Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Период новорожденности: основные особенности и характеристика

Каковы особенности периода новорожденности?
Новорожденный - это ребенок в возрасте до 28 дней. В это время он приспосабливается к новым условиям существования. После рождения ребенок переходит из водной среды в воздушную. Самое важное изменение - выключение из кровообращения плаценты, которое наступает с перерезанием пуповины и требует перемен в функционировании системы кровообращения и питания.
Кровообращение плода, в систему которого входит плацента, отличается от кровообращения взрослых наличием открытого овального отверстия между предсердиями сердца и открытого артериального (боталлова) протока, сбрасывающего кровь из легочной артерии в аорту. С первым вдохом родившегося ребенка начинает функционировать малый круг кровообращения. Легочные сосуды заполняются кровью, давление в них снижается, и это приводит к закрытию в межпредсердной перегородке овального отверстия, а также значительному сужению боталлова протока.
Оба эти образования должны закрыться в период новорожденности, а незакрытие их является причиной недостаточности кровообращения. В первые дни жизни отпадает также пуповинный остаток и образуется пупок.
Начало дыхания происходит одновременно с изменениями в системе кровообращения. Оно является ответной реакцией на различные раздражители, воздействующие на новорожденного, а также на пережатие пуповины, что открывает доступ кислорода и способствует задержке двуокиси углерода. Под воздействием этих раздражителей дыхательный центр, посылая сигнал в дыхательную систему, вызывает движения грудной клетки и засасывание воздуха. Легкие расправляются стремительно, чему способствует наполнение кровью пустых капиллярных сосудов легочного круга. Для расправления альвеол легких, находящихся у плода в спавшемся состоянии, нужна большая сила - тем больше, чем меньше их просвет, а также чем меньше ребенок.
Помогает в этом процессе химическая субстанция, выстилающая альвеолы легких (сурфактант), которая облегчает их расправление, а также препятствует полному спадению при выдохе. Здоровый новорожденный начинает дышать в первые минуты после рождения, чему способствует его крик. Ребенок, рожденный в асфиксии, начинает дышать с опозданием или вообще не дышит.

Как оценивают общее состояние новорожденного?
Общее состояние новорожденного определяется по шкале, Апгар через 1 минуту и через 5 минут после рождения. Оценивается состояние нервной системы, кровообращения и дыхания. Очень хорошее состояние ребенка оценивается в 10 баллов, состояние тяжелой асфиксии - в 1 балл.
Асфиксия- это состояние, в основе которого лежит недостаток кислорода и избыточное накопление углекислоты, наступающее во время беременности, родов или непосредственно после рождения.
Ребенок, рожденный в асфиксии, бледный или синюшный, не дышит, не кричит, вялый и с редким сердцебиением. Лечение заключается в очищении верхних дыхательных путей от околоплодных вод; обеспечении искусственного дыхания специальной аппаратурой, проведении массажа сердца. При неэффективности этих мероприятий вводятся лекарства в вену пуповины или дыхательные пути.

Каковы у особенности стула новорожденного?
Пищеварительная система в период развития плода хорошо подготавливается к выполнению своих функций. Доношенный новорожденный умеет сосать и быстро учится искать пищу при соприкосновении с грудью матери. Большая подвижность желудка позволяет легко поступать пище при смене положения ребенка. Стул у ребенка обычно появляется в течение первых часов жизни. Это меконий, образующийся из спущенных клеток желудочно-кишечного тракта, околоплодных вод, пищеварительных соков и желчи. На 2-е-3-й сутки стул становится светлее и реже, а на 4-е сутки приобретает признаки переходного стула - зеленый, более жидкий и частый (до 10 раз в сутки). Это свидетельство затрудненной адаптации пищеварительного тракта во время стремительного приспособления к количеству высосанного молока. В последующие дни стул становится желтым, кашицеобразным, бывает 5-6 раз в день.

B
Плод выделяет небольшое количество мочи в околоплодные воды. Часто первое мочевыделение наступает непосредственно после родов. В первые сутки жизни мочевыделение скудное. Если новорожденный здоровый, деятельность почек достаточная. Однако такие функции почек, как выделение кислой или щелочной мочи в зависимости от необходимости, а также разрежение и сгущение мочи, еще не установились. Отсюда и легкость одинаково быстрого появления признаков как обезвоживания, так и отечности у недоношенных.

Насколько развита нервная система у новорожденного?
Развитие нервной системы новорожденного зависит от срока беременности, в котором он родился. У доношенного ребенка отмечается значительное напряжение мышц, он лежит с согнутыми конечностями. Глубоко недоношенный и незрелый новорожденный вялый, конечности в положении разгибания. Доношенный ребенок подвижный, имеет хорошо развитую тактильную чувствительность и вкус, зрение же и слух развиты слабо. Новорожденный реагирует криком на боль и голод. Кора мозга быстро истощается при каждом усилии, что проявляется почти беспрерывным сном ребенка.

Как происходит регуляция температуры тела новорожденного?
Появившись на свет, новорожденный переходит из водной среды с температурой выше 37 °С в воздушную среду с комнатной температурой. В первые часы жизни температура тела новорожденного снижается на 1-2 °С, потом медленно поднимается. Способность регулировать температуру тела тем хуже, чем менее зрелый ребенок, и мерзнет он тем быстрее, чем меньше развит подкожно-жировой слой. У больного новорожденного значительно нарушена регуляция температуры тела, и даже очень тяжелое инфицирование может проявляться не повышением температуры тела, а ее снижением. Предупредить переохлаждение новорожденного - одна из основных задач ухода за ним.

Почему важно беречь новорожденного от инфекций?
Сопротивляемость новорожденного инфекциям слабая, так как от матери ему передаются только те антитела, которые проходят через плаценту. Концентрация собственных антител невысока, и новорожденный начинает вырабатывать их медленно, по мере соприкосновения с окружающей органической средой. Поэтому заражение становится для новорожденного большой угрозой. Инфицирование, установленное в первую неделю жизни, часто является следствием заражения, возникшего до родов. У новорожденного инфицирование носит общий характер, так как недостаточная сопротивляемость не обеспечивает способности локализовать заражение в одном органе. Поэтому необходимо беречь новорожденного от больных, в первые недели ограничивать контакт с большим количеством людей и строго придерживаться правил гигиены. Кормление грудью уменьшает риск заражения, поскольку с молоком матери передаются защитные антитела.

Какие проблемы могут осложнять период новорожденности?
Период новорожденности может быть трудным для ребенка по многим причинам. Он может заболеть сам, на него влияют болезни матери, условия гигиены и способ ухода. Перенесенная родовая травма и асфиксия, незрелость недоношенного новорожденного также осложняют период новорожденности.

Какой может быть масса тела новорожденного?
Масса тела - важный показатель здоровья новорожденного. Колебания массы тела в пределах нормы отмечаются у 80 % новорожденных; 10 % имеют меньшую массу тела и 10 % - большую.
Продолжительность нормальной беременности - 40 недель. Доношенный ребенок рождается между 37-й и 42-й неделями. Ребенок, родившийся ранее 37 недель, считается недоношенным, после 42 недель - переношенным. Во всех этих группах масса тела, как и длина тела (рост), может быть больше или меньше стандартной, установленной для данной популяции.
Все дети, которые рождаются с массой тела меньше 2500 г, относятся к группе маловесных. Среди них выделяются недоношенные и дети с гипотрофией.

Новорожденным ребенок считается с момента рождения и до достижения им 4 недель (28 дней). Различают:

  • доношенных детей, которые родились в срок, то есть с 38 по 42 неделю беременности;
  • (28-38 неделя);
  • переношенных, родившихся в 42 недели и позже.

Доношенные дети, как правило, физиологически могут жить вне организма матери, их рост составляет 48-56 см, они активны, хорошо сосут грудь, громко кричат.

Заболевания новорожденных детей могут иметь легкую форму и ничем не грозить в будущем. Но также есть и такие болезни (если их не лечить), которые могут серьезно пошатнуть здоровье ребенка в будущем или даже привести к необратимым последствиям.

важно За новорожденным требуется и максимум внимания, а при первых признаках заболевания стоит незамедлительно обратиться к врачу.

Наиболее распространенные заболевания

Асфиксия новорожденных

Представляет собой затрудненное дыхание и разной степени нарушение кровообращения ребенка, и проявляется сразу после родов, приводит к кислородной недостаточности.

Асфиксию различают врожденную и приобретенную.

  • Врожденная возникает по причине нарушения плацентарного кровообращения, гестоза , обвития плода пуповиной . Ребенок рождается с замедленным сердцебиением, слабым тонусом мышц, синюшным цветом кожи.
  • Приобретенная асфиксия является результатом трудных родов, обвития пуповиной, спазма мышц родовых путей роженицы.

