Карате для детей: польза и противопоказания. Карате для спортивного и морального воспитания детей

Вниманию читателей предлагается авторский материал известной каратистки Александры Нечай (Кишкиной) - Мастера спорта России, Мастера спорта международного класса, Чемпионки мира по Вадо-кай и многократной призерки российских и международных соревнований.

Сейчас Александра ведет успешную тренерскую деятельность, а в данном материале делится знаниями и опытом о том, как правильно организовать тренировку детей 5-6 лет.

На сегодняшний день очевидно, что многие виды спорта существенно «помолодели». И каратэ-до в ключе данной тенденции не является исключением: если 15 лет назад 8-летних каратистов можно было встретить далеко не в каждой секции, то сегодня на татами можно увидеть и шестилетнего бойца. Процесс это предсказуемый, ожидаемый и имеющий вполне закономерные объективные причины. В первую очередь, это приобретающее все более массовый характер стремление к здоровому образу жизни. Кроме того, чрезвычайно высокий уровень детской заболеваемости и поголовная компьютеризация подрастающего поколения заставляет родителей задуматься об укреплении физического здоровья своих чад, что само по себе невозможно без адекватной физической нагрузки. Также в геометрической прогрессии растет количество малышей с синдромом гиперактивности. Немало родителей готовы отдать в спортивную секцию уже трехлетнего малыша. Все эти обстоятельства обусловили приток в спортивные секции деток дошкольного возраста.

На мой взгляд, это положительная тенденция: тренер получает возможность более широкого выбора талантливых ребят, да и задача воспитания здорового поколения становится более реальной. Вместе с этим, перед тренером, работающим с дошкольниками, встает архисложная задача: научиться работе с маленькими детьми, суметь привить им любовь к спорту и труду над собой, суметь поддержать ее в течение многих лет и вырастить из «желторотиков» взрослых спортсменов.

У многих тренеров возникают сложности в работе с малышами. Основными из них являются непослушание и, как следствие, низкий уровень овладения навыками боевого искусства. Обычно, на начальном тренировочном этапе такая возрастная группа напоминает собой наглядную модель броуновского движения. Выполнение простого упражнения всей группой одновременно порой кажется невозможным, не считая бесконечно болящих голов, животов, и просто плохого настроения, потому что «у меня ничего не получится» или «я вчера в садике разбил тарелку, и воспитатель отругала». Зачастую, отлаженная система работы с более взрослыми воспитанниками здесь практически не работает. Таким образом, возникает насущная необходимость коррекции, казалось бы, уже налаженной системы тренировок, разработка новых ее форм и методов, адаптированных к работе с дошкольниками. В первые же недели работы с детками 5-6 лет становится очевидным, что это другая, инопланетная цивилизация, и чтобы иметь возможность ее тренировать необходимо научиться ее понимать.



В основе физического воспитания лежит главный принцип: физическая нагрузка должна приносить радость. И особенно это важно в нежном детском возрасте. Поэтому ее характер и объем должны соответствовать возрастным психологическим и физиологическим особенностям деток, а также особенностям современного воспитания.

Почему, собственно говоря, речь идет именно о пяти-шести летних ребятах, а как же дети более младшего возраста?

Набирать деток младше 5 лет (особенно в "смешанные" разновозрастные группы) по большому счету не имеет смысла. Достаточная физическая нагрузка для трех-четырехлеток имеет простой незамысловатый характер. Младшие дошкольники как физически, так и психологически не готовы к специальной деятельности. В этом возрасте детки только начинают воспринимать себя как отдельного человека, а не как конструкцию «я и мама», учатся осознавать свои и чужие границы, общаться со сверстниками и взрослыми, понимать свои эмоции и эмоции других людей. В этом возрасте часто возникает реакция отрицания всего и вся. При этом негативная реакция следует не на действие как таковое, а на сам факт требования или просьбы взрослого. Физические способности тоже пока не велики: многие детки только учатся прыгать, играть с мячом, стоять на одной ноге, не различают право и лево, не могут сосредоточить внимание на выполняемом деле более 5 минут. Для правильного физического развития в этом возрасте достаточно домашнего физкультурного уголка и веселого активного времяпрепровождения.

Ребятишки же пяти-шестилетнего возраста вполне адекватно способны усваивать не только упражнения общей физической подготовки, но также и успешно обучаться специальной технике каратэ. Именно поэтому стоит рассматривать 5-6 лет как первую возрастную ступень для начала обучения каратэ.

В первую очередь тренер, начиная работу с маленькими детьми, должен запастись огромным терпением, быть готовым ко множеству неожиданностей и к постоянному контакту с родителями.

Но будем разбираться во всем по порядку...

Спортивный отбор

Каратэ-до относится к тем счастливым видам спорта, для которых практически не существует каких бы то ни было особенных критериев отбора. Однако, принимая в секцию юных воспитанников, следует обратить внимание на некоторые моменты.

Первое, что должен сделать тренер, это отправить новоиспеченных учеников в поликлинику за справкой о состоянии здоровья. Не стоит недооценивать значение этой, казалось бы, прозаичной формальности. Как показывает мой опыт, некоторые родители даже не догадываются о наличии у собственных детей патологий в первую очередь сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем. Некоторые из них оказываются прямыми противопоказаниями к занятиям единоборствами, некоторые не являются противопоказанием, но требуют коррекции, а также индивидуального дозирования тренировочной нагрузки. Думаю, очевидным является дальнейший систематический контроль состояния здоровья воспитанников. Спортивная медицина рекомендует проходить диспансеризацию 2 раза в год.

