Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода. Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебство в молоке

Разработанный мною конспект посредством создания ситуации занимательности способствует решению поставленных задач: позволяет детям развивать и закреплять знания о свойствах воды, её использовании; осваивать действия замещения и экспериментирования.

Конспект НОД построен как процесс продуктивной деятельности:
с использованием игрового метода обучения, способствующего заинтересованной, непринужденной обстановке на занятии;
проблемного метода, содействующего развитию интеллекта ребенка.
Планируемый результат:
Актуализация знаний из жизненного опыта детей о том, где встречается вода, кому и зачем она необходима; правила безопасного поведения на воде и с водой.
Открытие нового знания о свойствах воды посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата.

Задачи:

Образовательные задачи:
Ознакомление детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет вкуса, запаха и цвета, растворяет и отражает.?
Овладение детьми действием замещения.
Освоение экспериментирования.

Развивающие задачи:
Развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании.
Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка; развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы.
Развитие познавательной активности.

Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитывать бережное отношение к использованию воды.

Материал и оборудование:
Картинки морской бури, наводнений, паводков, стаканчики, сахар, сок, трубочки, лимон, ракушки, молоко, крышки от бутылок, ложечки.
Текст физкультминутки, аудиозапись звука дождя.
Поощрение: кулончики-капельки.

Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.

Методические приёмы:
Упражнение на эмоциональный заряд перед занятием.
Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент); создание ситуации занимательности.
Актуализация знания: познавательная и практическая мотивация.
Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы.
Открытие нового знания: наглядный (показ образца, демонстрация), практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей).
Включение нового знания в систему знаний.
Осмысление: анализ занятия.
Поощрение.

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап:
Упражнение «Эмоциональная буря» (дети стоят в кругу).
В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Эмоциональная буря»: будем мимикой, жестами показывать наши эмоции: «Радость», «Грусть», «Злость», «Испуг», «Веселье».
В: Приободрились, и теперь отправимся в путешествие с моей подружкой, которую зовут Капелька. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами…
Послушайте…что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях (в умывальной включен кран, на нём знак капли).
Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем? (ответы детей)

Организационно – поисковый этап:
Из чего состоит капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно встретить воду? (разные ответы детей)
Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Путешествие по группе (обозначение капельками тех мест, где нужна вода):
В: Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками.
В уголке природы: возле растений. Дети: да нужно они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
У аквариума: Дети: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
Около раковины (мойки): да, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит бутылка с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы могли мыть руки и лицо. (Приклеивают большую капельку)
В: Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. Ребята, но вода не всегда бывает полезной, а бывает даже опасной. (Показ картинок бурь, наводнений, паводков).
Рассказ о правилах безопасности с водой и на воде:
В: Горячей водой можно обжечься, лёд опасен травмами, в водоёмах можно утонуть. Ребята, можно ли дома самостоятельно наливать чай?
Включать горячую воду? Что мы делаем, когда выходим на прогулку, а там с гололёд? Можно ли ходить к водоёмам одному без взрослых?).

Физминутка:
А вы знаете в какие игры любит играть наша Капелька? (ответы детей). Сейчас поиграем.
Превратились детки в капельки. Пора им отправляться в путь.
(звучит аудиозапись со звуками дождя)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
(дети прыгают)
Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.
(дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой рекой.
(дети объединяются в одну цепочку)
А из реки попали в большой океан.
(дети перестраиваются в хоровод)
Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.
(дети рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя)
Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (ответы детей). А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. А капелька сможет узнать намного больше о себе.

Опыт № 1 . Определение цвета воды.
В: Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы)
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом).
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет)
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная. Посмотрите: Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и улыбнулась этому.

Опыт № 2 . Определение вкуса воды.
В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус? (вкусный, сладкий).
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная.

Опыт № 3. Определение запаха воды.
В: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон.
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть)
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.

