Подростковая агрессия советы. Почему возникает агрессия у подростков? Причины

Еще недавно малыш мило смеялся и тянул ручки к вам, чтобы вы обняли и поцеловали его, а сегодня он злобно отвечает на все ваши просьбы и замечания? К сожалению, о том, что такое подростковая агрессия, многие семьи знают не понаслышке. И если вовремя не обратить на данную проблему внимания и не приструнить ребенка, в дальнейшем школьник вообще может выйти из-под контроля. И тогда не помогут ни угрозы, ни наказания, ни поощрения.

Причины появления агрессии у ребенка

На самом деле существует много причин, почему проявляется агрессия в подростковом возрасте. Но для начала родителям следует понять, что на пустом месте злоба, ненависть и тому подобные чувства просто так не возникают. Поэтому, если вы столкнулись с таким положением вещей, вам вначале следует найти причину. И лишь после этого можно начинать неимоверно тяжелую борьбу с характером школьника. И не факт, что вы сможете победить (перевоспитать) трудного подростка.

Семейное воспитание или когда вы упустили момент?

Многие специалисты считают, что виноваты именно мама и папа, а не социум, окружающая среда, школа и тому подобные факторы. Ведь именно от того, как ведут себя родители, зависит восприятие мира еще несформировавшимся в физическом и моральном плане человечком. Подросток, к сожалению, не всегда понимает, что взрослые тоже могут ошибаться, обманывать, срываться. Они реагируют на все очень остро. И даже малейшее замечание может вызвать истерику. Поэтому следует пересмотреть то, как вы ведете себя дома.

  • Излишняя гиперопека

Когда родители не дают школьнику и шагу ступить, делают все за него, подросток может взбунтоваться. Он желает сам решать, что лучше, куда и с кем пойти гулять, какие вещи ему нужны. А взрослые для него – не авторитет. Чаще всего такое происходит, если мама и папа не могут между собой договориться, как же правильно воспитывать ребенка.

  • Нехватка внимания

Агрессия для подростков – это один из способов привлечения вашего внимания к его персоне. Если, к примеру, мама занята походами с подругами по салонам красоты, а папа все время проводит на работе, школьник чувствует себя брошенным. И только нагрубив отцу и матери, он начинает понимать, что его действительно любят.

  • Насилие в семье

Возможно, один из членов вашей семьи пренебрежительно относится к остальным, проявляет грубость, распускает руки, морально или физически унижает. Здесь есть два варианта, почему может появиться агрессия у подростка. Первый – таким образом ребенок пытается защититься от человека, который для него представляет опасность. Во втором случае ваше чадо копирует поведение отца, дедушки, дяди, то есть человека, который является агрессором.

  • Второй ребенок

Зачастую агрессия у подростка проявляется по отношению к брату, сестре. Ему кажется, что родители любят его меньше. Обстановка обостряется, если мама с папой чаще хвалят второго малыша, сравнивают их. Но даже если подросток – единственный ребенок в семье, он может ревновать к Саше, Маше или Кате, которую вы постоянно ставите ему в пример.

  • Бедность

Нехватка денег и неудовлетворение потребностей – это также может быть причиной подростковой агрессии. В данном случае ребенок протестирует против такого положения вещей. Ему хочется новый мобильный телефон, красивые кроссовки и джинсы, мощный компьютер, а родители не могут позволить себе столь дорогие покупки.

Одни дети стараются найти работу, чтобы помочь маме и папе, а другие – требуют купить и злятся, если им не подарили новую игрушку. И если родители все же выделяют деньги и дают подростку то, что он хочет, школьник еще сильнее начинает проявлять свой характер, испытывая остальных на прочность.

  • Богатство

Обеспеченные семьи нередко сталкиваются с проявлением агрессии у подростков, особенно если ребенок никогда ни в чем не знает отказа. Ему сложно понять, почему нельзя кричать на других, если он – главный. Кстати, плохо относятся школьники не только к родителям, прислуге, но и к менее обеспеченным людям.

  • Традиции

Замечали ли вы, что в строгих семьях, где все члены следуют давно укоренившимся традициям, дети в подростковом возрасте устраивают бунт. Им не нравится ходить в такой же одежде, что и родители, выполнять ту же самую работу, так же развлекаться и отдыхать. Они, по своей сути, являются изолированным от общества. Одноклассники таких людей не принимают в свой круг, считая их фриками. А быть изгоем в обществе – самое тяжелое, с чем сталкивается неподготовленный к взрослой жизни маленький человечек.

Биологические факторы: когда виноваты гормоны

Обычно подобные изменения в поведении встречаются в 14-16 лет. В организме подростка начинается серьезная перестройка, происходит гормональный бум. И если не направить сына или дочь в нужное русло, не занять чем-то серьезным, ребенок начнет проявлять свое «Я».

Причина первая, почему он решит это сделать – неправильное восприятие мира. Подростковый возраст – это время, когда у школьника начинает формироваться своя модель поведения. Он уже не тот маменькин сынок, коим был до этого. И есть два направления, в которые могут перерасти отношения с взрослыми. Он либо начинает уважать людей, которые старше и умнее, либо проявляет агрессию по отношению к ним. Кстати, агрессия у подростка может быть обычной реакцию на точно такое же поведение других людей.

Родители редко замечают, когда отношения с ребенком начинают ухудшаться. Обычно они упускают данный момент, так заняты более серьезными проблемами. И лишь когда происходит обострение, папа и мама начинаю предпринимать попытки, чтобы исправить положение.

Поиски себя и своего места в жизни – самое сложное во взрослении. Белое и черное, добро и зло. В этот период подростки делят мир на две части. И для них нет золотой середины. Максимализм присущ каждому человеку, но в данном случае он слишком явно выражен. Школьник не желает воспринимать мир таким, каков он есть, и пытается изменить себя, свое окружение. И если родители оказываются не идеальными, а у них есть свои пороки, ребенок отталкивает их.

Вторая причина, почему проявляется агрессия подростков – это повышенное сексуальное влечение. Именно в этот период у девочек и мальчиков появляется интерес к противоположенному полу. Им трудно контролировать и сдерживать себя. А ведь достаточно было записать сына на бокс, дочку на танцы, чтобы они там выплеснули накопившуюся энергию.

Что такое подростковая агрессия

Зачастую родители не могут различить агрессию у подростков и просто плохое настроение, лень, апатию. Так, к примеру, если школьник не хочет разговаривать с отцом или матерью, это не значит, что он ненавидит их или пытается испортить им жизнь. Возможно, у него возникли какие-то проблемы, а он просто боится о них рассказать. Панику следует поднимать, если ребенок:

  • пытается причинить моральный или физический вред жертве;
  • обижает животных, преднамеренно наносит ущерб объектам и живым организмам.

