Военные конфликты конца 20 начала 21 века. Локальные конфликты ХХ века

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывают существенное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов.

Справочно: Под фактором неопределенности понимается ситуация, или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов государства в регионе или создать прямую угрозу его безопасности).

Многие из них становятся диктатурами, для которых требуется большая бюрократия для управления, чем в демократических странах. Диктатуры усугубляют этническую напряженность, поскольку их учреждения не поощряют отождествлять граждан с государством. В таких ситуациях люди возвращаются к известным отношениям, основанным на родстве и относительно основной лояльности. Неопределенные правительства, связанные с этническими группами, предпочитают «своих людей», в которых усиливаются недовольства среди «несправедливых» групп, а возникающие в результате конфликта могут быть крайне жестокими.

Анализ специфики вооруженных конфликтов 1990-х гг. – начала XXI века выявил несколько принципиальных моментов.

Не обнаружилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными.

Значительная часть конфликтов имела ассиметричный характер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техническом отношении, а также качественного состояния вооруженных сил.

Недавние исследования в этой области подтверждают, что проблема заключается не в этническом разнообразии, а в отсутствии достаточно формального охвата и включения. Страны с исторически низким этническим разнообразием сегодня должны быстро изучить это, поскольку люди уже мигрируют по всему миру в поисках работы и улучшения условий жизни.

Как это будет развиваться, во многом зависит от того, склонны ли люди к самосегрегации или нет. Все люди любят быть окруженными своими, но результат часто может быть этническими анклавами. Дженнифер Нил из Мичиганского государственного университета в Восточном Лансинге исследует результаты, которые такая самоизоляция приводит в некоторых городских районах. Ее работа показывает, что анклавы усиливают социальную сплоченность, но за счет снижения толерантности среди разных этнических групп. Решение этой проблемы, возможно, придется искать в создании небольших анклавов в непосредственной близости друг от друга.

Все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, но часто с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Однако локальные, по сути, конфликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим результатом в ряде случаев полное уничтожение государственной системы (если таковая была) одного из участников конфликта.

В сообществах, где люди очень смешаны - например, в мирном Сингапуре, где создание анклавов не поощряется - обычно нет этнической напряженности. Большие анклавы также способствуют стабильности. Его вывод состоит в том, что анклавы шириной около 56 километров обеспечивают хорошие предпосылки для мирного сосуществования, особенно если они разделены естественными географическими барьерами. Например, 26 кантонов Швейцарии, которые имеют разные языки и религии, охватывают критерий устойчивости Бар-Яма - за исключением одного.

Анклав на французском языке в немецкоязычном Берне является единственным примером относительно большой этнической напряженности в последней швейцарской истории. Это было разрешено, превратив анклав в единый кантон Юра, отвечающий критериям. Опять же, этническая принадлежность и язык являются лишь частью общей картины.

Существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфликта или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход.

Основная роль в начальный период войны, безусловно, отводилась дальнобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

Но тщательный анализ показывает, что напряженность возникает не только из самого разнообразия, но и из-за того, что определенные группы систематически исключены из власти. Исключение суннитов из власти привело к созданию суннитского государства на оккупированных территориях Ирака и Сирии.

Верный мифологии национального государства, он отвергает колониальные границы между Ираком и Сирией, поскольку они включают в себя совершенно другую, другие «нации». Решение ни в коем случае не может состоять в установлении этнической однородности. Исторически так называемые этнические чистки особенно кровавые, а «национальная» однородность не является гарантией гармонии. Российские претензии на число людей с русской этнической принадлежностью на востоке Украины сегодня могут быть одинаково действительными.

Военные конфликты были обусловлены объективными противоречиями в жизненно важных интересах различных государств или различных социально-политических группировок внутри этих государств, стремлением некоторых из них к доминированию над другими и неспособностью или нежеланием их политических лидеров разрешить эти противоречия невоенными средствами.