Опыт № 4. Определение возможности воды растворять.
В: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (он исчез, растворился). Где в жизни мы можем наблюдать? (когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким). Вывод: вода растворитель, может растворять различные вещества.
Выводы: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества.

Рефлексивно – корригирующий этап:
В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
Ребята, а чем мы сегодня интересным занимались? Кому сегодня помогали? Получилось ли у нас это сделать? (ответы детей)

Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Полезное мыло»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми средней группа по теме «Полезное мыло»

Цель: Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся различать и называть свойства мыла; смогут объяснить значение мыла.

1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности с мылом.

2. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения(мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде).

3. Формировать обобщения о значении мыла.

4.Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования с мылом.

Дети заходят в музыкальный зал. Их встречает Маша-чумазуля.

Маша чумазуля: Здравствуйте ребята! Со мной приключилась беда. Я шла на День рождения к своей подружке и упала в лужу, вся перепачкалась. Пошла домой и попыталась отмыть грязь водой, но ничего не получилось, только грязь размазала. Не могу же я прийти на День рождения такая грязная. Что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Маша не смогла отмыть грязь водой? Как нам ей помочь.

Дети: Маша не смогла отмыть грязь водой, потому что надо умываться с мылом.

Маша чумазуля: С мылом? А что такое мыло?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Тогда нам надо отправиться на поиски мыла. В путь.

Маша чумазуля: Ой, ребята, посмотрите, какие коробки красивые? Наверное в них конфеты лежат. Я их так люблю. Сейчас посмотрю.

Воспитатель: Нет, Маша, это волшебные коробки. Чтобы узнать, что в них к нам на помощь придут наши помощники- органы чувств. А ĸаĸие органы чувств вы знаете?

Дети: Руки, уши, глаза, нос, язык.

Воспитатель: А сейчас просуньте руку в волшебную ĸоробĸу ощупайте предмет и опишите его. Какой он?

Дети: Круглый, квадратный, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый.

Воспитатель: Какой помощник нам в этом помог? Поднимите карточку.

Также интересное занятие по опытно-экспериментальная деятельности в ДОУ:

Дети: Рука (показывают карточку с рукой).

На экране появляется? и рука.

Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет?

Дети: Яблоком, арбузом, цветами, мёдом, шоколадом.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить запах предмета?

Дети: Нос.

На экране появляется нос.

Воспитатель: А теперь послушайте. Издаёт предмет звук?

Дети: Нет, звуки он не издаёт.

Воспитатель: Какой помощник нам это помог узнать?

Дети: Уши.

Воспитатель: Ребята, если предмет не издаёт звук, то какую мы должны взять карточку?

Дети: Ухо перечеркнутое красными линиями.

На экране появляется ухо перечеркнутое красными линиями.

Воспитатель: А теперь откройте коробку и скажите, что это.

Дети: Мыло.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить, что это мыло?

Дети: Глаза.

На экране появляются глаза.

Воспитатель: А язык нам помог?

Дети: Нет. Мыло нельзя брать в рот и лизать языком. Оно несъедобное.

Воспитатель: А если язык нам не помог, то какую карточку вы возьмёте?

Дети: Карточку, где язык перечёркнут красными линиям

На экране появляется язык перечеркнутый красными линиями и мыло посередине.

Маша чумазуля: Так вот какое оно-мыло… Ребята, а почему у вас все кусочки мыла разной формы, разного цвета и разного запаха?

Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.

Воспитатель: А вы знаете, что мыло может быть фокусником?

Дети: Нет.

Маша чумазуля: Я обожаю фокусы!!!

Воспитатель: Тогда проходите все к столу.

Маша чумазуля: Как всего много.

Воспитатель: Но прежде чем мы начнём, давайте расскажем Маше, что необходимо помнить при работе с мылом.

Дети занимают рабочие места, воспитатель обращает внимание на воду.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? Каĸая вода? (она грязная, мутная или чистая?

Дети: Прозрачная, теплая, чистая.(она грязная, мутная или чистая?)

Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно стало?

Дети: Оно стало мокрое, скользкое.

