Депрессия — это тоже испытание для верующего. Три состояния личности – родитель, взрослый, ребенок

…Просто накапливается усталость, опускаются руки, ничего не хочется делать, по утрам трудно встать на молитву, трудно порадоваться новому дню. Да и чему радоваться, когда за окном уже целый месяц серая хмарь? И зачем молиться, если никаких чудесных перемен по твоим молитвам не происходит? Для чего каяться в одних и тех же грехах, если ты так и пойдешь с ними в могилу? А тут еще пугающие новости: войны, теракты, упавшие самолеты, стихийные бедствия… Нескончаемый поток негативной информации притупляет ощущение душевной боли, загоняет ее вглубь, и человек годами живет в состоянии стресса, на который накладываются потери, разлуки, предательства близких людей, непрощенные обиды и болезненные воспоминания.

Из этого состояния очень трудно, невозможно выбраться самому.

Конечно, верующий человек должен задуматься о духовных причинах своего состояния. Ему нетрудно догадаться, что первое и главное лекарство, которое может помочь в этой ситуации, — это церковные таинства. Конечно, нам нужна и беседа с духовником, его вразумляющие и поддерживающие слова; нам могут помочь и духовные книги. Однако человек — не бесплотный дух; от стресса страдает его плоть, прежде всего, конечно, самая уязвимая часть телесной оболочки человека — нервная система: именно она изнемогает под грузом негативных переживаний. Для телесной немощи есть много научных названий: депрессия, синдром выгорания, хроническая усталость, невроз, переживание детской травмы… Но, так или иначе, здесь — замкнутый круг: духовное повреждение человека сказывается на его нервной системе, а ненормальное состояние последней подавляет в человеке духовную жизнь.

Проблема в том, что симптомы болезненных пограничных состояний человеческой психики очень похожи на проявление чисто духовного недуга, греха — уныния. И чувство богооставленности, терзающее душу христианина, может быть как следствием болезни, так и следствием нераскаянного греха.

Какие вопросы надо решать со священником, а какие — с психотерапевтом или психологом? Как различить недуг духовный и недуг телесно-душевный? Как понять, что в тебе сейчас действует — проявление греха или симптом болезни? Об этом размышляют наши авторы и собеседники.

Каждого из нас в тот или иной период жизни посещает чувство печали, тоски, тревоги. Причины для такого чувства всегда есть! Но иногда оно становится хроническим и уже само подыскивает для себя причины или, точнее, поводы. А иногда человек понимает, что не выдерживает… Все это может серьезно пошатнуть наше душевное здоровье и привести к возникновению такого расстройства, как депрессия. Что делать в такой ситуации? Как помочь себе и близким выйти из нее? Каким должно быть христианское отношение к этому заболеванию? Об этом мы беседуем с Василием Глебовичем Каледой — врачом-психиатром, доктором медицинских наук, профессором кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

— Василий Глебович, наша действительность полна стрессов и негативной информации. А насколько наша психика приспособлена к подобным переживаниям, каковы наши возможности и от чего они зависят?

— К сожалению, та ситуация, в которой мы с вами находимся, дает нам слишком много поводов, чтобы ощутить психологический дискомфорт. Свою роль здесь играют не только сложные обстоятельства нашей частной жизни, но и — вы правы — интенсивный поток негативной, да попросту пугающей информации. Противостоять этому натиску может только человек с очень крепким внутренним стержнем, каковым, безусловно, является вера.

Но наша психика не всегда может успешно противостоять натиску негатива, психологические барьеры легко ломаются, и человек впадает в состояние депрессии, в котором ему требуется не только поддержка друзей, членов семьи, духовная помощь священника, но и помощь врачей-специалистов: психотерапевта, а может быть, и психиатра.

— Насколько распространено сегодня это расстройство — депрессия?

— Распространенность депрессии сегодня очень велика. По последним статистическим данным, в России от этого заболевания страдают около 9 миллионов человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет наиболее распространенным заболеванием из приводящих к временной утрате трудоспособности.

— С чем же связана такая распространенность депрессии в последние годы?

— Причин этому много. Это постоянное ускорение ритма жизни, увеличение интенсивности трудовых процессов, миграция, постарение населения. Однако, по мнению экспертов ВОЗ, одна из значимых причин распространения депрессии — глобальная утрата традиционных религиозных и семейных ценностей. Человек, имеющий четкие жизненные ориентиры, связанные с религиозными ценностями, оказывается на порядок более устойчивым, чем тот, кто живет только земными сиюминутными интересами. Человек религиозный имеет возможность отнестись к своим невзгодам как к испытаниям, которые посылает ему Спаситель.



В молитве Оптинских старцев есть замечательные слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день… Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя… Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою…»

Неслучайно ведь на Руси, когда в жизни человека происходило какое-то несчастье, говорили: «Господь посетил». Человек воспринимал несчастье именно как встречу с Господом, как повод задуматься о том, что в его жизни главное, а что — второстепенное.

