Конспект нод по познавательно - экспериментальной деятельности в средней группе. Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ «Полезное мыло

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему : «Волшебная вода».

Цель : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы) .

Задачи:

Образовательные :

  • формирование у детей представлений о свойствах воды;
  • уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.

Коррекционно-развивающие :

  • развитие диалогической речи у детей;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные :

  • формирование познавательного интереса, активности, любознательности.
  • доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.

Предварительная работа : просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде » , чтение стихов и пословиц о воде.

Материал и оборудование :

Незнайка (фартуки с нарукавниками на каждого ребенка, плоская игрушка из картона, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, кружки и тарелки из детской посуды на каждого ребенка, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, капельки на каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель . Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды).

Дети . Воды.

Воспитатель. Правильно.

Скажите, зачем нам нужна вода?

Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

А кому еще нужна вода ?

Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.

Воспитатель:- Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка и принес в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Незнайка не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?

Дети. Да!

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение засыхает, погибает.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?

Дети. Полить растение.

Воспитатель . Правильно, растение нужно полить. Давайте, Ваня М. и Вика С. польют растение.

(Дети поливают из лейки комнатное растение) .

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Незнайке и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, я предлагаю вам, отправится в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты.

(звучит волшебная музыка)

Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

(одевать фартуки и наркавники)

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Воспитатель: А сейчас закрыли глаза и повторяем вместе со мной

1,2,3 волшебство скорей прийди!

(воспитатель одевает халат и очки с колпаком волшебника)

Основная часть :

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. (На спинке каждого стула висит фартук и нарукавники, помогает одевать пом.воспитателя). И наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.

Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Воспитатель: Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «У воды нет вкуса»

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети. У нее нет вкуса.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар) .

Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.

Какая вода стала на вкус?

Дети. Вода стала сладкая .

Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?

Дети . Сахар.

Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды.

Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.

Воспитатель: Ребята, а если мы с вами положим в воду соль, какая вода станет на вкус?

Дети: Соленая

Опыт № 2 «У воды нет запаха» .

Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?

Дети. Да!

Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.

Воспитатель. Скажите, вода имеет запах?

Дети. Нет. Вода не имеет запаха .

Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?

Дети. Вода пахнет лимоном .

Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?

Дети. Сок лимона растворился.

Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде, и вода приобрела запах

Опыт № 3 « Вода прозрачная »

Воспитатель . Ребята, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А камни видны в воде?

Дети. Да, мы их видим.

Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети. Потому что вода прозрачная.

Воспитатель. Правильно, вывод - вода прозрачная . Молодцы.

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).

Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем ш-ш

Руки моем с-с

Щеки моем, шейку трем

И водичкой обольем.

Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.

Опыт № 4 «Вода растворитель».

Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску любую и опустите в воду. Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет.

Воспитатель. Каким цветом стала вода?

Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.

Воспитатель. Почему вода стала красной, желтой, синей?

Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.

Воспитатель. Правильно . Вода изменила цвет, потому что краска в ней

растворилась.

Молодцы.

Опыт № 5 «Вода не имеет формы».

Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат, тарелочки и кружечки предлагаю налить

из стакана по немного воды в эти предметы. Есть ли форма у воды?

Дети: Нет

Воспитатель: Что произошло с водой?

(дети делают самостоятельно вывод)

Воспитатель: Принимает форму той емкости, в которую налита вода,

То есть может легко менять форму. Вывод - Вода не имеет формы.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку.

В тепле он был водой.

В мороз в прозрачный превратился мост.

Дети: Лед

Воспитатель: Правильно, это лед.

(воспитатель вносит чашу со льдинками, в которых заморожены бусинки) .

Воспитатель: Ребята, вчера вечером я уронила, в лужу браслет и он порвался, бусинки рассыпались. Ночью мороз сковал лужу, вода превратилась в лед. Помогите мне их достать изо льда! Как это можно сделать?

Дети: опустить лед в теплую воду, поставить чашку с кусочками льдинок на батарею.

(Воспитатель помогает сделать выводы : дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду).

Опыт № 6 « Таянье льда в воде»

Воспитатель: А мы с вами положим все льдинки в чашку с теплой водой и посмотрим, что произойдет с льдинками.