Почти каждый пятый младенец появляется на свет с таким диагнозом и большинство из них сами справляются с этой проблемой. Бывают случаи, когда не обойтись без реанимационных процедур. В любом случае, врачи роддома делают все возможное для ребенка, чтобы в будущем он не имел неврологических проблем.

Гемолитическая болезнь

Представляет собой малокровие, при котором в организме новорожденного разрушаются красные кровяные тельца.

Это тяжелая болезнь, к которой приводит несовместимость крови плода и матери. Если у матери резус-фактор отрицательный , а у будущего ребенка - положительный, то существует вероятность резус-конфликта , так как в организме мамы могут образовываться антитела, которые способны уничтожать в крови плода.

Беременным с отрицательным резус-фактором следует принимать препараты, содержащие железо, чаще посещать женскую консультацию и лечь в родильное отделение за 3-4 недели до родов.

Одним из решающих факторов в этом смысле является здоровье матери в период беременности и благополучный исход родов. Если родители после выписки из роддома заметили необычное поведение ребенка или нехарактерные изменения внешности - стоит незамедлительно обратиться к врачу.

Рождение ребенка – это не только радость, но и переживания, волнения и беспокойства по поводу его здоровья. К сожалению, в раннем детском возрасте (до 1 года) у детей могут возникнуть самые разные заболевания, некоторые из них прогрессируют с первых дней после рождения малыша.

Омфалит и

Пупочная ранка образуется у новорожденного к 3-5 дню его жизни, располагается на месте отпавшего пуповинного остатка. Педиатры предупреждают родителей, что до полного заживления пупочной ранки младенца следует купать только в кипяченой воде с добавлением перманганата калия («марганцовка») до бледно-розового оттенка. Этот период соответствует двум неделям. После того, как ребенок будет искупан, необходимо провести ряд манипуляций, но только чистыми вымытыми руками:

  • смочить ватную палочку в 3%-ом растворе перекиси водорода и удалить ею остатки отделяемого секрета непосредственно из ранки;
  • взять новую палочку и удалить остатки перекиси водорода;
  • смазать пупочную ранку раствором бриллиантовой зелени (2%-ая зеленка).

Важно! Распашонки, ползунки и пеленки нужно проглаживать с двух сторон после каждой стирки, меняется белье грудничку несколько раз в день, нужно следить, чтобы пупочная ранка не была закрыта подгузником.

Если пупочная ранка начинает мокнуть, появляются выделения крови и/или гноя, кожа вокруг пупка приобретает красный оттенок, то об этом следует уведомить патронажную медицинскую сестру или педиатра. Скорее всего, речь будет идти об – воспалении пупочной ранки бактериального происхождения, вызванного или . При таком патологическом состоянии общее самочувствие младенца будет меняться:

  • малыш проявляет беспокойство и постоянно плачет, либо, наоборот, становится выраженно вялым;
  • малыш плохо сосет грудь;
  • происходит потеря веса;
  • в некоторых случаях повышается температура тела.

Лечение омфалита заключается в четырехразовой обработке пупочной ранки, а в тяжелых случаях педиатр может назначить и лечение .

Обратите внимание: если гигиенический уход за пупочной ранкой родителями осуществляется в строгом соответствии правилам, то омфалита не будет. Этот воспалительный процесс всегда является следствием недостаточно тщательного ухода.

Так называют выход внутренних органов через большое пупочное кольцо – это самое слабое место в передней брюшной стенке у новорожденного. Диагностируется такая патология в грудничковом возрасте достаточно часто, родители сами могут увидеть ее: при плаче или натуживании малыша появляется грыжевое выпячивание, что является следствием повышения внутрибрюшного давления.

Как только пупочная грыжа будет обнаружена, ребенка необходимо показать хирургу – врач вправит грыжу ребенку и наложит специальный пластырь на 10 дней . Подобные сеансы лечения могут применяться несколько раз подряд, дополнительно назначается лечебная физкультура и массаж – процедуры, которые должен выполнять только специалист.

Если малыш уже умеет держать головку, то его следует выкладывать на животик на твердой поверхности. Такие простейшие «мероприятия» будут способствовать не только вправлению органов на место, но и нормализации стула, исключению запоров.

В некоторых случаях грыжа у ребенка не исчезает и к годовалому возрасту и в таком случае ребенку будет показана операция . Как правило, хирургические вмешательства по поводу пупочной грыжи проводят только с трехлетнего возраста, но если грыжа выпадает слишком часто, то специалисты рекомендуют провести такое кардинальное лечение раньше.

Чаще всего желтушная окраска кожных покровов и слизистых в новорожденном возрасте является физиологическим проявлением периода адаптации после рождения. Появляется желтуха, как правило, на 2-3 день после рождения малыша и происходит это по причине отсутствия достаточного количества ферментов, которые обезвреживают . В норме обезвреженный в печеночных клетках билирубин выделяется после ряда превращений из организма с калом или мочой. А вот у новорожденного печень не успевает обезвредить весь билирубин, его уровень в крови стремительно повышается, что и приводит к быстрому окрашиванию кожи и слизистых в желтый цвет.

Подобная желтуха новорожденных является физиологическим процессом и какой-либо опасности для жизни ребенка не представляет. Желтуха развивается у 60% доношенных младенцев и у 90% , самопроизвольно исчезает максимум за три недели .

Есть случаи, когда физиологическая желтуха сохраняется дольше трех недель подряд, что может быть связано с переходом физиологической желтухи в желтуху естественного вскармливания. Дело в том, что в грудном молоке матер и содержится вещество, которое способно тормозить или блокировать формирование печеночных ферментов – это явление до конца еще не изучено, но имеет место быть.

Как правило, и желтуха естественного вскармливания не представляет угрозы для здоровья и жизни ребенка, но все-таки провести полное обследование грудничка следует. В некоторых случаях причиной такой затяжной желтухи могут стать:

  • массовое разрушение эритроцитов – гемолитическая желтуха ;
  • нарушение функции печеночных клеток – печеночная желтуха ;
  • непроходимость желчных путеймеханическая желтуха .

Названные патологии требуют постоянного контроля за . Если этот показатель не превышает пределы нормы, либо повышение носит незначительный характер, то врачи просто ведут наблюдение за новорожденным. Но в случае резкого увеличения уровня билирубина в крови может потребоваться и оперативное лечение, так как такое развитие патологии чревато тяжелыми последствиями для головного мозга.

Проблемы с кожными покровами

Кожа младенца очень нежная и легкоранимая, кровеносные сосуды расположены поверхностно, а даже при небольшом перегревании младенца с кожи начинает испаряться влага. Эти три фактора и обуславливают появление проблем с кожными покровами у детей в возрасте до одного года.

Опрелости

Так называют воспаление отдельных участков кожи, когда было длительное воздействие влаги или трения. Чаще всего опрелости возникают в подмышечных, шейных, паховых, межъягодичной складках или за ушными раковинами.

В зависимости от того, как протекает опрелость, врачи выделяют три степени ее выраженности:

  • первая степень – покраснение незначительное, целостность кожных покровов не нарушена;
  • вторая степень – покраснение становится ярким, появляются микротрещины и эрозии;
  • третья степень – покраснение интенсивное, на коже появляются трещины, эрозии и гнойнички.

Опрелости вызывают чувство боли, жжения и зуда, что приводит к беспокойству и капризам малыша. Причинами возникновения рассматриваемых проблем с кожными покровами могут быть и повышенная влажность кожи, и избыточная масса младенца. Можно выделить и провоцирующие факторы:

  • неполноценное высушивание кожи после купания или подмывания младенца;
  • нарушение правил ухода за ребенком, раздражение кожи под воздействием мочи и кала;
  • трение кожи синтетической одеждой;
  • перегревание ребенка;
  • кожи ребенка на материал, из которого изготовлены используемые подгузники.

Игнорировать опрелости ни в коем случае нельзя! Такое патологическое поражение кожи может быстро распространиться, к нему присоединяется инфекция. Поэтому родители должны в комнате, где находится малыш – она не должна быть выше 21 градусов, регулярно нужно проводить младенцу воздушные ванны.

При первой степени опрелости какого-то специфического лечения не требуется, достаточно только тщательно соблюдать правила ухода за кожей, вовремя менять подгузники (не реже, чем через каждые 3 часа), проводить воздушные ванны и складки обрабатывать защитным кремом. Если в течение суток от опрелостей избавиться не удается, то нужно проконсультироваться с педиатром – специалист, оценив состояние кожных покровов младенца, может назначить применение лекарственных препаратов (например, мазей Драполен или Бепантен).

Вторая степень опрелости подразумевает использование специальных «болтушек» - средство, которое изготавливается в аптеках. Педиатр может назначить лечение с использованием таниновой или метилурациловой мази на пораженном участке. В случае появления гнойничков кожу обрабатывают «зеленкой» или синью метиленовой.

