Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников. Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников

Цыпляева Алла Викторовна,

аспирант МГГУ им. М. А. Шолохова
преподаватель Детской школы искусств, Луховицы
[email protected]

Период детства характеризуется объективным проявлением талантов, которые в силу имеющей место общей закомплексованности детей часто бывают скрыты. Выявление индивидуальной одарѐнности ребѐнка в различных областях общественной деятельности является одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Благодаря системе дополнительного образования мы получили уникальную возможность приобщить к художественному творчеству практически каждого ребѐнка. Смогли заниматься творчеством дети из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей, не имеющих возможности оплачивать обучение в платных учебных заведениях.
Музыкальное воспитание можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание еѐ содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека .
Функции музыкальных, и в частности хоровых, занятий многообразны: воспитательная, познавательная, художественно-эстетическая, функции общения и отдыха. Главная задача преподавателя – заинтересовать детей, привить им любовь к музыке. Самое главное, что нужно иметь в виду, – необходимость высокой энергоотдачи со стороны педагога и в учебном процессе, и в общении. Детей гораздо легче настроить на шутку, на игру, на эмоциональный взрыв, чем на серьѐзную изнуряющую работу. Их эмоциональные всплески гораздо труднее успокоить. Их обиды, обоснованные и без оснований, вспыхивают мгновенно, так же, как и реакция на эти обиды. Их внимание кратковременно, их неусидчивость известна. Но все эти и многие другие трудности работы с детьми компенсируются их большой непосредственностью, открытостью, удивительными всплесками откровений в мышлении и совершенно особой красотой звучаний детских голосов.
Музыкальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй ребѐнка, но и на его умственное развитие с учѐтом возрастной психологии. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, воспитание ладового чувства связано с развитием способности нервной системы процессов торможения и возбуждения и других процессов, протекающих в организме.
Эта способность лежит в основе поведения человека и оказывает влияние и на физическое здоровье детей:

  • развивает дыхательные мышцы;
  • укрепляет нервную систему;
  • помогает устранению дефектов речи (заикание, картавость, гнусавость).

Основной формой обучения музыке и музыкального воспитания является хоровое пение, так как оно оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы сплочѐнности, формируя социальную личность. Хоровое пение обладает большой силой эмоционального воздействия и является эффективнейшим средством воспитания эстетического, художественного вкуса, инициативы, фантазии, творческих способностей, определяя, таким образом, моральный облик личности.
Однако, несмотря на важность и актуальность музыкального воспитания и, в частности, хорового пения как неотъемлемую часть комплекса развития личности обучающегося, наша педагогика далеко не исчерпала все формы и методы работы с детьми, особенно на современном переломном этапе развития страны. Поэтому возникает необходимость исследовать, развивать и совершенствовать новые перспективные и более эффективные методы воспитания социально-творческой личности школьника в условиях дополнительного музыкального образования.
Период перестройки приносит нам как положительные, так и отрицательные стороны. Так, в нынешних условиях появилась возможность расширять сеть новых музыкальных учебных заведений различных типов на условиях самоокупаемости (хозрасчѐта), изменять содержание учебных планов, программ с учѐтом возрастающих потребностей в специалистах, разрабатывать самим учебным заведениям новые учебные программы, вводить в учебные планы новые предметы.
Но в то же время большое количество молодѐжи ринулось в коммерческую деятельность. Меняется психология детей. Родителей больше беспокоит финансовое благополучие детей, чем призрачное музыкальное будущее. В связи с этим образовался отток части талантливых детей из учреждений дополнительного музыкального образования (детских музыкальных школ, школ искусств, центров развития творчества и т. д.). Сократилась финансовая поддержка государственными структурами ДМШ.
В этих условиях с особой остротой проявляется проблема интереса, увлечѐнности детей музыкой как фундаментальная проблема учреждений дополнительного образования. Обществу необходимы активные творческие люди. Как же сделать так, чтобы разбудить в детях интерес к самим себе? Какое найти объяснение, что самое интересное скрыто в них самих, а не в новомодных игрушках и компьютерах? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?
Психологи определяют творчество как мощный фактор развития личности, определяющий его готовность изменяться, отказываться от стереотипов, что ведѐт к новым способам решения проблемы или новому способу выражения.
Важными являются особые педагогические условия, способствующие более эффективному и качественному развитию социально-творческой личности. Такими условиями должен стать комплексный подход, выраженный через: обеспечение единства целей, задач, содержания и методов обучения; организация воздействия на все сферы личности ребѐнка. При обучении с помощью комплексного подхода ребѐнок получает возможность воспринимать окружающий мир как поле деятельности для творчества, где пение рассматривается как средство реализации его творчества.
Формирование интереса к музыке и, в частности, к хоровому пению в настоящее время, видится в интегративной музыкальной деятельности. «Интегративное привлечение разных видов искусства, имеющее некоторое родство с идеями К. Орфа, способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей, выявлению общих художественных закономерностей. Стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа – всѐ это включается в поток детского творчества».
Музыкальная деятельность реализуется, как выражался И.М. Сеченов, чувствованиями, т. е. определѐнного рода ощущениями и восприятиями. И.П. Павлов говорил о том, что именно сенсорная часть всякого рефлекторного акта является активной, творческой, а двигательная является служебной, исполнительской. Соответственно, можно полагать, что важнейшее значение в музыкальной деятельности имеют сенсорные процессы, прежде всего процессы развития музыкального слуха. В 20-х годах XX в. С. Т. Шацкий говорил о приоритете труда, игры и искусства при организации видов деятельности в процессе воспитания детей.
На сегодняшнее время необходимы способы реализации остроактуальных и труднорешаемых проблем. Е. И. Юдина отметила такие, как:

  • идея развивающейся личности в развивающемся мире;
  • самодвижение, саморазвитие, самостроительство человека, его духовности в свете восстановления культурообразующей и личностно развивающей функции образования;
  • формирование основ гуманитарной культуры личности;
  • формирование основ детского творчества в спектре композиторской, хореографической, литературной, изобразительной, практически-трудовой, исследовательской видов деятельности.