Воспитатель: Ребята, что случилось со льдом. В каких условиях лед растаял быстрее?

Дети: Превратился в воду.

(Вывод делают дети: лед быстрее растаял в горячей воде.)

Воспитатель: Спасибо ребята, все мои бусинки можно снова собрать на нитку в браслет! Вы смогли мне их вернуть!

Ребята, вам понравилось быть волшебниками?

Дети. Да!

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Незнайке.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты.

Воспитатель. Что это были за опыты?

Дети. Опыты с водой.

Воспитатель. Что вы узнали из опытов?

Дети. Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.

Воспитатель: Молодцы. Ну что Незнайка, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Незнайка внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить талисманы в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Дети. Да!

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Незнайка, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Незнайка вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Незнайке. До свидания! До новых встреч!

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе на тему : « Волшебная лаборатория »

Интеграция образовательных областей : познавательное, речевое, социально-

коммуникативное развитие.

Цель : Знакомство со свойствами магнита.

Задачи :

1. Формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать.

2. Учить отделять магнетические предметы, от не магнетических, используя магнит.

3. Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты .

4. Развивать познавательный интерес у детей.

5. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление) .

6. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам,воспитывать интерес к экспериментированию , воспитывать аккуратность при работе с магнитом, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развитие речи : обогащать словарный запас детей. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный) .

Предварительная работа : опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Материал и оборудование : магниты на каждого, скрепки, гвозди, тарелочки на каждого ребёнка. Деревянные, пластмассовые, железные, резиновые, бумажные, маленькие игрушки. По две корзинки на каждый стол. Плотный лист бумаги. Стаканы с водой, высокий прозрачный кувшин с водой. Нить.

Конверт с письмом.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в группу , здороваются, встают в круг.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, нам кто- то письмо прислал, давайте

прочитаем его!Ответы детей : Давайте!

Воспитатель : (открывает конверт, достаёт письмо, читает) : «Иголочку из

колодца достанет тот, кто в лаборатории ответ найдёт ».

Воспитатель : Ничего не понимаю. А вы, ребята? Хотите разобраться, что же

здесь происходит?

Ответы детей : Да!

Воспитатель : Что бы преодолеть любые трудности, нам с вами нужно стать

одной командой. Для этого возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи,

почувствуйте тепло товарища.

Давайте вместе скажем : «Команда, вперёд!»

Дети вместе : «Команда, вперёд!»

Воспитатель : Я предлагаю вам отправиться в волшебную лабораторию !

(звучит музыка) . (Воспитатель переодевается в волшебника ) .

Раз, два, три - волшебство скорей приди

Ребята, посмотрите, это волшебная лаборатория . И сегодня мы

познакомимся с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.

Я вам сейчас загадаю загадку :

Он не маг и не волшебник , но очень знаменит :

Лишь завидев его, к нему гвоздь полетит,

Вмиг прилипнет к нему - тяжело оторвать!

Оторвёшь гвоздь, а он прилипает опять -

Вот такой притягательный этот …Магнит.

Воспитатель :

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Ребята, а как вы думаете, какие секреты хранит в себе магнит?

(Свойства, что можем узнать - рассматривание магнита) .

(ответы детей) : Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь?

Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий?

Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?

Воспитатель : Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные,

без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера

(большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче, они бывают

разной формы.

Ребята, а давайте поэкспериментируем с магнитом . Но сначала вспомним,

какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Воспитатель : Ребята, а как нам узнать какие предметы дружат с магнитом, а

какие нет? Что же нужно сделать? (ответы детей) .Опыт №1 Магнетические предметы из тарелочек.

Воспитатель : Ребята, скажите, какие предметы притянул магнит?

Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?

Дети : Они все из металла.

Воспитатель : Все предметы которые притянул магнит положите в пустую

корзинку. (кладут) Какие предметы мы положили в корзинку? (Которые

притянул магнит).

В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их

рассмотрим. (Рассматривают)

Воспитатель : Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из

дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?

Дети : магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу.

Воспитатель : Так какой же вывод мы сделаем?

Дети : Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель : Ой, кто это к нам идёт?

(появляется Машенька) .