И это означает, что приверженность европейцев не отождествляется с политической единицей, от которой они зависят от нескольких частей своего правления. Ирония в том, говорит Ян Зелонка из Оксфордского университета, является то, что ЕС сохранил европейские национальные государства, которые сейчас слишком малы, чтобы иметь возможность участвовать в глобальной конкуренции в индивидуальном порядке. Призыв националистических партий «вернуть Брюссель», сказал он, приведет к еще более слабым, не более сильным государствам.

Национальные государства возникли из сложных иерархий промышленной революции. Сегодня ЕС добавляет еще один уровень иерархии - но недостаточно интеграции, чтобы дать ему решающую власть. У него нет ни одного из двух предпосылок, которые, по словам Малешевича, необходимы: националистическая идеология и всеобъемлющая бюрократия.

К характерным особенностям войн последних десятилетий можно отнести:

Применение различных форм и методов боевых действий, в том числе и нетрадиционных;

Сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;

Широкое использование криминальных формирований;

Но даже в этом случае Европейский союз может указать путь к тому, как когда-нибудь будет выглядеть постнациональный мир. Зеленка соглашается с тем, что дальнейшая интеграция европейской системы управления необходима для укрепления взаимозависимости между различными экономиками. Но, по его словам, нынешняя, часто парализованная европейская иерархия не может достичь этой цели. Вместо этого он видит замену всеобъемлющей европейской иерархии сетью городов, регионов и даже неправительственных организаций.

Сторонники этой идеи называют ее нео-средневековой. Напротив, неоязычество, означает дублирование полномочий, разделение суверенитета, множественных идентичностей и руководящих институтов и неопределенные границы. Энн-Мари Слейтер из Принстонского университета, бывший заместитель министра иностранных дел США, также считает, что иерархии уступают место глобальным сетям национальных экспертов и бюрократов. Например, правительства в настоящее время работают над решением глобальных проблем больше через гибкие сети, такие как «Большая семерка», а не через Организацию Объединенных Наций.

Скоротечность военных действий (30-60 суток);

Избирательность поражения объектов;

Повышение роли дальних дистанционных боев с применением высокоточных радиоуправляемых средств;

Нанесение точечных ударов по ключевым объектам (критическим элементам объектов экономики);

Сочетание мощного политико-дипломатического, информационного, психологического и экономического воздействия.

Ян Голден, директор Мартинского университета Оксфорда, который анализирует глобальные проблемы, соглашается с тем, что такие сети должны появляться и проверяться. Он считает, что существующие институты, такие как учреждения системы ООН и Всемирного банка структурно не в состоянии справиться с проблемами, возникающими из глобальной приверженности экономической нестабильности, эпидемии, изменение климата и кибер-преступности - отчасти потому, что они представляют собой иерархию государств-участников которые также не могут справиться с глобальными проблемами.

2. Виды военных конфликтов и их основные характеристики

К одной из самых жестоких форм, используемой обществом для разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий, относится военный конфликт . Обязательной его характеристикой является применение военной силы, всех видов вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты.

Опять же, теории о сложных системах и ограничениях человеческого мозга объясняют, почему это так. Бар-Ям отмечает, что в каждой иерархии человек наверху должен иметь возможность видеть всю систему. И когда системы слишком сложны, чтобы быть охваченными одним человеческим разумом, они должны эволюционировать от иерархии к сетям, где нет конкретного лидера.

Но где же все это место национальных государств? Они являются основными резервуарами власти в мире, - говорит Брэли. И нам нужна их сила для поддержания личной безопасности, которая привела к падению насилия среди незнакомых людей низкого уровня. Более того, говорит Дэнни Родрик из Принстонского института перспективных исследований, самой глобализованной экономики, которая позволяет этим сетям появляться, кому-то или кому-то нужно написать и обеспечить соблюдение правил. Национальные государства в настоящее время являются единственными подразделениями, достаточно сильными, чтобы иметь возможность сделать это.

Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты).

Вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);

Но их ограничения ясны - как в решении глобальных проблем, так и в локальных конфликтах. Одним из возможных решений могло бы стать уделение большего внимания масштабам правительства. Известный как «взаимодополняемость», это один из основополагающих принципов Европейского Союза: правительство должно действовать на том уровне, на котором он наиболее эффективен, то есть на более высоком уровне, и местные органы власти должны решать местные проблемы. Существует эмпирическое доказательство того, что он работает: социальным и экологическим организациям лучше управлять, когда их пользователи организованы самостоятельно, а не когда они управляются внешними проводниками.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Однако трудно точно понять, как политическая система могла бы последовательно развиваться в этом направлении. Национальные государства могут быть помехой как на пути к демонтажу на местном уровне, так и в развитии сетей для решения глобальных проблем. Когда дело доходит до изменения климата, можно даже сказать, что они уже сделали это.

Существует также альтернатива эволюции в сторону глобализованного мира переплетенных сетей, нео-медиа или нет - и это крах. «Большинство иерархических систем имеют тенденцию перенаправлять силу, стоимость и неспособность реагировать своевременно на изменение», - сказал Мартин Шеффер из Университета Вагенингена в Нидерландах. «Получающаяся напряженность может привести к частичному краху». Для национальных государств это может означать все - от нового решающего значения для городов до анархии в иракском стиле.

Военные конфликты могут протекать в нескольких видах.

- Локальная война - война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие);

Непонятные взгляды, без сомнения, но они также имеют положительную сторону. Коллапс, по некоторым словам, является творческим разрушением, которое позволяет создавать новые структуры. Независимо от того, нравится нам это или нет, наши общества уже могут пройти этот переход. Мы все еще не можем представить мир без стран. Но понимание того, что они являются временными решениями для конкретных исторических ситуаций, может помочь нам приспособиться к тому, что нам понадобится в будущем. Независимо от того, выживут ли наши нации или нет, структуры, через которые мы управляем нашими делами, нуждаются в изменении.

- Региональная война - война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе, которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели;

Пришло время использовать наше воображение на работе. После окончания «холодной войны» начинается новое явление - постмодернистская война, возникающая в международной системе. Следует отметить, что не все авторы, занимающиеся этой концепцией, считают конец холодной войны началом постмодернистской войны. Крис Гейтс Грей говорит о росте постмодернистской войны уже в конце мировой войны.

Постмодернистская война не является однозначным термином, и многие другие лейблы появляются в литературе для этой концепции. Концепция постмодерна используется Йиржи Шедивы для обозначения войн, возникших после войны в Персидском заливе, за которыми следуют, например, Марк Даффилд или Майкл Игнатьев. Мэри Калдор использует термины «Старые и новые войны» как новую войну за новый тип организованного насилия, который развивается главным образом в Африке и Восточной Европе и является одним из аспектов нынешней глобализированной эры.

- Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Его терминология очень близка к понятию постмодернистской войны. Элвин Тоффлер и Хайди Тоффлер используют войну Третьей волны для новых войн. По их словам, в войне в Персидском заливе использовались две формы войны - Вторая волновая война и Третья волновая война. В принципе, похожее мнение Грэя заключается в том, что война в Персидском заливе была прорывом в войне. Постмодернистская война также используется Крисом Гейблсом Грей в качестве знака для виртуальных войн, связанных прежде всего с современными технологиями и компьютеризацией войны.

Предполагается что крупномасштабные войны будут иметь следующие характерные черты:

Комплексное применение военной силы, сил и средств невоенного характера;

Массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

Расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

Усиление роли информационного противоборства;

Сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

Повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Современные военные конфликты будут отличаться непредсказуемостью их возникновения, скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей. Будут иметь место заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества, решение на применение военной силы.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие, с одной стороны, будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). Но в случае возникновения крупномасштабной или региональной войны, ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Наиболее вероятными ближайш ими последствия ми военных конфликтов являются :

Гибель, травмы, болезни;

Загрязнение окружающей среды;

Массированное психологическое информационное воздействие;

Нарушение систем управления;

Разрушение систем жизнеобеспечения населения;

Паралич экономики.

