Приобщение ребенка к социальному миру. Семинар практику м для воспитателей «ознакомление детей дошкольного возраста с социальной действительностью

Деятельность как познания детьми социальной действительности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Так как каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, то воспитывающий эффект достигается при использовании в педагогическом процессе комплекса деятельностей, логично связанных друг с другом.

Повторите по курсу психологии понятие деятельности и понятие ведущей деятельности.

Рассмотрим деятельность как важное условие приобщения ребенка к социальной действительности.

Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой люди, какие правила и нормы делают это взаимодействие наиболее благоприятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. Важной характеристикой деятельности является и так ая ее о собенность. Деятельность способствует тому, что в ней ребенок не только объект воспитания, воздействия. Он становится субъектом этого процесса, способным активно участвовать как в преобразовании окружающего, так и в самовоспитании. Теории Т. Парсонса и других американских социологов 40-60-х гг., рассматривавших социализацию как процесс социальной адаптации, приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм и правил, отличались недооценкой собственной активности личности на всех этапах ее развития. В процессе социализации индивиды, как мы уже говорили ранее, не просто адаптируются к среде, но и проявляют себя в конкретной содержательной деятельности как активные самостоятельные преобразователи. Именно такое понимание роли деятельности в развитии и социализации личности ребенка принято и разрабатывается в отечественной педагогике и психологии сегодня. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании социального мира. Попробуйте за ребенка сделать какое-нибудь мало-мальски сложное дело - он заплачет. Он хочет сам... И кто смолоду больше делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее. (В. М. Шукшин).



Деятельность также обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка как существо высшее, социальное.

И наконец, деятельность служит своего рода школой чувств. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности.

Эти объективные характеристики могут реализовываться при определенных условиях: социализации способствует та деятельность, которая специфична для детства и для каждого периода развития ребенка. Так, для малыша первого года жизни - это общение и предметная деятельность, а для пятилетнего ребенка - игра. И если педагог не учитывает данную особенность, то он или задерживает ребенка на какой-то деятельности, или стремится опередить развитие деятельности, к которой тот пока еще не готов. Здесь полезно вспомнить закон амплификации развития, о котором говорил А В. Запорожец. В обоих случаях взрослый - педагог, родитель - вредит нормальному ходу социализации.

Важным условием является и то, что деятельность должна быть содержательной. Иначе говоря, ее содержание должно нести ребенку какую-то развивающую информацию и быть для него интересным.

Полезна также такая деятельность, которая стимулирует творчество.

Можно выделить по меньшей мере три педагогические задачи, которые решаются через целенаправленную организованную деятельность детей:

закрепление формирующихся оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;

приобретение ребенком опыта жизни среди людей - сверстников, взрослых; осознание им важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействия и деятельности;

удовлетворение стремления ребенка к образу жизни взрослых, к участию в ней.

Каждый вид деятельности - общение, предметная деятельность, игра, труд, обучение, художественная деятельность - заключает в себе потенциальные педагогические возможности. Важно знать эти возможности и помнить о них в процессе воспитания ребенка.

С учетом названных выше задач все виды деятельности ребенка можно объединить в две группы. Кпервой груп-п е относятся те виды деятельности, которые позволяют ребенку входить в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему недоступно. Эта деятельность, как правило, является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др. Малыш отражает в ней приобретенные впечатления. И хотя деятельность, о которой мы говорим, в большей мере плод фантазии, воображения, она важна для социализирующейся личности - воображение снимает барьеры, воздвигаемые реальностью. К первой группе можно отнести игру и изобразительную деятельность.

Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности (А. Н. Леонтьев). Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т. е. необходимо обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным потенциалом. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений.

В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Общественная жизнь детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества. От содержания игры зависят мысли и чувства играющих детей, их поведение, отношение друг к-другу.

Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как обычно дети отражают в игре то, что их особенно поразило, произвело на них впечатление, то неудивительно, что темой спонтанно возникающих детских игр может стать и яркое, но отрицательное явление или факт. Поэтому вопрос о руководстве. детскими играми является очень важным.