Воспитатель : Здравствуй Машенька, что случилось? Почему ты такая

грустная?

Машенька : Как же мне не печалиться. Потеряла я конверт, в котором ответ

находился, как мне найти мою волшебную иголочку . Украла Баба Яга

иголочку, и где – то спрятала. А без иголочки ни скатерть не вышить, ни

платья не сшить. Что делать не знаю.

Воспитатель : Не печалься, Машенька, мы нашли конверт с письмом, вот он.

(Машенька берёт конверт, читает письмо.)

Машенька : Но здесь не сказано, как достать мою иголочку из глубокого

колодца с водой.

Воспитатель : Ребята, а давайте подумаем, как мы можем помочь

Машеньке?

Ответы детей (вычерпать ведром воду достать, выкачать)

Воспитатель : Может нам магнит поможет?

Дети : (да, давайте попробуем)

Опыт №2 «Магнит и гайка в воде» .

Воспитатель : Давайте проверим это. Бросьте в стакан с водой гайку, а потом

с помощью магнита попробуйте достать её из воды. Ребята, как вам удалось

достать гайку?

Дети : магнит её притянул.

Воспитатель : Правильно, молодцы.

Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?

Дети : Сохраняются. И в воде магнит притягивает предметы.

Машенька : Но колодец глубокий – не стакан, а магнит маленький, как же

достать с его помощью иголочку со дна?Опыт №3 «Удочка» .

Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к

магниту и опустить в колодец. Один из ребят проводит опыт на столе у

воспитателя.

Машенька : Большое спасибо за помощь! А не хотите ли со мной

поиграть, размяться? (разминка, музыка) .

Машенька благодарит за помощь, уходит на поиски своей

иголочки. (Дети прощаются с Машенькой) .

Опыт № 4 «Достань скрепку из воды, не замочив рук и магнит» .

Воспитатель : Ребята, а теперь новое задание, подумайте и скажите, как

достать скрепку из стакана так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как же

это сделать? Кто нам скажет? (попробовать приложить магнит к стеклу) .

Дети : Магнит притягивает предметы и через стекло

Проводят опыт №4 «Танцующая скрепка» .

Воспитатель : Я вам сейчас покажу фокус «Танцующая скрепка»

(Скрепка на плотной бумаге, магнит под бумагой) .

Воспитатель : Почему она пляшет?

Дети : Магнит притягивает.

Воспитатель : Не только через стекло, но и через дерево, воду, картон,

магнит притягивает металлические предметы.

Воспитатель :

(Подведение итогов) : Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня узнали в

ходе экспериментов .

(ответы детей)

Воспитатель : Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы, давайте

себе похлопаем! Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями

предметах. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный,

стеклянный, бумажный).

А теперь давайте попрощаемся с волшебной лабораторией и вернёмся в

детский сад.

Раз, два, три - волшебство скорей приди !

Дети прощаются с гостями


Третьякова Юлия Николаевна
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе .

Тема : «Волшебная вода »

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание : совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха) .

Задачи :

Образовательные : формирование у детей представлений о свойствах воды;

Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.

Коррекционно-развивающие : развитие диалогической речи у детей;

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные : формирование познавательного интереса, активности, любознательности, доброжелательного отношения к окружающей среде , друг к другу.

Предварительная работа : просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде» , чтение пословиц о воде.

Материал и оборудование : Незнайка (плоская игрушка из картона, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, значки-капельки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать полным ответом и при ответах поднимать руку. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды) .

Дети. Воды.

Воспитатель. Правильно.

Введение в тему.

Сегодня, ребята, мы поговорим о воде и ее значении для жизни на Земле.

Скажите, зачем нам нужна вода ?

Дети. Вода нужна нам для того , чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

А кому еще нужна вода ?

Дети. Вода нужна растениям , рыбам, животным, птицам.

Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка и принес в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Незнайка не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение засыхает, погибает.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?

Дети. Полить растение.

Воспитатель. Правильно, растение нужно полить. Давайте, каждый из вас польет растение.

(Дети поливают из лейки по очереди комнатное растение) .

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Незнайке и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, мы пройдем в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода . А узнаем мы это, проведя опыты .