Любая деятельность должна начинаться с постановки цели. Для чего нужны хоровые занятия? Главная цель – это не отчѐтные концерты, не участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, а развитие творческих способностей детей, эстетических, эмоциональных чувств, нравственной позиции, человеческой морали и активной жизненной позиции. И именно хоровое пение, как самое доступное для детей, является главным, ведущим способом музыкальной деятельности детей. Для этого нужно сделать учебный процесс интересным, увлекательным, показать детям красоту звучания певческого голоса. И подход к развитию личности ребѐнка должен быть комплексным; обучение неразрывно связано с воспитанием, классная и внеклассная работа должны быть подчинены одной цели – комплексному воспитанию личности.
Девиз преподавателя – нести детям радость общения с музыкой, радость познания, радость труда, концертных выступлений, преодолений трудностей, радость успехов и т. д.
Если ребѐнку интересно на занятиях, он не станет отвлекаться и заниматься делами, не связанными с музыкальной деятельностью. Для достижения этой цели необходимо учитывать следующие факторы:

  • основные возрастные особенности детей;
  • знания разносторонних особенностей в преподнесении материала; в понимании того, что преподаватель хочет дать и взять, в умении увлечь ребѐнка своим замыслом;
  • построение, планирование, форма музыкальных занятий;
  • умение подобрать наглядный и дидактический материал, разработка сценария каждого занятия;
  • умение выбрать нужную методическую программу по каждому виду деятельности и правильно воспользоваться ею, грамотно применить в работе.

Виды музыкальной деятельности могут быть довольно разнообразными. Совсем не обязательно, чтобы каждое занятие проходило по одной и той же схеме. Возможен вариант, что один раз будет больше времени уделено пению, в следующий – слушанию, потом – обсуждению музыкального материала и т. д. Главное – дать возможность каждому «побыть» композитором, музыкантом – исполнителем, актѐром, хореографом, исследователем и т. д. При этом можно будет наблюдать, насколько больше становятся творческие возможности детей, богаче фантазия. Содержание таких занятий должно быть образно, наглядно и увлекательно.
По свидетельству учѐных, люди, испытавшие радость творчества, совсем по-другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях.
Неважно, чем в будущем придѐтся заниматься нашим ученикам: строить дома, лечить людей, учить детей и т. д. Значение имеет, что они будут делать это творчески, с фантазией, любовью, выдумкой. Творческий, социально адаптированный человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее общаться.
Приведѐм вкратце некоторые виды деятельности.
Речевые упражнения: поиск рифмы, сочинение стихов, поиск выразительных речевых интонаций и т. д. Движение: координация движений в связи с ритмом, координация движений в связи с звуковысотностью и штрихами и т. д. Театральная, творческая игра: ролевая игра по заданной песне, импровизация на музыкальное произведение без текста и т. д. Импровизация: подбор классического музыкального произведения под определѐнное стихотворение, составить программу концерта из произведений классиков и т. д. Пение: сольное, хоровое, ансамблевое и т. д. Слушание произведений отечественной и зарубежной классики и современных композиторов. Усвоение понятий музыкального, театрального и художественного видов искусства. Кроме таких заданий, в урочное время необходимо также включать задания по самостоятельному слушанию музыки великих мастеров с последующим обсуждением услышанного.
Одним из главных критериев заданий на занятиях должна быть их содержательная сторона, нацеленная на личностную значимость для каждого воспитанника, на поиск личностного смысла.
Из-за склонности детей к активной физической деятельности их внимание во время репетиции трудно сконцентрировать на длительный срок. Это обязывает преподавателя к большой творческой активности. Он должен найти пути интенсивного воздействия на детей, часто менять методы обучения, не терять темпа работы. Во время занятий хорошо проводить в меру подвижные музыкальные игры с обязательным отдыхом перед началом пения.
Таким образом, образовательный материал можно расположить по следующей схеме:

  • творческая деятельность – речевая, пластическая, театральная, музыкальная, иная;
  • творческое самообучение танцу, пению, игре на музыкальных инструментах, дирижированию, в т. ч. средствами аутомоделирования и двигательно-изобразительной наглядности;
  • импровизации – вокальные, инструментальные, пластические;
  • усвоение общих художественных закономерностей через адекватную творческую деятельность;
  • усвоение понятий музыкального искусства через адекватную творческую деятельность с систематизацией круга музыкальных предпочтений.

Актуальной в педагогическом процессе является возможность вызвать эмоциональный отклик на музыку, пробудить интерес к искусству, воспитать способность чувствовать в красоте музыкальной интонации отражение духовности человека. Сопричастность к ней через механизмы музыкального восприятия создаѐт необходимые предпосылки для эстетического воспитания ребѐнка средствами музыки.
Важным является активное посещение экскурсий, концертных залов и театров. Приобщение как к классической, так и к современной музыке является средством формирования художественно-эстетической культуры. Необходимо участие в различных конкурсах и концертах. Коллективная творческая работа детей не только способствует их всестороннему развитию, но и формирует их нравственные качества, идейные убеждения, а сознание того, что участник хора – это частица одного большого коллектива, благотворно влияет на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у детей на всю их сознательную последующую жизнь.
Немалую роль играют также беседы с родителями воспитанников о значении музыкальных занятий для общего воспитания ребѐнка. Вызвать уважение родителей к занятиям пением не менее важно, чем воспитать у самих детей привязанность к нему. Дети в своих увлечениях подчас непостоянны, поэтому твѐрдая заинтересованность родителей в посещении их ребѐнком хоровых занятий часто определяет долголетнюю работу воспитанника в коллективе. Важно, чтобы родители убедились в положительном воздействии занятий музыкой на развитие их ребѐнка.
Все преграды в работе с детьми преодолимы, если преподаватель любит своих воспитанников, постоянно совершенствуется в профессии и обладает незаменимым для учителя качеством, о котором великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Важнейшей добродетелью педагога, было, есть и будет – терпение» .

