Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности. Приобщение детей младшего возраста к социальной действительности

Организация: МОУ «Октябрьская СОШ»

Населенный пункт: Удмуртская Республика, Глазовский р-н, с. Октябрьский

Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение к нему следует сформировать у маленького ребёнка? Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно. Если с плохим и безразличным настроением воспитатель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира – вряд ли он сможет вызвать у них нужные ответные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребёнка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Вот некоторые из важнейших особенностей восприятия окружающего мира детей дошкольного возраста.

Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Ребенок заметит, что муравей тащит веточку задом наперед, что паровоз гудит, а электричка пищит, что мама пришла с работы и не обняла, не поцеловала, потому что маму кто-то обидел. Дети подмечают многие особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, а потом воспроизводят в играх: интонации, голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону.

Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения. Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят знать все. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется, если в три года преобладают вопросы: «что это?», то в четыре года появляются «почему, зачем?», а потом важные очень для развития: «как это происходит, как действует?», правда, стало заметнее, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети 90-х годов.

- Как вы думаете, с чем это связано?

Ответы воспитателей:

- Много информации дети получают из внешних источников: телевидение и интернет.

- Многие молодые родители в силу собственной занятости, стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.

Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают связи между явлениями и фактами. Иногда их заключения верны, а иногда ошибочны. Тут все в порядке, нечего волноваться. Адекватные оценки - это когда, к примеру, положительное явление оценивается детьми положительно, а отрицательное - отрицательно. И все же, как говорил психолог Д.Г. Эконин: «Дети создают собственную картину мира».

- Как вы считаете, влияет ли пол ребенка на восприятие им окружающего мира?

На характер восприятия социального мира определенное явление оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление, событие по-разному его видят, разное в нем запоминают. Например, предлагают обратить внимание на то, какой транспорт движется по тракту, мальчики заметят марки машин, размер, скорость движения. А девочки выделяют цвет автомобиля, женщину за рулем. Нейропсихолог Т.П. Хризман справедливо пишет: «Они по-разному смотрят и видят; слушают и слышат, по-разному говорят и молчат; чувствуют и переживают».

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому сегодня для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью. Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.

Процесс ознакомления детей с социальной действительностью и родным краем осуществляется различными методами и приемами. Целесообразно помнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Более того, как отмечала в свое время А. П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе хороводных и народных игр, наблюдений и таких мероприятий, как «Папы всякие важны, папы разные нужны», «Мама милая моя», «Масленица», «Земля – наш общий дом» и др. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. Дети весьма эмоциональны и поэтому эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

  1. Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Главная функция, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя. Но необходимо помнить, что не любой объект социального мира - средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.
  2. Предметы рукотворного мира , с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса. Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.
  3. Художественная литература является источником знаний и источником чувств. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное». Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства.
  4. Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство . Здесь имеется в виду именно искусство, а не картинки и картины, которые использует воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только «информировать» о каких-то предметах, явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Воспитатель должен составить «социальный портрет» того окружения, в котором находится свое дошкольное учреждение. Сюда может войти описание ближайших социальных объектов: школа, библиотека, клуб, парк, улица. Ребенок знакомится с социальным миром, а наша задача помочь ему войти в современный мир любознательным и активным, эмоционально – отзывчивым, способным управлять своим поведением.

Список использованной литературы:

  1. Козлова С.А., Катаева Л.И. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/ Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. – М., 2002.
  2. Иванова Н.Л., Калинина А.М, Бардинова Е.Ю. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 1998.
  4. Воспитатель ДОУ. – 2013. - №4 – с.98.

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Рассмотрим эти средства с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством я в - „ ляется сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Однако социальная действительность как объективная данность только может быть, но отнюдь не всегда является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым она становится в том случае, если субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, понятны ему, доступны, личностно значимы для него. Например, годовалый ребенок может находиться в гуще социальных событий, острых взаимоотношений, ярких фактов. Является ли при этом социальный мир средством воспитания малыша? Оказывает ли он существенное влияние на социализацию личности? Возможно, но тольк о- через опосредованное воздействие, через близких людей, через их эмоциональное состояние. А собственно познание социальной действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого возраста как бы и не существует, а значит, и не может быть использован в качестве средства воспитания.

С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир. По мере его психического развития становятся глубже познавательные интересы, он начинает понимать причинные связи и зависимости; осознаннее становится проявление чувств. Все это приводит к тому, что на ребенка начинает воздействовать большее количество объектов, фактов, а значит, социальная действительность в большей мере становится средством воспитания.

Следовательно, не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.