Отдаленными последствиями военных конфликтов являются экологические, экономические, медицинские, социальные и демографические последствия.

Экологические последствия проявляются в виде экологического кризиса. Например, масштабное применение американскими войсками химикатов в ходе Второй Индокитайской войны (1961-1975 гг.) привело к тяжелым последствиям. Практически полностью были уничтожены мангровые леса (500 тыс. га), поражено 60 % (около 1 млн га) джунглей и 30 % (более 100 тыс. га) равнинных лесов. С 1960 года урожайность каучуковых плантаций снизилась на 75 %. Американские войска уничтожили от 40 до 100 % посевов бананов, риса, сладкого картофеля, папайи, помидоров, 70 % кокосовых плантаций, 60 % гевеи, 110 тыс. га плантаций казуарины. В пораженных районах из 150 видов птиц осталось 18, произошло почти полное исчезновение земноводных и насекомых, сократилось число рыб в реках и произошло изменение их состава. Был нарушен микробиологический состав почв, отравлены растения. Резко сократилось число видов древесно-кустарниковых пород влажного тропического леса: в пораженных районах остались единичные виды деревьев и несколько видов колючих трав, не пригодных в корм скоту. Изменения в фауне Вьетнама повлекли вытеснение одного вида черных крыс другими видами, являющимися разносчиками чумы в Южной и Юго-Восточной Азии. В видовом составе клещей появились клещи-разносчики опасных болезней. Аналогичные изменения произошли в видовом составе комаров: вместо безвредных комаров-эндемиков появились комары-разносчики малярии.

Экономические последствия это прежде всего бедность и голод.

Медицинские последствия проявляются в виде инвалидности ампутантов и других пострадавших, отдаленных последствия боевых травм головы, постравматической хронической алкогольной зависимости, наркотической зависимости, последствий психических травм, всевозможных психологических последствий.

Социальные последствия в виде усугубления национальной розни, деформации культуры семьи и других негативных проявлений являются следствием любого вооруженного столкновения.

Демографические последствия проявляются в резком снижении доли мужского населения и последующих волн спада рождаемости.

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывают существенное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов.

Справочно: Под фактором неопределенности понимается ситуация, или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов государства в регионе или создать прямую угрозу его безопасности).

Многие из них становятся диктатурами, для которых требуется большая бюрократия для управления, чем в демократических странах. Диктатуры усугубляют этническую напряженность, поскольку их учреждения не поощряют отождествлять граждан с государством. В таких ситуациях люди возвращаются к известным отношениям, основанным на родстве и относительно основной лояльности. Неопределенные правительства, связанные с этническими группами, предпочитают «своих людей», в которых усиливаются недовольства среди «несправедливых» групп, а возникающие в результате конфликта могут быть крайне жестокими.

Анализ специфики вооруженных конфликтов 1990-х гг. – начала XXI века выявил несколько принципиальных моментов.

Не обнаружилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными.

Значительная часть конфликтов имела ассиметричный характер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техническом отношении, а также качественного состояния вооруженных сил.

Недавние исследования в этой области подтверждают, что проблема заключается не в этническом разнообразии, а в отсутствии достаточно формального охвата и включения. Страны с исторически низким этническим разнообразием сегодня должны быстро изучить это, поскольку люди уже мигрируют по всему миру в поисках работы и улучшения условий жизни.

Как это будет развиваться, во многом зависит от того, склонны ли люди к самосегрегации или нет. Все люди любят быть окруженными своими, но результат часто может быть этническими анклавами. Дженнифер Нил из Мичиганского государственного университета в Восточном Лансинге исследует результаты, которые такая самоизоляция приводит в некоторых городских районах. Ее работа показывает, что анклавы усиливают социальную сплоченность, но за счет снижения толерантности среди разных этнических групп. Решение этой проблемы, возможно, придется искать в создании небольших анклавов в непосредственной близости друг от друга.

Все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, но часто с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Однако локальные, по сути, конфликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим результатом в ряде случаев полное уничтожение государственной системы (если таковая была) одного из участников конфликта.