А когда возможность такого восприятия невзгод утрачивается, наша психика становится уязвимой. Если в жизни человека нерелигиозного что-то идет не так, то он может прийти к выводу, что его жизнь полностью лишена смысла. Поэтому у таких людей нередко возникают суицидальные мысли и даже попытки самоубийства, часть из которых, увы, заканчивается летальным исходом.

Мне вспоминается один юноша, у которого была циклотимия, то есть возникали периоды подъема или спада настроения. Он четко сформулировал мысль о том, что жизнь имеет смысл только в том случае, если есть нечто, что стоит за ее пределами, то есть если есть Бог. «Если Бога нет, — сказал он, — то в жизни имеет ценность только получение удовольствий». Но сам он считал себя атеистом. Поэтому для него, по его же собственному признанию, жизнь имела смысл, только если у него было хорошее настроение. Если же наступал период депрессии, он был готов покончить жизнь самоубийством. Спустя несколько месяцев после нашего разговора я узнал о том, что от него ушла девушка, и он покончил с собой, выпрыгнув с восьмого этажа.

— Его страшный поступок был следствием болезни?

— Да, это была юношеская депрессия, которая характеризуется высокой суицидальной опасностью. В юношеском возрасте депрессии возникают довольно часто. Это связано с тем, что процесс созревания центральной нервной системы еще не завершен, и нередко возникает дисбаланс между некоторыми ее отделами. Позже других созревают те отделы головного мозга, которые отвечают за функции торможения, поэтому молодые люди легко возбудимы, ранимы, часто предаются отчаянию, и у них сильно колеблется настроение. Неслучайно этот возраст называется «возрастом настроения». Даже небольшая психотравмирующая ситуация может привести подростков к импульсивному решению о том, что жизнь не имеет смысла и с ней нужно кончать. И в этой ситуации очень важно, чтобы молодой человек мог опереться на сформированные жизненные ценности, чтобы он чувствовал поддержку семьи.

— Можем ли мы сказать, что верующему человеку легче пережить состояние депрессии?

— Все научные исследования, подчеркну, именно научные, где есть четкая методология, говорят о том, что люди верующие на порядок стрессоустойчивее. Известный философ и психиатр Виктор Франкл, прошедший в свое время через Освенцим, говорил, что религия дает человеку духовный якорь спасения: уверенность, которую нельзя найти более нигде. В ряде современных исследований показано, что уровень религиозности человека обратно пропорционален уровню выраженности реактивной депрессии, то есть депрессии, которая возникает в ответ на столкновение с объективными жизненными ситуациями. Понятно, что, если в жизни человека происходят серьезные несчастья, например смерть близких, он не может не переживать по этому поводу. И даже человек глубоко религиозный будет в этой ситуации испытывать боль, тоску. И это в общем-то нормальная реакция. Назвать ее греховной нельзя, но вот оставаться в ней надолго — грех. Ненормально, если человек воспринимает эту ситуацию с холодностью и равнодушием. Но человек верующий даже самую тяжелую утрату может воспринять в религиозном контексте: да, Господь призвал к себе близкого, дорогого мне человека, да, это тяжело, но мы должны как-то это пережить.

Святейший Патриарх Кирилл, выражая соболезнование одной православной семье в связи с кончиной значимого для них человека, написал очень глубокие слова: «Молитвенно желаю… с христианским достоинством перенести боль постигшей утраты».

Высокий уровень религиозности связан с большой силой духа и даже, как ни парадоксально, с верой в собственные силы. Вера в свои силы обусловлена тем, что человек ощущает помощь и поддержку от Бога даже в состоянии депрессии. Депрессия — тоже испытание, которое посылает нам Господь. И иногда это испытание бывает очень тяжким.

Однако нужно иметь в виду, что верующие, страдающие затяжной или хронической депрессией, иногда преломляют восприятие Православия через свое состояние и активно транслируют такое восприятие вовне. В их понимании Православие является очень депрессивной религией — религией скорби, слез и страха. Им кажется, что радость и христианство несовместимы. Но это, конечно же, не так. Как мы помним, апостол Павел призывал нас всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить (см.: 1 Фес. 5, 16-18).

— Среди верующих бытует мнение, что депрессия — это новое название старого греха — уныния. Так ли это?