Составьте таблицу тематики детских игр в определенные исторические периоды. Сравните тематику и объясните причины появления каждой темы в конкретный период. Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Исследователи детского изобразительного творчества (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Е. И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. В. Компанцева и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации. Детское изобразительное творчество, - писала Е.А. Флерина, - мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. В. С. Мухина рассматривает изобразительную деятельность как форму усвоения социального опыта. Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни. Конечно, уровень развития навыков изобразительной деятельности не дает дошкольникам возможности адекватно отражать наблюдаемое. Однако дети компенсируют свои неумения эмоциональным рассказом о содержании своих рисунков, действиями. Сам процесс рисования (лепки или др.) у дошкольника часто сопровождается выражением отношения к отображаемому. Он как бы соединяет рисование с игрой. Р. И. Жуковская ввела в дошкольную падагогику термин игра-рисование, обозначив им такое состояние ребенка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает.

Таким образом изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, как ребенок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь и т. д.

Итак, деятельность отражения позволяет ребенку с помощью работы фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его, однако она не дает ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни.

Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным как будто, а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества. В такой деятельности у ребенка изменяются мотивационно-потребно-стная сфера, самооценка, появляется уверенность в собственных силах, в способности получить реальный результат.

Итак, ко второй группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т. д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т. п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

И наконец, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребенок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

В последние годы из программ воспитания детей дошкольного возраста исчезли задачи трудового воспитания. Это обстоятельство может привести к серьезным отрицательным последствиям.

К. Д. Ушинский писал: Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, - научить его трудиться. Задумайтесь над этими мудрыми словами. Как вы их понимаете? Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. В классической психологии и педагогике наблюдение не относят к виду деятельности ребенка, хотя в процессе познания социального мира оно выполняет функцию деятельности: у малыша есть мотив, цель, своеобразный процесс и результат. Часто наблюдение осуществляется детьми неосознанно. Однако и дошкольник может наблюдать за событиями, конкретными проявлениями человека (его деятельность, взаимоотношения с другими людьми) осознанно. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Наблюдение обогащает социальный опыт детей. Именно из него ребенок черпает материал для формирующегося миропонимания, для своей картины мира. В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Однако оградить подрастающего человека от внешнего мира нельзя, невозможно посадить его под педагогический колпак. То, что ребенок наблюдает в окружающей жизни, формирует у него оценочное отношение к социальному миру. При этом оценка будет касаться как наблюдаемого, так и тех педагогических установок, которые дети получают от взрослых. Последнее обстоятельство требует от взрослых особой ответственности перед детьми.

Как воспитатель может использовать социальный опыт ребенка, приобретенный им в процессе наблюдений, для формирования оценочного отношения к действительности?

Роль наблюдения как социализирующего фактора усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, т. е. ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (совместная трудовая деятельность, участие в праздниках и др.). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдают за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются или грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков.

Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать малышу социальный опыт, а ребенку - принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития. Общение всегда происходит при условии взаимного желания общаться, и этот эмоциональный фон усиливает качество восприятия. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др. Общение может происходить по поводу какой-либо деятельности, и тогда оно сопровождает ее и уже не является самоцелью. Однако, как показывают исследования М. И. Лисиной, А. Г. Рузской др., и в дошкольном возрасте общение может быть самостоятельной деятельностью. И в том и в другом случае оно продуктивно для социализации личности ребенка.

Сделайте анализ технологии общения, предложенной Р. Кэм-беллом в его книге Как на самом деле любить детей (М., 1992).

В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность, которая также важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Осознанности усвоения помогает именно то, что воспитатель опирается на процесс формирования учебной деятельности и учитывает особенности обучения детей дошкольного возраста. На эти особенности указывала А. П. Усова. Она выделила четыре характерные особенности обучения дошкольников. Первая особенность - это обучение словом. В отношении детей дошкольного возраста обучение словом - не метод, а основополагающий фактор, главное связующее звено между ребенком и социальным миром. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей.

Второй особенностью является то, что в обучении слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт.

Обучение дошкольников также должно затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний.

Еще одна особенность обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что оно организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами, организованными в единый педагогический процесс.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Средства приобщения детей к социальной действительности

Для того чтобы реализовать свой потенциал во взрослой жизни, маленькому человека, пришедшему в детский сад, необходимо изначально успешно адаптироваться в мире людей. В наше время проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью.

Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детейдошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети : чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери» …

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род» , подготавливает детей к труду. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.

Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная) . Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.

Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает.

В первую очередь педагог знакомит детей с предметным миром, а точнее знакомит детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Далее р ебенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей. На последнем этапе в освоении ребенком предметного мира (спонтанно-исследовательский и преобразующий) дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

В детском саду для приобщения детей к социальной действительности используют различные дидактическии игры.

