Бабушка воспитывает ребенка: за и против. Дети, воспитанные бабушкой: какими они становятся

Воспитание детей бабушками

Бабушки и дедушки - бесценный золотой фонд любой семьи . Кто, как не они, сытно накормят, разрешат «перекусить» чем-то вкусненьким между приемами пищи, разрешат лечь спать после девяти часов вечера, посмотреть телевизор - вообще, позволят делать то, что не разрешают родители!
Сейчас довольно часто можно услышать от современных работающих мам, что «бабушкино воспитание» портит ребенка, что бабушки и дедушки сильно балуют внуков, позволяют им все. Но так ли это плохо в действительности? Может быть, в бабушкином воспитании есть и свои плюсы?

Отрицать огромную роль бабушек в деле воспитания подрастающего поколения просто бессмысленно . Подавляющее большинство молодых семей вообще не в состоянии без помощи бабушек обеспечить ребенку нормальный уход и воспитание. Ведь в настоящее время бабушкино домашнее воспитание все чаще становится не сознательным выбором, а единственным приемлемым вариантом.

Во-первых , все больше детей по медицинским показаниям относятся к категории неясельных и недетсадовских: часто простужаются, подхватывают всевозможные инфекции, - словом, родители постоянно вынуждены брать больничные листы по уходу за ребенком.
Во-вторых , дети, которые по медицинским показаниям могут посещать детские заведения, вынуждены находиться дома, так как в детских садах часто нет мест.
В-третьих , не у всех родителей есть деньги на частный детский садик.

Бабушки и дедушки помогают родителям отдохнуть, сходить в театр, в кино, посвятить немного времени себе любимым. Грех не воспользоваться такой прекрасной возможностью! Поэтому даже категорически настроенные против бабушкиного воспитания молодые родители вынуждены пересматривать свои взгляды.
Родители и бабушки с дедушками хорошо ладят, если у них единые требования к воспитанию ребенка и нет никаких разногласий. Но зачастую дело обстоит по-другому, в зависимости от того, к какой группе относится старшее поколение воспитателей.

Первая - это те бабушки и дедушки, которые живут вместе с детьми и внуками и являются воспитателями наряду с родителями. В таком случае для предотвращения разногласий в вопросах воспитания вы, взрослые, должны непременно выработать единые принципы воспитания и стараться придерживаться их. Ведь когда в процессе воспитания принимают участие несколько поколений, это порождает некоторые проблемы, которые могут переходить и в конфликты внутри семьи.
Для поддержания мира в семье необходимо взять за правило никогда не позволять себе негативно высказываться в адрес кого-либо из членов семьи в присутствии ребенка. Вы должны забыть все обиды и выяснять отношения между собой по поводу методов воспитания за закрытыми дверями.
В основе взаимоотношений дедушки и бабушки с внуками должны лежать прежде всего праздник и отдых. Тогда малыш понимает, что роль дедушки и бабушки однозначна - развлечения и хорошее настроение, но не воспитание, которое должно ассоциироваться с родителями (ведь у каждого члена семьи есть своя роль). При этом старшее поколение ненавязчиво, через праздник и игру, может закреплять те навыки, которые вы, родители, хотите привить своим детям.

Вторая группа - те бабушки и дедушки, которые встречаются с внуками на выходных.
В таком случае их роль абсолютно иная: «воскресные» бабушка и дедушка - это соскучившиеся за неделю по внукам люди, готовые терпеть все их шалости и проступки с улыбкой на лицах. Они души не чают в малышах, никогда не делают им замечаний и позволяют делать все, что запрещено дома. А еще спорят с родителями, когда те жалуются, что дети несносные, непослушные, так как не измотаны каждодневными «бытовы¬ми войнами»: соблюдением режима дня, сборами в школу, борьбой с капризами и прочими неприятностями. Переубедить таких бабушек и дедушек, что ребенку нельзя потакать во всем, крайне сложно. Родители сердятся: дедушка и бабушка слишком балуют внуков.
Но на такое поведение «вторых родителей» можно посмотреть и с другой стороны. Да, воспитание родителей и воспитание бабушек с дедушками различаются. Среди «старомодных» бабушкиных методов воспитания, передающихся из поколения в поколение, всегда есть хрестоматийный набор: нежность, ласка, «многодозволенность», гиперопека, воспринимаемые вами, родителями, как обычное баловство.
Но именно нежность, ласка и гиперопека в начале жизни - главное, что обеспечивает психологическую безопасность ребенка. А разумная «многодозволенность» вместо маминых запретов - это ключ к наслаждению жизнью и творческому мышлению и, скорее всего, еще недооцененный антидепрессант. Ребенок, избалованный лаской, вряд ли станет жестоким террористом. Ребенок, окруженный вниманием, вряд ли станет бессердечным и циничным взрослым.
Если родители в основном хотят сделать ребенка покорным, то бабушки и дедушки испытывают истинное удовольствие, позволяя себе баловать собственных внучат. Но родительская близорукость во многих бабушкиных начинаниях способна видеть лишь истоки эгоизма и несовершенства для дошкольника: малышу, считают они, важнее научиться чистить зубы, убирать на место игрушки, чем фантазировать, слушая бабушкины небылицы и сказки.