Таким образом, подростковая агрессия – это деструктивное поведение ребенка, которое полностью или частично противоречит сложившимся в обществе правилам и нормам. При этом данная особа старается разрушить, нанести вред одушевленным и неодушевленным предметам, вызвать срыв или психологический дисбаланс.

Ребенок может по-разному выражать свои чувства. Это может быть как обычная подавленность, так и взрыв эмоций. Если же школьник всегда спокоен и покладист, такое поведение должно насторожить маму с папой. Такое состояние свидетельствует о том, что школьник либо накапливает агрессию, либо он просто не способен отстаивать свою точку зрения. И в том, и в другом случае это чревато последствиями.

Как проявляется агрессия у школьников-подростков

Подростковая агрессия проявляется по-разному. Кто-то оскорбляет одноклассников, кому-то нужно доказать свое физическое превосходство. Одни пытаются обидеть тех, кто слабее, другие только резко отвечают на советы или замечания. Следует узнать, как ведет себя ребенок не только дома, но и в школе, на улице, с друзьями. Обращали ли вы внимание на то, как он относится к другим людям. Итак, исходя из этого различают несколько видов агрессии:

  • Физическая

Физическая агрессия подростков, пожалуй, самая опасная. Главная цель такого ребенка – причинить боль и вред другому человеку. Проблема в том, что школьник может даже не осознавать свою ошибку. Он будет избивать жертву до потери сознания, при этом не чувствуя потом вины или сожаления. Недаром считается, что самый страшный тиран – это ребенок.

  • Вербальная

Считаете, что словесные перепалки с взрослыми и одногодками – не такой уж и страшный порок? На самом деле некоторые злобные высказывание детишек могут довести жертву до нервного срыва. Достаточно группе старшеклассниц сказать однокласснице, что она – страшная, глупая, толстая и так далее по списку, ребенок может не выдержать. Нередко такие «шутки» и издевательства приводят к суициду.

Как обычно проявляется вербальная агрессия у подростка? Это может быть отпор, критика чужих действий или поведения, нецензурная брань, злоба, насмешка, обида, ненависть. Нередко школьник выкрикивает проклятия или угрозы по отношению к другим людям.

  • Экспрессивная

Человек, которого вывели из себя, передает свое отношение к другим при помощи движений, угрожающих гримас, мимики. К примеру, подросток может показать неприличный жест, кулак, скорчить недовольную мину. Нередко это сопровождается ненормативной лексикой.

  • Прямая

Ребенок реагирует непосредственно на объект, который вызывает у него неприятные чувства: злость, обиду, раздражение, апатию, ненависть. При этом может применяться как физическое (избиение, членовредительство), так и моральное насилие (оскорбление, угрозы).

  • Косвенная

Агрессор срывается не на виновнике его плохого настроения, а на людях или объектах, которые никак не смогут отреагировать на это. К примеру, школьнику поставили двойку. Придя домой, он может обидеть младшего брата, домашнюю зверюшку, сломать любимую игрушку.

Ситуативная и целенаправленная злоба тинейджера

Почему ребенок проявляет агрессию по отношению к другим людям? Всегда ли он в этом виноват и стоит ли наказывать его, если он сорвался? Дело в том, что порой на драки, крики и истерики его вынуждают обстоятельства. Поэтому вначале следует разобраться, что послужило причиной возникновения такой реакции.

  • Ситуативная или реактивная

Представьте, что вашему ребенку нагрубили в транспорте, школе или в магазине. Как он отреагирует на такое поведение? Правильно, подросток постарается дать словесный отпор обидчику. И лишь в редких случаях он сможет промолчать, избежав конфликта. В данной ситуации нельзя говорить о том, что ребенок – агрессивен и излишне эмоционален. Да, он повел себя не совсем правильно и корректно. Но как бы вы отреагировали на подобную ситуацию? Каждая особа, независимо от воспитания и социального положения, обладает агрессивностью.

  • Целенаправленная агрессия или накопление эмоций

Если ребенок хамит постоянно, дерется в школе, обижает окружающих, не уважает старших, значит, он агрессивен. Такое поведение не считается нормальным. В данном случае школьнику необходима помощь специалиста. И если агрессия в подростковом возрасте будет направлена в правильное русло, вы сможете воспитать истинного лидера. Такому человеку будет легче адаптироваться в любой сложной ситуации. Он без проблем подчинит себе весь коллектив и станет неплохим начальником. Если же все пустить на самотек, в будущем ребенок может заняться криминалом. Ему будет интересно унижать других людей.

На кого злится ребенок

Немаловажную роль играет то, на кого направлена агрессия. Зачастую люди ошибочно полагают, что школьники могут навредить только другим особам. Проблема кроется в том, что подростки нередко винят себя во всех неприятностях и конфликтах, злясь на свою внешность, характер, манеру поведения. Различают два направления агрессии:

  • Гетероагрессия

Школьник относится агрессивно к окружающим его людям, животным и вещам. Он дерется, оскорбляет, унижает других и испытывает от этого особое удовольствие. Зачастую ребенок использует ненормативную лексику, не стесняясь при этом братьев, сестер и более старших особ.

  • Аутоагрессия

В таком случае агрессия подростков направлена не на какого-нибудь постороннего человека, а конкретно на самого себя. Нередко школьники заканчивают жизнь самоубийством или же у них появляются серьезные заболевания, вызванные психологическими расстройствами.

Кто входит в категорию риска

  • Мальчишки-разбойники

Матерям-одиночкам сложно воспитывать и контролировать сыновей. Излишняя любовь и опека женской половины семьи, нехватка мужского внимания и твердой отцовской руки – все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя царем. Ему никто не перечил раньше, так почему же сейчас поучают?

Также в зоне риска находятся подростки, отцы которых являются тиранами и агрессорами. При этом женщины в такой семье не имеют право голоса, они всегда и во всем подчиняются другим. Сын в такой обстановке попытается противостоять папе. И если более старший член семьи не подавит бунт и не сломает характер, то ребенок будет точной копией отца.

  • Девочки-бунтарки

С представительницами прекрасного пола дело обстоит совершенно иначе. Агрессия подростков проявляется в том случае, если авторитетом в семье является мать. Отец при этом слишком мягок. Девочка начинает копировать поведение грубой, напористой, властной женщины. Плюс, такие дочери вырастают очень плохими хозяйками, которые не умеют ни кушать готовить, ни следить за детьми, а в доме у них всегда вечный беспорядок. Они привыкли к тому, что это все выполняет мужчина.