Маша чумазуля: А до этого какое было?

Дети: Сухое, гладкое.

Воспитатель: А теперь давайте размылим мыло.

Маша чумазуля: Ух ты, какие у вас белые перчатки на руках. А для чего они нужны?

Дети: Белые перчатки на руках нужны чтобы отмыть грязь. Чем белее перчатки тем лучше отмывается грязь.

Маша чумазуля: А с водой то что стало? Она же была прозрачная, чистая.

Дети: Она стала мутная, непрозрачная.

Маша чумазуля: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-разному?

Дети: Потому что мыло растворилось в воде и вода приобрела запах мыла.

Маша чумазуля: И что, теперь можно этой мутной водой умываться?

Воспитатель: Нет, Маша, ты такая грязная, что нам понадобиться губка.

Воспитатель: А сейчас давайте намочим губĸу, намылим её мылом и отожмём.

Маша чумазуля: А что это у вас образовалось?

Дети: Образовалась пена.

Воспитатель: А сейчас попробуем опустить один ĸонецтрубочĸи в воду, а в другой подуть, и посмотрим, что получится.

Маша чумазуля: А сейчас у вас что образовалось?

Дети: Образовались мыльные пузыри.

Воспитатель: Каĸие пузыри у вас получились?

Дети: Ответы детей.

Маша чумазуля: А с пузырем что-нибудь произойдёт, если к нему приĸоснуться?

Дети: Да, Маша, он лопнет.

Маша чумазуля: А если подуть?

Дети: Они летят, оно легĸие.

Маша чумазуля: Интересно, а внутри пузырей что-то есть?

Дети: Воздух, мы их надували.

Маша чумазуля: Я поняла, что грязь отмывается при помощи мыла. Так значит и посуду надо мыть с мылом?

Дети: Да.

Маша чумазуля: А я хотела грязную посуду выкинуть, потому что не смогла её отмыть водой. Так может быть вы мне поможете её отмыть с мылом, а то её много.

Дети моют посуду с мылом.

Воспитатель: Ну вот мы всё и отмыли.Посмотрите на экран.

На экране появляются картинки, которые обозначают значение мыла.

Маша чумазуля: А где ещё может пригодиться мыло?

Дети: В стирке.

На экране появляется последняя картинка.(стирка)

Воспитатель: Ну что, Маша, отправляйся умываться и возвращайся к нам чистая.

На экране видео (Маша умывается и становится чистая). Маша появляется перед детьми чистая(отрывок из мультфильма «Королева зубная щетка»).

Маша чумазуля: Сколько я сегодня интересного узнала, но боюсь забыть. Напомните мне ребята.

Дети называют свойства мыла и на доску вешают ĸарточки.

Маша чумазуля: Что вам понравилось больше всего?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а мыло не только фокусник и обладает волшебными свойствами, но важно знать правила при работе с ним. Но об этом мы узнаем в следующем путешествии.

Маша чумазуля: И я тоже отправлюсь с вами в следующее путешествие. А сейчас я хочу подарить вам подарки- мыльные пузыри.

Образовательная деятельность «Праздник в Песочной стране»

Горбунова Жанна Александровна, воспитатель
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Это конспект познавательно – экспериментальной деятельности.

Цель: формирование мотивации к созидательной продуктивной деятельности, стимуляция эмоционального фона у детей с помощью кинетического песка.
Задачи:
Образовательные:
формировать навык экспериментирования с песком;
продолжить знакомство со свойствами кинетического песка;
обогащать тактильный опыт у воспитанников в процессе песочного угощения;
стимулировать творческие проявления при создании и украшении поделок из песка;
расширять словарный запас (приятный, волшебный, мягкий, пластичный, ласковый, удивительный, живой, безопасный);
формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;
закреплять знания об съедобной пищи.
Развивающие:
развивать конструкторские навыки, умение моделировать объёмную постройку из плоскостных частей с помощью конструктора ТИКО;
развивать память, активное внимание, логическое мышление, творческое воображение, фантазию.
мелкую моторику, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать умение слышать друг друга, желание помогать и приходить на помощь;
вызвать положительные эмоции, вызванные новыми впечатлениями.
увлечь детей активной творческой деятельностью.
Материал и оборудование:
Кинетический песок, лоточки для игры (по количеству детей), песочные наборы, бусинки для украшений, геометрические фигурки, влажные салфетки.