Поэтому важными педагогическими задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Воспитатель составляет социальный портрет окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой социальный портрет входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, станция метро и др.); перечень улиц, площадей с указанием названий и кратким обозначением содержания названий; указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться городом, районом (День города, спортивные соревнования, масленица и др.) и в которых дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в дошкольном учреждении и группе (день рождения детского сада, озеленение участка и др.).

Затем педагог выделяет по каждому пункту то, что доступно и педагогически целесообразно для детей его возрастной группы, и закладывает соответствующую работу в перспективный план.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь, можно познакомить детей с деятельностью людей, их взаимоотношениями.

Попробуйте составить социальный портрет дошкольного учреждения, в котором вы проходите педагогическую практику. Покажите, как вы будете использовать его в разных возрастных группах.

Все изложенное выше позволит сделать окружающую социальную действительность средством воспитания и социализации ребенка.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира.

Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.

Чрезвычайно интересно было бы провести анализ игрушек разных эпох (древние и средние века, советский период, настоящее время), выявить основные для каждого временнуго отрезка тенденции.

Известно, что игрушки различны по назначению и по своим потенциальным возможностям как средства познания детьми социального мира. Техническая игрушка помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место среди игрушек, которые способствуют приобщению детей к социальному миру, отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств.

Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления детей с социальной действительностью, представляя ее в материализованном виде, позволяя расширять представления о мире и формировать практические навыки управления им.

Проведите анализ игрушек в группе детского сада с точки зрения того, какую информацию об окружающем мире они несут ребенку. Какими, по-вашему, игрушками следует пополнить игровой набор группы? Обоснуйте свое мнение.

Повторите по курсу дошкольной педагогики виды игрушек, их педагогические функции.

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Художественная литература является одновременно и источником знаний, и источником чувств. Поэтому так важно как можно раньше приобщать детей к литературе. Однако всегда следует помнить, что литература не должна использоваться как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Она самоценна. Крайне важно, - писал В. Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное.

Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства. Поэтому важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические, на темы морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных возможностях детей в области восприятия художественных произведений.

Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство.

Когда речь идет об изобразительном искусстве как средстве познания социального мира, имеется в виду именно искусство, а не картинки и картины, которые использует воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребенка и способны не только информировать о каких-то предметах, явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства. К сожалению, взрослые недооценивают способность ребенка проникать в высокие чувства, прикасаться к подлинному, человеческому. Отбор произведений осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития восприятия изобразительного творчества. Это могут быть, например, картины В.М. Васнецова, И.Е. Репина, А.И. Куинджи, А.А. Иванова, В.Г. Перова.

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию (находятся в пределах порогов информативности), соответствии возрастным возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Рассматривая средства познания как его источник, необходимо определить позицию педагога. Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на источники познания и их восприятие детьми?

С этой точки зрения все средства как источники получения информации можно разделить на три группы. Первая группа - источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (вероятно, это лишь сам взрослый, и то при условии, если он контролирует себя, передавая детям информацию о мире). Вторая группа - источники, поддающиеся частачному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого - педагога, родителя - на сам источник, как правило, отсутствует. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности. и наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может (случайная информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).

Задача педагога - сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы.

Деятельность как познания детьми социальной действительности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Так как каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, то воспитывающий эффект достигается при использовании в педагогическом процессе комплекса деятельностей, логично связанных друг с другом.

Повторите по курсу психологии понятие деятельности и понятие ведущей деятельности.

Рассмотрим деятельность как важное условие приобщения ребенка к социальной действительности.

Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой люди, какие правила и нормы делают это взаимодействие наиболее благоприятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. Важной характеристикой деятельности является и так ая ее о собенность. Деятельность способствует тому, что в ней ребенок не только объект воспитания, воздействия. Он становится субъектом этого процесса, способным активно участвовать как в преобразовании окружающего, так и в самовоспитании. Теории Т. Парсонса и других американских социологов 40-60-х гг., рассматривавших социализацию как процесс социальной адаптации, приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм и правил, отличались недооценкой собственной активности личности на всех этапах ее развития. В процессе социализации индивиды, как мы уже говорили ранее, не просто адаптируются к среде, но и проявляют себя в конкретной содержательной деятельности как активные самостоятельные преобразователи. Именно такое понимание роли деятельности в развитии и социализации личности ребенка принято и разрабатывается в отечественной педагогике и психологии сегодня. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании социального мира. Попробуйте за ребенка сделать какое-нибудь мало-мальски сложное дело - он заплачет. Он хочет сам... И кто смолоду больше делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее. (В. М. Шукшин).