Вторая категория – дети, предоставленные сами себе. А агрессия – попытка выжить в нашем, скажем честно, не очень-то справедливом и дружелюбном обществе. Общаясь с ребятами во дворе, она учится давать отпор людям. Постепенно такое отношение проявляется и в семье.

Мужская и женская агрессия: сходства и различия

Почему-то принято считать, что мальчишки агрессивнее и злее девчонок. Такое ошибочное мнение сложилось из-за того, что школьнице не так явно и открыто проявляют свои чувства. Они предпочитают распустить слухи, подсыпать перец в белье, а не ударить при всех. К сожалению, в последнее время разница становится все менее заметной.

Наверное, вы замечали, что парни проявляют свои эмоции сразу. Им сложно контролировать и сдерживать себя. Затаить обиду и действовать исподтишка – это не для них. Плюс, большую роль играет в данном случае общественное мнение. Так, к примеру, если вашего сына обидели, отец скажет, чтобы тот дал сдачи. Дочери же начнут объяснять, что от подобных особ следует держаться подальше. Мало ли что может случиться.

Еще одно отличие – способ проявления агрессии у подростка. Представительницы прекрасного пола предпочитают избегать физического насилия. Как было упомянуто выше, им легче оскорбить, унизить. Но ударить – это последнее, на что пойдет девочка. Ведь она может получить сдачу. Причем школьницы раньше понимают, что слово больнее ранит. Они учатся находить самое слабое место каждого конкретного человека, после чего бьют прямо в цель.

Мальчишки не обладают таким талантом. Они проявляют агрессию не точечно, как это делают девушки, а массово. Кто под руку попался, тот и виноват. В ход идут кулаки, а страдают и окружающие люди, и вещи. Парень, к примеру, может разбить телефон об стену, ударить рукой дверь и т.д.

Теперь давайте на примере разберем поведение подростков. Итак, представьте ситуацию, когда девочке нравится сосед по парте. Она может забрать у него ручку и мило корчить рожицы, хлопая глазами. Школьник постарается забрать этот предмет, ругаясь или даже предпринимая силу. Накажут, естественно, мальчика, так как посчитают, что именно он является инициатором данного конфликта.

Таким образом, девочки выступают заводилами, а мальчики – невинными жертвами обстоятельств. Представительницам прекрасного пола нравится сталкивать лбами людей, оставаясь при этом в стороне. Наблюдать гораздо приятнее, чем участвовать в подобных действиях.

Поэтому, прежде чем наказать сына или дочь за драку, выясните, что послужило причиной. Выслушайте обе стороны, а лишь после этого принимайте решение, стоит ли наказывать подростка за проявления агрессии. Если вы будете поступать именно так, сможете наладить контакт с вышедшим из-под контроля ребенком.

Чем опасна повышенная агрессивность или ее отсутствие

Как было указано выше, в этот период подросток начинает отдаляться от родителей, пытается делать все самостоятельно. И если, к примеру, отец будет слишком много запрещать ребенку, сын или дочь будут делать все назло. Действовать следует мягко и постепенно.

Вам необходимо понять, что это вовсе не пятилетний малыш, который нуждается в постоянной заботе и опеке. Ребенку нужно взрослеть. Конечно же, отпускать сразу же на вольные хлеба не стоит, поблажки следует делать постепенно. Не забывайте также о том, что школьнику нужно общаться со сверстниками. Только с ними он овладеет коммуникативными навыками, научится дружить, любить, командовать, разрешать возникшие проблемы. Ваша же роль – наблюдать со стороны. Поверьте, подросток обратится к вам за помощью, когда ему это действительно понадобится. Вы – его тыл и опора.

Если у вас сложатся доверительные отношения с ребенком, даже в период бунтарства он будет обращаться именно к вам. Но ни в коем случае не давите на него, не заставляйте рассказывать о том, что он предпочел бы утаить. Вспомните себя в этом возрасте. Хотелось ли вам, чтобы папа и мама знали о первом поцелуе, интимных отношениях, выкуренной сигарете, выпитой бутылке пива.

Не стоит срываться на школьнике, если он рассказал вам о таких вещах, от которых волосы дыбом стают. Если вы начнете критиковать, кричать, наказывать, то в следующий раз вам ничего больше не сообщат. А узнавать о событиях в жизни ребенка вы будете от соседей, учителей, знакомых. Неприятная перспектива, не правда ли?

Не пытайтесь полностью подавлять агрессию у подростков! Направляйте ее в нужно русло. Ведь только благодаря этому чувству люди становятся чемпионами, лидерами, победителями. Человек, который никогда не злится и не показывает никаких эмоций, не сможет проявить свое Я. Но будьте осторожны, чтобы ребенок не пошел по опасному пути. Нередко нереализованная сила выплескивается в самый неподходящий момент. Именно поэтому в нашем мире так много убийц, людей, с поломанными судьбами, а также суицидников.

Считаете, что у вас спокойный сын, который и мухи не обидит? Если подросток – пай-мальчик, который и дома помогает, и бабушку через дорого переводит, и отлично учится, и пример для подражания, он может в один прекрасный момент сорваться. Такая сдержанность чревата нервозами, психическими расстройствами.

Как бороться с агрессией

Для начала следует понять, что силой ничего не решить. Вы натолкнетесь на стену, которую выстроит ребенок. И разрушить ее будет практически невозможно. Выясните, что вызывает агрессию у подростков, затем постарайтесь наладить контакт со школьником. Попытайтесь поговорить с сыном или дочкой спокойно, не поднимая голоса. Это настроит ребенка на нужный лад, он начнет вас слушать, а не будет резко отвечать и грубить.

Если ваше чадо пытается высказаться, не прерывайте его. Пусть говорит. И лишь после того как поток речи (брани) остановится, можете приступать к беседе. Запомните, он тоже имеет право проявлять возмущение, раздражение, злобу, недоверие и тому подобные чувства, как и вы.

Как уже было сказано выше, следует найти способы для выплеска негативных эмоций. Чтобы сын не приходил домой взвинченный и злой, отправляйте его на спортивные тренировки. Бокс, атлетика, танцы, плаванье, футбол – все поможет избавиться от накопившихся чувств. Если ребенок гиперактивен, только так ему можно будет получить разрядку.

Что делать, если вы не можете справиться с ребенком, он не хочет идти на контакт или вы сомневаетесь в его адекватном восприятии мира? В данном случае без помощи специалиста не обойтись. Вам придется ходить всей семьей к психологу, чтобы разобраться в том, что вы делаете не так.

