: «Родители должны стать не только поставщиками материальных благ, но быть ребенку семьей! Той ячейкой общества, в которой он чувствует себя защищенным и любимым. Бороться с внешней атрибутикой бесполезно. Мы не имеем права не пустить в школу ребенка, пусть он хоть весь в зелень выкрашен. Знаете, почему запретили выгонять детей с уроков? Потому что он выйдет за школьную ограду, а там его встретят и скажут: “Ты классный парень! В школе все -- идиоты, а мы тебя поймем”. И потом его из этой группы вытащить очень тяжело. Наша задача -- поддержка, понимание, воспитание, создание среды».

Михаил Хасьминский : «Чтобы вывести ребенка “из темного леса”, надо понять эту субкультуру, разобраться, в чем ее деструктивность. Разговаривать с человеком о том, что он делает не так, можно, только четко ориентируясь в его “культуре”. О своей идеологии подростки охотно говорят. Надо выяснить, что подросток думает по тому или иному поводу, и пытаться поменять его ложные ценности. Но спокойно, доброжелательно, с любовью. Без ругани и угроз».



Публикации по теме