Характеристика госпитализма. Госпитализм у новорожденных

Госпитальный синдром у детей – комплекс психофизических нарушений, обусловленных отрывом малыша от матери. Изначально термин применялся в отношении маленьких пациентов, длительное время находящихся в больничных условиях. Понятие было введено психоаналитиком Рене Шпицем в 1945 году. Впоследствии под госпитализмом стали понимать задержку развития ребенка вследствие эмоциональной холодности (депривации) матери в домашних условиях.

Причины госпитализма

У детей

Отсутствие эмоционального и социального контакта с матерью может быть обусловлено двумя основными причинами:

  1. Длительное нахождение в больницах, сиротских домах, детских садах закрытого типа, интернатах. Малыш не чувствует любви, заботы, понимания.
  2. Эмоциональная холодность матери, вызванная психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией, увлеченностью карьерой, особенностями характера.

В группу риска развития синдрома госпитализма входят дети до трех лет, у которых еще мало адаптационных ресурсов; малыши в период возрастных кризов (3 года, 7 лет, переходный период) и дети с неустойчивостью эмоций.

Все вышеперечисленное приводит к депривации – неудовлетворению потребности в общении, тепле, ласке. Встречается полная или частичная форма расстройства. Первая делится на два основных вида - изоляцию и сепарацию.

Изоляция – полное лишение человеческого общения, пример крайней степени – Маугли.

Сепарация – длительное пребывание в закрытых учреждениях без матери. Частичная депривация – бедность эмоциональных контактов мать–дитя.

У взрослых

Причины госпитального синдрома у взрослых, особенно у лиц пожилого возраста: длительное пребывание в закрытых учреждениях – специальных интернатах медицинского профиля (психоневрологические, туберкулезные, кожно-венерологические), в домах для престарелых, тюрьмах и колониях.

Признаки патологии

Вынужденное помещение ребенка в закрытое учреждение проходит следующие этапы:

После отказа матери от малютки в роддоме он остается там на обследование. Если обнаруживается какое-то заболевание: родовая инфекция, черепно-мозговая травма, врожденный порок, – кроху переводят в соответствующий стационар, где он получает лечение и находится под наблюдением 3–4 месяца. После этого грудничка переводят в дом малютки, а с полутора лет – в детский дом.

Симптомы госпитализма воспитанников детских домов

В младенчестве (до 6 месяцев) у детей с нормальным фоном (без врожденных патологий) развитие протекает относительно своевременно. Но после полугода формирование вдруг замедляется, возникает острый феномен угасания. Малыш вял, апатичен, избегает зрительных контактов, не реагирует на ласковое обращение и улыбки, не гулит, у него отсутствует «комплекс оживления». Кроха часто плачет, совершает хаотичные движения руками и ногами. Наблюдается отставание в весе из-за плохого аппетита и нарушение сна. Дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить.

У детей 1–3 лет на главный план выходит нарушение развития коммуникативных навыков. Они поздно начинают говорить, первые слова – «дай», «пусти». Речь неразборчива, лишена интонаций. Малыши избегают общения, в ответ на которое плачут или проявляют агрессию. В этом возрасте ребенок начинает совершать патологически привычные действия: сосет палец, края одежды, выдергивает волосы, грызет ногти, раскачивается, бьется головой о стену. Игрушки использует не по назначению. Предпочитает играть посторонними предметами. Ролевые игры, характерные для сверстников, отсутствуют. Часто запаздывает развитие гигиенических навыков – малыш не удерживает стул и мочу.

У детей старшего возраста преобладают эмоционально-личностные расстройства. Начинаются страхи: тактильного и визуального контакта, боязнь игрушек. Общение поверхностное из-за недоразвития высших эмоций. Детям чуждо чувство сострадания, жалости, стыда, вины. У подростков могут наблюдаться расторможенность, агрессия, асоциальное поведение.

Если ребенка поместили в детдом не с рождения, а уже в сознательном возрасте, его адаптация проходит 3 этапа:

  1. Протест - малыш ищет мать, мечется, хочет убежать, кричит, плачет, отказывается от еды, игрушек, не спит.
  2. Истощение - обессиленное дитя впадает в апатию, никаких движений не совершает, мать не зовет, пытается осознать случившееся.
  3. Адаптация - ребенок начинает приспосабливаться к новой жизни.

Явление госпитализма у детей, помещенных в детские дома, проявляется нарушениями эмоционально-личностной, интеллектуальной, социальной сфер и получил название синдром сиротства.


Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, развиваются по иным механизмам, нежели их ровесники в семье с любящими родителями. Главным успехом нормального психического развития ребенка служит тесный контакт с матерью. Дети в условиях институционализации вынуждены адаптироваться к жизни без любви и поддержки близких. С раннего возраста они привыкают сосуществовать в коллективе сверстников, подчиняться общим правилам, не иметь личного пространства. У большинства из них поздно формируется или вообще не вырабатывается свое Я. У таких детей замечены неуверенность, скованность движений, бедная речь. С самого детства и на протяжении всей жизни они испытывают повышенную потребность в ласке, внимании, что служит причиной формирования многочисленных психологических комплексов. Это затрудняет общение таких людей в зрелом возрасте, создает проблемы в адаптации: в учебе, на работе, в личной жизни.

Клиника госпитального синдрома при частичной депривации

У малышей 6–11 месяцев после внезапного ухода заботливой и любящей матери формируется анаклитическая депрессия, которая выражается плаксивостью, потерей аппетита, снижением веса, заторможенностью, нарушением сна, безучастностью к окружающему. Малыша ничего не радует. Если мать возвращается в течение трех месяцев, психофизические нарушения восстанавливаются. При дальнейшем ее отсутствии симптомы закрепляются, возникает стремительное отставание в развитии. Полная отгороженность от окружающих напоминает проявления аутизма, олигофрении, что требует дифференциальной диагностики. Критерием служит тот факт, что причины заболеваний различны.

Вегетативная депрессия. При эпизодическом появлении матери депрессия у ребенка протекает в относительно легкой форме. Вегетативные отклонения представлены нарушением сна, частыми срыгиваниями, потерей веса. У маленького человека есть надежда, что мама вернется, эпизодические ее появления не дают состоянию усугубиться.

Если приходы матери постепенно прекращаются, развивается следующая форма – соматизированная депрессия, при которой преобладают психосоматические расстройства. Малыши не плачут, совершают бесцельные движения, не проявляют адекватных ситуации эмоций, не понимают условия игры. Дети постарше слишком послушны, молчаливы, ведут себя тихо, безучастно. Если присмотреться к поведению, можно выявить характерную депрессивную триаду: снижение настроения, заторможенность речи вплоть до мутизма и движений вплоть до ступора.

Регрессивно–апатическая депрессия – самая тяжелая - возникает в далеко зашедших случаях соматизированного расстройства. Соматические явления исчезают, на первый план выходят регрессивные симптомы: тяжелая умственная отсталость, застывание в необычных позах, стереотипные движения.


Возможные осложнения

При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:

  • задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
  • плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
  • расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
  • психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.

Диагностика

Основаниями для постановки диагноза служат тщательный сбор анамнеза, данные медицинского осмотра, патопсихологическое обследование и постоянное наблюдение за пациентом. Диагноз госпитализм у детей ставится на основе заключения специальной комиссии, в которую входят педиатр, детский невролог и психиатр, клинический психолог.

Дифференциальная диагностика проводится:

  • у детей после года - с умственной отсталостью, аутизмом;
  • у более старших – с другими психическими нарушениями: неврозами, расстройствами личности, отклонениями в поведении.

Главное отличие патологий при госпитализме – причины, вызвавшие их.

Лечение госпитализма у детей

Госпитальный синдром у детей требует комплексной, этапной и длительной терапии. Основную роль играет психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений. Психологи проводят групповую, индивидуальную и семейную психотерапию, педагоги следят за поддержанием здорового психологического климата в детских коллективах. Медикаменты способствуют улучшению внимания, памяти, мышления, обменных процессов в головном мозге. Параллельно проводится терапия соматических и инфекционных заболеваний. Применяются средства для общего укрепления организма.

В медицинской терминологии существует термин госпитализм – это отставание в развитии детей и деградация взрослых в результате длительного пребывания в помещениях закрытого типа. Изоляция от внешнего мира и общения с близкими людьми негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии человека. Явление госпитализма наблюдается у пациентов, которые на протяжении долгого времени находятся в больнице, а также у детей из интернатов и детских домов.

В чем суть данного отклонения?

Госпитализм подразумевает наличие ряда соматических и психических расстройств. Возникать синдром может как у детей, так и у взрослых. Ребенок приобретает госпитализм при отсутствии внимания со стороны матери, недостатке общения со своей семьей. Это очень тяжелая патология, приводящая к необратимым процессам. Дети отстают в физическом и психическом развитии. При отсутствии лечения ребенок может попросту умереть.

Госпитализм подразумевает наличие ряда соматических и психических расстройств

Взрослые люди сталкиваются с данным синдромом после проведения продолжительного времени в больнице. Они изолируются от мира, им не хватает общения. Со временем такие люди пытаются не принимать участия в социальной жизни, уклоняются от активных действий, работы, выполнения своих обязанностей. Больным синдромом госпитализма начинает нравиться их пребывание в больнице, они готовы на все, чтобы его пролонгировать.