Ошибки в воспитании или чего не стоит делать родителям

К сожалению, в школе и институте нас не учат тому, как правильно создавать семью, воспитывать детей, налаживать контакты с людьми. Как результат – мы действуем в слепую, делаем много ошибок, которые практически невозможно исправить. Это касается и наших малышей.

Но все же есть ряд правил, о которых должны знать хорошие и любящие родители. Так, к примеру, чтобы не вызывать агрессию у подростков, следует избегать конфликтных ситуаций. Поверьте, в большинстве случаев, если бы ваши родители делали так же, вы бы реагировали не лучше.

  • Негативная оценка

Говоря ребенку, что он глупый, плохой, злой и т.д, вы унижаете его. При этом подросток воспринимает ваши слова, как побуждение к действию. И если вы будете постоянно критиковать его, школьник начнет делать вам все назло. Лишь единицы пытаются исправиться, доказать, что родители неправы.

  • Высмеивание недостатков

Говоря дочери, что у нее лишний вес, вы зарождаете в ней кучу комплексов. Ни в коем случае нельзя открыто и при всех рассказывать о недостатках детей. Вам будет приятно, если мама поведает по секрету вашему мужу о том, что до 16 лет вы страдали энурезом или играли в куклы.

  • Сравнение

Как об этом говорилось ранее, ни одному человеку не нравится, когда его сравнивают с более умным, успешным, красивым. Это вызывает некий протест в подсознании подростка. Запомните раз и навсегда: ваш ребенок – индивидуален, такого больше нет. И, возможно, в чем-то он хуже других. Но у него также есть и какие-то таланты.

Кстати, такое поведение родителей может вызвать агрессию у подростков по отношению к тому человеку, которого восхваляют. Поэтому не удивляйтесь, что ваш сын недолюбливает отличницу и гордость всей школы. Лучше говорите каждый вечер, что малыш – ваша радость, вы его любите таким, какой он есть, со всеми его недостатками и слабостями.

Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть.

Цели:

1. Повысить компетентность родителей по проблеме причин возникновения подростковой агрессии.

2. Научить родителей приемам снижающих эмоциональное напряжение, с целью трансляции этих знаний в семье.

Задачи:

1.Дать возможность определить свой уровень агрессивности.

2.Сделать сравнительный анализ своих результатов обследования и ребенка.

3. Побудить к анализу ошибок в поведении со своим ребенком.

Для работы психологов.

Время проведения 45 минут.

I.Краткая характеристика подросткового возраста

II. Понятие агрессии и агрессивности. Формы проявления агрессии.

II. Тестирование родителей.

III. Сравнительный анализ результатов тестов детей и родителей.

IV. Причины агрессивного поведения людей.

V. Подростковая агрессивность.

VI. Способы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка. (Практикум)

VII.Приложение (Методики проведения используемых тестов)

Этапы проведения родительской встречи

I. Краткая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. Это проявляется в повышенной возбудимости и агрессивности подростков.

II. Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Агрессия- акт нападения

Агрессивность- приобретенное личное качество, готовность к агрессии.

Агрессивность формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.

Формы проявления агрессии:

Физическая агрессия -склонность к самому примитивному виду агрессии. Людям свойственно решать вопросы с позиции силы. Риск нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. физическая и косвенная агрессия.

Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Очень сильно отравляет жизнь.

Подозрительность -готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия - унижение партнера словами: сквернословие, сплетни, клички, искажение фактов и т. д.

Чувство вины - Вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если Вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, умеете ими управлять.

Сегодня я предлагаю поговорить о причинах подростковой агрессивности, каким образом помочь ребенку позитивно смотреть на мир, успешно разрешать возникающие проблемы

III. Родителям раздаются по одному тетрадному листочку и простому карандашу. На одной стороне листочка в течение 5 минут рисуют рисунок «Кактус», на другой- «Несуществующее животное». (Тесты см. ниже)

Родителям раздаются тесты детей («Кактус», «Несуществующее животное») с письменной интерпретацией каждого рисунка.

Психолог рисует на доске и поясняет значения деталей рисунков. Родители сравнивают свои результаты с детскими.

VI. Причины агрессивного поведения людей:

Младенческий и ранний возраст (физический дискомфорт, несформированность функций самоконтроля и произвольности)

Подростковый возраст (высокая эмоциональность, возбудимость)

Возрастные кризисы

0т 0 до1года,3,7,13-14,17-18, 45, 55 лет

Жизненные кризисы

Комплекс неполноценности

Агрессивное поведение между членами семьи

Образцы социально отрицательного поведения сверстников

Адаптация к социальным условиям

Поощрение агрессивного поведения

Наследственность

Жестокое воспитание

V. Причины подростковой агресcивности:

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

1.Одна из основных причин подростковой агрессивности - повышенное внимание к себе. Некоторые подростки не проявляют интереса к окружающим, даже не пытаются понять, что у каждого человека есть своё мнение и желания, которые могут отличаться от их собственных. Тогда окружающий мир становится враждебным и непонятным.

2.Окружающие интересуют подростка, только если он может получить от них какую-то выгоду. Они не умеют сопереживать или сочувствовать. В итоге их поведение бывает очень агрессивным, и в ответ они также становятся объектом агрессии.

3.Семейные проблемы часто приводят к всплеску агрессивности. Например, развод родителей или рождение младшего брата или сестры может сделать подростка раздражительным. Ещё хуже, если один из членов семьи постоянно становится объектом агрессии. Так бывает в семьях, где отец пьёт и третирует близких. Как правило, сын копирует отношение отца к домашним и переносит его на сверстников.

5. На сознание подростка в большой степени и пагубно влияет информация, которую он получает из телевизионных передач, кинофильмов, слышит по радио.

6. Агрессия родителей

А. Открытая (Негативное восприятие происходящих событий)

Б. Скрытая:непринятие пола ребенка, особенностей, склад характера, темперамента. Похожесть ребенка на супруга, оставившего семью.

7.Агрессия у ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада.

8.Не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров.

9.Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

10.Усталость.

11. Жара - стресс для нашего организма. А потому мы становимся особенно раздражительны и возбудимы.

12. Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. Кому не случалось "вписаться" в неприятную склоку в переполненном автобусе или метро? На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых.

13. Связь уровня шума в доме с агрессивностью очевидна.

VI. Способы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка.

Существуют четыре основных способа выражения гнева:

1.Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. (Подушка, боксерская груша, портрет обидчика)

3. Сдерживать свой гнев, "загоняя" его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения

1.Занятия спортом.