Ход деятельности:

(Дети входят в группу и приветствуют гостей)
Воспитатель: чтобы у нас на занятии было хорошее настроение, давайте зарядимся теплом от нашего солнышка.
(Дети становятся в круг)
Воспитатель : Наши руки – это лучики. Подставляем лучики под солнышко, улыбнёмся друг другу. Мы друг другу улыбнёмся – утро доброе начнётся. (Дети проговаривают вместе с воспитателем)
Вот попало солнышко
Прямо в детский сад
Приласкало солнышко
Сразу всех ребят.

Воспитатель : Ребята, Вы чувствуете, тепло? Согрелись, ребята?
(дети садятся на стульчики, звонит очень громко телефон)
Воспитатель: кто же это звонит?
(воспитатель подходит к телефону, берёт трубку и разговаривает по громкой связи)

Воспитатель: Это звонит Песочная черепашка.
Песочная черепашка: Здравствуйте Жанна Александровна и ребята из 10 группы. Я слышала, что в детском саду дети живут весело и радостно. А в моей Песочной стране так грустно и одиноко. Очень давно у нас не было праздника и веселья. Помогите нам устроить праздник.
Воспитатель: Ой, Милый наш друг, как же тебе помочь? Я спрошу у ребят. Ребята, давайте поможем Песочной черепашке устроить праздник. Вы готовы? (Ответ детей). Черепашка, ты слышала, наши дети готовы тебе помочь. Жди нас в гости!
А что такое праздник? (предполагаемые ответы детей: праздник – это веселье, музыка, танцы, игры, подарки, торт, шары, угощение). Здорово! Так мы можем сделать праздничное угощение для всех жителей Песочной страны. Если Вы готовы, тогда мы отправляемся в путешествие в Песочную страну. Ребята, Песочная страна находится очень. На чём мы туда доберёмся?».
(Ответы детей. Дети предлагают транспорт, на котором можно отправиться в гости и договариваются отправиться на ракете, так как им необходимо прибыть очень быстро, а ракета – это самый быстрый транспорт)
Воспитатель: а из чего мы можем сделать быстро ракету? (ответы детей: из бумаги, палочек, конструктора)
(Ребята, как здорово, что мы с вами вчера строили по схеме плоскостную ракету. А что, если мы их соединим, то у нас может получится настоящая объёмная ракета. Я знаю, что Вы все справитесь с этим заданием!
(воспитатель предлагает из заранее сконструированных частей ракеты из конструктора ТИКО сделать ракету, на столе лежат 3 части, которые необходимо соединить)
Схема постройки :
Воспитатель: ракета готова!
Воспитатель : Я знаю волшебное заклинание, которое нас мгновенно доставит в Песочную страну. Для этого необходимо крепко закрыть глаза и повторять за мной волшебное заклинание!
(Дети повторяют заклинание за воспитателем и попадают в Песочную страну)

За горами, за долами, есть песочная страна!
Если дружно сесть в ракету,
То в страну песка и сказок
Можно сразу же попасть.