Чем дольше человек находится в условиях стационара, тем выше шанс развития синдрома госпитализма.

Причины возникновения

Этот синдром не появляется сам по себе. Основные причины госпитализма:

  • госпитализация в медицинском учреждении, которая длится долгое время;
  • разлука новорожденного с матерью;
  • отсутствие внимания со стороны близких людей;
  • проживание в специализированных учреждениях – приюты, интернаты, дома для престарелых, оздоровительные центры.

В группу риска входят дети и взрослые с ограниченными социальными контактами и эмоциональной бедностью.

Одна из причин заболевания - это разлука новорожденного с матерью

Исследования Спитса

Австро-американский психоаналитик и ученый Рене Спитс изучал госпитализм в психологии. В самом начале исследований Спитс считал, что госпитализм у детей, выросших в интернате, появляется из-за гипо- и авитаминозов, малочисленности персонала. Однако после психолог пришел к выводу, что даже при соблюдении санитарно-гигиенических норм в помещении, где ребенок проживает, рациональном питании и употреблении комплекса витаминов может развиваться данный синдром.

Главная причина появления госпитализма у детишек – отсутствие общения с родителями. Ребенок, лишенный контакта со своими самыми близкими людьми, значительно отстает в развитии, у него замедляются механизмы мышления, он начинает позже говорить.

Современные ученные выдвинули теорию, что причиной синдрома может быть не только разлука с родителями, но и их безразличное отношение к ребенку. Для маленьких детей госпитализм опасен, ведь он приводит к психическим и физическим отклонениям, которые будут сопровождать человека всю жизнь.

Госпитализм у новорожденных

Даже новорожденные дети могут страдать от этого синдрома. Ребенок, от которого отказалась мать, имеет такие симптомы:

  • плохой аппетит, стремительная потеря веса;
  • неактивность, ребенок как будто постоянно сонный;

Плохой аппетит у грудничка

  • низкий тонус мышц, вялые движения;
  • отсутствие или слабая реакция на раздражители.

Детки с госпитализмом имеют задержку развития, позже начинают держать головку, сидеть, ходить, говорить. Заметно, что у них проблемы с координацией, неуверенные и неточные движения.

Госпитализм у детей постарше

В дошкольном возрасте дети особенно нуждаются во внимании со стороны родителей и близких. Дети, лишенные общения и эмоциональных контактов, имеют отклонения в психике, часто не могут делать элементарные вещи. Например, ребенок может намеренно биться головой об стену, желая на подсознательном уровне добиться внимания со стороны родителей или воспитательниц в специализированных учреждениях.
Отставание происходит не только в физическом смысле, но и в социальном. Детям родители с детства твердят о необходимости поддержания чистоты. У ребенка с госпитализмом навыки опрятности появляются после пятого года жизни, что очень поздно.

Нередко дети с синдромом страдают от энуреза – недержания мочи, может наблюдаться каломазание. Сон у ребенка неспокойный, поверхностный. Так как дети страдают от недостатка положительных эмоций, они отказываются от контактов с другими людьми.

Дети с синдромом страдают от энуреза – недержания мочи, может наблюдаться каломазание

Отклонения, полученные в младенческом и дошкольном возрасте, могут привести к такой страшной патологии, как умственная отсталость. Часто дети, которым ставится диагноз госпитализм, умирают без надлежащего лечения. Дело в том, что при этой патологии любая инфекция, попавшая в организм ребенка, может благополучно развиваться. Ослабленный иммунитет не в силах дать отпор.

Госпитализм у взрослых людей

У взрослых людей чаще всего синдром встречается после долгого лечения в стационаре или в старческом возрасте, при проживании в своем доме или в специализированных учреждениях.

Больного госпитализмом преследуют такие симптомы:

  • плохой аппетит;
  • апатия;
  • деградация личности;
  • ухудшения памяти;
  • эмоциональная бедность;

Один из симптомов у взрослых - это апатия

  • невозможность адекватно мыслить;
  • потеря интереса к работе и социуму.

При тяжелой форме синдрома пациенту необходимо принимать психотропные препараты. Самая главная проблема в быстром привыкании к медикаментам. Человек не видит смысла в жизни вне больницы. Он теряет интерес к общению, трудовой деятельности. После снижения концентрации психотропных веществ есть вероятность частичного восстановления заинтересованности к окружающему миру.

Лечение

Для лечения детей и взрослых есть два разных механизма. Детский госпитализм – более опасная патология, поэтому требует большего внимания. Ребенку необходимо такое лечение:

  • педагогическая коррекция;
  • работа с психологами;
  • активная социализация.