Купать малыша при второй степени опрелостей нужно в слабо-розовом растворе «марганцовке», а если у малыша нет аллергии на лекарственные травы, то ему можно проводить ванночки с отваром коры дуба (время проведения составляет максимум 7 минут).

Третья степень опрелости достаточно трудно поддается лечению, поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы не допустить такого развития патологии. Если кожа уже мокнет, то использовать какие-либо мази масла в лечебных целях нельзя – будет образовываться пленка, которая препятствует заживлению ранок. Оптимальным вариантом решения проблемы опрелостей третьей степени станет обращение за квалифицированной медицинской помощью.

Потница

Так называют заболевание, которое характеризуется появлением на коже малыша мелкоточечной сыпью розового цвета. Обычно такое поражение происходит в тех местах, где наибольше выделяется пот у младенца – естественные кожные складки и сгибы, ягодицы. Потница, обычно, никакими неприятными симптомами не сопровождается, и поведение новорожденного остается неизменным.

Чаще всего потница исчезает без какого-либо специфического лечения – достаточно соблюдать правила ухода за кожными покровами младенца, можно смазать пораженный участок кремом Бепантен.

Для предупреждения возникновения потницы применяют следующие профилактические меры:

  • все белье ребенка должно быть изготовлено из натуральных тканей;
  • для прогулок нужно одевать малыша строго по погоде;
  • в помещении, где большую часть своего времени проводит младенец, температура воздуха должна быть постоянной ;
  • для купания использовать отвары или коры дуба, но только в том случае, если у малыша нет аллергии;
  • крем для обработки кожи младенца использовать только на водной основе.

Болезнь проявляется покраснением кожи, отеком, шелушением и появлением пузырьков небольшого размера. Пеленочный дерматит сопровождается зудом и жжением, что делает ребенка беспокойным и капризным, нарушает его сон.

Если лечение рассматриваемого заболевания не проводится, то на пораженных участках кожи появляются трещины, гнойнички и эрозии. Далее поверхностный слой кожи отторгается, могут образовываться язвы, нередко к пеленочному дерматиту присоединяется инфекция – грибковая или бактериальная.

Проводится только по назначению педиатра или дерматолога.

Пузырчатка новорожденных

Это гнойное заразное заболевание кожи, которое вызывается золотистым стафилококком. Возникает заболевание в первые недели жизни, произойти заражение младенца может от ухаживающих лиц с гнойничковой инфекцией на руках.

Признаком заболевания будет появление на коже малыша крупных пузырей с мутной жидкостью желтоватого цвета. Они нередко вскрываются самостоятельно, оставляя после этого эрозированную поверхность. Та жидкость, которая вытекает из лопнувших пузырьков, способствует заражению соседних участков кожи.

Осложнениями новорожденных могут быть абсцессы и септическое состояние. Лечение рассматриваемого заболевания проводится только по назначению педиатра. Обязательно в терапии используют антибактериальные препараты, причем, независимо от возраста ребенка.

Гормональный криз

Гормональный криз развивается у здоровых, доношенных младенцев и связано это состояние с попаданием гормонов матери в организм ребенка через плаценту или же при естественном вскармливании. Симптомами такого состояния будут:

Подобные изменения появляются на 3-4 день жизни младенца и на протяжении 30 дней постепенно снижают интенсивность, лечения не требуется. Единственное, что нужно помнить родителям: категорически запрещено выдавливать отделяемое из грудных желез, массировать их, так как это может привести к прогрессированию мастита, который требует хирургического лечения.

Молочница

Признак молочницы – на языке и слизистой щек младенца появляются белые пятна, которые напоминают кусочки створоженного молока. Такие налеты не смываются в промежутках между кормлениями, но снимаются шпателем, если болезнь протекает в легкой форме. При средней тяжести течения молочницы пятна появляются на нёбе, губах и снять их полностью уже не получится.

Тяжелая степень молочницы характеризуется стремительным распространением плотных налетов на десны, заднюю стенку глотки, на мягкое небо. Места поражения грибковой инфекцией болезненны, малыш сильно плачет, сон его нарушается, он либо плохо сосет грудь, либо вовсе отказывается от нее.

К факторам, которые могут спровоцировать появление молочницы, относятся:

При начальных проявлениях болезни следует обрабатывать ротовую полость стерильным ватным тампоном, который смачивается в слабом растворе «марганцовки» или 2%-ным содовом растворе . После протирания слизистые каждые три часа смазываются раствором синего метиленового на протяжении 5 дней.

Лечение молочницы у новорожденных проводят с использованием препаратов, в составе которых имеются Нистатин или Леворин. Весь период лечения маме следует перед каждым кормлением протирать соски раствором пищевой соды, кипятить игрушки/соски/бутылочки. Тяжелая форма молочницы лечится только в стационаре.

Несмотря на современные возможности медицины, рахит все еще остается одним из достаточно распространенных заболеваний грудничков. Развивается это заболевание вследствие нехватки в организме, который «отвечает» за фосфорно-кальциевый обмен. Ребенок получает этот витамин вместе с продуктами питания, также он синтезируется в коже под воздействием солнечных лучей. Поэтому, по статистике, частота диагностирования рахита у детей, рожденных в зимний период, гораздо чаще, чем у тех, кто родился в теплое время.

При рахите отмечается не только недостаток витамина Д, и кальция, но и нехватка , и , железа, меди, . По причине нехватки всех этих микроэлементов дети с рахитом становятся излишне плаксивыми, капризными, у них нарушается сон, часто болеют простудой.

Первые симптомы рассматриваемого заболевания могут появиться уже в месячном возрасте грудничка, и если лечение проводиться не будет, то состояние ребенка будет ухудшаться. К симптомам рахита в грудничковом возрасте относятся:

Если лечение рахита отсутствует, либо проводится неправильно, то патология прогрессирует, что проявляется сужением таза, искривлением позвоночника, плоскостопием и образованием горба.

Развитие рахита очень легко предотвратить – достаточно детям давать витамин Д, да и лечение рассматриваемого заболевания, начатое вовремя и проводимое правильно, дает положительные результаты . В настоящее время запущенные формы рахита диагностируются только у детей, которые проживают в неблагополучных семьях.

Лечение рахита имеет комплексный характер и предполагает применение различных процедур:

  • продолжительные на свежем воздухе;
  • коррекция рациона питания ребенка, что позволит обеспечить растущий организм всеми необходимыми витаминами и микроэлементами;
  • лечебная гимнастика, массаж и занятия плаванием;
  • лекарственная терапия – пробиотики, витамин Д, витаминно-минеральные комплексы.

Проблемы с пищеварительным трактом

Выраженные боли в кишечнике малыша, которые сопровождаются вздутием живота – это достаточно распространенная проблема грудничков. Ребенок при этом активно сучит ножками, поджимает их, громко плачет. Причиной появления кишечных колик может быть неправильное (если малыш находится на естественном вскармливании) или заглатывание ребенком воздуха во время кормления.

Предупредить возникновение колик и скопления газов в кишечнике вполне реально, для этого нужно:

К возрасту 3-4 месяца кишечные колики у ребенка проходят пол причине созревания органов пищеварительного тракта.

Многие родители считают, что если у ребенка отсутствует стул на протяжении дня, то это и есть запор. Но это не совсем верно! Дело в том, что материнское молоко, например, может полностью усваиваться организмом, так что судить о том, есть ли у крохи запор, нужно по его самочувствию и консистенции кала.

О запорах можно говорить в том случае, если грудничок ведет себя беспокойно, плачет, постоянно тужится, но при этом кишечник его не опорожняется. При запоре стул ребенка имеет темный цвет и плотную консистенцию, может даже быть твердым, как горошек или пробка.

Причиной запоров в грудничковом возрасте чаще всего является несоблюдение или неправильный рацион питания малыша, находящегося на искусственном вскармливании. Поспособствовать развитию запора в младенческом возрасте может и увлечение матерью белковыми продуктами, кофе, мучными изделиями. Но не все так «радужно» - в некоторых случаях запоры в грудничковом возрасте связаны с развитием патологий:

  • болезнь Гиршпрунга – нарушение иннервации кишечника;
  • долихосигма – удлинение отдела толстого кишечника врожденного характера;

Родители не должны пытаться самостоятельно справиться с запором у младенца, разумным будет обратиться за помощью к педиатру – специалист не только поставит диагноз, выяснит причину такого нарушения работы кишечника, но и даст рекомендации по решению проблемы.

Если родители уверены в том, что никакой патологии у ребенка нет, то с запорами поможет справиться что-то из нижеуказанных средств:

  • глицериновые свечи;
  • раздражение прямой кишки кончиком газоотводной трубки;
  • препараты лактулозы, которые должны быть назначены врачом.