Основная часть :

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. На спинке каждого стула висит фартук. Ребята, наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой .

Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Ребята, опыты будут с водой , поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «Вода прозрачная »

Воспитатель. Ребята, перед каждым из вас слева стоит стакан с водой, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А камни видны в воде?

Дети. Да, мы их видим.

Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети. Потому что вода прозрачная .

Воспитатель. Правильно, вода прозрачная . Молодцы.

Опыт № 2 «У воды нет вкуса»

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети. У нее нет вкуса.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар) .

Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.

Какая вода стала на вкус ?

Дети. Вода стала сладкая .

Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?

Дети. Сахар.

Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды. Молодцы.

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).

Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем ш-ш

Руки моем с-с

Щеки моем, шейку трем

И водичкой обольем.

Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.

Опыт № 3 «У воды нет запаха» .

Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?

Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.

Воспитатель. Скажите, вода имеет запах ?

Дети. Нет. Вода не имеет запаха .

Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?

Дети. Вода пахнет лимоном .

Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?

Дети. Сок лимона растворился.

Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде и вода приобрела запах .

А сейчас выполним упражнение для пальчиков «Лодочка» .

Мышонок в лодочке плывет,

Лисенка в лодочку зовет.

Ладошки правильно сложи и лодочку нам покажи (Дети проговаривают текст и выполняют движения кистями рук в соответствии с содержанием текста).

Опыт № 4 «Вода растворитель » .

Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой . Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску и опустите в воду.

Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет .

Воспитатель. Каким цветом стала вода ?

Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.

Воспитатель. Почему вода стала красной , желтой, синей?

Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной .

Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет , потому что краска в ней растворилась. Молодцы.

Ребята, вам понравилось быть волшебниками ?

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить , как настоящих волшебников , о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Незнайке.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода ?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода ?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты .

Воспитатель. Что это были за опыты ?

Дети. Опыты с водой .

Воспитатель. Что вы узнали из опытов ?

Дети. Что вода прозрачная , не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества .

Воспитатель : Молодцы. Ну что Незнайка, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Незнайка внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой , из которых узнали, что вода растворяет вещества , не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить значки в форме волшебной капельки , потому что вода действительно волшебная . Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе , а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.

Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Незнайка, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Незнайка вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Незнайке. До свидания! До новых встреч!

Цель: развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Создать целостное представление о воде, как о природном явлении
  • Познакомить со свойствами воды
  • Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе
  • Воспитывать бережное отношение к воде
  • Обогащать и активизировать словарь
  • Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы

Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.

Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, сахар,маленькие камешки, разноцветные краски, большие ёмкости, ноутбук.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение художественной литературы, игровые упражнения «Какая бывает вода».

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Доброго утра, хорошего дня,

Здравствуйте, мои друзья,

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Будем вместе дружить и играть,

Чтобы умными и добрыми стать!

Сегодня я хочу познакомить вас с новым произведением, это стихотворение А.Барто «Девочка чумазая».

Просмотр мультфильма «Девочка чумазая».

Воспитатель: Ребята, а что с девочкой не так? (Ответы детей)

Что же у нее грязное? Давайте поиграем.

(Дети выполняют движения по словам стихотворения).

Черные ладошки,

На локтях дорожки.

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра.

Пятки тоже черные.

А что же с девочкой сделали? (Ответы детей).

Ребята, а давайте сейчас покажем с вами, как мы умеем мыться.

Проводится физкультминутка:

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза!

Мойтесь уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, сдавайся!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Ответы детей:

Люди пьют воду;

Варят еду;

Моют грязные фрукты и овощи;

Каждый день моют руки и лицо;

Поливают растения, чтобы не засохли;

Вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

Люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам немножко поэкспериментировать и рассказать о воде и ее свойствах.

Эксперимент №1:

«Вода - жидкость».

Дать детям два стаканчика: один - с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая).

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Эксперимент №2:

«У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Эксперимент №3:

«Вода прозрачная»

Воспитатель:

Посмотрите через стакан с водой друг на друга. Вы видите через воду друг друга? Почему, как это объяснить?