В процессе занятий могут выявиться индивидуальные особенности детей, не являющиеся медицинским противопоказанием, но требующие особого внимания: синдром гиперактивности, задержки физического и психического развития и т.д. В этом случае особенно важно тесное общение с родителями малыша. Зачастую, родители деток с особенностями не готовы признать это перед тренером. Однако тут необходимо принятие совместного решения. Большинство родителей гиперактивных деток приводят их в спортивную секцию, чтобы чадо наконец «выбегалось». Однако, при некоторых видах гиперакативности занятия в секции каратэ усугубляют и без того непростое состояние ребенка. Обычно, такие ребятки не в состоянии более 3-5 минут заниматься упорядоченной деятельностью, а устав выполнять упражнения начинают активно отвлекать остальных участников группы. При этом любые попытки тренера прекратить хаотичное поведение ребенка приводит к его усилению и вспышкам агрессии. Такая особенность психики малыша требует индивидуальной специальной коррекционной работы, одним из важнейших условий которой является строжайшее соблюдение режима дня и специфическое дозирование физической и умственной нагрузки. Тренер не имеет возможности обеспечить такую коррекционную работу в условиях групповой тренировки.


Что касается задержек психического развития, если поведение ребенка не представляет угрозы для его собственной жизни и жизни других воспитанников, он может заниматься в секции каратэ, но главнейшей задачей в этом случае будет скорее социализация, чем достижение высоких спортивных результатов.

Физическое развитие

5-6 лет - возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка. Дети начинают осознавать широту собственных физических возможностей, стремятся к развитию ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, хорошо переносят нагрузку, быстро восстанавливаются. В этом возрасте существенно улучшается координация движений, дети способны быстро усваивать суть и особенности разучиваемых упражнений и самостоятельно воспроизводить идеальный образ движения. К 6 годам дети способны осваивать достаточно сложные специализированные движения: технику кихон и ката, основы элементов кумитэ.

Итак, определим основные принципы тренировочного процесса детей 5-6 лет с учетом особенностей физического развития:

  1. Главнейший принцип: нагрузки средней величины дают больший прирост тренированности. Для детей нагрузка не должна быть связана с большим и очень большим напряжением;
  2. Основная задача физической подготовки детей в возрасте 5-6 лет: максимально расширить набор освоенных простых и подготовить к освое-нию новых технически сложных упражнений. Исходя из этого, полезно использовать дробление сложных технических движений на простые подводящие упражнения (например, подготовку к правильному передвижению в стойке дзенкуцу-дачи можно превратить в комплекс подводящих упражнений: а) выпады вперед, б) упражнение «лыжник» (имитируем ходьбу на лыжах, но при этом расстояние между ногами равно ширине плеч), в) ходьба с полусогнутыми коленями, г) прыжки вперед со сменой ног по заранее разложенным маркерам (маркеры раскладываются зигзагообразно) и т.д.;
  3. Преодоление предельных или близких к ним по величине сопротивлений противопоказано (например, поднятие больших тяжестей или выполнение упражнений с отягощением);
  4. При выборе последовательности выполнения упражнений предпочтительней после разминки выполнять упражнения скоростной направленности и «скучные» упражнения, требующие концентрации внимания, а упражнения силовой направленности перенести на вторую половину тренировки. Тренировка не должна носить исключительно узконаправленный характер. В этом возрасте следует разносторонне развивать моторику, что необходимо для дальнейшего гармоничного физического развития маленького спортсмена;
  5. Бег трусцой на разминке не должен превышать 5-7 минут;
  6. Выполнение основных упражнений необходимо перемежать паузами отдыха. Здесь хорошо подходят и простые дыхательные упражнения, и пальчиковые игры на ловкость;
  7. В план тренировки необходимо включать игровые элементы: эстафеты, различные спортивные игры. Обязательно дайте поиграть и в конце тренировки;
  8. Тренировка на силу и выносливость в этом возрасте должна иметь разнонаправленный, разнообразный характер. Не нужно ограничиваться, например, только бегом для развития выносливости;
  9. Обязательно проводим контроль за функциональным состоянием маленьких спортсменов. Самый простой, а главное доступный способ - контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС), или, проще говоря измерение пульса. Т.к. дети не могут сами корректно посчитать собственный пульс, на каждой тренировке выбираем 2-3 ребят, у которых будем производить измерение пульса 2-3 раза в течение тренировки. Измерение проводится в течение 10 секунд сразу после нагрузки и спустя 2-3 минуты после нагрузки. Сравниваем количество ударов со шкалой зон мощности по ЧСС (I зона: 20-24 уд/10 сек, II зона: 25-26 уд/10 сек, III зона: 27-28 уд/10 сек, IV зона: 29 и выше уд/10 сек). I и II зоны соответствуют оптимальной комфортной нагрузке для сердца. Для III зоны характерно максимальное развитие дыхательной системы, повышается уровень максимального потребления кислорода легкими. Достижение IV зоны - негативный показатель, свидетельствующий о завышенной нагрузке для данного воспитанника. При замере пульса спустя 2-3 минуты после нагрузки в идеале ЧСС должна сократиться до уровня I зоны. Это свидетельствует о нормальном процессе восстановления.

Оцениваем ЧСС сразу после нагрузки: если она систематически попадает в IV зону, значит необходимо снизить нагрузку для отдельных ребят или для группы в целом; попадание во II и III зоны является нормой и свидетельствует о эффективном развитии тренированности; ЧСС, соответствующие I зоне характерно для сердечно-сосудистой системы с высокой выносливостью; ЧСС, ниже 20 уд/10 сек - повод насторожиться. Это может быть свидетельством нарушения сердечного ритма и развития брадикардии. Такого воспитанника необходимо отправить на дополнительное обследование к кардиологу.