Литература

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1–7 классы. – Волгоград: «Учитель», 2009.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.
3. Олейник М.А. Формирование личностно-ориентированного профессионального мышления будущих учителей музыки. Автореферат. – Волгоград, 1996.
4. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приѐмы и задания. – Ярославль: «Академия развития», 2007.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.
6. Шацкий С.Т. Что такое клуб?// Избр.пед.соч. в 2 тт., т. 1 – М., 1980.
7. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества – М.: «Аквариум ЛТД», 1999г.
8. Развитие детского голоса. Под ред. В.Н. Шацкой. Изд-во «Академия педагогических наук РСФСР». – М.: 1963.

Чекальдина Вероника Ивановна

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»

С. Амга, Амгинский улус, Республика Саха (Якутия)

Использование интегративного метода в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста .

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в очеловечивании явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающие действительность, в том числе и всю сферу человеческих чувств, не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятии отдельных видов искусства, без чего невозможно само существование искусства, но и способствует активному росту эстетического сознания, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведению искусства перейти к аналитическому отношению к нему.

Интегрированный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Термин «интеграция» появился на страницах педагогической печати, начиная с конца 80-х годов. Если заглянуть в словарь Ожегова, то суть определения следующая «объединять в одно целое».

Интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя.

Вариативность использования интегративного метода довольно многообразна:

    Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы);

    Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое);

    Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса;

    Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема;

    Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления.

Проведение интегрированных занятий может сэкономить детям время на общение, самостоятельного творчества и игровой деятельности. На таких занятиях происходит объединение различных частей знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть нужными при последующем обучении в школе, доступно ребенку, опираться на его личный опыт и быть связанным с его повседневной жизнью. Кроме того, они должны:

    Вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

    Стимулировать умственную деятельность (процесс анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

    Повышать уровень самоконтроля, самоорганизации, самооценки.

Тематика интегрированных занятий может расширяться и дополняться с учетом личного опыта детей, их индивидуальных возможностей. Разнообразие тем побуждает детей к эмоциональным переживаниям, обращенности к своим мыслям т чувствам, возникновению потребности в речевой коммуникации как средство самовыражения. При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее:

    Положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и детьми.

    Выразительность и эмоциональность речи педагога.

    Возрастные, индивидуальные психологические особенности детей группы.

    Постановку проблемных задач, задач повышенной трудности.

    Обязательное использование наглядности.

    Постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации.

    Включение моментов самоконтроля и самооценки.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Музыка может звучать не только на специальных занятиях, но и на занятиях по рисованию, математике, развитию речи, на физкультурных и других. Музыка подбирается во взаимосвязи с темой, ее цель-разбудить фантазию ребенка, создать определенный настрой. Используя музыкальные произведения в учебном процессе, необходимо учитывать не только то, хороши ли они сами по себе, но и соответствие музыкальной формы тому содержанию, которое педагог в нее закладывает, ведь мелодия в данном случае не самоцель, а средство передачи учебного материала. Поэтому подбирая мелодию необходимо стремиться к тому, чтобы она:

    Составляла гармоничное единство с вербальной (и другой) информацией;

    Была желанна для воспроизведения детьми с точки зрения их возрастных (и индивидуальных) особенностей, а также подходила и для педагога с точки зрения его методических взглядов.

Все виды искусства, входящие во взаимодействующий комплекс, являются моделью новой системы эстетического воспитания и служат общей цели, поэтому их взаимодействие и взаимопроникновение имеют объективную необходимость.

Использованная литература:

    Лаптева В.А. Математика… Это песня, которая всегда с тобой // Начальная школа плюс До и После. №7 2002, С 22-28.

    Основы системы музыкального воспитания,// Дошкольное воспитание №11 2001.,С.63-69.

    Петренко Л.А., Дубровская О.М. Интеграционный урок и методика его проведения, 176 с.

    Павленко И.Н. Педагогика ДОУ Интегрированный подход в обучении дошкольников, С. 89-92.

    Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.2005, 94 с.

    Рачина Б.С. Интеграция различных видов музыкальной деятельности как стимул творчества детей // музыкальное образование и подготовка учителя музыки. М. 1996, С. 49-52.

    Юдина Е.М. первые уроки музыки и творчества. М., 1999. 268 с.

«Музыку называют зеркалом души человеческой»,

«эмоциональным познанием» (), «моделью

человеческих эмоций» (),

она отра­жает отношение человека к миру, ко всему,

что происходит в нем и в самом человеке».

А наши отношения – это, как известно, наши эмоции.

Значит эмоции являются главным содержанием музыки,

что и делает ее одним из самых эффективных средств

формирования эмоциональной сферы ребенка»

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Роль музыки в эмоционально-творческом развитии дошкольников

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта » (). Можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте - сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности.

Влияние современной окружающей среды на развитие личности ребенка

Однако, наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.

Многие родители, ввиду их загруженности на работе или просто из-за нежелания, не занимаются с собственным ребенком: не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги; проще купить компьютерную игру или поставить видеокассету с иностранным мультфильмом. Просидев за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивных героев, становится черствым, замкнутым или, наоборот, агрессивным, не умеющим общаться со своими сверстниками, играть с ними. Можно сказать, что под угрозой оказывается его психическое и социально-нравственное развитие . Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Поэтому родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – ­настоящую музыку. От нас, педагогов, зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности.

Поэтому я поставила перед собой одну из основных задач: формирование у детей музыкальности, т. е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

В этом году я решила познакомить детей с балетом С. Прокофьева «Золушка». Ознакомление проходит на 8-10 занятиях. Хотелось увидеть, будет ли нашим детям, не имеющим возможность посещать театры и музеи, понятен язык музыки и сценического искусства танца. Для того, чтобы облегчить детям знакомство и ввести детей в атмосферу самого балета, я разработала занятие «На балу у Золушки» < Приложение 3>.