Вы, мамы и папы, хотите вырастить ребенка умным, воспитанным и целеустремленным, одним словом - успешным. Ваши воспитательные идеи устремлены вперед, в будущее. К тому же для вас ребенок - это еще и арена для удовлетворения амбиций. Очень важно и приятно осознавать, что ваше драго¬ценное чадо лучше всех читает, больше всех ест и выше всех прыгает. Бабушки же относятся к внукам гораздо лояльнее. Их в большей степени волнуют проблемы сегодняшние. Заботы, настроение и здоровье ребенка сейчас, а не когда-нибудь, когда он вырастет, окончит университет и сделает блестящую карьеру.

Для человека с жизненным опытом простые радости, которых не так много в жизни, и беспечность детства, которое ни¬когда не повторится, неизмеримо ценнее любых долгосрочных - пусть и самых благих - целей.

Старшее поколение зачастую более спокойное, тихое и доброе, чем младшее, всегда летящее вперед. Дети, которые не могут спокойно сидеть, утихомириваются, как под гипнозом, когда попадают к бабушке. Дедушка не в состоянии энергич¬но прыгать и скакать, зато он преуспевает в других сферах: может быть для ребенка лучшим в мире рассказчиком, шутником, водить внука на увлекательные прогулки или рыбалку.
Родители зачастую все время куда-то спешат, а старшее поколение никуда не торопится. И потому оказывается ближе по восприятию мира к малышам.
Для ребенка нужен темп более медленный, чем для взрос¬лого человека, и именно старшее поколение живет в таком темпе, поэтому они понятны, предсказуемы для ребенка больше, чем вы - их родители. Так старшее поколение становится для малышей связующим звеном между вашим взрослым миром и миром детей.
Родители живут в мире страстей, работы, того, что запланировали на завтра. А пожилые люди находятся в том же времени, что и маленькие дети. Бабушки лучше запоминают то, что рассказывал им малыш накануне о своих переживаниях, достижениях. Это близко им, и старшее поколение сопережи¬вает внуку и не изображает интерес к его делам и занятиям, а действительно живет его заботами, делами.

Именно бабушки, понимая все это, стараются воспитывать своих внуков как индивидуальность . Богатый жизненный опыт, личные родительские наблюдения, а также случаи из жизни друзей и родных помогают им в этом. Старшее поколение бо¬лее гибко и терпимо там, где вы, родители, требовательны и прямолинейны. И любят они ребенка не за что-то, а просто так, по факту существования.

Первые шаги в стране знаний малыши часто делают под руководством бабушек: учат алфавит, запоминают множество стихов и песенок к 3-4 годам, под пристально-добрым взглядом бабушек выполняют уроки с 1-го по 4-й класс. Неплохо, правда ведь?
Бабушки дают все самое лучшее, и дети привыкают к этому. То, что в детстве они получают все, что захотят, не скажется плохо на их воспитании, скорее наоборот. Когда они вырастут, то будут знать, что смогут получить все самое лучшее, если хорошо поработают, и никогда не будут довольствоваться малым. То есть здоровая амбициозность в ребенке воспитывает¬ся именно бабушками. Разве это так плохо?
Воспитанные бабушками дети находчивей и предприимчивей своих сверстников, которых воспитывал детский сад. Вот так!

Впрочем, как бы вы, родители, ни сопротивлялись бабушкиным принципам воспитания, именно они дают возможность развиться творческим способностям детей гораздо лучше, чем любые разумные и правильные родительские теории. Секрет прост: у старшего поколения много времени на то, чтобы уделить его вашему малышу.
Вот почему под влиянием бабушек чаще всего малыши начинают проявлять свои креативные способности. А та вседозволенность, которая вам, родителям, кажется вредной и расслабляющей, создает благо¬приятную среду для совершенно нестандартных идей и начи¬наний. Человек, привыкший к свободе действий, будет свободен и в мыслях, и в творчестве.

Это же подтверждает и исследование Татьяны Тихомировой, научного сотрудника Института психологии РАН, проведенное в одной из частных школ города Москвы. Измерив уровень творческих способностей и интеллекта у 30 учеников 1 и 2 классов, она была поражена результатами.

Выяснилось, что у детей, воспитанием которых больше занимались бабушки, творческий потенциал был на 40 % выше! То есть мыслили «бабушкины» воспитанники оригинальнее, чем их сверстники. А ведь именно эта черта - умение находить нестандартные решения, отыскивать новые пути - свойственна гениям.

Дети, которых балуют бабушки и дедушки, полностью лишены стереотипов мышления. Например, дорисовывая по просьбе исследователя картинку, в которой уже заложен очевидный вариант завершения, они придумывают са¬мые фантастические сюжеты. А дети, которых воспитывают только мама с папой, закончили рисунок совершенно стандартно.

А вот с уровнем интеллекта у бабушкиных любимчиков дела обстояли похуже: он оказался на 10 % ниже, чем у детей, которых родители воспитывают сами. Это не значит, что они глу¬пее «родительских» детей. Просто им сложнее учиться, труднее вписаться в рамки школьной программы.

После таких результатов Татьяна Тихомирова задала себе вопрос: «Может, в обычной школе, где учатся дети из семей с невысоким уровнем дохода, картина будет другой?» В поисках истины психолог отправилась в самую что ни на есть среднюю школу.