2.Медленный счет до десяти.

3.Коллекционировать анекдоты.

4.Смотреть юмористические фильмы телепередачи.

5.Подурачиться у зеркала.

6.Овладеть методами саморегуляции. (Выполнение практического задания)

7.Научиться позитивно воспринимать мир. (Выполнение практического задания)

(во всех происходящих событиях искать положительное, в любом человеке уметь видеть хорошее)

8.Переключение внимания на нейтральные темы- умение представить ситуацию покоя, например лес, пляж, или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д. (Выполнение практического задания)

9. Самоубеждение - умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им перейти предел управляемости.

(Выполнение практического задания)

10.Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица

(1- надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2- поочередно надувать то одну, то другую, то обе вместе).

11.Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять свое внимание на отдельные части своего тела(руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются. (Выполнение практического задания)

12.Дыхательные упражнения- упорядоченные физические дыхания, при выполнении которых выдох следует делать примерно вдвое длиннее вдоха(если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд). (Выполнение практического задания)

13.Физические упражнения- движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания.

(Выполнение практического задания)

VII. Приложение

Проективная методика "Кактус".

Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Несуществующее животное

Это одна из самых информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная с 5-6 лет.

Материал для проведения методики: лист бумаги (А4), карандаш. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было и которого до Вас никто не придумал-ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерах."

Если испытуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, то его надо ободрить, надо сказать, что требуется животное, которого на самом деле нет, то все равно, каким оно получится.

После выполнения задания испытуемого просят придумать имя несуществующему животному. Выяснив название животного, испытуемого просят рассказать, где это животное живет, чем питается, есть ли у него враги, а есть ли друзья и т.д.

Интерпретация методики.

Положение рисунка на листе. Норма - рисунок расположен по центру листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры - ГОЛОВА. Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность.

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего-экоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза.

Деталь "уши" - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами - вербальная агрессивность, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

ГЛАЗА. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.

Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент).

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали -энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.).

Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей-только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у подростка агрессии, можно выделить следующие:

рот с зубами;

присутствие на голове дополнительных деталей (рога -- защита, в

сочетании с другими признаками агрессии);

когти, иглы, щетина;

контур фигуры выполнен в острых углах.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

А.А.Карелин "Психологические тесты" Том 1.


Как известно, самым сложным для родителей периодом взросления ребенка является подростковый этап. В это время ребенок постепенно становится взрослым, его организм меняется, что сопровождается активным развитием гормональной системы. Такие изменения становятся причиной разных проблем – непослушания, бунта, разных конфликтов и, наконец, агрессии. Последняя поведенческая особенность приносит особенно много неприятностей и родителям, и педагогам, и самому подростку. Но какие же причины появления агрессивности в этом непростом возрасте? И каким образом должна осуществляться ее правильная коррекция?

Почему возникает агрессия у подростков? Причины

Большинство специалистов утверждают, что в появлении агрессии у подростков виноваты исключительно родители, а факторы окружения играют вторичную роль. Ведь именно поведение мамы и папы определяют то, как ребенок воспринимают окружающий мир. Подростки далеко не всегда понимают, что взрослые частенько ошибаются, обманывают и срываются. В этом непростом возрасте дети реагируют на все крайне остро, поэтому любое некорректное замечание может спровоцировать у них истерику.

Так агрессия у подростков может стать следствием чрезмерной гиперопеки. Ведь если родители совершенно не дают школьнику самостоятельности, в подростковом возрасте это может спровоцировать бунт. В этом случае, взрослых он не воспринимает как авторитет, желая самостоятельно принимать решение о лучшем для него, о том, как и с кем проводить время и пр. Кроме того такая агрессия может развиться в том случае, если родители не способны договориться между собой о правилах воспитания ребенка в семье.

Иногда подобное нарушение поведения может стать попыткой привлечь внимание взрослых/родителей к своей личности. Так, если мама и папа постоянно заняты своими делами, школьник попросту чувствует себя ненужным и брошенным. В этом случае грубость позволяет ему почувствовать себя любимым.

Еще одним фактором, провоцирующим агрессию у подростков, принято считать насилие в семье. В этом случае неправильное поведение может являться способом защиты от опасного для него человека либо результатом копирования поведения близкого человека, являющегося агрессором.

Иногда проблема агрессии появляется по отношению ко второму ребенку в семье. Этому способствуют сравнения, выборочные похвалы и пр.

Также такое нарушение поведение может появиться из-за постоянной нехватки денег в семье. Ведь в подростковом возрасте ребенок особенно зависит от мнения окружающих, а отсутствие у него нового мобильного, красивых вещей и мощного компьютера, приводит к сильным внутренним конфликтам. Обратная сторона такой причины агрессии – богатство, которое сопровождается вседозволенностью, и также может провоцировать нарушения поведения.

Крайне часто агрессия у подростков возникает в семьях, где каждый член следует определенным традициям. Таким детям не нравится носить выбранную родителями стандартную одежду, жить по правилам, заниматься той же деятельностью и др.

Также вторичная причина агрессии – гормональные всплески, которые также не стоит оставлять без внимания.

Коррекция агрессии у подростков

Родителям необходимо осознать, что силой им не удастся справиться с проблемой. Физическое и моральное насилие наталкивается на стену, выстроенную подростком, и может только усугубить агрессию. Нужно постараться выяснить, какие именно вещи провоцируют агрессию у вашего ребенка, после чего попытаться наладить контакт со взрослеющим школьником. Старайтесь всегда разговаривать с сыном либо дочкой абсолютно спокойно, не срываясь на повышение голоса. Конечно, это может быть сложно, но подобная стратегия настроит вашего ребенка на необходимый лад, в результате чего он начнет обращать внимание на то, что вы говорите, и откажется от грубостей и резкостей либо сократит их количество.

Если подросток начинает высказываться, не нужно его прерывать. Лишь после того, как его поток речи либо даже брани придет к концу, можно начинать беседовать. Помните, что ваш ребенок имеет право выражать свое возмущение и раздражение, быть злым и недоверчивым. Такие эмоции нормальны для каждого из нас, но в подростковом возрасте они особенно гипертрофированы.

Снятие агрессии у подростков происходит эффективнее, когда родители ищут способы, которые помогут ребенку выплескивать негатив. Такую роль могут выполнять разного рода спортивные тренировки, подобранные в соответствии, с интересами школьника. И бокс, и танцы, и плавание, помогут подростку избавиться от разных противоречивых и агрессивных чувств. Такие нагрузки будут особенно полезны, если ребенок отличается гиперактивностью.