Возьмите камешки и бросьте их в воду. Посмотрите, вы видите камешки через воду? Какая вода?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А для чего еще нам нужна вода? Для того чтобы пить, готовить пищу, умываться, стирать и т.д. А вы стирать умеете?

Проводиться пальчиковая гимнастика:

«Стирка».

Буду маме помогать,

Буду сам бельё стирать:

Мылом мылю я носки, Провести кулачком по ладошке

Крепко трутся кулачки, Тереть кулачками друг о друга

Сполосну носки я ловко Двигать кистями рук вправо-влево

И повешу на верёвку. Поднять руки вверх, кисти согнуть

Воспитатель: Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы.

Ну, а мы продолжаем экспериментировать.

Эксперимент№4:

«Вода - растворитель».

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Эксперимент №5:

«Вода имеет вес».

Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (В одном - вода, а в другом - нет ничего). Который из них тяжелее? Вода имеет вес.

Итог:

Воспитатель: Проделав сегодня наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества. Человеку, животным, растениям нужна только чистая вода. Мы с вами должны беречь воду, не загрязнять ее.

Всем нужна водичка:

И рыбке, и птичке,

И деревьям в лесу,

И цветочкам на лугу,

И котятам и тигрятам,

Даже маленьким ребятам.

Везде и всегда помогает нам вода!

«Детский сад № 24»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективе .

Материалы и оборудование: рисунки по теме «вода», стеклянные емкости, соль, сахар, пакетики чая, лимон, пластиковая бутылка, марля, вата, древесный уголь , х/б ткань.

https://pandia.ru/text/80/159/images/image003_49.jpg" width="277" height="168">

Март сосульки свесил с крыши (дети, взявшись за руки, идут по кругу)

И капелью зазвенели (останавливаются, ритмично хлопают в ладоши)

Солнце в небе выше, (выше поднимают руки вверх)

Все хлопочут, много дел (выполняют наклоны вправо и влево)

Скоро снег совсем растает (приседают и встают)

Выйдут в поле трактора (ставят руки на пояс, мелкими шагами продвигаются вперед)

Черный грач весну встречает (идут, высоко поднимая колени)

Громкой песней: кра-кра-кра (машут руками, как крылышками.)

Воспитатель: Молодцы, теперь пойдемте посмотрим как работает наш фильтр.

(дети рассматривают и рассказывают об увиденном, сравнивают банки с грязной и чистой водой) .

Воспитатель: Помните, на прошлом занятии мы с вами познакомились с круговоротом воды в природе, а хотите посмотреть, как это происходит, давайте проведем опыт. Нальем в банку горячей воды, смотрите, над банкой поднимается пар, кто знает почему?

(вода испаряется и поднимается вверх)

Воспитатель: Правильно при нагревании вода начинает испарятся и поднимается вверх, и сверху мы накроем банку зеркалом и посмотрим что получиться. Смотрите, пар собирается на зеркале в капли и снова падает в банку с горячей водой.

Воспитатель: Давайте вспомним какие загадки о воде мы знаем. (дети загадывают загадки) .

Меня пьют, меня льют.

Мы говорим: она течёт;

Всем нужна я,

Мы говорим: она играет;

Кто я такая?

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,

В морях и реках обитает,

И ручей, и океан,

Но часто по небу летает.

И летаю, и бегу,

А как наскучит ей летать,

И стеклянной быть могу!

__________________

На землю падает опять.

Очень добродушная,

Сама пить не пьёт,

Я мягкая, послушная,

А нас вынуждает.

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Вывод:

Воспитатель: Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили?

Что нового и интересного вы узнали?

Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому: она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т. д. Вода может быть чистой и грязной: чистая прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании – в пар. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становиться водой. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.

Вопросы для детей:

1. Имеет ли вода форму, цвет, запах и вкус?

2. Как можно изменить цвет, запах и вкус воды?

3. Что такое фильтр? Для чего он нужен?

4. Какой температуры может быть вода?

5. Может ли она менять свое состояние (твердое, жидкое, газообразное)

6. Можно ли пить воду из под крана?

7. Зачем нужна человеку чистая, пресная вода?