Многие тренеры наверняка сталкивались с головными болями, возникающими у детей в процессе тренировки. Основной причиной такого явления является углеводная недостаточность. Нередко сопутствующие ей явления - темные круги под глазами и бледный носогубный треугольник. Чаще всего она возникает, когда ребенок пришел на тренировку голодный. В этом случае нужно угостить страдальца конфетой или кусочком шоколада и дать возможность отдохнуть пока голова не перестанет болеть. Совет родителям: обеспечить легкий углеводный перекус (хлебцы, бутерброды) минимум за 40 минут до тренировки. Безусловно, о каждом приступе головной боли сообщаем родителям.

Также индикатором физического состояния является дыхание: дыхание через рот при выполнении упражнений свидетельствует о превышении мощности нагрузки.

Учет физических особенностей развития безусловно является важным моментом, однако, корректно построить тренировочный процесс не представляется возможным без понимания психологических особенностей 5-6 летних ребят.



Психологические особенности

Дети в этом возрасте обладают хорошей обучаемостью. Это является следствием улучшения устойчивости памяти и внимания. Последнее становится более произвольным, т.е. ребенок может его активизировать, направлять и удерживать усилием собственной воли. Дети 5-6 лет способны действовать по заданию взрослого, готовы принимать простую систему правил, а также могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Они чрезвычайно любознательны, задают множество вопросов, и пытаются сами найти на них ответы, рассуждать, строить умозаключения, стремятся во всем проявлять самостоятельность, могут предвидеть приближенные и отдаленные последствия собственных поступков. Очень велико желание показать себя миру, а заодно попробовать его на прочность и выяснить «как это все вокруг работает». В этом возрасте начинают формироваться механизмы саморегуляции, осознания детьми общих правил поведения и обязательности их выполнения. Однако, следует понимать, что в этом возрасте процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения и ребенок еще не в полной мере овладел средствами самоконтроля. Поэтому ребята достаточно легко отвлекаются - стоит тренеру, к примеру, на несколько секунд выйти из зала или углубиться в работу с одним из учеников. Устав действовать по заданию, начинают болтать или заниматься тем, чем им хочется в данный момент. Ребятам все еще трудно сосредоточить внимание на том, что им кажется неинтересным.

Важнейшие особенности психики детей 5-6 лет, которые тренер должен учитывать и в соответствии с которыми строить тренировочный и воспитательный процесс, следующие:

  • Основным способом познания и ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. При этом, происходит постепенный переход к играм по правилам;
  • Ведущей потребностью является потребность в общении и творческой деятельности;
  • Отсутствие абстрактного мышления. В этом возрасте активно начинает формироваться наглядно-образное мышление (оно предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними). Однако, многие детки продолжают прибегать к наглядно-действенному мышлению (решение задач через практическую деятельность, необходимость наглядного примера), когда им сложно понять поставленную перед ними задачу.

  1. Физическая нагрузка должна быть в радость. Это очень важный момент, т.к. маленькие дети не в состоянии понять, зачем они должны заниматься чем-то, превозмогая себя. Не ограничивайте себя в творчестве, постарайтесь разнообразить тренировку веселыми упражнениями. Рутинным упражнениям, таким как изучение специальной техники каратэ (то есть упражнениям, требующим высокой концентрации внимания и дисциплины) посвятите 20-25 минут;
  2. Т.к. в этом возрасте игра - ведущая деятельность, то весьма эффективным приемом является обыгрывание упражнений. Например, при закачке пресса поднятием ног лежа на полу, я предлагаю ребятам представить себя ниндзя, главное достоинство которых - бесшумность и внезапность нападения. И потому они, как настоящие ниндзя, должны бесшумно опускать ноги на пол, иначе нас могут заметить. Опустив ноги на пол, мы на несколько секунд превращаемся в лепешку и расслабляем животики. А потом непременно снова становимся ниндзя. Звучит как безумие, но работает!
  3. Т.к. ведущей потребностью является стремление к творческой деятельности, очень здорово совместно с ребятами придумывать игры, используемые в процессе тренировки. В этом случае они не только чувствуют свою сопричастность, но и ревностно контролируют друг друга в вопросе соблюдения правил;
  4. В этом возрасте похвалы не бывает много. Хвалите своих воспитанников за каждое правильно выполненное упражнение. Для них ваше одобрение - толчок к дальнейшему прогрессу. Для маленьких воспитанников важен прогресс ради прогресса, они пока только учатся прогнозировать великие цели и бороться с трудностями на пути к их достижению;
  5. В конце тренировки полезно дать оценку деятельности каждого воспитанника. При этом, стоит побуждать ребят к самооценке: «Как думаешь, почему ты сегодня получил четверку с большим минусом?»;
  6. Никогда не обещайте того, что вы не сделаете и всегда выполняйте то, что обещали. Тренер, безусловно, является авторитетом для воспитанников и ему приходится заслуживать уважение и укреплять его каждый день. Спекуляция действиями, которые вы не выполните (например, обещание выгнать с тренировки за плохое поведение) обесценивает значение тренерского слова. Невыполнение обещаний ведет к тому же результату;
  7. Отсутствие абстрактного мышления у ребят данного возраста рождает одну очень важную особенность: для понимания того, что тренер хочет от воспитанника, последнему нужен наглядный пример. Давая команду для выполнения какого-либо удара обязательно показывайте его. Некоторые ребята могут не выполнять упражнение не из вредности, а потому, что не понимают, чего от них хотят. В таком случае необходимо сделать движение вместе с ребенком, а иногда и управляя его ногами и руками;
  8. Ведущей потребностью является потребность в общении. Вот отсюда и растут ноги болтливости детей данного возраста. Есть отдельные товарищи, которых можно назвать просто патологическими болтунами. Однако, если девочкам генетически присуща многозадачность, и они могут делать сразу два дела, то мальчики могут или сосредоточенно упражняться, или не менее сосредоточено болтать. Тут необходимо набраться терпения. Если группа начинает больше походить на улей, меняем род деятельности или переходим к 3-5 минутному отдыху. Т.к. зачастую отдых понимается малышами как возможность «постоять на ушах» рассказывайте ребятам в это время истории и легенды, приобщая их к культуре и мировоззрению страны-родоначальницы единоборства (в нашем случае Японии), показывайте видео выступлений великих мастеров;
  9. У ребят в возрасте 5-6 лет настолько велико желание блеснуть своими способностями, что порой они не в состоянии сдержать себя, при этом необходимым условием является наличие свидетеля их самовыражения. Так что ситуация, когда вся группа галдит: «Посмотрите, а я правильно делаю?» - это нормально. Оцените действия воспитанников, просящих вашего внимания. Часто ребята хотят показать то, чему их научили вне секции. Отведите несколько минут в конце тренировки для демонстрации их личных достижений. Это позволит избежать хаоса во время тренировки и удовлетворит жажду самовыражения ваших учеников. Кроме того, не стоит забывать, что в процессе завоевания вашего внимания ребята могут демонстрировать плохое поведение. Зачастую это бывает, когда ребенок привык подобным образом добывать внимание к себе. Дети этого возраста считают, что «негативное» внимание лучше никакого;
  10. Особенностью психики в данном возрасте является ее неустойчивость. Например, шестилетний парень может зарыдать, соскучившись по маме и т.д., и т.п. Наберитесь терпения и разберитесь в ситуации. Любому нетипичному поведению есть своя, порой совершенно неожиданная, причина. Многие из подобных ситуаций легко разрешимы, однако, нередко ребенок не торопится идти на контакт. Тут необходимо проявить верх деликатности. Главное, действовать спокойно, без нажима и дать понять, что вы не в чем не обвиняете ребенка. Иногда необходимо поговорить с родителями. Пример из практики: мальчик, пришедший заниматься в середине учебного года, в течение месяца большую часть тренировки отсиживался в углу без объяснения причин, иногда стеная, что у него ничего не получится. При этом, по заверению мамы на тренировку шел всегда с готовностью. В результате выяснилось, что это была реакция на новый коллектив и успехи товарищей по команде. Спустя месяц ребенка было не узнать. Из хнычущего кусочка горя он практически в одночасье превратился в жизнерадостного дисциплинированного успешно тренирующегося человека.