В сообществах, где люди очень смешаны - например, в мирном Сингапуре, где создание анклавов не поощряется - обычно нет этнической напряженности. Большие анклавы также способствуют стабильности. Его вывод состоит в том, что анклавы шириной около 56 километров обеспечивают хорошие предпосылки для мирного сосуществования, особенно если они разделены естественными географическими барьерами. Например, 26 кантонов Швейцарии, которые имеют разные языки и религии, охватывают критерий устойчивости Бар-Яма - за исключением одного.

Анклав на французском языке в немецкоязычном Берне является единственным примером относительно большой этнической напряженности в последней швейцарской истории. Это было разрешено, превратив анклав в единый кантон Юра, отвечающий критериям. Опять же, этническая принадлежность и язык являются лишь частью общей картины.

Существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфликта или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход.

Основная роль в начальный период войны, безусловно, отводилась дальнобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

Но тщательный анализ показывает, что напряженность возникает не только из самого разнообразия, но и из-за того, что определенные группы систематически исключены из власти. Исключение суннитов из власти привело к созданию суннитского государства на оккупированных территориях Ирака и Сирии.

Верный мифологии национального государства, он отвергает колониальные границы между Ираком и Сирией, поскольку они включают в себя совершенно другую, другие «нации». Решение ни в коем случае не может состоять в установлении этнической однородности. Исторически так называемые этнические чистки особенно кровавые, а «национальная» однородность не является гарантией гармонии. Российские претензии на число людей с русской этнической принадлежностью на востоке Украины сегодня могут быть одинаково действительными.

Военные конфликты были обусловлены объективными противоречиями в жизненно важных интересах различных государств или различных социально-политических группировок внутри этих государств, стремлением некоторых из них к доминированию над другими и неспособностью или нежеланием их политических лидеров разрешить эти противоречия невоенными средствами.

И это означает, что приверженность европейцев не отождествляется с политической единицей, от которой они зависят от нескольких частей своего правления. Ирония в том, говорит Ян Зелонка из Оксфордского университета, является то, что ЕС сохранил европейские национальные государства, которые сейчас слишком малы, чтобы иметь возможность участвовать в глобальной конкуренции в индивидуальном порядке. Призыв националистических партий «вернуть Брюссель», сказал он, приведет к еще более слабым, не более сильным государствам.

Национальные государства возникли из сложных иерархий промышленной революции. Сегодня ЕС добавляет еще один уровень иерархии - но недостаточно интеграции, чтобы дать ему решающую власть. У него нет ни одного из двух предпосылок, которые, по словам Малешевича, необходимы: националистическая идеология и всеобъемлющая бюрократия.

К характерным особенностям войн последних десятилетий можно отнести:

Применение различных форм и методов боевых действий, в том числе и нетрадиционных;

Сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;

Широкое использование криминальных формирований;

Но даже в этом случае Европейский союз может указать путь к тому, как когда-нибудь будет выглядеть постнациональный мир. Зеленка соглашается с тем, что дальнейшая интеграция европейской системы управления необходима для укрепления взаимозависимости между различными экономиками. Но, по его словам, нынешняя, часто парализованная европейская иерархия не может достичь этой цели. Вместо этого он видит замену всеобъемлющей европейской иерархии сетью городов, регионов и даже неправительственных организаций.

Сторонники этой идеи называют ее нео-средневековой. Напротив, неоязычество, означает дублирование полномочий, разделение суверенитета, множественных идентичностей и руководящих институтов и неопределенные границы. Энн-Мари Слейтер из Принстонского университета, бывший заместитель министра иностранных дел США, также считает, что иерархии уступают место глобальным сетям национальных экспертов и бюрократов. Например, правительства в настоящее время работают над решением глобальных проблем больше через гибкие сети, такие как «Большая семерка», а не через Организацию Объединенных Наций.

Скоротечность военных действий (30-60 суток);

Избирательность поражения объектов;

Повышение роли дальних дистанционных боев с применением высокоточных радиоуправляемых средств;

Нанесение точечных ударов по ключевым объектам (критическим элементам объектов экономики);

Сочетание мощного политико-дипломатического, информационного, психологического и экономического воздействия.