Для успешного лечения ребенку нужно предоставить возможность общения со своими сверстниками и корректировать его. Дети должны понимать, как им завести друзей и что для этого нужно делать, ведь навыки социализации у них нулевые. Если госпитализм был обнаружен в то время, когда ребенок находился в стационаре, то его нужно скорее выписать и вернуть домой. Самая действенная профилактика госпитализма заключается в том, что родители должны окружить малыша постоянным вниманием и уходом, часто приходить в больницу, проводить там много времени.

Для успешного лечения взрослого человека необходимо в первую очередь узнать причину и устранить симптомы. Реабилитация с профессиональным психотерапевтом и забота со стороны близких людей улучшит состояние пациента и даст возможность ему быстрее вылечиться.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Госпитализм (от лат. hospitalis -- гостеприимный; госпиталь -- лечебное учреждение) -- в буквальном смысле, совокупность психических и соматически расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Понятие "госпитализм" ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спите в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, госпитализм младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам госпитализма он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти. Явления госпитализма, по Р. Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания. Госпитализм взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и другими проявлениями.

Ниже приведен доклад на одной из научных конференций на тему: «Современные формы проявления госпитализма». Э. Пиклер.

Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением.

ПИКЛЕР Эмми (1902--1984)--венгерский врач-психолог. В 1946г. ею был создан Государственный Методологический Институт Домов ребенка -- «Лоци». Здесь была разработана комплексная система "всестороннего воспитания детей раннего возраста.

«В учреждениях Венгрии, как и в подобных институтах мира, в которых воспитываются здоровые дети до трехлетнего возраста, в течение этого столетия произошли большие сдвиги. В прошлом тот синдром госпитализации, который в начале этого века наблюдали Пфаундлер у оставшихся в больнице после лечения детей, затем Шпиц у здоровых младенцев в домах ребенка, в большинстве случаев приводил к смертельному исходу. Сейчас, как правило, в большинстве учреждений дети остаются в живых, хотя их смертность -- в мире и у нас тоже по более точному подсчету -- еще и сегодня выше, чем средняя смертность этого возраста. госпитализм стационар родительское попечительство

Начиная с середины столетия в результате того, что воспитываемые в учреждениях дети в основном остаются в живых, появились новые проблемы, связанные с аберрацией личности взрослых, воспитывающихся в институтах.

По поручению Всемирной организации здравоохранения Боулби были собраны со всего мира данные, и на их основании он пришел к заключению, что в первые годы жизни у большинства воспитываемых вне семьи детей появляются специальные расстройства личности, которые выражаются в поверхности социальных связей, в трудностях торможения эмоциональных реакций и иногда в ограниченности познавательной и перцептивной функции. Ввиду того, что поздние расстройства личности появляются и в том случае, если дети после 1, 2, 3 лет пребывания возвращаются в семью, то за это в первую очередь должны нести ответственность годы, проведенные в институте. Похожие наблюдения за вернувшимися в семью детьми в Венгрии провела Хирш.

Боулби указывает на то, что воспитывающиеся в институтах дети, вследствие характерных черт их личности, легко становятся преступниками, антиобщественными элементами, некритично вступают в сексуальные связи. Женщины безответственно рожают, так же не заботясь о своих детях, как не заботились о них их родители, тем самым увеличивается число брошенных детей.

Что же можно ожидать в будущем от сегодняшних детей, живущих в домах ребенка? Каково в них положение в настоящее время?

В Венгрии растет число таких учреждений, в которых уже не бросается в глаза бледность, грусть и бездеятельность детей, как это наблюдалось в прошлом. В этих институтах почти не видно таких детей, которые весь день проводят в стереотипных движениях. У большей их части вообще благодушное выражение лица, играют с находящимися в их руках игрушками, двигаются, мирно уживаются на узком месте, радуются приближению взрослых, хорошо себя чувствуют у них на руках. К трехлетнему возрасту они научаются более или менее самостоятельно одеваться, есть, быть опрятными и говорить. В основном они похожи на детей своего возраста, воспитываемых в домашних условиях. Правда, эти дети несколько отстают почти во всех областях развития психомоторики, существенно чаще болеют, чем воспитывающиеся в семье дети, и чаще детей, которые ходят в ясли. У них меньше сопротивляемость организма, живут они более изолированно, в защищенном от инфекции окружении. Но между всеми этими детьми уже большого контраста нет.

Многие институты еще не достигли этого уровня. Однако в этот раз я хотела бы поговорить о проблемах детей, воспитывающихся не в слабых, а в относительно сильных учреждениях. Для поверхностного наблюдателя поведение этих детей обманчиво, ибо многим в развитии личности нанесен ущерб, и если не произойдет дальнейшего изменения положения в институтах, мы можем ожидать тех явлений, о которых упоминал Боулби.