Ребенок и социум

Информационное сопровождение темы: В педагогическом словаре-справочнике социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Процесс социализации включает совокупность четырех составляющих:

Стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями;

Относительно направляемая социализация - когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и (или) социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в вооруженных силах, возраст выхода на пенсию и т.д.);

Относительно социально контролируемая социализация - планомерное создание обществом и государством организационных, материальных и духовных условий для развития (воспитания) человека;

Самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.

В отечественной педагогике проблему «социализации» раскрывали: Л.С. Выготский, Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Т.Д. Репина, Д.И.Фельдштейн и др. Л.С. Выготский, как и многие психологи, вслед за Ж.Пиаже пытался из индивидуального поведения ребенка вывести социальное. Заслуга Л.С. Выготского в том, что он первый заявил, что социальное и индивидуальное в развитии ребенка не противостоят друг другу как отдельно функционирующее внешне и внутреннее. Это две формы существования одной и той же высшей психической функции. Поэтому в процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, а организует собственное поведение по тому социальному образцу, которые освоил во взаимодействии со взрослыми, как выражается Л.С. Выготский, «сотрудничество сознания». А.Б. Залкинд, в отличие от Л.С.Выготского утверждал, что ребенок – прямой продукт средовых влияний, они обуславливают и социализацию и воспитание. По его мнению, социализация заключается в приспособлении к среде ребенком, в выработке навыков соответствующего поведения, чтобы установить некоторое равновесие со средой.



Исследования П.А. Кропоткина, Н.А. Рубакина, Э.Дюркгейма, М.Вебера, С.Г. Шацкого и других показали, что превращение человека из биологического существа в социальное есть специфический процесс социализации, который имеет свои особенности и закономерности. И.С. Кон определяет процесс социализации как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. А.В. Мудрик понимает социализацию - как, «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром».

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живёт. Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Важное место в разработке проблем социализации детей дошкольного возраста занимают работы И.С. Кона. По его утверждению: «Многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребенок усваивает и производит определенную сумму знаний норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности ребенка. Современные исследования позволяют уточнить термин «социализация» с точки зрения субъект-субъектной позиции индивида в процессе его приобщения к социально-историческому опыту. Во-первых, социализация может быть представлена как процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления ребёнка, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия. В первом случае ребёнок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности.

Г.М. Андреева. Е.П. Белинская, Б.П. Битинис, Л. Колберг, И.. Кон) в качестве основания содержания социализации выделяют социальные идеи, символы, ценности и установки, социальные навыки поведения и модели поведения. Л.В. Коломийченко считает, что социализация – это 1)процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания и 2) реальное содержание взросления ребёнка в котором осуществляется становления значимого в индивидуальности субъектов активного творческого социального действия. В первом случае ребёнок выступает как объект усвоения и приобретения социального опыта. Во втором случае субъектом собственной творческой деятельности. Результатом, средством одного из аспектов социализации, Л.В. Коломийченко, считает социальное развитие личности.

Эти составляющие содержания обобщенного социального опыта в процессе социализации преобразуются во внутренние преобразования личности – интериаризуются (процесс освоения ребенком выработанных обществом норм, ценностей, установок, представлений). У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (Образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни) и т.д. Интериаризуясь, социальные идеи и образы не просто усваиваются ими на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание личности. Констатируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс становления человека сложен: каждый отдельный индивид становится человеком в результате социализации.

Социализация ребенка дошкольного возраста – это его способность адекватно ориентироваться в социальном окружении, осознавая самоценность собственной личности и других людей, выражая чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Вопросы внутреннего самоопределения ребенка, соотношения внешних воздействий и внутренних условий их реализации, внешних и внутренних детерминант, механизмы социального развития ребенка поднимались в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, К. Обуховского и др.

А.В. Запорожец большое внимание в своих исследованиях уделял мотивационно-смысловой ориентации как особой внутренней деятельности и ее роли в развитии взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Исследования М.И. Лисиной, Т.Д. Репиной, Е.К. Золотаревой, А.Д. Кошелевой, Л.В. Коломийченко позволяют рассматривать социальную ориентацию отправным моментом взаимодействия. В ее структуре определяются следующие компоненты: социальная перцепция, осуществляемая по разным основаниям (видовые, родовые, половые, национальные, этнические особенности), предвосхищающее воображение, связанное с мысленным «пристраиванием» хода развития ситуации взаимодействия, «запускающие» эмоции (либо провоцирующие, либо блокирующие дальнейший ход взаимодействия).