В обычной средней образовательной школе в исследовании приняли участие 180 учеников 3-х и 4-х классов, их бабушки и родители. И снова Татьяна Тихомирова была удивлена результатом исследования. Дети, которых опекают бабушки, снова превзошли своих ровесников по уровню творческих способностей на 28 %! В чем же дело? Как бабушкам (независимо от их образования и материального положения) удается раскрывать таланты внуков?

«Все дело в методах воспитания», - утверждает Татьяна Тихомирова. Опрос показал, что бабушки чаще, чем родители, хвалят ребенка, предоставляют ему возможность выбора и самовыражения, идут навстречу его желаниям, потакают капризам. Такое «попустительство» как раз и способствует развитию творческого начала. А вот требовательность и наказания за проступки, которые характерны для «родительско¬го», более жесткого стиля воспитания, наоборот, одаренности только вредят...

А что же с интеллектом? Неужели «вторые родители» его понижают? Нет. В подмосковной школе и «бабушкины», и «родительские» дети показали примерно одинаковый уровень умственного развития. Просто «мягкие» методы воспитания, которых придерживается среднестатистическая бабушка, не идут на пользу интеллекту, а требовательность и контроль со стороны вас, родителей, оказывается, подстегивают рост мыслительных способностей ребенка.
Однако требовательностью и контролем не всегда можно повысить интеллект ребенка, ведь он в большей степени зависит от наследственности (на 61 %), чем от воспитания. Но «промысел Божий» можно подкорректировать. Главное, не пускать на самотек умственную деятельность ребенка. Ее нужно направлять.

Например, доказано, что излишняя самостоятельность и свободный доступ к информации вредят интеллекту: когда дети без конца смотрят телевизор, голова у них не работает, инфор¬мация становится чем-то вроде жевательной резинки, а не пищей для ума. Поэтому вам нужно помочь ребенку организовать свободное время и фильтровать информацию, которую он получает.
Только не перестарайтесь. Ведь авторитарные методы воспитания - это палка о двух концах: с одной стороны, они повышают интеллект вашего малыша, а с другой - растаптывают одаренность, ростки творческой личности.

«Бабушкино» воспитание дает такие хорошие результаты потому, что бабушки :
- позволяют детям быть такими, какие они есть;
- склонны к минимуму запретов;
- считают, что с детьми всегда можно договориться, нужно лишь проявить терпение;
- прислушиваются к желаниям своих внуков, какими бы парадоксальными они ни казались;
- чаще выказывают одобрение, сочувствие и симпатию, оказывают поддержку;
- отличаются большей игривостью и раскованностью;
- чаще рассказывают внукам о своем детстве или о детстве их родителей, что способствует формированию у детей чувства семейной идентичности и традиции;
- регулируют отношения между внуками - поддерживают первенца при рождении второго ребенка;
- готовят внуков к школе;
- дают возможность ребенку самовыражаться;
- повышают его самооценку, расширяют выбор ребенка;
- эмоционально поощряют внуков;
- помогают ребенку развить социальные навыки и предотвращать потенциальные поведенческие проблемы;
- стабилизируют эмоциональное состояние, влияют на уменьшение признаков гиперактивности внуков;
- воспитывают внуков психически здоровыми, с чуть завышенной самооценкой.

Так что вы можете смело доверять бабушкам своих детей - пусть они балуют внуков и этим уравновешивают родительскую строгость.

Самое главное - вам, родителям, и старшему поколению надо просто любить ребенка, не делать его объектом своих споров и разногласий, и тогда он будет вспоминать свое детство как самое лучшее время в жизни .

0 4 716 0

Когда в семье появляется ребенок, родители всеми силами стараются обеспечить его необходимым и дать любовь, уважение, воспитать его целостной самодостаточной личностью. В связи с необходимостью обеспечивать потребности чада мамам приходится выходить из декрета на работу. Поэтому они стараются найти варианты, куда пристроить ребенка:

  1. Отдать в детский сад.
  2. Нанять няню.
  3. Оставить под присмотром бабушки.

Последний вариант для молодых родителей кажется самым удобным. Бабушка любит внуков и не против посидеть с ними. Но часто такое сотрудничество становится предметом ссор и споров. Дело в том, что методы воспитания мамы и бабушки отличаются. Такие разногласия приводят к серьезным последствиям в будущем:

  • Ребенок растет инфантильным, не умеет постоять за себя.
  • Гиперопека бабушки формирует капризного человека.
  • У ребенка сформируется неуважение к старшему поколению.
  • Личность растет трусливой, боится высказать свое мнение.

Полностью отстранять бабушку нельзя. Следует грамотно определить границы воспитательного процесса. Советы из нашей статьи помогут молодым родителям взаимодействовать с бабушкой без разногласий в процессе воспитания. Следуя рекомендациям, вы грамотно распределите обязанности по воспитанию, избегая конфликтных ситуаций.

Типы бабушкиного воспитания

Деспот, тиран (хозяйка)

Такое поведение приводит к ссорам и разногласиям в семье. В итоге родители ограждают своих чад от влияния бабушек и дедушек.

Не нужно забывать о том, что опыт бабушки в воспитании намного больше. Ее советы могут облегчить процесс воспитания, избежать повторения ошибок. Но и поведение тирана недопустимо. Если родители подчиняются такому стилю отношений, ребенок вырастает несамостоятельным, несамодостаточным, неспособным принимать решения и нести за них ответственность.