(Дети открывают глаза)
Воспитатель: и вот мы в Песочной стране, смотрите, ребята: «Нас встречает Песочная черепашка».
Воспитатель: Здравствуй, черепашка, не грусти. Мы знаем, как устроить праздник (ответ детей).
Воспитатель: ребята, я совсем забывала вас предупредить. Что в гости Песочной страны допускаются только те, кто знает правила обращения с песком.
Черепаха: ребята, а Вы знаете правила обращения с песком?
(Песочная черепаха спрашивает детей о правилах игры с песком)
Игра «Правила обращения с песком»
Воспитатель: на столе лежат карточки, вам необходимо быстро выбрать только ту карточку, на которой изображено правило обращения с песком.
(Дети по очереди подбегают к столу под весёлую музыку, выбирают нужную карточку и крепят её на мольберт в табличку. Все пустые квадратики должны быть закрыты)
-Не сыпать песок на голову
-Не высыпать песок из песочницы
-Песок нельзя есть
-Не одевать песочные игрушки на голову
-Не бросать песок в глаза
-Не ломать постройки
Черепаха: молодцы ребята, вы действительно знаете правила обращения с песком.
(Дети подходят к столу, на котором стоит большая коробка с кинетическим песком)
Воспитатель: Ребята, не знаю, сможем ли мы сделать угощение, песок какой- то не такой, давайте его потрогаем. Положите на него ладони, погладьте его. Скажите, какой он? (ответы детей: мягкий, пушистый, волшебный, пластичный, течёт сквозь пальцы, цветной, нежный, хорошо держит форму, живой)
Но только очень грустный. Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!» (Дети повторяют) Давайте попробуем его развеселить. Пощекочите его пальцами одной руки, затем другой руки, а теперь пальцами обеих рук. Кажется, песочку очень нравится и он развеселился. Итак, прежде чем приступить к изготовлению праздничных угощений, давайте выясним, какое угощение бывает на праздничном столе.
А сейчас я хочу с вами поиграть.

Игра «Съедобное – несъедобное»
Правила игры: я буду называть слова. Если назову съедобное – спрячьте руки в песок, если нет – поставьте кулачки на песок! Правила понятны, ребята! Итак, начали!
(пирожное, конфеты, гвоздик, торт, автомобиль, печенье, мяч, пирог, газета, кекс,стул, мороженое)

Физкультурно – музыкальная минутка «Пяточка – носочек»
(Дети под музыку выполняют вместе с воспитателем упражнения)

Практическая часть «Угощение»
(Дети превращаются в кулинаров, одевают фартуки и бумажные колпаки)
Пальчиковая гимнастика «Печём торт»
Тесто pучками помнем (сжимаем- pазжимаем пальчики)
Сладкий тоpтик испечем (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом (кpуговые движения ладошками)
А веpхушку сладким кpемом (по плоскости стола)
И кокосовою кpошкой
Мы пpисыплем тоpт немножко... («сыплем кpошку» пальчиками обеих pук)

(Дети вместе с воспитателем под музыку делают песочное угощение: трёхъярусный торт, пирожное, кексы, пирог, мороженое, конфеты, используя формочки, бусинки для украшений, геометрические фигурки и готовое угощение выставляют на поднос и тарелочки)
Воспитатель: Ну, что, ребята, угощения готово!
Черепаха: Как красиво у вас получилось! А теперь можно звать всех друзей!
(Воспитатель просит детей сложить оставшийся песок в лоточки и вытереть руки влажной салфеткой и просит посмотреть гостей на угощения, в этот момент появляется Солнышко из конфет)
Солнышко: Ребята. Вы были сегодня такие умелые, смелые, быстрые, весёлые и главное дружные, и поэтому у вас всё получилось! Вы помогли Песочной черепахе приготовить праздничное угощение, а это угощение от меня.
(Солнышко дарит детям «Солнышко из конфет», дети благодарят, а воспитатель предлагает угостить гостей и напоминает детям о том, что пора возвращаться в детский сад и произнести волшебное заклинание)
Воспитатель: Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть!

(Дети произносят заклинание вместе с воспитателем, возвращаются в детский сад и говорят всем до свидания и выходят из группы)

Используемая литература:
1. Грабенко Т.М. , Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, и развивающие и адаптирующие игры».
2. Зеленцова Н.В. – Пешкова «Элементы песочной терапии».
3. Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», №2, 2016 год

Третьякова Юлия Николаевна
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе .

Тема : «Волшебная вода »

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание : совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха) .