Работа с маленькими детьми требует безграничного терпения, творческого подхода и постоянной работы над собой. Каждому из нас хочется учить ребят технике каратэ, передавать свое мастерство, однако при этом необходимо проявить выдержку и немало времени посвятить воспитанию дисциплины и психологической адаптации ребят. Прежде всего, привить им любовь к спорту, научить их трудиться и добиваться результата, проявлять взаимовыручку, быть отзывчивыми к товарищам по команде, радоваться победам и переживать неудачи. Быть для них и мамой, и папой, и бабушкой, как говорил небезызвестный герой мультфильма Зинзиля. Безусловно, вырастить из малыша спортсмена и человека с большой буквы это нелегкий, кропотливый труд, но не в этом ли и заключается настоящее тренерское счастье?

Уважаемые коллеги, желаю всем удачи и буду рада если эта статья окажется для вас полезной!

Александра Нечай (Кишкина)
тренер каратэ-клуба "Колизей", г. Волгоград

Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.

Приходит время, когда родители, наконец, начинают понимать, что настал момент выбрать для...

Приходит время, когда родители, наконец, начинают понимать, что настал момент выбрать для своего подросшего чада одну из . И, безусловно, карате для детей будет одним из лучших вариантов выбора.

В чем же именно заключается польза каратэ для детей?

  • Чаще всего представители подрастающего начинают заниматься данным видом боевых искусств из-за желания развить свои возможности, обучиться эффектным ударам, выиграть соревнование и получить черный пояс - это приводит к тому, что ребенок учится ставить конкретные цели, и, главное, достигать их;
  • Помимо этого, регулярные тренировки позволяет повысить свою физическую форму;
  • На тренировках карате ребята развиваются не только физически, но и духовно;
  • Ребенок, который занимается в секции каратэ, приобретает уверенность в собственных силах. К нему со временем приходит понимание, что он в состоянии достигнуть того, что прежде ему казалось просто невозможным;
  • Одним из главных плюсов является уважение к старшим и к остальным ребятам, занимающимся в секции. Это позволяет детям научиться правилам поведения в обществе, что обязательно пригодится в дальнейшем. Этому будут способствовать определенные ритуальные действия, к примеру, обязательный поклон перед началом боя. Кроме того, существует множество упражнений, для выполнения которых требуется прикладывать совместные усилия;
  • Наконец, у ребенка, регулярно оттачивающего свое мастерство, происходит закалка характера, он становится более дисциплинированным. Действительно, несмотря на юный на возраст, все ученики школ карате для детей занимаются в весьма интенсивном режиме. Чтобы получить новый пояс или стать чемпионом, необходимо приложить все свои силы, поднимаясь выше своей лени и страха.

Классификация по поясам

Цвет пояса обуславливается уровнем мастерства. Первые шаги ребенок в школе каратэ для детей делает с белым поясом, и постепенно, с повышением мастерства, его пояс становится все темнее. На данный момент существует, по меньшей мере, 5 таких поясов.