Обратите внимание: старинный способ избавления от запоров, подразумевающий введение кусочка мыла в задний проход, ни в коем случае нельзя применять! Щелочь, входящая в состав этого средства, может вызвать ожог слизистой кишечника.

Понос у грудничков

Ребенок в возрасте до одного года может опорожнять кишечник после каждого кормления. Но если при таком режиме общее состояние младенца остается в пределах нормы, он спокоен и хорошо кушает, то родителям не стоит волноваться. Основное значение при таких частых опорожнениях кишечника имеют цвет, консистенция стула и наличие в нем примесей крови или слизи. Стоит помнить о том, что опасен тем, что из организма грудничка будет выводиться слишком много жидкости.

Причинами жидкого стула могут стать:

  • неправильное питание кормящей матери или самого малыша;
  • острая кишечная патология – например, или ;
  • непереносимость некоторых продуктов;
  • дисбактериоз;
  • острая кишечная инфекция.

Если у грудничка начался понос, то следует немедленно обратиться за квалифицированной медицинской помощью . Особенно важно следовать этому правилу в том случае, если понос начался без видимых причин, а опорожнение кишечника происходит слишком часто. До прибытия специалиста малышу нужно обеспечить достаточное поступление жидкости в организм.

Это явление встречается практически у каждого ребенка, которое может быть физиологическим или патологическим. Физиологическое срыгивание связано с недоразвитием пищеварительной системы:

  • пищевод суженный или относительно короткий;
  • сфинктер входа в желудок недоразвитый;
  • слизистая желудка высокочувствительная и реагирует на любой раздражитель, в том числе, и на материнское молоко;
  • форма пищевода воронкообразная.

Особенно часто физиологическое срыгивание отмечается у недоношенных детей, оно исчезает только к девятимесячному возрасту. Если при этом состояние малыша не нарушено, беспокоиться не о чем. Физиологические срыгивания могут появиться и при неправильном кормлении грудничка или нарушении правил ухода за ним:

Избавиться от физиологических срыгиваний помогут следующие меры:

  • во время кормления держать младенца в полувертикальном положении;
  • при искусственном вскармливании использовать специальную соску, которая предотвращает заглатывание воздуха;
  • не перекармливать малыша;
  • после кормления некоторое время подержать ребенка в вертикальном положении до момента отрыгивания воздуха.

Органические причины рассматриваемого состояния:

  • пилоростеноз – сужение входного отдела желудка, что относится к аномалиям развития;
  • поражение нервной системы при внутриутробном развитии;
  • фенилкетонурия, галактоземия – нарушения усвоения пищи наследственного характера;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • патологические поражения почек и поджелудочной железы.

Так называется воспаление слизистой оболочки передней поверхности глаза и внутренней поверхности века. Причиной развития этого заболевания являются бактерии, вирусы и грибы и только в крайне редких случаях конъюнктивит может быть аллергической реакцией.

Проявляется рассматриваемая болезнь покраснением слизистой глаза, зудом и выделением гноя из конъюнктивального мешка. После сна реснички малыша склеиваются выделившимся гноем, что не позволяет открыть глаза.

Лечение конъюнктивита у детей должно проводиться только под контролем окулиста, потому что именно специалист сможет подобрать эффективные лекарственные препараты. Родители могут только облегчить самочувствие малыша, промывая глаза отварами ромашки лекарственной или календулы, но и это можно делать только после консультации с врачом.

Острые респираторно-вирусные инфекции – это группа заболеваний, возбудителями которых являются различные вирусы, передающиеся воздушно-капельным путем. Вообще, ОРВИ считают самыми распространенными болезнями в детском возрасте, не являются исключением и груднички.

Клиническими проявлениями острых респираторно-вирусных инфекций являются кашель, насморк, затрудненное дыхание, частое чихание, повышение температуры тела младенца . Ребенок при этом может стать вялым и много спать, у него пропадает аппетит.

Как только появились первые признаки ОРВИ у младенца, нужно вызвать педиатра на дом – это позволит начать эффективное лечение . Ребенку нужно обеспечить обильное питье: в возрасте до полугода малышу можно давать теплую кипяченую воду, а детям постарше – отвар изюма, клюквенный , настой ромашки или . Если ребенок употребил слишком большое количество жидкости, либо его насильно покормили, то это спровоцирует приступ рвоты – беспокоиться не стоит, но скорректировать дозировку употребляемых продуктов и жидкости нужно.

Обратите внимание: на фоне высокой температуры тела у грудничка могут начаться – тельце малыша вытягивается, конечности дрожат или подергиваются, глаза закатываются. В этом случае родители должны немедленно раздеть младенца, дать ему жаропонижающее средство и вызвать бригаду «Скорой помощи».

Этот диагноз ставится в случае недоразвития тазобедренного сустава еще при внутриутробном развитии – головка бедра имеет повышенную подвижность внутри сустава, развитие соединительной ткани нарушается. Чаще всего дисплазия тазобедренных суставов возникает у детей с . Очень важно рано диагностировать патологию, поэтому в рамках обследования младенца проводятся осмотры ортопедом в 1-3-6-12 месяцев. Если врач заподозрит отклонение от нормы, то назначит малышу рентгенобследование или УЗИ, но не раньше, чем ребенок достигнет полугодовалого возраста.

К симптомам дисплазии тазобедренных суставов относятся:

  • дополнительные складки на одной ножке;
  • асимметрия складок на бедрах и ягодицах;
  • плач или беспокойство младенца при попытке развести его ножки;
  • щелчки при разведении ножек, согнутых в коленных суставах;
  • неодинаковая длина ножек.

В зависимости от того, как тяжело протекает рассматриваемое заболевание, грудничку могут назначаться:

  • лечебная физкультура;
  • стремена Павлика;
  • массаж;
  • шина Фрейка.

С помощью специальных ортопедических приспособлений ножки ребенка постоянно находятся в разведенном и согнутом положении – это создает оптимальные условия для правильного формирования суставов . Сначала такие распорки младенец должен носить круглосуточно, затем режим ношения становится более мягким. Родители ни в коем случае не должны раньше положенного срока снимать приспособления, так как это может свести к нулю все достигнутые ранее результаты.

Кривошея – это неправильное положение головы, при котором она отклонена в одну сторону. Появление порока зависит от развития младенца.

Признаки рассматриваемой патологии на первом году жизни малыша:

  • в первые два месяца жизни - при выкладывании ребенка на живот виден повышенный тонус мышц спины и шеи, на ножках будет отмечаться асимметрия складок;
  • в 3-5 месяцев – происходит замедление роста ребенка и снижение реакции на любой звуковой раздражитель;
  • в 6-7 месяцев – отмечается косоглазие, ребенок стоит на носочках, зубы прорезываются поздно;
  • в 7-12 месяцев – четко прослеживается асимметрия складок на бедрах и ягодицах, асимметрия плеч, искривление позвоночника, малыш начинает поздно ходить и достаточно сильно отстает в физическом развитии от своих сверстников.

Причины развития кривошеи можно назвать следующие:

Если кривошея будет определена, то понадобится консультация у ортопеда и невролога – специалисты смогут определить истинную причину заболевания и назначить правильное лечение. Родители не должна откладывать визит к врачам и начало лечения, так как запущенная кривошея может привести к деформации позвонков и лица.

Для лечения рассматриваемого заболевания могут использоваться:

  • физиотерапия – электрофорез, магнитотерапия;
  • наложение специального воротника;
  • лечебная физкультура и массаж;
  • лечение положением;
  • специально подобранные упражнения в бассейне или в ванной.

Существует и хирургическое лечение кривошеи, но если терапия была начата своевременно, то оно не понадобится.

Министерство здравоохранения России Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России)

Кафедра педиатрии №2

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста.

Основы воспитания детей раннего возраста

для аудиторной работы студентов 2 курса педиатрического факультета по дисциплине

«Организация медицинского наблюдения и уход за здоровым и больным ребенком»

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73 С12

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

№ 1 от 19.09.2013 года

Составитель:

В.Г. Савватеева – д-р мед. наук, проф. каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Л.А. Решетник – зав. каф. детских болезней ИГМУ, д-р мед. наук, проф., засл. врач РФ

В.Т. Киклевич - д-р мед. наук, зав. каф. детских инфекционных заболеваний ИГМУ, проф., засл. врач Р.Ф.

Савватеева, В.Г.

К 60 Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 44с.

Основная задача данной работы – дать стандарт (норму) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских вмешательств. Методика выполнения представлена в виде алгоритмов. Кроме этого в работе изложены подходы к сестринскому процессу, который только вводится в нашей стране. Он раскрывает сестринскую деятельность на современном этапе. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать, владеть этико-деонтологическими принципами при организации ухода за новорожденными, владеть элементами воспитания детей раннего возраста.