Также на пользу пойдут попытки дать подростку то, чего ему не хватает. Так школьникам с лидерскими качествами нужно дать возможность проявить их, если не в школе, так в спорте, либо в художественной самодеятельности и др.

Если же родителям не удается справиться с подростком, и он не желает идти на контакт, желательно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Вашей семье рекомендуется посетить психолога, который поможет всем вам справиться с беспокоящими вас моментами.

Вне зависимости от особенностей ребенка, наличия и отсутствия у него агрессивности, крайне важную роль в формировании личности играет подход родителей к воспитанию. Так маме и папе стоит сохранять терпение, проявлять любовь и нежность, а также общаться с подростком наравне.

Содержание статьи:

Подростковая агрессия - это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности. Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние соцсетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем. В любом случае агрессивное поведение подростка - это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения.

Причины возникновения подростковой агрессии

Подростковый возраст - это условная разделительная полоса между детством и взрослой жизнью. Пересекая ее, подросток претерпевает изменения на физическом, физиологическом и психологическом уровне. То есть меняются не только его внешность, но и внутренние установки, «фильтры» восприятия окружающего мира. Такие изменения - большой стресс для ребенка. Поэтому при неблагоприятных для него обстоятельствах он просто «ломается» и становится агрессивным. В зависимости от того, какие их этих обстоятельств преобладают, причины подростковой агрессии условно делят на несколько групп.

Семейные причины агрессивного поведения подростков

Большинство психологов ставит у истоков неадекватного поведения детей пубертатного возраста именно влияние родителей: их методику воспитания, поведение, отношение к ребенку и друг к другу. А с учетом чрезвычайно обостренного подросткового восприятия окружающего любые «промахи» родных могут стать спусковым крючком для агрессии.

К основным семейным причинам подростковой агрессии относятся:

  • Крайности в воспитании . В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания. Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора - что одевать, с кем общаться и т.д. Во втором - выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.
  • Социальный статус и уровень жизни . Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.
  • Насилие в семье . Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый - он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй - он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.
  • Ревность . Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
  • Семейные традиции . Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.

Биологические причины подростковой агрессии


Существенно «подпортить» кровь ребенка в пубертате могут изменения внутри него самого. В нем бушуют гормоны, его система восприятия мира «трещит по швам». И если родители вовремя не заметят эти изменения, ребенок может «пойти по наклонной».

Главные биологические причины агрессии в пубертате:

  1. Юношеский максимализм . В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки - либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
  2. Половое взросление . Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение. Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло - в танцы или спорт.

Личностные причины агрессии у подростков


Превратить ребенка в жесткого подростка могут не только гормоны, но и его внутреннее состояние. Оно может сформироваться в процессе взросления, достаться с генами или появиться в результате воспитания. В любом случае оно будет непосредственно с личностью подростка.

Самые важные личностные причины формирования подростковой агрессии:

  • Неуверенность в себе . Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
  • Чувство вины . Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением.
  • Обидчивость . Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.
  • Пессимистическое настроение . Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.
Ощущение того, что он (или она) не отвечает ожиданиям окружающего мира (родителей, близких, друзей, учителей и других, значимых для ребенка людей), также может сделать подростка агрессивным. В этом случае внутренняя агрессия на себя самого проецируется на окружающих.

Ситуативные причины подростковой агрессии


Нередко агрессия в подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией, которая оказала значимое влияние на психику ребенка. Это может быть событие, связанное с физиологией подростка: серьезное заболевание или его последствия, травма, физический дефект, которые ограничивают полноценную жизнь. Ощущение своей неполноценности в таком случае может выливаться в агрессивное поведение.

Уже доказано разрушающее действие на психику подростков определенного контента, который «впитывается» детьми из интернета, телевизора и компьютерных игр в неограниченном количестве. Наиболее опасными являются фильмы, игры, ролики, посты с агрессивным содержанием. Окунаясь в такую атмосферу, подросток примеряет на себя роль отрицательного, но крутого героя, и несет ее в реальную жизнь. Он выбирает силовые методы решения проблем.

Также поводом показать себя «во всей красе» в отрицательном значении может стать желание понравиться представителю противоположного пола или произвести на нее (него) впечатление. Если у ребенка не сформировано нормальное понятие взаимоотношений между полами, нет правильного примера таких отношений, он сам вырабатывает линию поведения, которая, на его взгляд, продемонстрирует его самые сильные стороны.

Разновидности подростковой агрессии


В зависимости от того, как проявляется бунт подростка, его вызывающее поведение можно разделить на несколько видов.

Основные виды подростковой агрессии по направленности проявления:

  1. Открытая агрессия или гетероагрессия . Такая агрессивность направлена на все, что окружает подростка - людей, животных, вещи. Она может проявляться в виде драк, хулиганства, вандализма, оскорблений, унижений, использования ненормативной лексики и вызывающего поведения. Как способ противостояния миру тинейджеры могут использовать курение, алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи, бродяжничество.
  2. Скрытая агрессия или аутоагрессия . Если недовольство и непринятие направлено подростком внутрь себя, внешне заметить его достаточно сложно. Такие дети не проявляют свое недовольство реальностью явно, но накопление негативной энергии все равно находит выход в виде нервных срывов, депрессий, неврозов, соматических заболеваний и даже самоубийства.
Формы подростковой агрессии по способу проявления:
  • Реактивная агрессия . Это враждебность, которая проявляется в ответ на ту же враждебность. То есть проявляется она не постоянно, а «по случаю». Спусковым крючком здесь может стать грубое отношение к подростку - в транспорте, школе, магазине, на улице. И подросток просто не может сдержаться, чтобы не ответить на грубость подобным поведением.
  • Целенаправленная агрессия . Это осознанное, постоянное поведение подростка, проявляющееся в неуважении к другим, хамстве, драках, вызывающем поведении. И оно не зависит от того, нагрубили ему или отнеслись доброжелательно. Чаще всего такой способ самовыражения выбирают дети с природными задатками лидера, которые без посторонней помощи просто не могут справиться со своим темпераментом.

Проявления подростковой агрессии


Бунт в душе подростка зависит от многих причин: характера ребенка, отношения к нему родителей, друзей, сверстников, условий проживания и т.д. Поэтому и проявления подросткового бунтарства могут быть самыми разными - от периодических резких ответов на вопрос или замечание до абсолютно аморального поведения или жестокости.