  1. Белый пояс получают все, кто только начинает свой путь. У обладателя белого пояса нет еще достаточных ни духовных, ни физических сил.
  2. Желтый пояс - показатель того, что человек не сходит с пути и уже начал обретать первые навыки и знания.
  3. Зеленый пояс - показывает то, что навыки и знания начали давать свои плоды. Такой боец не только вырос духовно и физически, но и приобретает от этого отдачу.
  4. Коричневый пояс - свидетельствует об уверенности в собственных силах. Он демонстрирует, что бойцом были достигнуты определенные вершины и что он обрел стойкость своего духа.
  5. Черный пояс - в нем слились все цвета, поэтому он является свидетельством того, что его обладатель постиг настоящую мудрость. Такой боец может уже набирать себе учеников, так как он достиг конца пути знаний. Но одновременно с этим перед хозяином черного пояса открывается новый путь - он учится и начинает учить других.

Выбираем школу

Между специалисты рекомендует делать выбор в пользу последнего варианта. Главным недостатком секций является то, что для тренировок обычно используются не предназначенные для этих целей помещения, а тренер при этом может не иметь соответствующего образования.

Кроме того, лучше отдавать свое чадо именно на групповые тренировки, которые позволят вашему ребенку найти себя в коллективе ровесников.

Большое значение имеет то, что процессу подбора школы каратэ для детей должен сопутствовать добросовестный анализ истории каждого такого заведения. Необходимо быть внимательным к традициям и стилю, которому обучаются ученики. Профессионал своего дела никогда не станет скрывать информацию о своей школе. Напротив, тренер, увлеченный своим делом, сам с удовольствием расскажет обо всех нюансах, которые могут интересовать родителя.

Заботливые родители очень рано задаются вопросом, чем занять досуг своего чада. И многие из них склоняются в сторону спорта. Мало кто возразит, что ребёнок (особенно мальчик) должен быть физически развит и уметь постоять за себя. Поэтому сегодня многие дети посещают секции боевых искусств, среди которых достаточно популярно карате.

Краткая характеристика карате как вида спорта

Карате относится к японским боевым искусствам. Это система защиты и нападения без оружия (в переводе с японского языка карате обозначает «пустая рука»).

Интересно, что в русском языке написание слова «карате» испытывало колебания. Ранее было два варианта – «каратэ» и «карате». Сегодня же нормативным считается только последнее наименование. Между тем в названии некоторых областных федераций сохраняется изначальный вариант – «каратэ» (как например, в Брянской Федерации каратэ).

Этот вид спорта имеет несколько стилей (например, шотокан, кекушинкай и пр.). Где-то больше внимания уделяется растяжке, где-то - броскам и т. д., Одни стили существуют давно, другие появились уже позднее, когда какой-то выдающийся мастер внёс в боевое искусство что-то своё.

Родителям при выборе секции важно уяснить, что ждёт их ребёнка в перспективе - контактный или бесконтактный бой. Последний, например, предпочтительнее для девочек, поскольку менее травматичный.

В основе карате лежит ударная техника. Удары наносятся и руками, и ногами. Одновременно развивается техника резких выпадов тела и бросков (в бесконтактном карате удары не наносят, а изучают соответствующие приёмы).

В основе карате - ударная техника, сочетающаяся с резкими выпадами и бросками

Карате подразумевает ученические степени - они называются «кю». Мастерские степени именуются уже «даны»: так повышают свою квалификацию уже «чёрные пояса».

Интересно, что по мере роста мастерства число «кю» уменьшается (самый первый идёт 10-й), а номер «дана», наоборот, возрастает.

Во время экзамена на присвоение очередного «кю» спортсмены демонстрируют мастерство исполнения:

  1. Ката (в переводе с японского «образ», «форма»). Это технические комплексы приёмов карате. Со стороны это выглядит как связка красивых взаимосвязанных движений (кому-то, возможно, напомнит, мужественный танец).
  2. Кихон. Это отдельные атакующие и защитные движения, основанные на техниках перемещения - базовые боевые действия.
  3. Кумите. Упражнения в паре с партнёром, демонстрация боевых приёмов, бой с противником.

Согласно философии японского боевого искусства, кумите, ката и кихон - это, соответственно, тело, душа и дух карате.

Символом получения очередной степени «кю» является пояс определённого цвета (идёт градация от белого к чёрному). Причём, некоторым поясам соответствуют две степени, например, 10 кю - это первый белый, а 9 кю - второй белый.

В философии карате каждый цвет пояса имеет своё значение. К примеру, белый - это цвет чистоты и потенциала, жёлтый символизирует солнце, начало нового дня. Оранжевый - уровень стабильности, начало большого пути. Зелёный - цвет зелени, расцвета навыков и духа спортсмена, которые уже приносят плоды. Синий - цвет приспособления к трудностям, гибкости. Коричневый - цвет земли и опоры, когда техника спортсмена становится совершенной, а дух - крепким. И наконец, чёрный - это смешение всех цветов, высший уровень мастерства, знание и мудрость, преодоление всех препятствий.

Каждый пояс - это новый этап развития спортивных знаний и навыков

Между экзаменами устанавливаются определённые временные промежутки: в разных федерациях они свои (экзамены устраиваются обычно 2 или 3 раза в год). Помимо экзаменов периодически проводятся соревнования (городские, областные). Дети, показывающие хорошие результаты, выезжают на межрегиональные и международные турниры, Всероссийские соревнования.