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73

© Савватеева В.Г., 2013 © ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России, 2013

Наименование

Актуальность темы

Учебные и воспитательные цели

Краткая аннотация

Периоды жизни ребенка

Новорожденный и уход за ним

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста

Уход за кожей и слизистыми оболочками

Правила пеленания и одежда детей первого года жизни

Кормление детей первого года жизни

Наблюдение за стулом и его регистрация.

Профилактика деформаций скелета.

Транспортировка детей грудного возраста.

Элементы воспитания

Режим дня.

Оборудование детских учреждений.

Массаж и гимнастика.

Контроль за развитием и поведением ребенка

Тесты для оценки достигнутого уровня знаний

Ситуационные задачи

Контрольные вопросы

Ресурсное обеспечение

Тема: Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста.

Основными задачами занятия являются:

- овладение навыками ухода за новорожденными и детьми грудного возраста, умение не только выполнить все манипуляции по уходу,

- способность научить родителей правильному уходу за ребенком, выполнению необходимых режимных моментов, обеспечению адекватного питания соответственно возрастным потребностям.

Продолжительность занятия: 3 часа.

База проведения занятия: Детское грудное отделение с подбором 5-6 детей, дома ребенка

1, № 2, симуляционный класс.

Материальное оснащение: Методические пособия. Симуляционное оборудование. Тесты для оценки исходного и достигнутого уровня знаний. Ситуационные задачи.

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- первичный туалет новорожденного;

- ежедневный уход за новорожденным в родильном доме;

- патронаж новорожденного;

- элементы воспитания ребенка;

- режим дня ребенка грудного возраста;

- методику обработки кожи, полости рта, половых органов;

- характер стула ребенка грудного возраста, находящегося на естественном, искусственном вскармливании;

- основы безопасности ребенка. Студенты должны уметь:

- осуществлять уход за пупочным остатком и пупочной ранкой;

- обрабатывать кожу, глаза, носовые ходы;

- провести гигиеническую ванну;

- организовать режим дня для ребенка грудного возраста;

- запеленать и одеть грудного ребенка;

- оценивать стул ребенка грудного возраста;

- обучать навыкам опрятности детей раннего возраста;

- подобрать игрушки для детей в зависимости от возраста. Владеть навыками ухода за ребенком в различные возрастные периоды;

- Уметь организовать режим дня, сна, активного бодрствования с учетом возраста;

- Оценить физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста;

- Методиками общего массажа детей грудного возраста;

- Организации грудного вскармливания, искусственного вскармливания, правилами и сроками введения прикормов;

- Подобрать игрушки с учетом возраста, потребностей и возможностей ребенка

Аннотация

Одной из характерных особенностей детского организма, отличающей его от организма взрослого, являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В процессе развития ребенок все время меняется. С ранних стадий внутриутробной жизни и во все последующие возрастные периоды происходит развитие и совершенствование функций организма. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Без знания этих особенностей нельзя судить о правильном развитии ребенка, а также понять патологию и своеобразное течение заболевания у детей разного возраста. На развитие детского организма большое влияние оказывает окружающая его среда.

В зависимости от закономерных изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни:

I. Период внутриутробного развития:

1) фаза эмбрионального развития (зародыш, или эмбрион);

2) фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности (ранний неонатальный, поздний неонатальный). III. Грудной возраст (младший ясельный возраст).

IV. Ранний возраст (до 3-х лет)

Дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Препубертатный (младший школьный возраст, отрочество).

VI. Пубертатный (период полового созревания, старший школьный возраст).

Период внутриутробног о развития занимает время от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней). В течение первых 3 мес. (фаза эмбрионального развития) происходит формирование плода. С III по 1X месяц (фаза плацентарного развития) сформированный плод растет и развивается.

При неблагоприятных воздействиях (заболевания, погрешности в питании, профессиональные вредности) на организм беременной, первые 3 мес. беременности могут возникнуть различные аномалии развития и уродства плода. Состояние здоровья беременной и в последующие месяцы имеет большое значение для правильного развития плода. Дородовой патронаж беременных включает ряд профилактических мероприятий, предупреждающих рождение недоношенных, мертвых детей, а также внутриутробное развитие различных аномалий и уродств.

Период новорожденности – ранний неонатальный - первый период внеутробной жизни, его длительность - с момента рождения до 28 дней жизни. В это время отпадает

остаток пупочного канатика, заживает пупочная ранка. После рождения ребенок приспосабливается к новым условиям существования, у него возникает легочное дыхание, устанавливается внеутробная система кровообращения, начинает функционировать пищеварительный аппарат. Однако у ребенка отмечается функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС. В этот период проявляется ряд пограничных с патологией состояний, отражающих процесс приспособления ребенка к внеутробной жизни: физиологическая желтуха, физиологическая убыль и последующее восстановление массы тела, гипотермия, половой криз и др.

В период новорожденности могут быть выявлены патологические состояния, возникшие в связи с нарушением внутриутробного развития: врожденные уродства, врожденные пороки сердца, а также последствия родовой травмы. Возможно инфицирование новорожденного через пупочный канатик, пупочную ранку, кожу, что приводит к таким заболеваниям, как пиодермия, воспаление пупка, сепсис. Особенно опасна для новорожденного стафилококковая инфекция и туберкулез. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней его жизни, создание оптимальных условий для его развития, правильный уход за ним, организация режима, соответствующее грудное (естественное) вскармливание обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни, когда его органы и системы особенно легко ранимы. Наиболее частые проблемы этого возраста: опрелости, потница, молочница, недостаточная лактация у матери.

Грудной возраст (младший ясельный) охватывает 1-й год жизни (период от 1 мес. до 1 года), характеризуется интенсивным увеличением массы тела и роста. Заметно совершенствуется функциональная деятельность ЦНС, развиваются моторные функции, ребенок начинает узнавать предметы и лица, ориентируется в окружающей среде. К концу этого периода ребенок произносит первые слова. В этом возрасте сохраняется относительная функциональная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому самые частые болезни - заболевания желудка, кишечника и расстройства питания. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов, в частности кальциферола (витамина Д), могут развиться рахит, спазмофилия. Часто наблюдаются в грудном возрасте так называемые диатезы, особенно экссудативно-катаральный, аллергический диатезы. Острые детские инфекции в возрасте до 6 мес. встречаются редко, во 2-м полугодии учащаются острые респираторные заболевания. Из хронических инфекций в отдельных случаях могут быть выявлены врожденный сифилис и туберкулез.

Период молочных зубов следует за грудным, охватывает возраст от 1 года до 6 - 7 лет. Подразделяется на старший ясельный (преддошкольный) - от 1 года до 3 лет и дошкольный возраст - от 4 до 7 лет. Первый период характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка, но энергия роста несколько меньше, чем в грудном возрасте. Совершенствование ЦНС и познание окружающей среды способствуют развитию двигательных навыков - ребенок много двигается, участвует в играх. Значительно пополняется запас слов, формируется речь. В этом возрасте особенно важное значение приобретают окружающая среда, воспитание ребенка. Из заболеваний часто встречаются болезни пищеварительного аппарата, анемии, диатезы. Характерны частые детские инфекции (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина), острые респираторные заболевания.

В дошкольном возрасте продолжается дальнейшее совершенствование функций организма, развитие нервно-психической деятельности. Укрепляется мускулатура, костный скелет, происходит смена молочных зубов. Ребенок получает то же питание, что и взрослый человек. Темп роста несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом. Постоянный контакт с окружающей средой, взрослыми способствует дальнейшему развитию речи, она становится более сложной. К завершению дошкольного возраста ребенок начинает читать и писать, готовится к поступлению в школу. Частота острых детских инфекционных болезней продолжает оставаться высокой, но течение их становится менее тяжелым. В этом возрасте могут наблюдаться различные формы эндокринных расстройств.

Период отрочества, следующий период, подразделяется на младший школьный возраст (от 7 до 11 - 12 лет) и старший школьный возраст (от12 до 16-18 лет). У детей происходит дальнейшее развитие мышечной системы аппарата движения, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Окружающая среда, пребывание в школьном коллективе, домашнее воспитание накладывают определенный отпечаток на формирующийся характер детей, интеллектуальное развитие. Различия в психофизическом развитии мальчиков и девочек становятся заметными. В патологии школьного возраста все еще имеют значение острые инфекции. Чаще, чем у детей более ранних возрастов, наблюдаются ревматизм, заболевания сердца, нервной системы и т. д.

Пубертатный (старший школьный возраст или период полового созревания) в зависимости от пола и индивидуальных особенностей наступает в разные сроки. У девочек период полового созревания начинается в 12 -13 лет и заканчивается к 16 годам, у мальчиков - с 13 лет и заканчивается к 17-18 годам. В этот период завершается физическое и психическое развитие ребенка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад (половых желез). Внешний облик ребенка изменяется, появляются вторичные половые признаки. В связи с неустойчивостью вегетативной нервной и эндокринной систем в этом возрасте нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов и эндокринные нарушения. Острые детские инфекции отмечаются значительно реже, иногда может обостряться туберкулезный процесс. Большинство заболеваний протекает так же, как и у взрослых.