Задачи :

Образовательные : формирование у детей представлений о свойствах воды;

Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.

Коррекционно-развивающие : развитие диалогической речи у детей;

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные : формирование познавательного интереса, активности, любознательности, доброжелательного отношения к окружающей среде , друг к другу.

Предварительная работа : просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде» , чтение пословиц о воде.

Материал и оборудование : Незнайка (плоская игрушка из картона, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, значки-капельки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать полным ответом и при ответах поднимать руку. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды) .

Дети. Воды.

Воспитатель. Правильно.

Введение в тему.

Сегодня, ребята, мы поговорим о воде и ее значении для жизни на Земле.

Скажите, зачем нам нужна вода ?

Дети. Вода нужна нам для того , чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

А кому еще нужна вода ?

Дети. Вода нужна растениям , рыбам, животным, птицам.

Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка и принес в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Незнайка не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение засыхает, погибает.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?

Дети. Полить растение.

Воспитатель. Правильно, растение нужно полить. Давайте, каждый из вас польет растение.

(Дети поливают из лейки по очереди комнатное растение) .

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Незнайке и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, мы пройдем в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода . А узнаем мы это, проведя опыты .

Основная часть :

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. На спинке каждого стула висит фартук. Ребята, наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой .

Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Ребята, опыты будут с водой , поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «Вода прозрачная »

Воспитатель. Ребята, перед каждым из вас слева стоит стакан с водой, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А камни видны в воде?

Дети. Да, мы их видим.

Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети. Потому что вода прозрачная .

Воспитатель. Правильно, вода прозрачная . Молодцы.

Опыт № 2 «У воды нет вкуса»

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети. У нее нет вкуса.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар) .

Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.

Какая вода стала на вкус ?

Дети. Вода стала сладкая .

Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?

Дети. Сахар.

Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды. Молодцы.

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).

Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем ш-ш

Руки моем с-с

Щеки моем, шейку трем

И водичкой обольем.

Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.

Опыт № 3 «У воды нет запаха» .

Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?

Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.

Воспитатель. Скажите, вода имеет запах ?

Дети. Нет. Вода не имеет запаха .

Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?

Дети. Вода пахнет лимоном .

Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?

Дети. Сок лимона растворился.

Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде и вода приобрела запах .

А сейчас выполним упражнение для пальчиков «Лодочка» .

Мышонок в лодочке плывет,

Лисенка в лодочку зовет.

Ладошки правильно сложи и лодочку нам покажи (Дети проговаривают текст и выполняют движения кистями рук в соответствии с содержанием текста).

Опыт № 4 «Вода растворитель » .

Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой . Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску и опустите в воду.

Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет .

Воспитатель. Каким цветом стала вода ?

Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.

Воспитатель. Почему вода стала красной , желтой, синей?

Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной .

Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет , потому что краска в ней растворилась. Молодцы.

Ребята, вам понравилось быть волшебниками ?

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить , как настоящих волшебников , о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Незнайке.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода ?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода ?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты .

Воспитатель. Что это были за опыты ?

Дети. Опыты с водой .

Воспитатель. Что вы узнали из опытов ?

Дети. Что вода прозрачная , не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества .

Воспитатель : Молодцы. Ну что Незнайка, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Незнайка внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой , из которых узнали, что вода растворяет вещества , не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить значки в форме волшебной капельки , потому что вода действительно волшебная . Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе , а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.

Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Незнайка, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Незнайка вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Незнайке. До свидания! До новых встреч!

Конспект НОД по познавательно - экспериментальной деятельности в средней группе на тему "Вода"


Конспект НОД разработан для детей средней группы. Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ.

Конспект НОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе.