Видео: дети демонстрируют ката

Видео: кумите (поединок детей 10–11 лет)

Положительное влияние карате на развитие ребёнка и возможные минусы

Положительное влияние карате на ребёнка многогранно:

  1. Физическая форма. Регулярные занятия карате дарят ребёнку красивые мышцы, подтянутое тело, гибкость (такие ребята обычно удивляют учителей физкультуры в школе, поскольку с лёгкостью сдают все предложенные нормативы на «отлично»). Как следствие укрепляется здоровье: сердечная мышца становится более выносливой, гораздо реже возникают простуды и различные инфекции (карате - это своего рода метод закаливания, ведь на тренировках спортсмены занимаются босиком).
  2. Становление характера, вырабатывание силы воли, стрессоустойчивости. Ведь данное боевое искусство во многом направлено на духовное развитие. По мере освоения карате ребята сталкиваются с различными трудностями и учатся их преодолевать.
  3. Самостоятельность. Дети-каратисты раньше взрослеют, становятся более дисциплинированными (например, учатся планировать свой день, быстро одеваться и собирать свои вещи после тренировки). Такие ребята не боятся высказывать своё мнение ровесникам и взрослым.
  4. Совершенствование коммуникативных качеств. На тренировках дети разного возраста занимаются вместе, они общаются, многие становятся настоящими друзьями. Во время соревнований спортсмены из одной секции всегда переживают друг за друга, поддерживают товарищей. Это особенно важно для неуверенных в себе ребят, у них возрастает самооценка.
  5. Развитие психики, мышления. Во время поединка каратист должен уметь предугадывать действия противника (конечно же, это умение приходит далеко не сразу), чтобы опередить его. В дальнейшем это трансформируется в способность предвосхищать развитие событий в обычной жизни, умение концентрироваться на поставленной задаче. При этом гиперактивные ребята становятся более уравновешенными, им легче сосредотачиваться на уроке в школе. Тренировки способствуют развитию памяти, учат преодолевать мыслительные стереотипы.

Карате, как и любой вид спорта, приводит к пониманию неразрывной связи между упорным трудом и достигнутым результатом.

Карате - это прекрасная физическая подготовка и своего рода метод закаливания

Видео: зачем нужно заниматься карате (мотивационный ролик)

Помимо всех многочисленных достоинств, в японском боевом искусстве можно выделить определённые минусы:

  1. Возможность получения травмы (ушибы, разбитый нос и пр.), что, впрочем, имеет место в любом единоборстве. Однако родителям не стоит слишком бояться: на ноги и руки ребята надевают специальные приспособления, смягчающие удары (накладки и футы). Также на усмотрение тренера и родителей можно использовать защиту для головы и паха, а девочкам ещё и специальные нагрудники.
  2. Многих родителей, особенно пап, может разочаровать то, что карате не приспособлено для реальной обороны. Ведь уличная драка не предполагает правил (стойки, быстрый возврат руки при ударе и пр.). Поэтому тем, кто хочет именно целенаправленно подготовить сына или дочь к конкретной самообороне, стоит выбрать другое боевое искусство, например бокс. Между тем в результате тренировок по карате ребёнок становится более сильным и физически крепким, а это играет свою роль в различных «дворовых» конфликтах.
  3. Техника карате довольно ограничена, здесь не слишком проявляется гибкость и манёвренность. В результате у ребёнка может развиться жёсткость характера (особенно, если он по натуре вспыльчив и агрессивен), постоянная уверенность в своей правоте (такого человека трудно в чём-то переубедить).
  4. Карате нельзя отнести к малозатратным видам спорта. Ежемесячно родители вносят плату за обучение. Приобретается форма (в идеале для ката и кумите она должна быть отдельной, поскольку к ней предъявляются разные требования). Со временем экипировка становится мала или приходит в негодность (белый цвет подразумевает частую стирку). Перед экзаменами необходимо внести определённый взнос, участие в соревнованиях тоже платное (если ребёнок едет в другой город, то расходы ещё более возрастают - дорога и проживание в гостинице).

Сравнение карате с другими видами боевых искусств

Часто родители сомневаются, отдавать ли ребёнка в секцию карате либо же выбрать какой-то другой вид боевых искусств. Чтобы определиться с выбором, нужно ориентироваться не на какие-то, часто индивидуальные романтические представления, а иметь хотя бы общее представления о специфике каждого вида спорта.

Таблица: сравнительная характеристика различных боевых искусств - каратэ или дзюдо, что выбрать для ребенка

Вид боевого искусства Преимущества, какие качества развивает Кому подходит, какими качествами должен обладать ребёнок Возможные недостатки
Карате Развивает жёсткую технику ударов ногами и руками Настойчивость, упрямство, способность к самодисциплине. Кроме того, ребёнок должен быть интеллектуально развитым, уметь анализировать и корректировать свои действия, спокойно воспринимать критику тренера. Техника карате достаточно ограничена (определённый набор ударов). Это может развить у юного спортсмена ригидность психики (точное следование заданной установки сознания). Такого ребёнка трудно в чём-либо переубедить. Кроме того, на тренировках, а особенно, на соревнованиях всегда есть риск получить травму.
Тэквондо Основное отличие - большинство ударов наносится высокими прыжками с ударами ног. Развивает мышечную силу ног, скорость удара, растяжку, координацию движений. Зрелищный вид спорта с низкой травмоопасностью (запрещены удары в лицо, ниже пояса, по спине, подсечки, толчки, броски, захваты). Подходит больше всего подвижным детям с сильными ногами. Ограниченная техника - почти нет работы рук (удары рук призваны в основном просто вывести противника из равновесия).
Бокс Отличная база в ударной технике рук, развивает чувство дистанции, выносливость, быстроту реакции, манёвренность. Подходит гиперактивным детям, склонным к лидерству, которые стремятся самоутвердиться. Ограниченная техника - отсутствие работы ногами. Возможность нанесения ударов по голове сопряжено с высокой травмоопасностью, причём негативные последствия могут проявиться не сразу.
Вольная борьба Развивает выносливость, ловкость, чувство партнёра, самоконтроль, укрепляет связки и сухожилия. Низкая травмоопасность. Подходит усидчивым, внимательным детям: ведь чтобы победить в поединке, нужно просчитывать наперёд действия партнёра. Отсутствие ударной техники. У девочек этот вид спорта не способствует формированию женственной фигуры.
Дзюдо Основа техники - броски, болевые приёмы, удержание партнёра. Основной принцип - использование силы и массы противника против его самого, выведение его из равновесия. Тренирует выносливость, спокойствие, самообладание (ребёнка будет трудно свалить в уличной драке), силу воли, правильное дыхание. Подходит ребятам с хорошей координацией движений, поскольку в этих видах спорта важно находить нужный момент, иначе приём просто не сработают.
Мягкая техника хорошо подойдёт для девочек.
Чтобы выбрать одну из этих похожих техник, родителям нужно определиться, планируют ли они в будущем выступать на различных соревнованиях, в том числе международных (дзюдо) или же цель тренировок - просто развить физические способности и характер ребёнка.
Не развивает умение защищаться против хорошей ударной техники.
Самбо
Вид боевого искусства придуман не так давно в России (само название представляет собой аббревиатуру «самооборона без оружия»). Похоже на восточную технику дзюдо.
Основные приёмы - броски с предварительным выведением соперника из равновесия. Также используется много болевых захватов, разрешены удушающие приёмы. Основное действие - защита (а не атака, как в карате). Развивает силу, реакцию, ловкость.