На каком основании мы считаем тревожным состояние детей при улучшенном положении дел в институтах?

У детей, находящихся во многих наших сильных учреждениях, почти полностью отсутствуют волевые проявления, инициативная готовность, хотя на первый взгляд они производят хорошее впечатление и в основном общее состояние их хорошее.

Обычно эти дети так играют, как им говорят или показывают взрослые; так, как им предписывается.

Постоянно можно видеть целые группы двухлетних детей, которые точно такими же движениями, точно такими же кубиками строят так, как им показывали. Если им в руки дают веревку, к которой привязана игрушка, и предлагают тянуть, они тянут игрушку. Если игрушка опрокидывается, начинают хныкать до тех пор, пока взрослые ее не поправят, а потом тянут дальше. Если детей попросят построиться--они строятся, если их попросят сесть -- садятся и, как правило, остаются сидеть. Направляющей работе взрослого они не мешают своими индивидуальными проявлениями, инициативой. Вообще никогда не трогают то, что запрещено трогать, хотя открытые полки имеются в общих комнатах наших учреждений, до них легко дотянуться, но они не пытаются этого сделать.

За взрослыми на улицах следуют парами, не разбегаются, не задерживаются, активно не интересуются тем, что творится вокруг них. Таким образом, небольшое количество взрослых может прогуливать много детей.

Ребенок -- пассивная кукла в руках взрослого, действует только по определенному указанию, собственной инициативы у него нет. Даже умеющий хорошо сидеть ребенок дает себя кормить лежа, пассивно, с опущенными руками, до тех пор, пока взрослый не посадит его на стул к столу, в руки не даст ложку и не предложит есть самостоятельно.

Детей можно одеть во что угодно, в одежду любого цвета и формы. Им это безразлично: нет никакого дела ни до цвета, ни до формы (хотя по указанию взрослого они умеют выбирать цвета).

Дети постарше, если им точно не говорят, что надо делать, часто беспомощно бродят, слоняются, ждут указания взрослого. Создается такое впечатление, что они, собственно говоря, живут в совершенном тумане, для них мир -- загадочное явление, в котором они и не пытаются разобраться. У них нет индивидуального отношения ни к жизненному распорядку, ни к окружающему предметному миру, да и к собственному телу едва проявляют интерес. Их можно поднять, опустить хоть на прежнее место, хоть на новое, в кровать, в манеж или куда угодно -- они пассивны. При этом они очень охотно репродуцируют, легко могут научиться выполнять определенные задачи по инструкции.

Их волевые акты проявляются лишь в негативном смысле и чрезвычайно скупы, не напоминают волевых действий детей, растущих в семье. В качестве примера упомяну 10--14-месячных 8 детей. Мы наблюдали их именно тогда, когда им давали нелюбимую пищу. Сначала они с радостью принялись за еду, затем все меньше открывали рты, долго держали пищу во рту перед глотанием. Как бы ни плоха была пища, но по приказанию взрослого снова вовремя открывали рты, а когда уже еда вконец опротивела, тихо, с болью начинали хныкать. Да и тогда еще ослабляли мышцы рта настолько, что ложка без усилий могла быть всунута. Это типичная, много раз наблюдаемая форма поведения. Единственный десятимесячный ребенок вел себя по-другому. Сразу вначале кормления плотно сжал рот, отвернул голову и, когда снова предложили ему пишу, оттолкнул руку вместе с ложкой. Этот ребенок только два дня тому назад попал в институт из-за неожиданного заболевания его матери.

Некоторые дети постарше, когда по какой-нибудь причине у них возникает внутренний тяжелый конфликт и, находясь в состоянии аффекта, они не способны выполнить приказа взрослого, тогда без звука, без слова, лицом вниз, словно обнимая пол, падают на землю. Этот вид сопротивления мы наблюдали только у институтских детей. Да и воспитываемый в семье ребенок иногда со злостью падает на пол, но свой протест он всегда хочет донести до взрослого: орет, буйствует, брыкается, «разыгрывает спектакль». Дети, наблюдаемые нами, ведут себя не так: прижимаются, как попавшая в опасность букашка, почти приклеиваются к полу.

Дети без родителей характеризуются не только отсутствием волевых проявлений, но и безличностным отношением ко взрослому. Любая воспитательница, не встречая сопротивлений, может поднять, опустить, накормить, взять из рук или дать в руку игрушку. В институтах, где воспитатели одинаково милы к младенцам и маленьким детям, видно, что дети радуются, даже улыбаются, когда их поднимают, но в глаза, в лицо взрослому не смотрят. Они не потому рады, что попали в руки любимой воспитательнице (они даже и не смотрят, кто их поднял), а потому, что хотели попасть в тепло обнимающих рук.