По мнению В.А.Сухомлинского познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество становится его членом. Этот процесс приобщения ребенка к обществу, следовательно, процесс формирования личности и называется социализацией: «Опыт убеждает, что правильная социализация основывается на богатстве, идейной полноценности эмоциональной жизни».На начальных этапах социализации, то есть в дошкольном детстве, по мнению В.А. Сухомлинского в сознании детей еще трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. Поэтому семья - по его мнению, была одним из значимых факторов социализации детей дошкольного возраста.

По мнению Д.И. Фельдштейна, процесс присвоения ребенком социальных норм и по своему содержанию представляет единство и одновременно постоянное воспроизведение противоречия двух сторон: социализации и индивидуализации: социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение, (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта. Личность представляет собой постепенное поэтапное индивидуальное приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития.

Социальное развитие - «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества». Социальное развитие – это сложное явление в ходе, которого происходит усвоение ребёнком норм человеческого общежития и утверждения себя как социального субъекта. Основная цель социального развития - это адаптация индивида к общественной социальной действительности.

При рассмотрении дошкольного детства правомернее использовать понятие «социальное развитие», так как в дошкольном возрасте мы имеем дело с постоянно растущей личностью ребенка. При этом развитие понимается как совокупность закономерных изменений в личности, которое приводит к появлению нового качества. По мнению многих ученых, истоки развития ребенка заложены в его биологической природе в виде наследственных механизмов. При этом изменения в личности в дошкольном детстве происходят как под воздействием внешней среды (под влиянием родителей, педагогов, предметно-развивающей среды, и др.), так и внутренней работы индивида над собой. В присвоении общественной сущности человека заключается главный смысл социального развития ребенка – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризированных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем». Таким образом, социализация – это процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого индивид адаптируется к внешним условиям, а также формируется как субъект общественных отношений. В этом процессе личность не только усваивает социальный опыт, но и активно его перерабатывает, избирательно относится к внешним воздействиям.

При этом под социальным развитием дошкольника понимается процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребенком в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза.

А.В.Мудрик выделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные социально-психологические. Рассмотрим каждый из них в аспекте формирования социальной компетентности дошкольника.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикета, символики, связанные с телом, полоролевым поведением, осваивает элементарные гигиенические навыки, развивает и реализует физические задатки. В связи с этим необходимо выделить из социальной компетентности общекультурные, физические компетенции, на основе которых формируются такие качества, как ловкость, гибкость, быстрота, аккуратность, вежливость, самопознание своего «Я» как определенного пола.

Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. В этом возрасте происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых. Как поступают взрослые – так и ребенок, он всей душой и зрением открыт на то, чтобы брать пример со взрослых. Дошкольник может проявлять доброту, внимание, заботу, уметь просить о помощи и оказывать ее, осваивать трудовые навыки, проявлять желание вести себя правильно по отношению к окружающей жизни, контролировать свое поведение. Но это произойдет на качественном уровне только тогда, когда рядом оказываются значимые взрослые. Многие пороки взрослых исходят из дошкольного детства, когда происходит духовное становление личности, доминантное новообразование под влиянием взрослого. Решение данных задач позволяют выделить познавательные, ценностно-смысловые и коммуникативные компетенции, формирование которых предполагает становление таких качеств, как милосердие, взаимопонимание, взаимовыручка и взаимопомощь, сотрудничество.

Социально-психологические связаны со становлением сознания личности. На этапе дошкольного детства самосознание можно рассматривать как достижение определенной меры самопознания и определенного уровня самоуважения. Внутренние источники развития определяют саморазвитие личности. Для социального развития это наиболее значимый компонент, так как он связан с самостоятельным осмыслением социально-культурного опыта. При этом личностное всегда принадлежит носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ, благодаря деятельности его сознания, способности личности к рефлексии собственного «Я». Полное управление развитием личности извне нерезультативно, так как не учитывает желание и возможности самого ребенка, поэтому его необходимо сочетать с управлением изнутри, подразумевающего организацию деятельности, общение, проектировку отношений, возникающую в среде, в которой находится растущая личность. На основании этого можно выделить личностные компетенции, которые связаны с формированием таких качеств, как самостоятельность, инициатива, креативность, самопознание, социальная активность, способность к самоизменению.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие осуществляется под воздействием значимого Другого, ведущего малыша в общество. «Речь идет не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как к соучастникам их деятельности». Детство – это не «социальный питомник» (Д.И.Фельдштейн), а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые. Дошкольник, познающий жизнь, особенно нуждается в обретении взрослых смыслов жизни. Активное постижение смыслов жизни у ребенка данной возрастной группы происходит через вопросы к взрослому или в игре как ведущей деятельности дошкольника. Внешне это выражается ролевыми играми во взрослых: в дочки-матери, продавцов-покупателей, автомобилистов и др. - они постигают жизнь взрослых и постигают ее по самой сути.

Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми. Дошкольник как член социума постоянно включен в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Ребенок «включен» в другого человека и через эту включенность развивается как личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединено у ребенка со значимым Другим: родителями, воспитателями, сверстниками. Исходя из вышесказанного, социальное развитие ребенка можно определить как количественные и качественные изменения социальных знаний, социально ценностных качеств и свойств, позволяющих ребенку ориентироваться в различных ситуациях и добиваться позитивной самореализации путем обретения ребенком собственного опыта общения и взаимодействия.

Итак, анализ теоретических трудов и практики по проблеме социального развития детей позволяет сделать следующие выводы:

Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;

Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в активной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми, формирующей навык в процессе многократного повторения способов совершения отдельных действий;

Социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном образовательном процессе;

Эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом особенностей дошкольников.

С.А Козловой разработаны подходы к ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Она выделяет:

Задачи, направленные на развитие ребенка :

Формирование у детей представлений о социальном мире и о самих себе в нем;

Воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям и явлениям, фактам в нем происходящим;

Формирование активной позиции, оптимистического мироощущения и способности к преобразованиям, творчеству.

Задачи, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка:

Разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка при ознакомлении с социальной действительностью;

Использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности ребенка и разных форм организации.

Методы ознакомления с социальной действительностью (по С.А.Козловой)

Группы методов Виды методов и приемов
1.Методы, повышающие познавательную активность Элементарный и каузальный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирования, логические задачи, экспериментирование и опыты, вопросы, повторения
2.Методы, направленные на повышение эмоциональной активности Игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны
3. Методы, способствующие установлению связей между разными видами деятельности Прием предложения и и обучения способу установления связи, перспективное планирование, прием опосредованного переключения на другую деятельность
4.Методы коррекции и уточнения представлений о социальном мире Методы повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирования, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, прием повторного выполнения задания, ситуация выбора

Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.

Подготовила Мишагина Надежда Михайловна Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» Майнского района Ульяновской области

Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена взрослые учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.

Таким образом, проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, которые изучают возрастные особенности социализации, становления человека человеком. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

В приказе чётко указаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. Она должна быть направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

На первый план выходит социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная задача педагога - показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку понять свое место в этом мире как члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет проходить через действия с предметами, через общение. Поэтому, важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания и социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Рассмотрим эти средства с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Главная функция, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир изнутри и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.

Но, не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию (находятся в пределах порогов информативности) , соответствии возрастным возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Главное значение использования средств приобщения к социальной действительности в процессе социально – коммуникативного развития в том, что оно даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает коммуникативные способности, открывает большие возможности для детского фантазирования, а также способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Важно отметить, что такая работа по социально – коммуникативному развитию, проводимая с детьми в дошкольном возрасте, учитывая сензитивный период, поможет детям в дальнейшем стать полноправным членом нашего общества.

Мухина Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Ёлочка"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Средство ознакомления детей с социальной действительностью
Дата публикации: 11.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Средство ознакомления детей с социальной действительностью

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во

многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Рассмотрим эти средства

с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения

педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного

возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства

обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти

друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством я вляется сама социальная

действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на

ребенка, питающее его ум и душу.

конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главная функция, которая

возлагается на это средство, - показать детям социальный мир изнутри и помочь

ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского

сообщества, участника событий, преобразователя.

Однако социальная

действительность как объективная данность только может быть, но отнюдь не всегда

является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым она

становится в том случае, если субъекты, объекты, факты, события, с которыми

встречается ребенок, понятны ему, доступны, личностно значимы для него. Например,

годовалый ребенок может находиться в гуще социальных событий, острых

взаимоотношений, ярких фактов. Является ли при этом социальный мир средством

воспитания малыша? Оказывает ли он существенное влияние на социализацию

личности? Возможно, но только через опосредованное воздействие, через близких

людей, через их эмоциональное состояние. А собственно познание социальной

действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через

общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого

возраста как бы и не существует, а значит, и не может быть использован в качестве

средства воспитания.