Фотогалерея: боевые искусства, помимо карате, которые могут осваивать дети

Особенность бокса - отсутствие работы ног В вольной борьбе отсутствует ударная техника В самбо, как и в дзюдо, основная техника - броски и болевые захваты В тэквондо почти все удары наносятся прыжком ног, а руки практически не работают

Многие родители, когда решают, в какую спортивную секцию определить своё чадо, начинают обращаться за советом к друзьям, знакомым, родственникам. Это неправильно, ведь каждый имеет свою точку зрения и приоритеты. Выбирать должен только сам ребёнок, и мама с папой должны предоставить ему такую возможность. Нужно сводить сына или дочь вначале в одну секцию на несколько тренировок, если что-то не устраивает - попробовать другое направление. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт занятие по себе. Даже скромному и не очень развитому физически малышу можно подобрать подходящий вид боевого искусства.

Что касается моего сына, то у нас в этом плане сразу всё сложилось удачно. Мы пришли на первую тренировку по карате, я сама на ней присутствовала (тренер это разрешает). Ребёнку там сразу очень понравилось, особенно спортивная эстафета в конце занятия. Сразу решили, что будем и дальше здесь заниматься. Между тем многие дети, которые начинали тренироваться одновременно с нами, довольно скоро ушли из секции. По моим наблюдениям, это было связано с двумя причинами. Первая категория ребят - чересчур гиперактивные, имеющие большие проблемы с дисциплиной (я это знаю лично, поскольку некоторые из них в прошлом были моими воспитанниками в детском саду). Ведь карате - это не только способ вложить свою неуёмную энергию (как думают некоторые родители), но и занятие, где нужно подключать мышление и сообразительность. Другая категория - слишком изнеженные дети («зацелованные»), которые при малейших трудностях начинали плакать (некоторые даже бежали на ручки к маме или бабушке), обижались на тренера.

Противопоказания для занятий карате

К тренировкам по карате допускаются дети, не имеющие общих медицинских противопоказаний для занятий спортом. Прежде чем отдать ребёнка в секцию, нужно внимательно оценить его физическое и психическое состояние. К противопоказаниям относятся следующие патологии:

  1. Проблемы с сердцем. Спортивные занятия требуют выносливости сердечной мышцы, и какие-то совсем незначительные отклонения, никак не отражающиеся на обычной жизнедеятельности, могут проявиться на тренировках.
  2. Скачки давления: периодическое его снижение или повышение.
  3. Хронические заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма и пр). Это важно, поскольку, например, в ката требуются резкие выдохи, и ребёнок может начать задыхаться.
  4. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом (например, с коленными суставами, сколиоз).
  5. Психические нарушения (эпилепсия, отставание в развитии и пр.). Даже при малейших отклонениях в этой сфере тренировки могут нарушить эмоциональный фон.
  6. Некоторые заболевания глаз (сильная близорукость, патологии зрительного нерва). В карате много резких движений, прыжков, поворотов, что может усугубить ситуацию.

Некоторые состояния здоровья, например, сильная близорукость, являются противопоказаниями к занятиям карате

Перед началом занятий любой квалифицированный тренер обязательно потребует от родителей медицинскую справку о допуске ребёнка к физическим нагрузкам.

С какого возраста можно заниматься ребёнку

Ребёнок может начинать осваивать японское боевое искусство с разного возраста. Сегодня многие приходят на занятия уже с 5-летнего возраста. Однако тренировки для таких малышей - скорее подготовительный этап к настоящему карате. Ребята там выполняют различные физические упражнения, развивают гибкость, а также приучаются к дисциплине.

Сегодня на карате приходят даже пятилетние малыши

Конечно, от пятилеток ещё не стоит ждать серьёзного восприятия многих вещей (хотя есть отдельные малыши, которые опережают своих ровесников в физическом и психическом развитии). Понимание важности обучения обычно приходит к 7–8 годам.

Тем не менее дети, которые пришли в секцию в 6–7 лет имеют преимущества. Дело в том, что на соревнованиях ребят разделяют исключительно по возрастным категориям, независимо от того, сколько лет уже занимается спортсмен и какой у него пояс. На поединок (кумите) могут вывести, например, двух десятилетних мальчиков. Только у одного будет белый пояс, а у другого, например, зелёный (конечно, первый, несмотря на малый опыт, может оказаться более способным, но это уже дело случая).