— Конечно, грех уныния, грех печали и депрессия в медицинском смысле слова — это далеко не одно и то же. Депрессия как болезненное состояние имеет достаточно четкие критерии. Согласно международным критериям, о депрессии можно говорить, если человек находится в подавленном состоянии не менее двух недель. Но депрессия не ограничивается только печальным, унылым настроением. Имеет место так называемая депрессивная триада, которая кроме подавленного настроения (гипотимии) характеризуется идеаторной (мыслительной) и моторной заторможенностью. Настроение грустное, тоскливое, печальное (камень на сердце), определяемое как явно ненормальное для пациента, захватывает большую часть дня. Отмечается снижение и утрата стремления к активной деятельности (апатия). Утрачивается способность переживать радость, все воспринимается в пессимистических тонах. Характерно снижение уверенности в себе и собственной самооценки, беспричинное чувство самоосуждения и чувство вины. Больной считает себя ненужным и неспособным осуществлять какую-либо деятельность. Данная симптоматика не постоянна, а проявляется в форме приступов, чаще возникающих в утренние и вечерние часы. Нередко появляются мысли о смерти и даже суицидальное поведение. Резко сужается круг интересов и способность получать удовольствие от обычно приятной деятельности. Часто отмечается раннее пробуждение (за два часа до обычного времени или ранее). В состоянии депрессии больной часто испытывает трудности сосредоточения и осмысления. Мышление при этом замедленно, отмечается снижение памяти, беспокоит бедность мыслей, их малое количество или отсутствие, ощущение «пустой головы». Кроме этого, наблюдаются физическая слабость, снижение энергии и общего жизненного тонуса, бессилие, моторная заторможенность, невозможность или затруднение в выполнении физической работы. Преобладает чувство разбитости, вялости. Движения при этом плавные, замедленные. Кроме того, при депрессии отмечается целый ряд соматовегетативных нарушений (тахикардия, снижение артериального давления, головные боли, атония мышечной ткани, запоры, дисменорея и др.). В ряде случаев отмечается снижение веса.

Нередко депрессия воспринимается окружающими как проявление лени и эгоизма или плохого характера, что бывает очень трагично. В состоянии депрессии человек часто не может понять, что с ним происходит. Обращается за помощью к своим близким, а в ответ непонимание и обвинения. Возникает состояние отчаяния и суицидальные намерения…



Безусловно, между депрессией и духовными проблемами человека во многих случаях есть определенная связь. Реактивная депрессия развивается как ответ на некие негативные воздействия. Иногда эта реакция бывает неадекватной, и тогда мы можем говорить о том, что развитие депрессивного синдрома есть следствие определенной духовной слабости человека, его маловерия. Человек, который впал в подобное состояние, не доверяет Богу и не может понять, для чего он проходит через те или иные испытания.

Святые отцы — святители Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, блаженный Феодорит Кирский, преподобные авва Дорофей, Иоанн Кассиан Римлянин, описывая такие состояния, как печаль и уныние, замечали, что при печали бывает скорбь, упадок духа, отчаяние, психическая тяжесть, изнеможение, чувство стесненности, беспокойство, угнетенность, а при унынии отмечается также состояние лености, «отягчение тела и души, что подталкивает человека ко сну, хотя он в действительности не устал», вялость, оцепенение, небрежность, беспечность, «потеря аппетита, отвращение, томление и равным образом упадок сил». То есть по сути современная медицина и святые отцы описывают одни и те же симптомы.

Святые отцы подробно говорили и о причинах возникновения этих состояний. Первая причина заключается в том, что человек не получает желаемого в самом широком смысле слова. Вторая — это разнообразные гневные помыслы. Третья — прямое воздействие темных сил. Но для меня как для психиатра совершенно удивительно, что уже в IV веке святые отцы писали о том, что бывает печаль совершенно беспричинная. Будучи величайшими знатоками человеческих душ и, как сказали бы психиатры, великолепно владея клиническим методом, святые отцы видели, что человек может впасть в депрессию без какой-либо видимой причины. На современном языке причины, приводящие к подобного рода состояниям, называются эндогенными. В этом случае болезненные переживания человека вызваны первичными функциональными нарушениями головного мозга, на уровне определенных нейромедиаторов. В тех случаях, когда депрессия имеет психогенную природу, все равно происходят такие же биохимические отклонения, которые при выраженной степени требуют медикаментозной терапии. При этом чем раньше поставлен диагноз и начато лечение, тем более вероятен успех в выздоровлении.

— Можем ли мы говорить о какой-то особой предрасположенности к депрессии? Кто, если можно так сказать, находится в зоне риска? Играет ли здесь какую-либо роль наследственность?

— Да, в некоторых случаях мы можем говорить о наследственной предрасположенности к депрессии. Причем по наследству может передаваться склонность к эндогенным депрессиям, то есть к депрессивным состояниям, которые возникают по внутренним, биологическим причинам и не связаны с неблагоприятными жизненными обстоятельствами. При этом депрессия может быть проявлением таких эндогенных заболеваний, как маниакально-депрессивный психоз и заболевания шизофренического спектра. Депрессия нередко возникает при деменциях позднего возраста, а также при других психических заболеваниях. По наследству передается предрасположенность к сезонным депрессиям, когда человек почти каждую весну или каждую осень испытывает состояние хандры, вялость, апатию и ничем не хочет заниматься. А в какое-то время года такой человек, наоборот, может ощущать большой творческий подъем. Возможно, именно такие сезонные перепады настроения отмечались у Александра Сергеевича Пушкина, который писал: «Я не люблю весны… весной я болен…», а осенью испытывал подъем сил и прилив вдохновения.