«Компьютер»

Предполагает посекундный отчет родителей о том, что делал ребенок, сколько поел, поспал и как гулял. Бабушка дает критическую оценку всему происходящему в молодой семье. Она может позвонить несколько раз за день, у бабушки установлены все передовые программы для общения, где она регулярно получает подробный отчет о проделанной работе. Поведение характерно для бабушек, которым скучно и нечем заняться.

Ребенок, видящий такое отношение и усталость родителей от бабушкиного давления, в будущем станет игнорировать старшее поколение, и в своей семье отнесется к вам таким же образом.

Постарайтесь лояльно, но настойчиво описать бабушке границы допустимого, чтобы избежать возможных трудностей с воспитанием своего ребенка.


Жертва

Такая бабушка всегда ведет себя одинаково. Она тянет все на себе:

  • Несет рюкзак школьника;
  • в общественном транспорте сидеть должен внук;
  • завязывает малышу шнурки, одевает;
  • делает все за ребенка.

Ее девиз: «Лишь бы вам было хорошо, а я как-нибудь перебьюсь ».

Ребенок привыкает к вседозволенности, ведь режим «все включено» приучает его к мысли, что это норма. Такие взаимоотношения лишают ребенка понятия уважения старших.

Подружка

Характеризуется снисходительным отношением к играм и шалостям ребенка. Такие «друзья» могут вволю посплетничать и обсудить глупые поступки, вдоволь над ними посмеяться. С возрастом действия ребенка становятся неоправданными, а старшее поколение ничего не могут сделать с этим и повлиять на внуков.

Такое поведение характерно для семей, где ответственность за воспитание ребенка не взяло ни одно из поколений воспитателей. Это явный . Родители повесили ребенка на бабушку и не вмешивались в процесс, а бабушка не заморачивалась моральным воспитанием ребенка.

Активная (проводник)

Адекватно оценивает свои качества в вопросе воспитания, ответственно подходит к вопросу. Всегда расскажет ребенку что хорошо, а что плохо, объяснит тонкости моральных понятий, даст ребенку свободу действий в рамках дозволенного.

Малыш сможет принимать решения, совершать поступки, но при этом будет научен отвечать за них.

Такой стиль отношений между бабушкой и внуком являются самым правильным, ведь процесс воспитания проходит в положительном русле.

Тактика воспитательных мероприятий согласуется с тактикой родителей. Это не составляет противоречий и не дезориентирует ребенка.


Наседка (клуша)

Старается оградить ребенка от всех опасностей в мире, пусть даже они надуманные. Это воспитывает в ребенке инфантильность, неспособность принимать ответственность за свою жизнь на себя.

Из-за такого воспитания формируются , трусливые ябеды, неспособные постоять за себя.

Гость

Такой вид отношений с внуками предполагает присутствие бабушки на выходных или когда она приезжает в гости. Казалось бы, самый легкий вариант, но имеет минусы. Когда ребенок маленький, все претензии и несогласия бабушки с воспитанием родителей можно перетерпеть. Но дитя будет расти и продолжит навещать бабушку. Уж тогда-то можно выслушать от старшего поколения целую тираду по поводу неправильности ваших действий.

В такой ситуации главное – не реагировать на замечания остро, а постараться объяснить, почему вы выбрали именно такую тактику воспитания.

Няня

Часто родителям приходится прибегать к бабушкиной помощи из-за невозможности . Это может также подпортить отношения, ведь в этом случае бабушка берет на себя всю ответственность за жизнь и здоровье ребенка. И ей кажется, что родители могут делать все не так или недостаточно хорошо.

Важно помнить, что при глубоком конфликте вы можете не справиться с процессом воспитания вообще и окончательно испортить взаимоотношения с бабушкой. В таком случае лучше прибегнуть к услугам няни.

Плюсы воспитания

  • В силу своей состоятельности и жизненного опыта бабушки любят внуков любовью всяких условностей;
  • Изобилие свободного времени позволяет уделять внукам достаточное количество внимания;

Жизненная мудрость позволяет вести детей в правильном направлении без наказаний и рукоприкладства, чего часто не умеют родители.

  • Время, проведенное с бабушкой и дедушкой, навсегда оставят в душе чада теплые воспоминания;

Общение со старшим поколением дает детям полезные навыки заботы о ком-то, ведь перевести бабушку через дорогу, помочь деду починить что-либо в доме сможет только человек, приученный к мысли, что нужно помогать пожилым людям.

  • Возможность оставить детей облегчает жизнь молодым родителям, бабушки выступают своего рода страховкой в экстренных жизненных ситуациях.

Минусы

Старшие родственники склонны баловать своих внуков, потакать во всех прихотях и без причины возносить ребенка над остальными. Это плохо сказывается на самооценке и поведении малыша. Он становится зазнайкой и конфликтует с другими, если они не признают его превосходства.

Бабушки перенимают роль мамы на себя, что превращает процесс воспитания в непрекращающиеся споры. В результате ребенок становится заложником постоянных выяснений “кто лучше”. Это травмирует его психику, ведь малыш любит бабушку и маму одинаково.

Инициативные бабушки стараются вклиниться с советом в любую ситуацию. Ребенок становится орудием в руках бабушки против кого-то из членов семьи, кто, по ее мнению, ведет себя некорректно.