НОВОРОЖДЕННЫЙ И УХОД ЗА НИМ

Новорожденный считается доношенным, если он родился по истечении нормального срока беременности (280 дней) и имеет массу тела более 2500 г. Во внутриутробном периоде газообмен обеспечивается плацентарным кровообращением, во время родов плацентарная циркуляция нарушается, уменьшается поступление кислорода в организм ребенка, в его крови накапливается двуокись углерода, что приводит к возбуждению дыхательного центра. Сокращаются диафрагма, скелетные мышцы грудной клетки, расправляются легкие, происходит первый вдох, сопровождающийся громким криком доношенного ребенка. После прекращения пульсации сосудов пупочного канатика (через 5--10 мин после рождения) его перевязывают и новорожденного отделяют от матери. Пупочный канатик перевязывают стерильной шелковой лигатурой или тесемкой (длиной до 20 см), на 1,5 -- 2 см отступя от пупочного кольца, вторую лигатуру накладывают ближе к плаценте на расстоянии 2 -- 3 см от первой. Между лигатурами пупочный канатик обрабатывают 95% спиртом (или 5% спиртовым раствором йода), затем перерезают стерильными ножницами. Место разреза смазывают раствором йода, остаток пупочного канатика -- 95% спиртом. На этот остаток накладывают грушевидную повязку из двух квадратных стерильных марлевых салфеток размером 10x10 или 12х12 см. Верхнюю салфетку, сложенную в виде косынки углом, туго завязывают вокруг остатка пупочного канатика. Повязку снимают на 5-й день, после осмотра снова накладывают стерильную сухую повязку. Лицо ребенка, область рта и носа обтирают стерильной ватой или марлей, отсасывают слизь и кровь из полости рта и верхних дыхательных путей.

Можно обрабатывать пупочный канатик и другим способом: на протертый спиртом пупочный канатик на расстоянии 0,5 см от передней брюшной стенки накладывают зажим Кохера или Пеана, затем на 2 см выше зажима пупочный канатик перевязывают тесьмой, после чего над зажимом его перерезают. Под зажим подкладывают стерильную вату, культю с зажимом прибинтовывают к животу, через 4 ч зажим снимают, остаток пупочного канатика покрывают сухой стерильной марлевой салфеткой, сложенной в 4 слоя, и прибинтовывают.

Для обработки пупочного канатика можно использовать скобки Роговина из луженой хромированной жести. Скобки накладывают специальным зажимом. Пупочный канатик отсекают около скобки, остаток обрабатывают 10% раствором перманганата калия

(марганцовокислый калий), затем остаток пупочного канатика смазывают 1 раз в день 5% раствором перманганата калия. Пуповинный остаток отпадает на 4 --5-й день жизни, осложнения бывают крайне редко. Детям, родившимся от резус-конфликтной беременности, пупочный канатик обрабатывают по способу А. И. Чистяковой с наложением грушевидной повязки на длинную культю, так как сосуды пупочного канатика используют для обменного переливания крови. При открытом методе ведения пуповинного остатка после перевязки пупочного канатика и первичной обработки повязку не накладывают, а остаток пупочного канатика ежедневно осматривают и обрабатывают 5% спиртовым раствором йода.

При обработке пупочного канатика и дальнейшем уходе за культей и пупочной ранкой самым важным является соблюдение правил асептики.

Для профилактики бленнореи новорожденных, чаще гонорейной, применяют 30% раствор сульфацил-натрия, который закапывают сразу после рождения на конъюнктивы глаз по 2 -- 3 капли. Через 2 ч закапывание повторяют. Новорожденным девочкам закапывают по 1--2 капли 2% раствора нитрата серебра в вульву.

Важно обеспечить тщательный уход за кожей и слизистыми оболочками, так как повреждение кожи и опрелости могут привести к инфицированию с последующим развитием сепсиса. Особое значение имеет первый туалет новорожденного. Слизь, кровь, первородную смазку из глубоких складок кожи удаляют мягкой стерильной салфеткой, смоченной в стерильном масле (вазелиновое, подсолнечное), которое заготавливают для каждого ребенка в отдельном пузырьке по 15 мл. Смазку из складок кожи необходимо удалять в связи с тем, что жиры смазки разлагаются с образованием низших жирных кислот, раздражающих кожу, и это приводит к опрелостям. Если кожа ребенка сильно загрязнена, околоплодные воды инфицированы, рекомендуется сделать ванну со слабым раствором перманганата калия (температура воды 37 -- 38 °С) в течение 2 -- 3 мин.

Через 2 ч после рождения производят взвешивание и измерение длины тела ребенка, проверяют состояние пупочной повязки. Новорожденного внимательно осматривают для установления видимых пороков развития (врожденных пороков). При неудовлетворительном состоянии кожных покровов в связи с инфицированием околоплодных вод можно припудрить кожу порошком ксероформа.

В последующие дни в отделении новорожденных уход за ребенком состоит в следующем. Два раза в сутки проводят туалет - лицо и ушные раковины обтирают стерильной ватой, смоченной в 2% растворе борной кислоты или кипяченой воде. Глаза промывают раствором фурациллина или слабым раствором перманганата калия. Для каждого глаза берут отдельный ватный тампон. Ноздри неглубоко протирают ватным жгутиком, смоченным стерильным вазелиновым маслом или раствором фурациллина, уши - сухими стерильными шариками. Складки кожи и ягодицы смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом.

Пеленки следует менять не менее 6 раз в сутки, при смене пеленок ребенка подмывают. Врач при ежедневном осмотре детей производит туалет пупочного канатика. Руки предварительно моют с мылом и протирают спиртом. При закрытом методе повязку, если она чистая, не трогают в течение первых двух дней. В дальнейшем повязку меняют, протирая пупочное кольцо 70% спиртом. При наложении скобок Роговина пупочный канатик обрабатывают так же. Остаток пупочного канатика отпадает на 3 --5-й день жизни, пупочную ранку ежедневно обрабатывают 3% раствором перекиси водорода, затем 5% раствором калия перманганата, 5% спиртовым раствором йода или спиртовым раствором красителей: бриллиантовый зеленый 0,1; метиленовый синий 0,1; этакридиналактат (риванол) 0,01; этиловый спирт 70% 10 мл до полной эпителизации, которая наступает обычно через 2 дня.

Регистрация новорожденного. Акушерка записывает в истории развития ребенка час, минуты, число, месяц и год рождения, пол ребенка. Через 2 ч после рождения медицинская сестра отделения новорожденных записывает пол, массу тела, рост и окружность головки ребенка в историю родов и историю развития ребенка.

На клеенчатых браслетках, которые надевают на обе ручки ребенка, пишут номер истории родов, число, месяц, год рождения ребенка, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки. Те же сведения пишут на клеенчатом медальоне, который надевают на шею ребенка. При раздаче детей на кормление матерям медицинская сестра проверяет эти сведения.

В историю развития новорожденного вписывают: номер истории родов, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки, дату родов, массу тела, рост ребенка, степень доношенности, сведения о состоянии ребенка в момент рождения, в родовой палате, отмечают особенности родового акта, примененные оперативные вмешательства, лечебные мероприятия в отношении ребенка.

Патронаж новорожденного. По регламенту врач-педиатр совместно с патронажной сестрой посещает новорожденного на дому в первые три дня после выписки из родильного дома. Если ребенок - первенец в семье, то визит приходится на первый день. Изучается выписка из родильного дома, проводится тщательный осмотр ребенка с оценкой состояния его здоровья. Медицинская сестра оценивает состояние лактации у женщины, проводит подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком. Тщательно выясняют, как сосет ребенок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. Проводится антропометрическое исследование: измеряют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки. В конце осмотра составляется индивидуальный план ведения новорожденного (количество и сроки патронажей, консультации у специалистов, комплекс оздоровительных мероприятий).

Последующее наблюдение за новорожденным ребенком врач и медсестра осуществляют поочередно. Медицинская (патронажная) сестра в течение первой недели посещает новорожденного через 1-2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно, чередуя посещения с педиатром. Медицинский персонал принимает самое активное участие в процессе воспитания детей. Нельзя лечить детей или ухаживать за ними, исключив воспитательные приемы. Правильный уход не только обеспечивает крепкое здоровье, но и способствует правильному физическому и психическому развитию ребенка. Проведение воспитательной работы требует определенного опыта общения с детьми и знакомства с основными принципами воспитания и обучения. Объем и задачи воспитательной работы во многом определяются местом нахождения ребенка, т.е. условиями стационара, дома ребенка, яслей-сада и т.д. В любом случае необходимо обеспечить эстетическое оформление помещений, участка для прогулок, манежей, достаточный набор игрушек и книг. При этом нужно учитывать возраст и состояние здоровья детей, особенности воспитания детей в домашних условиях, в школе. Воспитание - это целенаправленное руководство развитием ребенка, подготовка его к жизни и труду в обществе.