Конечно, к депрессиям предрасположены люди, которые имеют серьезные соматические заболевания, например онкологические или инфаркт миокарда. Около 20% женщин страдают депрессией в послеродовый период. Причем это может произойти и в благополучной семье, в которой маму долгожданного ребеночка окружили заботой и вниманием. Склонны к депрессивным состояниям также люди пожилого и старческого возраста. Это происходит из-за биохимических процессов в головном мозге, хотя играют свою роль и жизненные трудности, которых у них, конечно, очень много. Склонны к депрессивным состояниям и работники сферы ухода за пожилыми и больными людьми.

Понятно, что депрессия возникает чаще у социально незащищенных, например у безработных. Кроме того, она нередко развивается у членов семьи депрессивных пациентов. Приблизительно 20% родственников больных подвержены депрессии, в то время как родственники здоровых заболевают в 7% случаев. Риск развития депрессии среди одиноких и разведенных в два-четыре раза выше, чем среди семейных людей. При этом разведенные и одинокие мужчины рискуют больше, чем разведенные и одинокие женщин.

— Возможен ли выход из состояния депрессии без помощи врача?

— Ответ на этот вопрос зависит от степени выраженности депрессии. Специалисты различают слабую (так называемую субдепрессию), умеренную и тяжелую степени выраженности депрессии. При субдепрессии у человека снижено настроение, ему не хочется заниматься теми или иными делами, но тем не менее он справляется со своими профессиональными и семейными обязанностями. В этой ситуации обращаться к врачу и ставить вопрос о назначении тех или иных препаратов необязательно. Человек нуждается прежде всего в поддержке окружающих, в отдыхе, в положительных эмоциях, в занятиях физическими упражнениями. Родственники пациента должны четко осознавать то, что депрессия является реально существующим заболеванием, и обеспечить страждущему максимально возможное внимание и заботу. Для верующего человека в этот момент очень важно услышать значимые слова от священника и сконцентрироваться на своей духовной жизни.



Но уже при умеренной степени выраженности депрессии человеку трудно справиться с работой, учебой, со всеми жизненными ситуациями. И если это состояние длится долго, нужно обратиться к врачу. Это необходимо делать и в случаях классической эндогенной депрессии, и при реактивных состояниях, когда имела место психологическая травма.

При тяжелой депрессии симптомы проявляются столь значительно, что пациент не может или почти не может не только продолжать профессиональную и социальную деятельность, но даже выполнять простые домашние обязанности. Он близок к состоянию отчаяния. Его настойчиво преследует мысль о бессмысленности жизни, возникает желание покончить самоубийством. При остром тяжелом начале диагноз депрессии может быть поставлен и ранее двух недель. Эта ситуация крайне опасна и требует немедленного обращения к врачу! К сожалению, депрессия — это заболевание, которое может закончиться суицидом. По статистике ВОЗ, к 2020 году депрессия может стать убийцей номер один среди других заболеваний.

— Желательно ли для православного человека, чтобы специалист, к которому он обратился, был православным?

— Если мы говорим о состоянии тяжелой и умеренной депрессии, то важно как можно быстрее найти грамотного специалиста. И совершенно необязательно, чтобы он исповедовал православную веру. Дело в том, что в состоянии тяжелой депрессии человек часто просто не способен воспринять слова ни о Боге, ни о чем-либо другом.

— Все эти симптомы — это не следствие греха, а следствие тяжелой болезни?

— Да, это следствие болезни. Нельзя болезненные симптомы принимать за факторы духовной жизни. Ошибки могут быть фатальны. Классический пример такой ошибки — трагическая смерть Николая Васильевича Гоголя. Гоголь находился в состоянии тяжелой эндогенной депрессии, а его духовник архимандрит Матфей Константиновский призывал его каяться, каяться и еще раз каяться в грехах, тем самым усугубляя его состояние. Все это закончилось тем, что Гоголь практически отказался от приема пищи и умер.

— Каковы особенности духовной жизни больных различными формами депрессии? Есть ли какие-то рекомендации для священнослужителей, духовно окормляющих больных депрессией?

— Легкие формы депрессии при правильном христианском восприятии дают человеку возможность стать глубже, отстраниться от суеты, сосредоточиться на смысле бытия, на духовной жизни и стать ближе к Богу. В состоянии субдепрессии человек способен услышать обращенные к нему слова священника. Но уже при умеренной депрессии у человека может появиться ропот на Бога, он может испытывать окамененное бесчувствие, утрачивает возможность молиться, теряет надежду на милосердие Божие. А при тяжелой депрессии все эти симптомы выражены максимально. В этом состоянии жизненные факторы, которые в более легком случае могли бы пациенту помешать совершить суицид — мысли о семье, о детях, о родителях, вера в Бога, — уже не имеют для него сдерживающего значения.