Цель : воспитывать интерес к экспериментированию.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие: познакомить детей со свойствами воды (льётся, прозрачная, без запаха). Формировать представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать.
Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Социально- коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников.
Художественно- эстетическое: упражнять детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток), равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа.
Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.
Методы и приёмы: практические: создание художественного продукта, опыты, экспериментирование, физкультминутка, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент.
Наглядные: демонстрация картинок.
Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, загадывание загадки.
Материал и оборудование: одноразовые стаканчики и ложки,сахар рафинад, тазы с водой, картинки с изображением живого и предметного мира, краски, салфетки, пипетки на каждого ребёнка, листы белой бумаги.
Ход НОД. .
В гости к детям прилетает тучка (переодетый воспитатель).Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Тучка . Хотите со мной поиграть.
Дети отвечают.
Тучка . Давайте, вы сегодня будете моими капельками. Предлагает детям закрыть глаза, проговорить слова и превратится в капельки.
Раз, два, три
Будем капельки
Все мы!
Тучка. Ребята, а когда пройдёт дождь, что образуются?
Дети отвечают.
Тучка. А из чего состоит лужа?
Дети отвечают.
Тучка. Предлагает послушать загадку:
Если руки наши в ваксе.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо.
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без...
Ответы детей.
Тучка. Предлагает детям игру "Хорошо- плохо". Дождик это хорошо или плохо? Почему хорошо? Для кого хорошо?
Дети отвечают.
Тучка. У нас прошёл волшебный дождик и склеил все капельки и получился ручеёк стал двигаться по залу и добежал до столов.
Дети берутся за руки и бегут по залу к столам.
Тучка. Ребята, что вы видите на столах?
Дети отвечают.
Тучка. Дети, давайте с вами нальём себе в стаканы воды из тазика. Вода наливается в ваши стаканы?
Дети отвечают.
Тучка. Что делает вода?
Дети отвечают.
Тучка демонстрирует схему- картинку.
Тучка предлагает детям поднести стакан с водой к носу, чем пахнет вода?
Дети отвечают.
Тучка. Показывает детям схему- картинку, что вода не имеет запаха. Затем предлагает детям взять ложечки и опустить в стакан с водой. Ложку видно или и нет? Что можно сказать про воду, какая она?
Дети отвечают.
Тучка. Подводит детей к тому что, только чистая вода не имеет запаха и прозрачная, но может менять цвет если её подкрасить краской. капает в стакан капельку краски. Что произошло с водой? Какая стала цветом вода?
Дети отвечают.
Тучка. Предлагает детям взять кусочек сахара и опустить в воду, а в другой стакан опустить ложечку соли, что будет с сахаром и солью? Какая стала вода?
Дети наблюдают и отвечают.
Тучка. Ребята, значит вода может менять вкус или нет?
Дети отвечают.
Тучка предлагает поиграть в подвижную игру "Солнышко и тучка". (игра проводится два раза).
Ребята посмотрите, что лежит у меня на столе? Давайте с вами поведём игру "Кому нужна вода?"
Дети выбирают только те картинки кому нужна вода.
Тучка. Проводит пальчиковую гимнастику "Дождик".
Дождик,дождик, веселей! (показывают как капает дождик все кистью).
Капай, капай,не жалей! (брызгают пальчиками).
Только нас не замочи (делают "домик" над головой, смыкают пальцы рук).
Зря в окошко не стучи (стучат кулачком об кулачок).
Брызги в поле пуще (показывают брызги пальчиками).
Станет травка гуще (растопыривают пальчики и покачивают ими).
Тучка. Показывает детям листок с нарисованной тучкой и спрашивает, что из тучки идёт?
Дети отвечают.
Тучка. Предлагает нарисовать дождик из пипеток при этом показывает технику рисования.
Дети рисуют дождик (играет музыка "Времена года").
Тучка . Ребята, как много я с вами узнала про воду! Как бы мне всё это не забыть, а давайте вспомним, что мы узнали о воде? Какая она? Кому нужна? Для чего нужна? Ну, теперь я всё запомнила! Спасибо! Мне пора улетать, а вам снова превращаться в детишек.
Дети. Произносят слова:
Раз, два, три, четыре
Снова мы в детишек превратились! (пока дети проговаривают слова воспитатель переодевается).

Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...