Ян Голден, директор Мартинского университета Оксфорда, который анализирует глобальные проблемы, соглашается с тем, что такие сети должны появляться и проверяться. Он считает, что существующие институты, такие как учреждения системы ООН и Всемирного банка структурно не в состоянии справиться с проблемами, возникающими из глобальной приверженности экономической нестабильности, эпидемии, изменение климата и кибер-преступности - отчасти потому, что они представляют собой иерархию государств-участников которые также не могут справиться с глобальными проблемами.

2. Виды военных конфликтов и их основные характеристики

К одной из самых жестоких форм, используемой обществом для разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий, относится военный конфликт . Обязательной его характеристикой является применение военной силы, всех видов вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты.

Опять же, теории о сложных системах и ограничениях человеческого мозга объясняют, почему это так. Бар-Ям отмечает, что в каждой иерархии человек наверху должен иметь возможность видеть всю систему. И когда системы слишком сложны, чтобы быть охваченными одним человеческим разумом, они должны эволюционировать от иерархии к сетям, где нет конкретного лидера.

Но где же все это место национальных государств? Они являются основными резервуарами власти в мире, - говорит Брэли. И нам нужна их сила для поддержания личной безопасности, которая привела к падению насилия среди незнакомых людей низкого уровня. Более того, говорит Дэнни Родрик из Принстонского института перспективных исследований, самой глобализованной экономики, которая позволяет этим сетям появляться, кому-то или кому-то нужно написать и обеспечить соблюдение правил. Национальные государства в настоящее время являются единственными подразделениями, достаточно сильными, чтобы иметь возможность сделать это.

Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты).

Вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);

Но их ограничения ясны - как в решении глобальных проблем, так и в локальных конфликтах. Одним из возможных решений могло бы стать уделение большего внимания масштабам правительства. Известный как «взаимодополняемость», это один из основополагающих принципов Европейского Союза: правительство должно действовать на том уровне, на котором он наиболее эффективен, то есть на более высоком уровне, и местные органы власти должны решать местные проблемы. Существует эмпирическое доказательство того, что он работает: социальным и экологическим организациям лучше управлять, когда их пользователи организованы самостоятельно, а не когда они управляются внешними проводниками.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Однако трудно точно понять, как политическая система могла бы последовательно развиваться в этом направлении. Национальные государства могут быть помехой как на пути к демонтажу на местном уровне, так и в развитии сетей для решения глобальных проблем. Когда дело доходит до изменения климата, можно даже сказать, что они уже сделали это.

Существует также альтернатива эволюции в сторону глобализованного мира переплетенных сетей, нео-медиа или нет - и это крах. «Большинство иерархических систем имеют тенденцию перенаправлять силу, стоимость и неспособность реагировать своевременно на изменение», - сказал Мартин Шеффер из Университета Вагенингена в Нидерландах. «Получающаяся напряженность может привести к частичному краху». Для национальных государств это может означать все - от нового решающего значения для городов до анархии в иракском стиле.

Военные конфликты могут протекать в нескольких видах.

- Локальная война - война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие);

Непонятные взгляды, без сомнения, но они также имеют положительную сторону. Коллапс, по некоторым словам, является творческим разрушением, которое позволяет создавать новые структуры. Независимо от того, нравится нам это или нет, наши общества уже могут пройти этот переход. Мы все еще не можем представить мир без стран. Но понимание того, что они являются временными решениями для конкретных исторических ситуаций, может помочь нам приспособиться к тому, что нам понадобится в будущем. Независимо от того, выживут ли наши нации или нет, структуры, через которые мы управляем нашими делами, нуждаются в изменении.

- Региональная война - война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе, которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели;

Пришло время использовать наше воображение на работе. После окончания «холодной войны» начинается новое явление - постмодернистская война, возникающая в международной системе. Следует отметить, что не все авторы, занимающиеся этой концепцией, считают конец холодной войны началом постмодернистской войны. Крис Гейтс Грей говорит о росте постмодернистской войны уже в конце мировой войны.