Очень часто священник оказывается тем, к кому человек обращается в первую очередь. Важно, чтобы болезненное состояние прихожанина было правильно воспринято священником. В этом состоянии верующий остро нуждается в поддержке духовника. Но одной только этой поддержки в некоторых случаях недостаточно. При умеренной или тяжелой форме депрессии священник обязан, я подчеркиваю — обязан! — направить этого человека к соответствующим специалистам, потому что на фоне депрессии велика вероятность суицида. И если священник возьмет на себя ответственность за состояние окормляемого, то вполне вероятно, что ему придется взять на себя ответственность и за его смерть. Можно привести много реальных примеров, когда священники на исповеди выявляли, что человек находится в состоянии депрессии, в том числе и депрессии с суицидальными мыслями, которую не заметили родственники, и направляли его к психиатру, что спасало ему жизнь. Но, к сожалению, есть и противоположные случаи, когда священник полагал, что он сможет сам избавить человека от ненормального состояния, и это кончалось самоубийством.

— Можно ли полностью излечиться от депрессии?

— Да, можно. В большинстве случаев депрессивное состояние успешно лечится. В настоящее время в арсенале врачей имеется большое количество достаточно эффективных антидепрессивных препаратов. Но прогноз течения депрессии всегда индивидуален. Он зависит как от особенностей проявлений депрессивного состояния, так и от особенностей течения самого заболевания, в рамках которого возникла депрессия. Однако, по данным современных исследований, в 20% случаев депрессивное состояние тянется более двух лет, и тогда принято говорить о формировании так называемых затяжных и хронических депрессий.

— Многие страждущие боятся обращаться к психиатрам: «поставят на учет…», «запрут в психушку, будут там колоть…». Обоснованы ли такие опасения?

— Это стереотипы прошлого. Человека, который сам обратился к врачу по поводу депрессии, никогда не поставят на диспансерное наблюдение. Госпитализация в психиатрические клиники в большинстве случаев добровольная. Недобровольная госпитализация возможна только при отказе от лечения человека с суицидальными намерениями. Можно обратиться к врачу-психотерапевту в поликлинике по месту жительства. Существуют консультативно-диагностические центры, где принимают врачи-психиатры и врачи-психотерапевты. В этих центрах никакого особого учета больных психиатрического профиля не ведется. Не нужно бояться обращаться за психиатрической помощью.

Журнал «Православие и соверменность» № 36 (52)

«Я гипнозу не поддаюсь». «Я очень внушаема». «Меня пробовали гипнотизировать, ничего не вышло». «Сразу заснула и ничего не помню. А что было?» Это наиболее полярные мнения.

На самом деле, гипнозу поддаются все, вопрос только в том, какие методики применяются.

Иногда во время беседы достаточно рассеять внимание человека, чтобы он на несколько секунд впал в легкий транс. А это уже гипноз. И тот же человек будет активно сопротивляться прямому гипнотическому внушению и, скорее всего, это у него получится. Вот такой парадокс.

Надо сказать, что само понятие гипноза уже обладает определенным трансовым эффектом. Ожидание чего-то необычного – первый шаг к трансу. А вот дальше – это уже зависит от многих причин.

Для того, кто желает обучиться гипнозу, очень важно знать, какие категории людей более подвержены гипнозу, а кто может ему противостоять. Мы также попытаемся определить, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать гипнотизером.

Есть множество гипотез о восприимчивости к гипнозу. Так, многие уверены, что есть особая категория людей, на которых может оказать внушение абсолютно любой человек. Их называют наилучшими сомнамбулами. Но есть и другая группа людей, которых, наоборот, крайне сложно загипнотизировать. Это – невосприимчивые субъекты. Правда, яркие представители обеих групп встречаются редко. Большинство людей занимают промежуточное положение и в разной степени подверженны гипнозу.

Внушаемость – это способность человека изменять свое поведение и мысли под влиянием слов, которые произносит гипнотизер. Ученый Бренман считал, что внушаемость является постоянным свойством индивида. Но исследования доказали, что внушаемость – это не психическая предрасположенность, а вполне обычное свойство высшей нервной деятельности. Мера внушаемости зависит от многих причин: возраста, пола, социального статуса, интеллектуального развития субъекта и многих других. Важное значение имеет способ, которым осуществляется гипноз.

Человек может быть совершенно невосприимчив к внушениям со стороны других людей, но наклонность к самовнушению у него будет развита очень сильно.

Сильная склонность к внушаемости наблюдается у спящих людей. В состоянии сна они более всего подвержены гипнозу, так как гипноз и сон имеют сходную природу. В результате многочисленных исследований были установлены процентные соотношения людей, которых можно ввести в состояние гипноза, и которые не поддаются внушению. Так, английский врач Брамвелл считал, что 10–20 % людей являются гипнабельными, то есть подверженными гипнозу, и могут впадать в глубокий транс. Другие исследователи, например А. Бони, доказали, что к гипнозу восприимчивы 90 % людей. П. Дюбо считал, что все зависит от психологического состояния субъекта. Приверженцы школы Шарко и некоторые другие ученые полагали, что истеричные люди больше всего склонны к внушаемости, так как имеют соответствующие особенности психики. Впрочем, позже было доказано, что не все люди, подверженные истерическим припадкам, легко поддаются гипнозу. В действительности, многих больных истерией достаточно просто ввести в состояние гипнотического сна, но также большое количество людей с таким же диагнозом оказались невосприимчивы к гипнозу.