Какие конфликты могут возникнуть

Соперничество мамы и бабушки

Один из распространенных. Происходит из-за разных взглядов на одни и те же вещи. Возникает между свекровью и невесткой, потому что они видели разные модели воспитания в своих семьях, а свекрови, как люди с большим багажом опыта и знаний, стараются во всем наставить молодую маму, не давая ей свободы действий с собственным ребенком.

Такие бабушки не считают брак своих детей союзом двух взрослых и состоявшихся личностей. Это может подрывать в глазах ребенка.

Мама запрещает, а бабушка разрешает

Причиной конфликта становится несоблюдение бабушками общей стратегии воспитания. Мама запретит, а бабушка разрешит, чаще всего назло. У ребенка складывается модель, что бабушка лучше мамы. И даже конфета натощак, неразрешенная мамой, может привести к плохим последствиям, бабушки об этом не думают, им ведь главное, чтобы ребенок был доволен.

Чтобы избежать подобного конфликта, нужно сразу очертить бабушке границы дозволенного и объяснить ей, почему что-то можно, а что-то нет.

Важно быть открытыми друг к другу, чтобы между родителями и бабушкой не было недомолвок. Если достигнуть консенсуса не удается, постарайтесь объяснить ребенку, почему вы накладываете запрет на те или иные вещи и ситуации. Это поможет установить между вами и малышом доверительные отношения, приучит ребенка брать ответственность за свою жизнь на себя. А если ребенок сам обоснует бабушке, почему чего-то нельзя – она пересмотрит свое отношение к вашим запретам.


Борьба за расположение ребенка

Поведение бабушки сопровождается потаканием капризам ребенка, покупкой конфет и дорогих игрушек, которые не всегда могут позволить себе родители. Это приводит к тому, что ребенок , вредным и жадным. Ведь ему все можно, бабушка все купит.

Родителям в этом случае нужно пересмотреть свое отношение к общению ребенка и бабушки, и объяснить, почему не следует баловать малыша. Или же пускай бабушка покупает подарки только по праздникам.

Как семья может повлиять на бабушку

Нужно четко и последовательно изложить бабушке свои требования и свое видение линии воспитания. Можете даже обсудить некоторые моменты вместе. Важно любить ребенка, а не делать его орудием, которое можно использовать против нелюбимого члена семьи.

Требования к ребенку и стратегия воспитания будут меняться в зависимости от возраста чада. Вы должны это понимать. Поэтому встречи с бабушкой нужно проводить регулярно, чтобы потом не обвинять друг друга в том, что ребенок растет, а отношение к нему не меняется.

«Дети возвращаются от моих родителей, и всякий раз происходит одно и то же, – жалуется 33-летняя Татьяна. – Мы рады друг друга видеть, но минут через 10 начинается: «А бабушка не заставляла нас мыть посуду!» Сколько я ни просила маму быть построже, она не меняется». Мама Татьяны, 58-летняя Ольга, поясняет: «Дочь и зять слишком строги с мальчишками, постоянно чего-то требуют от них. А у нас дети отсыпаются и отъедаются... Мы с мужем наслаждаемся общением с ними».

Свободное время, размеренная жизнь, порой и неплохие финансовые возможности – насколько приятнее быть бабушкой или дедушкой! «Многие из них легко занимают в сердце ребенка главное место, – объясняет социолог Ирина Палилова, – при этом им, как правило, не нужно завоевывать и утверждать свой авторитет. Ребенок их просто обожает и привязывается к ним, потому что его принимают таким, какой он есть, и ему с ними легко и свободно». У родителей так получается не всегда, ведь именно на них возложена неблагодарная роль воспитателя.

Нередко отец и мать чувствуют себя загнанными в ловушку, понимая, что не могут обойтись без помощи родных. Их собственные родители (бабушки-дедушки) оказывают им услугу – остаются дома с детьми, отводят их в школу, на дополнительные занятия и, естественно, хотят общаться с внуками по своим правилам. «Мои родители покупают сыну то, что я не могу ему купить, просто задаривают его, а на меня смотрят свысока: мол, ты сначала заработай, а потом настаивай на своем!» – негодует 26-летний Игорь.

«С САМОГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МОЕГО ВНУКА Я СТАРАЛСЬ СО СВОЕЙ ДОЧЕРЬЮ НЕ СОРЕВНОВАТЬСЯ». Тамара, 58 лет

Чтобы изменить ситуацию, взрослым необходимо осознать сам факт того, что соперничество в их отношениях неизбежно (а значит, и ревность, и обиды, и взаимное раздражение). Приняв это как данность, можно внести в ситуацию необходимые коррективы и найти компромисс.

Обозначить роли

«Младшие» родители должны сделать первый шаг и внести ясность в распределение семейных ролей. «Именно они должны настоять на соблюдении старшим поколением условий игры, – уверена психотерапевт Дарья Крымова. – Можно сказать: «Вы нам очень нужны, но правила определяем мы». Прекрасно, если в предыдущих поколениях отношения были выстроены четко, налажен диалог, тогда ситуация легко разрешится с помощью обсуждения спорных моментов, а семья сплотится еще больше. В противном случае напряжение может перерасти в затяжной конфликт».