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ

И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем.

Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка.

У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка - и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Основные элементы режима дня ребенка грудного возраста Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен

носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции - одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные «браслета» (на руку ребенку в родильном блоке повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и отчество матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и «медальона» (те же записи на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития. Кроме того, отмечается время приема больного.

Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительное повышение которого требует серьезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным биохимическим методом. В настоящее время используют также «Билитест», позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже получить оперативную информацию об уровне гипербилирубинемии (повышении уровня билирубина в крови).

Уход за кожей и слизистыми оболочками. Цель ухода - здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье - все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.

Новорожденный ребенок, как и в дальнейшем грудной ребенок, нуждается в соблюдении важнейших правил гигиены: умывании, купании, уходе за пупком и т.д. При пеленании кожу ребенка каждый раз внимательно осматривают. Уход не должен причинять ему неприятных ощущений.

Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию.

Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками.

Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются.

Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью.

Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.

Период новорожденности связан с возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, изменением энергетического обмена и терморегуляции. С этого периода начинается энтеральное питание ребенка. В период новоржденности адаптационные механизмы легко нарушаются. В этот период развивается гормональный криз новорожденного, связанный с нарушением взаимодействия эндокринного аппарата матери и ребенка и родовым стрессом. Состояния, отражающие адаптацию ребенка:

1) физиологический катар кожи;

2) физиологическая желтуха;

3) физиологическая потеря веса;

4) мочекислый инфаркт.

В этот период выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью, проявляются родовые повреждения, внутриутробное инфицирование или инфицирование в родах. Могут возникнуть гнойно-септические заболевания, бактериальные и вирусные поражения кишечника и легких. В раннем неонатальном периоде должны быть созданы асептические условия, оптимальная температура окружающей среды, тесный контакт новорожденного с матерью. Поздний неонатальный период охватывает период с 8 по 28-й день. В этот период выявляется задержка нарастания массы тела. Резистентность организма ребенка низкая, полной адаптации еще не произошло.

В этот период также могут выявиться заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного, интранатального и раннего неонатального периодов. Важным критерием благополучия ребенка следует считать оценку динамики массы тела, нервно-психического развития, состояние сна.

В важнейшую характеристику этого этапа входят интенсивное развитие анализаторов, начало развития координационных движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.

2. Преимущества женского молока

Дети, находящиеся на грудном вскармливании, в 3 раза реже болеют кишечными инфекциями, в 1,5 раза – респираторными заболеваниями.

1. В молозиве и в женском молоке содержатся антитела к возбудителям кишечных инфекций – к О-антигену сальмонелл, эшерихий, шигел, энтеровирусам, респираторным инфекциям (таким как грипп, реовирусная инфекция, хламидии, пневмококки), к возбудителям вирусных заболеваний (вирусу полиомиелита, цитомегаловирусам, вирусам эпидемического паротита, герпеса, краснухи), бактериальным инфекциям, вызываемым стафилококками, стрептококками, пневмококками, столбнячному токсину).

2. В молозиве содержатся иммуноглобулины всех классов, особенно YgА (90 %). По мере лактации его содержание уменьшается, но суточное потребление остается высоким (3–4 г). Этот иммуноглобулин выполняет роль первой защиты против инвазии, подавляет адгезию бактерий, нейтрализует вирусы, препятствует аллергизации.

В сутки ребенок получает 100 мг YgМ. Плацента жвачных животных для иммуноглобулинов непроницаема. В молозиве копытных животных содержится преимущественно YgG, а YgА и YgМ – в незначительном количестве.

3. В первые 4 недели лактации в женском молоке присутствует лактоферрин (50-100 мг/л), который активирует фагоцитоз, связывая в кишечнике ионизированное железо, блокирует новообразование бактериальной флоры.

4. В молозиве содержатся компоненты комплемента С3 (30 мг в день) и С4 (около 10 мг/день).

5. В женском молоке содержание лизоцима в 100–300 раз выше, чем в коровьем. Его действие заключается в повреждении оболочки бактерий, стимулировании образования амилазы слюны, повышении кислотности желудка.

6. В женском молоке содержится бифидус-фактор, активность которого в 100 раз выше, чем в коровьем. Этот углевод способствует образованию бифидус-флоры, молочной и уксусной кислот, что препятствует росту стафилококка, сальмонелл, шигелл, эшерихий. При естественном вскармливании соотношение в кишечнике лактобактерий и других микроорганизмов составляет 1000: 1, при искусственном – 10: 1.

7. В женском молоке обнаруживается большое количество жизнеспособных клеток – 0,5–1 млн в 1 мл молока, макрофагов – 50–80 %, лимфоцитов – 10–15 % от общего цитоза. Макрофаги молока способны синтезировать интерферон, лактоферрин, лизоцим, компоненты комплемента, они сохраняют свое значение и при кишечных инфекциях. Среди лимфоцитов в женском молоке присутствуют В-лимфоциты, синтезирующие YgА, Т-лимфоциты – хелперы, супрессоры, клетки памяти. Они продуцируют лимфокины. Нейтрофилов в молозиве – 5 х 105 в 1 мл, в дальнейшем происходит некоторое снижение. Они синтезируют пероксидазу, обладают способностью к фагоцитозу.

8. Аллергия к женскому молоку матери неизвестна, в то время как аллергия к молочным смесям у детей 1-го года составляет около 10 %.

9. Женское молоко, особенно молозиво, в отличие от коровьего, содержит гормоны гипофиза, щитовидной железы.

10. В женском молоке содержится около 30 ферментов, участвующих в гидролизе, что обеспечивает высокий уровень усвоения женского молока.

11. В женском молоке в 2 раза меньше белка, но больше углеводов (лактозы), чем в молоке животных. Количество жира одинаковое. Энергетическая ценность за счет белка в женском молоке покрывается за счет белка на 8 %, в коровьем молоке – на 20 %. Доля энергетической ценности углеводов в женском молоке 45 %, в коровьем – около 30 %, жир в обоих случаях покрывает около 50 % его энергетической ценности.

12. Женское молоко имеет меньшую зольность, чем коровье молоко.

13. Соотношение суммы количества сывороточных лактоальбуминов и лактоглобулинов к казеиногену составляет 3: 2. В коровьем молоке это соотношение 3: 2, поэтому адаптированные смеси обогащены сывороточными белками. Казеин при створаживании молока в желудке дает крупные хлопья, а альбумины – мелкие, что увеличивает поверхность для контакта с ферментами гидролиза.

В женском молоке содержатся и протеолитические ферменты.

14. Основным компонентом жира женского молока является триглицериды. У детей в силу низкой активности липазы поджелудочной железы и низкой концентрации конъюгированных желчных солей гидролиз жира затруднен. В грудном молоке содержание пальмитиновой кислоты ниже, что способствует более легкому гидролизу. Пищевая ценность триглицеридов коровьего молока ниже, чем женского, в силу большего образования свободных жирных кислот, которые выводятся. Коэффициент усвоения жира женского молока на 1-й неделе жизни составляет 90 %, коровьего – 60 %, в дальнейшем несколько повышается. Состав жира женского молока также отличен от коровьего. В составе жира женского молока преобладают ненасыщенные эссенциальные жирные кислоты, которые не синтезируются в организме человека, особенно на первом году жизни. В коровьем молоке они содержатся в крайне малом количестве. Высокое содержание эссенциальных жирных кислот имеет большое значение для развития мозга, сетчатой оболочки глаз, становления электрогенеза. В женском молоке по сравнению с коровьем большее содержание фосфатидов, которые обеспечивают замыкание привратника при переходе пищи в двенадцатиперстную кишку, что приводит к равномерной эвакуации из желудка, способствуют синтезу белка. Абсорбционный коэффициент жира женского молока составляет 90 %, для коровьего молока – менее 60 %. Объясняется этому присутствием фермента липазы в женском молоке с его большей активностью в 20–25 раз. Расщепление липазой жира молока обеспечивает активную кислотность в желудке, что способствует регуляции его эвакуаторной функции и более раннему выделению панкреатического сока. Другой причиной лучшей усвояемости жира женского молока является стереохимическое расположение жирных кислот в триглицеридах.

15. Количество молочного сахара (лактозы) в женском молоке больше, чем в коровьем, причем в женском это b-лактоза, которая медленнее усваивается в тонкой кишке и обеспечивает рост грамположительной бактериальной флоры в толстой кишке. преимущественное содержание лактозы среди сахаров женского молока имеет большое биологическое значение. Так, ее моносахарид галактоза непосредственно способствует синтезу галакто-цереброзидов мозга. Преимущественное содержание в женском молоке лактозы (дисахарида), обладающей большей энергетической ценностью, но равной моносахаридам осмолярностью, обеспечивает осмотическое равновесие, оптимальное для усвоения пищевых веществ.