Не только среди больных истерией, но и у неврастеников внушению поддается лишь какой-то процент пациентов. Страдающих психастенией весьма сложно погрузить в состояние гипнотического сна; со многими это не удается вовсе. Пациенты с патологиями внимания, фобиями, навязчивыми состояниями, эгоцентризмом либо сильно подвержены внушению, либо не проявляют внушаемости вообще. Легко поддаются гипнозу хронические алкоголики, наркоманы, люди, страдающие умственными расстройствами.

Продолжительное время ученые пытались установить, какая связь существует между восприимчивостью к гипнозу и личностью гипнотизируемого. Эксперименты проводились с людьми разных рас, характеров, телосложений, социальных положений, но исследования не дали даже приблизительных критериев, определяющих степень гипнабельности. Любопытно наблюдение американского ученого Кауфмана. Он заметил, что гипнозу в достаточно высокой степени подвержены солдаты. Так, в продолжение Второй мировой войны он врачевал более 2500 бойцов. Такую сильную внушаемость объясняли высокой степенью послушания солдат, для которых выполнение команд является одной из главных составляющих воинской службы.

Проблема зависимости силы внушаемости от личности гипнотизируемого исследовалась на пациентах с психосоматическими расстройствами. В результате были выделены две группы больных: те, кто был невосприимчив к гипнозу и те, кто не подчинялся внушению сознательно. Все тестируемые были социально неприспособленными людьми, с неустойчивой психикой. Те же, кто поддавался гипнозу, наоборот, обладали достаточно сильной способностью к приспособлению в жизни, другими словами, умели разрешать конфликтные ситуации. Можно сказать, что люди, подверженные гипнозу, имели склонность к истерическим проявлениям. Поэтому долгое время считалось, что лишь пациенты с истерией обладают легкой внушаемостью. Но в настоящее время исследователи выяснили, что здоровые люди даже в большей степени поддаются гипнозу, чем невротики.

Доказано, что молодежь более внушаема, чем люди зрелого возраста. Ряд исследователей считает, что пол также оказывает влияние на восприимчивость к гипнозу. Некоторые уверены, что женщины легче поддаются гипнозу, другие, наоборот, считают, что более гипнабельны мужчины. Также к факторам, влияющим на восприимчивость к гипнозу, относят частоту вхождения в особые состояния сознания, скорость засыпания, концентрацию внимания, общее состояние гипнотизируемого. Если больной медленно погружался в состояние транса в первый раз, то в последствии он вполне может достичь большего успеха, устранив мешающие препятствия, например волнение, посторонние отвлекающие мысли, напряженность. Пациент, который засыпает быстро и легко, достигает более глубокого состояния, чем те, кто засыпает с трудом. Некоторые больные чересчур волнуются из-за желания быстрее погрузиться в гипнотическое состояние. Это также мешает гипнозу.

Большое значение имеет и общее состояние больного. Уставший физически или умственно человек легче внушается, а потому сеансы гипноза обычно проводят в то время, когда гипнотизируемый несколько утомлен. Таким образом, лучшее время для гипноза – после обеда или вечером. Особенно гипнабельны люди, истощенные трудом, недоеданием, стрессом.

В результате проведения исследований над невротиками был сделан вывод, что на внушаемость также в определенной степени влияет темперамент человека. Впрочем, эта гипотеза требует более серьезных доказательств, так как имеется ряд сложностей, мешающих установить его истинность.

Например, сложности связаны с определением типа высшей нервной деятельности человека. Не каждый может определить тип собственного темперамента, так как в чистом виде сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики встречаются крайне редко.

Существует гипотеза, согласно которой больше всего подвержены гипнозу сангвиники, то есть сильные, уравновешенные, подвижные; менее гипнабельны холерики – сильные, неуравновешенные. Далее следуют меланхолики (слабый тип), а на последнем месте по внушаемости стоят флегматики (сильные, уравновешенные, малоподвижные).

Все вы знаете, что такое подавленное состояние, насколько оно иногда тяготит и «душит». Но есть способ выйти из него или, как минимум, ослабить – все зависит от сложности ситуации. Сейчас мы с вами рассмотрим, как образуется такое состояние, и что надо делать, чтобы из него выйти.

Для начала мы определим, с чем имеем дело.

Что такое подавленное состояние?

Это состояние, в котором человек ощущает снижение сил, психической энергии, активности, иногда еще и апатию. Все это – всего лишь сигналы, симптомы, следствие определенных причин. К такому состоянию обычно приводят:

  • груз нерешенных проблем;
  • «плохие» прогнозы относительно своего будущего.

В чем опасность подавленного состояния?

Слишком большой груз может задавить ощущением «неподъемности». А «плохие» прогнозы нагнетают безысходность. Все это может привести к блокированию активности. Человек просто застрянет в бездействии.