Деятельность также обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка как существо высшее, социальное.

И наконец, деятельность служит своего рода школой чувств. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности.

Эти объективные характеристики могут реализовываться при определенных условиях: социализации способствует та деятельность, которая специфична для детства и для каждого периода развития ребенка. Так, для малыша первого года жизни - это общение и предметная деятельность, а для пятилетнего ребенка - игра. И если педагог не учитывает данную особенность, то он или задерживает ребенка на какой-то деятельности, или стремится опередить развитие деятельности, к которой тот пока еще не готов. Здесь полезно вспомнить закон амплификации развития, о котором говорил А В. Запорожец. В обоих случаях взрослый - педагог, родитель - вредит нормальному ходу социализации.

Важным условием является и то, что деятельность должна быть содержательной. Иначе говоря, ее содержание должно нести ребенку какую-то развивающую информацию и быть для него интересным.

Полезна также такая деятельность, которая стимулирует творчество.

Можно выделить по меньшей мере три педагогические задачи, которые решаются через целенаправленную организованную деятельность детей:

закрепление формирующихся оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;

приобретение ребенком опыта жизни среди людей - сверстников, взрослых; осознание им важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействия и деятельности;

удовлетворение стремления ребенка к образу жизни взрослых, к участию в ней.

Каждый вид деятельности - общение, предметная деятельность, игра, труд, обучение, художественная деятельность - заключает в себе потенциальные педагогические возможности. Важно знать эти возможности и помнить о них в процессе воспитания ребенка.

С учетом названных выше задач все виды деятельности ребенка можно объединить в две группы. Кпервой груп-п е относятся те виды деятельности, которые позволяют ребенку входить в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему недоступно. Эта деятельность, как правило, является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др. Малыш отражает в ней приобретенные впечатления. И хотя деятельность, о которой мы говорим, в большей мере плод фантазии, воображения, она важна для социализирующейся личности - воображение снимает барьеры, воздвигаемые реальностью. К первой группе можно отнести игру и изобразительную деятельность.

Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности (А. Н. Леонтьев). Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т. е. необходимо обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным потенциалом. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений.

В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Общественная жизнь детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества. От содержания игры зависят мысли и чувства играющих детей, их поведение, отношение друг к-другу.

Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как обычно дети отражают в игре то, что их особенно поразило, произвело на них впечатление, то неудивительно, что темой спонтанно возникающих детских игр может стать и яркое, но отрицательное явление или факт. Поэтому вопрос о руководстве. детскими играми является очень важным.

Составьте таблицу тематики детских игр в определенные исторические периоды. Сравните тематику и объясните причины появления каждой темы в конкретный период. Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Исследователи детского изобразительного творчества (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Е. И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. В. Компанцева и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации. Детское изобразительное творчество, - писала Е.А. Флерина, - мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. В. С. Мухина рассматривает изобразительную деятельность как форму усвоения социального опыта. Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни. Конечно, уровень развития навыков изобразительной деятельности не дает дошкольникам возможности адекватно отражать наблюдаемое. Однако дети компенсируют свои неумения эмоциональным рассказом о содержании своих рисунков, действиями. Сам процесс рисования (лепки или др.) у дошкольника часто сопровождается выражением отношения к отображаемому. Он как бы соединяет рисование с игрой. Р. И. Жуковская ввела в дошкольную падагогику термин игра-рисование, обозначив им такое состояние ребенка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает.

Таким образом изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, как ребенок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь и т. д.

Итак, деятельность отражения позволяет ребенку с помощью работы фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его, однако она не дает ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни.

Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным как будто, а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества. В такой деятельности у ребенка изменяются мотивационно-потребно-стная сфера, самооценка, появляется уверенность в собственных силах, в способности получить реальный результат.

Итак, ко второй группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т. д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т. п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

И наконец, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребенок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

В последние годы из программ воспитания детей дошкольного возраста исчезли задачи трудового воспитания. Это обстоятельство может привести к серьезным отрицательным последствиям.

К. Д. Ушинский писал: Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, - научить его трудиться. Задумайтесь над этими мудрыми словами. Как вы их понимаете? Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. В классической психологии и педагогике наблюдение не относят к виду деятельности ребенка, хотя в процессе познания социального мира оно выполняет функцию деятельности: у малыша есть мотив, цель, своеобразный процесс и результат. Часто наблюдение осуществляется детьми неосознанно. Однако и дошкольник может наблюдать за событиями, конкретными проявлениями человека (его деятельность, взаимоотношения с другими людьми) осознанно. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Наблюдение обогащает социальный опыт детей. Именно из него ребенок черпает материал для формирующегося миропонимания, для своей картины мира. В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Однако оградить подрастающего человека от внешнего мира нельзя, невозможно посадить его под педагогический колпак. То, что ребенок наблюдает в окружающей жизни, формирует у него оценочное отношение к социальному миру. При этом оценка будет касаться как наблюдаемого, так и тех педагогических установок, которые дети получают от взрослых. Последнее обстоятельство требует от взрослых особой ответственности перед детьми.