На этом занятии дети не только смотрели сцену из балета «Бал», но и узнали много интересного от самой Золушки о балах. И от принца Вальса о бальных танцах «менуэт», «вальс», «мазурка», «полька». А еще они с удовольствием исполнили эти танцы и выразили свои впечатления в рисунках.

Роль развивающей среды в организации музыкальных занятий

Исходя из специфики интегрированных занятий, провожу их в музыкальном зале, который мы с детьми называем «музыкальной гостиной». В нашей «Музыкальной гостиной» созданы все условия для проведения различных видов деятельности : имеется фортепиано, музыкальный центр, видеодвойка, ковровое покрытие, мольберты, стулья. Немаловажную роль играет эстетическое оформление. Зал оформляется в зависимости от темы занятия, времени года и т. д. Музыкальный зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену в деревянную раму вывешиваются панно (в соответствии с темой), нарисованные на ткани нашим художником-оформителем.

Обеспечивается гибкое зонирование, включающее разнообразие изобразительного, дидактического и игрового материала. При проведении интегрированных занятий предусматривается появление неожиданностей, что позволяет максимально приблизиться к построению задуманного действия (избушка на курьих ножках, печка, елка, речка и др.), а также появление сказочных героев (Золушка, принц Вальс, Баба-Яга и др.).

Нетрадиционные методы, используемые на интегрированных занятиях

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях я использую следующие нетрадиционные методы:

Метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;

Диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;

Игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего занятия я ориентируюсь на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.

Театральное искусство в эмоционально-творческом развитии личности ребенка.

Театрализованная деятельность – важная часть моей работы. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально-творческом развитии ребенка. Детский театр, организованный мною – музыкальный театр. Все постановки спектаклей сопровождает музыка, в них много движений, действия. Я считаю, что, чем раньше и больше разных ролей ребенок «перепробует» на сцене театра детского сада, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни. В репертуаре театра: детские оперы «Репка», «Волк и семеро козлят»; музыкальные сказки: «Дюймовочка», «Осень в лесу»; инсценировки поэзии и прозы, театрализованные игры: «Теремок», концертные программы, встречи в «Музыкальной гостиной», спектакли: «Царевна-лягушка».

Музыка в нашем ДОУ на особом положении. Мы поставили цель ­прививать ребенку хороший вкус, отдав приоритет классической музыке. Она сочетается также с народной, современной, детской музыкой.

УДК 45.01 ББК 784:8

Данилова Елена Юрьевна

аспирант

кафедра педагогики и истории педагогики Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

п. Краснотуранск Danilova Elena Yurievna graduate student Department of Pedagogy and the history of education Khakassia State University. N.F. Katanov Krasnoturansk [email protected] Интеграция в музыкальном воспитании как фактор становления целостного образа мира у детей дошкольного возраста Integration in the musical education as a factor of a complete image of the world

in preschool children

В статье анализируется понятия «целостный образ мира» и «картина мира». Рассматривается необходимость интегрированного подхода в музыкальном образовании и воспитании дошкольников как основного элемента формирования целостного образа мира у детей.

This article analyzes the concept of «holistic image of the world» and «world view». Addresses the need for an integrated approach to music education and upbringing of preschool children as a basic element in building a holistic picture of the world of children.

Ключевые слова: образ мира, картина мира, целостность, интеграция, гармония, познание мира дошкольником, музыкальная деятельность, музыкальное образование детей дошкольного возраста.

Key words: image of the world, world, integrity, integration, harmony, knowledge of the world preschooler, musical activities, musical education of children of preschool age.

Каждая эпоха рождает свой образ мира, который в умах человечества предстает в виде некоего единого целостного представления. Обратимся к научным источникам. «Образ мира - целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности» - читаем мы в электронной библиотеке: «В понятии Образа мира воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности. Образ мира и близкие к нему понятия - картина мира, модель универсума, схема реальности, познавательная карта и т. п. -

имеют в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание» .

В философском словаре Г. Шмидта трактовка понятия картины мира звучит так: «Картина мира ^еЫЫЫ)» - ...представляет собой приведенную в связность сумму наглядного знания о мире, совокупность предметного содержания, которым обладает человек. В основе целостной картины мира представлен мир природы, явлений, предметов окружающей жизни в абстрактных вербальных суждениях человека о собственном «я» и социальных отношениях» . А.Н. Леонтьев считает, что: «Картина мира выступает неким методологическим инструментом построения целостного проблемного поля современного знания, служит способом его структурирования» . «Ключевой функцией целостного образа мира является самоотражение мира субъектом, т.е. познание мира через свою собственную деятельность» . Иначе говоря, становление целостного образа мира - это открытие мира для себя через собствен-

ные действия. Такими действиями в дошкольном детстве являются ощущения, восприятие, представления.

У современных детей довольно рано складывается свой «образ мира», а насколько этот образ окажется целостным, зависит от взрослых, которые их окружают. Формируется образ мира в сознании малыша в результате поиска причин и следствий наблюдаемых им явлений мира, а также объяснений их смысла. Желание постичь неясное ставит ребенка в позицию исследования, в позицию поиска. Жажда познаний приводит к взрослому, который, в представлениях маленького человека, обладает всеми знаниями об объектах действительности, а значит, может разрешить любую возникшую задачу. В результате благотворного общения со взрослым, неясное диффузное представление о мире приобретает у ребенка четкость представлений, системность и целостность. Это позволяет дошкольнику не только дифференцировать и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире, но и способствует развитию интереса к дальнейшему познанию. Следовательно, одна из важнейших задач

дошкольного образования - обеспечение видения ребенком целостного образа мира, понимаемого нами как осмысленного первичного знания о нем.