Основные формы проявления агрессивного поведения у подростков:

  1. Физическая форма агрессии . Ставит перед собой цель причинить вред, боль, ущерб. Здесь в качестве потерпевшего могут выступать как неодушевленные предметы, так и живые существа. Она проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах - от битья посуды дома до разрушений объектов благоустройства (памятников, скамеек, остановок и т.п.). В худшем случае агрессия направляется на людей, животных. Это наиболее опасная форма подростковой агрессии, поскольку у подростков еще не полностью сформировано понятие ответственности, в том числе за чужую жизнь.
  2. Вербальная форма агрессивного поведения . Более «легкое» проявление подросткового протеста, но не менее безвредное. Поскольку даже словесные оскорбления и унижения со стороны других детей могут нести за собой страшные последствия для детской психики. Словесная агрессия может проявляться в виде споров, отрицания, сквернословия, критики других людей, угроз, насмешек, злобных шуток, проявления ненависти и обиды.
  3. Экспрессивная форма агрессии . Проявляется в ярко окрашенных «тонах», то есть в виде физических движений (жестов, ударов), выраженной мимике (гримасах, недовольном выражении лица) и/или словесных высказываниях на повышенных тонах или в виде не нормативной лексики.
  4. Прямая агрессия . В этом случае весь негатив подростка направлен на определенный объект, который и вызывает в нем эти самые негативные чувства. Она может выражаться физически и словесно.
  5. Косвенная форма агрессивного поведения . Это форма, когда за какие-то неприятности, неудачи или просто плохое настроение подростка «расплачивается» его окружение - вещи, предметы, люди, животные.
  6. Скрытая агрессия . Протест, который проявляется в виде игнорирования просьб и замечаний. Ребенок в таком случае абсолютно спокоен, но при этом не слышит то, что ему говорят. А если и слышит, то не спешит выполнять.

Способы борьбы с подростковой агрессией


Метод преодоления подростковой агрессивности будет зависеть в первую очередь от конкретного случая - особенностей самого ребенка, степени и вида агрессии и причины, которая ее вызвала. Поэтому подход к решению такой проблемы должен быть сугубо индивидуальным. Однако есть несколько универсальных правил поведения родителей, которые помогут не только исправить ситуацию, но и могут использоваться в качестве профилактических мер по предупреждению агрессивного поведения у подростка.

Самые эффективные советы родителям, как справиться с подростковой агрессией самостоятельно:

  • Пересмотрите свои критерии воспитания и манеру поведения: зачастую именно ошибки в воспитательном процессе или поведенческие привычки родителей становятся главной причиной бунтарского поведения у тинейджеров. Помните, как бы ни отзывался о вас ваш ребенок, вы - его главный ориентир для подражания. Хотите сделать его лучше - начните с себя. Будьте положительным примером.
  • Будьте сдержанными и терпимыми. Сохранение самообладания даже в самой критической ситуации в семье, где есть проблемный подросток, может «убить двух зайцев». Во-первых, спокойный и рассудительный разбор ситуации не дает дополнительного повода для агрессии со стороны тинейджера. Во-вторых, такой способ решения проблемы показывает подростку, что силовые методы далеко не единственный вариант эффективно решать конфликты.
  • Давайте ребенку свободу принимать решения и нести за них ответственность. Конечно, этот совет тоже имеет свои нюансы - такая свобода не должна стать абсолютной. Вы как взрослые, опытные люди все же должны фильтровать безопасные решения, которые можно «пропустить», и небезопасные, которые могут навредить ребенку.
  • Станьте для своего трудного подростка лучшим другом. Вполне естественно, что далеко не все дети имеют идеальный набор качеств - ум, красоту, здоровье, силу, сообразительность, талант. Поэтому поддерживайте в вашем подрастающем человеке именно то, что у него есть. Хвалите его, поддерживайте начинания, радуйтесь достижениям, анализируйте ошибки и неудачи. И не ограничивайтесь только разговорами - проводите с ним больше времени вне дома. Организовывайте совместный отдых и досуг, поддерживайте его увлечения, приобщайте к общественно полезным делам, воспитывайте уважение к старшим.
  • Оберните его бурлящую энергию в нужное русло. Постарайтесь найти занятие для своего бунтаря, которое поможет перенаправить его буйство в положительный вектор - хобби, увлечение, спорт, танцы, музыка и т.д. В идеале это нужно сделать совместно с самим подростком. Найдите альтернативу, которая вырвет его из просторов интернета или влияния плохой компании. И не исключено, что первая попытка преобразования подростковой энергии будет успешной. Но это не повод останавливаться.
  • Будьте искренними. Подростки чрезвычайно чувствительны, поэтому тонко чувствуют неискренность. Не забывайте, что невнимательность к своему ребенку в подростковом возрасте впоследствии может значительно усложнить не только его жизнь, но и жизнь людей, которые находятся рядом. В том числе и самих родителей. Дети в пубертатном возрасте считают себя взрослыми, поэтому относитесь и разговаривайте с ними именно так, как с взрослыми, равными себе людьми.
Важно! Если уровень агрессии достиг критического уровня или все попытки вернуть ребенку статус «хорошего» оказались провальными, обращайтесь за помощью к специалисту. Не теряйте время - подростковая агрессия не возникает и не проходит сама.

Как избавиться от подростковой агрессии - смотрите на видео:


Агрессивное поведение у подростков - это маркер неблагополучия в какой-то из сфер жизни ребенка. И бороться с ней достаточно тяжело. Поэтому прислушиваться и участвовать в жизни своего ребенка нужно еще до наступления пубертата. Для ребенка, который чувствует себя полноценным членом семьи и общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессия в поведении будет просто неприемлема.

Агрессия подростков в современном обществе стала нормой. Ежедневно тысячи людей сталкиваются с агрессивностью детей, при этом мало кто понимает, что могло повлиять на такое их, неприемлемое для общества, поведение.

Прежде чем понять проблему агрессии подростков и подобрать правильное ее решение, следует разобраться в причине ее возникновения, в факторах, которые могли способствовать ее появлению. Каждый человек с рождения не может быть альтруистом или эгоистом, трусливым или смелым, раскрепощенным или скромным. Эти черты появляются в зависимости от среды, в которой живет и развивается личность. К тому же эти качества могут быть не только положительными, но и социально вредными. Каждый возрастной этап формирует в человеке определенные качества, поскольку с возрастом у каждой личности возникают свои требования к окружающим и к жизни в целом, свои права и обязанности. Каждый этот возрастной этап может сформировать как покладистую и добрую, так и злую, агрессивную личность.