Как воспитатель может использовать социальный опыт ребенка, приобретенный им в процессе наблюдений, для формирования оценочного отношения к действительности?

Роль наблюдения как социализирующего фактора усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, т. е. ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (совместная трудовая деятельность, участие в праздниках и др.). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдают за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются или грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков.

Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать малышу социальный опыт, а ребенку - принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития. Общение всегда происходит при условии взаимного желания общаться, и этот эмоциональный фон усиливает качество восприятия. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др. Общение может происходить по поводу какой-либо деятельности, и тогда оно сопровождает ее и уже не является самоцелью. Однако, как показывают исследования М. И. Лисиной, А. Г. Рузской др., и в дошкольном возрасте общение может быть самостоятельной деятельностью. И в том и в другом случае оно продуктивно для социализации личности ребенка.

Сделайте анализ технологии общения, предложенной Р. Кэм-беллом в его книге Как на самом деле любить детей (М., 1992).

В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность, которая также важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Осознанности усвоения помогает именно то, что воспитатель опирается на процесс формирования учебной деятельности и учитывает особенности обучения детей дошкольного возраста. На эти особенности указывала А. П. Усова. Она выделила четыре характерные особенности обучения дошкольников. Первая особенность - это обучение словом. В отношении детей дошкольного возраста обучение словом - не метод, а основополагающий фактор, главное связующее звено между ребенком и социальным миром. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей.

Второй особенностью является то, что в обучении слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт.

Обучение дошкольников также должно затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний.

Еще одна особенность обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что оно организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами, организованными в единый педагогический процесс.

Елена Разумцова
Средства приобщения детей к социальной действительности

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Термин социокультурный состоит из двух основ : «социо » - значит общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутреннего его развития; «культурный» - относящийся к культуре. Таким образом, понятие «социокультурный » предполагает, что личность объединяет основные характеристики современного ей общества и культурного наследия. Другими словами, рассмотрение любого социального явления сегодня невозможно вне ценностей культуры.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия.

Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность» , предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому сегодня для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью .

Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью .

Социализация – это процесс , который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица , усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию , умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах .

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации . Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности .

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка , взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети : чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род » , подготавливает детей к труду . Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой технике, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

В ходе социально -исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром , усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе , содержании и назначении в человеческом обществе.

Социальна игра и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит его играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения и т . д.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переходит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение , становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.

Процесс ознакомления детей с социальной действительностью и родным краем осуществляется различными методами и приемами. Целесообразно помнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Более того, как отмечала в свое время А. П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений и других мероприятий. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий.

Средства приобщения детей к социальной действительности :

Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность . Она не только объект изучения, но средство , воздействующее на ребёнка , питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания , а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении . В предмете заложен социальный опыт человека , уровень развития общества, технического прогресса.

Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная) . Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества , его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств .

Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств .

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка , вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром , правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально -эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Успешная реализация программ по социальному развитию возможна только при условии учета особенностей социально -эмоционального развития дошкольников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка. Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.

Мухина Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Ёлочка"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Средство ознакомления детей с социальной действительностью
Дата публикации: 11.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Средство ознакомления детей с социальной действительностью

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во

многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Рассмотрим эти средства

с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения

педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного

возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства

обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти

друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством я вляется сама социальная

действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на

ребенка, питающее его ум и душу.

конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главная функция, которая

возлагается на это средство, - показать детям социальный мир изнутри и помочь

ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского

сообщества, участника событий, преобразователя.

Однако социальная

действительность как объективная данность только может быть, но отнюдь не всегда

является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым она

становится в том случае, если субъекты, объекты, факты, события, с которыми

встречается ребенок, понятны ему, доступны, личностно значимы для него. Например,

годовалый ребенок может находиться в гуще социальных событий, острых

взаимоотношений, ярких фактов. Является ли при этом социальный мир средством

воспитания малыша? Оказывает ли он существенное влияние на социализацию

личности? Возможно, но только через опосредованное воздействие, через близких

людей, через их эмоциональное состояние. А собственно познание социальной

действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через

общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого

возраста как бы и не существует, а значит, и не может быть использован в качестве

средства воспитания.