Некоторые родители, помогая своим уже взрослым детям, вольно или невольно пытаются контролировать их семейную жизнь. «Маму интересует абсолютно все: и то, что находится в холодильнике, и наше времяпровождение, – рассказывает 33-летняя Надежда. – Она обвиняет меня в том, что я слишком поздно прихожу с работы, упрекает, что редко читаю сыну по вечерам... Я нуждаюсь в ее помощи, но как же она меня раздражает!» «Мои мама и отчим бесцеремонно вмешиваются во все, что касается нашей дочери, они считают, что мы с мужем все делаем неправильно, – сетует 36-летняя Галина. – Они ведут себя так, словно я еще не выросла и не имею права сама воспитывать собственного ребенка!»

Иногда внуки становятся для бабушек-дедушек единственным светом в окошке, как в случае 57-летней Марины: «Я просто заболеваю, когда Лелечку не привозят на выходные, ведь я только тогда и живу, когда внучка рядом со мной!» «Дети не являются ничьей собственностью, – напоминает Дарья Крымова, – важно строить общение в семье, не потакая ни зависимости бабушек (дедушек) от внуков, ни собственной ревности». «Болезненная потребность в том, чтобы видеть внуков, опасна еще и тем, что делает старшее поколение бесчувственным к ереживаниям собственных детей, – добавляет психолог Ольга Перевозчикова. – При этом желание видеться, общаться естественно и, конечно, должно быть!»

«ВЗРОСЛЫМ СТОИТ ПОМНИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НИЧЬЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ». Дарья Крымова, психотерапевт

К счастью, многие бабушки умеют вовремя отстраниться. Они поддерживают уважительную дистанцию с молодыми родителями и стараются относиться к ним с пониманием, как делает это 62-летняя Елизавета – мама двух детей и бабушка трех внуков: «Конечно, соперничество за внуков у нас существует, но я стараюсь сглаживать острые углы, уступаю, не теряю чувства юмора и не забываю говорить близким приятное». Быть хорошей бабушкой означает, в сущности, отказаться от ощущения материнского всемогущества, то есть ослабить соперничество со своей дочерью (сыном) и помочь ей (ему) забыть о том, что надо превзойти свою мать.

Сосредоточить силы на главном

Когда роли четко распределены, становится ясно, что задача родителей гораздо сложнее, чем у старшего поколения. Изо дня в день приходится много раз говорить «нет», повторять одно и то же, призывать к порядку и даже вводить санкции – но это одна из важнейших сторон общения с детьми. Дети и сами это признают: «По-настоящему нас ругают только родители, – говорит 11-летняя Тася. – Не то чтобы злобно или без повода, но они нас пилят, пока не добьются своего. Мы с братом понимаем, что это у них такая работа». Но выполнение такой «работы» связано со множеством неприятных эпизодов и конфликтов, иногда у родителей просто опускаются руки, и становится жалко себя. «Именно в такие моменты поддержка старшего поколения необходима, – считает Дарья Крымова. – Дедушки и бабушки могут помочь своим детям преодолеть конфликт, да и просто усталость, поддерживая их и не осуждая. Быть наблюдателем, уметь радоваться успехам всех членов семьи, не вмешиваться в семейное пространство своих взрослых детей, поддерживать их и внуков в тот момент, когда они нуждаются в этом, – наиболее успешная стратегия поведения старшего поколения».

«Когда родители и бабушки дуют в одну дуду, это тоже не всегда хорошо »

Если мы будем внимательнее относиться к общению поколений, то сможем выстроить новую модель отношений в семье, считает психолог Екатерина Михайлова*. Жизнеспособную и обогащающую ребенка.

Psychologies: Изменилась ли роль бабушек и дедушек в жизни детей и внуков?

Екатерина Михайлова: Конечно. Еще недавно бабушки и дедушки были жизненно необходимы своим детям по ряду причин, включая квартирный вопрос и тотальную занятость. Нынешнее старшее поколение не выполняет той роли «спасателей», которая была отведена ему 20 лет назад. И далеко не все современные бабушки готовы взвалить на себя этот труд – общение и ращение внуков, у них появились другие интересы, они хотят рисовать, путешествовать, водить машину… Вместо идиллического «В выходные, как всегда, повезу детей на дачу к маме» чаще можно услышать вопрос: «А мама помогает?» Мы обижаемся: они же должны войти в наше положение! Но следует помнить, что для послевоенного поколения растить детей было не столько радостью, сколько тяжелой работой; возможно, поэтому не все старики стремятся сейчас проводить больше времени с внуками.

Когда дети подрастают, может ли старшее поколение стать посредником между ребенком и родителями?

Бабушки и дедушки могут оказаться для подростка людьми безопасными, контактными, к которым хочется пойти, когда совсем не хочется идти к родителям. Это замечательно, но при одном условии: если дедушки и бабушки не асценивают это как победу над своими детьми («Я же говорил(а)!»), а как возможность поддержать ребенка, когда ему одиноко и тревожно, что-то посоветовать, объяснить…

Как выработать общий подход к воспитанию?

Когда представители среднего и старшего поколения в семье дуют в одну и ту же дуду, это тоже не всегда хорошо, потому что у ребенка не возникнет ощущения, что в разных домах люди живут, едят, думают, разговаривают и слушают по-разному. Мы разучились жить в большой семье. На первый взгляд самодостаточный мир нуклеарной семьи (она состоит из родителей (родителя) и детей) – это новая ценность современной жизни. Но когда вокруг ребенка много близких людей, это делает его психологический мир многообразнее.