Понятие «целостность» тесно связано с понятиями «гармония» и «интеграция». Гармония определяется С. Д. Сажиной как «стройная, сообразная согласованность целого и входящих в него частей, компонентов» . Значит, строгое правильное сочетание частей имеет в итоге единый монолитный, ясный и притягательный образ. «Интеграция в образовании, - пишет А. Я. Данилюк, -есть то, что объединяет разнокачественные и разноуровневые составляющие образования, следовательно, интеграционный процесс не исчерпывается какой-то одной или даже множеством конкретных форм» . Однако, интеграция в образовании - это не только объединение, но и гармоничное взаимослияние, взаимопроникновение составляющих, несущих в себе информацию об одном и том же объекте с различных сторон. Целостность выступает как синтетический результат «...взаимодействия качеств и свойств, не присущих отдельным частям системы, а выступающих в едином новом образовании» . О взаимосвязи этих понятий М. Н. Берулава пишет: «Целостность и гармоничность содержательно коррелируют с интеграцией - объединением в целое, единством каких-либо элементов, восстановлением какого-либо единства» .

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского (1592-1670 гг.), утверждавшего: «Никому нельзя дать образование на основе одной какой-нибудь чистой науки, независимо от остальных наук» . Анализируя причины фрагментарности знаний учащихся, он пришёл к выводу, что: «Этот недостаток в обучении можно преодолеть, если учитель будет преподавать все в такой же связи, в какой предметы и явления находятся в естественном состоянии, в природе» .

Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции, на наш взгляд, дается В. С. Безруковой, рассматривающей ее в виде: «...принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких по-

зитивных результатов в научной и педагогической деятельности); ...процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом). и результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например, интегрированное занятие)» . Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция, как взаимодействие, взаимопроникновение элементов друг в друга, ведет к целостному представлению образа мира у дошкольников.

Психо-физиологической основой интеграции, по мнению ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. А. Менчинской, Г. Г. Сабуровой, А. Н. Леонтьева и др., является: «.закономерность функционирования высшей нервной деятельности - образование временных нервных связей. Временные нервные связи возникают под непосредственным влиянием предмета действительности или словесных раздражителей на органы чувств. Образующиеся таким образом временные связи есть система ассоциаций, которая - по мнению Ю. А. Самарина - в конечном итоге представляет собой систему знаний. Межсистемные ассоциации как основа интеграционных связей - высший этап умственной деятельности детей. Они охватывают разные системы знаний, обобщают их, позволяют взглянуть на предмет под разным углом зрения, что дает целостное представление о нем» .

Теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей средой, которую разработали И. П. Павлов и И. М. Сеченов, служит подтверждением того, что окружающий мир воспринимается субъектом целостно, если в процессе его изучения подключаются все имеющиеся анализаторы. Исследования известных ученых-физиологов П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, С. В. Кравкова также опираются на теорию взаимодействия анализаторов, разработанную М. В. Ломоносовым. В этих исследованиях мы также получаем подтверждение, что целостный образ мира возникает в процессе взаимодействия всех имеющихся у человека анализаторов.

Ряд ученых (Л. С. Выготский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже) в своих работах пишут о синкретичности детского восприятия, выражающейся в нерасчлененности чувственного образа изучаемого объекта действительности. Дети дошкольного возраста не выделяют внутренних связей и компонентов предметов и явлений. По мнению Л. С. Выготского, «.синкретизм имеет большое значение для дальнейшего развития детского мышления». При этом ученый подчеркивает, что очень важно «развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное», чтобы, в конечном счете, получить как результат воспитания - «понимающего» ребенка. «Понимающий ребенок - это, прежде всего, ребенок, способный увидеть целое во всем богатстве его связей и отношений, видеть элементарные связи и взаимозависимости между явлениями, а также последствия, вытекающие из действий этих связей и взаимозависимостей; это ребенок, начинающий обладать способностью ощущать, осознавать, переживать «единство всего», «связь всего со всем»» .

Необходимо заметить, что ребенок-дошкольник не нуждается в большом количестве детализированных знаний. Но для того, чтобы образ изучаемого предмета или явления приобрел в мыслительных операциях ребенка целостную форму, необходимо обозначить главные внутренние связи компонентов исследования, сделать их в его глазах более выпуклыми. Это дает ребенку глубину и прочность новых познаний и закладывает новые возможности для будущих познавательных действий. Распахнуть перед ребенком мир, научить воспринимать его более широко и разнообразно, используя для этого звуки, слова, движения, жесты, запахи в единстве - основная задача педагога дошкольного образовательного учреждения, в том числе музыкального руководителя.

Музыкальные занятия в ДОУ состоят из разных видов музыкальной деятельности: музыкальное восприятие, музыкально-игровое творчество, музыкально-ритмические движения, пение и игра на детских музыкальных инструментах. Как видно из вышеперечисленного, само по себе занятие содержит раз-

нообразные виды музыкальной деятельности, и каждый ребенок может получить удовольствие от какого-либо более привлекательного для него действия. В нашем понимании, задача педагога не только научить ребенка петь и развить его музыкальные способности, но и, в первую очередь, заинтересовать, увлечь, заложить в маленькую личность неудержимое желание познания огромного неизведанного еще им мира - мира завораживающих мелодий, музыкальных образов, новых чувств и ощущений. Для этого мы проводим музыкальные занятия в интегрированной форме на основе тематического принципа. Единая тема проходит стержнем от начала до конца занятия, объединяя собой все виды деятельности.

Основываясь на уже имеющемся музыкально-слуховом опыте детей, педагог постепенно расширяет их кругозор и знания об окружающем мире на художественно-образной основе. При этом каждый новый этап музыкального занятия задействует восприятие, сенсорные ощущения, детское воображение, речь, мелкую моторику и размышления самого ребенка. Все это организуется на фоне положительной эмоциональной атмосферы, создаваемой музыкальным руководителем. Он не загружает воспитанников словесными объяснениями музыки, так как это мало что дает детям данного возраста, а включает их в непосредственную интегрированную музыкальную деятельность, создавая тем самым особую мотивацию, соответствующую познавательной цели.