Давайте же не допустим этого. Предлагаю вам один способ, который поможет быстро покинуть это подавленное состояние, а также сохранить или даже усилить активность.

Сейчас мы постепенно рассмотрим разные части механизма работы «подавленного состояния» и будем там находить точки воздействия для изменения состояния.

Груз нерешенных проблем

Начнем с роя мыслей в голове, которые иногда накапливаются и воспринимаются как "груз нерешенных проблем" - всем им хочется уделить внимание, но нету времени/желания/сил. Этот рой мыслей сопровождается ощущением неопределенности , а оно привносит в ваше текущее состояние беспокойство и тревогу.

Чтобы убрать ощущение неопределенности , придется немножко потрудиться. Существенно освобождает голову от роя мыслей следующий способ: берем лист бумаги и ручку (или открываем на компьютере документ) и пишем все, что крутится в голове, вообще все, все мысли. Пишите до тех пор, пока мысли не закончатся, до тех пор, пока вы не начнете себя заставлять написать еще хотя бы одну мысль, которая крутится в голове. После это вы почувствуете облегчение: оттого, что вы выписали все это, теперь вы видите, сколько этого всего есть на самом деле, исчезает ощущение, что "проблем очень много", исчезает ощущение неопределенности - вы своими глазами видите, что вас беспокоило.

Чтобы еще уменьшить беспокойство, поработайте над неопределенностью в выписанных вами вопросах. Просто проясните, в каком направлении вы будете развивать тот или иной вопрос. Намеченный план, упорядоченность - все это убирает беспокойство и придает сил.

Пессимистичные прогнозы


Следующий фактор - наш прогноз последствий этих проблем, или же просто прогноз будущего, когда «хочется так, а не получается». Негативный (пессимистичный) прогноз зачастую получается оттого, что мы слишком сильно концентрируемся на чем-то плохом и упускаем из виду хорошее - узость взгляда на нерешенный вопрос. Возникает тревога, причем больше мнимая, чем реальная.

Убеждения, выводы, сделанные на основе прошлого опыта

И если мы к этому пессимистическому прогнозу добавим еще несколько негативных мыслей (которые мы не очень-то и осознаем, это выводы, которые мы сделали на основании каких-то своих прошлых поступков или решений), то получим подавленное состояние. Вот что обычно примешивается к плохому прогнозу – наблюдения за собой или мысли: «я ничего не пытаюсь сделать/поменять», «я ничего не могу сделать», «мне надо приложить слишком много усилий», «мне надо будет прикладывать усилия очень долго», «я ощущаю конфликт интересов – хочу чтоб было так, а ситуация этого не позволяет», и так далее. Все эти моменты отягощают плохой прогноз и он давит на человека, груз кажется просто неподъемным, вот и получается «подавленное состояние».

К счастью, есть выходы из этой ситуации. Раз мы разобрали то, как работает «подавленное состояние», какая у него структура, нам ничего не мешает применить эту же структуру себе на пользу.

Даем бой подавленному состоянию!

Во-первых, вы теперь можете опознавать в себе подавленное состояние, ключевые признаки: тяготит, ощущение неподъемного груза нависших проблем, апатичность, вялость, застревание в бездействии. Опознав это состояние, мы можем начать применять инструменты для выхода из-под влияния этого состояния.

Теперь надо осознать, что нахождение в подавленном состоянии к добру не ведет , организм страдает, время тратится на переживания вместо делания чего-то полезного. Переживания еще ни к чему нормальному не приводили. Иногда немного попереживать – полезно, если недолго. «Плохая» эмоция полезна, если она подтолкнула вас к конструктивным действиям. И эмоция вредна, если она блокирует вас: ваше мышление, ваши действия, ваше умонастроение. Если вы осознанно не переходите к выходу из подавленного состояния, то оно может блокировать вашу активность, может загнать в «унылость» и апатию.

Чтобы изменить отношение к подавленному состоянию , не насилуйте себя, не отрицайте наличия проблем и плохого состояния. Просто спокойно скажите себе: «Я сейчас находился в подавленном состоянии, я не хочу там находится – оно мне неприятно. Я признаю, что меня сейчас беспокоят такие-то вещи, их может быть много и все может казаться мне сейчас мрачным. Но я отказываюсь быть в подавленном состоянии. Я выбираю другой путь, конструктивный путь.»

Во-вторых, мы сейчас возьмемся за наш фильтр восприятия, чтобы уменьшить «трагичность прогноза» . Иногда бывают моменты в жизни, когда ты смотришь только на плохое, концентрируешься на какой-то угрозе, и не замечаешь всего того, что имеешь помимо этой «угрозы». А имеешь ты много! Поэтому надо более широко осмотреть ситуацию. Посмотреть не только на «плохие» моменты ситуации, а вообще на всю ситуацию, целиком. Это снизит негативное восприятие. Можно так же поискать хорошие моменты, выгоду ситуации, уроки ситуации. Это поменяет наш прогноз на более благоприятный. Чем меньше неопределенности по поводу ситуации, чем лучше вы понимаете ее плюсы и минусы, а также свои ресурсы (силы, время, умения решить эту ситуацию и/или намерение ее решить, доступная помощь других людей и пр.), тем благоприятнее будет прогноз, тем более уверенны вы будете в положительном исходе дела.