* Екатерина Михайлова – кандидат психологических наук, автор и ведущая тренинга «Сундук с наследством».

Говорить детям, что люди разные

«ДЕТИ, ПОДРОСТКИ ВСЕГДА ЧУВСТВУЮТ РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ, НЕРЕДКО СТАРАЯСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ». Дарья Крымова, психотерапевт

«Дед не запрещает рыться у него на полках и в ящиках стола, а бабушка спокойно отпускает гулять до девяти вечера!» Варианты бесконечны: и телевизор здесь можно смотреть хоть целый день, и всегда есть свободные карманные деньги, и читать разрешают лежа в постели... «Когда между бабушками и родителями есть разногласия, – объясняет Дарья Крымова, – дети всегда это чувствуют и нередко (особенно в подростковом возрасте) пользуются ситуацией, манипулируя и усугубляя «кухонную» войну: «А у бабушки вкусней котлеты, и кетчуп она всегда разрешает!» Родители должны расставить приоритеты, Например, на подобный выпад они могут ответить так: «Это здорово, что тебе приятно проводить время у бабушки с дедом. Мы знаем, что у них в доме приняты другие правила, но здесь, в нашем доме, решения принимаем мы». Дети должны понимать, что есть универсальные правила поведения, а есть ситуативные: в разных семьях свои традиции и привычки».

«Перестаньте поучать молодых!»

«Cоветовать стоит, лишь когда вас настоятельно просят, когда ваши взрослые дети сами чувствуют необходимость что-то изменить, но не знают, как это сделать», – уверена Рада Грановская, доктор психологических наук и бабушка двоих внуков*.

* Р. Грановская «Психологическая защита», Речь, 2007.

Дополнять друг друга

А что если старшему и среднему поколению перестать сравнивать и противопоставлять себя друг другу, а вместо этого выбрать принцип взаимодополняемости? «Мой отец великолепно разбирается в музыке, – рассказывает 40-летний Михаил. – Я попросил его рассказать внукам о том, как устроен оркестр, научить их различать звучание разных инструментов, и он с удовольствием включился в это «задание». Сотрудничество всегда наполняет отношения радостью общего дела, помогает оставить в стороне все незначительное.

В такой ситуации у двух поколений взрослых и у детей возникает новый, подлинный интерес к внутреннему миру друг друга, к интересам, увлечениям, взглядам и жизненным ценностям. От близких, проживших долгую жизнь, дети узнают о том, что меняется не только мир, но и наши отношения с другими людьми и мы сами становимся старше, опытней, мудрее, снисходительнее. «Я с Митей занимаюсь так же, как занималась когда-то с собственным сыном, ничего нового не придумала, – делится 59-летняя Серафима. – Просто теперь это у меня лучше получается – и времени стало больше, и опыта, и терпения. Я это объясняю Митьке, когда он ворчит на своих родителей».

Бабушки-дедушки – прекрасные собеседники, помощники и доверенные лица своих внуков, но они же и хранители семейной истории. Старшее поколение приобщает младшее к той системе ценностей, что в школе не преподают, знакомит с такими понятиями, как «родственные чувства», «привязанность к родному дому»... Фотографии, рассказы о том, как папа и мама были маленькими, семейные предания – в этом они просто незаменимы, даже если в данный момент никто не придает таким разговорам особого значения.

Думать о будущем

Дед показал маленькому внуку, как лепить из пластилина солдатиков, а внучку бабушка научила печь «шарлотку». Не огорчайтесь, что это произошло благодаря вашим родителям, а не вам. «В основе взаимодействия взрослых, участвующих в воспитании ребенка, должна быть кооперация, которая подразумевает отсутствие конкуренции и стремление понять, что лучше для ребенка, – рассказывает Дарья Крымова. – Один учит что-то делать своими руками, другая – читать, третий – разбираться в автомобилях, а четвертая – просто любить жизнь». Общение с доброжелательными, любящими его взрослыми людьми необходимо для психического развития ребенка. Чем больше вокруг него тех, кому он доверяет, тем более открытым и любознательным он растет и в целом у него выше шансы оказаться более подготовленным к взрослой жизни. Хорошо, когда дети проводят время у бабушек и дедушек.

В семейной истории, где бывает всякое – и расставания, и воссоединения, – бабушки и дедушки, даже если они не живут вместе с внуками или разведены, могут (при желании) играть и объединяющую роль, оставаясь опорой семьи.

«Умудренные опытом и свободные от гнета воспитательной роли родителей, они подчас с большей терпимостью относятся к внукам, с душой принимая и любя их», – подытоживает Ольга Перевозчикова. По образному выражению бабушки Антонины 57 лет: «Я засеиваю эту «пашню» так же, как делала это, когда воспитывала собственных детей. Разница только в том, что урожай созреет совсем не обязательно в моем присутствии и, может быть, не у меня на глазах...»

Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка?

Для многих молодых мам и пап помощь их родителей становится настоящим подарком судьбы. Опыт старшего поколения помогает справляться с неизвестными ситуациями в деле воспитания малыша, а слово «бабуля» можно по праву считать синонимом слов «нежность» и «любовь».

Однако иногда бабушкина забота приводит к негативным результатам. Излишне снисходительные или, напротив, «драконовские» воспитательные методы становятся источником многочисленных ссор и скандалов между родными людьми.