16. Соотношение кальция и фосфора в женском молоке составляет 2–2,5: 1, в коровьем – 1: 1, что сказывается на их всасывании и усвоении. Коэффициент усвоения кальция женского молока составляет 60 %, коровьего – всего 20 %. Оптимальные показатели обмена наблюдаются в случае поступления с женским молоком от 0,03 до 0,05 г кальция и фосфора на 1 кг массы тела, а магния – более 0,006 г/(кг в сутки). Женское молоко богаче коровьего железом, медью, цинком, жирорастворимыми витаминами.

3. Значение молозива в питании новорожденных первых дней жизни. Характеристика молозива

Молозиво – клейкая густая жидкость желтого или серо-желтого цвета, которая выделяется в конце беременности и в первые 3 дня после родов. При нагревании легко створаживается. В молозиве больше белка, витамина А, каротина, аскорбиновой кислоты, витаминов В12, Е, солей, чем в зрелом молоке. Альбуминовая и глобулиновая фракции превалируют над казеином. Казеин появляется лишь с 4-го дня лактации, его количество постепенно увеличивается. До прикладывания ребенка к груди в молозиве содержание белка наивысшее. Особенно много в молозиве YgА. Жира и молочного сахара в молозиве меньше, чем в зрелом молоке.

Молозиво содержит лейкоциты в стадии жирового перерождения, макрофаги в значительно количестве, лимфоциты. В-лимфоциты молозива синтезируют секреторный YgА, который вместе с фагоцитами формирует местный иммунитет кишечника, когда происходит интенсивное бактериальное заселение организма новорожденного.

Белки молозива всасываются в неизмененном виде в силу идентичности белкам сыворотки ребенка.

Молозиво является промежуточной формой питания между периодами гемотрофного и амниотрофного питания и началом лактотрофного (энтерального) питания. Энергетическая ценность молозива в первый день составляет 1500 ккал/л, во 2-й – 1100 ккал/л, в 3-й – 800 ккал/л.

4. Естественное вскармливание и техника введения прикорма

Естественное вскармливание – кормление ребенка посредством прикладывания к груди его биологической матери. Оно представляет единственную форму адекватного питания для ребенка после рождения и в течение 1–1,5 лет жизни.

Первое прикладывание новорожденного в родильном доме осуществляется одновременно с процедурой первого контакта. Нормальный доношенный ребенок к моменту рождения имеет все для того, чтобы успешно сосать грудь согласно врожденной программе поиска питания в течение 120–150 мин после рождения: карабканье к груди матери, координированное действие ручек и рта в активном поиске соска с широко открытым ртом, цепкое присасывание к груди и энергичное насыщение до наступления засыпания.

Грудное вскармливание нужно начинать в течение первого часа после рождения, когда оба рефлекса ребенка (поисковый и сосательный) и чувствительность области соска (ареолы) к тактильной стимуляции у матери наивысшие. Кожный контакт после родов должен быть близким – на животе матери после неосложненных родов. При кормлении ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном «бодательном» движении головкой, поднимающим грудь, и затем как бы накладывая ее при движении груди вниз, на широко раскрытый рот, с подкладыванием под грудь опущенным, но не высунутым языком. Захват только одного соска без ареолы и последующее его сосание неэффективны и сразу приводят к образованию трещины. Эффективность сосания определяется ритмичным массажем ареолы языком ребенка. Если сосание при первом кожном контакте не состоялось, то держать ребенка у груди более 2 ч нецелесообразно. Неэффективно и прикладывание ребенка или создание кожного контакта через 2–3 ч после родов.

Хороший захват материнского соска ртом ребенка обеспечивает ему достаточную легкость сосания, хорошую рефлекторную регуляцию дыхания, сопряженного с сосанием груди. Наблюдение за кормлением должно быть ориентировано на достижении акта глотания молока, о котором можно судить и по выраженности глотательных движений, и по звуку, сопровождающему глотание.

Прикладывание ребенка к груди должно осуществляться уже с первого дня, по любому знаку голода или дискомфорта со стороны ребенка. Знаками голода могут быть активные сосательные движения губ или вращательные движения головки с различными звуковыми знаками еще до крика. Частота прикладывания может быть 12–20 и более в сутки. Перерыв между дневными кормлениями может и не достигать 2 ч, между ночными быть не более 3–4 ч.

Наиболее закономерные дефицитные состояния при естественном вскармливании.

1. Недостаточность витамина К в первые несколько дней жизни возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке или по причине малого потребления молока в этот период. Рекомендуется однократное парентеральное введение витамина К новорожденным.

2. Недостаточность витамина D возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке и недостаточной инсоляции. Рекомендации: 200–400 МЕ витамина D в сутки в тот период, когда нет регулярной инсоляции.

3. Необходима коррекция по йоду матери и ребенка в регионах с неоптимальной природной обеспеченностью. Рекомендации: однократное внутримышечное введение йодированного масла.

4. Дефицит железа. Из 1 л материнского молока ребенок получает около 0,25 мг железа, из других пищевых источников – примерно столько же.

При естественном вскармливании дотация железом должна осуществляться лекарственными препаратами железа или через смеси, обогащенные железом, при необходимости введения докормов.

5. Недостаточность фтора требует применения микродоз – 0,25 мг в сутки начиная с 6 месяцев и в дальнейшем.

Введение прикормов зависит от качества женского молока. Оптимальное вскармливание при хорошем питании беременной и кормящей вполне может обеспечить развитие ребенка без прикормов до 1–1,5 лет.

Отсутствие уверенности в оптимальном вскармливании требует введения густого прикорма в интервале от 4 до 6 месяцев.

5. Блюда прикорма и сроки их назначения при естественном вскармливании

В качестве обучающего прикорма можно использовать 50–20 г тертого яблока или фруктового пюре. При хорошем глотании, хорошей переносимости и отсутствии аллергической реакции его можно давать регулярно на прикорм и перенести на начало кормления. Наиболее подходящий возраст – между 16-24-й неделей жизни, длительность этого прикорма – 2–3 недели (см. табл. 4).

Показанием к введению основного (или энергетически значимого прикорма) является явное проявление неудовлетворенности ребенка получаемом объемом молока при таком состоянии его физиологической зрелости, когда эта неудовлетворенность уже может быть компенсирована именно густым прикормом. У некоторых детей могут формироваться объективные признаки недостаточности питания даже при отсутствии беспокойства и крика: дети становятся апатичными, снижается двигательная активность, происходит замедление темпа весовых прибавок. Условия введения прикорма:

1) возраст более 5–6 месяцев;

2) сложившаяся адаптация к продвижению и глотанию густой пищи при использовании обучающего прикорма;

3) состоявшееся или текущее прорезывание части зубов;

4) уверенное сидение и владение головкой;

5) зрелость функций желудочно-кишечного тракта.

Таблица 4. Примерная схема естественного вскармливания детей 1-го года жизни (Институт питания РАМН, 1997 г.)

Сначала вводится пробная доза прикорма – 1–2 ч. л. и затем при хорошей переносимости происходит быстрое наращивание до 100–150 мл пюре из фруктов или овощей или каши без соли и сахара на основе гречневой крупы или риса.

Этапы расширения прикорма:

1) обучающий прикорм;

2) одно овощное пюре (из картофеля, моркови, капусты) или фруктовое пюре (из бананов, яблок). Лучше использовать продукты, выпущенные производством;

3) каши безглютеновые (из рисовой, кукурузной, гречневой круп);

4) дополнение овощного пюре мясным фаршем, рыбой или мясом птицы из мясных консервов для детского питания, расширение овощей и фруктов, кроме цитрусовых. Срок адаптации – 1–1,5 месяца;

5) каши на пшеничной муке;

6) заменители коровьего молока для детского питания, неадаптированные молочные продукты (молоко, кефир, йогурт, творог), цитрусовые и их соки, яичный желток вкрутую;

7) начало «кусочкового» кормления: печенье, кусочки хлеба, нарезанные фрукты, паровые котлеты.

Общее суточное количества молока (грудного или в смеси) ни в каком периоде первого года жизни не должно быть меньше 600–700 мл, его следует распределять равномерно в течение дня.

К концу первого года жизни вместо смесей группы «follow up» для молочного компонента рациона целесообразно использовать заменители коровьего молока для детей 2-3-го года жизни «Энфамил Юниор» фирмы «Мид Джонсон».

При хорошей переносимости блюд прикорма и аппетите ребенка объем одной порции кормления может к III–IV кварталу первого года составить 200–400 г.



Публикации по теме