Лично моё мнение, что хорошо отдать ребёнка в спортивную секцию ещё до школы (воспитанника подготовительной группы детского сада). В этом случае новоиспечённому ученику будет легче адаптироваться в учебном заведении. Он уже будет приучен к дисциплине и порядку, не подвержен стрессу от смены коллектива, ведь после уроков мальчика или девочку ждёт свой круг единомышленников и друзей.

Видео: пятилетняя девочка сдаёт экзамен по карате

Уместно ли отдавать девочку в секцию карате

Конечно, изначально японское боевое искусство было ориентировано на мужчин. Однако в современном мире многие родители считают полезным и даже необходимым отдать свою маленькую дочь в спортивную секцию.

Несмотря на стереотипы, подмечено, что в раннем возрасте девочкам лучше даётся обучение карате, нежели мальчишкам. И зачастую они осваивают технику карате вдумчиво и методично, особенно ката и кихон (где отсутствует борьба с соперником). Многим же мальчикам дошкольного возраста довольно сложно сосредоточиться на занятиях, объяснении тренера. Примерно к 9 годам сильный пол «догоняет» девчонок и становится успешнее.

Регулярные занятия карате подарят девочке красивую стройную фигуру, что особенно важно в подростковом возрасте, когда появляются различные комплексы по поводу внешности.

Однако нужно заметить, что в отдельных случаях характер девочек, их мировосприятие (стремление к созиданию, заложенное самой природой) могут не воспринимать боевого поединка, он кажется им слишком жёстким. Но здесь уже всё зависит от индивидуальных особенностей.

В связи с этим вспоминается девочка Маша, которая начинала тренироваться одновременно с моим сыном. Ей тоже было 6 лет, и с самых первых занятий она, как говорится, схватывала всё на лету, при этом была в хорошей физической форме. Тренер её всегда хвалил и ставил в пример. Но через несколько месяцев наступили первые соревнования. Девочка взяла медаль по ката, а когда прошёл поединок по кумите, она была поражена и расстроена, так как ей было психологически трудно драться с противником. Ведь на тренировках всё несколько по-другому: дети знают друг друга и боятся наносить сильные удары. В итоге после соревнований Маша перестала тренироваться. Между тем я знаю нескольких девочек, которые занимаются карате уже несколько лет, очень любят этот вид спорта и имеют множество наград. Кстати, среди тренеров по карате также есть женщины.

Девочки вполне могут заниматься карате, многим из них очень нравятся тренировки

Необходимая форма и инвентарь для занятий

Традиционной формой для занятий карате является белое кимоно. У начинающих спортсменов оно только одно, но впоследствии для ката и кумите желательно приобрести отдельные комплекты, первый будет отличаться более плотным и жёстким материалом.

Кимоно пошиты, как правило, из хлопка (100% либо с добавками полиэстера). Покупают его с небольшим запасом (учитывается возможность усадки). Например, если рост юного спортсмена 125 см, то следует взять форму на 140 см.

Однако до первого экзамена на белый пояс в большинстве школ ребята занимаются в обычной футболке и шортах. Это делается для того, чтобы у детей был стимул сдать свой первый экзамен, после этого родители покупают им заветную экипировку.

Носить кимоно детям интересно. Ведь куртка перевязывается поясом: по его цвету можно определить уровень знаний и навыки спортсмена, который находится рядом с тобой на соревнованиях.

Специальная обувь для тренировок не предполагается: мальчики и девочки занимаются босиком. Самым маленьким родители могут надевать чешки (по усмотрению тренера).

На руки и ноги спортсмены надевают специальные накладки, а ноги защищают футы (для стопы) и голени (икры).

Для занятий карате предусмотрена специальная форма, которая нравится детям

Как выбрать секцию в своём городе

В некоторых городах, особенно крупных, функционируют по несколько школ карате. И при выборе конкретной секции родители обычно руководствуются следующими параметрами:

  1. Стиль карате. Для некоторых родителей, особенно тех, кто хорошо разбирается в боевом искусстве, это имеет принципиальное значение.
  2. Мастерство тренера. Перед тем как отдавать своё чадо в секцию, маме и папе стоит лично познакомиться с тренером (сенсеем). Это необходимо, даже если ребёнок уже достаточно взрослый. Родители должны быть уверены, что их сын или дочь в надёжных руках, ведь тренировки с детьми отличаются от занятий со взрослыми. Тренер должен быть не только образцовым спортсменом с многочисленными достижениями, но и педагогом, психологом. Поэтому желательно навести о нём справки: имеет ли мастер лицензию, состоит ли в областной федерации (ведь иначе дети не смогут участвовать в соревнованиях). Нужно поинтересоваться успехами его учеников, побеседовать с родителями, чьи дети уже посещают секцию. Можно выбрать 2–3 клуба и посетить в каждом по занятию (обычно тренеры не препятствую этому). Стоит обратить внимание, как сенсей объясняет технические приёмы (грамотно, доходчиво), как поддерживает дисциплину, как к нему относятся спортсмены, спросить мнение своего ребёнка об увиденном.
  3. Стоимость обучения. В каждой школе она отличается незначительно. Однако при подсчитывании затрат нужно помнить и о расстоянии от дома до секции: ведь ребёнка, возможно, придётся возить на автомобиле.
  4. Удалённость от дома. Это влияет не только на стоимость обучения. Если в начальных классах уроков ещё не очень много и ребёнок будет хорошо успевать на тренировки, то в последующие годы (когда уже будет по 6–7 уроков), удалённость секции играет большую роль.
  5. Помещение для занятий. Зал должен быть просторным, хорошо оборудованным (на полу обязательны мягкие маты). Стоит также обратить внимание на раздевалку, наличие туалета.

Пожалуй, самое важное при выборе секции - мастерство тренера

Видео: как выбрать секцию единоборств своему ребёнку



Публикации по теме