С первых недель жизни ребенка, при уходе за ним, открываются тысячи возможностей для совместных действий. Ребенок может дать бесчисленное множество проявлений, знакомясь со взрослым, со своим телом. Во время действий по уходу становится все очевиднее безличность этой связи, не заинтересованность детей своим телом, своими потребностями. Во многих учреждениях младенцы при уходе за ними совершенно пассивны. Во время одевания, раздевания остаются в том же положении, в каком их оставили. Впрочем, и хорошо двигающегося, поворачивающегося ребенка можно оставить на время на пеленальном столике, потому что он даже не пошевелится. Уже могущего стоять и ходить ребенка без всякой с его стороны помощи или сопротивления можно одеть, раздеть, уложить на стол, как тряпичную куклу, и при этом руки и ноги его висят. В какие-то мгновения на него можно что-то надеть, снять, помыть его. Во время этих процессов случается, что взрослый говорит им, они посмеиваются, и у детей отмечается хорошее, благодушное настроение. И все это происходит мирно, последовательно, без того, чтобы в это время взрослый и ребенок внимали бы друг другу, отвечали бы. В ходе совместного пребывания отсутствует общая деятельность, признак действия реакции, нужный взаимный интерес, личностный контакт между ребенком и ухаживающим взрослым.

Поведение психически здорового ребенка, живущего в заботе любящей матери, совершенно противоположно вышесказанному. Здорового, хорошо развитого младенца и маленького ребенка характеризует почти неисчерпаемая инициативность. Ни минуты не остается спокойным на пеленальном столике: ерзает, крутится, пытается что-то сделать. Во время переодевания наслаждается своей оголенностью, знакомится со своим телом, все хватает, что попадает под руки. Глядишь -- он уж на краю стола и смотрит, что там внизу. В соответствии со степенью своего развития все пробует на вкус, бросает, постоянно экспериментирует. Ни минуты нельзя оставить без присмотра. Во втором полугодии проявляет инициативу к игре. В мгновение ока выскальзывает, выкатывается или выползает из закутывающей пеленки, при этом смеясь матери.

Психически здоровый младенец и маленький ребенок требует своего порядка, даже темпа одевания, купания. Плачет, протестует, если этого не соблюдают. Постоянно следит за выражением материнского лица, резонирует на него, а если мать уже действительно становится нетерпеливой, бросает игру и начинает грустить.

Мать и ребенок знают друг друга, одному известны привычки другого. Чувствительно реагируют на проявления друг друга, испытывая при этом общие переживания. Одевание, раздевание, купание содержат все больше и больше совместных действий, все больше требуют удлинения времени совместного пребывания.

Психически здоровый младенец уже очень рано отличает мать от другого взрослого; не разрешает кормить себя, плачет, если чужой берет на руки или, по крайней мере, с интересом на него смотрит. Незнакомый напрасно поглаживает, напрасно любезничает с ним, он не отвечает той же милой улыбкой так, как если бы его погладили мать, отец, брат, сестра или другой близкий взрослый.

Следовательно, привязанность к матери означает не только приятное кожное раздражение обнимающих рук, но и многочисленную совместную активную деятельность, общую радость, в которой он не только какой-нибудь предмет действия, но и активный участник. По-своему проявляя свою инициативу, свою волю, желания, старается достичь понимания и помощи взрослых. Это во многих случаях приводит к конфликтам, так как живущий в семье ребенок ревнует к братьям и сестрам, возможно к отцу, не потому, что плохо воспитан, а потому, что любит мать, сердится на все и на всех, кто отвлекает ее внимание.

У детей, растущих в институте, мы не обнаруживаем всего этого.

Воспитываемый в семье ребенок, позже, на основании собственного решения, все хочет попробовать один, сам. Во время периодов «один-один», «сам-сам» обучается отстаивать свою волю, активно приспосабливаться к жизни взрослых. В основе этой адаптации лежит желание стать взрослым, действовать, вести себя так, чтобы скорее принять, сделать своими требования любящей матери, хотя это не всегда удается. Этого мы тоже не обнаруживаем у маленьких детей, воспитывающихся в институте.

Мы считаем, что основой этого явления (наблюдаемого в Н. В. институте) составляет до сих пор не описанный новый вид синдрома госпитализации. Этот синдром характеризуется тем, что хотя прекратились некоторые резкие, негативные появляющиеся формы развития и поведения детей, но основные расстройства личности сохранились.

Возможно ли профилактировать образование этого синдрома и каким образом?

Было бы самым лучшим решением, если при материальной и моральной поддержке общества в будущем уменьшилась бы потребность в подобных учреждениях и малому числу детей нужно было бы воспитываться вне семьи, без матери. Однако в этих учреждениях и в дальнейшем будет необходимость. И даже если институт не способен разрешить воспитание на похожем к семье уровне, нужно сказать, что то состояние, которое мы описали, вовсе не следует из того, что дети воспитываются в институте, а следует из того, что отсутствует полноценная работа в учреждениях.