Для развития чувственного опыта ребенка восприятие музыки тесно связывается с восприятием близких, созвучных по характеру и настроению картин художников. При этом мы используем резонансно-ассоциативный метод, разработанный Н.П. Шишлянниковой. Суть его заключается в том, что к определенному музыкальному произведению подбирается ни одна картина художника, а несколько. Среди них есть картины, созвучные с музыкой, и явно не соответствующие по характеру и настроению. Дети в процессе звучания музыки смотрят на картины и выбирают именно ту, которая с их точки зрения соответствует музыке. «При наложении слухового и зрительного образов происходит

их слияние в восприятии детей. эффект резонанса. Музыка выступает как ассоциативная зацепка, способ «оживления» живописи, символ ее эмоционально-смысловой наполненности, как синтезирующий стержень, на который нанизываются разнообразные впечатления детей, складывающиеся затем в целостную художественно-образную картину живого мира. При этом детям дана свобода выбора того, что резонирует с их внутренним слышанием и видением» .

Например, при знакомстве с музыкой изобразительного характера мы проводим прямую параллель между музыкой Э. Грига и миром бабочек. Все начинается с музыкального восприятия. Необходимо дать прочувствовать детям всю красоту и необычность произведения норвежского композитора Э. Грига Этюд «Бабочка», устремляя внимание детей на яркие интонационные мелодические обороты. При этом можно расширить знания детей о том, что в мире бабочек больше сотни тысяч разных видов и что нет ни одной бабочки в точности похожей на другую. Художница-природа постаралась и так разрисовала бабочек, что не встретишь во всем мире и двух одинаковых. Все это подтверждается и обговаривается с детьми с помощью ассоциативного ряда художественных картин. Пополняя словарный запас детей, можно придумать много эпитетов сравнения музыкального и художественного образа бабочки: легкие, воздушные, красивые, грациозные, обворожительные, игривые и т.д. Для полноты ощущений предлагаем детям «превратиться» в таких маленьких прозрачных насекомых: под музыку «полетать» или «потанцевать» по залу; перебирая «лапками-пальчиками» щекотно «поползать» по голове друг у друга; вдохнуть «цветочный аромат» и съесть «капельку росы». Для этого педагогу предстоит достаточно потрудиться, готовя элементы костюмов и создавая предметы и атрибуты цветочного луга. Но самое главное в занятии - это завораживающий голос, который по мановению ока может «превратить» даже самых непоседливых сорванцов в восхищенных и податливых зрителей или участников. Все дети любят волшебство. И, создав «волшебную» обстановку на

музыкальном занятии, педагог через удивление ребенка, его чувства и сравнения всегда достигнет того результата, которого ожидает. Закрепляем новые знания и ощущения творчеством на бумаге, предложив детям нарисовать ту красивую бабочку, которой они только что себя ощущали.

Таким образом, интеграция в музыкальном образовании предпочтительнее, потому что интегрированное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее, чем влияние каждого из них по отдельности. Музыка в большей степени, чем другой вид искусства, привлекательна и доступна маленькому ребенку. В процессе слушания и восприятия музыки у детей формируются образные представления, что благотворно действует на развитие мыслительных операций. При разучивании песен, попевок, речевых и других игр обогащается лексический запас ребенка. А разнообразие видов деятельности на одном и том же занятии благотворно воздействует на мотиваци-онную сферу, непременно пробуждая интерес к познанию мира в его целостности.

Учеными доказано, что музыка с ее звукоподражательными эффектами, отражающими явления окружающего мира, самым прямым образом воздействует на организм человека и его состояние. Особые звукосочетания, быстрота сменяющихся звуков или их покачивание могут вызывать изменения кровяного давления, влиять на частоту пульса, способствовать расслаблению или, наоборот, напряжению мышц. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив как к музыкальным звукам, так и звукам окружающей среды. Музыкальные же произведения, содержащие различные образы природы или образы сказочных персонажей (и т.п.) всегда обладают яркой эмоциональной окраской. Влияние таких интригующих образов непосредственно побуждают ребенка к сопереживанию, размышлению о тех или иных ситуациях жизни, вызывают интерес их познать, создавая у маленьких детей, как правило, конкретные зрительные представления. Пытаясь выразить впечатления об услышанном, ребенок облекает это в слова или выражает свои эмоции через собственное художественное твор-

чество, может показать движением или соотнести со схематическими набросками линий.

Все это имеет прямое отношение к интеграции музыкального занятия с другими видами образовательной деятельности. Ученый в области дошкольного художественного образования Т. С. Комарова в своих исследованиях обращает внимание на то, что: «.интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений мира с разных сторон. Происходит это на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой)» .

В результате, рассмотренное содержание общетеоретического обеспечения интеграции позволяет сделать вывод о взаимосвязи между интегрированием содержания музыкального образования и становлением детского образа мира как целостности, осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Интегрированный подход в музыкальном образовании дошкольников, основанный на идее всеобщности и единстве законов природы, целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного музыкального образования и воспитания. Он позволяет обеспечить условия для организации познания мира ребенком в рамках целостного процесса, освоить базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

Интегрированный подход в проведении музыкальных занятий в детском саду приводит к важному познавательному результату - развитию стойкого интереса к познанию окружающего мира, что непосредственно способствует формированию целостного образа мира у ребенка дошкольного возраста.

Библиографический список

2. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. - 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. [Текст] / Общая ред. В. А. Малинина. - М.: Республика, 2003. -575 с.

3. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Проблемы психологии понимания. М.; Л., 1947, с. 3 - 40. (Известия АПН РСФСР, вып. 7

4. Сажина, С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст] / С.Д. Сажина: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.

5. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования [Текст] / А. Я. Данилюк. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та. 2000. - 440 с.

6. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Берулава. -М., 1993.- 272 с.

7. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения В 2-х т. - Т. 2 [Текст] / Я.А. Коменский / Под ред. А. И. Пискунова и др. - М.: Педагогика, 1982.

8. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 1994.- 412 с.

9. Интеграция содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении: Метод.рек. для студ. ф-тов дошк. и соц. педагогики и психологии [Текст] / под ред. Н. А. Каратаевой, Т. М. Киселевой. - Шадринск, 2002. - 213 с.

10. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

11. Шишлянникова, Н.П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучение грамоте младших школьников [Текст] / Н.П. Шишлянникова. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. - 127 с.

12. Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей [Текст] / Т. С. Комарова //Детский сад от А до Я. - 2004. - №6. - 14-24 с.

1. http://www.psychologos.ru/articles/view/obraz_mira

2. Philosophical Dictionary: Founded G. Schmidt. - 22 th, new reprocessing . ed. ed. G. Shishkoffa / Per. with it. / General Ed. V. Malinin . - Moscow: The Republic , 2003 . - 575 p.

3. Leontiev Psychological issues of consciousness exercise / / Problems of the psychology of understanding. Moscow, Leningrad, 1947, p. 3 - 40. (Proceedings of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, no. 7

4. Sajin, SD technology integrated lessons in preschool / SD Sajin: Toolkit. - M. : TC Sphere, 2008. - 128c .

5. Danyluk AY theory of integration of education / A. J. Danyluk. - Rostov n / D: Publishing House of the Rising. Ped. Univ. 2000. - 440.

6. Berulava, MN integration of educational content / MN Berulava . - M., 1993. - 272.

7. Comenius, JA Selected pedagogical works in 2 volumes - Volume 2 / YA Comenius / Ed. AI Piskunov, etc. - M. : Education, 1982 .

8. Bezrukov, VS Integration in educational theory and practice / VS Bezrukov. -Ekaterinburg, 1994. - 412 .

9. Integration of the content of the educational process in preschool: Metod.rek. for stud. Faculty Comrade doshk . and social services. Education and Psychology / ed. NA Karataeva , TM Kiseleva. - Shadrinsk, 2002. - 213 p.

10 . Vygotsky, LS Psychology / LS Vygotsky. - Moscow: Publishing House of the EKSMO - Press, 2000. - 1008.

11. Shishlyannikova, N.P.Vzaimodeystviye of arts and their integration into training in the diploma younger school students / N of P. Shishlyannikov. - Abakan: Publishing house of Public Educational Institution of Higher Professional Training The Khakass State University of Katanov, 2011. - 127 p.

12. Komarova, TS Integration in the aesthetic education of children / T. Komarova // Kindergarten from A to Z. - 2004. - № 6. - 14-24 s.

В статье представлен опыт работы совместной педагогической деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя по музыкальному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством использования интегрированного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №3 «Чебурашка» общеобразовательного вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития детей»

Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии

детей старшего дошкольного возраста

Учитель - логопед С.В.Машина

Музыкальный руководитель Н.А.Татаринова

г.Шарыпово, 2013г.

В ряду задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь. Чем более развита речь у дошкольника, тем шире его возможность познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления и сознания в целом . Поэтому развитие правильной речи является главной и актуальной задачей в дошкольном возрасте.

Ученые, занимающиеся проблемой нарушения и недоразвития речи у детей, в ходе экспериментально - физиологических исследований доказали, что под воздействием музыки у ребенка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у ребенка меняется активность клеток мозга, улучшается память.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.

Понимая важность воздействия музыки на речевое развитие детей, и учитывая современные требования в системе образования, совместно мы, учитель-логопед логопедического пункта ДОУ и музыкальный руководитель, используем метод интегративного обучения. Считаем этот метод работы актуальным и наиболее эффективным.

Почему же именно интеграция? Интеграция - это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры - драматизации, сюжетно-ролевые.

Целью совместной педагогической деятельности определили музыкальное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством метода интегративного обучения.

Для достижения цели были выделены следующие задачи:

Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Учить умению связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

Развивать фонематический слух;

Совершенствовать звуковую культуру речи детей;

Развивать чувство ритма и умения согласовывать движения со словами и музыкой;

Воспитывать любовь и интерес к музыке;

Обогащать музыкальными впечатлениями детей, знакомя их с разнообразными произведениями;

Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса;

Развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности.

Составили перспективно-тематическое планирование интегрированных занятий по развитию речи и музыкальному развитию детей (один раз в месяц) и музыкально-речевых развлечений с детьми старшего дошкольного возраста (два раза в год).

Разработали цикл интегрированных занятий на лексические темы: «Какие бывают звуки?», «Прогулка по осеннему лесу», «Сказки о море», «Мама - главное слово на свете», «О чем рассказала снежинка», «Сказки зимнего леса», «Мой край», «У природы нет плохой погоды», «Посвистим и пошипим» и другие; музыкально-речевые развлечения на темы: «Путешествие в страну звуков», «Карнавал животных» по пьесам одноименного цикла К. Сен-Санса», «П.И. Чайковский. Времена года», «Поющие звуки», «На дворе - трава, на траве - дрова», «Праздник правильной речи», «Живи в веках, моя Россия». Основополагающим принципом проведения данных занятий и развлечений является взаимосвязь речи, музыки и движения. Содержание занятий изменяем по мере поэтапного усложнения речевого и музыкального материала. Музыкальный репертуар подбирается с учетом лексических тем.

На интегрированных занятиях и музыкально-речевых развлечениях прием парной педагогики является основным. Деятельность музыкального руководителя и учителя - логопеда тесно взаимосвязана, вплетается, интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир дошкольника.