Положительное влияние бабушек и дедушек на ребенка

  • В первую очередь, необходимо рассказать о той поддержке, которую оказывают старшие родственники в уходе за малышом. Родители часто трудятся целыми днями, а после работы и по выходным стараются сходить в кафе, кино или встретиться с друзьями. В этом время зачастую именно бабушки и дедушки сидят с внуками.
  • Новоиспеченные родители зачастую боятся принимать ответственные решения, которые касаются и присмотра за первенцем. И тут на помощь приходят опытные бабушки, которые уверены в своих силах и знают, что нужно делать с маленькими детьми.
  • У взрослого поколения найдется время, чтобы помочь с уроками, поиграть с детьми, расширить их кругозор, читая книги, рассказывая реальные истории из жизни.
  • Порой складывается ощущение, что между пожилыми людьми и ребенком налаживается «мистическая» связь – сказки из уст дедушки или бабушки кажутся интереснее, чем те же самые, которые читают родители.
  • Общение с родственниками расширяет социальные контакты детей, благодаря этому они смогут приобрести непосредственный опыт взаимодействия с взрослыми людьми, а не только со сверстниками.

Отрицательное влияние старшего поколения

  • Многие дедули и бабули балуют внуков, разрешают им то, что не позволяют в семье. Например, любимые бабушки не ограничивают в просмотре мультиков и позволяют пропустить дневной сон. Некоторые даже стараются договориться с внучатами, чтобы те молчали перед родителями об этих вольностях. Неудивительно, что после подобного вмешательства дети пытаются выторговать такие же привилегии и у мамы, пуская в ход капризы, слезы и истерики.
  • Некоторые бабушки, напротив, придерживаются авторитарного стиля взаимодействия с ребенком. Их девиз: «Воспитывать детей нужно, пока они еще умещаются поперек лавки» . Не стоит и говорить, что после такого общения малыш всячески сопротивляются встрече с близкими родственниками.
  • Иногда дедушки и бабушки пытаются оградить своего внука буквально от всего. Он постоянно слышит: «Не бегай – упадешь», «Не поднимай палку – замараешься» . Психологи уверяют, что подобное «тепличное» воспитание способно перерасти в страхи, а затем в неуверенность и инертность.

Правила для родителей

Если вы заметили, что после посещения бабушки и дедушки поведение ребенка кардинально меняется, необходим серьезный разговор. Однако помните, что балование детей зачастую проистекает от искренней любви.

  1. Постарайтесь четко обозначить границы влияния своих родителей на ребенка. Именно вы несете ответственность за его воспитание, а бабушка и дедушка являются пусть главными, но все же помощниками.
  2. Обсудите все противоречия и расхождения в вопросе развития малыша. Но не делайте это в его присутствии, чтобы не снизить авторитет взрослых людей. Кстати, некоторые дети, глядя на ссоры, быстро соображают, как сыграть на противоречиях. Так что есть риск получить маленького манипулятора.
  3. Не забывайте, что от вашего отношения к старшему поколению зависит то, как подросшие дети станут относиться к вам в будущем. Поэтому, даже если вы отрицательно относитесь к бабушкам-дедушкам, не демонстрируйте этого хотя бы при малыше.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правила для бабушек и дедушек


  1. Старайтесь не говорить детям, что они не так воспитывают ваших внуков (даже если вам так кажется). Встаньте на сторону дочери или сына и помогите реализовать их воспитательные планы. Помните, что они желают своим детям (а значит, и вашим внучатам) только добра.
  2. Рассказывайте младшему поколению об их ребенке, о его потребностях и возможных проблемах, но не обвиняйте! Ваша задача – договориться, как исправить недостатки ребенка и удовлетворить его потребности.
  3. Не «покупайте» внимание и любовь малышей многочисленными подарками. Желая сделать дорогой презент (телефон, ноутбук) внуку, не забудьте посоветоваться с его мамой и папой.
  4. Избегайте конфликтов, ведь у вас есть богатейший жизненный опыт – то, чего пока нет у ваших детей. А значит, вы более опытны во взаимоотношениях с людьми и можете или уступить, или повернуть беседу так, что они согласятся с вами.

Пожалуй, в каждой семье возникают собственные сложности и недомолвки, которые связаны с влиянием на ребенка дедушек и бабушек. Градус накала зависит от множества обстоятельств: совместное или раздельное проживание, социальная зрелость семьи и период ее жизни. Психологи уверены, что первые годы являются самыми серьезными, так как происходит взаимное приспособление. Также большую роль играет то, чьи это родители – мамы или папы.

Для обоих поколений идеальная модель взаимодействия – близкие взаимоотношения на определенном расстоянии. То есть, молодая семья с ребенком живет в отдельной квартире, однако часто посещает своих родителей и пользуется их услугами. Со своей стороны, молодежь помогает «старикам» более комфортно переживать одиночество.

Безусловно, семья – это личная территория родителей, на которой действуют их правила. И за воспитание ребенка тоже отвечают только мама и папа. Однако не стоит забывать, что роль дедушек и бабушек в воспитательном процессе трудно переоценить. И если они не стремятся заменить родителей, а, напротив, поддерживают и не критикуют их, общение со старшим поколением становится для ребенка настоящим праздником.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:



Публикации по теме