Подростковая агрессия чаще всего отмечается у детей в возрасте от 11 до 15 лет. Почему это происходит? Что меняется в ребенке этого возраста? Во-первых, этот период характеризуется биологическими изменениями человеческого организма (происходит половое созревание) . Во-вторых, меняется психологическая сторона личности: эмоциональная сфера становится более восприимчивой, в самосознании появляются различные новообразования. Под воздействием этих изменений подростки начинают примерять на себя роль взрослого, внутренне ощущая, что это действительно так. У детей этого возраста появляется уверенность в своей независимости и самостоятельности, поэтому они ставят себя наравне с взрослыми и требуют относиться к ним соответствующе. Подросток начинает чувствовать себя полноправным членом семьи, общества, класса. Вследствие таких перемен у подростков возникает внутренний конфликт между самосознанием, которое возросло, и самооценкой. Кроме этого у подростков возникает желание изменить или преобразовать окружающий мир, но реализовать это желание дети просто не в состоянии.

Дети в этот период пытаются самореализоваться, но все их попытки тщетны из-за недостатка жизненного опыта и знаний. Часто подростки ставят перед собой слишком сложные цели, которых порой не могут достичь даже взрослые. Но детское мировоззрение подростком воспринимается серьезно. Поэтому он не может справиться с возникшими проблемами, которые зачастую могут решить только взрослые. К тому же ответственность, которую берут на себя дети, часто требует огромных затрат физических и моральных сил, которых у подростков, в силу своего юного возраста, недостаточно. Подросток устает от постоянной опеки родителей, разочаровывается в своих силах, перестает верить в справедливость и порядочность людей. Отсюда и возникает конфликтность, протест, агрессия, как некая защитная реакция ребенка.

Итак, можно отметить такие основные причины подростковой агрессии: проблемы в становлении подростковой самооценки, неудовлетворенность потребностями (отражается в интимно-личностном и стихийно-групповом общении) , способ общения, в ходе которого подросток пытается обратить на себя внимание или выделиться среди остальных детей, половое созревание, вследствие которого у подростков происходит гормональный и психологический всплеск. Это внутренние причины агрессии. К внешним причинам относятся отношения в семье, телевидение, общество, сверстники и другие.

Каким образом проявляется подростковая агрессия? Различают два основных вида агрессивности: открытая и скрытая. В первом случае подросток может умышленно наносить вред не только окружающей среде, но и людям. Таким образом ребенок пытается показать свою власть, авторитет, пытается самореализоваться. Если же у него не получается достичь желаемого успеха, то часто «трудный» подросток спивается, начинает принимать наркотики, убивает, ворует или кончает жизнь самоубийством. Во втором случае агрессивность подростка может не проявляться. Дети со скрытой агрессивностью удерживают в себе все неудачи, разочарования. Такие дети очень покладисты и послушны. Но! Накопленная негативная энергия рано или поздно все же вырвется наружу в виде психологического срыва, депрессии или невроза.

Агрессивность подростков может проявляться и в унижении слабых, издевательствах над животными, конфликтах с родными и близкими. Многие дети, которые не могут самостоятельно решить возникшую проблему, уходят из дома. Но самое страшное последствие агрессивности — попытка самоубийства. Подростки мужского пола находят единомышленников своего возраста и создают определенные группы. В таком коллективе устанавливаются свои правила, неисполнение которых, порой, жестоко наказывается. Члены такого коллектива могут увлечься алкоголем и наркотиками, в их речи вырабатывается определенный жаргон, понятен только компании и совершенно неприемлем для окружающих. Те подростки, семья которых получила статус неблагополучной, считают такую компанию своим домом и предпочитают все свое время проводить с единомышленниками.

Чтобы избежать неприятных последствий подростковой агрессивности своего ребенка, родители должны уметь самостоятельно корректировать приступы агрессии у подростков. Всем известно, что личность детей формируется именно в семье. Стили, методы и способы воспитания — все это влияет на степень детской агрессивности. Так, если ребенку потакать во всем и быть слишком снисходительным, то велика вероятность того, что подросток станет еще агрессивнее, нежели был ранее. Но очень строгие, даже жестокие, наказания также могут развить подростковую агрессивность. Родители не должны унижать своих детей, подавлять их личность своим авторитетом, наносить физические и психологические увечья, поскольку такое отношение неизбежно травмирует ребенка. Дети теряют доверие к своим родителям, вследствие чего они могут покинуть семью и пополнить ряды бродяг.

Что же должны делать родители, чтобы подростковая агрессия не развивалась? Во-первых, нужно любить, уважать и уделять своему ребенку больше внимания. Родители часто делают ошибку, считая, что ребенок 11-15 лет — взрослая личность. Да, внешне это так, но внутренний мир подростка сформирован недостаточно. Как уже говорилось, в этот период ребенок переживает не лучшие моменты в своей жизни: в его организме и сознании происходит борьба возможностей и желаний. Поэтому родительская поддержка, во всем без исключения, а также доверие и уважительное отношение — главное, что может подавить или уменьшить проявление агрессивности подростка.

Во-вторых, родители должны внимательно следить за своим поведением. Так, если взрослые сами проявляют агрессию, любят выпить, подраться или поскандалить, то ребенок будет стремиться делать то же самое. Наоборот, ребенок должен видеть в своих родных пример для подражания. Взрослые должны доходчиво объяснить, что любая жизненная ситуация, какой бы трудной она ни была, имеет решение. Просто на это нужно некоторое время. А насилие, вредные привычки или проявление агрессивности — удел слабых.

В-третьих, родители не должны выбирать насильственные методы воспитания, ведь это может отразиться на психике ребенка, вследствие чего развивается агрессия. Родители должны отдать предпочтение методам убеждения, тогда подростковый период пройдет без негативных последствий.

Иногда подростки ведут себя так, как в любимых боевиках или книгах. Поэтому родители должны научить детей выбирать правильные приоритеты, объясняя, что кино и литература не что иное, как человеческий вымысел и воспринимать его всерьез не просто неприемлемо, но и бессмысленно.

Особая ответственность за устранение агрессивности подростков ложиться на плечи педагогов. Во-первых, учителя должны вовремя выявлять агрессивных учеников. Во-вторых, классные руководители должны вовремя сообщить о наличии «трудных» детей школьным психологам или социальным педагогам. Их работа по корректировке поведения подростков заключается в профилактических и разъяснительных беседах, специальных тестах и других методах.

Уменьшить проявление агрессивности подростков — реальность. Но эта работа весьма трудная и длительная. Причем делать ее придется в большей мере родителям, поскольку именно они несут полную ответственность за свое чадо.



Публикации по теме