Так как ведущая деятельность дошкольника - это игра, на занятиях используем:

Музыкально-речевые игры («Музыкальный домик», «Кто моя мама?», «Дирижер», «Рассели животных», «Подбери пару», «Музыкальное эхо», «Рассказ музыкального инструмента», «Шаловливые сосульки», «Ритмический оркестр», «Найди свой вагончик», «Передай доброту», «Игры с ладошками, с палочками», «Находим ритм в стихах и музыке», «Какая музыка», «Сколько нас поет?» и др.), способствующие развитию фонематического слуха и внимания, развитию артикуляции, речевого и певческого дыхания, мимики, чувства темпа и ритма;

Задания («Весело - грустно», «Паучок мешает спать», «Гномики», «Я и Мы» и другие), развивающие эмоциональную сферу ребенка;

Упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку («Паровозик», «Три медведя», «В зоопарке» и другие);

Распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети отрабатывают на занятиях с учителем - логопедом;

Распевки («Песенка домового», «Филин», «Ветерок», «Ворона» и другие), направленные на совершенствование мелодико-интонационной стороны речи.

Подобрали и систематизировали логоритмические упражнения в комплексы по темам: «Времена года», «Животные», «Зимние забавы», «Встреча с Федорой», «У бабушки в деревне», «В гостях у братцев Тики-Так», «Сказка о Маше - растеряше» и др. В методический кабинет ДОУ представили картотеку музыкально-речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

На интегрированных занятиях применяем компьютерную технологию «Игры для Тигры», игровые упражнения и задания которой формируют правильные речевые навыки и самоконтроль ребенка за своей речью, позволяют эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей, способствуют созданию у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.

Используя информационно-коммуникационную технологию, разработали серию музыкально-речевых игр («Звуки осени», «Весенняя капель», «Лето красное поет», «Звуки зимнего леса», «Папа, мама и малыш», «Волшебница вода»), способствующих развитию творческого воображения и образного мышления, обогащению словаря и музыкальных впечатлений детей, активизации интонационно-выразительной речи, совершенствованию звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе. Сборник игр представлен в методическом кабинете ДОУ, предложен родителям для занятий с ребенком дома.

Для педагогов ДОУ проводим семинары - практикумы на темы: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений», «Учимся правильно дышать», «Артикуляционная гимнастика как средство активизации движений органов речедвигательного аппарата», мастер - класс «Использование музыкально-речевых игр для развития музыкального и фонематического слуха», консультации «Значение физкультминуток, используемых на занятиях, для развития координации слова и движения», «Влияние музыки на развитие фонематического слуха», «Этот удивительный ритм» и другие, во время которых воспитатели получают советы и рекомендации по проведению логоритмических упражнений, логопедических гимнастик, пальчиковых и речевых игр, упражнений для координации речи и движения, слушания музыки. Узнают, как правильно организовать игры и упражнения в группе, на прогулке, в каких режимных процессах лучше и грамотнее использовать музыкальные произведения.

Одними усилиями педагогического коллектива без поддержки родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном и речевом развитии детей. В течение учебного года проводим консультации, индивидуальные беседы с целью пропаганды педагогических знаний по музыкально-речевому воспитанию, рассказываем об опыте и достижениях ребенка в области музыкального и речевого развития. Считаем, что наиболее эффективными формами работы с родителями являются практикумы: например, «Игры, которые лечат», направленный на ознакомление родителей с играми правильного носового дыхания; «Мы танцуем и поем - вместе весело живем!» - раскрытие особенностей музыкального развития детей и его влияние на речь; «Играем со звуками» - автоматизация поставленных звуков и развитие фонематического слуха и другие.

Посещение открытых интегрированных занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются навыки, умения их детей в музыкальном и речевом развитии. В марте 2009г. провели открытое занятие на тему: «Мягкие и твердые звуки» для педагогов ДОУ; в октябре 2009г. - открытые интегрированные занятия на тему: «Какие бывают звуки» для педагогов ДОУ и родителей воспитанников подготовительных к школе групп; в мае 2010г. - открытые интегрированные занятия на тему: «День рождения звука» для педагогов ДОУ и родителей воспитанников старших групп; в октябре 2010г. - открытое интегрированное занятие на тему «Мой любимый детский сад» для педагогов ДОУ города и родителей воспитанников подготовительных к школе групп.

Традиционным стало проведение музыкально-речевых развлечений (ноябрь, апрель), в ходе которых развиваются звуковой анализ и синтез, звуковысотный и фонематический слух, активизируется словарь, совершенствуется певческий голос и интонационная выразительность речи, формируется умение ритмично и выразительно двигаться под музыку и координировать слова с движениями, создается эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника.

Систематическая и целенаправленная работа по использованию метода интегративного обучения способствует успешному развитию музыкального и речевого развития детей:

Показатель высокого и среднего уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста увеличился на 4% (2008 - 2009 уч. год - 96%, 2009 - 2010 уч. год -100%);

Положительная динамика в речевом развитии детей, выпущенных из логопункта: в 2008 - 2009 уч. году из 22 детей: с речево й нормой 10 человек, с улучшением в речи 12 человек; в 2009 - 2010 уч. году из 28 детей: с речевой нормой 15 человек, с улучшением в речи 13 человек;

Показатель высокого и среднего уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста увеличился на 4,7% (2008 - 2009 уч. год - 93%, 2009 - 2010 уч. год -97,7%).

Обобщив педагогический опыт работы по музыкально-речевому развитию детей, представили его на Неделе ГМО педагогов ДОУ в январе 2010г., став победителями. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и музыкальному воспитанию «Мама - главное слово на свете» выставлен в разделе «Методическая копилка» Интернет - странички ГМО воспитателей ДОУ, организованных на официальном сайте ИМЦ г. Шарыпово:http://imc.shr.edu.ru/.

В октябре 2010г. на IV научно-практической конференции «Образовательное пространство города Шарыпово: Опыт. Проблемы. Пути совершенствования» выступив с докладом на тему: «Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей дошкольного возраста», музыкальный руководитель стала победителем в секции «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно-образовательного процесса, ИКТ) - основа личностно-ориентированного подхода к детям дошкольного возраста». Доклад включен в информационный сборник «Использование инновационных технологий в образовательном процессе педагогами г. Шарыпово».

В журнал «Дошкольная педагогика» представлен конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Какие бывают звуки».




Публикации по теме