В институтах можно воспитывать развивающихся в личностях психически более здоровых детей. Это доказывает 27-летний опыт института Лоци и результат катамнестических исследований, проведенных на бывших воспитанниках института при материальной поддержке Всемирной организации здравоохранения.

Задача нелегкая: без определенных материальных, объективных и субъективных условий она не может быть осуществлена. Но почти во всех венгерских институтах достаточно этих условий или же они находятся в процессе становления.

Но не это главная трудность. Самая большая трудность заключается в том, что нужно ликвидировать демонстративные формы безличностного, шаблонного, поверхностного подхода и дрессуры для того, чтобы достичь здорового развития личности детей. Вместо этого нужно построить более глубокую человеческую связь, базирующуюся на сотрудничестве, похожую на ту, какая складывается у воспитываемого в семье ребенка. В результате этого ребенок последует просьбе или указанию взрослого не потому, что у него нет воли, а потому, что вследствие хорошего взаимного глубокого человеческого контакта и общения создается такая форма социального приспособления, с помощью которой дети найдут и в более поздней жизни свое место, соответствующее индивидуальным собственным интересам. Внутри коллектива они смогут действовать так, что их личные и общественные интересы будут скоординированы и тем самым сформируется их последующая жизнь.

Все это не может быть осуществлено без преобразования подхода к детям со стороны руководителей и воспитателей института.

Эта трудная задача для работников домов ребенка и потому, что они привыкли к пассивным, не проявляющим самостоятельной воли детям, имеющим пластичную оберативную личность, которыми под предлогом «воспитания» можно управлять как каким-нибудь стадом. У воспитателей нет опыта в управлении группой маленьких детей, у которых нормально проявляются воля, интерес, инициатива, нормальное развитие личности. Им незнакомо поведение, воспитываемое на основе активной адаптации, ведущее к настоящему социальному приспособлению. Готовность к преобразованиям усложняется тем, что более развитый метод работы и благоприятные изменения не ведут непосредственно к заметным результатам, не облегчают и не делают более послушным население домов ребенка, а напротив, дети в результате лучшей воспитательной работы в определенном отношении становятся более трудно управляемыми. Они менее спокойны, более конфликтны, над ними необходим более строгий надзор. Нужно ликвидировать многие закосневшие методы в воспитании и организации институтов. Например, если дети попадают в учреждения в более хорошем состоянии, то два человека не смогут прогуливать 12 и более детей по оживленным улицам, не смогут оставить раздетого младенца на пеленальном столике. Нужно преобразовать и многочисленное оснащение институтов, потому что оно станет жизнеопасным, если поведение ребенка будет нормальным и если дети станут инициативнее, предприимчивее, активнее. Следовательно, нужно ожидать от детей другого, чем ждут от них воспитатели. Соответственно этому необходимо преобразовать внутреннюю жизнь, организацию учреждения и переоценить результаты работы.

Труднее убедить тех, кто серьезной работой, напряжением сил ликвидировали остатки прошлого (поразительно плохое состояние детей), тех, которые считают, что достигли хороших результатов. Трудно убедить их в том, чтобы не останавливались на достигнутом, чтобы приняли к сведению, что необходимо продвигаться дальше, что личность детей, вопреки их внешности, искалечена.

Считаю, что в нашей стране огромное количество людей не получивших достаточное количество общения, внимания, заботы, теплоты от родителей. Соответственно как можно ожидать от такого человека активной гражданской и жизненной позиции, если он будучи во взрослом возрасте неспособен в некоторых вопросах брать ответственность, принимать решения, проявлять инициативу.

Стоит отметить, что проблемы нехватки общения, чем старше человек становится тем тяжелее поддаются лечению и разрешению, ведь с каждым годом человек приобретает всё большие страхи, комплексы, душевные и эмоциональные травмы.

Причем изменять отношение взрослых к своим детям нужно извне путем активной пропаганды в СМИ, путем реализации социальных программ, культивируя новые и здоровые взаимоотношения в семье. Отношения, где каждому члену семьи уделяется должно количество внимания, тепла, общения, мотивации, любви.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности психических расстройств несовершеннолетних осужденных. Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических расстройств. Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2008

    Преемственность психиатрической помощи. Учет распространенности психических заболеваний. Госпитализация и лечение. Структура психоневрологического диспансера. Основные звенья психиатрической помощи. Предупреждение социальной дезадаптации и госпитализма.