С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир. По мере его

психического развития становятся глубже познавательные интересы, он начинает

понимать причинные связи и зависимости; осознаннее становится проявление чувств.

Все это приводит к тому, что на ребенка начинает воздействовать большее количество

объектов, фактов, а значит, социальная действительность в большей мере становится

средством воспитания.

Следовательно, не любой объект социального мира является средством

воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком

определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной

методики.

Поэтому важными педагогическими задачами являются анализ и отбор из

социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий

потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Воспитатель составляет социальный портрет окружения, в котором находится

дошкольное учреждение. В такой социальный портрет входят: описание социальных

объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, станция метро и др.);

перечень улиц, площадей с указанием названий и кратким обозначением содержания

названий; указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться

городом, районом (День города, спортивные соревнования, масленица и др.) и в которых

дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в

дошкольном учреждении и группе (день рождения детского сада, озеленение участка и

Затем педагог выделяет по каждому пункту то, что доступно и педагогически

целесообразно для детей его возрастной группы, и закладывает соответствующую

работу в перспективный план.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь, можно

познакомить детей с деятельностью людей, их взаимоотношениями.

Попробуйте составить социальный портрет дошкольного учреждения, в котором

вы проходите педагогическую практику. Покажите, как вы будете использовать его в

разных возрастных группах.

Все изложенное выше позволит сделать окружающую социальную

действительность средством воспитания и социализации ребенка.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы

рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем

непосредственном окружении.

В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества,

отражен уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому

предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен,

поэтому и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по

свойствам, качествам, функциям.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания

социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать

предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст

малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно

Для данного ребенка - станет средством познания мира.

Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирующиеся

потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с

другими людьми.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже

является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок

познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень

технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности

и идеологические установки.

Чрезвычайно интересно было бы провести анализ игрушек разных эпох (древние

и средние века, советский период, настоящее время), выявить основные для каждого

временного отрезка тенденции.

Известно, что игрушки различны по назначению и по своим потенциальным

возможностям как средства познания детьми социального мира. Техническая игрушка

помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами

управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на

окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых,

их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным

корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место

среди игрушек, которые способствуют приобщению детей к социальному миру,

отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств.

Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления

детей с социальной действительностью, представляя ее в материализованном виде,

позволяя расширять представления о мире и формировать практические навыки

управления им.

Проведите анализ игрушек в группе детского сада с точки зрения того, какую

информацию об окружающем мире они несут ребенку. Какими, по-вашему, игрушками

следует пополнить игровой набор группы? Обоснуйте свое мнение.

Повторите по курсу дошкольной педагогики виды игрушек, их педагогические

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют

художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Художественная литература является одновременно и источником знаний, и

источником чувств. Поэтому так важно как можно раньше приобщать детей к

литературе. Однако всегда следует помнить, что литература не должна использоваться

как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Она самоценна. Крайне важно,

Писал В. Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто

достойное уважения, благородное и возвышенное.

Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному

миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во

внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся

личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства. Поэтому

важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины,

басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические, на темы

морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных

возможностях детей в области восприятия художественных произведений.

Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от

иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к

социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство.

Когда речь идет об изобразительном искусстве как средстве познания

социального мира, имеется в виду именно искусство, а не картинки, которые использует

воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают

душу даже маленького ребенка и способны не только информировать о каких-то

предметах, явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства. К

сожалению, взрослые недооценивают способность ребенка проникать в высокие

чувства, прикасаться к подлинному, человеческому. Отбор произведений

осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития

восприятия изобразительного творчества..

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью

разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно

лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания

они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию

(находятся в пределах порогов информативности), соответствии возрастным

возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Рассматривая средства познания как его источник, необходимо определить

позицию педагога. Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на

источники познания и их восприятие детьми?

С этой точки зрения все средства как источники получения информации можно

разделить на три группы. Первая группа - источники, получение информации из

которых вполне контролируется и управляется взрослым (вероятно, это лишь сам

взрослый, и то при условии, если он контролирует себя, передавая детям информацию о

мире). Вторая группа - источники, поддающиеся частичному управлению со стороны

взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом

влияние взрослого - педагога, родителя - на сам источник, как правило, отсутствует.

Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности. и

наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять

практически не может (случайная информация, которую ребенок может получить из

общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей



Публикации по теме