В-третьих, могут быть такие плохо влияющие мысли как «я ничего с этим не делаю», «я не могу ничего изменить» и т. п.. Они возникают закономерно: подавленное состояние захватывает нас, блокирует нашу активность, и мозг начинает «капать»: «я ничего не делаю с этим», «я ничего не делаю с этим»… Мы уже немного поменяли наш прогноз на втором шаге, теперь заменим эти плохие мысли на более позитивные, и сделаем это без самовнушения и самообмана. Надо взять нашу проблему, которая нас «подавляет», подумать, поискать решения, искать столько, сколько надо, не сдаваться. Если вы ищете, если вы боретесь, если вы пытаетесь найти выход, на ваш прогноз уже не будет действовать мысль «я ничего не делаю», потому что вы уже начали что-то делать. Записывайте в конце дня то, что вы сделали - мозг автоматически будет «видеть» и убеждаться в том, что что-то делается, проблема решается. Поэтому начав что-то делать, вы ослабите это плохое влияние . Оно может замениться на «я уже что-то делаю», а если вы «натренированы» в решении проблем, то это может быть «я уже много сделал, я умею справляться, я справлюсь» - такие мысли подкрепляют вашу уверенность в положительном исходе.

Вот так, таким вот нехитрым способом мы вышли из подавленного состояния, ослабили его влияние и перешли к конструктивным действиям.

Повторим еще раз шаги:

  1. Заканчиваем сидеть в угнетении и подавленности. Опознаем и выходим из-под этого состояния.
  2. Обзор значимой ситуации (или желаемого будущего) более широко и полно, а не только негативные ее стороны (мы хотим, чтобы значимая ситуация завершилась хорошо, и из-за этого бываем концентрируемся на плохом – и это оказывает обратный эффект, начинаем париться, не замечая хороших сторон ситуации). Полный и спокойный обзор ситуации ослабит негативный прогноз ситуации.
  3. Находим негативные факторы, усугубляющие наш прогноз по поводу будущего или какой-то определенной проблемы. Затем по очереди их прорабатываем, пробуем искать такой способ действий, который бы убрал негативные и создал позитивные, подкрепляющие факторы. А это требует личной активности.

В итоге, мы выходим из-под влияния подавленного состояния и становимся не его жертвой, а уже сами управляем своим состоянием.

Всем удачного использования! Если что-то не получается, напишите мне.

Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:

  • Собственное внутреннее состояние, через призму которого мы воспринимаем общение
  • Состояние собеседника, которое мы считываем и на которое реагируем

Таким образом, диалог всегда ведется как минимум на двух уровнях – внутреннем и внешнем. И основная информация из него порой проходит мимо нашего сознания. Именно там скрываются ключи к загадкам вроде: «Мы спокойно разговаривали, а она вдруг начала плакать» или «Я просто попросила помочь, а он решил, что я обвиняю его в » и так далее.

Ответ на то, как и почему это происходит, дает трансакционный или трансактный анализ – психологическая модель, разработанная американским психологом Эриком Берном. Он изложил ее в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Три основные позиции в общении

Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.

  • Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни
  • Взрослый – объективный и разумный подход к реальности
  • Ребенок – спонтанность, творчество и самовыражение

Немного подробнее о каждом из них.

  • Эго-состояние «Родитель»

Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Это позиция « » и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.


Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.

Типичные фразы родителя приводит в своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».

  • Эго-состояние «Ребенок»

Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.

Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.

Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».

  • Эго-состояние «Взрослый»

Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.

Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.

Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».



Все три состояния – очень важны.

Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.

Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.

Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, .

К примеру, как мы добиваемся целей? Ребенок видит то, что ему нравится, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.

Проблемы трех состояний личности

Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.


К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».

Находясь в таком дисбалансе, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или , когда он не в настроении (родитель).

Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.

Типичные признаки дисбаланса состояний личности:

  • Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться;
  • Ребенок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.

Рассмотрим их подробнее.

Проблемы состояния «родитель»

Многие знают, что такое . К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове: «С ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.

Или другой вариант: девушка начала применять практику, развивающую , разрешила себе что-то, купила красивое платье, а критик внутри нее комментирует: «куда ты так вырядилась, что люди скажут, это же неприлично!».

Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.

Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.

Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

Проблемы состояния «ребенок»

Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно и долго фиксировать внимание.

Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме и ее стабильности.



Качели «Родитель-ребенок»

В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то , то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.

Проблемы состояния «взрослый»

Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным.

Если вам интересна эта тема, рекомендую вам книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Она легко читается и содержит подробное объяснение трансакционного анализа и множество примеров взаимодействия людей в различных состояниях психики.

А в следующей статье я расскажу вам о том, как можно гармонизировать свои эго-состояния.

Вадим Куркин



Публикации по теме