Любовь Михайлова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Цель : развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Познание : Обобщить знание детей о назначении воды в нашей жизни, проводить не сложные опыты с водой. Выявить вещества, которые растворяются и не растворяются в воде. Закрепить свойства воды в процессе исследовательской деятельности.

Воспитательные : Развивать любознательность, логическое мышление.

Коммуникация : Расширять и активизировать словарный запас.

Здоровье : Закрепить значимость воды в жизни человека.

Социализация: Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности.

Словарная работа : Вода, жидкость, бесцветная, прозрачная, опыт, растворитель, раствор, лаборатория.

Оборудование и материал : Стаканчики, тарелочки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, речной песок, разноцветные краски, ноутбук.

Ход непосредственной образовательной

деятельности.

Посмотрите у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуй воздух (разводят руки в стороны)

Здравствуй вода (руками плавательные движения)

Здравствуйте мои друзья (руки вперед)

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук)

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)

Будем дружно мы играть

Путешествовать опять.

Воспитатель:

Ребята вы любите путешествовать? Тогда слушайте меня внимательно и выполняйте –

Вправо, влево повернись

Вокруг себя покружись

В лаборатории окажись.

Вот мы и очутились в самой настоящей научной лаборатории. Вы будите исследователями.

(надеваем фартуки)

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Не шуметь – этим мы мешаем другим.

Слушать воспитателя.

Аккуратно обращаться с посудой – помните, стекло может биться и им можно порезаться.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение сделать вывод.

Воспитатель:

Ребята, смотрите, нас уже ждет наша «Капелька», она хочет познакомить вас с новыми свойствами воды и вместе с вами проделать опыты.

Отгадайте загадку: Она бесцветная на вид

Но нашу жажду утолит (вода).

Где есть вода?

(вода есть всюду: в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода)

Кому и для чего нужна вода? (слайды)

Давайте с вами вспомним, что мы знаем о воде? Какая она?

(жидкая, прозрачная, не имеет вкуса, запаха)

Какой формы вода?

(вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.)

«Капелька» спрашивает - хотели бы вы узнать какими свойствами еще обладает вода? Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт №1 «Вода – растворитель»

На столе блюдце в нем сахарный песок, стакан с водой. Возьмем стакан с водой, насыплем две ложки сахарного песка. Что вы видите? (сахар растворяется)

Вывод: Сахар быстро растворяется в воде, раствор остается прозрачным

Опыт №2

На столе блюдце с речным песком, стакан с водой. Возьмем стакан с водой и две ложки речного песка. Что произошло?

(речной песок не растворился)

Вывод: Песок придал воде коричневый цвет, вода стала грязной, песок не растворился, а потихонечку оседает на дно.

В лаборатории бывают перерывы. И в нашей лаборатории тоже перерыв.

Физкультминутка:

Разминая поясницу мы не будем торопиться

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей

Раз и два, раз и два – закружилась голова

1,2,3,4,5, ноги надо нам размять (приседание)

Напоследок, всем известно как всегда ходьба на месте

От разминки польза есть, что ж пора на место сесть.

Воспитатель : А какую воду вы хотели бы пить?

(Чистую. Нужно пить только чистую воду, а грязную воду пить нельзя.)

Воспитатель : Правильно, ребята! Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Что для этого нужно сделать?

(Выслушивает предложение детей.)

Опыт №3 «Вода может принять свой цвет»

На столе разноцветные краски, стакан с водой, пипетка.

Возьмите пипетку и любую краску, капните в воду. Что произошло с водой?

Вывод: Вода растворила краски, какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит, вода растворитель и может изменять свой цвет.

Опыт №4 «Воду можно очистить»

Сейчас мы воду профильтруем, будем очищать ее.

Оборудование: воронка, стакан, ватные диски.

Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но пить эту воду нельзя, ей можно полить цветы.

Итог: Уважаемые исследователи, проделав опыты, скажите «Капельке», что мы с вами узнали о воде?

(Есть вещества которые растворяются в воде, есть вещества которые не растворяются в воде. Воду можно очистить с помощью фильтров)

А можно ли пить воду, которую мы очищали?

Что вам сегодня понравилось больше всего?

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Мы с «Капелькой» предлагаем всем насладиться песенкой воды. (слушаем звуки воды)



Публикации по теме