Постмодернистская война не является однозначным термином, и многие другие лейблы появляются в литературе для этой концепции. Концепция постмодерна используется Йиржи Шедивы для обозначения войн, возникших после войны в Персидском заливе, за которыми следуют, например, Марк Даффилд или Майкл Игнатьев. Мэри Калдор использует термины «Старые и новые войны» как новую войну за новый тип организованного насилия, который развивается главным образом в Африке и Восточной Европе и является одним из аспектов нынешней глобализированной эры.

- Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Его терминология очень близка к понятию постмодернистской войны. Элвин Тоффлер и Хайди Тоффлер используют войну Третьей волны для новых войн. По их словам, в войне в Персидском заливе использовались две формы войны - Вторая волновая война и Третья волновая война. В принципе, похожее мнение Грэя заключается в том, что война в Персидском заливе была прорывом в войне. Постмодернистская война также используется Крисом Гейблсом Грей в качестве знака для виртуальных войн, связанных прежде всего с современными технологиями и компьютеризацией войны.

Предполагается что крупномасштабные войны будут иметь следующие характерные черты:

Комплексное применение военной силы, сил и средств невоенного характера;

Массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

Расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

Усиление роли информационного противоборства;

Сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

Повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Современные военные конфликты будут отличаться непредсказуемостью их возникновения, скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей. Будут иметь место заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества, решение на применение военной силы.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие, с одной стороны, будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). Но в случае возникновения крупномасштабной или региональной войны, ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Наиболее вероятными ближайш ими последствия ми военных конфликтов являются :

Гибель, травмы, болезни;

Загрязнение окружающей среды;

Массированное психологическое информационное воздействие;

Нарушение систем управления;

Разрушение систем жизнеобеспечения населения;

Паралич экономики.

Отдаленными последствиями военных конфликтов являются экологические, экономические, медицинские, социальные и демографические последствия.

Экологические последствия проявляются в виде экологического кризиса. Например, масштабное применение американскими войсками химикатов в ходе Второй Индокитайской войны (1961-1975 гг.) привело к тяжелым последствиям. Практически полностью были уничтожены мангровые леса (500 тыс. га), поражено 60 % (около 1 млн га) джунглей и 30 % (более 100 тыс. га) равнинных лесов. С 1960 года урожайность каучуковых плантаций снизилась на 75 %. Американские войска уничтожили от 40 до 100 % посевов бананов, риса, сладкого картофеля, папайи, помидоров, 70 % кокосовых плантаций, 60 % гевеи, 110 тыс. га плантаций казуарины. В пораженных районах из 150 видов птиц осталось 18, произошло почти полное исчезновение земноводных и насекомых, сократилось число рыб в реках и произошло изменение их состава. Был нарушен микробиологический состав почв, отравлены растения. Резко сократилось число видов древесно-кустарниковых пород влажного тропического леса: в пораженных районах остались единичные виды деревьев и несколько видов колючих трав, не пригодных в корм скоту. Изменения в фауне Вьетнама повлекли вытеснение одного вида черных крыс другими видами, являющимися разносчиками чумы в Южной и Юго-Восточной Азии. В видовом составе клещей появились клещи-разносчики опасных болезней. Аналогичные изменения произошли в видовом составе комаров: вместо безвредных комаров-эндемиков появились комары-разносчики малярии.

Экономические последствия это прежде всего бедность и голод.

Медицинские последствия проявляются в виде инвалидности ампутантов и других пострадавших, отдаленных последствия боевых травм головы, постравматической хронической алкогольной зависимости, наркотической зависимости, последствий психических травм, всевозможных психологических последствий.

Социальные последствия в виде усугубления национальной розни, деформации культуры семьи и других негативных проявлений являются следствием любого вооруженного столкновения.

Демографические последствия проявляются в резком снижении доли мужского населения и последующих волн спада рождаемости.



Публикации по теме