С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир. По мере его

психического развития становятся глубже познавательные интересы, он начинает

понимать причинные связи и зависимости; осознаннее становится проявление чувств.

Все это приводит к тому, что на ребенка начинает воздействовать большее количество

объектов, фактов, а значит, социальная действительность в большей мере становится

средством воспитания.

Следовательно, не любой объект социального мира является средством

воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком

определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной

методики.

Поэтому важными педагогическими задачами являются анализ и отбор из

социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий

потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Воспитатель составляет социальный портрет окружения, в котором находится

дошкольное учреждение. В такой социальный портрет входят: описание социальных

объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, станция метро и др.);

перечень улиц, площадей с указанием названий и кратким обозначением содержания

названий; указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться

городом, районом (День города, спортивные соревнования, масленица и др.) и в которых

дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в

дошкольном учреждении и группе (день рождения детского сада, озеленение участка и

Затем педагог выделяет по каждому пункту то, что доступно и педагогически

целесообразно для детей его возрастной группы, и закладывает соответствующую

работу в перспективный план.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь, можно

познакомить детей с деятельностью людей, их взаимоотношениями.

Попробуйте составить социальный портрет дошкольного учреждения, в котором

вы проходите педагогическую практику. Покажите, как вы будете использовать его в

разных возрастных группах.

Все изложенное выше позволит сделать окружающую социальную

действительность средством воспитания и социализации ребенка.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы

рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем

непосредственном окружении.

В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества,

отражен уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому

предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен,

поэтому и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по

свойствам, качествам, функциям.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания

социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать

предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст

малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно

Для данного ребенка - станет средством познания мира.

Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирующиеся

потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с

другими людьми.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже

является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок

познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень

технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности

и идеологические установки.

Чрезвычайно интересно было бы провести анализ игрушек разных эпох (древние

и средние века, советский период, настоящее время), выявить основные для каждого

временного отрезка тенденции.

Известно, что игрушки различны по назначению и по своим потенциальным

возможностям как средства познания детьми социального мира. Техническая игрушка

помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами

управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на

окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых,

их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным

корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место

среди игрушек, которые способствуют приобщению детей к социальному миру,

отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств.

Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления

детей с социальной действительностью, представляя ее в материализованном виде,

позволяя расширять представления о мире и формировать практические навыки

управления им.

Проведите анализ игрушек в группе детского сада с точки зрения того, какую

информацию об окружающем мире они несут ребенку. Какими, по-вашему, игрушками

следует пополнить игровой набор группы? Обоснуйте свое мнение.

Повторите по курсу дошкольной педагогики виды игрушек, их педагогические

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют

художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Художественная литература является одновременно и источником знаний, и

источником чувств. Поэтому так важно как можно раньше приобщать детей к

литературе. Однако всегда следует помнить, что литература не должна использоваться

как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Она самоценна. Крайне важно,

Писал В. Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто

достойное уважения, благородное и возвышенное.

Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному

миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во

внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся

личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства. Поэтому

важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины,

басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические, на темы

морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных

возможностях детей в области восприятия художественных произведений.

Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от

иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к

социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство.

Когда речь идет об изобразительном искусстве как средстве познания

социального мира, имеется в виду именно искусство, а не картинки, которые использует

воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают

душу даже маленького ребенка и способны не только информировать о каких-то

предметах, явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства. К

сожалению, взрослые недооценивают способность ребенка проникать в высокие

чувства, прикасаться к подлинному, человеческому. Отбор произведений

осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития

восприятия изобразительного творчества..

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью

разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно

лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания

они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию

(находятся в пределах порогов информативности), соответствии возрастным

возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Рассматривая средства познания как его источник, необходимо определить

позицию педагога. Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на

источники познания и их восприятие детьми?

С этой точки зрения все средства как источники получения информации можно

разделить на три группы. Первая группа - источники, получение информации из

которых вполне контролируется и управляется взрослым (вероятно, это лишь сам

взрослый, и то при условии, если он контролирует себя, передавая детям информацию о

мире). Вторая группа - источники, поддающиеся частичному управлению со стороны

взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом

влияние взрослого - педагога, родителя - на сам источник, как правило, отсутствует.

Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности. и

наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять

практически не может (случайная информация, которую ребенок может получить из

общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...