    презентация , добавлен 10.09.2014

    Понятие, характеристика, структура и типы родительского отношения. Факторы, влияющие на формирование типа родительского отношения. Особенности самооценки ребенка дошкольного возраста. Влияние типов родительского отношения на самооценку ребенка.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Диагностические возможности патохарактерологического диагностического опросника. Взаимосвязь дискордантности черт характера и расстройств у подростков. Типы акцентуаций характера. Развитие психических и пограничных нервно-психических расстройств.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2010

    Анализ теории возникновения расстройств личности от средних веков до современности. Типы расстройств личности. Особенности динамики и надежность диагностики расстройств личности. Этиология и патопсихология расстройств личности. Методы их лечения.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2012

    Направления исследования детско-родительских отношений в психологии. Типология родительского отношения к ребенку и варианты родительского поведения. Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Понятие самосознания личности. Отличительные особенности развития самооценки детей-сирот. Работа по изучению самосознания воспитанников интерната: особенности технологии. Эмоциональный компонент самосознания детей, лишенных родительского попечительства.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2013

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Понимание эмоций в зарубежной и отечественной психологии. Понятие эмоционального взаимодействия родителей и детей. Психофизиологические особенности развития ребенка. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимоотношений.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Психическая депривация и ее варианты. Эмоциональная и сенсорная депривация. Социальная депривация. Сенсорный голод. Потребность во впечатлениях. Эмоции. Феномены госпитализма. Депривационные ситуации. Фрустрация.

Госпитализм

(от лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение) - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. ) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.

Понятие Г. ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам Г. он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком , пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия Г. у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Г. приводит к смерти. Явления Г., по Р. Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания . Г. взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков , уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и др. проявлениями.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Госпитализм

Синдром патологии детского психического и личностного развития - результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации. Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослыми в первый год жизни ребенка. Накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозя интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие и пр. Общие признаки госпитализма в возрасте младенческом - потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр. Он влечет запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы); резкое отставание в речевом развитии; эмоциональную обедненность; склонность к движениям навязчивым (раскачивание тела). В крайних формах может привести к серьезным душевным заболеваниям (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда - к смерти. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях малоэмоциональных, холодных матерей, не уделяющих ребенку требуемого внимания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Госпитализм Этимология.

Происходит от лат. hоspitaliers - гостеприимный.

Автор. Категория.

Нарушение психического развития.

Специфика.

Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная "дефицитом" общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, "холодных" матерей, которые не уделяют ребенку необходимого внимания.

Синоним.

Дефицит общения.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ГОСПИТАЛИЗМ

(англ. hospitalism ) - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания. Признаки Г.: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

Психологи фрейдистского, неофрейдистского и этологического направлений склонны интерпретировать Г. как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери.

Явления Г. могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Госпитализм

   ГОСПИТАЛИЗМ (с. 163) - синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Подобное состояние, возникавшее у воспитанников детских приютов, отмечалось педагогами с давних пор. Однако объяснение этому, как правило, искали в скудных условиях существования таких учреждений. Научное описание явления госпитализма ( и сам термин) впервые было дано в 40-х гг. XX в. американским психологом Рене Спитцем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц. Спитц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи. Спитц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию З.Фрейда, склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализма необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка. В пользу такой точки зрения свидетельствовали известные науке примеры экстремальных ситуаций, когда дети, в раннем возрасте потерявшиеся или похищенные дикими животными, но сумевшие выжить вне человеческого общества, впоследствии были возвращены к человеческому образу жизни, но так и не могли достичь уровня развития, соответствовавшего их возрасту.

Факты, выявленные Спитцем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения. Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания. Установлено также, что, хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающей среды, интенсификации общения.

Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самыми маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает). Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в насыщении познавательных интересов, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере. Крайне нежелательно помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "госпитализм" в других словарях:

    Госпитализм - (от лат. hospitalis гостеприимный; госпиталь лечебное учреждение) совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома; в широком… … Википедия

    Госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое… … Психологический словарь Энциклопедия социологии

    госпитализм - а, м. hospitalisme m. <лат. Мед. Психическое растройство вследствие длительного пребывания в больнице. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Госпитализм - (франц. hospital больница) синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость,… … Психология человека: словарь терминов

    госпитализм - (син. синдром отрыва от дома) ухудшение состояния здоровья (у детей задержка психического развития) под влиянием длительного пребывания в стационарных лечебных учреждениях … Большой медицинский словарь

    госпитализм - м. Психическое расстройство, вызываемое долгим пребыванием в больнице. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Госпитализм - В психиатрии: ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре (явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к… … Толковый словарь психиатрических терминов

– комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос. Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.

Лечение госпитализма у детей

Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.

В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.

Прогноз и профилактика

Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода. Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.



Публикации по теме